Научная статья на тему 'Специфика формирования ценностного мира студента-дизайнера в современном техническом университете'

Специфика формирования ценностного мира студента-дизайнера в современном техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТИ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ-ДИЗАЙНЕР / PHILOSOPHY OF EDUCATION / VALUES / CULTURAL WEALTH / STUDENTS'' SYSTEM OF VALUE ORIENTATIONS / MODERN EDUCATION / STUDENTS MAJORING IN DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазутина Татьяна Владимировна

В статье анализируется образовательное пространство современного технического университета, в рамках которого происходит формирование ценностных предпочтений студента-дизайнера. Рассматриваются искусство и его знаковая система в свете аксиологии образования. Утверждается, что благодаря системе выразительных средств, составляющих своеобразие языка искусства, формируются представления студента-дизайнера об эстетическом, складывается понимание дизайнерской деятельности как творчества по законам красоты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of value system development of students majoring in design at the modern technical university

The article deals with the educational environment of the modern technical university, in the framework of which the value system of students majoring in design is developed. The author considers the art and its sign system in the context of the axiology of education. The author believes that the system of means of expression constituting the art language peculiarity favours the development of design students' ideas of the aesthetic and their understanding of design activity as creative work under the laws of beauty.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования ценностного мира студента-дизайнера в современном техническом университете»

УДК 37.036.5:378.62

Лазутина Татьяна Владимировна

доктор философских наук,

профессор кафедры гуманитарных наук

Тюменского индустриального университета

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО МИРА СТУДЕНТА-ДИЗАЙНЕРА В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Lazutina Tatiana Vladimirovna

D.Phil. in Philosophy, Professor, Liberal Arts Department, Tyumen Industrial University

THE SPECIFICITY OF VALUE SYSTEM DEVELOPMENT OF STUDENTS MAJORING IN DESIGN AT THE MODERN TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация:

В статье анализируется образовательное пространство современного технического университета, в рамках которого происходит формирование ценностных предпочтений студента-дизайнера. Рассматриваются искусство и его знаковая система в свете аксиологии образования. Утверждается, что благодаря системе выразительных средств, составляющих своеобразие языка искусства, формируются представления студента-дизайнера об эстетическом, складывается понимание дизайнерской деятельности как творчества по законам красоты.

Ключевые слова:

философия образования, ценности, духовные ценности, система ценностных ориентаций студентов, современное образование, студент-дизайнер.

Summary:

The article deals with the educational environment of the modern technical university, in the framework of which the value system of students majoring in design is developed. The author considers the art and its sign system in the context of the axiology of education. The author believes that the system of means of expression constituting the art language peculiarity favours the development of design students' ideas of the aesthetic and their understanding of design activity as creative work under the laws of beauty.

Keywords:

philosophy of education, values, cultural wealth, stu-dents'system of value orientations, modern education, students majoring in design

В настоящее время отечественное педагогическое сообщество уделяет особое внимание пониманию механизмов замены существующей «знаниецентристской» парадигмы оформляющейся в образовательном пространстве гуманистической концепцией, стимулируя интерес исследователей к ценностному подходу в вопросах воспитания личности. Это обусловливает ситуацию, при которой в образовательной среде приоритетной становится концепция личностно ориентированного обучения [1]. Так, в теории педагогики формируется представление о принципах современного образования, реализующего право человека на его уникальность, внутреннюю свободу, активность и духовность [2], что способствует модернизации системы ценностей.

В центре данной работы находится анализ ценностей, функционирующих в системе современного технического университета, что актуально для обновления существующих теоретических изысканий в области аксиологии технического образования.

Изучение образовательного пространства показало, что результатом реформирования системы отечественного высшего профессионального образования является ориентация существующих педагогических методик на культивирование креативных способностей обучающихся, формирование их этических и эстетических идеалов, воспитание профессиональных навыков и умений будущих выпускников [3]. Это привело к тому, что центральным вопросом современной отечественной теории педагогики является разработка и развитие методик инновационного образовательного проекта. Данная ситуация может быть объяснена тем, что инновационная деятельность, выступая как «высший фактор саморазвития личности» [4], обусловливает перестройку в иерархии личностных качеств (инициативность, рефлексия и коммуникабельность) [5]. В связи с этим активизируется рост исследовательского интереса к обновлению существующих педагогических концепций, стимулируя реформирование педагогических технологий в сфере ценностной составляющей жизни подрастающего поколения.

Современный технический университет позволяет реализовывать образовательный процесс, ориентируясь на ценности гуманизма, патриотизма и толерантности. Содержащиеся в его рамках гуманитарные дисциплины в своей совокупности направлены на формирование верных ценностных ориентиров личности в противовес существующим массовым феноменам антикультуры. Другими словами, аксиологический подход, объединяя все наличествующие уровни учебно-воспитательной деятельности студента технического университета, способствует так называемой

«гуманитаризации технического образования» [6]. Более того, современная установка образования на культивирование креативных способностей обучающихся приводит к осознанию личности как гармонично развитой, стремящейся реализовать потребность в созидании ценности прекрасного. Одним из средств воспитания личности, как известно, является занятие творчеством. Дизайнерская деятельность представляет собой синтез утилитарного и эстетического принципов.

Особый интерес в рамках данной работы представляет исследование ценностного мира студента-дизайнера с позиции изучения влияния знаковых средств искусства на процесс его формирования.

Искусство, рассматриваемое как полифункциональный феномен культуры, выполняющий наряду с эстетической (генеральной) образовательную, воспитательную и другие функции, способствует формированию художественного мировоззрения студента-дизайнера и ориентирует его в многообразии мира ценностей современной цивилизации. Это становится возможным благодаря наличию информационно-коммуникативной функции языка искусства, выступающего эффективным средством трансляции глубинных смыслов культуры. Ценности культуры подвержены динамике и формируются в результате смены мировоззренческих ориентиров людей конкретной исторической эпохи.

Следует отметить, что на генезис ценностного мира студента-дизайнера, помимо выразительных средств искусства, оказывают влияние научные технологии. Тем самым формируемое языком дизайна образное пространство оформляется посредством современных технических устройств.

Сфера дизайна, традиционно понимаемого как разновидность проектной художественно-технической деятельности, в результате которой происходит формирование предметной среды, сосредоточивает в себе дух технических новаций и следование традициям культуры, запечатленные комплексом знаковых средств различных видов искусства (живопись, скульптура, архитектура и др.). Специфику языка дизайна составляют выразительные средства (точка, линия и т. п.) и художественные приемы, оформившие свое существование в процессе исторического развития дизайна, вбирающие в свою структуру знаки и символы различных стилей и эпох, что позволяет студенту-дизайнеру запечатлевать и передавать в виде художественных образов иерархию ценностей. Особая роль в данном процессе отводится языку архитектуры, где сочетается эстетическое и утилитарное, обусловливая проектирование эстетических свойств промышленных изделий, в результате чего осуществляется связь эстетики и технологий, обеспечивающая воплощение смысла вещи в рамках определенной формы.

Язык архитектуры, выступающий в качестве разновидности языка искусства, может быть рассмотрен как системный социокультурный объект. Это иерархическая система, вбирающая в свою структуру знаковые комплексы различных систем искусства, к примеру графики, скульптуры и декоративно-прикладного творчества, при помощи которых не только происходит удовлетворение потребностей человека (общества) в обладании эстетическими ценностями (прекрасного, изящного, возвышенного и т. п.), но и формируется комплекс утилитарных ценностей (комфорта, престижа, богатства). К тому же язык архитектуры позволяет передать уровень универсальных ценностей культуры (истины, добра, красоты). Более того, можно предположить, что сам язык архитектуры может выступать в качестве особой ценности.

Исходя из этого заключаем, что язык архитектуры, лидирующий в семействе языков искусства, используемых студентами-дизайнерами в проектной деятельности, запечатлевает в образной системе мир религиозных, этических и эстетических ценностей, данных в динамике, что отражается в формировании эклектичной художественной картины мира, где причудливо сочетаются стили и жанры ушедших эпох с современным представлением о красоте.

Итак, исследование образовательного процесса студента-дизайнера показало необходимость детального рассмотрения природы дизайнерского творчества, что привело к следующим выводам. Во-первых, изучение основ художественного творчества и истории его становления стимулирует студента-дизайнера к анализу генезиса ценностного мира, детерминированного социальными изменениями конкретно взятой исторической эпохи. Во-вторых, образы, формируемые в дизайнерской практике, отражают ценностные предпочтения человека (общества) посредством комплекса выразительных средств, понимание значения которых позволяет расширить представление студента-дизайнера о феноменах современной культуры. Более того, используя возможности различных языков искусства и современных научных технологий, студент-дизайнер способен к продуцированию специфической знаковой системы, отражающей своеобразие художественной картины мира конкретной исторической эпохи, то есть формируется система профессиональных умений и навыков.

Благодаря изучению динамики ценностей культуры развивается способность студента к самореализации, пониманию ценности творчества по законам красоты, что является основополагающим принципом современной отечественной педагогики.

Таким образом, можно констатировать, что образование и воспитание студента-дизайнера осуществляются путем приобщения к миру эстетических и этических ценностей, формируемых знаковыми средствами различных видов искусства. Реализация гуманистических ценностей актуальна в сфере образовательных технологий дизайна.

Ссылки:

1. См.: Корнеенков С.С. Образование - человеческая ценность: оценка качества образования и роль личности в образовании // Вестник ТГЭУ. 2005. № 4. С. 1-6 ; Пчелинцева И.Г. Педагогические условия формирования толерантности в условиях современной социокультурной ситуации // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 5. С. 305-309.

2. Серкова В.А. Проблемы гуманитарного образования в политехническом университете (материалы круглого стола) // Труды Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого. 2011. № 513. С. 3-21.

3. Якиманская И.С. Концепция личностно ориентированного образования // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2010. № 5. С. 36-40.

4. Там же. С. 36.

5. Моложавенко В.Л. Основные компоненты готовности выпускников вуза к инновационной деятельности // Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права. 2015. С. 35-38.

6. Там же. С. 35.

References:

1. See: Korneenkov, SS 2005, 'Education - human value: the quality of education assessment and the role of the individual in formation', Bulletin of TSUE, no. 4, p. 1-6; Pchelintseva, IG 2012, 'Pedagogical conditions of formation of tolerance in today's socio-cultural situation', Regional Education of the XXI century: problems and prospects, no. 5, p. 305-309.

2. Serkova, VA 2011, 'Problems of liberal education in the Polytechnic University (roundtable materials)', Proceedings of the St. Petersburg State Polytechnic University, no. 513, p. 3-21.

3. Yakimanskaya, IS 2010, 'The concept of learner-centered education', Scientific notes of Petrozavodsk State University, no. 5, p. 36-40.

4. Yakimanskaya, IS 2010, 'The concept of learner-centered education', Scientific notes of Petrozavodsk State University, no. 5, p. 36.

5. Molozhavenko, VL 2015, 'The main components of readiness of graduates to innovate', University science: theoretical and methodological problems of training specialists in the field of economics, management and law, p. 35-38.

6. Molozhavenko, VL 2015, 'The main components of readiness of graduates to innovate', University science: theoretical and methodological problems of training specialists in the field of economics, management and law, p. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.