Научная статья на тему 'Политика и философия образования: формирование эстетических ценностей в современном техническом университете'

Политика и философия образования: формирование эстетических ценностей в современном техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТИ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POLITICS / POLITICAL CONSCIOUSNESS / PHILOSOPHY OF EDUCATION / VALUES / CULTURAL VALUES / SYSTEM OF STUDENTS' VALUE ORIENTATIONS / MODERN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазутина Татьяна Владимировна

В рамках политологии в статье рассматриваются ценности, функционирующие в системе современного технического университета, среди которых важную роль выполняют эстетические ценности, участвующие в формировании развитого мировоззрения молодого поколения инженеров. Показано, что представление о прекрасном, создаваемое в ходе образовательного процесса, дополняет знание социального идеала, участвующего в творчестве по законам красоты. Рассмотрение ценностного аспекта образовательной практики в свете диалектики позволяет утверждать обоснованность обращения к системе этических ценностей, влияющих на формирование идеалов, принципов и убеждений студента, что в свою очередь вызывает перестройку существующей картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICS AND PHILOSOPHY OF EDUCATION: FORMATION OF ESTHETIC VALUES AT THE MODERN TECHNICAL UNIVERSITY

In the framework of political science, the article deals with the values functioning in the system of contemporary technical university, among which the aesthetic values fulfil an important role by participating in the formation of a developed worldview of the young generation of engineers. It is shown that the ideas of beauty, developed in the course of the educational process, complements the knowledge of the social ideal involved in the creative work according to the laws of beauty. Consideration of the value aspect of educational practice in the context of dialectics allows the author to assert the reasonability of addressing the system of ethical values that influence the formation of ideals, principles, and beliefs of a student, which causes, in turn, restructuring of the existing picture of the world.

Текст научной работы на тему «Политика и философия образования: формирование эстетических ценностей в современном техническом университете»

УДК 323.38

Лазутина Татьяна Владимировна

доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета

ПОЛИТИКА И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Lazutina Tatiana Vladimirovna

D.Phil. in Philosophy, Professor, Liberal Arts Department, Tyumen State Oil and Gas University

POLITICS AND PHILOSOPHY OF EDUCATION: FORMATION OF ESTHETIC VALUES AT THE MODERN TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация:

В рамках политологии в статье рассматриваются ценности, функционирующие в системе современного технического университета, среди которых важную роль выполняют эстетические ценности, участвующие в формировании развитого мировоззрения молодого поколения инженеров. Показано, что представление о прекрасном, создаваемое в ходе образовательного процесса, дополняет знание социального идеала, участвующего в творчестве по законам красоты. Рассмотрение ценностного аспекта образовательной практики в свете диалектики позволяет утверждать обоснованность обращения к системе этических ценностей, влияющих на формирование идеалов, принципов и убеждений студента, что в свою очередь вызывает перестройку существующей картины мира.

Ключевые слова:

политика, политическое сознание, философия образования, ценности, духовные ценности, система ценностных ориентаций студентов, современное образование.

Summary:

In the framework of political science, the article deals with the values functioning in the system of contemporary technical university, among which the aesthetic values fulfil an important role by participating in the formation of a developed worldview of the young generation of engineers. It is shown that the ideas of beauty, developed in the course of the educational process, complements the knowledge of the social ideal involved in the creative work according to the laws of beauty. Consideration of the value aspect of educational practice in the context of dialectics allows the author to assert the reasonability of addressing the system of ethical values that influence the formation of ideals, principles, and beliefs of a student, which causes, in turn, restructuring of the existing picture of the world.

Keywords:

politics, political consciousness, philosophy of education, values, cultural values, system of students' value orientations, modern education.

Основой политики Российской Федерации, проводимой в сфере культуры, является улучшение качества системы образования, что может быть отнесено к стратегическим приоритетам страны. В связи с этим основной задачей современного отечественного образовательного комплекса выступает воспитание профессионала, способного обеспечить дальнейшее интеллектуальное и технологическое развитие государства.

Политология как особая междисциплинарная область обществоведческого знания выполняет важную задачу - в ее компетенции находится теоретическое обоснование и оформление существующих представлений о способах государственной организации и механизмах функционирования общества. Необходимость такого рода обобщений вызвана стремительным обновлением политической сферы современного общества, что требует соответствующего реформирования в образовательной сфере. Исходя из этого современная отечественная философия образования актуализирует обращение исследователей к поиску онтологических оснований ценностного мира как определяющего фактора смены политического мировоззрения студента-инженера. Данная социокультурная ситуация порождает интерес к анализу и выявлению специфики социально-психологических и аксиологических составляющих политического мировосприятия молодого поколения, что находится в центре исследований отечественных представителей современной педагогической науки (И.Н. Кулешовой, Д.В. Ольшанского, Г.В. Осипова, И.М. Чудиновой и др.) [1].

Центральный вопрос отечественной аксиологии образования составляет анализ и последующее за ним практическое осуществление образовательно-воспитательного процесса личности, бытийствующей в реалиях современности, что обусловливает разработку методик формирования политического сознания, политической культуры и мира ценностных ориентаций, адекватных переменам, происходящим в политической жизни. К тому же результаты современных исследований политической жизни свидетельствуют, что «...культурное воспроизводство новых поколений в системе образования становится антропогенным базисом общества» [2, с. 581], что

непосредственно находит выражение в сфере образования, где можно зафиксировать переход от «знаниецентристской» парадигмы к гуманистической [3], способствующей оформлению и распространению концепции «личностно ориентированного образования» [4]. Вследствие этого внимание исследователей обращено к роли ценностной доминанты в сфере общественно-политической жизни, что находит отражение в современной отечественной педагогике образования [5], которая рассматривает образование в качестве своеобразного средства формирования мировоззрения человека, то есть понимает его как «...метод, позволяющий укрепить и проявить человеческие ценности» [6, с. 5].

В техническом университете, в частности в его так называемой «гуманитарной среде», понимаемой Е.М. Гашковой в качестве «.мощного фактора формирования специалистов» [7, с. 8] и представляющей своеобразный «результат совместной деятельности преподавателей и студентов, администрации» [8], особое внимание уделяется реализации социополитического запроса государства в отношении к образовательному процессу, направленному на формирование политических ценностей и норм в рамках существующей идеологии.

В общественном сознании инженер как представитель технической элиты являет собой пример высокого профессионализма, а его деятельность предполагает не только использование специфических умений и навыков, но и применение креативных способностей в техническом производстве, где необходим соответствующий комплекс этических и эстетических ценностей. Более того, как справедливо указывает А.С. Гафари, «"ядро" культурного капитала инженера состоит из сочетания научно-технического знания и социогуманитарного сознания» [9, с. 17]. В связи с этим техническое образование представляется как длительный, диалектически противоречивый процесс, что «открывает перспективы в творческом освоении интеллектуальных потенциалов» будущему специалисту-инженеру [10].

Культура вообще и политическая культура в частности являются своеобразными показателями развития общества. Формирование политической культуры в обществе требует определенных усилий и условий. Обращение к эстетическому как совершенному в своем роде в структуре образовательного процесса в техническом университете актуально и своевременно, так как, во-первых, обусловлено реализацией насущной потребности человека в постижении духовного опыта самопознания, а во-вторых, предполагает решение профессиональных задач, поставленных перед будущим инженером.

Факты свидетельствуют о том, что эстетические ценности занимают ведущее положение в иерархической системе ценностей, проникая в существующие уровни образовательной системы. Прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и другие проявления эстетического реализуют потребность выражения природы эстетических переживаний человека, они «пронизывают» ценностную систему студента технического университета, позволяя ему непредвзято и многомерно оценивать историю культуры.

Концепция данной работы определяется пониманием прекрасного в качестве ведущей категории среди эстетических ценностей, участвующих в построении картины мира как части развитого технического мировоззрения. Можно констатировать, что стремление к прекрасному (понимаемому как высшая эстетическая ценность, фиксирующая представление человека о совершенстве), распространенное в студенческой среде технического университета, представляется объединяющим началом, частично снимающим напряжение от существующих различий между людьми (таких как, например, природные задатки, среда проживания, воспитание).

Таким образом, взаимодействия в системе «политика - образование» раскрывают значение ценностных универсалий. Эстетические ценности функционируют на всех уровнях системы образовательной деятельности студента технического университета. Инженерная деятельность как результат универсальных связей человека и мира содержит синтез профессиональных знаний, умений и навыков, скрепленных с креативными способностями и миром эстетических ценностей. Изучение предметов гуманитарного цикла способствует пониманию ценностей, порожденных современной цивилизацией.

Ссылки:

1. См.: Кулешова И.Н. Социально-психологические особенности политического мировоззрения студенческой молодежи (на примере провинциальных вузов центра России) : дис. ... канд. психол. наук. Иваново, 2006. 219 с. ; Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург, 2001. 495 с. ; Чудинова И.М. Социально-политические ценности современного российского общества: проблемы их обновления и усвоения // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5. С. 3-20.

2. Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление : монография : в 3 ч. Ч. 3. Аксиология мышления. Екатеринбург, 2008. 609 с.

3. Корнеенков С.С. Образование - человеческая ценность: оценка качества образования и роль личности в образовании // Вестник ТГЭУ. 2005. № 4. С. 1-6.

4. Якиманская И.С. Концепция личностно ориентированного образования // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2010. № 5. С. 36-40.

5. См.: Бакурадзе А.Б. Классификация ценностей в контексте управления образованием // Образование и наука. 2013. № 7 (106). С. 101-113 ; Корнеенков С.С. Указ. соч. ; Петров В.В. Интеграция науки и образования в условиях модернизации российского общества // Философия образования. 2012. № 1 (40). С. 64-70 ; Трайнев В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. 2-е изд. М., 2013. 320 с. ; Юрьев В.М. Региональный университет: новый этап модернизации // Высшее образование в России. 2004. № 12. С. 59-73 ; Якиманская И.С. Образовательная среда учреждений, с различным успехом внедряющих новые федеральные образовательные стандарты // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 169-171.

6. Корнеенков С.С. Указ. соч. С. 5.

7. Серкова В.А. Проблемы гуманитарного образования в политехническом университете : материалы круглого стола // Труды Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого. 2011. № 513. С. 3-21.

8. Там же. С. 8.

9. Цит. по: Якиманская И.С. Концепция личностно ориентированного образования. С. 17.

10. Там же.

References:

1. See: Kuleshov, IN 2006, Socio-psychological characteristics of students of political philosophy (example of the provincial high schools in central Russia), PhD thesis, Ivanovo, 219 p.; Olshansky, DV 2001, Foundations of Political Psychology, Ekaterinburg, 495 p.; Chudinov, IM 2003, 'The social and political values of modern Russian society: problems of renewal and assimilation', Socially-humanitarian knowledge, no. 5, p. 3-20.

2. Goncharov, SZ 2008, Logical thinking is categorical: monograph: 3 vols., vol. 3: Axiology thinking, Ekaterinburg, 609 p.

3. Korneenkov, SS 2005, 'Education - human value: the quality of education assessment and the role of the individual in formation', Bulletin TSUE, no. 4, p. 1-6.

4. Yakimanskaya, IS 2010, 'The concept of learner-centered education', Scientific notes of Petrozavodsk State University, no. 5, p. 36-40.

5. See: Bakuradze, AB 2013, 'Classification of values in the context of education management', Education and science, no. 7 (106), p. 101-113; Korneenkov, SS 2005, 'Education - human value: the quality of education assessment and the role of the individual in formation', Bulletin TSUE, no. 4, p. 1-6; Petrov, VV 2012, 'Integration of science and education in the conditions of modernization of the Russian society', Philosophy of Education, no. 1 (40), p. 64-70; Traynev, VA 2013, New information and communication technologies in education, 2nd ed., Moscow, 320 p.; Yuryev, VM 2004, 'Regional university: a new stage of modernization', Higher education in Russia, no. 12, p. 59-73; Yakimanskaya, IS 2014, 'Educational environment agencies, with varying degrees of success implementing the new federal education standards', The world of science, culture and education, no. 3 (46), p. 169-171.

6. Korneenkov, SS 2005, 'Education - human value: the quality of education assessment and the role of the individual in formation', Bulletin TSUE, no. 4, p. 5.

7. Serkova, VA 2011, 'Problems of liberal education in the Polytechnic University: Materials of the round table', Proceedings of the St. Petersburg State Polytechnic University, Peter the Great, no. 513, p. 3-21.

8. Serkova, VA 2011, 'Problems of liberal education in the Polytechnic University: Materials of the round table', Proceedings of the St. Petersburg State Polytechnic University, Peter the Great, no. 513, p. 8.

9. Cit. by: Yakimanskaya, IS 2014, 'Educational environment agencies, with varying degrees of success implementing the new federal education standards', The world of science, culture and education, no. 3 (46), p. 17.

10. Yakimanskaya, IS 2014, 'Educational environment agencies, with varying degrees of success implementing the new federal education standards', The world of science, culture and education, no. 3 (46), p. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.