ТЕМА НОМЕРА: СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА
2019.01.001. В.Г. НИКОЛАЕВ, Я.В. ЕВСЕЕВА. СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА И ГОРОДСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: Введение к тематическому разделу.
Ключевые слова: социология; городские исследования; меж-дисциплинарность; город; улица.
Исследования города являются в настоящее время одной из интенсивно развивающихся областей научного знания, в том числе в нашей стране.
Традиция социологического изучения города так же стара, как и сама социология. Основы ее были заложены еще в XIX в. Современное общество, становление которого послужило толчком к развитию социологии, было, не в последнюю очередь, городским (буржуазным) обществом, и многие его проблемы и характерные для него процессы наиболее зримо развертывались в больших городах и не могли быть осмыслены в отрыве от них. В связи с этим можно вспомнить такую раннюю классику, как «Положение рабочего класса в Англии» Ф. Энгельса, впечатляющее исследование города Лондона, проведенное в последней четверти XIX в. Ч. Бутом и его сотрудниками, движение социальных обследований в Великобритании и США, «сивику» П. Геддеса, а также (если проследить чуть дальше, до начала Второй мировой войны) серьезное теоретическое осмысление города и его развития в работах Ф. Тённиса, Г. Зиммеля, М. Вебера, Р.Э. Парка, Л. Вирта, исследования Р. и Х. Линдов, социологов Чикагской школы, М. Хальбвак-са, У. Л. Уорнера и т.д.
После Второй мировой войны интерес социологии к городу несколько ослабевает, хотя на фоне доминирования структурного функционализма и бума количественных исследований в 1950-60-е
годы вносится важный вклад в осмысление процессов урбанизации, прежде всего в контексте теорий модернизации (например, К. Дэвис), исследуются своеобразие протекания и эффектов урбанизации в странах «третьего мира» и весьма интенсивно - процесс субурбанизации в США. К концу 1960-х - началу 1970-х годов набирают силу новые подходы к изучению и осмыслению города, развиваемые в русле марксистской и критической теории (В. Бень-ямин, А. Лефевр); в последние десятилетия ХХ в. влияние этих подходов колоссально возрастает вместе с сопутствующими влияниями постмодернизма, «культурных исследований», а также связанных с критической теорией и социальным конструктивизмом интеллектуальных движений, таких как феминизм, гендерные исследования и т.д. В связи с развитием глобализации и «информационного общества» в конце ХХ в. получают развитие концепции «информационного города» и «глобального города» (М. Кастельс, С. Сассен и др.), в значительной мере окрашенные марксистскими обертонами. Новейшие версии городских исследований характеризуются также интенсивным проникновением в них так называемых «новых экологий» и моделей, развиваемых в акторно-сетевой теории (Э. Амин и Н. Трифт, теория «городских ассамбляжей» и т.п.).
В ходе этих исторических трансформаций социология города давно перестала быть областью знания, четко дисциплинарно отграниченной от других научных или околонаучных областей знания о городе. Современные городские исследования имеют отчетливо междисциплинарный характер. В них социология тесно переплетается с градостроительством и городским планированием, экономикой города и регионалистикой, культурологией, политической наукой, социальной географией, антропологией и этнографией, исследованиями этничности и миграций, гендерными исследованиями, психологией, искусствоведением, городским активизмом и т.п. Притом настолько, что даже исследования, номинально преподносимые как социологические, чаще всего лишены внятно обозначенной дисциплинарной точки зрения и пропитаны разным интеллектуальным «импортом». В этом отношении социология города разделяет судьбу социологии как таковой.
Соответственно, сегодняшние социологические исследования города, какими мы их видим, должны прочитываться в кон-
тексте общих тенденций развития знания о городе, прежде всего в последние три-четыре десятилетия.
Во-первых, с середины XX в., и особенно с 1970-х годов, социология все больше уходила от попыток выстраивания систематического теоретического знания о городе, урбанизме и городском развитии, отдавая предпочтение теоретическому осмыслению и концептуализации их отдельных актуальных аспектов и исторических эпизодов (субурбанизации, конурбации, специфики урбанизации в незападном мире, информационного города, глобального города и т.п.).
Во-вторых, отказавшись от попыток систематического теоретического осмысления города, социология утратила «пальму первенства» в построении таких фрагментарных концептуализа-ций. В социологических исследованиях города сегодня интенсивно используются теоретические рамки, имеющие несоциологическое происхождение.
В-третьих, утратив центральное место в теоретизировании о городе, социология города в конце концов почти полностью свелась к эмпирическим исследованиям городских районов, сообществ, публичных пространств и мест, разного рода неравенств и социальных различий, гетто и анклавов, городской повседневности, семантики, городского искусства и т. д.
В-четвертых, оказавшись запертой в этой нише, социология города, с одной стороны, пытается привнести в эмпирические исследования города свои особые интересы и методы (прежде всего качественные), но с другой стороны, неизбежно в какой-то мере опирается на интересы, внешние для нее, и применяет и изобретает методы, спорные с точки зрения ее строгих дисциплинарных канонов («go-along», семантический анализ, всевозможные методы ментальной картографии и т.п.).
Настоящий номер РЖ «Социология» представляет новые исследования города, осуществляемые в рамках социологической дисциплины, но при этом являющиеся отражением обозначенных выше современных тенденций в городских исследованиях. Его основу составляют рефераты статей, опубликованных в спецвыпуске журнала «The sociological review» (№ 5 за 2018 г.). Этот выпуск одного из ведущих британских социологических журналов посвящен, как журнал именует данный исследовательский фокус,
социологии улицы и уличной жизни. По словам авторов редакционной статьи Ф. Хаббарда и Д. Лайон [002], со времен Чикагской школы и до наших дней улица является для социологов своего рода лабораторией исследований социальной жизни, пусть это не всегда напрямую указывается в их методологии. В эпоху доминирования частных владений и огороженных территорий улица остается местом встреч, общения, формирования сообществ. При этом она является объектом интереса со стороны государства, закона и медиа. Ключевой вопрос социологии улицы, полагают Хаббард и Лайон, заключается в том, изучается ли как таковая улица (т.е. пространство, полное самых разных существ, объектов, ритмов и вплетенное в социальную ткань города) или же просто те или иные группы населения на улице. В зависимости от этого агентность улицы может быть скорее человеческой либо более сложной, не только и не столько человеческой. Н. Дайнс задается вопросом о лингвистических границах понятия «улица» (и стоящих за ними культурных отличиях) [003]. Исследователь демонстрирует, что в других географических и исторических контекстах (его работа выполнена на материале Италии) важное значение может принадлежать не улице, а иным городским пространствам. По его мнению, включение неанглоязычных понятий и феноменов будет способствовать развитию социологических исследований города и улицы.
Более крупное городское образование - район, или квартал, -рассматривается в статье Э. Маршаля [004]. Автор статьи анализирует возможности комфортного и активного старения в отдельно взятом городском районе и выделяет факторы, этому способствующие. К таковым он среди прочего относит пешеходную доступность основных объектов инфраструктуры и услуг, безопасность, наличие постоянной среды общения. Тему городского публичного пространства как места встреч и общения подхватывает статья Ш. Бейтс [005]. Данная статья, чья проблематика находится на пересечении социологии и дизайна, освещает социальные аспекты и эффекты дизайна городской среды, способного содействовать толерантности и развивать культуру добрососедства, в частности в отношении людей с ограниченными физическими возможностями.
Еще один значимый аспект социологии города раскрывается в завершающем подборку обзоре, посвященном стрит-арту [006].
Стрит-арт (уличное искусство) является неотъемлемой чертой современного, особенно большого, города и, соответственно, важной составляющей городских исследований. Авторы статей, нашедших отражение в данном обзоре, - С. Андрон, М. Кристенсен, Т. Тор и Ж. Ульмер, - рассматривают стрит-арт как язык, посредством которого уличные художники общаются друг с другом и с общественностью и выражают свое отношение к актуальным социально-политическим проблемам. В обзоре исследуется взаимодействие и взаимовлияние стрит-арта и городской среды.
2019.01.002. ХАББАРД Ф., ЛАЙОН Д. УЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ: МЕНЯЮЩАЯСЯ СОЦИОЛОГИЯ УЛИЦЫ: ВВЕДЕНИЕ. HUBBARD Ph., LYON D. Streetlife: The shifting sociologies of the street: Introduction // Sociological rev. - L., 2018. - Vol. 66, N 5. -P. 937-951.
Ключевые слова: улица; город; этнография; разнообразие; творчество; материальность; мобильность; ритм.
Реферируемая статья представляет собой введение к спецвыпуску журнала «The sociological review», посвященного социологии улицы. Как отмечают авторы статьи, Фил Хаббард (Королевский колледж Лондона, Великобритания) и Доун Лайон (Кентский университет, г. Кентербери, Великобритания), для многих поколений социальных ученых - от социологов Чикагской школы до современных исследователей, изучающих перформа-тивные, аффективные и нерепрезентативные аспекты уличной коммуникации, - улица служила и служит лабораторией исследований социальной жизни. При этом она подчас не получает четкого определения, а иногда и вовсе уходит из исследовательского фокуса, составляя неназванный контекст тех или иных исследований. Авторы настоящего спецвыпуска поставили себе задачу восполнить данный пробел и продемонстрировать значимость улицы в социологии.
В качестве своего рода вступления авторы рисуют типичную сцену из жизни провинциального английского города. Наши дни, конец ноября. Центр города превратился в «немецкую» рождественскую ярмарку. Сегодня должны зажечься праздничные огни, и несколько тысяч людей собрались, чтобы стать свидетелями этого