Научная статья на тему 'Соционика: аспекты использования новых знаний в организации учебно-воспитательной работы'

Соционика: аспекты использования новых знаний в организации учебно-воспитательной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соционика: аспекты использования новых знаний в организации учебно-воспитательной работы»

Большое внимание уделяется повышению интеллектуального уровня курсантов. Восстановлены тесные связи с театрами, музеями, постоянно действующими выставками города. Коллективы театров показывают шефские спектакли и концерты в клубе школы. Группа курсантов школы третий год участвует в постановке оперы "Хованщина" на сцене Новосибирского государственного театра оперы и балеты.

Ежегодно все курсанты участвуют в проведении двух фотоконкурсов на заданную тему, а также конкурса художественных народных промыслов. По взаимной договоренности с Новосибирским отделением союза художников в помещениях школы организуются 3-4 выставки в год картин сибирских художников.

Все перечисленные мероприятия позволяют поддерживать в коллективах командно-преподавательского состава, на курсах и в учебных группах благоприятную для творческого труда и обучения атмосферу товарищества, взаимопонимания и поддержки. Среди курсантов отсутствуют случаи оскорбительного отношения друг к другу, факты унижения чести и достоинства курсантов со стороны младших командиров.

Анализ практики закрепления выпускников школы в органах внутренних дел и проводимое ежегодное анкетирование показывает, что в процессе учебы в школе курсанты получают достаточные профессиональные знания, навыки общения с коллегами по работе и гражданами, быстро вживаются в милицейские коллективы и нарабатывают практический опыт оперативно-розыскной деятельности. Курсанты и выпускники школы гордятся своим учебным заведением, многие поддерживают постоянную связь с руководством, командно-преподавательским составом и курсантскими коллективами школы. Дети многих выпускников школы стараются поступить и обучаются в НССШМ МВД России. Командно-преподавательским составом проводится большая работа по ранней профессиональной ориентации подростков и их отбору для службы в органах внутренних дел на базе 10-11 классов 74-й школы Новосибирска. Учащиеся специализированных классов на базе школы проходят первоначальную физическую военную и юридическую подготовку.

Не случайно, что за период деятельности школы восемь ее выпускников удостоены званий высшего начальствующего состава МВД. Среди них руководители ГУВО и оперативно-поискового управления МВД России, УВД Кемеровской, Томской области, значительная часть руководящего состава УВД Новосибирской области также прошла обучение и воспитание в Новосибирской школе милиции. Семнадцать выпускников работают ныне в

учебных заведениях страны, имея ученую степень кандидата наук.

Вместе с тем практика работы по отбору в учебное заведение показала, что сегодня методика профессионального и особенно психологического отбора требует дальнейшего совершенствования.

Так, если по показаниям физиологического характера имеются четкие критерии, препятствующие приему на службу и учебу, то заключения психофизиологических лабораторий носят лишь рекомендательный характер. Это приводит к тому, что, заранее зная об обнаруженных качествах поступающего, мы не можем официально отказать ему в доступе к сдаче экзаменов, а при их успешной сдаче — к учебе. В последующем это приводит к большому отсеву за допущенные нарушения в поведении и дисциплине. Возникают и проблемы юридического порядка, когда лица, которым отказано в допуске к экзаменам, опротестовывают это решение в судах.

Поэтому было бы целесообразным внести соответствующие дополнения и изменения как в инструкцию по медицинскому и психофизиологическому обследованию абитуриентов, так и в положение об учебном заведении МВД. В противном случае руководители учебных заведений не смогут должным образом влиять на качество профессионально-психологичес-кого отбора.

СОЦИОНИКА: АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Научный сотрудник группы психологического обеспечения Н.В.Ле сных

Омский юридический институт МВД России

Соционика — комплекс качественно новых знаний о людях и их взаимоотношениях, это понятие включает значительный объем знаний; ограничена лишь наша информированность о них. Спросите у себя, что Вам известно о соционике? Скорее, ничего. В то время, как соционика знает о Ваших характерологических качествах многое.

Даже неглубокое знакомство с социони-кой оказывает "терапевтический эффект самосознания" (1). Человек осознает свои недостатки и способности, понимает, что это — неизбежная плата за достоинства. Дело в том,

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, .\Ь2 (8)

89

что у каждого одни психологические функции развиты сильнее, другие — слабее. Человек, использующий уязвимые функции, легко подвергается перенапряжению, быстро устает, что чревато срывами и психосоматическими заболеваниями (2). Знание соционики позволяет человеку оценить свое место в жизни, ему становятся понятными причины неудач в одних и достижений в других областях деятельности.

Люди, обладающие навыками определения социотипов (т.е. индивидуальных типов) лучше понимают мотивы, которые движут окружающими. Более того, изучая соционику, они постигают принципы, по которым строятся отношения между разными людьми. Становятся объяснимыми непонятная ранее неприязнь и стремление избежать общения с тем или иным человеком, с другой стороны — радость при встрече с некоторыми людьми, стремление к общению с ними.

Концентрируя подобные знания, социони-ка позволяет не только оптимизировать личные отношения, но и создать комфортные условия для работы в коллективе. В соционике разработана и практически опробована теория малых групп, когда специалистов подбирают для решения задачи. Поставленная задача будет решена быстро и качественно, поскольку при взаимодействии участников группы используется эффект мозгового штурма.

В настоящей статье считаем возможным предположить основные направления использования комплекса соционических знаний в организации деятельности вуза Министерства внутренних дел.

1. Большой интерес представляет применение соционики в педагогике. В настоящее время разработана концепция обучения, учитывающая типы личности как обучаемых, так и преподавателей. Использование этой методики способно повысить успеваемость студентов и улучшить психологический климат в группах.

2. Знание соционики позволяет целенаправленно формировать устойчивые коллективы с оптимальным социально-психологическим климатом и высокой работоспособностью. Конечно, если рассматривать кафедру как "набор преподавателей", общающихся только на собраниях, то реализация рекомендаций соционики не оправдает затраченных усилий. Но для кафедры как коллектива ученых, совместно разрабатывающих актуальную проблему, ищущих истину в дискуссиях, правильный подбор социотипов жизненно необходим.

Указанные правила могут быть использованы при формировании рабочих групп для решения в сжатые сроки возникших перед руководством проблем — управленческих, организационных, хозяйственных и т.п. Для этого люди подбираются с учетом их компе-

тенции по конкретным вопросам. Причем компетентность в этом случае определяется не столько занимаемой должностью, сколько врожденными способностями человека, о которых нам свидетельствует его социотип. Можно привести пример того, что человек находится на своем месте в прямом смысле слова, но это скорее исключение, чем правило. Так устроен человек, что он подсознательно стремится усилить в течение жизни свои слабые функции. Это хорошо, но лишь в определенной степени. Чрезмерное увлечение таким "самоистязанием" зачастую приводит к тому, что у человека складывается карьера не в той сфере, где он мог бы максимально проявить свои таланты, а, наоборот, там, где ему труднее ориентироваться, где приходится прикладывать усилия, несопоставимые с результатом. Таким образом, принятое умело подобранной группой экспертов решение будет иметь гарантированно высокое качество.

3. Учет психических функций полезен и при распределении обучающихся по специальностям (следственной и оперативной). Различия между профессией следователя и оперуполномоченного требуют наличия соответствующих качеств у лиц, ими занимающихся. Поэтому при выборе направления обучения слушателям необходимо настойчиво рекомендовать ту или иную профессию.

Учет социотипов позволяет осуществлять более дифференцированный подход к подбору кандидатов для поступления в адъюнктуру из среды как слушателей, так и педагогов; поможет это и в правильном выборе научного руководителя.

4. Широкое применение соционика может найти и в организации работы на курсах. С учетом ее теоретических положений можно повысить эффективность управления как отдельными группами, так и курсом в целом, улучшить психологический климат среди курсовых офицеров. Грамотный подбор младших командиров обеспечивает оптимальную передачу принимаемых руководством решений до их непосредственных исполнителей.

С учетом наличия в институте специализированного психологического подразделения затраты на проведение социоанализа могут быть предельно минимизированы. Невозможно переоценить значение деятельности слаженной "команды", которую, в оптимальном варианте, может представлять собой коллектив слушателей под руководством офицеров.

Литература

1. Букалов A.B., Бойко А.Г. Соционика: Тайна человеческих отношений. — Киев, 1992. — С. 10.

2. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды: Соционика и социоанализ для руководителей. — Новосибирск, 1995. — С.З.

90

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №2(8)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.