Научная статья на тему 'Социолого-мотивационное проектирование применения образования - определяющей детерминанты в реализации концепции «Опережающее образование»'

Социолого-мотивационное проектирование применения образования - определяющей детерминанты в реализации концепции «Опережающее образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / ТИПОЛОГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / DETERMINANTS OF SOCIALIZATION PROCESSES / TYPOLOGY / COMPETITIVE SPECIALISTS / EDUCATION / SOCIOLOGICAL DATA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забуга Е.В., Кармацкая Э.В., Коваль О.И., Коваль И.В.

Цель. Исследование направлено на изучение и анализ роли образовательно-мобилизационных детерминант потенциала студентов в социализационном процессе для формирования конкурентоспособных специалистов в реализации концепции «Опережающее образование». Методы. Для оценки эффективности проекта «Применение непосредственной производительной силы личностно ориентированной социологической науки в подготовке конкурентоспособных специалистов» в целом использовались методы социологических исследований: анкетирование; социологическое тестирование и ретестирование подготовки формируемых в вузах специалистов со способностями создавать конкурентные преимущества как для предприятий, так и социально-территориальных общностей и страны в целом, определялись возможности и готовность формируемых специалистов оптимизировать форму своей жизнедеятельности в различных социально-производственных и социально-психологических ситуациях; состояние удовлетворенности обучаемых освоением компонентов проекта; педагогические наблюдения; анализ социологического эксперимента за 2000-2016 годы; методы сравнительного анализа и математической статистики. Результаты. В ходе многолетних исследований была выявлена эффективность применения проекта, которая отражена в следующих показателях позитивных изменений в технологиях формирования социолого-управленческой, управленческо-инновационной грамотности у формируемых в вузе конкурентоспособных специалистов: возрастание уверенности в собственных силах как следствие сформированной социолого-управленческой грамотности (СУГ), проявляющейся в двух основных аспектах: в возрастании на 17-25% самооценки и ориентации студентов на успех; удовлетворенность студентов итогами участия в планировании своей деловой карьеры как форме научно-исследовательской деятельности составляет от 72,6 до 87,3 %; использование результатов научно-исследовательской и научно-познавательной деятельности в планировании своей деловой карьеры составляет 78-92 %; готовность к дальнейшему использованию своей социолого и инновационно управленческой грамотности в создании и совершенствовании интеллектуально инновационного типа жизнедеятельности социальных образований и их составляющих в управлении на мини, мезо-, макро-уровнях, которая является результатом возрастания в 2-2,4 раза интенсификации интеллектуальной деятельности студентов в процессе работы над карьерой. Научная новизна. Научная новизна заключается в исследовании причинно-следственных связей формирования единого социолого-управленческого, управленческо-инновационного, управленческо-изобретательского потенциала и социолого-управленческой, управленческо-инновационной, управленческо-изобретательской грамотности как определяющей детерминанты готовности специалиста к самостоятельной управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забуга Е.В., Кармацкая Э.В., Коваль О.И., Коваль И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A sociological motivational design of education - defined determinant in implementing the concept «advanced education»

Puropose. The research is aimed at studying and analyzing the role of education and mobilization potential determinants of socialization of students in the process for the formation of competitive specialists in the implementation of the «advanced education» concept. Methods. To assess the effectiveness of the project «The use of direct productive force of personality-oriented social science in the preparation of competitive specialists» generally used methods of sociological research: questionnaires; sociological testing and retesting of experts preparation formed in high schools with the ability to create a competitive advantage for both companies, social and territorial communities and the country as a whole, the author defines the capabilities and willingness of experts to optimize the form of their livelihoods in a variety of socio-productive and socio-psychological situations; satisfaction of students mastering the project components; teacher observations; sociological analysis of the experiment for the years 2000-2016; methods of comparative analysis and mathematical statistics. Results. The effectiveness of the project has been identified during the many years of research, which is reflected in the following indicators of positive changes in the technologies of forming sociological and management, managerial and innovative literacy competitive specialists formed in high school: increase in self-confidence as a result of formed the social and management literacy, which manifests itself in two main aspects: the increase at 17-25% of self-orientation and student success; student satisfaction with the results of participation in the planning of their business career as a form of research activities ranging from 72.6 to 87.3%; the use of the results of research and scientific-cognitive activity in the planning of their business career is 78-92%; willingness to further use of its sociological, innovation and management literacy in the creation and improvement of intellectual and innovative types of social formations life and their components in the management at mini, meso, macro-levels, which is the result of the increase in 2-2,4 times intensification of the intellectual activity of students in the process of working on a career. Scientific novelty. Scientific novelty lies in the study of cause and effect formation of a unified sociological and administrative, managerial and innovation, managerial and inventive capacity and sociological and management, managerial and innovation, managerial and inventive literacy as the defining determinants of professional readiness for self-management.

Текст научной работы на тему «Социолого-мотивационное проектирование применения образования - определяющей детерминанты в реализации концепции «Опережающее образование»»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

СОЦИОЛОГО-МОТИВАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ ДЕТЕРМИНАНТЫ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Забуга Е. В.

первый проректор, Сибирский институт бизнеса, управления и психологии (Россия), 660037, Россия, г. Красноярск,

ул. Московская, д. 7А, info@sibup.ru

Кармацкая Э. В.

директор колледжа, Сибирский институт бизнеса, управления и психологии (Россия), 660037, Россия, г. Красноярск,

ул. Московская, д. 7А, info@sibup.ru

Коваль О. И.

ведущий инструктор, Международная организация «Искусство жизни» (Россия), 109518, Россия, Москва, Грайвороново

квартал, д. 90А, корп. 5, кв. 94, olekoval07@rambler.ru

Коваль И. В.

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента, Сибирский институт бизнеса, управления и психологии (Россия), 660037, Россия, г. Красноярск, ул. Московская, д. 7А, info@sibup.ru

УДК 316.74:37 ББК 60.561.9

Цель. Исследование направлено на изучение и анализ роли образовательно-мобилизационных детерминант

потенциала студентов в социализационном процессе для формирования конкурентоспособных специалистов

в реализации концепции «Опережающее образование».

Методы. Для оценки эффективности проекта «Применение непосредственной производительной силы лич-

5 ностно ориентированной социологической науки в подготовке конкурентоспособных специалистов» в целом см

. использовались методы социологических исследовании: анкетирование; социологическое тестирование и рете-^ стирование подготовки формируемых в вузах специалистов со способностями создавать конкурентные преиму-¡9 щества как для предприятий, так и социально-территориальных общностей и страны в целом, определялись воз-ш можности и готовность формируемых специалистов оптимизировать форму своей жизнедеятельности в различных ^ социально-производственных и социально-психологических ситуациях; состояние удовлетворенности обучаемых 5: освоением компонентов проекта; педагогические наблюдения; анализ социологического эксперимента за 2000° 2016 годы; методы сравнительного анализа и математической статистики.

§ Результаты. В ходе многолетних исследований была выявлена эффективность применения проекта, кото-

,о рая отражена в следующих показателях позитивных изменений в технологиях формирования социолого-управленческой, управленческо-инновационной грамотности у формируемых в вузе конкурентоспособных

<г5 специалистов:

§ • возрастание уверенности в собственных силах как следствие сформированной социолого-управленческой

и грамотности (СУГ), проявляющейся в двух основных аспектах: в возрастании на 17-25 % самооценки и ориента-

|| ции студентов на успех;

Ьс • удовлетворенность студентов итогами участия в планировании своей деловой карьеры как форме научно-

щ исследовательской деятельности составляет от 72,6 до 87,3 %;

^ • использование результатов научно-исследовательской и научно-познавательной деятельности в планировании своей деловой карьеры составляет 78-92 %;

• готовность к дальнейшему использованию своей социолога и инновационно - управленческой грамотно© сти в создании и совершенствовании интеллектуально - инновационного типа жизнедеятельности социальных

Забуга Е. В., Кармацкая Э. В., Коваль О. И., Коваль И. В.

образований и их составляющих в управлении на мини, мезо-, макро-уровнях, которая является результатом возрастания в 2-2,4 раза интенсификации интеллектуальной деятельности студентов в процессе работы над карьерой.

Научная новизна. Научная новизна заключается в исследовании причинно-следственных связей формирования единого социолого-управленческого, управленческо-инновационного, управленческо-изобретательского потенциала и социолого-управленческой, управленческо-инновационной, управленческо-изобретательской грамотности как определяющей детерминанты готовности специалиста к самостоятельной управленческой деятельности.

Ключевые слова: детерминанты социализационных процессов, типология, конкурентоспособные специалисты, образование, социологические данные.

A SOCIOLOGICAL MOTIVATIONAL DESIGN OF EDUCATION-DEFINED DETERMINANT IN IMPLEMENTING THE CONCEPT «ADVANCED EDUCATION»

Zabuga Ye. V.

First Vice-Rector, Siberian Institute of Business, Management and Psychology (Russia), 7A, Moskovskaya St., Krasnoyarsk, Russia,

660037, info@sibup.ru

Karmatskaya E. V.

College Director, Siberian Institute of Business, Management and Psychology (Russia), 7A, Moskovskaya St., Krasnoyarsk, Russia,

660037, info@sibup.ru

Koval O. I.

Master Instructor, The International Organization «Art of Living» (Russia), ap. 94, building. 5, 90A, Grayvoronovo kvartal, Moscow,

Russia, 109518, olekoval07@rambler.ru

Koval I. V.

PhD (Sociology), Associate Professor, Department of Management, Siberian Institute of Business, Management and Psychology (Russia), 7A, Moskovskaya St., Krasnoyarsk, Russia, 660037, info@sibup.ru

Purpose. The research is aimed at studying and analyzing the role of education and mobilization potential determinants of socialization of students in the process for the formation of competitive specialists in the implementation of the «advanced education» concept.

Methods. To assess the effectiveness of the project «The use of direct productive force of personality-oriented social science in the preparation of competitive specialists» generally used methods of sociological research: questionnaires; sociological testing and retesting of experts preparation formed in high schools with the ability to create a competitive advantage for both companies, social and territorial communities and the country as a whole, the author defines the capabilities and willingness of experts to optimize the form of their livelihoods in a variety of socio-productive and socio-psy-chological situations; satisfaction of students mastering the project components; teacher observations; sociological analysis of the experiment for the years 2000-2016; methods of comparative analysis and mathematical statistics.

Results. The effectiveness of the project has been identified during the many years of research, which is reflected in the following indicators of positive changes in the technologies of forming sociological and management, managerial and innovative literacy competitive specialists formed in high school:

• increase in self-confidence as a result of formed the social and management literacy, which manifests itself in two main aspects: the increase at 17-25 % of self-orientation and student success;

• student satisfaction with the results of participation in the planning of their business career as a form of research activities ranging from 72.6 to 87.3 %>;

• the use of the results of research and scientific-cognitive activity in the planning of their business career is 78-92 ■%;

• willingness to further use of its sociological, innovation and management literacy in the creation and improvement of intellectual and innovative types of social formations life and their components in the management at mini, meso,

Забуга Е. В., Кармацкая Э. В., Коваль О. И., Коваль И. В.

macro-levels, which is the result of the increase in 2-2,4 times intensification of the intellectual activity of students in the process of working on a career.

Scientific novelty. Scientific novelty lies in the study of cause and effect formation of a unified sociological and administrative, managerial and innovation, managerial and inventive capacity and sociological and management, managerial and innovation, managerial and inventive literacy as the defining determinants of professional readiness for self-management.

Key words: determinants of socialization processes, typology, competitive specialists, education, sociological data.

В данной статье описывается применение образования в социолого-мотивационном проектировании реализации концепции «Опережающее образование». Согласно концепции опережающего образования вузовский социализационный процесс призван обеспечивать выпуск специалистов, готовых к самостоятельной управленческой деятельности. Актуальность решения этой проблемы обусловлена наличием детерминанты - повышение производительности труда на 6,0 % в год на период до 2025 года. По сути, появилась востребованность руководящих специалистов - менеджеров, руководителей для самостоятельной управленческой деятельности. Именно таким специалистами могут быть «директора предприятий» вообще, а «директора предприятий самостоятельного бизнеса» в частности. Известно, что становление такого уровня специалистов не может быть стихийным, спорадическим или неосознанным. В связи с наличием социального заказа на повышение производительности труда ныне востребованы существенные изменения в соци-ализационном процессе. Проектируемые изменения могут быть успешными лишь на основе применения изобретательского уровня способов и технологий.

В связи с участием России в мировом разделении труда встала проблема производства товаров и продукции, соответствующей новым более высокого уровня потребностям развития человеческих сообществ. Несомненно, что социальные институты образования и науки должны обеспечить решение этой проблемы. В то же время исследователи подчеркивают, что в настоящее время в их деятельности существует противоречие. Это противоречие, как пишет Т. А. Жданко, должно быть преодолено специалистом нового качества, перед которым «стоит задача активно, разумно и грамотно включиться в рыночные отношения и конкурентную борьбу и активно в них существовать» [1, с. 69].

При этом исходя из характеристики этого положения видно, что оно, во-первых, присуще всем функционирующим социальным институтам образования и науки; во-вторых, это противоречие является посто-яннодействующим; в-третьих, на преодоление этого противоречия должна быть направлена деятельность всех организаций и специалистов института образования. Однако остаются открытыми вопросы о том, какие технологии и способы необходимо использовать

для того, чтобы получить качественно новый результат, а именно конкурентоспособного специалиста.

Например, Ю. М. Пасовец подчеркивает, что для преодоления сложившихся противоречий образовательного и профессионального образования, которые выступают одними из причин снижения эффективности деятельности социального института и его составляющих, во-первых необходимо опираться на научную адекватность таких понятий, как «конкуренция» и «конкурентоспособность организации», и «конкурентоспособность специалиста - выпускника вуза». При этом он указывает на то, что в процессах модернизации действующих вузов, направленных на выпуск конкурентоспособных специалистов, они должны сформировать у студентов востребованные практикой следующие качества: «творческий подход к делу; инициативность; стремление быть лидером; независимость, самостоятельность в поведении; смелость в отстаивании своего мнения, взглядов; широта взглядов, умение понять чужую точку зрения» [2, с. 14-21].

В то же время значительная часть исследователей данной проблематики отмечают, что управление подготовкой конкурентоспособных специалистов в вузах существенно запаздывает. Например, С. Д. Резник, А. А. Сочилова пишут, что в рамках модернизации образовательной системы внимание ученых не акцентируется на преодолении противоречий в деятельности управленческого фактора. По их мнению, «предпринимаемые вузами, предпринимателями, органами власти мероприятия по функционированию системы управления молодых кадров носят бессистемный характер» [3, с. 408-416].

Вместе с тем, нельзя не учитывать, что подготовка вузовских специалистов не может не опираться на мониторинг социализационных процессов. С этой точки зрения представляют интерес попытки исследователей использовать социологические и социально-психологические методы анализа социализационных процессов. Например, С. Н. Ярошенко предлагает использовать в единстве социологический и психологический инструментарий во взаимосвязи. Автор полагает, что в проведении такого рода исследования необходимо использовать понятие «конкурентоспособность студентов - это способность достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях

Забуга Е. В., Кармацкая Э. В., Коваль О. И., Коваль И. В.

конкуренции на основе ключевых компетенций и мобилизации ресурсов индивидуально-личностных качеств» [4, с. 146-150].

Таким образом, анализ точек зрения и позиций этой группы исследователей показывает, что, по их мнению, решение проблем модернизации социального института может быть успешным без концепции «Опережающее образование» без такого уровня концепции. По нашему мнению, незавершенность в их положениях обусловлена тем, что нет структуры (компонентов) и их роли типологии конкурентоспособного специалиста, соответствующих концепции «Опережающее образование».

По нашему мнению, основой теоретико-методологической основой концепции «Опережающее образование» является модель подготовки специалистов со способностями создавать и применять конкурентные преимущества. Без такой целевой модели невозможно представить ни саму концепцию «Опережающее образование», ни востребованность способов и технологий изобретательского уровня, позволяющих осуществить переход «догоняющего типа образования» к «опережающему типу образования». Именно таким должен быть продукт реализации концепции «Опережающее образование», т.е. специалист со способностями, готовый создавать и применять конкурентные преимущества на предприятии, организации, социально-территориальной общности и страны в целом.

В итоге видно, что в основу реализации концепции «Опережающее образование» должны быть положены изобретения и полезные модели, используемые в социализационном процессе. Кроме того, следует учитывать, что формирование конкурентоспособных специалистов - это многоаспектный и многокомпонентный процесс, направленный на формирование в единстве маркетингового и инновационного компонентов, социолого-управленческого, управленческо-инновационного, управленческо-изобретательского потенциала и социолого-управленческой, управленче-ско-инновационной, управленческо-изобретательской грамотности. Именно по этой причине социологические исследования должны быть имманентно включены в социализационные вузовские процессы.

В то же время необходимо учитывать, что в настоящее время других механизмов, способов и технологий для реализации концепции «Опережающее образование» нет. В связи с этим можно утверждать, что у данного варианта нет альтернатив. Потому что только изобретательский уровень технологии и способы, применяемые в социализационном процессе, позволяют выпускать конкурентоспособных специалистов со способностями создавать и применять конкурентные преимущества, как главные детерминанты успеха трудовых объединений, социально-территориальных общностей и страны в целом [5, с. 2-47; 6, с. 48-50;7, с. 68-72].

При этом эти аргументы раскрывают в значительной мере концепцию «Опережающее образование», её требования к деятельности социальных институтов образования и науки. Отсюда вытекает необходимость применения адекватных изобретений и организации социологических исследований.

В настоящее время СИБУП является одним из ведущих вузов, в котором более 15 лет используются социологические исследования в социализационном процессе, направленном на формирование конкурентоспособных специалистов. С этой точки зрения представляют особый интерес результаты исследований не только для руководства вуза, но и всего преподавательского состава. Результаты исследований о состоянии деятельности студенческого фактора выступают социо-лого-информационным обеспечением подготовки конкурентоспособных специалистов.

Далее рассмотрим концепцию социологических исследований для обеспечения подготовки конкурентоспособных специалистов. Она заключается в следующем:

во-первых, практика показывает, что товары и продукты высокого качества могут производить предприятия, организации с использованием изобретательских решений;

во-вторых, социальная подсистема должна обладать совокупными способностями, создавать и применять изобретения на своем предприятии;

в-третьих, как первое, так и второе условие предполагают наличие конкурентоспособных специалистов, обладающих социолого-управленческим, управленче-ско-изобретательским, управленческо-инновационным потенциалом и социолого-управленческой, управленческо-изобретательской, управленческо-инновацион-ной грамотностью;

в-четвертых, такие специалисты не могут появиться случайно;

в-пятых, в реализации концепции «Опережающее образование» используется одна из «форсайт-ретроспективных детерминант» и если не формировать конкурентоспособных специалистов в социализационном процессе, то социолого-управленческий, управленче-ско-изобретательский, управленческо-инновационный потенциал и социолого-управленческая, управленче-ско-изобретательская, управленческо-инновационная грамотность остаются потерянными как для личности, так и для общества.

Ранее в ходе социологических исследований было установлено, что студенты 1-2 курсов и студенты 3-4 курсов, а также работники, проработавшие по 10-20 лет, имеют невысокий социолого-управленческий, управленческо-изобретательский, управленческо-инновационный потенциал и социолого-управленческую, управленческо-изобретательскую,

Забуга Е. В., Кармацкая Э.

Таблица 1. Социологические данные о влиянии образования на мотивацию студентов потоков 124М, 124 Э

Мотивы получения образования студентами, в %. «Для чего вы учитесь?»

Поток 124М Поток 124Э

Юноши Девушки Юноши Девушки

Для удовлетворения интересов

83,3 75,0 75,0 50,0

Для повышения социального потенциала

83,3 100,0 100,0 100,0

Чтобы быть максимально эффективным для общества

50,0 62,5 50,0 75,0

Чтобы иметь диплом о высшем образовании

100,0 100,0 100,0 100,0

Быть интересным в среде своего общения

33,4/ 37,5 25,0 75,0

Чтобы обеспечить успешное трудоустройство

100,0 100,0 100,0 100,0

Чтобы получить качественные конкурентоспособные знания

100,0 100,0 100,0 100,0

Получить знания опережающего развития

66,7 75,0 75,0 75,0

Чтобы показать свои способности в соответствии с желаниями родителей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33,4 50,0 25,0 -

Чтобы служить в армии после окончания вуза

33,4 - 25,0 -

Чтобы иметь возможность для самоутверждения во взаимодействия с вышестоящим руководством, коллегами и подчиненными

16,7 12,5 25,0 -

Чтобы создавать конкурентные преимущества в процессах общеобразовательного и профессионального роста

16,7 75,0 50,0 100,0

Интегральные значения мотивационной сферы

233,9 254,6 242,4/ 263,4

Разрывы в интегральных показателях

8,9 % в пользу девушек потока 124М 8,7 % в пользу девушек потока 124 Э

Разрывы в интегральных показателях: У юношей: 3,6 % в пользу юношей 124Э потока У девушек 3,5% в пользу девушек 124Э потока

'., Коваль О. И., Коваль И. В.

управленческо-инновационную грамотность. Поэтому, если вуз не готовит специалистов с востребованными качествами, то и предприятие не может ликвидировать этот пробел в их жизнедеятельности;

в-шестых, установлено, что процесс подготовки конкурентоспособных специалистов может быть эффективным только при использовании социологических исследований.

С данных позиций представляют интерес социологические данные о состояния учебной деятельности студентов. Как видно, социологический анализ устанавливает роль образования как фактора, определяющего как общие, так и дифференцированные результаты.

Согласно социологическим исследованиям, формирование конкурентоспособных специалистов не может быть эффективным без познания и использования факторов этого процесса, в совокупности которых выделяются образовательно-мотивационные, целевые, ценностные, гарантийные достижения жизненного успеха, мобилизационные и др.

Социологические данные показывают, что в настоящее время одним из важнейших факторов моти-вационно-духовной сферы личности выступает образование. Фактически сложились образовательно-мотивационные детерминанты жизнедеятельности специалистов (см. табл. 1).

Из социологической информации видно, что 100,0 % юношей 124М потока обучаются в институте для получения диплома, достижения успеха в жизни, получения необходимых знаний. 100,0 % девушек этого потока кроме названных выше у юношей мотивов получения высшего образования отметили для своего самосовершенствования. При этом разрыв в интегральных показателях мотивационной сферы юношей и девушек составляет 8,9 % в пользу девушек. Вместе с тем 100,0 % юношей 124М потока обучаются в институте для получения диплома, достижения успеха в жизни, получения необходимых знаний и для своего совершенствования. 100,0 % девушек этого потока кроме названных выше у юношей мотивов получения высшего образования отметили возможность поступить в аспирантуру, продолжив повышение своего уровня профессионализма.

В то же время социологические данные о мотивационной сфере потока 124Э показывают, что девушки имеют на 8,7 % показатели выше, чем юноши.

Кроме того сравнительный анализ данных потоков 124М и 124Э свидетельствует о следующем:

1) количество максимальных 100,0 % значений у юношей потока 124М меньше, чем у девушек;

2) количество максимальных 100,0 % значений у девушек потока 124Э больше, чем у юношей потока. По этим показателям девушки 124Э потока имеют больший набор мотивов, имеющих 100,0 % данные.

Забуга Е. В., Кармацкая Э. В., Коваль О. И., Коваль И. В.

100,0 % девушек 124Э отметили в своих решениях стремление поступить в аспирантуру, продолжив повышение своего уровня профессионализма;

3) интегральные значения у юношей 124 Э выше, чем на 124М потоке на 3,6 %;

4) интегральные значения у девушек 124Э больше на 3,5 %, чем у девушек потока 124М.

С этих позиций представляют интерес социологические данные о состояния учебной деятельности студентов в других аспектах. Согласно гипотезам образование является ключевой детерминантой потенциальных достижений формируемых специалистов, поэтому представляют интерес социологические данные о роли детерминант в процессах подготовки конкурентоспособных специалистов.

Однако социологические данные о роли образования в жизнедеятельности социальных образований представляют её роль в противоречивом виде (см. табл. 2).

Согласно социологическим данным, видим с одной стороны, наличие высокого уровня потребности в знаниях, а с другой, характеристику сложившегося положения в стране и регионе.

Стоит отметить, что в целом социологические данные свидетельствуют о том, что получение высшего образования как достижение цели слабо мотивировано у студентов.

Согласно мнению для 83,3 % юношей и 62,5 % девушек 124М потока, высшее образование не выступает гарантией успеха в их жизнедеятельности. Вполне логично, одной из причин такой ситуации в системе мотивов можно назвать неопределенность и нестабильность в стране, слабость конкурентной борьбы во всех сферах жизнедеятельности.

В то же время данные показатели у юношей и девушек 124Э потока выше соответственно на 50,0 % и 57,0 %, а 75,0 % юношей и 41,0 % девушек потока отметили, что высшее образование не выступает гарантией успеха в их жизнедеятельности.

В данной ситуации необходимо отметить, что на действующих предприятиях не осуществляется селекция работников в зависимости от уровня их способностей обеспечивать повышение производительности труда, влияние на обеспечение достижения максимальной прибыли. В настоящее время используются другие сложившиеся стереотипы. Например, во-первых, без стажа работы по специальности работодатели не предпочитают брать на работу соискателя, во-вторых, работники по работе с персоналом не освоили технологии определения способностей у работников создавать и применять конкурентные преимущества.

Следствием такого положения в стране является то, что, по данным статистики, только около 25,0 % выпускников могут трудоустроиться в соответствии

Таблица 2. Социологические данные о влиянии образования на достижение специалистом успеха

Влияние образования на жизненный успех специалиста: является ли сегодня высшее образование гарантией жизненного успеха?

Поток 124М Поток 124Э

Юноши Девушки Юноши Девушки

16,7 37,5 25,0 59,0

с полученной специальностью. Важно отметить, что в настоящее время усиливается конкуренция на рынке труда среди отдельных профессиональных групп. Например, уже сейчас около 75 % выпускников экономистов, юристов, а также психологов испытывают значительные сложности при трудоустройстве. Этой группе после окончания вузов приходится доучиваться или переучиваться для решения проблемы трудоустройства [8, с. 308-318].

Исходя из вышеизложенного, видна проблематика всех вузов России, в том числе СИБУПа: какую выбрать стратегию и тактику своего развития в условиях жесткой конкуренции, когда 70-80 % выпускников трудоустраивается по своей специальности? Острота обусловлена тем, что СИБУП в своем развитии должен конкурировать с другими вузами на рынке труда.

Даже кратковременное финансовое затруднение СИБУПа может привести его к необратимым последствиям.

Руководство вуза, его интеллектуальный потенциал не может не осознавать наличие постоянной угрозы необратимых последствий. Поэтому проблема подготовки конкурентоспособных выпускников не только особо актуальна, но и не терпит каких-либо отлагательств.

Решение столь сложных проблем не может не учитывать данные социологических исследований о мнении роли труда в их социальном продвижении (см. табл. 3).

Таблица 3. Социологические данные о зависимости социального статуса от честного производительного труда специалиста

Влияние труда на социальный статус специалиста: мМожно ли достичь высокого социального положения в обществе, благодаря честному, добросовестному труду?

Поток 124М Поток 123Э

Юноши Девушки Юноши Девушки

50,0 100,0 50,0 100,0

Забуга Е. В., Кармацкая Э. В., Коваль О. И., Коваль И. В.

Респонденты, отвечая на вопрос: «Как Вы считаете, можно ли достичь сегодня высокого положения в обществе благодаря честному, добросовестному труду?», отметили следующее:

«Да»: во-первых, 50,0 % юношей потока 124М и 50,0 % юношей 124Э потока; 100,0 % девушек потока 124М и 100,0 % девушек потока 124Э подчеркнули, что достичь высокого социального положения в обществе можно, благодаря честному, добросовестному труду.

Как видно, число девушек на 124М и 124Э потоках в 2 раза больше, чем юношей, которые считают, что их высокий социальный статус определяется благодаря честному, добросовестному труду.

Несомненно, что социологические данные в оценке роли важнейшего фактора в достижении успеха юношами и девушками отражают специфику их мотивации в своей жизнедеятельности. В то же время эти социологические данные выступают информацией для качественного взаимодействия преподавателей и студентов.

Таким образом, наличие данных о роли компонентов образовательно-мотивационной сферы юношей и девушек, а также об её интегральных показателях вооружают преподавательский и студенческий фактор для совместной «со-творческой деятельности» в процессах подготовки конкурентоспособных специалистов. Свидетельствуют о направлениях и возможностях реализации концепции «Опережающее образование» в действующих институтах образования и науки [9, с. 336-348; 10, с. 289-317; 11, с. 353-354].

Литература:

1. Жданко Т. А. Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательно-профессиональном пространстве вуза // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 4. С. 69.

2. ПасовецЮ. М. Конкурентоспособность как характеристика адаптационного потенциала личности // Труд и социальные отношения. 2014. № 1. С. 14-21.

3. Резник С. Д., Сочилова А. А. Личная конкурентоспособность студента вуза: система и механизмы // Известия государственного педагогического университета имени В.Г Чернышевского. Общественные науки. 2011. № 24. С. 408-416.

4. Ярошенко С. Н. исследование конкурентоспособности студентов вуза на основе анкетирования // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. 2012. № 19.

5. Забуга Е. В., Кармацкая Э. В., Коваль О. И., Коваль И. В. Социологические аспекты роли и источников власти и способов формирования в социа-лизационном вузовском процессе экономического факультета СИБУПа - детерминант реализации концепции «Опережающее образование» //Экономика

и управление в современных условиях: материалы международной (заочной) научно-практической конференции. Красноярск, 2015. 305 с.

6. Забуга Е. В., Кармацкая Э. В., Коваль О. И., Коваль И. В. Социологическое проектирование образа профессиональной деятельности специалиста - одна из определяющих детерминант «форсайт-детерми-нат» концепции «Опережающее образование» //Экономика и управление в современных условиях: материалы международной (заочной) научно-практической конференции. Красноярск, 2015. 305 с.

7. Забуга Е. В., Кармацкая Э. В., Коваль О. И., Коваль И. В. Социологические аспекты готовности специалистов экономического факультета СИБУПа к использованию здоровьесберегающих и повышающих жизненный тонус подчиненных технологий - определяющие детерминанты реализации концепции «Опережающее образование» // Экономика и управление в современных условиях: материалы международной (заочной) научно-практической конференции. Красноярск, 2015. 305 с.

8. Коваль И. В. Социологические эссе: идеологемы, теории, концепции, способы формирования основ социально-взрывного типа жизнедеятельности россиян. Том 1. Красноярск: Литера-принт, 2015. 570 с.

9. Коваль И. В. Социологические эссе: угрозы России и обеспечение её безопасности на основе проекта «Применение непосредственной производительной силы личностно ориентированной социологической науки в подготовке конкурентоспособных специалистов». Том 2. Красноярск: Литера-принт, 2015. 618 с.

10. Коваль И. В. Социологические эссе: теория и практика применения непосредственной производительной силы науки в социолого-изобретательском способе реализации национальной идеи развития России: опыт, проблемы. Том 3. Красноярск: СФУ, 2015. 696 с.

11. Коваль И. В. Применение непосредственной производительной силы личностно ориентированной социологической науки на экономическом факультете СИБУПа для подготовки конкурентоспособных специалистов. Красноярск: Литера-принт, 2015. 500 с.

References:

1. Zhdanko T. A. Formation of competitiveness of the individual student in the educational-professional space of high school // Sovremennyye problemy nauki i obra-zovaniya. 2008. № 4. Pp. 69.

2. Pasovets Yu. M. Competitiveness as a characteristic of the adaptive capacity of the individual // Trud i sotsialnyye otnosheniya. 2014. № 1. Pp. 14-21.

3. Reznik S. D., Sochilova A. A. Personal competitiveness of high school students: system and mechanisms // Izvestiya gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni

Забуга Е. В., Кармацкая Э. В., Коваль О. И., Коваль И. В.

V. G. Chernyshevskogo. Obshchestvennyye nauki. 2011. № 24. Pp. 408-416.

4. Yaroshenko S. N. The study of competitiveness of high school students on the basis of a questionnaire // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filoso-fiya. Sotsiologiya. Kulturologiya. 2012. № 19.

5. Zabuga Ye. V., Karmatskaya E. V., Koval O. I., Koval I. V Sociological aspects of the role, sources of power, and methods of forming a socialized high school process of the Faculty of Economics of Siberian Institute of Business, Management and Psychology - determinants of implementation of the «advanced education» concept // Economics and Management in modern conditions: Materials of the international (extramural) scientific-practical conference. Krasnoyarsk, 2015. 305 p.

6. Zabuga Ye. V., Karmatskaya E. V., Koval O. I., Koval I. V Sociological designing of the image of professional activity of a specialist - one of the «foresight determinants» of «advanced education» concept // Economics and Management in modern conditions: Materials of the international (extramural) scientific-practical conference. Krasnoyarsk, 2015. 305 p.

7. Zabuga Ye. V., Karmatskaya E. V., Koval O. I., Koval I. V Sociological aspects of readiness of specialists of Faculty of Economics of Siberian Institute of Business,

Management and Psychology to the use of health-enhancing vitality and subordinates technologies - determinants of implementation of the «advanced education» concept // Economics and Management in modern conditions: Materials of the international (extramural) scientific-practical conference. Krasnoyarsk, 2015. 305 p.

8. Koval I. V. Sociological essay: ideologies, theories, concepts, methods of forming the foundations of socio-explosive type of life of Russians. Volume 1. Krasnoyarsk: Litera-print, 2015. 570 p.

9. Koval I. V. Sociological essay: Threat to Russia and its security based on the project «Application of a direct productive force of personality-oriented social science in the preparation of competitive specialists». Volume 2. Krasnoyarsk: Litera-print, 2015. 618 p.

10. Koval I. V. Sociological essay: Theory and practice of direct productive force of science in social and inventive way to realization of the national idea of Russia: experience, problems. Volume 3. Krasnoyarsk: SFU, 2015. 696 p.

11. Koval I. V. The use of direct productive force of personality-oriented social science at the Faculty of Economics of Siberian Institute of Business, Management and Psychology to prepare competitive specialists. Красноярск: Литера-принт, 2015. 500 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.