И. В. Карев
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВС РФ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Мировой и отечественный опыт военного строительства свидетельствует о том, что роль морального духа войск как важнейшего средства достижения победы в современной войне значительно возрастает. Степень психологической устойчивости личного состава, его моральной готовности к ведению боевых действий является неотъемлемой частью и необходимым условием боеспособности Вооруженных Сил.
Современные тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе информационного и психологического характера, обусловили резкое возрастание зависимости хода и исхода войны от соотношения морально-психологических сил противоборствующих сторон.
Степень психологической устойчивости личного состава, его моральной готовности к ведению боевых действий является неотъемлемой частью и необходимым условием боеспособности армии. В связи с этим совершенно по-иному ныне ставится задача совершенствования морально-психологического обеспечения войск (далее - МПО) как одного из основных видов обеспечения боевых действий войск.
МПО как самостоятельный вид обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации прошел ряд этапов своего институционального развития и представляет сегодня комплекс согласованных по целям, задачам, направлениям, месту, времени, последовательности, привлекаемым силам и средствам действий, осуществляемых органами военного управления и должностными лицами по формированию, поддержанию и восстановлению у личного состава высокого морально-психологического состояния и других качеств, обеспечивающих безусловное выполнение поставленных задач в любых условиях обстановки1.
Методологические основы процесса организации МПО включают: законодательную базу, его правовые, организационные вопросы, концептуальные положения, цели, задачи, принципы, содержание, систему органов управления, структур воспитательных органов, сил и средств МПО.
1 Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2005.
Законодательная база организации МПО включает международное гуманитарное право, законы Российской Федерации, приказы министра обороны Российской Федерации, которые определяют организационные и практические меры по МПО войск.
Основными принципами организации МПО являются: централизованное руководство; заблаговременность, плановость и контроль; комплексность и взаимосогласованность.
Организация МПО включает следующие составляющие:
- познавательную, расширяющую представление о деятельности, характере стоящих задач, обстановке, условиях;
- целеполагающую, указывающую на объект, цели и задачи самой деятельности;
- прогностическую, предусматривающую ход развития событий и выявляющую основные тенденции изменения объекта деятельности;
- практическую, определяющую силы и средства, систему управления, основные виды и направления деятельности в ходе МПО войск;
- координирующую, согласовывающую по целям, замыслу, месту, времени, силам и средствам;
- контролирующую, позволяющую получить обратную связь о характере осуществления и эффективности мер.
Сам термин «организация МПО» не закреплен в словарях, имеет множество синонимов. Его можно встретить на страницах политической, военной литературы и в соответствующих наставлениях и приказах министра обороны РФ. В военной науке термин «организация» рассматривается как обеспечивающая функция деятельности войск, направленная на создание необходимых условий для достижения поставленной цели.
Термин МПО подразумевает внутреннюю упорядоченность, согласованность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, а также объединение военнослужащих, органов военного управления, государственных и местных органов власти, военнообязанных, совместно реализующих цель и действующих на основе федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и решений министра обороны РФ.
Сущность организации МПО заключается в специфической деятельности органов военного управления по систематическому и целенаправленному воз-
действию на сознание (психику) личного состава в целях формирования и совершенствования морально-психологических качеств, необходимых для успешного выполнения войсками учебно-боевых задач.
Сущностью организации МПО является определение главных целей и задач и выработка решения на МПО, а это значит - постановка задач, планирование мероприятий МПО с учетом наиболее целесообразного распределения сил и средств МПО, времени, а также выбор наиболее эффективных форм и методов его организации, осуществление повседневного контроля и действенной помощи исполнителям.
Содержание МПО войск на практике реализуется с помощью организационных, моральных, политико-правовых и других форм и методов воздействия на сознание и поведение военнослужащих. Оно организуется органами государственного и военного руководства, исходя из развития военно-политической, стратегической, морально-психологической, информационной обстановки.
Для повышения эффективности МПО в ВС РФ, оптимизации управления процессом МПО совершенно необходимым является полное и достоверное знание его характеристик: состояния, тенденций изменения, факторов, влияющих на него в данный момент, и пр.
Отсюда и возникает потребность обращения к социологической науке как способу изучения, интеграции и обобщения данных конкретного социального познания о МПО.
Обращение к социологической науке, сочетающей в себе системность и социальную направленность, с одной стороны, и конструктивно-практическую технологию, с другой, обусловлено также тем, что МПО - это социальный процесс, а исследование социальных процессов - одна из задач социологического знания. Кроме того, логично предположить, что социология поможет отыскать наиболее общие свойства и закономерности явления, так как социологический подход предполагает рассмотрение МПО с двух сторон - как часть целого и как целое, состоящее из частей, что повышает вероятность получения полной и целостной характеристики этого социального процесса. И, наконец, организация МПО в ВС РФ изучается в целях оптимизации управления им, а проблемы социального управления также исследуются социологией.
Глубокие знания МПО, его движущих сил, закономерностей и противоречий являются одним из важнейших условий правильной его организации и управления им. На основе правильного понимания МПО, его места и роли в
жизнедеятельности армии выстраивается система организации МПО на всех уровнях военной организации: от первичного воинского коллектива до Вооружённых Сил в целом.
Оптимальная организация и управление МПО предполагают всеобъемлющий учёт и анализ содержательных элементов последнего: целей, задач, функций и т.д. Исходя из социологического определения управления как сознательного, целенаправленного воздействия на социальную систему (организацию, институт, процесс) в целях приведения направления и темпов их развития в соответствие с действием объективных общественных законов сущность управленческой деятельности по организации МПО заключается в целенаправленном воздействии на процесс МПО с целью его совершенствования и повышения эффективности влияния на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащих.
В качестве субъекта управления МПО в войсках выступают командиры всех степеней, заместители командиров по воспитательной работе, другие офицеры органов воспитательной работы.
Объектом воздействия в системе управления МПО являются различные категории военнослужащих, семьи офицеров и прапорщиков, воинские коллективы и другие коллективные образования.
Важное место в общей системе управления МПО принадлежит технологии воздействия на объект, которая включает ряд последовательных операций: определение целей и задач МПО, подбор, расстановку и обучение исполнителей; планирование МПО; осуществление контроля; подведение итогов работы и др. Она также предполагает применение в целях повышения эффективности управления различных методов и приёмов, средств, форм воздействия на военнослужащих, с помощью которых осуществляется прямая и обратная связь с личным составом командиров, их заместителей по воспитательной работе, других офицеров органов воспитательной работы.
К управлению МПО в армии предъявляются высокие требования. Оно должно быть глубоко научным, т.е. осуществляться на основе широкого использования научных знаний в области теории управления, военного дела, педагогики, психологии, социологии и других наук. Особое значение имеет учёт специфических черт управленческой деятельности, вытекающих из особенностей функционирования военного организма, таких, как единоначалие на правовой основе, высокая степень централизации, воинская дисциплина, соблюдение гра-
жданских общеполитических прав и свобод, социальная защищённость военнослужащих в соответствии со спецификой воинской службы, и др.
Однако требование научного подхода к организации и управлению МПО соблюдаются далеко не всегда. Порой достижения научной мысли в этой области должным образом не используются, остаются невостребованными, а нередко и игнорируются. Не единичны факты, когда управление МПО осуществляется без должного теоретического обоснования, познания закономерностей управления и научной оценки реальной действительности, на основе субъективных умозаключений, нередко конъюнктурных и чрезмерно идеологизированных взглядов. Это приводит к волюнтаризму в МПО, принятию ошибочных решений и, как следствие, к снижению эффективности воздействия на сознание и поведение военнослужащих.
Всё это делает необходимым поиск новых путей, способов и приёмов, позволяющих эффективно организовывать МПО в условиях значительно возросшего числа воздействующих факторов, оптимизировать МПО войск.
Анализ современного состояния МПО в ВС РФ дает основание полагать, что эффективность управления силами и средствами МПО неотделима от процесса создания специфических социальных технологий, направленных на оптимизацию и сопровождение управленческой деятельности. В лексикон отечественных социологов прочно вошел термин «средства социальной диагностики» как особый тип средств получения социальной информации, принципиально отличный по задачам, структуре и функциям от средств академического социологического исследования. Сами эти средства стали неотъемлемым элементом практической деятельности социологов, направленной на решение важнейшей задачи по подготовке проекта о необходимости вмешательства (невмешательства) в состояние или режим работы объекта и на определение типа такого вмеша-тельства1.
В связи с этим предполагается, что решение задачи оптимизации МПО в ВС РФ можно осуществить посредством социологического сопровождения организации МПО. Под социологическим сопровождением организации МПО в ВС РФ понимается деятельность органов военного управления по активному использованию и применению военно-социологических знаний и практики в целях
1 Игнатьев В.В. Состояние и проблемы социологического сопровождения управления военным вузом // Социология образования. СГУ. 2007. № 12.
оптимизации процесса МПО войск на каждом этапе решения стоящих перед ними задач.
При этом организационная сторона системы социологического сопровождения организации МПО должна включать:
- материально-техническую часть (материальные средства, финансовые ресурсы, бытовое оргтехническое обеспечение);
- организационно-штатную часть (социологические подразделения, штатные социологи, внештатный социологический актив, респондентская сеть);
- технологическую часть (конкретные военно-социологические исследования, методы теории социального управления, практика и опыт военносоциологической деятельности).
Социологическое сопровождение организации МПО необходимо рассматривать как определённым образом организованную систему в общем построении МПО в ВС РФ. Назначение этой системы - целенаправленное применение военно-социологических знаний к особенностям и специфике военно-социальной реальности.
Материально-технический и организационно-штатный блоки предложенной схемы социологического сопровождения определяются задачами, стоящими перед военными социологами, которые вытекают в свою очередь из задач, стоящих перед военной организацией в целом. Более того, эта та сторона военносоциальной реальности, без которой не обходится ни один вид деятельности, а именно реализованная на практике, организационно оформленная и материально обеспеченная идея использования существующего потенциала военносоциологической науки в армии и выработки оптимальных решений различными субъектами военного управления в сфере формирования высокого морального духа войск.
Рассматривая как отдельный этап в системе организации МПО технологию реализации направляющего воздействия на руководимый объект, мы выходим на понимание места социологического сопровождения в системе организации МПО. Для этого требуется рассмотреть этот социальный феномен как специфическую социальную технологию по конструированию морально-психологического воздействия. И здесь социологическое сопровождение необходимо понимать в плане технологической его составляющей. То есть технологическая часть социологического сопровождения есть специфическая социальная технология по форми-
рованию направляющего воздействия на руководимый объект и непосредственная его реализация в военно-социальной практике.
Современное понимание термина «технология» - это совокупность средств и операций организации и упорядочения целесообразной деятельности, которая реализуется: в соответствии с логикой процесса преобразования объекта; в фиксированной последовательности; в соответствующих пространственно-
временных интервалах; на основе определённой техники.
Ввиду того, что технология алгоритмизирует деятельность, она может быть однократно использована, воспроизведена и тиражирована для решения сходных задач.
Функционально технология: регулирует, направляет ход процесса в нужное русло; контролирует деятельность соответствующими стандартами, правилами, нормами, техническими условиями и т.п.; гарантирует заданные свойства результата (продукта) при соответствующих условиях; обеспечивает рациональность самого процесса деятельности.
Таким образом, технология предполагает порядок, правила, нормы, запреты, цепочку операций, штаты реализации.
Социальная технология - это способ реализации проекта воздействия на предмет какой-либо деятельности, рационально расчленённой на отдельные процедуры и операции, направленные на поддержание социальной системы в рабочем состоянии или на преобразование её в соответствии с заданными параметра-1
ми .
В основе социальной технологии лежит внедрённая реализация рекомендаций социоинженерии, социальных проектов, непосредственно включённых в систему управления. Для технологизации, означающей рациональную организацию работы, характерны определённые признаки:
- расчленение процесса на цепочку операций (этапы, фазы);
- режим работы - сроки и конкретные рубежи в общем достижении конечной цели;
- однозначность выполнения операций (процедур) - технологическая дисциплина.
Социальные технологии покрывают широкий круг вопросов, связанных с отношением науки и управленческой практики, формированием социальных сис-
1 Капитонов Э.А. Социология ХХ века. История и технологии. Ростов-на-Дону, 1996.
тем, социальной защитой населения, поддержанием порядка, кадровым обеспечением, с адаптацией к новым условиям, формированием и использованием общественного мнения и т.д1.
Используемые технологии разделяются на две категории в соответствии с направлениями социоинженерной деятельности социолога.
Первая - это технология по подготовке управленческих решений. В них прежде всего речь идёт о средствах определения состояния диагностируемого объекта: выявляется мера отклонения его от заданного режима (должного состояния) по заданным признакам.
Вторая - это технология вмешательства или коррекции поведения диагностируемого объекта. В них речь идёт о средствах доведения объекта до заданного (эталонного) состояния.
Об их эффективности можно судить тогда, когда диагностируемые проблемы снимаются.
В целом реализация организационно-технической функции прикладной социологии составляет содержание социоинженерной деятельности социолога в сфере управления и контроля социальных процессов. Именно в этом качестве он выступает не просто как исследователь и консультант, но и продуктивный участник социального управления. Этим создаются условия для «налаживания» конструктивного диалога между социологией (социологом) и практикой управления (организаторами), для понимания последними необходимости систематического и целеустремленного социологического сопровождения своей деятельности.
С переходом к социальным технологиям изменяется и сама социоинженер-ная деятельность, в которой выделяются несколько направлений: социоинженер-ные исследования - анализ и диагностика; инженерное конструирование - проектирование, программирование, технологизирование; инженерное обеспечение социальных систем - консультирование, экспериментирование, прямое участие.
Как метод познания социальной реальности социологическое исследование и теоретически, и методически, и процедурно включено в структуру и содержание социально-проектной деятельности по конструированию конкретных социальных технологий, поскольку началом разработки любой технологии является социальный диагноз объекта социологизации, а внедренческая программа никак не может обойтись без её социологического сопровождения.
1 Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм. Белгород, 1991.
Не случайно практический опыт показывает, что наиболее продуктивные из современных конструктивных технологий опираются на социологические знания, а сами социальные технологии разрабатываются в основном специали-стами-социологами, особенно на микроуровне1.
Такой подход в трактовке идеи принадлежности социальной технологии учёту социологических средств, разделяемый большинством специалистов, с одной стороны, и предположение о социологическом сопровождении организации МПО как многоуровневой деятельности органов военного управления, воспитательных структур, командиров, специальных военно-социальных институтов по активному использованию и применению военно-социологических знаний и практики в целях оптимизации МПО в войсках на каждом этапе выполнения стоящих перед ними задач подготовки воина, способного самоотверженно и квалифицированно решать служебно-боевые задачи в любой обстановке, с другой стороны, открывает путь к возможности рассмотрения последнего в рамках социально-технологической парадигмы.
Действительно, в качестве основы, позволяющей идентифицировать технологию социальную с собственно социологическими средствами, выдвигаются различные базовые характеристики: специфика социального объекта (процесса); специфика социальных отношений; предметная специфика (применительно к организации - социальной организации)2.
Мы рассматриваем в качестве социального объекта военную организацию, а в качестве социального процесса - МПО в ВС РФ. Определяем предметную область как специфические приёмы, методы и средства использования социологической теории и практики, направленные на повышение эффективности МПО в войсках. И, наконец, говорим о том, что повышение эффективности МПО зависит от его социологического сопровождения. В настоящее время оно не оптимально, что снижает эффективность МПО в ВС РФ.
Таким образом, определяя понятие «социологическое сопровождение» как многоуровневую деятельность по использованию социологической теории и практики в процессе организации МПО, характерной для различных ступеней в иерархической структуре военной организации, с одной стороны, и условий её
1 Скок А.С. Социальные технологии: теоретические и методические основы проектирования и внедрения. М.: АПС, 1996.
2 Энциклопедический социологический словарь /Под общ. ред. академика РАИ Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995.
функционирования, с другой, мы говорим о том, что эта деятельность связана не с получением принципиально нового знания, а скорее направлена на трансформацию имеющихся знаний (в частности социологических) в средства практической деятельности.
Именно это направление деятельности обеспечивает создание технологии в широком смысле этого слова. «Инженерная» практика - сфера применения теоретических и практических знаний технологии к вопросам практической деятельности. Эта посылка даёт нам право рассматривать социологическое сопровождение организации МПО как разновидность технологии социальной или, иными словами, как специфическую социальную технологию применительно к военной организации, направленную, в частности, на повышение эффективности МПО в ВС РФ.
Рассмотрим теперь содержательную сторону понятия «социологическое сопровождение» как специфическую разновидность социальной технологии. То есть, коль скоро мы определились в таком понимании термина «социологическое сопровождение», то теперь мы должны «наполнить» содержание этого понятия всеми элементами, которые присущи технологии социальной. Иными словами, мы должны определить (скорректировать) технологическую цепочку применения (реализации) разработанных военно-социологической наукой фундаментальных знаний к реальной, конкретной военно-социальной действительности1.
Название этой технологической цепочки - социологическое сопровождение. А поскольку в качестве реальной, конкретной военно-социальной действительности выступает процесс организации МПО, то мы имеем дело с социологическим сопровождением организации МПО в ВС РФ.
В отличие от технологии в самом общем понимании социальная технология не имеет жёсткого характера, слабо поддаётся алгоритмизации именно потому, что «...в системе социального порядка действуют люди, обладающие высокой степенью свободы, существа мыслящие и действующие, чувствующие и переживающие...» . А это значит, что разработка любой социальной технологии не может быть абстрагирована от содержания технологизируемого процесса, в нашем случае - от процесса организации МПО. Отсюда следует, что деятельность по созданию технологии оптимизации того или иного социального объекта
1 Бондаренко В. Ф. Военно-социальная организация Железнодорожных войск Российской Федерации. М.: МГСА, 2002.
2 Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
должна опираться на глубокие научные представления о нём, следовать содержательной логике его развития и функционирования, сопрягая их с процедурными технологическими этапами и подчиняя им последние. По сути, речь идёт о специальном виде деятельности - проектно-технологическом.
Рассматривая содержательную сторону понятия социологического сопровождения организации МПО как специфической социальной технологии, представим её в виде совокупности последовательных этапов, неразрывно связанных между собой, взаимосвязанных и согласованных по месту, времени, целям и задачам, а, именно, следующие этапы:
1) социологическая диагностика - диагностика реального состояния процесса организации МПО в войсках, его структурных элементов, характеризующих показателей;
2) социологическое проектирование - разработка проекта процесса организации МПО, отвечающего требованиям нормативных документов; выработка и обоснование значений его основных параметров;
3) социологическое прогнозирование - осуществление прогноза деятельности по устранению несоответствия существующего состояния МПО в войсках разработанному проекту (прогнозирование результатов деятельности);
4) планирование - разработка системы мероприятий, направленных на соответствие основных параметров процесса МПО предъявляемым требованиям (разработка структуры организации МПО в общей схеме управленческого решения);
5) внедрение - реализация прогноза посредством проведения в жизнь системы мероприятий в рамках планируемого воздействия;
6) социологический контроль - постоянная проверка соответствия основных показателей, характеризующих действенность системы МПО в войсках, их заданным значениям посредством осуществления обратной связи с субъектом управления.
Каждый из этих этапов, а также решаемые задачи в рамках соответствующих технологических процедур достаточно детально прописаны в литературе по социальному управлению. Особенностью является то, что мы рассматриваем специфику их толкования применительно к организации МПО войск как одному из важных социальных процессов, проходящих в ВС РФ.
Следовательно, говоря языком войсковой практики, реализацию социологического сопровождения можно рассматривать в рамках сферы принятия руко-
водителем управленческого решения поэтапно. А поскольку эта схема лежит также и в основе деятельности при выработке решения на организацию МПО, то можно говорить о социологическом сопровождении деятельности заместителя командира по воспитательной работе при выработке решения на организацию МПО учебно-боевых задач.
Социологическое сопровождение в этом случае следует рассматривать в форме последовательного решения следующих задач:
На этапе уяснения задачи и оценки обстановки:
- сбор информации, её анализ, классификация, разработка справок, информационных материалов;
- формулировка выводов по характеру предстоящей деятельности и способу её организации.
На этапе принятия решения:
- осуществление непрерывного взаимодействия по отработке лучших форм, способов действий, приёмов в интересах повышения морально-психологической устойчивости войск, поддержания управляемости, сохранения здоровых взаимоотношений в воинских коллективах.
На этапе выполнения решения и организации контроля:
- обобщение и комментирование информации, разработка предложений и рекомендаций по решению насущных проблем соответствующих соединений и частей.
Однако принятие решения командиром, его заместителем по воспитательной работе или каким-либо другим органом военного управления - лишь единичный акт управленческой деятельности. В процессе организации МПО принимать управленческие решения субъектами различного уровня приходится постоянно.
В связи с этим возникает необходимость функционирования «социологической службы», главная задача которой заключалась бы в изучении социальных процессов в армии и на флоте в целях выработки оптимальных решений по вопросам организации МПО войск различными субъектами военного руководства.