Педагогика
УДК 378.14.015.62
магистр педагогики, ассистент Невзорова Екатерина Дмитриевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАЦКОГО СТАНА
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению культурного содержания и компонентов социокультурной среды Кацкого стана. Обоснована возможность рассмотрения культурных особенностей Кацого стана в формате структурных элементов социокультурной среды на основе терминологического анализа понятий культурной, этнической, этнокультурной и социокультурной сред. Рассмотрены следующие компоненты социокультурной среды Кацкого стана: территория проживания, самоназвание, наличие собственного языка, фольклор, символика, специфика уклада жизни и ведения хозяйства, обычаи и традиции.
Ключевые слова: социокультурная среда, Кацкий стан, этнографический музей, фактор, развитие личности.
An^taHo^ The article is devoted to the consideration of the cultural content and components of the socio-cultural environment of the Katsky Stan. The possibility of consideration of cultural characteristics of Katsky Stan in format of structural elements of the sociocultural environment on the basis of the terminological analysis of the concepts of cultural, ethnic, ethno-cultural and socio-cultural environments. There considered the following components of Katsky Stan's socio-cultural environment: the territory of residence, self-designation, having its own language, folklore, symbolism, specifics of way of life and farming, customs and traditions.
Keywords: socio-cultural environment, Katsky camp, ethnographic Museum, factor, personal development.
Введение. Культура поддерживает и обеспечивает связь между поколениями, включает в себя опыт прошлого и современность. Сочетание интерпретации прошлого и актуальные культурные основания настоящего определяют содержание этнокультурной идентичности сегодня. Этнокультурная идентичность -это та категория, которая относится к осознанию человеком принадлежности к конкретной этнической общности через культуру, на основе ее присвоения и осознания как «своей».
Аналитическое рассмотрение вопроса, составившего предмет исследования, требует определиться с основными понятиями. Таковыми являются в данном случае социальная, культурная, социокультурная, этническая и этнокультурная среда. Все эти понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны, они представляют собой, кроме того, проявление того или иного угла зрения на рассматриваемые явления с опорой на определенные системы научных взглядов - социологические, культурологические, психолого-педагогические, этнологические. Причем, с позиций любой из перечисленных научных областей, учитывается не только присущий этой области аспект, но и влияние среды на личность, то есть практически во всех теориях сред можно проследить антропологический аспект.
В частности, социокультурная среда определяется как система материальных и духовных условий, в которых формируется и реализуется личность [91. Наиболее полная характеристика современного состояния исследований в области сред представлено В.А. Ясвиным. Он выделил ряд взаимодополняющий позиций, в частности, то, что в качестве агента взаимоотношений со средой рассматривается развивающаяся личность, а среда понимается как совокупность условий, обстоятельств, событий, факторов и влияний на развивающуюся личность, а также развивающих личность возможностей [151. Взаимное влияние среды и личности очевидно: среда оказывает влияние на развитие личности, а затем, развиваясь, личность начинает оказывать влияние на среду. Влияние среды на личность обусловлено и тем, что она наполнена определенным культурным содержанием, ценности культуры играют важную роль в такой среде. Этнокультурная среда - это организованное пространство, основанное на культурном наследии, направленное на развитие личности, обогащение жизненного опыта; явление социально-историческое, в нем находит отражение генетическая память этноса [21. Как видно из определения, в понятии этнокультурной среды отражены такие ее ключевые характеристики, как связь с прошлым и культурная составляющая, присущая этносу. Необходимо конкретизировать, что именно является составляющими этих характеристик и выступает в качестве критериев этноса и этнокультурной среды. Исследователи сходятся во мнении, что к таким идентифицирующим критериям относятся территория, язык, хозяйственная деятельность, обычаи, традиции, обряды, самоназвание, национальные психологические особенности, такие, как национальный характер, национальное самосознание. Признаками этнокультурной среды обладает Кацкий стан.
Изложение основного материала статьи. Кацкий стан - это территория, располагающаяся в бассейне реки Кадки на западе Ярославской области. Кацкий стан также называют кацкой волостью или волостью Кадка. Территориально затрагивает части Мышкинского, Угличского и Некоузского районов. Центр Кацкого стана располагается в селе Мартыново.
Впервые местность упоминается 1461 году в духовной грамоте (завещании) князя московского Василия Темного. Документ сообщал следующее: «...а у сына своего у Андрея у Большого из удела даю своей княгине... Кадку». С 1575 года, со времен Ивана Грозного территория получает название «Кацкий стан».
Существует и легенда, которая рассказывает о происхождении названия реки Кадки, которая и дала название местному населению. Согласно ей, на людей, населяющих эти земли, напали враги, многие были убиты, а уцелевшие страдали от жажды. Тогда один из выживших мужчин нашел в русле реки родник. Он взял кадку или кадушку (большую деревянную бочку), выбил дно и установил на роднике. Кадушка наполнилась чистой ключевой водой и все, отправляясь к этому месту, говорили: «пошли на кадку!». Отсюда и появилось такое название, а местные жители стали называть себя кацкарями.
Не случайна очевидная параллель самоназвания «кацкари» с «сицкарями» (население бывшего Мологского уезда в нижнем течении реки Сить), которые также долгое время считались субэтнической группой с особыми культурными традициями. Считается, что сицкари отличались характером, говором, обрядами и промыслами. Сейчас они практически прекращают существование.
В начале прошлого века Кацкий стан включал в себя более 130 селений, в которых проживало более 22 тысяч местных жителей. В это время здесь функционирует 12 церквей, 9 часовен, 23 ветряные мельницы, 27 школ, 14 кузниц, 11 маслобойных, один кирпичный и 6 сыроваренных заводов. Была развита внутренняя
торговля. Сегодня Кацкий стан объединяет около 60 селений и чуть больше 1500 человек местных жителей. За сотню лет жизнь в Кацком стане существенно изменилась, во многом это связано с оттоком населения.
Этнографический музей кацкарей обеспечил приток туристов и дал новые рабочие места для населения. Этому предшествовало появление краеведческого издания «Кацкая летопись» и одноименного клуба [6]. Первый номер газеты вышел в 1992 году и был посвящен престольному приходскому празднику Успеньё, название которого согласно нормам кацкого диалекта произносится с безударной «ё». Первые два номера издания вышли приложением к газете «Волжские зори» города Мышкин, с 1993 выходит самостоятельно. Свое название газета (с 2002 года преобразованная в журнал) и клуб получили по старинному названию местности. Развитие «культурного проекта» развивалось под руководством Сергея Николаевича Темняткина - учителя истории и краеведения.
«Кацкая летопись» - едва ли не единственное в России периодическое издание краеведческой тематики, выпускаемое в деревне, причём вот уже почти 30 лет. Оно является главным транслятором идей возрождения кацкой культуры и публикует исторические, краеведческие, фольклорные, генеалогические материалы, подготовленные как местными авторами, так и специалистами Государственного архива Ярославской области, Ярославского музея-заповедника и др. При этом особое внимание уделяется кацкому диалекту.
В публикациях С. Темняткина, О. Перовой, А. Румянцевой, Е. Куликовой и других часто встречается самобытная лексика (примаскалить, гляженный, заволосной, прилобуниться, бахорить и многое другое). В авторской речи звучит отличная от русского литературного языка фонетика (по-кацкиЕ, бОльнё, дожидАётся, бёзгодОвой) и морфология (рАжоё бёлО - прилагательное, существительное; башУра -существительное; рЫня - прилагательное) [10].
Статьи «Кацкой летописи» отсылают к осознанию особой кацкой идентичности. Так, например, в журнале мы находим рубрики, напрямую связанные с этнической идентичностью кацкарей [8]. Это рубрики «Я покону кацкого», «Этнографические страницы», «Кацкий стан сегодняшний», «Моя кацкая Русь», которые рассказывают читателю, например, о преподавании кацкого языка в местной школе, об особом отношении кацкарей к религии, об их традиционной хозяйственной деятельности и т.д.
Как отмечает В. Баранова, кацкари в целом положительно относятся к деятельности активистов и краеведов, большинство жителей кацкой волости весьма довольны, что у них есть собственный журнал и музей. Но она также обращает внимание на то, что среди молодых информантов достаточно широко распространено представление о том, что хорошо говорят по-кацки именно старики, соответственно, в «Кацкой летописи» реконструируется, прежде всего, их речь [3]. Однако представители старшего поколения, вопреки этим представлениям, не считают себя «эталонными носителями» кацкого языка, а отсылают к материалам издания и составителям словаря. В. Гулида говоря о кацком проекте, ссылается на публикацию В.Барановой и отмечает, что вероятно проект обрёл все основные признаки настоящего языка и социальные аспекты его присутствия в публичной жизни [5]. По ее мнению, Сергей Темпяткин является не только народным лингвистом, но и языковым политиком. К. Викторова рассуждает о кацкарях в контексте формирования локальной и этнической идентичности, сравнивая их с поморами - малой по численности, но самобытной этнографической группой русского народа на Баренцевом и Белом морях [4]. И действительно, можно провести некоторые параллели между культурными традициями кацкарей и поморов. Один из примеров атрибутики - наличие у тех и у других безликих кукол. Так, по поверьям, в них не смогут вселиться злые духи и навредить владельцу.
Музей кацкарей был создан в 1994 году в виде маленькой комнатки на втором этаже местного дома культуры. Экспозиция была не очень большой и рассказывала об истории, укладе жизни и фольклоре кацкарей. Совсем иную форму он приобретает с 2000 года и с этого момента называется уже этнографическим музеем кацкарей. Что символично, в первый год нового столетия, местная жительница Григорьева Александра Ивановна, которой на тот момент уже было 87 лет, уезжала в город к дочери, ей стало тяжело самой содержать большой деревенский дом. Тогда и появилась идея открыть в избе музей, в котором были бы собраны предметы местного быта. Предложение было вполне естественным, поскольку с начала 90-х, уже почти десятилетие, существовал клуб «Кацкая летопись» [11] и одноименное издание, созданные для сохранения и возрождения традиционной местной культуры. Покупку дома 1911 года постройки профинансировало Правительство Ярославской области. С этого момента начинается история этнографического музея кацкрей. Сейчас он состоит уже из нескольких деревенских домов, в которых представлены предметы быта и различные документы, связанные с жителями Мартыново и окрестностей. Сотрудники музея используют кацкий язык для общения с гостями. Наиболее популярная экскурсионная программа называется «Побахорим по-кацкие», то есть «Поговорим по-кацки».
Музей демонстрирует местный фольклорный театр коменничаний, традицонный для кацкарей. Комминичанье подразумевает интерактивные постановки исключительно комедийного содержания и участие двух сторон - комменников, то есть актеров, и гляженных, то есть зрителей. Для туристов сюжеты разыгрываются около 400 раз в год. Традиция сохранилась не только в туристической программе, но и продолжает существовать в реальной жизни. Так кацкари комменничают на различных торжествах: свадьбах, корпоративах, юбилеях, проводах на пенсию и т.д.
Повествование в постановках всегда ведется на кацком диалекте. У кацкарей есть традиционные сюжеты, в которые, в ходе повествования, они вплетают последние события деревни, поэтому игра актеров всегда импровизационная. У комменичанья нет четко очерченной сюжетной линии и строго закрепленных диалогов. Все эти черты делают местный театр исключительно самобытным явлением, отражающим узколокальные традции.
Здесь присутствуют и сквозные парные персонажи. Комичные сцены между собой разыгрывают баба Маня и дед Егор. Это собирательные образы, которые в утрированной форме демонстрируют особенности взаимоотношений пожилой пары. Баба Маня - властная, управляет собственным мужем, дед Егор -подчиняется, но при этом остается сам себе на уме. Из декораций, которые используются для разыгрывания диалогов между ними чаще всего только скамейка.
Другая пара персонажей - торапевт и бароня. Бароня, искаженное на кацком слово «барыня», торапевт -искаженное слово «терапевт». Повествование всегда основывается на том, что у барони что-то болит. За помощью она обращается к торапевту. Он, в свою очередь выбирает ей всегда одно и то же лекарство -полено. Комический эффект усиливает то, что бароня, излечившись, становится у торапевта санитарнкой. Вместе они отправляются лечить зрителей, которые теперь выполняют роли «лядящиех», то есть больных.
Лекарство для них подбирают то же самое. Для образа торапевта актер облачается в медицинский халат, шапочку, очки, у него есть медицинский чемоданчий и фонендоскоп. В образе барони всегда используется яркая шаль и длинная юбка.
Часто в комменьчаньи для усиления комического эффекта женщины исполняют мужские роли, а мужчины - женские. При этом костюмы на них самые простые. Для изображения женщины достаточно надеть платок, юбку и передник, для изображения мужчины - шапки ушанки и телогрейки. Грим тоже достаточно схематичен, в нем часто присутствует сажа.
Главной чертой комменичанья явлется взаимодействие с аудиторией. Во время действия принято комментировать происходящее из зала. Актеры же, в свою очередь, должны в юмористической форме отреагировать на каждую из реплик. Процесс может происходить при перемещении из избы в избу. Поэтому, декорации всегда очень условны.
По воспоминаниям старожилов в первом десятилетии 20 века комменичанье уже было весьма распространено. Главным образом сценки разыгрывались на «биседах» - местных собраниях молодёжи. Они проходили в холодное время года, начиная с Филиппова дня (27 ноября) и длились до Масленицы. Молодежь собиралась для рукоделия, игр и танцев. На «биседах» появлялись и «гляженные». Только если сейчас так называют зрителей, то раньше такое название давали семейным «оннодеревенцам» (то есть однодеревенцам), которым нельзя было принимать участие в увеселениях молодежи, но можно было наблюдать за происходящим со стороны.
Традиции и обычаи местного населения сохранились и сегодня. Так, к примеру, у современного Кацкого стана есть собственный герб. Он состоит из нескольких элементов: топора, секиры и креста, вписанных в круг, который символизирует солнце. Топор и секира - обереги, связанные с местными мифами. Солнце кацкари ассоциируют с белой коровой, приносящей счастье. Эти и другие элементы традиционной локальной культуры здесь бережно сохраняются и возрождают. Для передачи собранных знаний Сергей Темняткин ввел в школе уникальный предмет - «Кацковедение». Он сам разработал учебник, содержащий сведения о диалекте, обычаях, фольклоре, мифах кацкарей. Подобные «уроки» публикуются и на страницах «Кацкой летописи» и доступны для всех, что хочет поближе познакомиться с кацкой культурой.
В 2004 году на основе изучения истории и современности кацкарей, их диалекта и фольклора, Темняткин написал и издал книгу «Моя кацкая Русь» [13], за которую он был удостоен премии «Серебряный голубь».
Выводы. Изучение Кацкого проекта приобретает особую значимость в условиях противоречий современной социокультурной среды, в которой сталкиваются тенденции глобализации, в том числе в сфере информации (усреднение, стандартизация языка), с одной стороны, и стремление к сохранению культурного и языкового самосознания, этнической и культурной идентичности - с другой. Кацкий стан представляет собой специфическую социокультурную среду, оказывающую влияние на формирование личности всех его жителей, а они, в свою очереь, являются носителями уникальной культуры и благодаря их деятельности происходит возрождение и воссоздание культуры кацкарей. Социокультурная среда кацкого стана характеризуется целым рядом компонентов: территорией проживания, наличием собственного языка, фольклора, символики, специфики уклада жизни и ведения хозяйства, обычаев и традиций.
Литература:
1. Ариарский, М.А. Педагогическая культурология [Текст]: [монография: в 2 т.] / М.А. Ариарский; М-во культуры Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор». Санкт- Петербург: Концерт, 2012. Т. 1: Методология и методика постижения культуры. 399 с.
2. Алибекова Заира Нажмудиновна Этнокультурная среда как фактор аксиологического воспитания школьников // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2014. №3 (28). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/etnokultumaya-sreda-kak-faktor-aksiologicheskogo-vospitaniya-shkolnikov (дата обращения: 24.12.2020).
3. Баранова В.В. Составление словаря и рождение нового языка. Материалы конференции «Народная лингвистика» // Антропологический форум / Главный редактор А.К. Байбурин. СПб., 2014. № 21. С. 27-36.
4. Викторова К.В. Поморы и кацкари: формирование локальной и этнической идентичности у двух групп русскоязычного населения современной России// Полевая этнография: Материалы Междунар. науч. конференции / Под ред.В.А. Козьмина. СПб., 2004. С. 92-96.
5. Гулида, В.Б. Конференция «Народная лингвистика»: взгляд носителей языка на язык [Текст] /
B.Б. Гулида // Вопросы языкознания. 2013. № 5. С. 136-144.
6. Ермолин, Е.А. "Кацкий стан": концептуализация и практика культурного проекта/ Е.А. Ермолин // Национальное культурное наследие России: региональный аспект. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией С.В. Соловьевой. Самара: СГИК, 2017. С. 189-192.
7. Зарецкий Ю.П. Кто такие кацкари? / Ю.П. Зарецкий // «Мышкинская лоция». 2015. № 11 (17). С. 5-18.
8. Кацкая летопись. Газета краеведов. URL:http://kl-21.narod.ru (дата обращения: 24.12.2020)
9. Кулюткин, Ю.Н., Бездухов, В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя [Текст] / Ю.Н. Кулюткин, В.П. Бездухов Бездухов. Самара: СамГПУ, 2002. 400 с.
10. Невзорова, Е.Д. Стилистическое своеобразие публицистических материалов краеведческого издания «Кацкая летопись»: выпускная квалификационная работа / Невзорова Екатерина Дмитриевна. Ярославль, 2019. 73 с. Текст: непосредственный.
11. Некоммерческая организация Клуб «Кацкая летопись». Портал некоммерческих организаций Ярославской области. URL: https://nko76.ru/luchshie-praktiki/nekommercheskaya-organizaciya-klub-kackaya-letopis-2.html (дата обращения: 24.12.2020)
12. Сидоров, А. Примаскалили в XXI век. Живое путешествие в загадочную страну русских кацкарей. «Лента.ру» 25.08.2016 URL:https://lenta.ru/articles/2016/08/25/kazkari/ (дата обращения: 24.12.2020)
13. Соловьёв, Е. Как побахорить с кацкарями. Независимая газета. 09.07.2007. URL:http://www.ng.ru/ngregions/2007-07-09/15_kackari.html (дата обращения: 24.12.2020)
14. Темняткин С.Н. Моя Кацкая Русь: люди, предания, обычаи, верования зап. земель Яросл. края /
C.Н. Темняткин; [ред.: Е.А. Ермолин, А.М. Рутман; худож. Е.М. Чернова]; Администрация Яросл. обл. Ярославль: Александр Рутман, 2003. 189 с.
15. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В.А. Ясвин. М.: Народное образование, 2019. 448 с.