Контактная информация: [email protected] УДК 316.35
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ
Александр Дмитриевич Какухин, кандидат педагогических наук, профессор,
Иван Васильевич Коваль, доктор социологических наук, профессор,
Сибирский федеральный университет (СФУ), г. Красноярск
Аннотация
Применение диагностических исследований в социализационных процессах является имманентным методом формирования конкурентоспособных специалистов. Отсюда становится необходимым обеспечение их качества.
Ключевые слова: диагностика, учебный процесс, управленческая грамотность, эффективность вузовского учебного процесса.
DIAGNOSTIC RESEARCH IN TECHNOLOGIES OF MANAGERIAL COMPETENCE
FORMATION AMONG THE STUDENTS WITH PHYSICAL CULTURE AND
SPORTS PROFILE
Alexander Dmitrievich Kakukhin, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Ivan Vasilyevich Koval, the doctor of sociological sciences, professor,
Siberian Federal University,
Krasnoyarsk
Annotation
The application of diagnostic research in the socialization processes is an inherent method of formation of competitive specialists. Hence, it becomes necessary to ensure their quality.
Keywords: diagnosis, training process, managerial competence, effectiveness of university teaching process.
Применение диагностических исследований позволило установить, что персонал любого предприятия подразделяется на две основные группы: мотивируемые преимущественно стремлением к успеху и мотивируемые преимущественно стремлением избегать неудачи. «Существуют культурологические обобщения, согласно которым западный персонал предприятия на 75% мотивируется стремлением к успеху и на 25% - избеганием неудачи, а восточный, наоборот, на 25% - стремлением к успеху и на 75% - избеганием неудачи». Наряду с этим приблизительно 85% российских предприятий проводят текущую оценку регулярно, но при этом мало кто обращает внимание на один из важнейших факторов качества - удовлетворенность собственных работников. Регулярные исследования удовлетворенности работников (мотивации внутренних потребителей) проходят лишь на 40% предприятий. Вовлеченность работников признается высшим приоритетом всего лишь на 35% предприятий [1].
Актуальность положений, представленных в предлагаемой статье, вытекает из того, что в настоящее время существует социальный заказ «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом». Для его реализации нужны специалисты нового качества. Подготовить таких специалистов нельзя без соответствующих методов и способов. Доказательством тому являются данные о конкурентоспособности экономики и образования.
Во-первых, исходя из основных показателей России, известно, что в стране действует 12% ученых мира, деятельность которых обусловливает выпуск 0,3% продукции
по новым и новейшим технологиям; в стране используется 1^2% изобретений; вклад российской науки в экономический рост составляет менее 1% [11]. Согласно авторским расчетным данным, эффективность деятельности российских ученых в 45-50 раз ниже средних показателей на планете.
Во-вторых, 90% докторов и около 80% кандидатов наук трудятся в социальном институте образования, за 1990-2010 гг. их число выросло почти на 50% и превышает количество специалистов высшей квалификации всего СССР.
В-третьих, качественное состояние социально-экономической сферы детерминировано управленческим фактором, уровень которого находится в зависимости от деятельности специалистов высшей квалификации. Мы полагаем, что подготовка управленческих специалистов в значительной мере определяется адекватностью используемых методов и способов диагностики.
Вместе с тем, анализ различных источников показывает, что в стране существует не только неадекватность диагностики, но и наблюдается кризис обществоведения, которое наряду с профильными предметами призвано обеспечивать качественную подготовку управленческих специалистов. Социально-экономический аспект кризиса в подготовке управленческих специалистов. В 90-е гг. обществоведческие науки, преподаваемые в вузах, оказались в сложном положении. Они перестали играть свою роль в формировании вузовских специалистов. Именно этим можно объяснить снижение интереса к ним студентов. Например, исследования А.Г. Сабирова [9] показали, что количество студентов, положительно относящихся к этим наукам, уменьшается. Если в 1994 г. студентов, положительно оценивающих гуманитарные науки, было 65%, то в 1998 г. -57%, негативно
- 19%, нейтрально - 34%.
В этой связи автор подчеркивает, что безразличие в условиях сегодняшнего хаоса в ценностных ориентациях людей так опасно, как и негативизм. А.Г. Сабиров, отмечая данное положение, заявляет, что причин падения престижа общественных наук много. Они понесли огромные моральные и кадровые потери в результате фундаментального реформирования. Очень серьезной причиной является технократическая ориентация на узкопрофессиональную подготовку специалиста. Общекультурная, личностная подготовка оказывается на втором плане.
Наше внимание привлекла данная информация. Откликаясь на данные наших исследований о состоянии учебно-воспитательного процесса в ряде вузов региона, мы пришли к выводу о необходимости более детального анализа состояния освоения обществоведческих наук и разработки путей преодоления сложившегося положения в формировании мировоззрения и деловых и личностных качеств специалистов.
С этих позиций представляет интерес диагностика качества образования студентов. Сравнительный анализ удовлетворенности студентов знаниями по дисциплинам прямой специально-профессиональной направленности и предметам второй группы предметов общегуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного направлений показал, что последняя группа «отстает» по качественным оценкам на 45,38% (по отличным и хорошим оценкам), а по удовлетворительным превосходит первую группу в 6,2 раза (расчеты авторов).
Вполне естественно отметить наличие в подготовке специалистов противоречия, суть которого в следующем:
1) первая группа вузовских предметов «стремится» к обеспечению качества образования, а вторая «отстает» от неё почти на 50%;
2) в одной личности находят отражение улучшение качества и постоянно остающийся невысокий уровень профессионализма от второй группы предметов.
Исходя из социологических данных, вытекает вывод о том, что сложившееся в учебном процессе положение не может обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов.
Решение этой задачи стало возможным благодаря многоаспектной деятельности в 2000-2006 гг., позволившей разработать парадигмы современной социологической науки как непосредственной производительной силы и определить ее роль в формировании научного мировоззрения. Важно то, что произошел уход от абстрактной формы освоения обществоведческих предметов их использования в непосредственной учебной и управ-ленческо-профессиональной деятельности. Разработаны способ и технологии формирования социолого-управленческого потенциала в вузах. В организации исследования используются общие схемы и рекомендации проведения диагностики [1]. В ходе учебного процесса были реализованы как теоретико-методологические, так и практические изменения в учебном процессе.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Особенности организации исследования:
- изложение теоретико-методологических аспектов положений предмета;
- актуализация и конкурентоактуализация состояния учебной деятельности;
- использование структурно-логических схем их связи с компонентами социоло-го-управленческого потенциала у обучающихся;
- рекомендации по использованию теоретико-методологических положений в учебном процессе и в будущей профессиональной деятельности, их роль в реализации жизненных стратегий;
- аргументация на основе предшествующих социологических данных предыдущих этапов исследования; использование теоретико-методологических основ в формировании социолого-управленческого потенциала конкурентоспособных специалистов.
Были использованы социологические методы в диагностике состояния учебных процессов, которые были ориентированы на использование представленных в разделе «Методология и организация конкретного социологического исследования в сфере физической культуры» [4,5,10]. Проведена их конгруэнтность с авторскими изобретательскими способами, выделен необходимый социолого-диагностический аспект социологоуправленческого потенциала, адаптированы методы и способы в соответствии с намеченными целями [1].
СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВАЛИДНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ ИНФОРМАЦИИ
Валидность и надежность информации достигается высокого уровня репрезентативностью за счет 100% опроса присутствующих на занятиях.
Качеству и надежности информации служат использование ретестового подхода, применение сравнительного подхода с данными предшествующих этапов и студенческих курсов. Направленное информирование студентов с целью сознательного использования ими информации в профессиональных интересах обучаемых.
Использование детерминанты знаний от системы знаний естественных законов, системы общесоциологических и формационных законов, основных тенденций развития человеческих сообществ в обеспечении активного участия в формировании валидной и надежной информации. Наличие концептуальности в исследованиях. Долговременный характер формирования специального социологического информационного пространства. В этой связи представляют интерес социологические данные об опыте формирования социолого-управленческого потенциала у студентов СФУ.
Показатели позитивных изменений в технологиях формирования социологоуправленческой грамотности у студентов спортивно-физкультурного профиля, согласно социологическим данным, отражают:
- возрастание уверенности в собственных силах как следствие сформированной СУГ, проявляющейся в двух основных аспектах: в возрастании на 17^25% самооценки и ориентации студентов на успех;
- удовлетворенность студентов своей научно-технической деятельностью и планированием своей деловой карьеры составляет 71,5-80% от максимально возможной;
- общая удовлетворенность доступностью и качеством данных специального социологического информационного пространства составляет 76,1-98% студентов, планирующих свою деловую карьеру;
- готовность применять управленческий потенциал в условиях конкурентоакту-ализированных ситуаций на концептуальной основе нейролингвистического программирования достигает 96-99% от всех участвующих в проектировании;
- показатели возрастания эффективности курса как результат позитивного влияния разработки целевого проекта деловой карьеры (профессиональной и управленческой карьеры) на развитие формирования управленческой грамотности у студентов физкультурно-спортивного профиля достигают 26-33%;
- удовлетворенность студентов итогами участия в планировании своей деловой карьеры в форме научно-исследовательской деятельности составляет 72,6-87,3%;
- использование результатов научно-исследовательской и научнопознавательной деятельности в планировании своей деловой карьеры составляет 78-92%;
- готовность к дальнейшему использованию своей социолого-управленческой и инновационно-управленческой грамотности в создании и совершенствовании интеллектуально-инновационного типа жизнедеятельности социальных образований и их составляющих, в управлении на мини-, мезо-, макро- уровнях, которая является результатом возрастания в 2-2,4 раза интенсификации интеллектуальной деятельности студентов в процессе работы над деловой карьерой.
В настоящее время, согласно данным социологических исследований, у студентов экспериментальных факультетов институтов повысился интерес к предметам и результатам формирования социолого-управленческой грамотности, связывающих учебный процесс с их профессиональной деятельностью. Количество студентов, отмечающих позитивное влияние на формирование их как конкурентоспособных специалистов, составляет свыше 90%, среди респондентов нет тех, которые считают, что курс им не нужен.
Обсуждение результатов диагностики осуществляется систематически, на каждом занятии, как в интерактивной, так и социолого-структурированной форме. На их основе вырабатываются рекомендации для реферативных социологических исследований (РСИ), которые готовятся каждым студентом, а затем обсуждаются на семинарских занятиях; итоги участия студентов в научно-исследовательской деятельности представляются в виде тезисов и выступлений на научно-практических конференциях
Теоретические и практические результаты использования диагностики представлены в монографических изданиях [2,3].
Результаты опыта применения социальной диагностики состояния формирования социолого-управленческого потенциала, позволяют сделать вывод о том, что, во-первых, созданная методика может отразить сущностные изменения в вузовской подготовке конкурентоспособных специалистов; во-вторых, благодаря диагностике стало возможным доказать действенность изобретательских приоритетов; в-третьих, становится возможным преодолеть противоречия в вузовской подготовке специалистов, использовать предметный потенциал для формирования социолого-управленческого потенциала как ключевого звена подготовки конкурентоспособных специалистов, а вместе с ними начать создавать базу для реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и основ конкурентоспособности страны в целом».
Следовательно, на основе использованных новых подходов к диагностике учебного процесса проявляется возможность обеспечения мониторинга подготовки конкурентоспособных специалистов. Модернизация всех сфер жизнедеятельности, социальных институтов обуславливает существенные изобретательского уровня изменения в методах и
способах социальной диагностики [7].
ЛИТЕРАТУРА
1. Глазов, М.М. Управление персоналом : анализ и диагностика персонал-менеджмента [Текст] / М.М. Глазов, И.П. Фирова, О.Н. Истомина. - СПб. : ООО «Андреевский издательский дом», 2007. - 251 с.
2. Коваль, И.В. Нестандартные цели и нетрадиционные технологии в освоении курса «Социология» в инженерных вузах : опыт, проблемы (на примере Красноярской гос. архитектурно-строит. акад.) [Текст] / И.В. Коваль. - Красноярск : Изд-во КрасГАСА, 2005. - 354 с.
3. Коваль, И.В. Социология формирующегося конкурентоспособного специалиста в инженерном вузе (на примере Красноярской гос. архитектурно-строит. акад.) [Текст] / И.В. Коваль. - Красноярск : Изд-во Красноярской гос. архитектурно-строит. акад., 2007. - 382 с.
4. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. вузов / Л. И. Лубышева. - М. : Академия, 2001. - 238 с. - (Высшее образование).
5. Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов физической культуры / А.М. Максименко. - М. : Физическая культура, 2009. - 544 с.
6. Неверкович, С. Д. Педагогика физической культуры и спорта / С. Д. Неверко-вич. - М. : Физическая культура, 2006. - 528 с.
7. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию [Электронный ресурс] // http://kremlin.ru/news/9637. - Дата обращения 30.11.2011.
8. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / А.В. Родионов. - М. : Академический Проект, Фонд «Мир», 2004. - 576 с.
9. Сабиров, А.Г. Формирование отношения студентов к социальногуманитарным дисциплинам [Текст] / А.Г. Сабиров // Социологические исследования. -1998. - № 11. - С. 84.
10. Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта [Текст] : учебник / В.И. Столяров. - М. : Физкультура и спорт, 2005 - 400 с.
11. Тодосийчук, А. Условия перехода к инновационной экономике [Текст] / А. Тодосийчук // Экономист. - 2010. - № 2. - С. 25-38.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378.147
SWOT-АНАЛИЗ В СТРУКТУРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Якуб Камболетович Коблев, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, ректор,
Анатолий Михайлович Доронин, доктор педагогических наук, профессор, академик
РАЕ, заведующий кафедрой,
Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета,
г. Майкоп,
Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент,
профессор РАЕ,
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель работы - разработка модели БШОТ-анализа как компонента тренерско-педагогического управления. Исследование проводилось на базе инженерного вуза и технического