Научная статья на тему 'Гносеологический образ профессиональной деятельности и социологические аспекты его использования в технологиях формирования конкурентоспособных специалистов спортивно-физкультурного профиля'

Гносеологический образ профессиональной деятельности и социологические аспекты его использования в технологиях формирования конкурентоспособных специалистов спортивно-физкультурного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СТЕПЕНЬ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ ОБРАЗА СОЦИОЛОГО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СПЕЦИАЛИСТА СПОРТИВНО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ / IMAGE OF PROFESSIONAL WORK / COMPETITIVENESS / SPECIALISTS / EDUCATIONAL PROCESS / EXTERIORISATION DEGREE OF IMAGE OF SOCIALADMINISTRATIVE POTENTIAL OF SPECIALISTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS MAJOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Какухин Александр Дмитриевич, Коваль Иван Васильевич

Формирование у студентов представлений об образе ключевого звена социолого-управленческого потенциала своей деятельности на предприятии выступает условием эффективности социализационных процессов в вузе, направленной на подготовку конкурентоспособных специалистов. Эффективность компонентов учебного процесса в разной мере зависит от представлений преподавателями и студентами образа профессиональной деятельности. Представление образа профессиональной деятельности это результат опережающего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Какухин Александр Дмитриевич, Коваль Иван Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of representations about the image of a key link social-administrative potential of activity at an enterprise in students acts as an efficiency condition of social processes in the high school, directed at preparation of competitive specialists. Efficiency of components of educational process in different measures depends on the image of professional activity. Representation of an image of professional activity is a result of advancing formation.

Текст научной работы на тему «Гносеологический образ профессиональной деятельности и социологические аспекты его использования в технологиях формирования конкурентоспособных специалистов спортивно-физкультурного профиля»

А.Д. Какухин, И.В. Коваль

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ

Формирование у студентов представлений об образе ключевого звена - социолого-управленческого потенциала своей деятельности на предприятии — выступает условием эффективности социализационных процессов в вузе, направленной на подготовку конкурентоспособных специалистов. Эффективность компонентов учебного процесса в разной мере зависит от представлений преподавателями и студентами образа профессиональной деятельности. Представление образа профессиональной деятельности - это результат опережающего образования.

Ключевые слова: образ профессиональной деятельности; конкурентоспособность; специалист; учебный процесс; степень ин-териоризации образа социолого-управленческого потенциала специалиста спортивно-физкультурного профиля.

Актуальность проблемы социализации в российском обществе раскрывается во втором разделе Послания Президента России от 30 ноября 2010 г. Ее аспекты и характеристики связаны с деятельностью вузов. В Президентском Послании показано состояние социализации, которое отражает функционирование ряда организаций социального института образования, института семьи и других, которые прямо или косвенно заняты ей. Просчеты и ошибки в управлении социализацией находят отражение в уровне и характере развития молодого поколения. В документе представлены установки для совершенствования социализации в стране. Кроме этого, практически даны задания всем организациям, участвующим в социализационных процессах, поставлена цель - повысить качество этого процесса [9].

Описание проблемы. Состояние социализационных процессов как в стране в целом, так в отдельных институтах, а также и в самих вузах.

Вуз, как правило, является последним звеном как первичной социализации, так и началом второго со-циализационного этапа специалистов более высокого интеллектуального уровня. Известно, что на первом этапе социализации, связанном с образованием, учеба значительной части специалистов продолжается. Так и делают многие, обучаясь 3 года в аспирантуре, а затем в докторантуре, либо периодически проходя какие-либо курсы повышения квалификации. Таким образом, вуз у нас связывается со второй ступенью социализации в плане получения более высокого уровня образования, через которую должны пройти все молодые люди, которые планируют подготовку и защиту кандидатских и (или) докторских диссертаций. Вуз призван готовить работников более сложного исследовательского и преподавательского интеллектуального труда. В этом его главное предназначение [3].

Идентичную задачу решают в системе бизнес-образования. Здесь не только осуществляют начальное звено вторичного социализационного этапа специалистов более высокого интеллектуального труда -преподавательской деятельности, но и разрабатывают структурно-логические схемы «Идеальный преподаватель» [3].

Важно и то, что в бизнес-образовании действует система социального продвижения преподавателей, стимулирующая как повышение преподавательского мастерства, так и уровня специальных знаний проблематики действующего бизнеса [15].

Таким образом, вуз, являясь узловым стыковочным звеном первичной и вторичной социализации, выполняет еще и функцию преемственности в социализационных процессах и несет значительную ответственность за общие результаты социализации. Важно, что бизнес-образование разрабатывает или использует в этом аспекте системно-комплексный подход к обеспечению результативной деятельности преподавателей. Как показывает анализ предъявляемых требований к преподавателям, и вузы, и бизнес-образование не ставят и не решают проблему формирования социологоуправленческого потенциала у преподавателей и в подготовке своих выпускников [16].

Научная новизна. Особенности социализации студентов спортивно-физкультурного профиля обусловлены проектами их участия в реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом». Для решения названной социализационной проблемы используется единство системно-знаниевого и системно-компетентностного подходов, т.е. для представления социолого-управленческого потенциала и для его формирования применяется новая парадигма социологической науки как непосредственной производительной силы, когда в ходе деятельности преподавательского фактора осуществляются социализацион-ные процессы и направленно формируется социалого-управленческий потенциал.

Цели исследования заключаются в следующем:

1. Показать роль компонентов социализации в вузовском учебном процессе, подсистем преподавательского фактора в обеспечении эффективной социализации в процессах освоения социологии; ввести новые понятия: социолого-управленческий потенциал, социолого-управленческая грамотность в вузовском процессе социализации; представить матрицу взаимосвязи образа влияния компонентов преподавательского фактора на социализационные процессы формирования социолого-управленческого потенциала (табл. 1, 2; на примере ФФКиС сентябрь - декабрь 2009 г.).

2. Вскрыть взаимосвязь вузовской социализации и реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом»; применение социологических исследований для познания актуальных проблем социализации.

Подсистема Наименование 11-компонентной социализационной направленности преподавательского фактора Средние значения, баллы Компоненты социализации

Ранг Адаптация Идентифика- ция Интеграция Персонифи- кация

1. Излагает материал ясно, доступно 7,6 7, 8, 9, 10 + + + +

2. Разъясняет главные моменты 7,8 4, 5, 6 + +

3. Выделяет главные моменты 8,4 2 + + + +

4. Умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету 7,8 4,5,6 + + +

5. Следит за реакцией аудитории 7,6 7, 8, 9, 10 + + +

6. Задает вопросы, побуждает к дискуссии 8,0 3 + + + +

7. Соблюдает логическую последовательность в изложении 7,6 7, 8, 9, 10 + + +

8. Демонстрирует культуру речи, нормальный темп изложения 7,8 4,5,6 + +

9. Умеет снять напряжение и усталость аудитории 7,4 11 + +

10. Ориентирует на использование материала в трудовой, общественной деятельности 7,6 7, 8, 9, 10 + + + +

11. Творческий подход и интерес к своему делу 8,7 1 + + + +

Среднее арифметическое значение оценки уровня преподавательско-учебного компонента, баллы 7,8

Интегральное значение оценки уровня преподавательского фактора, баллы 26,0

Достигнутое от максимально возможного, % 87,2

Примечание. Знаком «+» обозначены наиболее существенные влияния направлений преподавательской деятельности на компоненты социали-зационных процессов.

Т а б л и ц а 2

III подсистема с 3 компонентами социолого-управленческого потенциала результатов социализационного процесса Средние значения, балл/% от максимально возможного Компоненты социализации

Адаптация Идентифи- кация Интеграция Персонифи- кация

20. Управленческое 8,2/91,1 + + + +

21. Психическое 7,4/82,2 + + +

22. Интеллектуальное 7,8/86,6 + + + +

Среднее значение в баллах 7,8/86,7

Интегральное значение 13,5/86,6

Достигнутое от максимально возможного, % от баллов 4,4/88,0

IV подсистема — Характеристика состояния деятельности двух взаимодействующих компонентов в социализационном взаимодействии

19. Использование потенциала преподавательского фактора 96,6%

21. Харатеристика временной включенности студентов в социализационные процессы по 5-балльной шкале 4,4/88,0

Примечание. При определении интегральных показателей применялись рекомендации, представленные в литературных источниках [1. С. 184191, 196-241].

Научная новизна исследования:

1. Особенности социализации студентов спортивнофизкультурного профиля обусловлены проектами их участия в реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом». Для решения названной социализационной проблемы используется единство системно-знаниевого подхода и системно-комптентностного подхода, тогда как для представления социолого-управленческого потенциала применяется новая парадигма социологической науки как непосредственной производительной силы.

2. Вуз рассматривается завершающим звеном первого этапа социализации значительной части молодежи. Именно вуз выступает последней ступенью социализации, которая связана с образованием. Роль вуза обусловлена тем, что она связана с завершающей ступенью социализации в плане получения образования, через которую проходит значительная часть молодых людей.

3. Вуз призван готовить работников интеллектуального труда. В этом его главное предназначение. Любой вуз можно рассматривать как организацию по производству услуг, состоящую из достаточно автономных элементов - факультетов, кафедр, лабораторий.

4. Основные требования к социализации заключаются в следующем:

- проводимая социализация по своему характеру должна быть опережающей;

- опережающего типа социализация может быть успешной лишь тогда, когда ее осуществляют специалисты от «опережающего типа образования»;

- социализация как процесс не может быть в отрыве от реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом»;

- социализация находится под воздействием закона конкуренции;

- деятельность организаций социализации может быть успешной лишь в том случае, когда они имеют адекватный требованиям уровень потенциальных способностей;

- специалисты, занятые социализацией, должны быть сами конкурентоспособными;

- необходимо учитывать, что конкурентоспособность специалистов зависит от наличия их способности создавать изобретательского уровня способы социализации или умениями использовать способы, т.е. быть инноваторами, владеть либо тем и другим: изобретательскими и инновационными компонентами своей деятельности, а при их отсутствии нельзя ожидать со-циализационное чудо - формирование молодых специалистов с конкурентоспособным компонентом [2].

Научные понятия социализационных процессов. Социализация (от лат. 8оааИ8 - общественный) включает совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта, развития соответствующих свойств и качеств человека, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта (фактора) социокультурных практик данного общества.

Научная новизна:

1. В анализе проблем социализации учитывается наличие в ней сложных социальных процессов, её четырехкомпонентную структуру, которая включает адаптацию, персонализацию, идентификацию и интеграцию. Авторская позиция в этом аспекте отличается от точки зрения, например, А.В. Петровского, который выделяет три стадии социализации: адаптация, индивидуализация и интеграция [7. С. 439-440].

Особенность авторской точки зрения не только в том, что они включают еще один компонент - персонализацию, но и рассматривают как взаимосвязанные, одновременно не исключающие один другого, а как взаимосвязанные и сосуществующие одновременно на каждых этапах и фазах социализации.

2. Адаптация, персонализация, идентификация и интеграция представляют разные акценты, характеризующие социализационные процессы, имеющие особое значение не только потому, что они осуществляются на заключительном этапе первичной социализации, но и потому, что студентам необходимо определить свою роль в реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом».

3. Научный подход к обоснованию возможностей преодоления недостатков в вузовской социализацион-ной системе.

Реализацию проблем вузовской социализации в соответствии с актуальными потребностями социальноэкономического развития страны призваны обеспечивать обе подсистемы учебных предметов - специальнопрофессиональная и обществоведческая.

Сущностные изменения в социально-эконо-

мической, социально-политической, духовно-мотивационной сферах, начавшиеся в середине 80-х гг. ХХ в. и углубившиеся в период 1990-2000 гг., обусловили глубокий кризис в обществоведении - во второй подсистеме социализационных вузовских процессов. Вторая подсистема социализационных вузовских процес-

сов, согласно социологическим данным, не смогла ответить на вызов времени - определить своё место и свою роль в вузовском социализационном процессе.

Острая востребованность знаний, умений, навыков к взаимодействию с личностным фактором производительных сил, отказ от зуновского подхода (от формирования знаний, умений, навыков) и переход на компе-тентностный подход обусловливают не только перекос в социализационных процессах, но и то, что выпускники вузов, пройдя такой тип социализации в вузе, не могут решать проблему социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом». Заметим, что мы не являемся сторонниками отказа от какого-либо компонента социализационного вузовского процесса. Напротив, акцентируем внимание на необходимости единства системно-знаниевого подхода (зу-новского подхода) и системно-компетентностного подхода в процессах вузовской социализации.

Методы исследования. Использованы социологические методы, наблюдения, интервью, контент-анализ, сравнительный анализ, метод разработки реферативных социологических исследований (РСИ), защита (РСИ), социолого-тестовая оценка деятельности преподавателя тремя подсистемами в диагностике состояния учебных процессов, представленные в разделе «Методология и организация конкретного социологического исследования в сфере физической культуры» [4. С. 159-211; 5. С. 13-39; 6. С. 432-462, 259-266; 9. С. 196-241; 10. С. 73-88].

Обеспечена конгруэнтность авторских изобретательских приоритетных способов с классическими методиками и техниками проведения социологических исследований [1. С. 184-191; 9. С. 196-241].

В программе исследования использовались рекомендации, представленные в «Методологии и организации конкретного социологического исследования в сфере физической культуры», опирающиеся на ссылки на социологических специалистов [3. С. 159-211].

Организация исследования. В ходе учебного процесса были реализованы как теоретико-методологические, так и методико-практические изменения в учебном процессе: изобретательского уровня способ и технологии формирования социолого-управленческого потенциала в вузах. Заметим, что они находятся под патентной защитой России.

В организации исследования используются общие схемы и рекомендации проведения социальной диагностики [1. С. 146].

Валидность и надежность информации достигается высокого уровня репрезентативностью за счет 100%-ного опроса присутствующих на занятиях. Качеству и надежности информации служит использование ретестового подхода, применение сравнительного подхода с данными предшествующих этапов и студенческих курсов. Постоянная актуализация учебного процесса с позиций становления студентов конкурентоспособными специалистами. Рекомендации по использованию новой информации на каждом занятии в интерактивной форме, а через недельный срок - в социоло-го-структурированной форме.

Направленное информирование студентов с целью сознательного использования ими информации в профессиональных интересах обучаемых.

Основные результаты исследования. Результативность используемых парадигм, способов и технологий, направленных на подготовку качественных конкурентоспособных специалистов в вузах, заключается в том, что сформирован опыт их применения в практике, который свидетельствует о существенном повышении качества образования и значительном успехе в формировании социолого-управленческого потенциала.

В этой связи представляют интерес социологические данные об опыте организации социализационных процессов с использованием преподавательского фактора, направленного на формирование социологоуправленческого потенциала у студентов спортивнофизкультурного профиля (см. табл. 1, 2).

При определении интегральных показателей применялись рекомендации, представленные в литературных источниках [1. С. 184, 241].

Социологический анализ состояния социализацион-ного взаимодействия направлений деятельности преподавателя и компонентов социализации на ФФКиС. Анализ матрицы распределений всей совокупности оценок удовлетворенности студентов социализацион-ным процессом, обусловливающим представления роли компонентов, показывает, что среди оценок удовлетворенности студентов из 11 аспектов более высоко оценивается «творческий подход и интерес преподавателя» к процессу формирования социолого-управ-ленческой грамотности (см. табл. 2).

Согласно нашим стремлениям, социологические данные в более полной мере отражают эту направленность деятельности преподавателя. Действительно, преподаватель стремится к максимально высокому результату, достижение которого не может быть без максимальной отдачи сил и энергии (оценки составляют 96,6%).

Слабым звеном является «умение снять напряжение и усталость студентов» (оценки - 7,4 балла, т.е. 82,2% от максимально возможной). Действительность такова, что процесс формирования социолого-управленческого потенциала у студентов требует от них значительных усилий. Не все студенты соответствуют таким высоким психическим и физическим критериям. Несомненно, что преподавателю необходимо учитывать это.

Одновременно с этим респонденты отмечают, что преподаватель использует почти весь свой потенциал, т. е. влияние преподавателя на развитие студентов приближается к 100%.

Таким образом, во-первых, нет «провальных» оценок в «социализационной направленности курса -формирование социолого-управленческого потенциала». Во-вторых, по 11 позициям преподавателю необходимо больше внимания уделить тому, чтобы повысить гуманистическо-управленческую направленность - проявлять еще больше заботы о социальнопсихологическом состоянии студентов при формировании социолого-управленческого потенциала. Это сигнал к тому, что требования к преподавательскому либо гуманистическо-управленческому потенциалу возросли либо повысилась требовательность препода-

вателя к содержанию деятельности этой группы респондентов.

Из социологических данных вытекает следующее:

1) исходя из своего опыта взаимодействия со студентами, нам известно, что оценка деятельности преподавателя существенно возрастает тогда, когда преподаватель и студенты решают общие «со-творческие проблемы» в контакте;

2) «приобщение» студентов как к самостоятельному, так и совместному научному творчеству требует умений обеспечивать релаксацию студентов. Мы полагаем, что преподаватель повысил требовательность к деятельности этой группы респондентов без соответствующего усиления творческого взаимодействия с ним;

3) в данной ситуации необходимо учитывать, что «ткань эффективных отношений преподавателя со студентами» очень «тонкая», «нежная» и «хрупкая», она формируется в большей мере преподавателем и в меньшей мере студентами. Её усиление требует особого такта и внимания, она может в один момент как усилиться, так и разрушиться. Её формирование, а тем более усиление предполагает использование всей совокупности социализационных компонентов. Разрушение может начаться лишь по ослаблению внимания к социально-психологическому состоянию студентов.

Обсуждение результатов исследования. На каждом занятии обсуждаются результаты исследований как в интерактивной, так и социолого-структурированной форме.

На их основе вырабатываются рекомендации для реферативных социологических исследований, которые готовятся каждым студентом, а затем обсуждаются на семинарских занятиях; итоги участия студентов в научно-исследовательской деятельности учитываются: при определении успеха в формировании социологоуправленческого потенциала, при оценке итогов совместной деятельности преподавателя и студентов. Кроме этого, используются методы обсуждения полученной информации в процессах принятия управленческих решений каждым студентом [2. С. 325-352]; для подготовки тезисов и выступлений студентов на научнопрактических конференциях.

Анализ состояния социализационных процессов заключается в том, чтобы обеспечить формирование конкурентоспособных специалистов. Теоретические и практические рекомендации использования данных представлены в монографических изданиях.

Выводы и рекомендации по использованию результатов исследования. Результаты опыта исследования состояния формирования социолого-управленческого потенциала позволяют сделать вывод о том, что, во-первых, современной методике стало возможным отразить сущностные изменения в вузовском социализаци-онном процессе; во-вторых, благодаря социологическим методам исследования, установлена действенность социализационных процессов; в-третьих, согласно результатам статьи, становится возможным преодолеть противоречия в вузовской социализационной практике подготовки специалистов, использовать предметный потенциал для формирования социологоуправленческого потенциала как ключевого звена подготовки конкурентоспособных специалистов, а вместе с ними начать создание социальной базы для реализа-

ции социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и основ конкурентоспособности страны в целом».

Следовательно, на основе использованных новых подходов к социализации в учебном процессе имеются возможности обеспечения мониторинга подготовки конкурентоспособных специалистов.

В то же время ведя речь об адекватности социологических методов в процессах подготовки конкурентоспособных специалистов, необходимо соблюдать следующие зависимости: во-первых, для достижения этих целей нужно использовать новые изобретательского уровня способы; во-вторых, как показывают вышеприведенные данные, если и далее применять старые социализационные способы, которые использовались в учебных процессах подготовки 12% специалистов высшей квалификации, то

они приведут к тем же результатам; в-третьих, анализ совокупности имеющихся положительно идентифицированных заявочных изобретений Федеральным институтом промышленной собственности показывает, что среди них нет ни одного, предназначенного для формирования конкурентоспособных специалистов.

Зная о необходимости использования социологических исследований для успешного выполнения социального заказа, мы полагаем, что необходимо как создание новых изобретений, так и разработки адекватных способов их социализации.

Модернизация всех сфер жизнедеятельности общества и вузовская социализация не только находятся во взаимосвязи, но и выступают детерминантами формирования изобретательской и инновационной грамотности у студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента. СПб.: Андреевский изда-

тельский дом, 2007. 203 с.

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 8: Социализация и образование. М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Какухин А.Д. Аспекты системно-комплексного подхода к формированию потенциала спортивно-физкультурного обеспечения реализации

социальных заказов (на примере факультета физкультуры и спорта СФУ). Красноярск: СФУ, 2010.

5. Лубышева Л.И., Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989.

6. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. М.: ЛСЛЭЕМЛ, 2001.

7.МаксименкоА.М. Теория и методика физической культуры: Учеб. для вузов физич. культуры. М.: Физическая культура, 2009.

8. Педагогика физической культуры и спорта: Учебник / Под ред. С.Д. Неверковича. М.: Физическая культура, 2006.

9. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

10. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию. 2008 год. Первый раздел; Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию. 2009 год. Первый раздел; Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию. 2010 год. Первый раздел.

11. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004.

12. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта: Учебник. М.: Физическая культура, 2005.

13. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

14. Мордовин С.К. Модель ключевых компетенций преподавателя бизнес-дисциплин и их развитие // Бизнес-образование. Специфика. Программы. Технологии. Организация / Под общ. ред. проф. С.Р. Филоновича. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 570-578.

15. Филонович С.Р. Исследовательская деятельность и подготовка преподавателей // Бизнес-образование. Специфика. Программы. Технологии. Организация / Под общ. ред. проф. С.Р. Филоновича. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 579-582.

16. Мордовин С.К., Филонович С.Р. Роль управленческого консультирования в развитии компетенций преподавателя // Бизнес-образование. Специфика. Программы. Технологии. Организация / Под общ. ред. проф. С.Р. Филоновича. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 586-589.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 28 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.