Научная статья на тему '2019. 01. 002. Хаббард Ф. , Лайон Д. Уличная жизнь: меняющаяся социология улицы: введение. Hubbard Ph. , Lyon D. Streetlife: the shifting sociologies of the street: introduction // sociological rev. - L. , 2018. - Vol. 66, n 5. - p. 937-951'

2019. 01. 002. Хаббард Ф. , Лайон Д. Уличная жизнь: меняющаяся социология улицы: введение. Hubbard Ph. , Lyon D. Streetlife: the shifting sociologies of the street: introduction // sociological rev. - L. , 2018. - Vol. 66, n 5. - p. 937-951 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
167
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЛИЦА / ГОРОД / ЭТНОГРАФИЯ / РАЗНООБРАЗИЕ / ТВОРЧЕСТВО / МАТЕРИАЛЬНОСТЬ / МОБИЛЬНОСТЬ / РИТМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 01. 002. Хаббард Ф. , Лайон Д. Уличная жизнь: меняющаяся социология улицы: введение. Hubbard Ph. , Lyon D. Streetlife: the shifting sociologies of the street: introduction // sociological rev. - L. , 2018. - Vol. 66, n 5. - p. 937-951»

Стрит-арт (уличное искусство) является неотъемлемой чертой современного, особенно большого, города и, соответственно, важной составляющей городских исследований. Авторы статей, нашедших отражение в данном обзоре, - С. Андрон, М. Кристенсен, Т. Тор и Ж. Ульмер, - рассматривают стрит-арт как язык, посредством которого уличные художники общаются друг с другом и с общественностью и выражают свое отношение к актуальным социально-политическим проблемам. В обзоре исследуется взаимодействие и взаимовлияние стрит-арта и городской среды.

2019.01.002. ХАББАРД Ф., ЛАЙОН Д. УЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ: МЕНЯЮЩАЯСЯ СОЦИОЛОГИЯ УЛИЦЫ: ВВЕДЕНИЕ. HUBBARD Ph., LYON D. Streetlife: The shifting sociologies of the street: Introduction // Sociological rev. - L., 2018. - Vol. 66, N 5. -P. 937-951.

Ключевые слова: улица; город; этнография; разнообразие; творчество; материальность; мобильность; ритм.

Реферируемая статья представляет собой введение к спецвыпуску журнала «The sociological review», посвященного социологии улицы. Как отмечают авторы статьи, Фил Хаббард (Королевский колледж Лондона, Великобритания) и Доун Лайон (Кентский университет, г. Кентербери, Великобритания), для многих поколений социальных ученых - от социологов Чикагской школы до современных исследователей, изучающих перформа-тивные, аффективные и нерепрезентативные аспекты уличной коммуникации, - улица служила и служит лабораторией исследований социальной жизни. При этом она подчас не получает четкого определения, а иногда и вовсе уходит из исследовательского фокуса, составляя неназванный контекст тех или иных исследований. Авторы настоящего спецвыпуска поставили себе задачу восполнить данный пробел и продемонстрировать значимость улицы в социологии.

В качестве своего рода вступления авторы рисуют типичную сцену из жизни провинциального английского города. Наши дни, конец ноября. Центр города превратился в «немецкую» рождественскую ярмарку. Сегодня должны зажечься праздничные огни, и несколько тысяч людей собрались, чтобы стать свидетелями этого

зрелища. Толпа крайне разнородна, и по возрасту, и по этнической принадлежности. Местный диджей и приглашенная звезда средней величины начинают обратный отсчет, подхватываемый толпой. Огни зажигаются, все поют; в небе появляется Дед Мороз и разбрасывает сладости. На этом официальная программа мероприятия окончена - момент гражданского единения завершен до следующего года.

Подобные собрания могут показаться «поверхностными», однако в такие моменты, подчеркивают авторы статьи, городское разнообразие становится очевидным; оно принимается и чествуется. Тем самым в эпоху четкого районирования, в эпоху «привато-пий» - огороженных частных владений - и охраняемых жилых комплексов (вроде поселков для пенсионеров) улица остается местом, где люди встречаются и общаются, где создаются сообщества. В то же время подобный уникальный статус улицы делает ее объектом повышенного внимания со стороны медиа, государства и закона, которые ее «реморализуют», когда ее чрезмерная живость угрожает социальной конвенции. Улицы западных неолиберальных городов подчиняются ритму консюмеристского капитализма; в результате с них вытесняются бездомные, проститутки, наркоманы и «уличная молодежь», не соответствующие образу идеального городского порядка. Как полагают Хаббард и Лайон, сложность и амбивалентность улицы всегда привлекала социологов. Одним из наиболее интересных вопросов является агентность улицы - ведь в данном случае речь идет не только о человеческой агентности. Пространство улицы наполняют - и движутся в нем с разной скоростью - мусор, свет, ветер, деревья, здания, тротуары, рекламные щиты, автомобили, собаки и др.

Ключевая проблема в исследованиях улицы, по мнению Хаббарда и Лайон, состоит в том, является ли объектом изучения сама улица или же те или иные группы населения на (курсив авторов. - Реф.) улице. Авторы статьи определяют улицу как линейную форму, служащую каналом потоков разного рода, как над землей (люди, транспорт), так и под ней (вода, газ, электричество). Но в отличие от просто дороги / автомагистрали, улица вплетена в социальную ткань города, объединяя дома, государственные учреждения, открытые пространства и коммерческие площадки и обеспечивая связь между ними.

Родился настоящий спецвыпуск из симпозиума, который прошел при поддержке журнала «The sociological review» в Кентском университете в сентябре 2015 г. и в котором наряду с социологами приняли участие также антропологи и географы, отсюда тенденция данного выпуска к междисциплинарным методам и интерес его авторов к самым разным аспектам социологии улицы. Так, Н. Дайнс исследует разницу между семантическими полями слова «улица» в разных языках (прежде всего в итальянском в противовес английскому), которая свидетельствует о культурных отличиях, стоящих за отличиями лингвистическими. Статья С. Холл посвящена различиям и дискриминации как неотъемлемой черте истории и современности таких городов, как Бирмингем, Бристоль, Лестер и Манчестер.

Важность представляет тема встречи - (не)случайной, (не)желательной. На примере площади генерала Гордона на юге Лондоне Ш. Бейтс пишет о том, как дизайн публичных пространств (обеспечивающий в том числе и безбарьерную среду) может способствовать встречам и общению городских жителей. А. Джонс прослеживает взаимодействие повседневного и уникального в моменте уличной жизни. С точки зрения Хаббарда и Лайон, статья Джонса отсылает к работам одного из ведущих теоретиков повседневности - А. Лефевра, которого также интересовала тема уличной жизни. В представлении Лефевра холодная и абстрактная улица противостоит теплому и чувственному телу, подавляя своими ритмами его желания1. Тем не менее в отдельные моменты улица может превращаться в место радости и спонтанности - индивидуальной или коллективной (в частности, во время карнавала, празднования побед местной футбольной команды, политических протестов).

В связи с этим авторы статьи обращают внимание на появляющиеся в последние годы работы, в которых освещаются проекты, ориентированные на то, чтобы сделать город более приятным местом для жизни. Значимым направлением этой стратегии выступает игра. Уличные игры, катание на роликовых коньках, скейтбординг, паркур становятся своего рода формой уличного

1 См.: Miller J. Gender and power on the streets: Street prostitution in the era of crack cocaine // J. of contemporary ethnography. - L.; Thousand Oaks (CA), 1995. -Vol. 23, N 4. - P. 175.

эскапизма. Т. Эденсор и С. Маллингтон в своей статье о Променаде - набережной в курортном английском городе Блэкпуле, излюбленном месте прогулок местных жителей и приезжих, - показывают, как линейный уличный ландшафт может включать в себя различные поверхности, текстуры и градиенты, тем самым вовлекая пешеходов в приключение и не позволяя им следовать прямому маршруту. Еще один пример процветающей на улицах города креативности можно найти в статье С. Андрон, изучающей взаимоотношения граффити и уличного искусства. Согласно Андрон, тематические пешеходные экскурсии легитимизируют уличное искусство в трех направлениях, а именно «что, где и как должно быть увидено»; статья демонстрирует, как уличное творчество становится частью коммерческого урбанизма.

Таким образом, подчеркивают Хаббард и Лайон, социологам следует критически оценивать уличную креативность, ведь она может быть тесно связана с коммодификацией. Но в то же время им нужно сохранять свежий взгляд на те феномены уличной жизни, которые поначалу могут вызвать тревогу и, например, показаться проявлением эксплуатации. Подобная открытость характеризует подход Ф. Майзена в статье о детском труде на улицах Аккры (Гана), где до 9/10 всех новых форм занятости могут быть названы «неформальными». Исследуя тяжелую и грязную работу торговцев и носильщиков, выполняемую детьми, Майзен приходит к выводу о том, что, найдет ли ребенок более легкую и прибыльную работу, будет зависеть от его собственной предприимчивости. В целом во всех данных статьях улица предстает, с одной стороны, как место фиксации нормы, проявления властных иерархических отношений и, с другой стороны, как территория креативности, свободы и равенства.

Какие же методы в наибольшей мере отвечают задачам уличной этнографии? Ряд исследователей, отмечают Хаббард и Лайон, предпочитают взаимодействия в контексте городской повседневности - «go-along» (прогулки-интервью), участие в пешеходных экскурсиях и пр. Эти исследователи фактически используют собственные тела, чтобы настроиться на многочисленные движения и материальные проявления улицы, смены ритма и изменения атмосферы. М. Деген в своей статье рассматривает телесные, временные и пространственные измерения уличной жизни на

примере одной улицы - Рамбла-дель-Раваль в Барселоне. Рамбла -это бульвар эпохи модерна, построенный на месте бывшего квартала красных фонарей. Новая улица обрела новые ритмы, но в то же время в представлении местных жителей, особенно пожилых горожан, этот процесс был сопряжен с разрушением привычного ритма и утерей важного материального хранилища памяти. Концепция ритманализа Лефевра предполагает, что исследователь сначала прислушивается к ритму собственного тела и за счет этого постепенно учится ощущать внешние ритмы1. По мнению Хаббар-да и Лайон, ритму в уличной этнографии должно уделяться больше внимания. Они с удовлетворением отмечают появление проектов, в рамках которых для документирования мира используются аудиовизуальные средства, а мобильные методы комбинируются с картированием пространства, осуществляемым с привлечением геокодирования, фотографии и видеографии. В частности, как полагают авторы, многочисленные ритмы и повседневные практики могут быть запечатлены средствами покадровой фотографии. Таким образом, подытоживают Хаббард и Лайон, статьи в настоящем спецвыпуске отражают широкие социальные, культурные и политические траектории, которые сводят жизни вместе в некий момент времени и обусловливают то, как они могут быть прожиты, но никогда всецело не определяют уличную жизнь во всей ее живости и спонтанности.

Я.В. Евсеева

2019.01.003. ДАЙНС Н. ЧТО ЗНАЧИТ СЛОВО? КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ, ГОРОДСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ УЛИЦЫ. DINES N. What's in a word? Contextual diversity, urban ethnography and the linguistic limits of the street // Sociological rev. - L., 2018. -Vol. 66, N 5. - P. 952-967.

Ключевые слова: улица; Италия; городская этнография; многоязычие; Р. Уильямс; В. Беньямин.

Ник Дайнс (Европейский университетский институт, г. Флоренция, Италия) в своей статье в спецвыпуске журнала «The

1 Lefebvre H. Rhythmanalysis: Space, time and everyday life. - P.: A&C Black, 2004. - P. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.