Научная статья на тему 'Социолого-исследовательский «форсайт-аспект» к использованию креативности в подготовке конкурентоспособных специалистов'

Социолого-исследовательский «форсайт-аспект» к использованию креативности в подготовке конкурентоспособных специалистов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность / формирование / креативный потенциал и креативная грамотность / когнитивный потенциал и когнитивная грамотность / конкурентоспособность специалиста / creativity / formation / creative potential and creative literacy / cognitive potential and cognitive literacy / competitiveness of the expert

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — И. В. Коваль, Е. В. Забуга, Э. В. Кармацкая, О. И. Коваль

Одним из имманентных направлений социализации является формирование и использование креативности в подготовке вузовских специалистов для реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом». Обеспечение этого качества призваны осуществлять социальные институты образования и науки. Начальным звеном выступают социологические данные о востребованности креативности и наличии ее у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — И. В. Коваль, Е. В. Забуга, Э. В. Кармацкая, О. И. Коваль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soсiology-research «Forsayt-aspect» to Use Creativity in Training of Competitive Experts

One of the immanent directions of socialization is formation and use of creativity in training of high school experts for implementation of the social order «Creation of the competitive enterprises and formation of bases of competitiveness of the country in general». Social institutes of science and education are urged to carry out ensuring this quality. As an initial link sociological data on a demand of creativity and existence it at trainees act.

Текст научной работы на тему «Социолого-исследовательский «форсайт-аспект» к использованию креативности в подготовке конкурентоспособных специалистов»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 4

ном» типе преобладают респонденты в возрасте 15-19 лет, с основным общим образованием. Рискуют в основном в сфере здоровья и предпочитают не играть в азартные игры. В рисковой ситуации также рассчитывают на постороннюю помощь.

Результаты исследования показывают особенности каждого типа респондентов, указывают на их достоинства и недостатки, а также позволяют обозначить факторы, которые влияют на отношение респондентов к риску, к которым можно отнести возраст, род занятий респондентов, а также наличие желания рисковать и создавать искусственную ситуацию риска.

Таким образом, отношение саратовской молодежи к риску носит противоречивый характер. Связано это с тем, что молодежь - очень неоднородная группа, а угрозы и риск, проникающие в повседневную жизнь все большего числа молодых людей, слабо контролируются и редко преодолеваются. Полученные в ходе социологического исследования данные позволяют обосновать характер и отношение к риску у молодежи в современном обществе.

Примечания

1 См.: Яницкий О. Н. Социология риска. М. : Изд-во LVS, 2003. С. 7.

2 См.: Сайганова Е. В. Трансформация роли молодежи в современном обществе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 1. С. 19-22.

3 См.: Чупров В. И., ЗубокЮ. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. 2-е изд. М. : Наука, 2003.

4 Исследование «Риск в повседневной жизни Саратовской молодежи» методом опроса было проведено Центром региональных социологических исследований Саратовского государственного университета при участии автора в 2015 г. Объем репрезентативной квотной-территориальной выборки составил 200 респондентов; возрастная структура: 15-19 лет - 37%, 20-24 лет - 34%, 25-29 лет - 29%; 52% - мужчины, 48% - женщины; 55% от общего числа опрошенных холосты или незамужем, 26% состоят в браке, 17% респондентов состоят в незарегистрированном браке и 2% находятся в разводе.

5 См.: Щюц А. Избранное : Мир, светящийся смыслом : пер. с нем. и англ. М. : РОССПЭН. 2004.

УДК 316.35

СОЦИОЛОГО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ «ФОРСАЙТ-АСПЕКТ» К использованию

креативности в подготовке конкурентоспособных специалистов

и. В. Коваль, Е. В. Забуга, Э. В. Кармацкая, О. и. Коваль

Сибирский институт бизнеса, управления и психологии,

Красноярск

E-mail: info@sibup.ru

Одним из имманентных направлений социализации является формирование и использование креативности в подготовке вузовских специалистов для реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом». Обеспечение этого качества призваны осуществлять социальные институты образования и науки. Начальным звеном выступают социологические данные о востребованности креативности и наличии ее у обучающихся. Ключевые слова: креативность, формирование, креативный потенциал и креативная грамотность, когнитивный потенциал и когнитивная грамотность, конкурентоспособность специалиста.

sodology-research «Forsayt-aspect» to use Creativity in Training of Competitive Experts

I. V. Koval, E. V. Zabuga, E. V. Karmatskaya, o. I. Koval

One of the immanent directions of socialization is formation and use of creativity in training of high school experts for implementation of the social order «Creation of the competitive enterprises and formation of bases of competitiveness of the country in general». Social institutes

of science and education are urged to carry out ensuring this quality. As an initial link sociological data on a demand of creativity and existence it at trainees act.

Key words: creativity, formation, creative potential and creative literacy, cognitive potential and cognitive literacy, competitiveness of the expert.

DOI: 10.18500/1818-9601 -2015-15-4-22-28

Проблема модернизации сфер жизнедеятельности общества неотделима от совершенствования деятельности социальных институтов образования и науки1. Более того, их деятельность является одной из главных детерминант реализации этих идей. Кроме этого, нельзя не учитывать, что существует социальный заказ «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом». В этой связи можно утверждать, что модернизация и реализация социального заказа не только находятся во взаимосвязи, но и с позиций стратегии успешного вхождения России в мировое разделение труда модернизация выступает условием реализации социального заказа, а не наоборот.

© Коваль И. В., Забуга Е. В., Кармацкая Э. В., Коваль О. И., 2015

И. В. Коваль и др. Социолого-исследовательский «форсайт-аспект»

Основная направленность исследований обусловлена поисками потенциальных возможностей организаций. Например, согласно социологическим данным, персонал любого предприятия подразделяется на две основные группы: мотивируемые преимущественно стремлением к успеху и мотивируемые преимущественно стремлением избегать неудачи. Существуют культурологические обобщения, согласно которым «западный» персонал предприятия на 75% мотивируется стремлением к успеху и на 25% тем, чтобы избежать неудач, а «восточный», наоборот, на 25% -стремлением к успеху и на 75% - к исключению факторов неудачи. Наряду с этим приблизительно 85% российских предприятий проводят самооценку регулярно, но при этом мало кто обращает внимание на один из важнейших факторов качества деятельности работников. Регулярные исследования удовлетворенности работников (мотивации внутренних потребителей) проходят лишь в 40% предприятий. Вовлеченность работников признается высшим приоритетом всего лишь на 35% предприятий2.

Проблематика исследований состояния подготовки конкурентоспособных специалистов существенно отличается от исследовательской практики поиска резервов на предприятиях. Представленная характеристика направленности исследований отражает их связь с социальнопроизводственной сферой.

Общая направленность исследования сформулирована основной гипотезой: без использования изобретений и моделей, новых интеллектуальных продуктов - новых высоких гуманитарных управленческих технологий в механизмах вузовского социализационного процесса невозможна подготовка специалистов с потенциалом и грамотностью для создания и применения конкурентных преимуществ на предприятиях, в организациях, в социально-территориальных общностях и формирования основ конкурентоспособности страны в целом.

В предлагаемой статье ставится вопрос на другом уровне, исследователи исходят из того, что в настоящее время существует социальный заказ «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом», реализация которого невозможна без креативного и когнитивного потенциала в единстве с креативной и когнитивной грамотностью, которую можно формировать в вузовском социализационном процессе.

Объектом исследования является система управления вузовским социализационным процессом, формирование у студентов в единстве креативного и когнитивного потенциала с креативной и когнитивной грамотностью как условия их готовности создавать и управлять конкурентными преимуществами.

Предметом исследования выступили организационно-экономические отношения, воз-

никающие в результате использования изобретений и моделей, нового интеллектуального продукта - применение социолого-исследовательского «форсайт-аспекта» к использованию креативности в подготовке конкурентоспособных специалистов - конкурентного «форсайт-преимущества», которое позволяет определить необходимый уровень взаимосвязи личностных качеств с типологиями пространственных отношений формируемых специалистов, изменяет возможности и повышает качество идентификации в подготовке специалистов управленческого компонента корпоративной культуры, обеспечивает качество вузовских социализационных процессов.

Впервые в рамках проекта «Применение непосредственной производительной силы лич-ностно ориентированной социологической науки в подготовке специалистов со способностями создавать и применять конкурентные преимущества на предприятиях, организациях» проделано следующее:

- исследованы и проанализированы факторы, детерминирующие уровень потенциала и грамотности индивидуальной и групповой конкурентоспособности студентов в период обучения в высшем учебном заведении;

- осуществлено социологическое проектирование формирования потенциальных и актуальных способностей обучающихся управлять созданием конкурентных преимуществ и применять в практике.

Авторы четко выражают свою позицию, заявляя, что: невыполнение этого заказа не позволит России быть успешной в мировом разделении труда; для его (заказа) реализации нужны специалисты нового качества - с когнитивными и креативными способностями; без когнитивного и креативного потенциала, когнитивной и креативной грамотности у студентов не может быть сформировано социолого-управленческого, управленческо-изобретательского, управленческо-инновационного потенциала и социолого-управленческой, управленческо-изобретательской, управленческо-инновационной грамотности, основных детерминант конкурентоспособных специалистов.

Именно поэтому вузы должны создать когнитивную и креативную основу для подготовки конкурентоспособных специалистов, обеспечивая информацией об особенностях востребованной креативности как в социализационном процессе, так и на практике. Если преподавательский и студенческий фактор не имеют необходимого уровня информации о востребованности креативности, то они не смогут сами производить изобретения и использовать их, в первую очередь, в своей профессиональной деятельности, направленной на выпуск специалистов с изобретательским и инновационным потенциалом. В то же время руководство социализационным

Социология

23

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 4

процессом должно осознавать, что ни преподавательские специалисты, ни вуз в целом без социолого-управленческого, изобретательского и инновационного потенциала не могут выпускать конкурентоспособных специалистов.

Нельзя не отметить, что в той или иной мере, в том или ином аспекте осуществляются попытки и ведутся поиски способов подготовки в вузах конкурентоспособных выпускников. Например, И. А. Ридель и Е. Э. Лобанова заявляют о том, что конкурентоспособность выпускников - это «ведущий показатель функционирования вузов». В своей статье исследователи подчеркивают, что главным показателем конкурентоспособности деятельности вузов является соответствие их выпускников рыночным условиям3.

С экономической точки зрения это утверждение предстает обоснованным аргументом определения конкурентоспособности и вуза, и его выпускников. Авторы заявляют, что, по их данным, таким требованиям ныне отвечают «около 17% формируемых студентов вузов»4. Однако анализ используемой исследователями блок-схемы показывает, что в ней не представлены ни роль социолого-управленческого, ни роль изобретательского, ни инновационного потенциала как детерминант реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом»5. Отсюда вытекает, что, согласно представлениям И. А. Ридель и Е. Э. Лобановой, можно осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов креативного потенциала и креативной грамотности и без социолого-управленческого, изобретательского инновационного потенциала, и без социологоуправленческой, управленческо-изобретательской, управленческо-инновационной грамотности.

Другая группа исследователей проблематики обеспечения подготовки конкурентоспособных специалистов отмечает, что ныне сложилось противоречие между требованиями предприятий к профессионализму вузовских выпускников и существенным отставанием в их подготовке. Согласно этому заключению можно сделать вывод о том, что, во-первых, это противоречие присуще всем функционирующим организациям социальных институтов образования и науки; во-вторых, оно является постоянно действующим; в-третьих, на преодоление данного противоречия должна быть направлена деятельность всех организаций социальных институтов, а также специалистов их подсистем.

С этой точки зрения представляет интерес позиция Т В. Живокоренцевой, которая полагает, что у действующих институтов существует разрыв общего образовательного и профессионального обучения, который выступает одной из причин снижения эффективности их деятельности. Исследователь заявляет, что существует

необходимость интеграции образовательного и профессионального пространства в вузе, которая обусловлена формированием профессиональных и личностных качеств будущего специалиста. Автор полагает, что приоритет должен быть отдан образовательному пространству как ведущему на данном этапе профессионального становления личности.

По мнению Т. В. Живокоренцевой, преодоление противоречия в вузе между общим образовательным и профессиональным компонентами предполагает обеспечение единства сущностных позиций трактовки понятия «интеграция» в различных областях знаний:

- «интеграция как явление имеет двуединую природу и предстает, с одной стороны, как процесс, а с другой стороны - как его результат;

- интеграция как состояние целостности имеет такие качественные характеристики, как взаимосвязанность, взаимодействие и взаимопроникновение, взаимозависимость, взаимосодействие и взаимопереплетение;

- интеграция как процесс - это слияние в единое целое ранее дифференцированных элементов, приводящее к новым качественным и потенциальным возможностям этой целостности, а также изменениям свойств самих элементов;

- интеграция выступает в качестве функционального условия существования и равновесия системы, а также механизма ее развития»6.

Иркутские исследователи преодоления сложившихся противоречий и подготовки востребованных практикой и выпускаемых специалистов Т. А. Жданко и О. Ф. Чупрова в своих работах представляют, исходя из целевой установки формирования специалиста как целостной личности, специфическую модель образовательно-профессионального пространства вуза. По их мнению, эта модель позволяет не только преодолеть сложившееся противоречие в деятельности вузов, но и проектировать образовательно-профессиональное пространство вуза по формированию конкурентоспособности личности студента.

Исследователи-проектанты модели образовательно-профессионального пространства вуза заявляют о том, что они под конкурентоспособностью личности студента понимают «совокупность интегрированных устойчивых качеств, таких как рациональная познавательная активность, целеустремленность, трудолюбие, креативность, критичность, рискованность, стрессоустойчивость, лидерство, обусловливающих возможность успешного выполнения деятельности»7.

Согласно утверждениям К. А. Подколзина, оптимально управление образовательной деятельностью в вузе включает такие стандартные процессы, как ее планирование, проектирование и обеспечение, анализ и оценка результатов образовательной деятельности, контроль качества подготовки студентов, определение задач по ее

24

Научный отдел

И. В. Коваль и др. Социолого-исследовательский «форсайт-аспект»

улучшению с учетом пожеланий работодателей и указаний учредителя. Автор полагает, что при определении качества подготовки молодых специалистов как наиболее важного показателя работы образовательного учреждения необходимо использование оценок по четырем группам дисциплин: гуманитарным и социально-экономическим; естественнонаучным и математическим; общепрофессиональным; специальным8.

Анализ значительного круга исследований по проблематике подготовки качественных вузовских выпускников показывает, что все или большинство из них обходят своим вниманием формирование креативного потенциала и креативной грамотности у обучающихся.

Одновременно с этим аспектом за пределами их внимания следующие вопросы: как, каким способом, с использованием каких предметов, каких механизмов возможна подготовка конкурентоспособных специалистов? Оказывается нерешенным вопрос, какие показатели и критерии могут свидетельствовать о том, что выпускник является конкурентоспособным, а также то, что без них нет и быть не может «конкурентоспособности» как основного показателя качества формируемого специалиста.

Нам представляется, что создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом - это проблема метафактора (управленческого фактора). Следовательно, во-первых, креа-

тивный потенциал и креативная грамотность, когнитивный потенциал и когнитивная грамотность должны быть сущностными компонентами деятельности преподавательского фактора; во-вторых, преподавательский фактор для их формирования должен имманентно применять специальные, изобретательского уровня технологии; в-третьих, только наличие у обучающихся креативного потенциала и креативной грамотности, когнитивного потенциала и когнитивной грамотности обусловливает возможности формирования в единстве социолого-управленческого, управленческо-изобретательского и управленческо-инновационного потенциала и социолого-управленческой, управленческо-изобретательской и управленческо-инновационной грамотности.

С этой точки зрения особый интерес представляют социологические данные о студентах Института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета (ИФКСиТ СФУ). В последние годы нами предпринята попытка социализации студентов на основе формирования у них социолого-управленческого потенциала, востребованного реализацией социального заказа.

Для информационного обеспечения этого процесса используются данные социологических исследований о готовности студентов применять креативность в управлении социальными процессами в обществе (табл. 1).

Таблица 1

Социологические данные о креативно-управленческом потенциале студентов ИФКСиТ

Наименование объекта, предмета Поток 2-го курса, в % юноши/девушки Поток 4-го курса, в % юноши/девушки

Совершенствование своей учебной деятельности 76,9/60,0 66,6/100,0

Улучшение социально-психологической среды своего взаимодействия 61,5/80,0 77,7/83,3

Управление в целом государством, обществом 38,5/20,0 44,4/-

Управление Красноярским краем 46,2/20,0 66,7/16,7

Управление городом 69,2/60,0 66,7/16,7

Управление институтом (факультетом) 53,8/60,0 33,3/50,0

Управление СФУ 38,5/60,0 55,5/50,0

Интегральные значения 153,22/156,84 159,70/149,99

Различия в интегральных данных 2,37 в пользу девушек 6,47 в пользу юношей

Различия в интегральных данных юношей 4-го и 2-го курсов 4,2 в пользу юношей 4 курса

Различия в интегральных значениях 2-го и 4-го курсов, экономический факультет/факультет психологии 4,57 в пользу девушек 2-го курса

Социологические данные свидетельствуют о наличии особенностей в креативности респондентов, обусловленных как их профессиональной ориентацией, так и гендерной принадлежностью.

Согласно интегральным данным, различия в управленческой креативности на 2-м курсе спортивно-физкультурного факультета первое

место занимает «улучшение положения коллег и близких» (отметили 80,0% девушек), у 76,9% юношей на первом месте «совершенствование своей учебной деятельности». Как видно, имеется различие не только в аспектах, но и в оценке приоритетов применения креативности. На втором месте у юношей (69,2% ответов) находится возможность совершенствования управления го-

Социология

25

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 4

родом, а у девушек на втором, третьем, четвертом, пятом местах - совершенствование своей учебной деятельности, управление городом, институтом и СФУ (по 60,0% ответов по каждому аспекту).

Согласно социологическим данным, 100,0% девушек 4-го курса готовы к использованию своей креативности в совершенствовании своей учебной деятельности. На втором месте находится их готовность к улучшению положения коллег и своих близких (83,3% ответов); 50,0% готовы к использованию своей креативности в управлении факультетом и СФУ.

Ситуация в реализации креативности у юношей 4-го курса несколько отличается от группы девушек. Например, 77,7% юношей готовы использовать свою креативность в улучшении социально-психологической среды своего взаимодействия с коллегами и близкими (первое

место), но по этому аспекту они отстают от девушек на 7,2%; 66,7% акцентированы на использовании креативности в совершенствовании своей учебной деятельности, Красноярским краем и городом (второе, третье, четвертое места). Менее всего они готовы к изменениям в управлении факультетом (33,3%), обществом (44,4%) и СФУ (55,0% ответов).

Следует отметить, что респонденты-девушки 2-го курса по уровню управленческой креативности превосходят не только юношей на 2,4%, но и студенток 4-го курса на 4,6%.

Эти данные свидетельствуют о том, что управленческая креативность как юношей, так и девушек за время обучения в вузе остается высокой, но мало изменяющейся в целом.

Представляют интерес данные об изменениях в акцентах использования креативного потенциала у студентов (табл. 2).

Таблица 2

Социологические данные об уровне и направленности управленческой креативности студентов ИФКСиТ

на обеспечение конкурентоспособности

Наименование объекта, предмета Поток 2-го курса, в % юноши/девушки Поток 4-го курса, в % юноши/девушки

Совершенствование своей учебной деятельности 76,9/60,0 66,6/100,0

Управление институтом (факультетом) 53,8/60,0 33,3/50,0

Интегральные значения 93,85/84,85 74,46/111,80

Различия в интегральных данных 10,61 в пользу юношей 50,15 в пользу девушек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Различия в интегральных значениях по курсам у юношей экономического факультета/факультета психологии 26,04 в пользу юношей 2-го курса

Различия в интегральных значениях по курсам у девушек, факультет психологии/экономический факультет 31,76 в пользу девушек 4-го курса

Социологические данные показывают, что респонденты как 2-го, так и 4-го курсов в значительной мере готовы к использованию креативности в управлении совершенствованием своей учебной деятельности и факультетом, т. е. в изменении условий обеспечения своей конкурентоспособности. Направленность креативности у юношей на повышение эффективности своей учебной деятельности на 26,5% выше, чем у девушек. В то же время показатели девушек выше в ориентации на использование своей креативности в совершенствовании деятельности факультета на 9,0%.

На 4-м курсе 100,0% девушек акцентируют креативность на совершенствование своей учебной деятельности, что на 50,0% выше, чем у юношей. Такое же соотношение в направленности потенциала креативности на повышение эффективности функционирования факультета.

Исходя из концептуальных положений о необходимости формирования конкурентоспособных специалистов, имеет особое значение использование управленческой креативности у респондентов для решения проблемы повышения эффективности как личного использования потенциала, так и в целом ИФКСиТ.

Отсюда вытекает особое значение социологических данных об интегральных значениях направленности креативности на повышение эффективности подготовки конкурентоспособных специалистов спортивно-физкультурного профиля.

Согласно данным таблиц, интегральные значения по группам юношей и девушек об управленческой креативности, направленной на обеспечение их конкурентоспособности, различаются на 10,61% в пользу юношей 2-го курса.

На 4-м курсе показатели девушек на 50,2% выше, чем у юношей. Интегральные значения у юношей 2-го курса на 26,0% выше, чем у юношей 4-го курса, а интегральные значения выше на 31,8%, чем у девушек 4-го курса. Отсюда вытекает вывод, что процесс роста направленности креативности девушек на повышение эффективности учебного процесса существенно опережает стремления юношей.

Таким образом, девушки 4-го курса в большей мере осознают потребность, а следовательно, предвидят и возможность позитивных изменений в учебном процессе и их роль в формировании конкурентных деловых и личностных качеств.

26

Научный отдел

И. В. Коваль и др. Социолого-исследовательский «форсайт-аспект»

Согласно социологическим данным, у девушек потребность в позитивных изменениях опережает идентичную потребность у юношей. Таким образом, девушки в большей мере осознают необходимость обеспечения своей конкурентоспособности, чем юноши, а потому можно утверждать, что их управленческая креативность в большей мере в настоящее время направлена на решение этой задачи.

Так как авторы исследуют управленческую креативность в трех уровнях и в двух основных

аспектах, то представляет интерес характеристика управленческой креативности студентов, направленной на совершенствование своей среды жизнедеятельности и социальных институтов (табл. 3).

Исходя из данных табл. 3, различия в интегральных значениях управленческой креативности юношей и девушек имеют разнонаправленные тенденции: одна - к росту, составляя около 9,43% в пользу юношей 4-го курса, и другая - к снижению креативности на 39,94% в пользу девушек 2-го курса.

Таблица 3

Социологические данные о направленности управленческой креативности студентов на совершенствование среды своей жизнедеятельности и социальных институтов

Наименование объекта, предмета Поток 2-го курса, в % юноши/девушки Поток 4-го курса, в % юноши/девушки

Улучшение социально-психологической среды своего взаимодействия 61,5/80,0 77,7/83,3

Управление в целом государством, обществом 38,5/20,0 44,4/-

Управление Красноярским краем 46,2/20,0 66,7/16,7

Управление городом 69,2/60,0 66,7/16,7

Управление институтом (факультетом) 38,5/60,0 55,5/50,0

Интегральные значения 129,11/131,91 141,28/99,98

Различия в интегральных данных 2,17 в пользу девушек 41,31 в пользу юношей

Различия в интегральных значениях по курсам юношей экономического факультета/факультета психологии 9,43 в пользу юношей 4-го курса

Различия в интегральных значениях по курсам девушек, факультет психологии/экономический факультет 39,94 в пользу девушек 2-го курса

Несомненно, юноши в большей мере осознают потребность в изменениях среды своей жизнедеятельности, чем девушки.

Очевидно, что управленческая креативность юношей и девушек в разной мере ориентирована на изменения среды обитания и деятельности социальных институтов.

Социологические данные в значительной мере характеризуют когнитивный и креативный потенциал студентов, их предрасположенность к управленческой деятельности. В то же время показатели и критерии когнитивного и креативного потенциала и предрасположенность к управленческой деятельности выступают детерминантами формирования конкурентоспособности у студентов, а направленность социализационного процесса неотделима от их совершенствования.

Согласно социологическим данным, вполне достижимо в вузе, во-первых, обеспечение единства креативного потенциала и креативной грамотности, когнитивного потенциала и когнитивной грамотности; во-вторых, наличие у обучающихся креативного потенциала и креативной грамотности, когнитивного потенциала и когнитивной грамотности обусловливает возможности формирования в единстве социолого-управленческого, управленческо-изобретательского и управленческо-инновационного потенциала и социолого-управленческой, управленческо-изобретательской и управленческо-инновационной

грамотности, а следовательно, в значительной мере способно решать проблему подготовки конкурентоспособных специалистов в вузе.

Использование разработанных способов и технологий формирования креативного потенциала и креативной грамотности, когнитивного потенциала и когнитивной грамотности как ключевых факторов формирования в единстве социолого-управленческого, управленческо-изобретательского и управленческо-инновационного потенциала и социолого-управленческой, управленческо-изобретательской и управленческо-инновационной грамотности позволяет применять научно-исследовательский, модельно-проектировочный, методико-диагностический комплексы, строить учебный процесс как научно-исследовательский, решать проблему подготовки в вузе конкурентоспособных специалистов9.

Примечания

1 См.: Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_171774/ (дата обращения : 25.01.2015).

2 См.: Глазов М. М., Фирова И. П., Истомина О. Н. Управление персоналом : анализ и диагностика персонал-менеджмента : учебник / под ред. М. М. Глазова. СПб. : Андреевский издательский дом, 2007. С. 184-191, 196-241.

Социология

27

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 4

3 См.: Ридель И. А., Лобанова Е. Э. Конкурентоспособность выпускников - ведущий показатель успешности функционирования вузов // Экономика и управление в современных условиях : материалы Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / сост. Т. А. Кравченко ; НОУ Сибирский институт бизнеса, управления и психологии. Красноярск : СИБУП, 2009. Ч. II. С. 284.

4 Там же. С. 286.

5 Там же. С. 287.

6 См.: Жданко Т. А., Чупрова О. Ф. Проектирование образовательно-профессионального пространства вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента // Концепт. 2013. N° 10 (октябрь). С. 38. URL : http://e-koncept.ru/2013/13200. htm (дата обращения: 28.01.2015).

7 Жданко Т. А. Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательно-профессиональ-

ном пространстве вуза // Современные проблемы науки и образования. 2008. N 4. С. 69.

8 См.: Подколзин К. А. Управление образовательной деятельностью - важнейшие условие формирования компетентности и повышения конкурентоспособности выпускников // Труд и социальные отношения. 2012. № 2. С. 109-116.

9 См.: Коваль И. В., Забуга Е. В., Кармацкая Э. В., Коваль О. И. Сибирский институт бизнеса, управления, и психологии накануне 20-летия : опыт проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов. Красноярск : СИБУП, 2014. С. 240-302 ; Коваль И. В. Применение непосредственной производительной силы личностно ориентированной социологической науки на экономическом факультете СИБУПа для подготовки конкурентоспособных специалистов. Красноярск : СИБУП, 2015. С. 305-352.

УДК 316.346.32-053.9

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ДИЗАЙНА В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ СТАРОСТИ

М. Э. Елютина, О. а. Трофимова

Саратовский государственный университет E-mail: elutina133@mail.ru, trofimova2006@mail.ru

В статье осуществляется анализ основных исследовательских маршрутов в современной социологии старости, расставляются акценты на наиболее значимых проблемах.

Ключевые слова: гетерогенность пожилого населения, субъективное восприятие старости, пожилая семья, инклюзивная среда для пожилых людей.

Engineering of Research Design in Modern sociology of Elderly

M. E. Elutina, o. A. Trofimova

The article analyzes a major research routes in modern sociology of old age and makes emphasis on the most important issues.

Key words: heterogeneity of the elderly population, subjective perception of old age, elderly family, inclusive environment for the elderly.

DOI: 10.18500/1818-9601 -2015-15-4-28-33

Старение населения - объективный процесс, который создает новые возможности для общества, инициирует поиск социальных механизмов для реализации неиспользованного человеческого потенциала, создания эффективной социальной политики, служб помощи и поддержки пожилых людей, системы здравоохранения. Устойчивое снижение рождаемости вместе с увеличением продолжительности жизни в течение последней четверти ХХ в. привели к тому, что во многих странах число людей в возрасте 65 лет и старше превысило число детей, их доля

составляет от 25 до 35% от всего населения этих стран1.

Следовательно, в связи с увеличением удельного веса лиц старших возрастов увеличивается их социальная значимость в обществе и степень влияния на общественные процессы. В течение долгого времени проблемы, связанные со старением населения, не осознавались в качестве социальных и культурных приоритетов развития российского общества. Имела место медикализация академического дискурса с репрезентацией образа пожилого человека как больного, требующего экспертного медицинского контроля и вмешательства. Пожилые люди выступали в роли гериатрического объекта. До сих пор можно говорить о противоречии между декларациями в политических программах, официальных документах и их практическим разрешением, которое ограничивается, главным образом, гарантированной минимальной пенсионной поддержкой людей позднего возраста. Перспектива стареющего общества требует обновления научного дискурса, переосмысления возможностей людей в разные возрастные периоды жизни, конструирования новых ракурсов разновозрастных взаимодействий, поиска направлений социальной интеграции пожилой когорты посредством институциальных механизмов. Когда мы говорим о социальном старении, речь идет не об эмпирически стареющем индивиде, а о нормах, ценностях, традициях, обычаях, от которых зависит то особое место, которое человек занимает в обществе. На данный момент можно кон-

© Елютина М. Э., Трофимова О. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.