Научная статья на тему 'Образование как объект потребления'

Образование как объект потребления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / РЕЙТИНГ ВУЗОВ / МАГИСТРАТУРА / СОЦИОЛОГИЯ / HIGHER EDUCATION / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / UNIVERSITY RATING / MAGISTRATURE / SOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Екатерина Игоревна, Абрамов Александр Петрович

Рассмотрено значение и роль высшего образования в современной России. Произведена оценка высших учебных заведений рейтинга «100 лучших вузов России». Осуществлено их территориальное распределение по федеральным округам и субъектам Российской Федерации. На основе данных рейтинга сформирован перечень высших учебных заведений, производящих подготовку магистров по направлению «Социология» (39.04.01). Произведена их группировка по территориальному расположению по федеральным округам. В ходе работы были выявлены высшие учебные заведения, предлагающие наиболее разнообразный перечень программ магистратуры направления подготовки «Социология». Произведено ценовое ранжирование вузов по стоимости оказываемых ими образовательных услуг за обучение по программам магистратуры, а также приведены данные о количестве мест на данные направления. Наиболее привлекательными вузами в плане количества бюджетных мест являются МГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ и МПГУ (более 50-ти мест). Наиболее высокая стоимость обучения в вузах Москвы и Московской области, Санкт-Петербурге, а также в Якутске (более 200 тыс. руб. за год обучения в магистратуре по направлению «Социология»), что составляет 18 % от вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Екатерина Игоревна, Абрамов Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS AN OBJECT OF CONSUMPTION

The importance and role of higher education in modern Russia is examined. The evaluation of the higher educational institutions of the rating “100 best universities of Russia” is made. Their territorial distribution in the federal districts and subjects of the Russian Federation is presented. Based on the rating data, a list of higher educational establishments that prepare masters in the direction “Sociology” (39.04.01) is formed. They are grouped according to their territorial location in the federal districts. In the course of the work, higher educational institutions were identified, offering the most diverse list of master’s programs in the field of training “Sociology”. A review of the prices for the master’s program has been made and higher educational institutions with the highest and lowest prices for training have been identified, as well as data on the number of places on these directions. The most attractive universities in terms of number of budget places are Moscow State University, Higher School of Economics, Saint-Petersburg State University and Moscow Pedagogical State University (over 50 seats). The highest tuition fee in the universities of Moscow and Moscow region, St. Petersburg and Yakutsk (more than 200 thousand rubles per year of study in the master’s degree in “Sociology”), which is 18 % of universities.

Текст научной работы на тему «Образование как объект потребления»

УДК 316+378+330.567.224

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПОТРЕБЛЕНИЯ

© Екатерина Игоревна КОНОВАЛОВА

студентка факультета экономики и менеджмента Юго-Западный государственный университет 305040, Российская Федерация, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94 E-mail: konovalovakate563812@yandex.ru © Александр Петрович АБРАМОВ доктор социологических наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии Юго-Западный государственный университет E-mail: abramov_ap @inbox.ru

Рассмотрено значение и роль высшего образования в современной России. Произведена оценка высших учебных заведений рейтинга «100 лучших вузов России». Осуществлено их территориальное распределение по федеральным округам и субъектам Российской Федерации. На основе данных рейтинга сформирован перечень высших учебных заведений, производящих подготовку магистров по направлению «Социология» (39.04.01). Произведена их группировка по территориальному расположению по федеральным округам. В ходе работы были выявлены высшие учебные заведения, предлагающие наиболее разнообразный перечень программ магистратуры направления подготовки «Социология». Произведено ценовое ранжирование вузов по стоимости оказываемых ими образовательных услуг за обучение по программам магистратуры, а также приведены данные о количестве мест на данные направления. Наиболее привлекательными вузами в плане количества бюджетных мест являются МГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ и МПГУ (более 50-ти мест). Наиболее высокая стоимость обучения в вузах Москвы и Московской области, Санкт-Петербурге, а также в Якутске (более 200 тыс. руб. за год обучения в магистратуре по направлению «Социология»), что составляет 18 % от вузов.

Ключевые слова: высшее образование; вуз; рейтинг вузов; магистратура; социология

Потребление, прежде всего, у многих ассоциируется с физической тратой, например, принятием пищи. Но в современных условиях жизнедеятельности потребление все больше связывается с различными услугами, а не вещами и предметами. У этих услуг, в свою очередь, зачастую может отсутствовать предметная форма, а реализовываться они могут в процессе отношений между людьми. Также под потреблением может пониматься использование неких полезных признаков предметов или процессов, так называемых благ [1]. В качестве такого блага предполагается рассмотреть систему российского образования. Ключевая роль в процессе развития современного общества принадлежит знанию, которое ведет к появлению новых технологий, что в свою очередь приводит к экономическим, социокультурным и социально-политическим изменениям, к созданию нового видения мира. Успех процесса модернизации, инновационный путь развития сфер жизни общества во многом определяется уровнем интеллектуализации и креативности [2]. В этом процессе главную роль играет система образования. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых

конституционных прав граждан Российской Федерации [3]. Вместе с тем потребитель образовательных услуг принимает решения не просто на основе своего законного права, но и руководствуется также соображениями поддержания или повышения своих статусных позиций в будущем, наделяемых определенным уровнем престижа. А статус, хотя и испытывает серьезное влияние фактора платежеспособности, все же обладает относительной самостоятельностью. Отсюда и такой спрос на высшее образование в России, когда образование детей для родителей вне зависимости от их доходов становится объектом инвестирования. Кроме того, соотношение цены и качества также имеет определенное значение.

Социальное воздействие на потребление индивида подчеркивается Х. Лейбенстайном в отмеченном им эффекте присоединения к большинству [bandwagon effect], когда спрос на товар возрастает в связи с тем, что его покупают другие люди. Х. Лейбенстайн выделяет и так называемый эффект Веблена, состоящий в том, что нередко привлекательность блага не уменьшается, а возрастает вместе с ростом его цены и, соответственно

(при прочих равных условиях), выбор совершается в пользу более дорогого, а не более дешевого товара [4].

Образование - один из аспектов социализации. С его помощью индивид приобретает модели поведения, необходимые для осуществления деятельности в обществе [5]. Человека можно назвать первичным потребителем образовательных услуг. Сама потребность в образовании может быть объяснена различными причинами. Например, желание овладения определенной профессией, занять место в обществе, сделать карьеру и т. д. Следовательно, образование в современном мире можно рассмотреть не только как атрибут престижа, но и как средство выживания, что подтверждается авторскими исследованиями, которые фиксируют значительную расходную часть семейных бюджетов на получение образовательных услуг [6].

Каждый уровень образования наряду с формированием общекультурных компетенций вносит не только свой важный вклад в социально-экономическое развитие, но и формирует особый тип мотивации, в котором вполне успешно уравновешиваются традиционные и современные индивидуальные практики [7; 8].

Обратимся непосредственно к анализу образовательных услуг вузов. Рейтинговое агентство ЯЛЕХ (Эксперт РА), основанное в 1997 г., на сегодняшний день является крупнейшим в России агентством, осуществляющим рейтингирование вузов России. Рейтинг вузов России агентство составляет с 2012 г., то есть на данный момент существует 5 ежегодных рейтингов «100 лучших вузов России».

Этот рейтинг составляется, чтобы оценить способности высших учебных заведений в обеспечении выпускников высоким качеством знаний, умений и навыков. Он но-

сит интегральный характер, следовательно, оценка качества подготовки выпускников вузов складывается из параметров, носящих количественный и качественный характер. К первым относят образовательную и научно-исследовательскую деятельность вузов. Ко вторым - качественным - мнение референтных групп, являющихся ключевыми: это работодатели, представители академических и научных кругов, а также сами студенты и выпускники вузов. К участию в рейтинге допускаются только головные вузы (филиалы, вузы творческой и спортивной направленности, монопрограммные и вузы силовых ведомств не рассматриваются) [9]. Определение рейтинга осуществляется при анализе интегральных факторов (табл. 1).

Анализируя данные рейтинга, можно сказать, в каком процентном соотношении представлены вузы по федеральным округам. На долю Центрального федерального округа приходится 37 % вузов. Он представлен вузами следующих регионов: Москва (71 %), Московская область (7,9 %), Воронежская область (7,9 %), Белгородская область (5,3 %), Курская область (5,3 %) и Рязанская область (2,6 %). На долю Приволжского федерального округа приходится 18 %, что выводит его на 2 место по количеству представленных вузов после Центрального ФО. Он представлен вузами следующих субъектов: Республика Татарстан и Самарская область (по 22,2 %), Саратовская область (16,6 %), Нижегородская область и Пермский край (по 11,1 %) и Республики Башкортостан, Мордовия и Удмуртия (по 5,6 %). В Сибирском федеральном округе представлено 15 % вузов. В него вошли 6 регионов: Томская область (33,3 %), Алтайский край (20 %), Красноярский край, Новосибирская и Омская области по 13,3 %, Иркутская область - 6,8 %.

Таблица 1

Критерии рейтинга вузов ЯЛЕХ за 2016 г. (на основе данных агентства ЯЛЕХ) [10]

Интегральный фактор Составляющие фактора

1. Условия для получения качественного образования - Уровень преподавания (3 критерия) - Международная интеграция (4 критерия) - Ресурсная обеспеченность (4 критерия) - Востребованность среди абитуриентов (3 критерия)

2.Уровень востребованности выпускников работо дателями - Качество карьеры выпускников (8 критериев) - Сотрудничество с работодателями (5 критериев)

3. Уровень научно-исследовательской активности - Инновационная активность (8 критериев) - Научные достижения (6 критериев) - Инновационная инфраструктура (3 критерия)

Северо-Западный федеральный округ занимает в рейтинге 12 % от общего числа вузов. На Санкт-Петербург приходится 83,2 % от числа вузов округа, Ленинградскую и Калининградскую области - по 8,4 %. В Уральском федеральном округе (9 %) на Свердловскую область приходится 55,5 % вузов, Тюменскую область - 33,3 % и Челябинскую область - 11,2 %. В Южном федеральном округе представлено 6 % вузов. В него вошли 3 субъекта Российской Федерации: Волгоградская область (50 %), Ростовская область (33,5 %) и Краснодарский край (16,5 %). Дальневосточный ФО занимает в рейтинге 2 % от числа вузов. В нем представлено 2 субъекта с одним вузом: Приморский край и Республика Саха (Якутия). Менее всего представлено вузов из Северо-Кавказского федерального округа (1 %): один вуз из Ставропольского края.

Для нас представляло интерес выяснить, в каких вузах из рейтинга «100 лучших вузов России» готовят магистров по направлению «Социология». Для этого нами было проанализировано 100 официальных сайтов.

Нами были получены следующие данные: из 100 вузов подготовку магистров по социологии осуществляют 33 вуза (рис. 1).

В Московской области готовит магистров Государственный университет «Дубна» по программам «Социология управления» и «Социология социальной работы» в системе социальных служб. В Белгородской области -БелГУ НИУ «Социология управления» и «Социология бизнеса». В Курской области -Юго-Западный государственный университет «Социология личности».

Мы провели анализ этих вузов на предмет количества мест и стоимости обучения (табл. 2).

На долю Центрального федерального округа приходится 37 % вузов рейтинга Топ-100. Подготовка магистров по направлению «Социология» осуществляется в 12 вузах, что составляет 32,4 % от числа вузов ЦФО рейтинга.

В Москве магистратура по социологии есть в 34,6 % вузов из представленных в рейтинге.

В МГУ реализуются программы: «Социология управления», «Социология знания», «Социальная демография», «Современная социология», «Социология личности», «Социальные технологии современного управле-

ния», «Социология политического менеджмента», «Коммуникативное пространство современного мегаполиса», «Современные технологии социологических исследований».

В НИУ ВШЭ обучение осуществляется по программам: «Демография», «Комплексный социальный анализ», «Прикладные методы социальных анализов», «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций», «Сравнительные социальные исследования».

МГИМО готовит магистров по программам: «Социологическая диагностика и экспертиза управленческой деятельности», РАНХиГС - «Политическая социология и политические исследования», «Фундаментальная социология».

В других вузах Москвы осуществляются следующие программы: Финансовый университет при Правительстве РФ - «Социальное управление стратегическим развитием», РУДН - «Социальный институт: взаимодействие и направление», «Социология управления и социальный менеджмент», «Теория, методология и методы социологии: история и современность», РГГУ - «Политическое консультирование», «Социология маркетинга», «Управленческое консультирование и социальные технологии», «Социология семьи, детства и гендерных отношений», РХТУ -«Социология управления предприятиями», МПГУ - «Социология Интернета».

Далее обратимся к Северо-Западному федеральному округу. Как уже было сказано выше, на его долю приходится 12 % вузов рейтинга. Из них 2 вуза, что составляет 16,6 %, готовят магистров по социологии -это Санкт-Петербургский государственный университет («Гендерная социология», «Современные методы и технологии в изучении социальных проблем общества», «Современные социологические теории», «Социальная антропология», «Социология коммуникаций», «Социология организаций и управления персоналом», «Социология политики и международных отношений», «Экономическая социология», «Социальный аудит», «Социология государственного управления», «Социология России и Китая», «Международная социология», «Глобальная социология: сравнительные перспективы», «Европейские общества») и Балтийский федеральный университет им. И. Канта («Управление социальными процессами»).

Рис. 1. Вузы рейтинга Топ-100, готовящие магистров по социологии с обозначением места в рейтинге

Таблица 2

Вузы, осуществляющие подготовку магистров по социологии с указанием количества мест и стоимости обучения

Вуз Бюджет Внебюджет Стоимость в год, руб.

МГУ

ВШССН 35 10 325000

Факультет социологии 90 50 325000

НИУ ВШЭ 105 50 260000-270000

МГИМО 9 11 296000

РАНХиГС 15 ? 150000-200000

Финансовый университет при Правительстве РФ 13 5 308000

РУДН 12 10 168000

РГГУ 20 25 187600

РХТУ 0 5 159000

МПГУ 55 ? ?

БелГУ НИУ 10 3 92100

ГУ «Дубна» 10 ? 126720

ЮЗГУ 0 2 77800

СПбГУ 65 15 215000

БФУ им. И. Канта ? ? 55500

ТНИГУ ? ? 87400

НГУ 15 2 80000

НГТУ 0 25 42000

ИРНИТУ ? ? ?

УрФУ им. Б.Н. Ельцина ? ? ?

ТГУ 22 3 82830

Южно-Уральский ГУ НИУ ? ? 84800

СГУ 33 30 ?

НГУ им. Н.И. Лобачевского 15 ? ?

НИМГУ им. Н.П. Огарева 13 5 74450

ПНИПУ ? 15 117000

ПГНИУ 12 1 111300

НИСГУ им. Н.Г. Чернышевского 29 5 82594

СГТУ им. Ю.А. Гагарина ? 10 70240

ЮРГТУ им. М.И. Платова ? 15 ?

ВГУ 15 5 85000

КубГТУ ? 15 81840

Дальневосточный ФУ 15 ? 135000

СВФУ им. М.К. Аммосова 10 2 237000

В Сибирском ФО магистратура по социологии представлена в таких вузах, как Томский национальный исследовательский государственный университет («Социология управления»), Новосибирский национальный исследовательский государственный университет («Экономическая социология», «Социология и психология социальных взаимодействий»), Новосибирский государственный технический университет, Иркутский национальный исследовательский технический университет («Комплексный социологический анализ социальных процессов и изменений»), что составляет 26,6 % от числа вузов Сибирского ФО рейтинга Топ-100.

В Уральском федеральном округе магистров готовят Уральский федеральный университет первого Президента России Б.Н. Ельцина («Проектирование и экспертиза социальных изменений»), Тюменский государственный университет и Южно-Уральский государственный университет НИУ («Социология политики и международных отношений»). Это составляет 37,5 % от числа вузов Уральского ФО рейтинга вузов.

Приволжский округ осуществляет подготовку магистров по социологии в семи вузах (38,8 %): Самарский государственный университет («Социальная аналитика новых медиа», «Социологический анализ коммуни-

каций в сферах труда, потребления и политики», «Межэтнические отношения в современной России», «Социология социальных изменений»), Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского («Социология культуры», «Социология управления», «Экономическая социология», «Социология семьи и демографии»), Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Пермский национальный исследовательский политехнический университет («Социология труда и предпринимательства»), Пермский государственный национальный исследовательский университет («Социология управления»), Национальный исследовательский Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского («Демография», «Социология конфликта», «Социология политики», «Социология социальной работы», «Социология регионального развития»), Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина.

В Южном ФО: Южно-Российский государственный технический университет им. М.И. Платова, Волгоградский государственный университет, Кубанский государственный технологический университет.

Дальневосточный ФО осуществляет подготовку магистров по социологии в следующих вузах: Дальневосточный федеральный университет («Социология управления»), Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова («Социология региона»).

Таким образом, можно сделать следующие выводы: наиболее привлекательными вузами в плане количества бюджетных мест на обучение являются МГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ и МПГУ (более 50-ти мест). В 33,6 % вузов бюджетных мест нет, или же не была найдена информация на официальном сайте вуза. В более половины вузов (51,5 %) количество бюджетных мест варьируется от 10 до 33. Наиболее высокая стоимость обучения в вузах Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, а также в Якутске (более 200 тыс. руб. за год обучения в магистратуре по направлению «Социология»), что составляет 18 % от вузов. Цены от 100 до 200 тыс. руб. установлены в 24,2 % вузов. Обучение стоимостью в диапазоне до 100 тыс. руб. имеют 39,4 % вузов.

Список литературы

1. Понятие потребления и его социологические аспекты. URL: http://www.allsocio.ru/asocs-53-1.html. (дата обращения: 20.12.2016).

2. Килимова Л.В., Макухина А.А., Коновалова Е.И. Роль института образования в современном российском обществе // Россия в современном мире: взгляд социолога: материалы науч.-практ. конф. Курск, 2015. С. 1187-1190.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ). Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс.

4. Лейбенстайн X Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Вебле-на в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993. С. 304-325.

5. Килимова Л.В., Федосова И.А. Профессиональная социализация студентов ЮЗГУ в условиях модернизации системы высшего профессионального образования // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 4. С. 114-121.

6. Абрамов А.П., Пахомова О.А. Потребительская корзина курской семьи в эмпирических показателях // Известия Юго-западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 3. С. 123-129.

7. Асадулина И.Г. Субъекты отношений производства и потребления образовательных услуг в социально-экономической системе региона // Экономика образования. 2009. № 3-1. С. 50-59.

8. Абрамов А.П. Новый «экономический человек»: диалектика традиционных и современных форм экономической мотивации // Russian Journal of Sociology. 2016. № 4 (2). С. 38-43.

9. Рейтинговое агентство Raex (Эксперт РА). URL: http://raexpert.ru/ (дата обращения: 21.12.2016).

10. Рейтинг «100 лучших вузов России-2016». URL: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2016/ (дата обращения: 21.12.2016).

References

1. Ponyatie potrebleniya i ego sotsiologicheskie aspekty [Concept of consumption and its sociological aspects]. (In Russian). Available at:

http://www.allsocio.ru/asocs-53-1.html (accessed 20.12.2016).

2. Kilimova L.V., Makukhina A.A., Konovalova E.I. Rol' instituta obrazovaniya v sovremennom ros-siyskom obshchestve [Role of education institution in modern Russian society]. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Rossiya v sovremennom mire: vzglyad sotsiologa» [Proceedings of Scientific and Practical Conference "Russia in the Modern World: View of Sociologist"]. Kursk, 2015, pp. 1187-1190. (In Russian).

3. Russian Federation. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g.) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 g. № 6-FKZ, ot 30.12.2008 g. № 7-FKZ, ot 05.02.2014 g. № 2-FKZ, ot 21.07.2014 g. № 11-FKZ) [The Constitution of the Russian Federation (adopted by all-people vote on December 12, 1993) (taking into account the amendments by the Laws of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation no. 6-FKZ of December 30, 2008, no. 7-FKZ of December 30, 2008, no. 2-FKZ of February 5, 2014, no. 11-FKZ of July 21, 2014)]. (In Russian). Available at: http://consultant.ru (accessed 20.12.2016).

4. Leybenstayn Kh. Effekt prisoedineniya k bol'shinstvu, effekt snoba i effekt Veblena v te-orii pokupatel'skogo sprosa [The effect of joining to the majority, effect of the snob and the Veblen effect in the theory of consumer demand]. Teoriya potrebitel'skogo povedeniya i sprosa [The Theory of Consumer Behavior and Demand]. St. Petersburg, Ekonomicheskaya shkola Publ., 1993, pp. 304-325. (In Russian).

5. Kilimova L.V., Fedosova I.A. Professional'naya sotsializatsiya studentov YuZGU v usloviyakh modernizatsii sistemy vysshego profession-al'nogo obrazovaniya [Professional socialization of students SWSU in the conditions of modernization of the system of higher professional education]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosu-

darstvennogo universiteta. Seriya Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment - Proceedings of South-West State University. Series Economy. Sociology. Management, 2014, no. 4, pp. 114121. (In Russian).

6. Abramov A.P., Pakhomova O.A. Potre-bitel'skaya korzina kurskoy sem'i v em-piricheskikh pokazatelyakh [Market basket of Kursk families in empirical indicators]. Izvestiya Yugo-zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment -Proceedings of South-West State University. Series Economy. Sociology. Management, 2014, no. 3, pp. 123-129. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Asadulina I.G. Subekty otnosheniy proizvodstva i potrebleniya obrazovatel'nykh uslug v sot-sial'no-ekonomicheskoy sisteme regiona [The subjects of the attitudes of manufacture and consumption of educational services in socio economic system of region]. Ekonomika obrazovaniya [Economics of Education], 2009, no. 3-1, pp. 50-59. (In Russian).

8. Abramov A.P. Novyy «ekonomicheskiy chelovek»: dialektika traditsionnykh i sovre-mennykh form ekonomicheskoy motivatsii [The new "economic man": the dialectics of traditional and contemporary forms of economic motivation]. Russian Journal of Sociology, 2016, no. 4 (2), pp. 38-43. (In Russian).

9. Reytingovoe agentstvo Raex (Ekspert RA) [Rating agency Raex (Expert RA)]. (In Russian). Available at: http://raexpert.ru/ (accessed 21.12.2016).

10. Reyting «100 luchshikh vuzov Rossii-2016» [Rating "100 best universities of Russia in 2016"]. (In Russian). Available at: http://raex-pert.ru/rankings/vuz/vuz_2016/ (accessed 21.12.2016).

nocTynuna b pega^uro 15.02.2017 r. Received 15 February 2017

UDC 316+378+330.567.224

EDUCATION AS AN OBJECT OF CONSUMPTION Ekaterina Igorevna KONOVALOVA Student of Economics and Management Faculty Southwest State University

94 50 Let Oktyabrya, Kursk, Russian Federation, 305040 E-mail: konovalovakate563812@yandex.ru Aleksander Petrovich ABRAMOV

Doctor of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Philosophy and Sociology Department Southwest State University E-mail: abramov_ap @inbox.ru

The importance and role of higher education in modern Russia is examined. The evaluation of the higher educational institutions of the rating "100 best universities of Russia" is made. Their territorial distribution in the federal districts and subjects of the Russian Federation is presented. Based on the rating data, a list of higher educational establishments that prepare masters in the direction "Sociology" (39.04.01) is formed. They are grouped according to their territorial location in the federal districts. In the course of the work, higher educational institutions were identified, offering the most diverse list of master's programs in the field of training "Sociology". A review of the prices for the master's program has been made and higher educational institutions with the highest and lowest prices for training have been identified, as well as data on the number of places on these directions. The most attractive universities in terms of number of budget places are Moscow State University, Higher School of Economics, Saint-Petersburg State University and Moscow Pedagogical State University (over 50 seats). The highest tuition fee in the universities of Moscow and Moscow region, St. Petersburg and Yakutsk (more than 200 thousand rubles per year of study in the master's degree in "Sociology"), which is 18 % of universities. Key words: higher education; higher educational institution; university rating; magistrature; sociology

Для цитирования: Коновалова Е.И., Абрамов А.П. Образование как объект потребления // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 2 (10). С. 53-60.

For citation: Konovalova E.I., Abramov A.P. Obrazovanie kak ob"ekt potrebleniya [Education as an object of consumption] . Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 2 (10), pp. 53-60. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.