Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
991
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СОЦИОЛОГА / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIOLOGICAL EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARD OF A SOCIOLOGIST / COMMERCIALIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Проказина Наталья Васильевна

Представлена характеристика современной системы социологического образования в России. Выделяя вызовы и угрозы, стоящие перед социологическим образованием, автор делает акцент на перспективные направления его развития. На основе результатов социологического исследования - проведенного контент-анализа сайта вузов Российской Федерации - выделены основные характеристики развития уровней бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Социология». Полученные результаты позволили обозначить основные вызовы, на которые необходимо найти адекватные ответы. Основными вызовами автор называет: отсутствие профессионального стандарта социолога, дисбаланс сферы социологического образования и рынка труда, включенность социологов в смежные области профессиональной деятельности, развитие собственно социологических кафедр и факультетов при углублении мультидисциплинарного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Проказина Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL EDUCATION IN MODERN RUSSIA: NEW CHALLENGES AND PROSPECTS

The article presents the characteristics of the modern system of sociological education in Russia. Highlighting the challenges and threats facing sociological education, the author focuses on promising areas of its development. Based on the results of the sociological research - the content analysis of the website of the universities of the Russian Federation - the main characteristics of the development of the bachelor's and master's levels in the direction of training "Sociology" are highlighted. The results obtained made it possible to identify the main challenges to which adequate answers must be found. The author calls the main challenges: the lack of a professional standard of a sociologist, an imbalance in the sphere of sociological education and the labor market, the involvement of sociologists in related areas of professional activity, the development of sociological departments and faculties proper, while deepening the multidisciplinary approach.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

УДК 316.74:378 001: 10.24411/2071-6141-2020-10404

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Н. В. Проказина

Представлена характеристика современной системы социологического образования в России. Выделяя вызовы и угрозы, стоящие перед социологическим образованием, автор делает акцент на перспективные направления его развития. На основе результатов социологического исследования - проведенного контент-анализа сайта вузов Российской Федерации - выделены основные характеристики развития уровней бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Социология». Полученные результаты позволили обозначить основные вызовы, на которые необходимо найти адекватные ответы. Основными вызовами автор называет: отсутствие профессионального стандарта социолога, дисбаланс сферы социологического образования и рынка труда, включенность социологов в смежные области профессиональной деятельности, развитие собственно социологических кафедр и факультетов при углублении мультидисциплинарного подхода.

Ключевые слова: социологическое образование, профессиональный стандарт социолога, коммерциализация образования.

Процесс институционализации социологического образования в России был сложным и противоречивым, наполненным серьезной, содержательной деятельностью по формированию профессионального социологического сообщества и формированию социологической культуры.

На современном этапе развития социологическое образование стоит перед новыми вызовами и угрозами:

- снижением количества бюджетных мест по направлению подготовки «Социология» и коммерциализацией профессиональной подготовки;

- поисками оптимального сочетания фундаментальных знаний и прикладных аспектов;

- стремительной адаптацией к изменяющейся среде и умением находить адекватные методы социологических исследований.

Проблемам и перспективам социологического образования в современной России в последние годы уделяется значительное внимание. Рассматриваются вопросы развития социологического образования в России [1], анализируется соотношение между социологическим образованием и

рынком труда, профессиональная идентичность выпускников-социологов [12], подводятся итоги тридцатилетнего периода развития социологического образования в России [6].

Особый интерес и интересный для исследования представляют результаты контент-анализа сайтов вузов Российской Федерации, которые имеют направления подготовки 39.03.01 «Социология» и 39.04.01 «Социология». Классификация вузов осуществлялась с помощью сайта «Навигатор поступления» [4] при применении автоматической фильтрации по основанию классификации «профессии», по критерию «социолог».

Анализ статистической информации позволяет сделать вывод о том, что из восьмидесяти пяти субъектов Российской Федерации социологов готовят в пятидесяти девяти. Наибольшая концентрация вузов представлена в Москве (17 %), Санкт-Петербурге (6 %) — городах федерального значения, а также в Новосибирской и Самарской областях (4 % и 3 % соответственно). В Москве и Санкт-Петербурге также наиболее высокое количество вакансий для социологов [2]. В Новосибирске и Самаре находятся крупные научно-исследовательские университеты, имеющие богатую научно-исследовательскую традицию, заложенную Т. И. Заславской, А. С. Готлиб.

По данным статистического сборника Высшей школы экономики «Индикаторы образования», на 2018/2019 гг. насчитывалось 1337 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, включая филиалы [7; с. 146-147]. По данным сайта «Навигатор поступления», сегодня в России работают 1367 вузов, включая филиалы [3]. Из них лишь 8,2 % вузов России осуществляют подготовку социологов на уровне бакалавриата и магистратуры.

За период с 2010 года по настоящее время произошло сокращение количества вузов, ведущих подготовку социологов. Результаты исследования Н. Г. Скворцова и В. В. Зырянова свидетельствуют о том, что в 2010 г. в России таких вузов было 134, в 2018 г. - 120 [12; 32]. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в 2020 г. таких вузов стало 112.

Результаты анализа контрольных цифр приема (КЦП) на 2020/21 учебный год свидетельствуют о том, что на программы бакалавриата мест выделено больше, чем на программы магистратуры: на места, финансируемые из федерального бюджета, — на 32 %; на места по договорам — на 39 %.

Почти 50 % студентов-бакалавров будут обучаться в Центральном федеральном округе, 16 % — в Приволжском федеральном округе. Для магистров это 33 % в ЦФО и, аналогично бакалаврам, 16 % в ПФО. Наибольшая концентрация КЦП в вузах г. Москвы: 30 % от общего количества мест для поступающих на программу бакалавриата и 28 % - для бу-

дущих студентов магистратуры (включая заочную и очно-заочную формы обучения, на бюджетной и договорной основе). За период с 2018 по 2020 год КЦП на места, финансируемые из федерального бюджета, увеличились — по программе бакалавриата - на 24 %, по программе магистратуры -всего на 4 %. Последнее возможно из-за резкого увеличения количества мест в 2018 г., что повлекло за собой лишь небольшой рост в дальнейшем. Полученные данные соответствуют информации, представленной в ежегодном докладе Правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования 2019 г. об увеличении бюджетных мест очного приема на программы бакалавриата и специалитета, в том числе в области наук об обществе [5].

Чаще всего подготовкой и выпуском социологов занимается факультет социальных и/или гуманитарных наук: из них 17 % — факультеты социальных наук, 1 6 % — гуманитарных наук и 10 % — социально-гуманитарных наук. Однако каждый четвертый факультет имеет специализацию, связанную с социологией лишь отчасти, — это исторические, экономические, философские факультеты, факультеты управления и т. п. (рис.1).

8%

Социологические факультеты

25 %

6%

43 %

18%

Факультеты социальных, гуманитарных или социально-гуманитарных наук

Факультеты, образованные путем объединения нескольких дисциплин с социологией

Факультеты,

специализирующимися в узкой области знаний

Рис. 1. Факультеты, осуществляющие подготовку по направлениям 39.03.01 и 39.04.01«Социология»

Каждый пятый факультет образован соединением нескольких дисциплин — социологией и историей, психологией, политологией и т. п. Соб-

ственно социологических факультетов меньше — всего лишь 8 %, специализированных в определенной области еще меньше — это факультеты социальных технологий, социальных коммуникаций, социальной инженерии и т. п.

Анализ выпускающих кафедр позволил сделать вывод о том, что можно выделить несколько типов кафедр (табл. 1).

Таблица 1

Выпускающие кафедры по направлениям подготовки 39.03.01 и

39.04.01 «Социология»

Типы выпускающих кафедр Процент

Социологические кафедры 45

Кафедры, объединяющие несколько дисциплин, в т. ч. социологию 44

Кафедры, объединяющие несколько дисциплин, не содержащих в названии слова «социология» 7

Специализирующиеся в определенной области знаний 4

К первому типу, кроме кафедр социологии и общей социологии, относятся кафедры методологии социологических исследований, истории, теории и прикладной социологии, кафедры отраслевых социологических наук. Данных кафедр большинство среди выпускающих.

Ко второму типу относятся кафедры, объединяющие социологию с такими дисциплинами, как философия, организация работы с молодежью, социальная работа, управление персоналом, политология и др. Их практически столько же, сколько и собственно социологических кафедр.

К третьему типу относится небольшая доля кафедр — кафедры психологии коммуникаций и психотехнологий: политики, социальных изменений и массовых коммуникаций; промышленной политики и бизнес-администрирования; менеджмента и предпринимательской деятельности и подобные — 7 %.

К последним относятся кафедры демографии, медиа-коммуникаций и связей с общественностью, социальных коммуникаций, социальных технологий и т. п. — их всего 4 % (рис. 2).

■ Социология

Социология организаций и управления

^ Социальная структура,

социальные институты и

процессы я Социальная теория и прикладное

социальное знание ■ Социология коммуникаций

^ Социология маркетинга

■ Экономическая социология

= Социологические исследования

■ Другие (не более 2 %)

Рис. 2. Профили подготовки направления 39.03.01 «Социология»

Анализ профилей подготовки социологов на уровне бакалавриата показал, что наиболее популярным профилем является «Социология», к которой мы отнесли общую социологию и прикладную социологию — всего 28 %, из которых лишь 1 % принадлежит прикладной социологии.

Следующий по частоте встречаемости - профиль «Социология организаций и управления». Сюда же мы включили профиль «Социология управления», из 12 % он составляет 8 %.

«Бронзу» по популярности в вузах забрал профиль «Экономическая социология», среди общего количества профилей подготовки социологов-бакалавров он оказался каждым десятым. К нему мы отнесли несколько раз встретившийся профиль «Экономическая социология и маркетинг». К слову, социология маркетинга тоже не осталась без внимания: из общего числа профилей она занимает 4 %. Столько же занимают профили «Социологические исследования» (в т. ч. профиль «Социологические и маркетинговые исследования) и «Социальная структура, социальные институты и процессы» (в т. ч. профиль «Социальные системы и отношения).

По 5 % досталось профилям «Социология коммуникаций» (в т. ч. массовых и деловых) и «Социальная теория и прикладное социальное знание».

Из категории «Другие» часто встречающимися являются профили: «Прикладные методы социологического исследования», «Современная социальная теория», «Социология политики», «Социология культуры». Встречаются профили «Основы PR и маркетинга», «Социология рекламы и связей с общественностью» и «Социология политики и политического PR», что говорит об актуальности сферы PR. Встречающимися единично являются профили: «Социология молодежи», «Социология в индустрии моды», «Социология и исследование социальных сетей», «Социология социальной жизни», «Социология образования», «Социология социокультурных изменений», «Социология цифрового общества», «Социология и антропология», «Социология инженерной деятельности и инновационных процессов». Данные профили характеризуются узкой специализацией, что усложняет шансы выпускника найти свою нишу на рынке труда по полученной специальности.

Таким образом, можно говорить о том, что первый уровень высшего образования для социологов является общей базой, окончив которую можно углубляться в определенные направления и дисциплины уже в магистратуре. Если абитуриент заранее определил, что хочет получить образование в сфере управления, то каждый десятый вуз готов ему в этом помочь. Аналогично обстоят дела с профилем «Экономическая социология».

44 %

— Социология управления н Социология региона Социология политики

■ Социология коммуникаций

5 % -а Социология социальных изменений

■ Экономическая социология

5%

5%

4%

3 %

3 % 3 %

3%

Методы и технологии в изучении социальных проблем общества Социальный анализ

и Социология культуры

и Социология

Другие (менее 3 %)

Рис. 3. Профили подготовки направления 39.04.01 «Социология»

Рассматривая профили программ для магистров, мы выделили направленность значительной части программ к сфере управления: это профили, напрямую с ним связанные, — «Социология управления» (в т. ч. «Социология управления и организаций», «Социология управления в трудовом коллективе», «Социальное управление стратегическим развитием» и др.) - и профили, касающиеся консультирования в сфере управления, — «Социальные технологии и управленческое консультирование», «Социологическое сопровождение принятия решений органами власти и управления», «Социологическая диагностика и экспертиза управленческой деятельности». Так или иначе, с такой функцией как «управление» связан каждый третий профиль программ магистратуры.

Во многом это обусловлено осознанием роли и значимости социологической культуры государственных гражданских служащих и лиц, вовлеченных в процесс использования социологического контента в процесс разработки и реализации управленских решений. «Формирование организационно-институциональных основ использования властью результатов опросов общественного мнения связано с развитием ее потребности и готовности включать результаты социологических исследований в управленческую деятельность. Этот процесс зависит от политических и социокультурных особенностей развития страны» [18].

К профилю «Социология региона» мы отнесли профили «Социология регионального развития», «Социология городского и регионального развития», «Социология города и развитие городской среды». Таких профилей всего 5 %. По 5 % занимают профили «Социология коммуникаций», «Социология политики» (в т. ч. «Социология политики и международных отношений»).

Несколько реже встречаются профили «Экономическая социология» (в т. ч. «Экономическая социология: управление конкуренцией»), «Социология социальных изменений» (в т. ч. «Социальные изменения в трансформирующемся обществе»). По 3 % достается профилям «Методы и технологии в изучении социальных проблем общества», «Социальный анализ» (комплексный, сравнительный и современный), «Социология культуры» и «Социология».

К категории «Другие» относятся такие профили, как «Социология конфликта», «Социология права», «Социальная инженерия», «Социология бизнеса», «Социология образования», «Исследования социальных закономерностей политического и экономического развития современного российского общества», «Современная социологическая деятельность: аналитика, экспертиза, инжиниринг», «Этносоциология», «Социология личности», «Социологические исследования в рекламе и PR», «Социальные институты и практики», «Сравнительные социальные исследования», «Интернет-маркетинг», «Социология труда», «Коммуникационное простран-

ство современного мегаполиса» и др. Разброс профилей магистратуры гораздо шире, нежели в бакалавриате (табл. 2).

Таблица 2

Распределение типов профессиональных задач среди образовательных программ по направлениям 39.03.01 и 39.04.01

«Социология»

Тип задач профессиональной деятельности 39.03.01 39.04.01

Научно-исследовательский 38 35

Организационно-управленческий 20 18

Проектный 17 14

Педагогический 9 22

Производственно-прикладной 8 5

Социально-технологический 8 6

Из всех типов задач, выделенных в образовательных программах как основные для направления подготовки 39.03.01 «Социология», большая часть задач включает научно-исследовательский тип — его содержит практически каждая вторая программа. Каждая пятая программа содержит организационно-управленческий тип задач. Чуть меньше — проектный. Редко среди программ для бакалавриата встречаются такие типы задач, как педагогический, производственно-прикладной и социально-технологический.

В образовательных программах магистратуры среди основных типов задач также лидирующими остаются научно-исследовательский тип и организационно-управленческий. Однако на третьем месте по частоте встречаемости оказывается педагогический тип деятельности. В образовательных программах магистратуры он встречается более чем в 2 раза чаще, чем в образовательных программах бакалавриата. Каждая 7-я образовательная программа в основных типах задач профессиональной деятельности содержит проектный тип. Производственно-прикладной и социально-технологический занимают 5 % и 6 % соответственно.

Если мы рассмотрим образовательные программы, где выделяют единственный основной тип профессиональной деятельности, то увидим небольшое отличие от вышеописанных фактов: научно-исследовательский и организационно-управленческий так и остаются лидирующими, однако за ними идет производственно-прикладной тип задач. Отсутствует педагогический, лишь 3 % занимает социально-технологический тип задач. То есть большинство осуществляемых вузами программ носит академический характер, готовя бакалавров к деятельности исследователя или управленца.

В образовательных программах магистратуры, где выделяли лишь один основной тип задач профессиональной деятельности, большая часть все также принадлежит научно-исследовательскому типу, 26 % — организационно-управленческому, 5 % — проектному и лишь 2 % — производственно-прикладному. Педагогический и социально-технологический тип профессиональных задач не встречается в данных образовательных программах как основной.

Таким образом, большинство социологов в вузах готовят к решению научно-исследовательского типа задач.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные результаты показали, что профессиональное социологическое образование многогранно и неоднородно. Это связано как с большим количеством профилей направления «Социология» (как для бакалавриата, так и для магистратуры), так и с географическими особенностями: концентрацией в столичных вузах и крупных научно-исследовательских университетах, которая сокращается по мере удаленности от «центра» страны. Данный факт не может содействовать разработке общей модели социологического образования, потому должны развиваться технологии дистанционного обучения.

Огромное количество профилей подготовки, реализуемых порой не только на социологических факультетах и кафедрах, но и на отдаленных от социологии, провоцирует путаницу в профессиональной идентификации выпускников-социологов, становление социолога как универсального (многопрофильного) специалиста. Усиливает данный эффект отсутствие профессионального стандарта социолога, на который могли бы опираться вузы при создании образовательных программ для направления подготовки «Социология».

Таким образом, основными вызовами, которые сегодня стоят перед социологическим образованием, выступают:

- отсутствие профессионального стандарта социолога, определяющего базовые профессиональные компетенции социологов;

- дисбаланс сферы социологического образования и рынка труда;

- развитие собственно социологических кафедр и факультетов в вузах при углублении мультидисциплинарного подхода;

- выявление потребности в социологах в смежных областях;

- необходимость создания условий для формирования социологической культуры в разных профессиональных социальных группах [9].

Оценивая ситуацию, складывающуюся в области социологического образования и развития социологической культуры, следует отметить, что «с одной стороны, существует отчетливая потребность в социологической интерпретации происходящих явлений, процессов и тенденций, а с другой,

- прослеживается поверхностный, чрезмерно прагматичный, а подчас и ненаучный подход к описанию и объяснению социальной реальности»[8; 11].

Список литературы

1. Буланова М. Б. Социологическое образование в России (1960-е годы

- настоящее время) // Социологические исследования. 2008. № 12. С. 14-25.

2. Вакансии «социолог» [Электронный ресурс]. // hh.ru. URL: https: //hh.ru/search/vacancy?area=&st=searchVacancy&text=%D 1 %81 %D0%BE%D 1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3 (дата обращения: 13.05.2020).

3. Вузы [Электронный ресурс] // Навигатор поступления. URL: http s: //propo stuplenie.ru/ (дата обращения 10.05.2020).

4. Вузы и специальности // Навигатор поступления. [Электронный ресурс]. URL: https://propostuplenie.ru/vuzi/?Professionn=96 (дата обращения: 05.05.2020).

5. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. 2019 [Электронный ресурс]. URL: http :// static.government.ru / medi a/files/VGZkuVnpl h5rLAAIBZ1 AsP5zv4zhI79t.pdf (дата обращения: 13.05.2020).

6. Зырянов В. В., Ладыжец Н. С., Темнова Л. В. Социологическое образование в России: итоги 30 лет // Социологические исследования. 2020. № 1. С. 152-154.

7. Индикаторы образования: 2020 : статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Д. Р. Бородина, Л.М. Гохберг и др.; нац.- исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 146-147.

8. Проказина Н. В. Социологическая культура государственных гражданских служащих: постановка проблемы, направления изучения и развития // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2012. № 1 (30). С. 11-17.

9. Проказина Н. В. «Социологическая культура». К вопросу о содержании и интерпретации понятия // Социологические исследования. 2011. № 3 (323). С. 103-107.

10. Проказина Н. В. Формирование организационно-институциональных основ использования результатов опросов общественного мнения органами управления в России // Вестник Поволжской Академии государственной службы. 2014. № 4 (43). С. 18- 24.

11. Скворцов Н. Г., Зырянов В. В. Социологическое образование: между стандартами и реалиями // Социологические исследования. 2018. № 7. С. 30-40.

12. Скворцов Н.Г. Социологическое образование: между стандартами и реалиями / Н. Г. Скворцов, В. В. Зырянов // Социологические исследования, 2018. № 7. С. 32.

Проказина Наталья Васильевна, д-р социол. наук, проф., зав. кафедрой, nvprokazina@mail.ru, Россия, Барнаул, Алтайский филиал ФГБОУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы»

SOCIOLOGICAL EDUCATION IN MODERN RUSSIA: NEW CHALLENGES AND PROSPECTS

N.V. Prokazina

The article presents the characteristics of the modern system of sociological education in Russia. Highlighting the challenges and threats facing sociological education, the author focuses on promising areas of its development. Based on the results of the sociological research - the content analysis of the website of the universities of the Russian Federation - the main characteristics of the development of the bachelor's and master's levels in the direction of training "Sociology" are highlighted. The results obtained made it possible to identify the main challenges to which adequate answers must be found. The author calls the main challenges: the lack of a professional standard of a sociologist, an imbalance in the sphere of sociological education and the labor market, the involvement of sociologists in related areas of professional activity, the development of sociological departments and faculties proper, while deepening the multidisciplinary approach.

Key words: sociological education, professional standard of a sociologist, commercialization of education.

Prokazina Nataya Vasilievna, doctor of sociologycal sciences, professor, head of the Department, nvprokazina@mail.ru, Russia, Barnaul, Altai branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.