Научная статья на тему 'Социологическое проектирование формирования у студентов физкультурно-спортивного профиля управленческо-валеологического потенциала'

Социологическое проектирование формирования у студентов физкультурно-спортивного профиля управленческо-валеологического потенциала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / СОЗДАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забуга Евгений Владимирович, Кармацкая Элина Валерьевна, Коваль Олег Иванович, Какухин Александр Дмитриевич, Коваль Иван Васильевич

В условиях действия закона конкуренции социальные институты образования и науки призваны внести коррективы в подготовку разного профиля специалистов. Важнейшие направления этих изменений находятся в центре внимания подготовки специалистов педагогического профиля. Это обусловлено тем, что они должны иметь способности и готовность действовать в управленческо-педагогическом контактном взаимодействии с обучающимися. Однако формирование этих деловых и личностных качеств у специалистов педагогического профиля может осуществляться в специализированных вузах. Для этого необходимо, во-первых, применение адекватных способов, во-вторых, необходимо в вузах наличие специалистов высшей квалификации. В данных условиях приобретает большое значение опыт социолого-педагогического проектирования готовности формируемого специалиста к самостоятельной управленческой деятельности, в котором применяется ключевая «форсайт-детерминанта» реализации концепции «Опережающее образование». Это первый опыт совершенствования деятельности института физкультуры, спорта и туризма в этом аспекте. Кроме этого социолого-педагогическое проектирование позволяет осуществлять качественные изменения в потенциале метафактора и его составляющих. На основе осуществляемой модели становится возможным обеспечивать в вузе подготовку специалистов к самостоятельной управленческой деятельности, ориентированной на создание и применение конкурентных преимуществ в совершенствовании деятельности трудовых объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забуга Евгений Владимирович, Кармацкая Элина Валерьевна, Коваль Олег Иванович, Какухин Александр Дмитриевич, Коваль Иван Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological design of formation at students of the sports profile of administrative and valeological potential

In the conditions of the law of the competition the social institutes of science and education are urged to introduce the amendments in the preparation of the different profile experts. The most important directions of these changes are in the center of attention of training of the specialists with the pedagogical profile. It is caused by the fact that they have to demonstrate the abilities and readiness to work in administrative and pedagogical contact interaction with the trained. However, the formation of these business and personal qualities among the experts with the pedagogical profile can be carried out in the specialized higher education institutions. Firstly, for this purpose the application of the adequate ways is necessary, but secondly, the presence of experts of the top skills is necessary in higher education institutions. In these conditions the experience in the sociological-pedagogical projection of readiness of the formed expert for the independent administrative activity gains importance, in which it is applied the key "foresight-determinant" of implementation of the concept "The advancing education". It is the first experience in improvement of the activity of the institute of physical culture, sports and tourism in this aspect. Besides, the sociological-pedagogical design allows carrying out the high-quality changes in the potential of the metafactor and its components. On the basis of the carried-out model it becomes possible to provide at higher education institution the training of specialists to the independent administrative activity focused on the creation and use of the competitive advantages in improvement of activity of the labor associations.

Текст научной работы на тему «Социологическое проектирование формирования у студентов физкультурно-спортивного профиля управленческо-валеологического потенциала»

ретического обучения).

4. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что уровень знаний повысился у занимающихся в экспериментальной группе от «удовлетворительно» до «хорошо», уровень проявления технического мастерства - от «удовлетворительно» до «хорошо», степень проявления самостоятельности от среднего уровня до «выше среднего», активности от среднего уровня до «выше среднего».

ЛИТЕРАТУРА

1. Аношкин, Б.Н. Юный яхтсмен / Б.Н. Аношкин. - Омск : Омскбланкиздат, 2010. - 60 с.

2. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К. Буряк // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 71-78.

3. Деянова, А.В. Парусный спорт. Методика начального обучения в классе яхт "Оптимист" / А.В. Деянова. - М. : Всероссийская федерация Парусного спорта, 2013. - 104 с.

4. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. - М. : Знание, 1991. - 80 с.

5. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - М. : Знание, 1974. - 64 с.

6. Парусный спорт : программа / О.А. Ильин, Л.А. Калинкин, В.Н. Назаров, Б.А. Николаев ; Федеральное агентство по физической культуре и спорту. - М. : Советский спорт, 2005. - 72 с.

7. Слэтер, Ф. Гонки «Оптимистов» / Ф. Слэтер. - М. : Аякс-пресс, 2014. - 93 с.

REFERENCES

1. Anoshkin, B.N. (2010), Young Yachtsman, Omskblankizdat, Omsk.

2. Buriak, V.K. (2007), "Activity and self-dependence of pupils in the cognitive activity", Pedagogy, No. 8, pp.71-78.

3. Deyanova, A.V. (2013), Sailing. Methods of primary education in the class of yachts "Optimist", WFTU, Moscow.

4. Kudryavtsev, V.T. (1991), Problem learning: the origins, nature and prospects, Knowledge, Moscow.

5. Lerner, I.Ya. (1974), Problem-based Learning, Knowledge, Moscow.

6. Ilyin, О.А., Kalinkin, LA., Nazarov, V.N. and Nikolayev, В.А. (2005), Yacht Racing: A program, Federal Agency for Physical Education and Sport, Soviet Sport, Moscow.

7. Slater, Ph. (2014), Optimist Racing, Ayaks-press, Moscow. Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.06.2016

УДК 796.077.5

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Евгений Владимирович Забуга, первый проректор, Элина Валерьевна Кармацкая, директор колледжа, Сибирский институт бизнеса, управления и психологии (АНО ВО СИБУП), Красноярск; Олег Иванович Коваль, ведущий инструктор, Международная организация «Искусство жизни», Москва; Александр Дмитриевич Какухин, кандидат педагогических наук, профессор, Институт физкультуры, спорта и здоровья им. И. С. Ярыгина, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (ИФКСиЗ им. И. С. Ярыгина КГПУ им. В.П. Астафьева), Красноярск; Иван Васильевич Коваль, доктор социологических наук, профессор, Сибирский институт бизнеса, управления и психологии (АНО ВО СИБУП), Красноярск

Аннотация

В условиях действия закона конкуренции социальные институты образования и науки призваны внести коррективы в подготовку разного профиля специалистов. Важнейшие направления

этих изменений находятся в центре внимания подготовки специалистов педагогического профиля. Это обусловлено тем, что они должны иметь способности и готовность действовать в управленче-ско-педагогическом контактном взаимодействии с обучающимися. Однако формирование этих деловых и личностных качеств у специалистов педагогического профиля может осуществляться в специализированных вузах. Для этого необходимо, во-первых, применение адекватных способов, во-вторых, необходимо в вузах наличие специалистов высшей квалификации. В данных условиях приобретает большое значение опыт социолого-педагогического проектирования готовности формируемого специалиста к самостоятельной управленческой деятельности, в котором применяется ключевая «форсайт-детерминанта» реализации концепции «Опережающее образование». Это -первый опыт совершенствования деятельности института физкультуры, спорта и туризма в этом аспекте. Кроме этого социолого-педагогическое проектирование позволяет осуществлять качественные изменения в потенциале метафактора и его составляющих. На основе осуществляемой модели становится возможным обеспечивать в вузе подготовку специалистов к самостоятельной управленческой деятельности, ориентированной на создание и применение конкурентных преимуществ в совершенствовании деятельности трудовых объединений.

Ключевые слова: социолого-педагогическое проектирование; подготовка; самостоятельная управленческая деятельность; формирование; создание конкурентных преимуществ.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p49-54

SOCIOLOGICAL DESIGN OF FORMATION AT STUDENTS OF THE SPORTS

PROFILE OF ADMINISTRATIVE AND VALEOLOGICAL POTENTIAL

Evgeniy Vladimirovich Zabuga, the first vice rector, Elina Valeryevna Karmatskaya, the principal, Siberian Institute of Business, Management and Psychology, Krasnoyarsk; Oleg Iva-novich Koval, the leading instructor, International organization "Art of Life", Moscow; Alexander Dmitrievich Kakukhin, the candidate of pedagogical sciences, professor, Institute of Physical Culture, Sports and Health named after I.S. Yarygin, The Astafyev Krasnoyarsk State Pedagogical University, Krasnoyarsk; Ivan Vasilyevich Koval, the doctor of sociological sciences, professor, Siberian Institute of Business, Management and Psychology, Krasnoyarsk

Annotation

In the conditions of the law of the competition the social institutes of science and education are urged to introduce the amendments in the preparation of the different profile experts. The most important directions of these changes are in the center of attention of training of the specialists with the pedagogical profile. It is caused by the fact that they have to demonstrate the abilities and readiness to work in administrative and pedagogical contact interaction with the trained. However, the formation of these business and personal qualities among the experts with the pedagogical profile can be carried out in the specialized higher education institutions. Firstly, for this purpose the application of the adequate ways is necessary, but secondly, the presence of experts of the top skills is necessary in higher education institutions. In these conditions the experience in the sociological-pedagogical projection of readiness of the formed expert for the independent administrative activity gains importance, in which it is applied the key "foresight-determinant" of implementation of the concept "The advancing education". It is the first experience in improvement of the activity of the institute of physical culture, sports and tourism in this aspect. Besides, the sociological-pedagogical design allows carrying out the high-quality changes in the potential of the meta-factor and its components. On the basis of the carried-out model it becomes possible to provide at higher education institution the training of specialists to the independent administrative activity focused on the creation and use of the competitive advantages in improvement of activity of the labor associations.

Keywords: sociological-pedagogical design, preparation, independent administrative activity, formation, creation of competitive advantages.

ВВЕДЕНИЕ

Физкультурно-спортивное обеспечение реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом» возможно на основе проекта «Применение непосредственной производительной силы личностно ориентированной социологической науки в подготовке конку-

рентоспособных специалистов физкультурно-спортивного профиля».

В статье впервые рассматриваются актуальные теоретико-методологические и методические компоненты физкультурно-спортивного обеспечения реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности России», где ведущую роль выполняет социологическое проектирование формирования управленческо-педагогического потенциала - определяющей детерминанты готовности специалиста к самостоятельной управленческой деятельности.

Объектом исследования являются обучающиеся физкультурно-спортивного профиля (2 курс Института физической культуры, спорта и туризма Сибирского Федерального Университета) (далее по тексту - ИФКСиТ СФУ).

Предметом исследования является изучение особенностей формируемых специалистов, их готовности к самостоятельной управленческой деятельности, роли компонентов проекта «Применение непосредственной производительной силы личностно ориентированной социологической науки в подготовке конкурентоспособных специалистов физкультурно-спортивного профиля».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящее время на одно из ведущих мест модернизации деятельности социальных институтов образования и науки выдвинулась проблема разработки и применения здоровьесберегающих технологий в подготовке специалистов, освоение и использование ими этих способов и технологий в своей жизнедеятельности. Большинство вузов страны стремятся разработать концепции и модели подготовки вузовских специалистов, обладающих знаниями и способностями обеспечивать трудовой и (или) учебно-социализационной деятельности в организациях социальных институтов образования и науки здоровьесберегающими технологиями своего состояния и развития. С этой точки зрения представляют интерес идеи, концепции проблематики способов и технологий здоровьесбережения в различных сферах жизнедеятельности социальных образований и их составляющих.

Ж.В. Пузанова, И. С. Вялов констатируют, что в многочисленных исследованиях, проведенных в России, доказана необходимость разработки специальных мер по сохранению и укреплению здоровья студенческой молодежи, созданию здоровьесберегающих условий в процессе обучения [7]. Авторы приводят ссылки на Федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015 гг., в которой говорится о необходимости создания условий для повышения качества образования. В этих целях, наряду с другими мероприятиями, как подчеркивают исследователи, предполагается проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья [6].

Другая группа исследователей, в числе которой Старостин О.А., Безкинский Э.Н., Мусаев Р.Б., Николаенко И.О., Заходякина К.Ю. осуществила поиск и апробацию инновационных средств сохранения, восстановления и расширения функциональных возможностей организма (ФВО) лиц с напряженными и сложными условиями трудовой (спортивной) деятельности, в результате сделали вывод о том, что этот аспект является актуальной проблемой современной экстремальной, реабилитационной медицины, физиологии труда и спорта. Исследователи установили, что интегральное («сочетанное») использование разномодальных физиотерапевтических средств в дифференцированных режимах приводит к восстановлению функциональных возможностей организма здоровых лиц, оптимизации процесса адаптации к военно-учебной деятельности, стойкому повышению физической и умственной работоспособности [1]. Авторы доказали, что применение разработанной ими коррекционной программы, базирующейся на «сочетанном» использовании дифференцированных разномодальных физиотерапевтических средств, обеспечивает ускорение восстановление функциональных возможностей организма у

здоровых лиц с признаками их снижения, приводит к повышению физической и умственной работоспособности, к оптимизации процессов физиологической и психической адаптации.

Исследователь Югова Е.А., рассматривая проблему изменения содержания результативно-целевой основы высшего образования, стремится создать технологии оценки сформированности здоровьесберегающей компетентности студентов. Автор определяет составляющие здоровьесберегающей компетентности, анализируя формы заданий, позволяющих оценить качество подготовки специалистов и возможность применения этих заданий при оценке готовности студента к ведению здорового образа жизни. Кроме этого Югова Е. А. представляет оценочные блоки с авторским инструментарием. Исходя из результатов проделанный работы, автор считает, что в ФГОС нового поколения здоро-вьесберегающая компетентность должна формироваться через общекультурные и профессиональные компетентности. Для оценки ее сформированности, формируемой блоком медико-биологических дисциплин следует воспользоваться интегративным подходом к системе оценивания знаний. Для этого необходимо применить авторский инструментарий в теоретическом и практическом аспекте подготовки компетентных специалистов по реализации здоровьесберегающим технологиям [9].

С.Г. Сериков и Г.Н. Сериков в своих исследованиях отмечают, что образовательный процесс вуза оказывает как позитивное, так и негативное влияние на здоровье студентов. По сути, исследователи с позиций здоровьесберегающей проблемы ведут речь о том, чтобы, во-первых, вузовский управленческий фактор обеспечивал оптимизацию умственной и физической деятельности студентов; во-вторых, формирование мировоззрения, интеллектуального, когнитивного, креативного, физического и психического потенциала и грамотности, мыследеятельности студентов находились во взаимосвязи с формами и направлениями их развития [8].

Таким образом, анализ выделенного аспекта современной проблематики здоро-вьесберегающих способов и технологий показывает, что в значительной совокупности позиций, моделей, мнений, взглядов и точек зрения исследователей за пределами их внимания остается проблематика реализации социального заказа, где становится имманентной роль социологического проектирования формирования управленческо-валеологического потенциала и управленческо-валеологической грамотности как определяющего фактора эффективной жизнедеятельности специалистов различного профессионального профиля вообще, а физкультурно-спортивного профиля в частности.

В то же время, как свидетельствуют социологические данные, социологическое проектирование формирования управленческо-валеологического потенциала и управлен-ческо-валеологической грамотности у вузовских выпускников, по сути, является определяющей основой обеспечения реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирования основ конкурентоспособности страны в целом». Целевым результатом решения этой проблемы является вузовские выпускники со способностями оптимизировать свою и своих подчиненных форму жизнедеятельности во взаимосвязи с созданием и применением конкурентных преимуществ.

Отсюда вытекает особое значение авторской модели ««Социологическое проектирование формирования у студентов физкультурно-спортивного профиля управленческо-валеологического потенциала во взаимосвязи с перманентной социально-управленческой идентификацией как определяющего фактора их эффективной жизнедеятельности.

Сохранение и воспроизводство здоровья на предприятиях находятся в прямой зависимости от уровня управленческо-валеологического потенциала и грамотности специалиста. Здоровье - это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность. Ценностный подход требует учитывать мотивационно-личностное отношение специалиста к здоровью. В то же время в иерархии потребностей специалиста здоровье занимает ведущие позиции, особенно в жизнедеятельности руководящих специалистов. То, как

оценивают свое «здоровье» студенты Института физкультуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета следует из таблицы 1.

Таблица 1

Данные о состояния здоровья студентов ИФКСиТ СФУ 15-03 потока _к самостоятельной управленческой деятельности_

Характеристика деловых качеств формируемого конкурентоспособного специалиста Поток 15-03 ИФКСТ, в %

Выбранный и проектируемый социальный статус

Юноши Девушки

Директора Директора Не директора

Результат на начальном этапе / на промежуточном этапе Результат на начальном этапе / на промежуточном этапе Результат на начальном этапе / на промежуточном этапе

1. Здоровы ли Вы?

А) у меня достаточно энергии для большинства вещей, которые я хочу сделать; 33,4/85,7 12,5/100,0 25,0/-

Б) кажется, я устаю раньше, чем большинство моих друзей. 66,6/14,3 87,5/- 75,0/-

Примечание 1:

1. 33,4% юношей - «директоров» и 12,5 % девушек - «директоров» 15-03 потока, принявших решение стать директорами предприятий, по их мнению, имеют достаточно сил и энергии для того, чтобы бороться за достижение запланированного результата.

2. 66,6% юношей - «директоров» и 87,5% девушек - «директоров» не имеют такого уровня сил и энергии.

3. 25,0% девушек - «не директоров» имеют достаточно сил и энергии для того, чтобы бороться за достижение запланированного результата. В то же время 75,0% девушек - «не директоров» не имеют необходимого уровня сил и энергии для того, чтобы достичь запланированного успеха.

ВЫВОДЫ

Согласно социологическим данным, студенты потока 15-03, получив необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков и умений, смогли принять решение «стать директорами» [6]. В итоге можно констатировать, что, во-первых, социализа-ционный вузовский позволяет обеспечивать готовность студентов к самостоятельной управленческой деятельности; во-вторых, в результате применения положений социоло-го-изобретательского способа вузовский социализационный процесс отвечает требованиям концепции «Опережающее образование» [2, 3, 4]. Как показывают результаты, эффект качественной подготовки формируемых специалистов неотделим от применения непосредственной производительной силы личностно ориентированной социологической науки в подготовке конкурентоспособных специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Восстановление функциональных возможностей организма здоровых лиц путем соче-танного использования физиотерапевтических средств / О.А. Старостин, Э.Н. Безкинский, Р.Б. Му-саев, И.О. Николаенко, К.Ю. Заходякина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 12 (82). - С. 170-175.

2. Коваль, И.В. Социологические эссе: идеологемы, теории, концепции, способы формирования основ социально-взрывного типа жизнедеятельности россиян. Том 1 / И.В. Коваль. -Красноярск : Литера-принт, 2015. - 570 с.

3. Коваль, И.В. Социологические эссе: угрозы России и обеспечение её безопасности на основе проекта «Применение непосредственной производительной силы личностно ориентированной социологической науки в подготовке конкурентоспособных специалистов». Том 2 / И.В. Коваль. - Красноярск : Литера-принт, 2015. - 618 с.

4. Коваль, И.В. Социологические эссе: теория и практика применения непосредственной производительной силы науки в социолого-изобретательском способе реализации национальной

идеи развития России: опыт, проблемы. Том 3 / И.В. Коваль / Сибирский федеральный ун-т. -Красноярск : [б.и.], 2015 - 696 с.

5. Коваль, И.В. Реализация Проекта «Применение непосредственной производительной силы личностно ориентированной социологической науки в подготовке конкурентоспособных специалистов физкультурно-спортивного профиля в ИФКСТ СФУ: опыт, проблемы» / И.В. Коваль. -Красноярск : Литера-принт, 2016. - 530 с.

6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. распоряжением от 7 февраля 2011 года № 163-р) [Электронный ресурс] // URL : http://ww.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/. - Дата обращения 26.03.2016.

7. Пузанова, Ж.В. Управление здоровьем: научные подходы к исследованию здоровья / Ж.В. Пузанова, И.С. Вялов // Вестник РУДН. Серия Социология. - 2013. - № 4. - С. 94-103.

8. Сериков, С.Г. Здоровьесберегающая роль физической культуры в образовательном процессе вуза / С.Г. Сериков, Г.Н. Сериков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 5. - С. 6-8.

9. Югова, Е.А. Технологии оценки сформированности здоровьесберегающей компетентности студентов / Е.А. Югова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 206-211.

REFERENCES

1. Starostin, O.A., Bezkinsky, E.N., Musayev, R.B., Nikolayenko, I.O. and Zakhodyakina, K.Yu. (2011), "Restoration of functionality of an organism of healthy faces by the combined use of physiotherapeutic means", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (82), pp. 170-175.

2. Koval, I.V. (2015), Sociological essays: ideologems, theories, concepts, ways of formation of bases of social and explosive type of activity of Russians, Vol. 1, "Letter print", Krasnoyarsk.

3. Koval, I.V. (2015), Sociological essays: threats of Russia and ensuring its safety on the basis of the "Use of Direct Productive Force of Personally Focused Sociological Science in Training of Competitive Experts"project", Vol. 2, "Letter print", Krasnoyarsk.

4. Koval, I.V. (2015), Sociological essays: the theory and practice of use of direct productive force of science in sociological-inventive way of realization of national idea of development of Russia: experience, problems, Vol. 3, SFU, Krasnoyarsk.

5. Koval I.V. (2016), Implementation of the Project "Use of direct productive force ofpersonal-ly orientation sociological science in training of competitive experts of a sports profile in IFKST SFU: experience, problems", "Letter print", Krasnoyarsk.

6. The concept of the Federal target program of a development of education for 2011-2015 (the order of February 7, 2011 No. 163-r), available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/.

7. Puzanova, Zh.V. and Vyalov, I.S. (2013), "Management of health: scientific approaches to research of health", RUDNBulletin, Sociology series, No. 4, pp. 94-103.

8. Serikov, S.G. and Serikov, G.N. (2016), "A health saving role of physical culture in educational process of higher education institution", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 6-8.

9. Yugov E.A. (2011), "Technologies of an assessment of formation of health saving competence of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (82), pp. 206-211.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.06.2016

УДК 796.853.23

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЗЮДОИСТОВ С ПОРАЖЕНИЕМ СПИННОГО МОЗГА

Расим Мирзазянович Закиров, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ФГБОУ ВО

«ПГГПУ»), Пермь

Аннотация

Адаптивное дзюдо - эффективное коррекционно-оздоровительное средство, создающее детям с поражением спинного мозга благоприятные условия для мобилизационных, технологиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.