Научная статья на тему 'Аспекты использования социолого-управленческих детерминант в подготовке конкурентоспособных специалистов'

Аспекты использования социолого-управленческих детерминант в подготовке конкурентоспособных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / УПРАВЛЕНИЕ / SPECIALIST / COMPETITIVENESS / RESEARCH / DETERMINANTS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Какухин Александр Дмитриевич, Коваль Иван Васильевич

В настоящее время подготовка конкурентоспособных специалистов социальными институтами образования и науки стала определяющим направлением в их деятельности. Определение и использование детерминант, обусловливающих эффективность учебного процесса в этом аспекте, в каждом вузе выступает необходимым условием решения проблематики выпуска качественных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Какухин Александр Дмитриевич, Коваль Иван Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of the sociological-management determinants application during competitive specialists preparation

Currently, training of competitive specialists by social institutions of higher education and science has become the leading aspect of their activities. Definition and application of determinants, stipulating the effectiveness of the educational process in this aspect, in every institution is necessary condition for solving the problems of qualified professionals preparation.

Текст научной работы на тему «Аспекты использования социолого-управленческих детерминант в подготовке конкурентоспособных специалистов»

УДК 316.35

АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИОЛОГО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

Александр Дмитриевич Какухин, кандидат педагогических наук, профессор,

Иван Васильевич Коваль, доктор социологических наук, профессор,

Сибирский федеральный университет (СФУ), г. Красноярск

Аннотация

В настоящее время подготовка конкурентоспособных специалистов социальными институтами образования и науки стала определяющим направлением в их деятельности. Определение и использование детерминант, обусловливающих эффективность учебного процесса в этом аспекте, в каждом вузе выступает необходимым условием решения проблематики выпуска качественных специалистов.

Ключевые слова: специалист, конкурентоспособность, исследование, детерминанты, управление.

ASPECTS OF THE SOCIOLOGICAL-MANAGEMENT DETERMINANTS

APPLICATION DURING COMPETITIVE SPECIALISTS PREPARATION

Alexander Dmitrievich Kakukhin, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Ivan Vasilyevich Koval, the doctor of sociological sciences, professor,

Siberian Federal University,

Krasnoyarsk

Annotation

Currently, training of competitive specialists by social institutions of higher education and science has become the leading aspect of their activities. Definition and application of determinants, stipulating the effectiveness of the educational process in this aspect, in every institution is necessary condition for solving the problems of qualified professionals preparation.

Keywords: specialist, competitiveness, research, determinants, management.

Гипотеза: Существует зависимость создания конкурентоспособных предприятий и основ конкурентоспособности страны от деятельности социальных институтов образования и науки. Решение этой определяющей проблемы выступает детерминантом проектирования развития страны, например, до 2030 г., или до 2050 г. или даже до 2100 г.

ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Согласно данным, в стране действует 12% ученых мира, деятельность которых обуславливает выпуск 0,3% продукции по новым и новейшим технологиям; вклад российской науки в экономический рост составляет менее 1% [12]. Согласно авторским расчетным данным, эффективность деятельности российских ученых в 45-50 раз ниже средних показателей на планете. Как видно, объективно существует социальный заказ «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом».

Проблема модернизации сфер жизнедеятельности общества неотделима от совершенствования деятельности социальных институтов образования и науки. Кроме этого нельзя не учитывать, что существует социальный заказ. В этой связи можно утверждать, что модернизация и реализация социального заказа находятся во взаимосвязи.

Проблематика исследований состояния подготовки конкурентоспособных специалистов существенно отличается от исследовательской практики поиска резервов на предприятиях. Представленная характеристика направленности исследований отражает их

связь с социально-производственной сферой. В предлагаемой статье ставится вопрос на другом уровне, исследователи исходят из того, что в настоящее время существует социальный заказ. Авторы четко выражают свою позицию, заявляя, что: невыполнение этого заказа не позволит России быть успешной в мировом разделении труда; для его реализации нужны нового качества специалисты с социолого-управленческим, изобретательским и инновационным потенциалом. Сложность ситуации заключается в том, что преподавательские специальности без социолого-управленческого, изобретательского и инновационного потенциала не могут выпускать конкурентоспособных специалистов!

Нельзя не сказать о том, что в той или иной мере, в том или ином аспекте осуществляются попытки и ведутся поиски способов подготовки в вузах конкурентоспособных выпускников. Например, И. А. Ридель, Е.Э. Лобанова заявляют о том, что «конкурентоспособность выпускников» - это «ведущий показатель функционирования вузов». В своей статье исследователи подчеркивают, что главным показателем конкурентоспособности деятельности вузов является соответствие их выпускников рыночным условиям. (Ридель, Лобанова, 2010). Авторы заявляют, что по их данным таким требованиям ныне отвечают «около 17% формируемых студентов вузов» (Ридель, Лобанова, 2010) [9]. Однако анализ используемой исследователями блок - схемы, как утверждают авторы, позволяет осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов даже без социологоуправленческого, изобретательского инновационного потенциала.

Другая группа исследователей предполагает, что подготовку конкурентоспособных специалистов физкультурно-спортивного профиля следует связывать с проектированием их карьеры (Катцын и др., 2010) [4].

Е.Н. Сидорова, В. А. Перушкин, О.Н Доценко в целях обеспечения выпуска качественных специалистов в поле своего внимания поставили разработку «критериев самооценки студентов на педагогической практике» [11].

Е.Н. Данилова, Л.Т. Сабянин, В.Н. Демонов в своей статье, ведя речь о качественной подготовке специалистов методической службы, не ставят вопрос о том, чтобы вообще они были конкурентоспособными. [3].

АРГУМЕНТЫ НЕОБХОДИМОСТИ НОВОГО ТИПА ИССЛЕДОВАНИЙ

Анализ различных источников показывает, что в стране имеет тенденция отставания в формировании управленческого фактора в социальном управлении. Это стало следствием кризиса обществоведения. Преодоление может быть успешным лишь на основе опережающего изобретательского уровня методов и способов. [10].

ОБОСНОВАНИЕ СПОСОБОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В ПОДГОТОВКЕ ВУЗОВСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В 90-е годы обществоведческие науки, преподаваемые в вузах, оказались в сложном положении. Они перестали выполнять свою особую функцию в формировании вузовских специалистов (см., например, исследования А.Г. Сабирова).

В 2009-2010 году, по истечении более 10 лет после опубликованной информации А. Г. Сабирова, появились данные социологического исследования, осуществленного Л.И. Александровой, С.В. Бизюкиным, Е.В. Калиновским (2010). Определяя рейтинг предметов по роли в обеспечении качества образования, авторы установили, что на первых местах находятся предметы, прямо связанные с профессиональной подготовкой, а на последнем находится философия [1]. Согласно данным, вторая группа предметов «отстает» от первой по качественным оценкам на 45,38%, а по удовлетворительным превосходит число студентов первой группы в 6,2 раза (Расчеты авторов).

Статья направлена на:

- Установление тенденций, выявление потенциальных возможностей и обоснование направлений устранения противоречий и просчетов в подготовке вузовских выпу-

скников.

- Выделение ведущих причинно-следственных связей и направлений их использования в механизмах реализации социального заказа.

- Введение новых понятий, в том числе социолого-управленческая грамотность, социолого-управленческий потенциал; формирование социолого-управленческой грамотности и др.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Использованы социологические методы, наблюдения, интервью, контент-анализ, сравнительный анализ, метод разработки реферативных социологических исследований (РСИ), защита (РСИ) и др. [6].

В организации исследования используются общие схемы и рекомендации проведения социальной диагностики [2]. Специфика самого исследования определяется его функцией в совокупности этапов формирования социолого-управленческой грамотности. Она выражается в том, чтобы исследовать влияние преподавательской деятельности на процесс формирования социолого-управленческого потенциала у студентов физкультурно-спортивного профиля не в конце, а середине освоения предмета.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ-ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТА

Сознание развивается через интеллект человека. В то же время известно, что человек полноценно развивается при гармоничном сочетании действий мыслительных и движений физических[10]. Данная взаимосвязь проявляется в 94,5% случаев наблюдений [10].

Социологические данные свидетельствуют о роли каждого из факторов в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. В то же время они показывают и потенциальные возможности каждого из них (Табл. 1).

Таблица 1

Факторы качества обучения на факультете физической культуры и спорта СФУ (в

баллах)

Факторы качества обучения в вузе 2 курс сентябрь 2009

Юноши Девушки

1. Отношение студентов к учебе их собственное усилие 3,9 3,8

2. Создание у студентов стимулов к хорошей работе 3,5 3,8

3. Создание у преподавателей стимулов к качественной работе 3,5 3,4

4. Четкая организация учебного процесса 3,9 3,8

5. Хорошая библиотека 1,3 3,8

6. Количество высококвалифицированных преподавателей (профессоров, доцентов) 2,8 3,8

7. Справедливое и доброжелательное отношение к студентам 3,6 3,6

8. Материально-техническая база, хорошие помещения и оборудование 1,8 3,6

9. Возможность выбора и замены предметов 1,4 3,0

10. Возможность выбора и замены преподавателей 0,9 2,6

11. Контроль над работой преподавателей 0,5 3,0

12. Контроль над учебой студентов 3,5 2,8

Интегральное значение 9,8 11,9

Разрыв в показателях факторной роли 21,7% в пользу девушек

Примечание

1. Разработка программы, инструментария, подготовка социологической информации к математическому анализу осуществлялась согласно рекомендациям, представленным в литературных источниках: Лубышева (2001).

2. Интегральные значения получены в соответствии с рекомендациями, описанными Глазо-

вым и др. (2010).

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИОЛОГО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ В ФОРМИРОВАНИИ ПОТЕНЦИАЛА ВЫПУСКНИКОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В процессе подготовки специалистов на факультете социологические исследования выполняют функции, среди которых является разработка и использование социоло-го-управленческих детерминант учебного процесса (Табл. 2).

Таблица 2

Роль деловых и личностных качеств выпускника факультета физической культуры

и спорта в успешном трудоустройстве (оценка в баллах)

Качества Поток 2 курса 2009 года

Юноши Девушки

Интегральные значения 9.4 9.4

Исходя из социологических данных видно, что обеспечение студентов знаниями о том, в какой мере они будут соответствовать современному уровню конкурентоспособности.

Установочно-целевые показатели использования социолого-управленческих детерминант в подготовке конкурентоспособных специалистов физкультурно-спортивного профиля выполняют целевую функцию обеспечения уровня формирования социологоуправленческого потенциала у студентов физкультурно-спортивного профиля, обуславливают позитивное влияние разработки целевого проекта деловой карьеры (профессиональной и управленческой карьеры) на развитие студента инженерного профиля, достигают 26-33%; и др.

СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИОЛОГОУПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

В материализации идеи использования социолого-управленческих детерминант для подготовки конкурентоспособных специалистов используется ряд изобретательского уровня способов. Впервые проблематика представлена не столько с позиций теории, методологии, сколько с позиций совершенствования реального учебного процесса, опирающегося на концепцию «6 в 1» (шесть в одном).

Впервые учебный процесс предстает в качестве особого проекта, направленного на формирование социолого-управленческой, инновационной, изобретательской, инновационно-управленческой, изобретательско-управленческой грамотности, в котором реализуется единство системно-знаниевого и системно-компетентностного подхода.

АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИОЛОГО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НА ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

СТУДЕНТОВ

Социологические данные показывают, что 50,0% респондентов отметили, что преподавательский фактор обеспечил студентов информацией, необходимой для развития их научного, изобретательского, управленческого творчества (Табл. 3).

В то же время важно, что в результате воздействия преподавательского фактора на студентов они использовали свои способности к научно-исследовательской деятельности (на уровне 74% от максимально возможной).

Валидность и надежность информации достигается высокого уровня репрезентативностью за счет 100% опроса присутствующих на занятиях. Актуализацией зависимости реализации планов и интересов каждого студента от формируемой с их непосредственным участием информации.

Таблица 3

Социологические данные о результативности влияния преподавательского фактора на формирование изобретательского и инновационного потенциала студентов ______(26 декабря 2009, 2 курс факультета физической культуры и спорта СФУ)______

Преподавательский фактор позволил: Оценки

Наметить тему диссертационного исследования (оценки в %) 16,7

Определить тему проекта согласно своей изобретательской и инновационной идеи (в %) 33,4

Обеспечил удовлетворенность в процессах формирования изобретательского и инновационного потенциала (в баллах) 4,0

Достигнутое от максимально возможной удовлетворенности (расчетная в %) составляет 80,0%

Обеспечил использование своих возможностей в процессах формирования изобретательского и инновационного потенциала (в баллах) 3,7

Достигнутое от максимально возможной удовлетворенности (в %) составляет 74,0%

Социологические данные свидетельствуют о наличии интереса у студентов к проблематике социолого-управленческого потенциала

Отсюда вытекает, что современный вузовский учебный процесс, не осуществляя действие причинно-следственных механизмов, не может сформировать социологоуправленческий потенциал для реализации социального заказа. Обсуждение результатов исследования осуществляется систематически, на каждом занятии обсуждаются как в интерактивной, так и социолого-структурированной форме. На их основе вырабатываются рекомендации для реферативных социологических исследований (РСИ), которые готовятся каждым студентом, а затем защищаются на семинарских занятиях. Теоретические и практические рекомендации использования данных представлены в монографических изданиях [5].

ВЫВОДЫ

Результаты опыта исследования состояния формирования социологоуправленческого потенциала отражают сущностные изменения в вузовской подготовке конкурентоспособных специалистов, устанавливают действенность изобретательских приоритетов.

Результат исследования позволяет сделать процессы модернизации всех сфер жизнедеятельности в соответствии с требованиями изобретательского уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова, Л. И. Качество образования факультета физической культуры и спорта Сибирского федерального университета [Текст] / Л.И. Александрова, С.В. Бизю-кин, Е.В. Калиновский // Физическая культура и спорт : материалы Х11 Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 23-25 апреля / ред. К.П. Базарин. - Красноярск, 2010. - С. 383.

2. Глазов, М.М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента [Текст] / М.М. Глазов, И.П. Фирова, О.Н. Истомина. - СПб. : ООО «Андреевский издательский дом», 2007. - 251 с.

3. Данилова, Е.Н. Физическая культура и спорт в системе образования [Текст] / Е.Н. Данилова, Л.Т. Сабянин, В.Н. Демонов // Физическая культура и спорт : материалы Х11 Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 23-25 апреля. - Красноярск, 2010. - С. 411415.

4. К вопросу о проектировании карьеры специалистов физкультурноспортивного профиля [Текст] / О.О. Катцин, И.В. Коваль, О.Н. Московченко, А. Д. Каку-хин // Физическая культура и спорт : материалы Х11 Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 23-25 апреля / ред. К.П. Базарин. - Красноярск, 2010. - С. 445-453.

5. Коваль, И.В. Студенты факультета физической культуры и спорта в технологии формировании управленческой грамотности: опыт, проблемы (на примере факульте-

та физической культуры и спорта СФУ) [Текст] / И.В. Коваль, А. Д. Какухин. - Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2010. - 359 с.

6. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта [Текст] / Л.И. Лу-бышева. - Москва : Издательский центр «ACADEMA», 2001. - 240 с.

7. Пономарев, Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека [Текст] / Н.И. Пономарев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. -СПб. : [б.и.], 1996. - 280 с.

8. Послания Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному собранию - 2010 г. [Электронный ресурс] // URL : http://kremlin.ru/news/9637. - Дата обращения 30.06.2011.

9. Ридель, И.А. Конкурентоспособность выпускников вузов России [Текст] / И. А. Ридель, Е.Э. Лобанова // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки : сборник статей студентов, аспирантов и молодых ученых по итогам Всероссийской научнопрактической конференции, посвященной 80-летию Сибирского государственного технологического университета (13-14 мая 2010 г.). Т. 3. - Красноярск, 2010. - С. 31-33.

10. Сабиров, А. Г. Формирование отношения студентов к социальногуманитарным дисциплинам [Текст] / А.Г. Сабиров // Социологические исследования. -1998. - № 11. - С. 84.,

11. Сидорова, Е.Н. Физическая культура и спорт в системе образования [Текст] / Е. Н. Сидорова, В. А. Перушкин, О. Н. Доценко // Физическая культура и спорт : материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 23-25 апреля / ред. К.П. Базарин. -Красноярск, 2010. - С. 474-476.

12. Тодосийчук, А. Условия перехода к инновационной экономике [Текст] / А. Тодосийчук // Экономист. - 2010. - № 2. - С. 25-38.

Контактная информация: [email protected]

УДК 159.922.1:37.025

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГЕНДЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Эльмира Магомедовна Каримулаева, кандидат педагогических наук, доцент, Халун Дамадановна Дамаданова, кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Аннотация

В порядке эксперимента во многих регионах Российской Федерации в школах создаются «мужские» и «женские» классы, формируются даже раздельные группы в детских садах. За прошедшие сто лет Россия дважды переходила от раздельного обучения в школах к совместному обучению, затем - обратно. Тема раздельного образования требует самого серьезного обсуждения, в котором решающее мнение принадлежит педагогам-практикам, психологам, администраторам школ, имеющим огромный педагогический опыт.

Ключевые слова: гендерное обучение, образование, эксперимент, раздельное обучение.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF GENDER TRAINING IN THE MODERN

EDUCATION SYSTEM Elmira Magomedovna Karimulaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Halun Damadanovna Damadanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University,

Makhachkala

Annotation

"Male" and "female" classes are created as an experiment in many regions of the Russian Federation at schools, even separate groups in kindergartens are formed. For the last hundred years, Russia

б7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.