УДК 316.75:378
Лазутина Татьяна Владимировна
доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО МИРА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Lazutina Tatiana Vladimirovna
D.Phil. in Philosophy, Professor, Liberal Arts Department, Tyumen State Oil and Gas University
SOCIOLOGY OF EDUCATION: FORMATION OF THE VALUE WORLD IN A HIGHER SCHOOL
Аннотация:
Центральной проблемой исследования является анализ ценностного мира, лежащий в основе современного миропонимания вообще, системы образования в частности. Концепция исследования определяется пониманием системы ценностных ориентаций в единстве и разнообразии их свойств, что потребовало использования системного подхода к миру ценностей, позволяющего рассматривать мировоззрение студентов как некоторую целостность, открытую для изменений. На основе полученных результатов в ходе исследования возможно формулирование принципов воспитания и образования, отвечающих требованиям современной ситуации в общественном развитии.
Ключевые слова:
ценность, философия образования, аксиология образования, система ценностных ориентаций студентов, современное образование.
Summary:
The central problem of the research is the analysis of the value world underlying the modern worldview in general, and the education system in particular. The research conception is determined by the understanding of the value system in the unity and diversity of their properties, which required application of the system approach to the world of values, allowing to consider the worldview of students as a structure open for changes. The research results can be used in the formulation of the principles of education and training that meet the current requirements of the social development.
Keywords:
value, educational philosophy, axiology of education, system of students' values, modern education.
Настоящее время характеризуется возрастанием интереса к аксиологической составляющей общественной жизни [1]. В современной системе образования отмечается смена парадигмы со знаниецентристской на гуманистическую, что обусловливает рост интереса к развитию философии образования вообще, аксиологии образования в частности. Актуальность работы заключается в постановке задач организации воспитательного процесса в высшей школе, что реализует требование воспитания в студенческой среде социальной и активной устойчивости, чувства гражданственности, высокой культуры, патриотизма, уважения к историческому прошлому, тех ценностей, что наиболее востребованы в системе современного образования. Целью данной работы является анализ иерархии ценностей, функционирующих в среде студентов. Обращение к анализу аксиологического аспекта образовательного процесса на примере образовательной практики в системе высшего профессионального образования представляется своевременным, позволяя разобраться в вопросе формирования ценностной составляющей в учебной деятельности.
В настоящий момент наблюдается проявление гуманитарного кризиса современной цивилизации, что приводит к своеобразному «дефициту» духовности, вызывающему расшатывание системы нравственных ориентиров, что в свою очередь провоцирует потерю веры в человеколюбие, особенно в наши дни, отмеченные опасной для общества переоценкой традиционных ценностей, что губительно влияет на формирование ценностной составляющей жизни молодого поколения. В связи с этим обращение к «культивированию» ценностного мира, являющегося условием сохранения интеллектуальной честности, своевременно и актуально в системе высшего образования, где ценностные ориентиры выступают источником развития истории науки и техники. Сложившаяся социокультурная ситуация провоцирует поиск ответа на вопрос: можно ли привить ценности студенту, избавив его от псевдоценностей, проникающих в систему современного общества и, как следствие, в структуру образования? Более того, какую методологию применить для формирования гармонично развитой личности?
В современной науке об образовании и воспитании предлагаются разнообразные методы и подходы, позволяющие сформировать личность, соответствующую уровню развития общественной жизни. Настоящее время представляет собой не только своеобразный «обвал» тради-
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ционных ценностей, его можно рассматривать в свете диалектики как процесс возрождения интереса к духовности в обществе, что продуцирует развитие творческого духа личности и стимулирует формирование развитого мира ценностей, наиболее ярко представленных в сфере культуры, которая при помощи специфических средств науки, философии и искусства создает обновленное смысловое и ценностное пространство. В связи с этим актуальной задачей современного образовательного процесса является воспитание профессионала, способного целостно осмыслить науку и технику как социально-культурные феномены и как специальные виды познавательной и креативной деятельности людей; формирующего систему знаний о содержании и когнитивном потенциале основных методов современной науки, принципов формирования научных гипотез и критериев выбора теорий, понимания сущности научного познания и технического творчества, взаимодействия науки и техники с производством и другими областями культуры; осознающего тенденции современной науки и технико-технологического прогресса.
Развитие науки и техники в наши дни вызывает обращение системы образования к проблемам человеческого измерения мира технических объектов. Более того, оформившаяся в научном пространстве тенденция внедрения междисциплинарных связей, объединяющих различные области человеческого знания о природе и обществе, приводит к обновлению существующей методологии в области образования, что способствует пониманию специфики взаимодействия культуры и техники. К тому же наблюдающийся «антропологический поворот» в рамках философии науки и техники вызывает обсуждение вопросов формирования развитого мировосприятия в контексте ценностного подхода, что представляется актуальным.
В ходе исследования аксиологической составляющей образовательного процесса были сформулированы следующие выводы: во-первых, преподаватель вуза не имеет права оставлять без должного внимания воспитательный аспект образовательной деятельности студента (так как культивирование стремления к истине, сохранение ценности любви и дружбы, правдивости - это моральный долг преподавателя перед обществом). Во-вторых, никакая «коммерциализация», предлагаемая идеологией общества потребления, не заменит тяги человека к прекрасному, возвышенному, истинному, ведь данные ценности - на все времена (недаром их называют «вечными»). Получается, что «образование - это не сумма знаний, полученных из книг, это практическая деятельность ума и сердца, приводящая к развитию разнообразных человеческих ценностей» [2, с. 2], и молодежь, в силу возрастной пылкости и горячности, осознает вечные ценности, легко увлекаясь идеалами, воспевающими добро, справедливость и красоту. Поэтому «педагогический императив» современного образования гласит, как «понимать природу человека, принимая его таким, каким он есть», и на кантовский вопрос «Что должно делать?» применительно к образовательной практике как вариант ответа мгновенно возникает: совестливое отношение к себе и миру требует особого внимания и длительной работы над собственной несовершенной природой. Как когда-то учил И. Кант, «поступай с другими так, чтоб максима твой воли могла быть основой всеобщего законодательства» [3, с. 291]. Тем самым «золотое правило морали» естественным образом встраивается в систему современного образования.
В современной отечественной педагогической мысли происходит утверждение приоритетности личностно ориентированных образовательных технологий, где согласуются обучение и учение, которые направлены на «обеспечение организации процесса учения как индивидуального познания <...> при этом учение (в отличие от обучения) понимается не как процесс отражения объективного мира (непротиворечивого в его научном содержании), а как построение модели мира, включающее значимые для познающего личностные смыслы, накопленные в его субъектном опыте в ходе собственной жизнедеятельности» [4, с. 40]. Сущностью же личностно ориентированной технологии, согласно И.С. Якиманской, является «создание педагогических условий для проявления и обогащения субъектного опыта человека», то есть его «окультуривания» через обучение [5]. Несмотря на то что учебная программа всегда «обезличена» (И.С. Якиманская), а учебная программа задает границы, содержание и последовательность знания (Г.Н. Прозументова), важно помнить, что ученик - самоценная личность. Таким образом, в настоящее время в общественном сознании отмечается увеличение внимания к разработке вопросов ценностной компоненты жизни человека (общества). Более того, в современной системе образования происходит формирование тенденций к усилению установок на сотрудничество и личностный рост студента, формированию толерантного отношения человека (общества) к другим людям и культурам.
Другой важный педагогический принцип современности - сотрудничество со студентом в процессе образования, сотворчество - позволит качественно усвоить тот объем знаний, который предусматривает образовательный стандарт, тем самым через систему ценностных ориентаций преподавателя как представителя педагогического сообщества осуществляется социокультурная и историческая обусловленность научного познания студента. Отсюда следует вывод о том, что миссия преподавателя вуза состоит не только в объяснении закономерностей окружающего
мира, противоречивого и развивающегося, но и в создании условий для понимания студентом мира собственного сознания, создающего и продуцирующего систему индивидуальных и универсальных ценностей (другими словами, нельзя взять гениальные мысли напрокат, нужно самостоятельно продуцировать идеи, творить науку и искусство).
В результате обобщения педагогической теории и практики были сделаны выводы о том, что спецификой современного образования является ориентация на формирование системы социальных идеалов; утверждение представления о ценности личности как духовной индивидуальности. Таким образом, приходим к выводу, что ориентация студентов на успех науки в современном обществе, опора на синтез академического и прагматического знания - ключ успеха инновационного образования.
Ссылки:
1. См.: Гончаров С.З. Логика мышления и аксиология сердца. Екатеринбург, 2006 ; Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке. СПб., 2000 ; Мирошников Ю.И. Аксиология: концепция эмотивизма. Екатеринбург, 2007.
2. Корнеенков С.С. Образование - человеческая ценность: оценка качества образования и роль личности в образовании // Вестник ТГЭУ. 2005. № 4. С. 1-6.
3. Курбатов В.И. История философии. Конспект. Ростов н/Д., 1997. 448 с.
4. Якиманская И.С. Концепция личностно ориентированного образования // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2010. № 5. С. 36-40.
5. Там же. С. 40.