ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 316.343.633 Доктор филос. наук А.Г. ДАВЫДЕНКОВА
(СПбГАУ)
СОЦИОЛОГИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ
Социология, аграрное производство, социальная экология, стратегии национальной безопасности, государственная культурная политика
У социологов сложилась традиция раз в год проводить конференцию, посвященную актуальным проблемам современного общества. Тематика конференции привязывается к направлению работы вуза и кафедры социологии. Седьмые Санкт-Петербургские социологические чтения решено провести в рамках Аграрного университета с соответствующим общим названием «Социология села и современные аграрные отношения». Название это имеет свою предысторию. В рамках ЛСХИ (ныне Санкт-Петербургского государственного аграрного университета) когда-то работала социологическая лаборатория, изучавшая социологию села. В истории России было несколько волн оттока людского работоспособного массива из села в город: на подработки в «столыпинские времена», когда в семье на прокорм земли не хватало; в годы революционного строительства и индустриализации; после второй мировой и Великой Отечественной войны для нас, когда требовалось восстановление заводов и укрупнялись колхозы; в перестроечные годы, когда колхозов и совхозов не стало. Село в той исторической форме организации жизни и расселения людей стало исчезать. Во всех случаях оттоки населения из села были результатами определенных политических решений. Решались насущные государственные задачи, но во всех случаях в рамках страны аграрный сектор, несмотря на победные реляции в средствах массовой информации об урожаях, оставался на задворках правительственной поддержки. Люди поднатуживались и с задачами посеять-убрать справлялись. Это было - пока было село. Сегодня, очевидно, встали вопросы: как поддерживать аграрное производство в новых условиях; какие аграрные технологии человеку нужны; стоит ли возрождать то, чего уже, по сути, во многих регионах нет, и вряд ли будет востребовано; какие формы расселения населения оптимальны; как «помирить» человека города с природой.
Отношение «человек - природа» изучается наукой давно, изучается разными отраслями знания. Социальная экология показывает место человека в природной среде, устанавливая его основным действующим лицом современных кризисных явлений в экопроцессах. Именно это делает экологию социологической проблемой. Перенос тяжести в изучении проблем окружающей среды на человека, общество, общественные отношения потребовал введения новой специальной социологической дисциплины - экологической социологии. Разумному человеку теперь достоверно известно, что отказываться от «разумности», становиться просто «природным», ему поздно. Человеку и человечеству нужно доказать, что проблемы своего отношения с окружающей средой, можно рационально решать сохраняя таким образом природу и себя, создавая новые, в том числе и аграрные технологии.
На Западе привлечение особого внимания к экологическим проблемам было следствием индустриальных изменений, которые потребовали не только научных изысканий, но и практических шагов. Например, при президенте США, как главе исполнительной власти, специальным законом от 1969 г. учрежден Совет по качеству окружающей природной среды (в некоторых переводах - Совет по экологической безопасности). Руководитель совета назначается президентом и отчитывается перед ним и Советом национальной безопасности о деятельности этого консультативно-рекомендательного органа. В состав Совета по качеству окружающей природной среды входят, кроме его руководителя, 13 человек из числа ведущих ученых и специалистов в области экологии, океанологии, управления природными ресурсами США, которые рекомендуются ведущими научными центрами, федеральными ведомствами и промышленными ассоциациями[1].
В Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» среди национальных интересов Российской Федерации на долгосрочную перспективу заявлен «экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства прир одно-ресурсно го потенциала страны» [3].
Надо хорошо понимать, что усиление внимания к экологическим проблемам на уровне государственной культурной политики связано не только о разрушении экосистемы, но и самого социального фактора как главного источника экопроблем. Человек разрушает своей социально-экономической деятельностью среду обитания, разрушает также и ту социальную среду, которую сам создал, тем самым разрушает и себя. Проблема требует комплексного подхода, и самое главное в нем - лечить и оберегать надо не только природу, но и общество как главный элемент и главный источник бед экосистемы. Именно в таком виде и должна рассматриваться отраслевая социологическая наука-экологическая социология, на самом деле - наука выживания и жизни.
В настоящее время социальная экология - общепризнанный во всем мире комплекс наук. Проводятся международные конференции по проблемам социальной экологии, возникли общественные организации и фонды по социальной экологии, например - Международный социологический институт в Сан-Франциско. Отечественные социологи начали разрабатывать экологическое направление с 60-х годов XX в. Первая всесоюзная конференция по проблемам социальной экологии состоялась в Советском Союзе в 1987 г. (Львов). Она привлекла самый широкий круг ученых - экологов, географов, экономистов, социологов, медиков и др. В социально-экономическом контексте мы стали говорить об экологии лишь с 70-х годов XX в., а в культурном -эта проблема не осознана до сих пор. Актуальность соединения экологических и социальных проблем с задачами аграрных наук мы рассчитываем доказать на предстоящей конференции.
Сколько рассуждений нам известно о том, что такое человек, какова его природа, как он входит в общество, как он его создаёт, как образуется и из чего состоит государство! Философы, социологи, историки представители ряда других общественных наук, каждый со своих позиций, ставят такие вопросы и в меру своих знаний пытаются ответить на них. Человечество уверенно осваивает природные ресурсы, чувствуя себя хозяином, если не всей планеты, то, по крайней мере, того пространства, собственником которого себя заявляет. В процессе хозяйствования на земле человек познаёт природу и способы её использования в своих целях. Способы эти все время расширяются и требуют определенных оценок и контроля, а правильно ли мы все это делаем, куда мы идем.
Видный русско-американский социолог П.Сорокин, развивая классические идеи О.Конта о факторах социального развития, предложил своё видение исторического процесса в виде теории циклической флуктуации. Важнейшим отправным моментом в развитии человеческой культуры он предложил рассматривать изменение ключевых мировоззренческих ценностей.
Сорокин представлял общество как иерархию различных культурных систем - от мелких до самых крупных (суперсистем). Изменение ключевой мировоззренческой ценности культуры влечёт за собой изменение других составных частей интегрированного целого. Методологическим основанием теории социокультурной динамики Сорокина является понимание зависимости типа (или фазы развития) системы от средства, с помощью которого строится теоретическая картина мира. Выводимые исследователем фазы развития культурной системы выступают как результат сложной работы мысли или способности человеком воспринимать явления и события [3].
По теории Сорокина, в истории обществ чередуются различные системы ценностей. При доминировании определенной системы истин (идеациональной, интеграционной, чувственной) другие две системы тоже присутствуют в отдельных аспектах культуры, но они занимают перефирийное положение. Доминирующий принцип, характерный для определенной культуры, Сорокин часто рассматривал через призму классической триады: Истина, Добро, Красота. Определённый тип культуры формирует свои подходы к познанию действительности, свою систему нравственных ценностей, свою эстетику.
Присоединяясь к точке зрения маститого автора, мы делаем свой вывод, что в иерархии мировоззренческих ценностей отдельный человек настолько тесно связан с конкретным обществом, в котором он живет, что он не может воспринимать мир через другую призму, кроме той которую предлагает суперсистема цивилизационного развития. А коль скоро речь идет о формировании мировоззрения, то в политике государств первостепенное значение должно отводиться образовательной культуре. Чему и как учить, какие знания поддерживать, какие навыки вырабатывать, какие ориентиры в системе образования считать приоритетными - это первая задача, связанная со всеми ведомствами, которые нацелены на обучение и образование, в первую очередь молодежи. Вторая задача государства - это умение поддержать приоритеты нужных отраслей производства, сделать привлекательным то, что сегодня, к сожалению, не вызывает энтузиазма в выборе профессии у молодого поколения, но насущно необходимо для общества. Третья задача государства - поддержание общей трудовой занятости населения, потому что только в труде человек
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
277
по-настоящему может оценить себя, может вообще что-либо ценить. Трудом можно считать очень разные занятия, но главная суть вопроса в том, что именно ценность труда самая надежная защита общества от многих извращений, гарант правильного понимания экологии в самом широком ее понимании - от сохранения природы как среды обитания человека до экологии кулыуры (академик Лихачев).
Как ученые от социологии могут помочь в решении этих задач? Мы рассчитываем, на активизацию их работы. Уже давно проблемы, которые ставятся на Санкт-Петербургских социологических чтениях, привлекают внимание общественности. Очередная международная научная конференция «Седьмые Санкт-Петербургские социологические чтения» состоится, как уже сложилась традиция, в середине апреля - 16-18 апреля 2015 года. Будет работать несколько секций. Уже сегодня определились несколько тем, среди них:
- совершенствование теоретико-методологических основ размещения и специализации хозяйственных агросубъектов в регионе;
- современное агропоселение как фактор укрепления социального равновесия и гармоничного территориального развития страны;
- социально-культурные проблемы села и пути их решения.
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, кафедра социологии, политологии и истории этого университета, факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Социологическое общество им. М.М.Ковалевского приглашают всех ученых, заинтересованных в правильном развитии общественных преференций, принять участие в обсуждении и внести свои предложения.
В качестве заключения: в современном мире разрастающегося потребительства село изжило себя, современная молодежь тянется в город. Но село, сохранившее себя, имеет право на существование и поддержку со стороны государства (продовольственная и демографическая безопасность). Более того, в политике государства должны как-то стоять задачи правильного освоения территорий, эффективного влияния на расселение людей, организацию правильного освоения природных богатств. Нужны проекты поселений, оптимальных для развития человека и производства. В планировании воспитательной и образовательной работы должны занять свое место социологические исследования и прогнозы. Сегодня говорят о кризисе социологии. Кризис ее в том, что социология сегодня превратилась в науку констатирующую, а не прогнозирующую и предлагающую проекты будущего. Выходы из кризиса социологи пытаются правильно найти - в нахождении общего поля исследования с другими науками. Но ключевого соединения пока не произошло, оно в поиске. Наше будущее зависит во многом от того, как правильно человек «вернется» в природу. Человек экологический, человек, связанный с природой, человек, понимающий природу окружающего мира и самого себя, человек, понимающий, какую культуру он создаёт и поддерживает, просто должен положительно относиться к аграрному производству. Государство, которое в свое время сумело стать индустриально развитым, может и обязано теперь поддержать именно эти качества, именно такую природу человека. А это значит, оно должно найти главные рычаги воздействия на человеческое мировоззрение, на видение себя в этом мире. Это - на наш взгляд, правильное использование научного потенциала общества, в том числе и новое отношение к социологическим наукам, это также соединение на новом научном уровне аграрных знаний с общественно-значимыми целями.
Литература
1. Митрохина Т.Н., Сорокин Ю.В., Тупиков А.В. Экология и политика в современном обществе /Под ред. проф.В.М. Долгова. - Саратов: Издательство СГУ, 2003.
2. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. - М.: Астрель, 2006.
3. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 19 мая 2009 г.
УДК 130.2
Доктор филос. наук А.Я. КОЖУРИН Канд. филос. наук К.Я. КОЖУРИН