Научная статья на тему 'Практика профессионально-психологического отбора в Новосибирской специальной средней школе милиции'

Практика профессионально-психологического отбора в Новосибирской специальной средней школе милиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика профессионально-психологического отбора в Новосибирской специальной средней школе милиции»

ПРАКТИКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В НОВОСИБИРСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ МИЛИЦИИ

Начальник Новосибирской средней специальной школы милиции МВД России Ю.В.Егоров

С переходом учебных заведений МВД России на прием для обучения преимущественно лиц 17-летнего возраста, сразу после окончания ими общеобразовательных школ, не имеющих жизненного опыта и не прошедших воинской подготовки, резко возросло значение тщательного профессионально-психологического отбора. Не случайно в последние годы при отборе кандидатов для поступления в учебные заведения МВД, кроме медицинского обследования, введено обследование психофизиологическое.

Это связано с тем, что правоохранительная деятельность, осуществляемая в социальной сфере, находится в значительной зависимости от личностных свойств людей, выполняющих правоохранительные функции. Такое влияние может быть и положительным, и отрицательным. Естественно, что если мы хотим добиться общего положительного результата в обеспечении правопорядка и повышения уровня успеваемости самой правоохранительной деятельности, представляется необходимым использовать личностные свойства, которые наиболее эффективно будут влиять на достижение конечного результата. Изучение показывает, что в каждой конкретной ситуации правоохранительной деятельности происходит динамичное выстраивание системы личностных свойств, обеспечивающих ее продуктивность. При этом в системе базовых свойств (интеллектуальных, волевых, эмоциональных) выделяются наиболее важные, необходимые для успешной правоохранительной деятельности в последующем.

Проведенное лабораторией медицинских проблем при ГМУ МВД России изучение (с помощью модифицированного опроса Лип-мана и методики "мотивационный профиль личности") психологических свойств сотрудников органов внутренних дел показало, что наиболее важными интеллектуальными свойствами являются такие, как: "умение выбирать из большого объема информации ту, ко-

торая необходима для решения данной задачи"; "умение делать выводы из противоречивой информации"; "умение доходчиво излагать свои мысли и намерения" и др.

Среди волевых свойств это: "способность длительное время сохранять устойчивое внимание"; "напряженно работать в монотонных процессах"; "способность к быстродействию в условиях дефицита времени" и т.д.

Не менее важными являются эмоциональные свойства, наиболее значимыми из которых представляются: "уравновешенность поведения"; "самообладание в конфликтных ситуациях"; "стремление к справедливости"; "стремление к моральному удовлетворению от результатов своей работы"; "склонность к общественному признанию правоохранительной деятельности".

Бесспорно, что успешность правоохранительной деятельности может быть достигнута при наиболее целесообразном сочетании этих профессионачьно 1шкных личностных свойств, а также высоком уровне морального состояния и нравственного содержания личности как индивидуума.

Особенно важным представляется это утверждение для тех учебных заведений МВД, которые осуществляют подготовку сотрудников для оперативных служб органов внутренних дел. Именно они постоянно испытывают огромное психологическое воздействие преступной среды, вынуждены работать в обстановке противодействия окружающих, в стрессовых ситуациях.

Поэтому совершенно закономерным является усиление внимания к проблемам использования методов психологии для повышения результативности правоохранительной деятельности органов внутренних дел. .

Внимание в этой проблеме резко повысилась в 80-90-х годах, когда стало очевидным, что такие методы повышения успеваемости правоохранительной деятельности, как увеличение численности сотрудников, штат-но-структурные изменения и организационные меры, не дают ощутимого результата.

Поэтому кадровым аппаратом и педагога-чес ким коллективом Новосибирской школы милиции выработана и действует достаточно жесткая система психологического отбора кандидатов для обучения и последующего сопровождения каждого курсанта в ходе учебы.

Приемной комиссией тщательно изучается каждое личное дело поступающего: характеризующие материалы, материалы спецпроверок, стажировки в органах внутренних дел, результаты медицинского обследования и особенно — данные, характеризующие психологическое состояние личности. По результатам такого изучения приемной комиссией в 1995 г. отказано в допуске к сдаче вступительных экзаменов 134, в 1996 г. — 128 кандидатам. Однако и при этом конкурс при сдаче экза-

менов остается на уровне 5 человек на место. Изучение названных характеристик поступающих продолжается и в период прохождения сборов в загородном учебном центре, и в ходе сдачи вступительных экзаменов. К этой работе привлекается командный состав и преподавателей школы, которые закрепляются за группами абитуриентов. Собранные сведения используются при решении вопроса о зачислении в школу при равных экзаменационных баллах поступающих. Перед приемной комиссией по специально разработанной системе проводится изучение кандидатов на учебу с целью выяснения их общей эрудиции и мотивов поступления в школу. Выявляется уровень интеллектуального развития и эмоционального состояния будущих курсантов.

После сдачи вступительных экзаменов с зачисленными на обучение проводятся подготовительные сборы, на которых поступившие знакомятся с правилами обучения, проживания, поведения в школе милиции, основными документами, регламентирующими службу в органах внутренних дел, задачами, стоящими перед правоохранительными органами и морально-нравственными требованиями, которые предъявляются к сотруднику милиции.

Вторым проблемным моментом, на наш взгляд, является вопрос об определении морально-психологических и нравственных качеств, которыми должен обладать сотрудник милиции, ведущий оперативно-розыскную работу в преступной среде, и которые отличают его как профессионала от всех остальных работников органов внутренних дел.

Мы считаем, что оперативный работник, кроме качеств, которые заложены в Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, в требованиях Директивы № 1 от 19 июня 1996 г. должен быть компетентным, любознательным, психически и физически выносливым, дисциплинированным, коммуникативным, идейно убежденным в необходимости активной оперативно-розыскной работы в целях успешной борьбы с преступностью.

С этой целью руководством и командно-преподавательским составом школы принят ряд мер, направленных на усиление воспитательной учебной работы, мобилизацию личного состава на совершенствование организации учебного процесса, повышение успеваемости и укрепление служебной дисциплины.

В основу организационных мероприятий и были положены требования Директивы Министра внутренних дел Российской Федерации № 1 1996 г. "О неотложных мерах по конкретному улучшению работы с личным составом в системе МВД России". Создана система правового информирования личного состава, постоянно действует семинар по обучению руководителей коллективов основам

воспитательной работы, обобщению передового опыта работы с курсантами. Активно проводится работа по формированию у курсантов нравственных установок, необходимых сотруднику милиции, привитию интереса к опе-ративно-розыскной деятельности, воспитанию верности Присяге, соблюдению норм Кодекса чести сотрудника МВД, точному соблюдению норм Конституции и действующего законодательства. Для этого соблюдается ритуал зачисления в курсанты, принятия Торжественного обещания курсанта Новосибирской специальной средней школы милиции, зажжения Огня памяти и возложения венков к мемориалу выпускников и курсантов школы, павших в борьбе с преступностью. Он создан на территории силами самих курсантов. В день принятия Присяги приглашаются представители общественности, ветераны школы, руководители крупных предприятий, представители администрации города и области, правоохранительных органов, родители курсантов.

В учебных группах первого курса развернуто соревнование за право принять Присягу 10 ноября вДень милиции. Курсанты, имеющие низкую успеваемость и дисциплину к принятию Присяги не допускаются.

Ход ритуала широко освещается в средствах массовой информации. Стало традицией принимать участие во всех государственных и городских торжествах. Курсанты школы не только несут службу по охране общественного порядка в эти дни, но и проходят торжественным маршем по улицам в День милиции. День защитника отечества, День Победы, демонстрируя милицейскую выправку, строевую выучку и слаженность подразделений; парадные расчеты возлагают цветы к мемориалу Славы сибиряков-гвардейцев и местам захоронения воинов, погибших в Великой Отечественной войне и воинов-интернационалистов. Проводятся встречи курсантов с руководителями погибших сотрудников.

Каждый новый учебный год начинается встречей с руководителями органов внутренних дел области — выпускниками школы, которые в учебных аудиториях рассказывают им о нелегком, но почетном труде сотрудника милиции, истории создания школы, ее традициях, о своих успехах и трудностях в службе.

Такие же беседы проводят и ветераны войны — бывшие работники школы. При этом осуществляется организованный просмотр кинофильмов героико-патриотического содержания и видеофильмов по истории школы.

В 1996 г. создан и работает музей истории Новосибирской школы милиции, в возрождении которого активное участие принимали преподаватели и курсанты. В настоящее время в музее проводятся занятия с учебными группами по профессиональной этике, истории развития органов внутренних дел.

Большое внимание уделяется повышению интеллектуального уровня курсантов. Восстановлены тесные связи с театрами, музеями, постоянно действующими выставками города. Коллективы театров показывают шефские спектакли и концерты в клубе школы. Группа курсантов школы третий год участвует в постановке оперы "Хованщина" на сцене Новосибирского государственного театра оперы и балеты.

Ежегодно все курсанты участвуют в проведении двух фотоконкурсов на заданную тему, а также конкурса художественных народных промыслов. По взаимной договоренности с Новосибирским отделением союза художников в помещениях школы организуются 3-4 выставки в год картин сибирских художников.

Все перечисленные мероприятия позволяют поддерживать в коллективах командно-преподавательского состава, на курсах и в учебных группах благоприятную для творческого труда и обучения атмосферу товарищества, взаимопонимания и поддержки. Среди курсантов отсутствуют случаи оскорбительного отношения друг к другу, факты унижения чести и достоинства курсантов со стороны младших командиров.

Анализ практики закрепления выпускников школы в органах внутренних дел и проводимое ежегодное анкетирование показывает, что в процессе учебы в школе курсанты получают достаточные профессиональные знания, навыки общения с коллегами по работе и гражданами, быстро вживаются в милицейские коллективы и нарабатывают практический опыт оперативно-розыскной деятельности. Курсанты и выпускники школы гордятся своим учебным заведением, многие поддерживают постоянную связь с руководством, командно-преподавательским составом и курсантскими коллективами школы. Дети многих выпускников школы стараются поступить и обучаются в НССШМ МВД России. Командно-преподавательским составом проводится большая работа по ранней профессиональной ориентации подростков и их отбору для службы в органах внутренних дел на базе 10-11 классов 74-й школы Новосибирска. Учащиеся специализированных классов на базе школы проходят первоначальную физическую военную и юридическую подготовку.

Не случайно, что за период деятельности школы восемь ее выпускников удостоены званий высшего начальствующего состава МВД. Среди них руководители ГУВО и оперативно-поискового управления МВД России, УВД Кемеровской, Томской области, значительная часть руководящего состава УВД Новосибирской области также прошла обучение и воспитание в Новосибирской школе милиции. Семнадцать выпускников работают ныне в

учебных заведениях страны, имея ученую степень кандидата наук.

Вместе с тем практика работы по отбору в учебное заведение показала, что сегодня методика профессионального и особенно психологического отбора требует дальнейшего совершенствования.

Так, если по показаниям физиологического характера имеются четкие критерии, препятствующие приему на службу и учебу, то заключения психофизиологических лабораторий носят лишь рекомендательный характер. Это приводит к тому, что, заранее зная об обнаруженных качествах поступающего, мы не можем официально отказать ему в доступе к сдаче экзаменов, а при их успешной сдаче — к учебе. В последующем это приводит к большому отсеву за допущенные нарушения в поведении и дисциплине. Возникают и проблемы юридического порядка, когда лица, которым отказано в допуске к экзаменам, опротестовывают это решение в судах.

Поэтому было бы целесообразным внести соответствующие дополнения и изменения как в инструкцию по медицинскому и психофизиологическому обследованию абитуриентов, так и в положение об учебном заведении МВД. В противном случае руководители учебных заведений не смогут должным образом влиять на качество профессионально-психологичес-кого отбора.

СОЦИОНИКА: АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Научный сотрудник группы психологического обеспечения Н.В.Ле сных

Омский юридический институт МВД России

Соционика — комплекс качественно новых знаний о людях и их взаимоотношениях, это понятие включает значительный объем знаний; ограничена лишь наша информированность о них. Спросите у себя, что Вам известно о соционике? Скорее, ничего. В то время, как соционика знает о Ваших характерологических качествах многое.

Даже неглубокое знакомство с социони-кой оказывает "терапевтический эффект самосознания" (1). Человек осознает свои недостатки и способности, понимает, что это — неизбежная плата за достоинства. Дело в том,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.