Научная статья на тему 'Оптимизация управления социальными конфликтами среди военнослужащих контрактной службы в воинских подразделениях Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации'

Оптимизация управления социальными конфликтами среди военнослужащих контрактной службы в воинских подразделениях Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
328
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CONFLICT MANAGEMENT / SOCIAL CONFLICT / CONFLICT COMPETENCE / MILITARY SOCIOLOGY / MILITARY SOCIAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Веремчук В. И., Гизатуллин А. А.

В статье раскрыты основные предпосылки управления социальными противоречиями в воинских коллективах, проведен социологический анализ разногласий в воинских подразделениях Сухопутных войск, и предложены направления для оптимизации управления социальными конфликтами в Вооруженных Силах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE MANAGEMENT OF SOCIAL CONFLICTS AMONG CONTRACT SERVICEMEN IN THE MILITARY UNITS OF THE LAND FORCES OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The articLe reveals the basic prerequisites for the management of social, contradictions in miLitary coLLectives, socioLogicaL anaLysis of disagreements in miLitary units of the Army, and the directions for optimizing the management of sociaL conflicts in the Armed forces of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Оптимизация управления социальными конфликтами среди военнослужащих контрактной службы в воинских подразделениях Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации»

УДК 316.485.6

В. И. Веремчук, А. А. Гизатуллин

Веремчук В. И., доктор социологических наук, профессор; профессор каф. социологии Военного университета, член диссертационного совета при МГЛУ; e-ma¡L: mr.veremchuk@ma¡L.ru Гизатуллин А. А., старший научный сотрудник

Научно-исследовательского центра (социологического, Вооруженных Сил РФ); e-ma¡L: g¡zatuLL¡n_90@¡nbox.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ СРЕДИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ В ВОИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье раскрыты основные предпосылки управления социальными противоречиями в воинских коллективах, проведен социологический анализ разногласий в воинских подразделениях Сухопутных войск, и предложены направления для оптимизации управления социальными конфликтами в Вооруженных Силах РФ.

Ключевые слова: управление конфликтами; социальный конфликт; конфликтная компетентность; военно-социальное управление;

V. I. Veremchuk, A. A. Gizatullin

Veremchuk V I., Advanced Doctor (Soc¡oLogy), Professor;

Department of Soc¡oLogy, M¡L¡tary un¡vers¡ty, MSLU;

e-ma¡L: mr.veremchuk@ma¡L.ru

Gizatullin A. A, Sen¡or research Center

(soc¡oLog¡caL of the Armed Forces of the Russ¡an Federat¡on);

e-ma¡L: g¡zatuLL¡n_90@¡nbox.ru

OPTIMIZATION OF THE MANAGEMENT OF SOCIAL CONFLICTS AMONG CONTRACT SERVICEMEN IN THE MILITARY UNITS OF THE LAND FORCES OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The art¡cLe reveaLs the bas¡c prerequ¡s¡tes for the management of soc¡aL contrad¡ct¡ons ¡n m¡L¡tary coLLect¡ves, soc¡oLog¡caL anaLys¡s of d¡sagreements ¡n m¡L¡tary un¡ts of the Army, and the d¡rect¡ons for opt¡m¡z¡ng the management of soc¡aL confL¡cts ¡n the Armed forces of the Russ¡an Federat¡on.

Key words: confL¡ct management; soc¡aL confL¡ct; confL¡ct competence; m¡L¡tary soc¡oLogy; m¡L¡tary soc¡aL management.

Современный этап развития Вооруженных Сил РФ характеризуется модернизацией системы военно-социальных отношений, особенно это коснулось такого ее элемента, как военное управление. Для сухопутных войск, как вида Вооруженных Сил Российской Федерации, возникающие проблемы управления воинскими подразделениям, отрицательно влияют на эффективность военной службы и действенность управленческих решений, принимаемых руководящим составом.

Основой нашего исследования явяляется теория функционального подхода Г. Зиммеля. Отталкиваясь от основных положений данного подхода, мы определили, что конфликты для воинских подразделений так же характерны, как и для других любых форм объединения людей. Представители научных кругов отечественной науки понимают термин «конфликт» через призму «противоречия». В частности, конфликты в обществе определяются как процессы, сопровождающиеся возникновением или усилением противоречий, участники которых выступают представителями социальных общностей [Simmel 1908].

Конфликтные ситуации в воинских частях представляют собой одну из разновидностей организационного конфликта субъектов управления в отношении обеспечения служебной деятельности, которая отличается жесткостью протекания. Типичными для воинских подразделений Сухопутных войск Вооруженных Сил РФ являются следующие виды конфликтов:

• конфликты между подчиненными и руководителями относительно способов управления и исполнения функциональных обязанностей;

• конфликтные ситуации между военнослужащими из-за принятия новых членов, оплаты труда, распределения работ, предоставления разных благ, выдвижения на вышестоящие должности и пр.;

• конфликты между военнослужащими относительно социально-статусных ролей, вопросов совместной деятельности и службы.

Обобщая опыт зарубежных и отечественных исследователей, можно дать следующее определение понятию «управление конфликтом». В настоящей статье под управлением конфликтом мы будем понимать сознательное влияние на конфликты, нацеленное на их профилактику, регулирование или разрешение. Профилактика конфликтов заключается в мероприятиях, направленных на их предупреждение.

Разрешение конфликта означает обоюдную деятельность сторон по поиску взаимоприемлемых соглашений. Регулирование является принятием соглашений при участии третьей стороны.

Анализ научной литературы и источников по проблеме управления конфликтами в воинских подразделениях позволяет определить управление социальными конфликтами в воинских подразделениях Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации, как деятельность органов военного управления по созданию организационных и социально-культурных условий военно-социальной среды, препятствующих возникновению конфликтных ситуаций в воинских коллективах, на основе социальной информации о причинах, предмете, месте, времени, участниках, вероятных последствиях возможного конфликта.

Тенденция к увеличению числа конфликтов в воинских подразделениях приводит к кризису и дисфункции военного управления, указывает на необходимость структурных изменений в военных организациях и оптимизации средств управления конфликтами [Бондаренко, Тимошев 2003]. Исходя из того, что полное исключение конфликтов невозможно, цель управления конфликтами выражается в нивелировании негативных и максимизации позитивных функций социальных конфликтов.

В целях социологического анализа конфликтности, возможностей управления и разрешения конфликтов между участниками управленческого процесса проведено социологическое исследование посредством массового опроса в форме анкетирования. Участниками являлись 447 военнослужащих.

Проанализировав результаты проведенных исследований, можно обнаружить различное содержание причин конфликтных ситуаций по сроку службы. В частности, борьба за определенную социально-психологическую роль и статус в подразделении более актуальна среди служащих на третьем и четвертом году службы. Отстаивание достоинства и личной чести проявляется часто на начальных периодах службы, что обусловливается процессами группообразования.

Несправедливое распределение и получение материальных благ чаще становится причиной конфликта среди военнослужащих-призывников и обусловлено особенностями их положения. Несправедливость оценивания результатов деятельности чаще беспокоит служащих второго и третьего года службы. На первом году все оценки кажутся

объективными и не оспариваются военнослужащими, а на четвертом году оценкам придается меньше значения. Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что командование подразделений преувеличивает те причины, которые обусловлены недисциплинированностью и личными особенностями военнослужащих.

Среди факторов возникновения конфликтов чаще остальных были названы: отсутствие иного способа защиты своего достоинства и чести; предвзятость начальства к некоторым военнослужащим; недостаточность и низкое качество воспитательной работы командования; проблемы служебного характера; неуставные отношения между военнослужащими; агрессия в поведении либо неудовлетворительная дисциплина некоторых военнослужащих; недостаточность материальных благ; ошибки при вынесении решений командованием (см. табл. 1).

Таблица 1

Факторы возникновения конфликтов по результатам анкетирования (в %)

Факторы возникновения конфликтов Удельный вес причин

По мнению военнослужащих по сроку службы

1 2 3 4 5

1. Защита чести 35 32 21 4 14

2. Предвзятое отношение начальников 27 19 7 10 20

3. Низкий уровень воспитательной работы 34 17 7 6 4

4. Проблемы на службе 25 27 24 5 9

5. Неуставные взаимоотношения 20 16 10 5 10

6. Агрессивное поведение военнослужащих 15 10 8 6 9

7. Не хватает на всех материальных благ 9 6 9 7 4

8. Ошибки при принятии решений командирами 4 6 6 3 8

В ходе анализа оценок вариантов участия командиров подразделений в разрешении социальных конфликтов было выявлено, что оценка своего вмешательства в решение конфликта со стороны офицеров отличается от оценки солдат. Офицеры полагают, что используют весь спектр техник решения конфликтов, особое место, отводя посреднической деятельности. Солдаты также понимают роль деятельности командования в решении социального конфликта.

Анализ показал, что командиры понимают причины конфликтов между сержантами и солдатами неадекватно, а соответственно, и действия для их предупреждения сориентированы неправильно. Из чего можно заключить, что сама интерпретация противоречий между офицерами и солдатами изначально включает потенциальный конфликт. Также было отмечено, что существенное влияние на разрешение конфликтов оказывает преобладающая в воинских подразделениях командно-административная форма управления. Командирам тяжело поменять стереотипы своего поведения, тогда как личному составу также трудно поменять стереотип собственного восприятия действий командира. В идеале он должен гибко сочетаться с тактикой переговоров и развитием конфликтной компетентности сержантского и офицерского состава.

Согласно проведенному анализу, было выявлено, что участие командира подразделения в разрешении конфликта в данном случае влияет положительно. Чаще всего командир (в 61 % случаев) должен был прекращать взаимодействие конфликтующих сторон. В 25 %о от всех конфликтов, его вмешательство становилось решающим фактором для разрешения споров, а в остальных ситуациях командир положительно влиял на эмоциональный аспект протекания конфликта (около 15 %о).

С учетом принятых критериев разрешения конфликта, признать эффективным вмешательство командира подразделения стало возможно только в 36 % случаев нормализации отношений. К причинам настолько низкой эффективности участия командиров в межличностных конфликтах военнослужащих относится низкая конфликтная компетентность, а также отсутствие готовности военнослужащих получить подобную помощь от руководства.

Подытожив результаты исследования современного состояния процесса управления социальными конфликтами в воинских подразделениях, необходимо отметить, что даже в пределах отдельного

подразделения могут и должны прилагаться усилия для решения наболевших вопросов и уменьшения конфликтности коллектива. Личный состав и офицеры с пониманием рассматривают объективные затруднения и готовы смириться с ними. Конфликты часто вызываются причинами объективного характера и, прежде всего, чрезмерной иерархической жесткостью и администрированием взаимоотношений. Военное управление не должно рассматриваться исключительно в контексте специфического.

Результаты исследования подтвердили тот факт, что конфликты вносят вклад в структурирование воинских подразделений, устанавливая положение разных подгрупп внутри них, перечень их функций, а также распределяя степень власти между ними. С их помощью можно уменьшить сопротивление изменениям, поддерживать динамическое равновесие и общественную стабильность. Конфликты могут снизить синдром покорности, содействуют становлению групповой солидарности, что дает возможность искоренить причины разобщения и вернуть единство. К функциональным последствиям конфликта также можно отнести получение новых сведений об оппоненте, содействие изменениям в межличностных взаимоотношениях в коллективе, сплоченность коллектива воинской части при противоборстве и т. д.

Подтвержден вывод о том, что если эффективный способ управления конфликтной ситуацией не найден, могут иметь место дисфункциональные последствия. Среди таких последствий можно выделить рост эмоционального и психологического напряжения в подразделении, плохое состояние духа, неудовлетворенность, падение эффективности, текучесть кадров, невозможность внедрения нового, прекращение коммуникации между сторонами конфликта, повышение враждебности между ними по мере сокращения общения и взаимодействия.

Эффективность или неэффективность функционирования военного учреждения определяет во многом наличие оптимальной структуры организации. Ядром данной структуры является личность, отвечающая тем ценностно-нормативным стандартам, которые устанавливает организация. Интериоризация личностью этих стандартов представляет собой процесс социализации [Максименко 2003]. Становится очевидным тот факт, что оптимизировать деятельность Сухопутных войск нельзя без оптимизации управления конфликтными ситуациями в воинских подразделениях. Под оптимизацией управления

социальными конфликтами в воинских подразделениях Сухопутных войск понимается целенаправленная деятельность органов, занимающихся управлением профессиональной деятельностью военнослужащих, по внедрению и разработке инновационных механизмов регулирования, что дает возможность сохранить высокую степень готовности данного контингента к исполнению служебного долга.

Оптимизация управления конфликтами состоит, в первую очередь, в разработке инновационных способов управления ими. Данные способы могут выступать комплексом научно обоснованных, согласованных по месту и времени решений в области структурно-организационных, ресурсных, нормативно-правовых и информационно-идеологических изменений. Совокупность обозначенных способов определяется нами как оптимизационный механизм по управлению социальными конфликтами между военнослужащими. В пределах указанной совокупности выделяют четыре основных элемента: структурно-организационный, ресурсный, нормативно-правовой и информационно-идеологический элементы. Организационно задача формирования данного механизма выполнима посредством разработки и включения в систему управления функциональных подсистем, отраженных в соответствующих организационных формах: система психологического обеспечения работы; система социального мониторинга; целевые программы государства.

Таким образом, разработка структурно-организационных, нормативно-правовых основ и включение в социальное управление вышеуказанных функциональных подсистем подчиняется единой цели - формированию благоприятных социализационных условий и действенному управлению протекающими в ней процессами. Это возможно при реализации задач в таких приоритетных направлениях:

• создание Центра социально-прикладных и социологических исследований, предназначенного функционально для осуществления социального мониторинга, а также социологического сопровождения вынесения решений в сфере морально-психологического обеспечения функционирования Вооруженных Сил РФ;

• реконструкция системы психологического обеспечения деятельности Сухопутных войск в условиях научного сопровождения данного процесса;

• нормативно-правовое оформление и детализация целевых программ государства по патриотическому воспитанию до уровня воинских подразделений, с целью обеспечения их адресного, согласованного финансирования;

• разработка схемы подготовки, внедрения и согласования нормативно-правовых актов, которые регулируют процесс вынесения решений в области социологического обеспечения работы Вооруженных Сил РФ, базирующейся на принципах экспертного анализа и научного подхода;

• четкое формулирование государственных интересов в виде государственной идеологии, которая выступает базой аксиологической структуры организации.

Подводя итоги, необходимо отметить, что именно воплощение всего комплекса мероприятий даст возможность осуществить эффективное управление социальными конфликтами в воинских подразделениях Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации, сформировать ту социально-аксиологическую структуру личности, в которой заинтересовано Минобороны РФ и, в конечном итоге, государство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бондаренко В. Ф., Тимошев Р. М. Социология военного управления в системе военно-социологического знания // Армия и общество : научно-информационный журнал. 2012. № 2 (30). 9 с. Максименко В. Г. Современные социальные конфликты в условиях глобальной, региональной нестабильности и их оптимальное разрешение // Военный академический журнал. 2003. 113 с. Simmel G. Der Mensch als Feind. 1908. P. 3.

REFERENCES

Bondarenko V. F., Timoshev R. M. Sociologija voennogo upravlenija v sisteme voenno-sociologicheskogo znanija // Armija i obshhestvo : nauchno-infor-macionnyj zhurnal. 2012. № 2 (30). 9 s. Maksimenko V. G. Sovremennye social'nye konflikty v uslovijah global'noj, regional'noj nestabil'nosti i ih optimal'noe razreshenie // Voennyj akademi-cheskij zhurnal. 2003. 113 s. Simmel G. Der Mensch als Feind. 1908. P. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.