Научная статья на тему 'Социологическая наука и образование в Саратове: история и современность'

Социологическая наука и образование в Саратове: история и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
735
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА / SOCIOLOGICAL SCIENCE / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIOLOGICAL EDUCATION / РЕГИОН / REGION / РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ / REGIONAL SOCIOLOGY / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ / INSTITUTIONALIZATION / ГЕНЕЗИС / GENESIS / ЭВОЛЮЦИЯ / EVOLUTION / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ФАКУЛЬТЕТ / FACULTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Покатов Дмитрий Валериевич

В статье рассматриваются особенности институциализации социологии и социологического образования в Саратове. Определяются этапы институциализации региональной и университетской социологии и рассматриваются их характерные особенности. Особое внимание уделяется первому периоду, связанному с зарождением социологической науки в Саратовском университете, разработкой планов преподавания социологии на действовавших в то время факультетах и отделениях, созданием первых кафедр социологии политико-юридического отделения факультета общественных наук. На основе имеющихся архивных материалов и других источников рассматриваются основные направления деятельности первых кафедр социологии университета, а также некоторые этапы жизненного пути ученых-социологов. Также значительное место отводится становлению социологического факультета Саратовского государственного университета, дается характеристика базовых направлений научных исследований, вклада видных ученых-социологов, работавших в разные годы в университете и регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL SCIENCE AND EDUCATION IN SARATOV: HISTORY AND CONTEMPORANEITY

The article considers the peculiarities of sociology and sociological education institutionalization in Saratov. Regional and university sociology institutionalization stages are being defined and their characteristic peculiarities are being considered. Special attention is being paid to the first period connected with the origin of the sociological science at Saratov University, with the working out of the plans of sociology teaching at the faculties and departments that existed at those times, with the organization of the first sociology chairs at the political and law department of the social sciences faculty. Some basic trends in scientific investigation of the first sociology chairs at the University are being considered on the basis of the existing archives materials and some other sources. And some stages in the lives of, the sociological scientists are being considered, too. And important attention is being paid to the formation of the sociological faculty at Saratov State University. Some basic trends in scientific investigation are being characterized as well as contribution of prominent scientists who worked at different times in the field of sociology at the University and the region

Текст научной работы на тему «Социологическая наука и образование в Саратове: история и современность»

УДК 316.32

ПОКАТОВ Дмитрий Валериевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

[email protected]

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В САРАТОВЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассматриваются особенности институциали-зации социологии и социологического образования в Саратове. Определяются этапы институциализации региональной и университетской социологии и рассматриваются их характерные особенности. Особое внимание уделяется первому периоду, связанному с зарождением социологической науки в Саратовском университете, разработкой планов преподавания социологии на действовавших в то время факультетах и отделениях, созданием первых кафедр социологии политико-юридического отделения факультета общественных наук. На основе имеющихся архивных материалов и других источников рассматриваются основные направления деятельности первых кафедр социологии университета, а также некоторые этапы жизненного пути ученых-социологов. Также значительное место отводится становлению социологического факультета Саратовского государственного университета, дается характеристика базовых направлений научных исследований, вклада видных ученых-социологов, работавших в разные годы в университете и регионе.

Ключевые слова: социологическая наука, социологическое образование, регион, региональная социология, традиции, институциализация, генезис, эволюция, университет, факультет

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-149-157

POKATOV Dmitry V., Saratov National Research State University named after

N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia

[email protected]

SOCIOLOGICAL SCIENCE AND EDUCATION IN SARATOV: HISTORY AND CONTEMPORANEITY

The article considers the peculiarities of sociology and sociological education institutionalization in Saratov. Regional and university sociology institutionalization stages are being defined and their characteristic peculiarities are being considered. Special attention is being paid to the first period connected with the origin of the sociological science at Saratov University, with the working out of the plans of sociology teaching at the faculties and departments that existed at those times, with the organization of the first sociology chairs at the political and law department of the social sciences faculty. Some basic trends in scientific investigation of the first sociology chairs at the University are being considered on the basis of the existing archives materials and some other sources. And some stages in the lives of, the sociological scientists are being considered, too. And important attention is being paid to the formation of the sociological faculty at Saratov State University. Some basic trends in scientific investigation are being characterized as well as contribution of prominent scientists who worked at different times in the field of sociology at the University and the region.

Keywords: sociological science, sociological education, region, regional sociology, traditions, institutionalization, genesis, evolution, university, faculty

За последние двадцать с лишним лет, прошедших с момента возрождения социологии в нашей стране, значительно возросло число публикаций, в которых в той или иной степени затрагиваются различные аспекты становления и развития региональной социологии, а также организации социологического образования в регионах [1]. Это не является случайным и во многом обусловливается своеобразным ренессансом социологической науки, процесс развития которой становится все более динамичным после значительного периода идеологического диктата и фактического запрета ее преподавания. Вместе с тем, как правило, многие из вышедших работ отражают современный этап развития социологической науки и образования. Однако процесс становления социологической науки и образования на региональном уровне имеет достаточно давние традиции, что, по сути, детерминирует несомненную актуальность и значимость его изучения на современном этапе. Цель настоящего исследования заключается в анализе генезиса, эволюции и рассмотрении современного состояния социологической науки и образования в Саратовском регионе. Для реализации целей исследования в работе используются как общенаучные методы анализа и синтеза, так и специально-научные методы, в том числе генетический и сравнительно-исторический.

Рассматривая процесс становления социологии в Саратове, отметим, что ее преподавание ведет свой отсчет с 1918 г., сразу после открытия в Саратовском государственном университете, одном из старейших вузов страны, основанном в 1909 г., историко-филологического и юридического факультетов.

Сам процесс институциализации социологической науки, связанный вначале именно с Саратовским госуниверситетом, по сути, включал в себя ряд этапов: разработка и преподавание теоретических основ социологии (1918-1920 гг.), создание и деятельность первых кафедр социологии политико-юридического отделения факультета общественных наук (ФОН) (19201924 гг.), закрытие ФОН и преподавание социологии на ряде факультетов и отделений университета (педагогическом, правовом отделениях факультета хозяйства и права) (1924-1929 гг.), возрождение социологической науки и социологического образования, связанное с созданием кафедр социологии и социологических центров в ряде вузов Саратова и организацией обще-

университетской кафедры социологии (1990-1996 гг.), преобразованной в 1997 г. в кафедру социологии и массовой коммуникации, входившей в состав факультета гуманитарных и социальных наук (ФГСН), создание и деятельность социологического факультета Саратовского госуниверситета (с 2000 г. по настоящее время).

Как отмечалось выше, начало процессу преподавания социологии и становлению самой социологической науки в Саратове было положено в первые послереволюционные годы. Общетеоретический курс основ социологии, согласно плану преподавания на 1918-1919 гг., первоначально читался на юридическом факультете (вместе с теоретическими курсами по истории философии права, политической экономии, государственному и административному праву) [2, л.1]. В апреле 1919 г. по решению Наркомпроса РСФСР существенно меняется структура гуманитарных факультетов. На базе существовавших до этого юридических, исторических и филологических факультетов создавались факультеты общественных наук (ФОН). Их состав в действовавших тогда университетах значительно различался. Так, Петроградский ФОН включал в себя философское, этнолого-лингвистическое, историческое, филологическое, политико-юридическое и социально-экономическое отделения [3, с. 692].

В Саратовском университете ФОН был создан в составе трех отделений: политико-юридического, экономического и исторического. С созданием в Саратовском университете в мае 1919 г. ФОН был существенно расширен контингент слушателей. Теоретические основы социологии вместе с историей социалистических учений и методологией общественных наук читались теперь для студентов юридического отделения, обучающихся на 1-3-х курсах, студентов 2-го курса экономического и 1-4-х курсов исторического отделений [4, л.1]. Преподаваемый курс основ социологии, согласно действовавшим тогда планам, предусматривал не только лекционные, но и практические занятия. Как отмечал в своей докладной записке о закрытии факультета общественных наук Председатель его Президиума профессор С.В. Юшков, несмотря на весьма неблагоприятные условия первых послереволюционных лет, «в которых находился факультет, помещающийся на окраине города в весьма неудобном, неотапливаемом помещении,.. все семинарские и практические занятия были переполнены до такой степени, что некоторыми руководителями было признано желательным дробление семинаров на особые группы. ...интерес к занятиям так велик, что некоторым руководителям пришлось продолжить занятия и закрыть семинарии позже их срока, указанного в декрете Народного комиссариата по просвещению» [5, л.1].

Активность, проявленная студентами в учебном процессе, дополнялась и их стремлением участвовать в проведении научных исследований, что способствовало организации научного кружка, включавшего в себя целый ряд секций, в том числе историко-юридическую, государственного права и социологии, экономическую, философско-историческую. В состав кружка первоначально входило 60 человек [6, с. 20].

Достаточно важным этапом в становлении социологии в Саратове и Саратовском университете стало открытие новых кафедр. 18 февраля 1920 г. на заседании совета ФОН был утвержден список новых кафедр входившего в него политико-юридического отделения, среди которых были кафедры социологии и истории социально-политических учений и уголовной социологии. Создание профильных кафедр, несомненно, активизировало как учебный процесс, так и научные исследования в различных областях социологии.

Отметим тот факт, что, поскольку социология в Саратовском университете зарождалась в недрах политико-юридического отделения ФОН, а не философского, как в МГУ, и экономического, как в СПбГУ, это накладывало на первых порах свой отпечаток на направленность научных исследований и разработок ученых, внесших свой вклад в становление университетской социологии. Многие из первых университетских ученых, преподававших социологию, были юристами, философами либо историками. В своих трудах они поднимали достаточно важные проблемы предмета, структуры и задач социологии, истории социологии, социально-правовых взглядов отдельных ее представителей, генетической социологии, социологии политики и управления, которые в дальнейшем, после возрождения в 80-е гг. XX в. социологии, стали активно разрабатываться новым поколением университетских социологов.

Среди ученых, работавших в сфере университетской и региональной социологии в первые послереволюционные годы и внесших значительный вклад как в организацию учебного процесса, так и в определение предметной области и задач социологии, особо следует сказать о С.Ф. Кечекьяне, С.Л. Франке, И.П. Разумовском и С.З. Каценбогене.

Достаточно большой вклад в организацию учебного процесса внес магистр права и приват-доцент Московского университета Степан Фёдорович Кечекьян (1890-1967), работавший в

1918-1919 гг. в Саратовском университете, в том числе в должности Председателя Президиума ФОН университета. Он не только читал лекции по социологии на факультете общественных наук, но и заведовал кабинетом, заботясь о его пополнении необходимой новейшей литературой [7, л.50 об.]. Впоследствии, после возвращения в Москву, он защитил докторскую диссертацию «Общественно-политические воззрения Аристотеля», опубликовал монографию «Учение Аристотеля о государстве и праве», ряд статей по истории социологии: «Социологические взгляды Огюста Конта», «Американские социологические теории государства и права» [8, с. 137-138]. Под его научным руководством защитились многие известные ученые, общественные и государственные деятели, в том числе, видный отечественный политический деятель, политолог, профессор Ф.М. Бурлацкий, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, известный ученый-правовед В.С. Нерсесянц и др.

Значителен вклад в развитие мировой и отечественной социально-философской мысли и университетского образования первого декана историко-филологического факультета, одного из крупнейших философов XX века Семена Людвиговича Франка (1877-1950), работавшего в 1917-1921 гг. в Саратовском университете. Как вспоминала впоследствии жена С.Л. Франка, Татьяна Сергеевна, Временное правительство пригласило Семена Людвиговича «организовать в Саратове историко-филологический факультет - там был только медицинский. Так как это был мой родной город, то мы охотно согласились.Уже все разваливалось, поэтому все старались как-то устроиться» [9, с. 183]. В Саратове С.Л. Франк стал не только деканом историко-филологического факультета, но и возглавил кафедру философии, стал организатором философского отделения ФОН университета. Неоценим его вклад в создание Саратовского фило-софско-исторического общества. Являясь выдающимся представителем отечественной и мировой философской мысли, С.Л. Франк внес свой вклад и в разработку проблем общей социологии, стремясь определить задачи обобщающей социальной науки, которые, по его мнению, не должны противопоставлять реальность и идеал, а способствовать их рациональному единству и дополнению, что возможно при условии определения новых методологических принципов и соответствующих им методов. [10, с. 45]. Также заметное место в его творчестве занимают и различные аспекты социологии религии и культуры и политической социологии.

Ещё одним крупным социологом, работавшим в 1921-1925 гг. в Саратовском университете, был выпускник исторического отделения университета Сорбонны Исаак Петрович Разумовский. В ряде биографических справочников, вышедших в 90-е гг. прошлого века, его очень часто несправедливо отождествляют с другим крупным саратовским ученым - первым ректором Саратовского университета - Василием Ивановичем Разумовским. Исаак Петрович, являясь профессором по кафедре социологии, преподавал теорию исторического материализма и историю социализма на педагогическом отделении ФОН [11, с. 1]. И.П. Разумовский являлся автором одного из первых курсов исторического материализма. Известный российский социолог, представитель классической школы отечественной социологии Н.И. Кареев видел в нем одного из главных (наряду с Н.И. Бухариным и С.А. Оранским) «систематизаторов теории экономического материализма» [12, с. 324].

Видным представителем марксистского направления в социологии в 20-е гг. являлся заведующий (с 1925 г.) кафедрой диалектического материализма факультета права и хозяйства СГУ, ректор (директор) университета (1928-1932 гг.) Соломон Захарович Каценбоген (18891946). Сразу после Октябрьской революции 1917 года он активно занимается политической деятельностью, являясь, в том числе, заместителем наркома просвещения Белоруссии. В 1921 г. он становится профессором кафедры социологии и первобытной культуры, деканом факультета общественных наук и заместителем ректора Белорусского университета. Учившийся в 20-е в Саратовском университете будущий доцент кафедры истории средних веков В.А. Ермолаев вспоминал, что Соломон Захарович достаточно хорошо читал лекции, «имел хорошо подвешенный язык, большое честолюбие.», «среди университетских партийцев он был авторитетной фигурой» [13, с. 129, 140]. Так же, как и И.П. Разумовский, С.З. Каценбоген разрабатывал в основном общесоциологические и общефилософские вопросы, доказывая вслед за Н.И. Бухариным что социология - это только составная часть философского знания. Наряду с общесоциологическими работами им был написан ряд статей, в которых рассматривались социально-политические и философские воззрения ряда социальных мыслителей и социологов («Социально-политические воззрения М. Бакунина», «Философские воззрения Н.Г. Чернышевского»). Ряд его исследований был посвящен проблемам генетической социологии и истории первобытной культуры.

Помимо названных выше ученых, внесших значительный вклад в процесс институциализации социологии в Саратове, нельзя не вспомнить также и менее известных представителей смежных областей знания, оказавших влияние на ее развитие в рассматриваемый период. В первую очередь это относится к разрабатывавшему социологические и правовые аспекты преступности профессору кафедры уголовного права факультета права и хозяйства СГУ Герберту Юлиановичу Маннсу (1884-1938) (с 1928 г. являвшемуся также директором Фундаментальной библиотеки Саратовского университета), отечественному правоведу, заведующему кафедрой государственного и административного права правового отделения факультета права и хозяйства университета, автору работ «Положение чиновников в государстве», «Общества чиновников во Франции» Петру Ивановичу Алексееву (1889-1942), профессору кафедры государственного права Александру Васильевичу Горбунову, читавшему курс основ социальной политики и автору ряда исследований в области теории и практики управления (в том числе «Методологические основы учения Лоренца Штейна об управлении», «Законность управления и ее необходимые условия»), профессору кафедры статистики экономического отделения ФОН Александру Григорьевичу Ковалевскому (1892-1933), широко известному своими работами в области статистики, демографии и разработки основ теории выборочного метода.

Концентрация на кафедрах социологии и уголовной социологии факультета общественных наук университета значительного научного потенциала, по сути, являлось одной из основ поступательного развития социологического знания не только в университете, но и в целом в Саратове. Вместе с тем быстрое развитие социологической науки, появление значительного числа творческих и самобытных исследований, многие из которых не соответствовали господствовавшим тогда идеологическим приоритетам, не могли не тревожить представителей советской партийно-государственной элиты того времени. Не случайно ещё в 1913 г. известный русский социолог М.М. Ковалевский, говоря о характерном противоречии между социологией и теорией классовой борьбы, писал: «Социалисты с нескрываемой подозрительностью относятся к социологии: наука, проповедующая общественную солидарность, как бы подкапывается под их credo классовой борьбы и уже тем вызывает опасения самых левых течений общественной мысли, что ... не видит возможности обеспечить прогресс и поступательное развитие человечества без прочного общественного порядка. А это уже очевидно идет вразрез с проповедью анархии, хотя бы приходящей к признанию возможности обходиться без правительства» [14, с. 5].

Осознание правящей элитой необходимости большего идеологического единства и придания процессу перевоспитания студенчества желаемой направленности привело 4 марта 1921 г. к изданию постановления СНК РСФСР «Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школах РСФСР». Данный минимум включал в себя целый комплекс как общественных, так и естественных дисциплин, в том числе: развитие общественных форм (триместр по 4 ч. в неделю), исторический материализм (триместр по 3 ч.), пролетарская революция (2 триместра по 2 ч.), политический строй РСФСР (триместр по 2 ч.), план электрификации РСФСР (2 триместра по 2 ч.), физика и космическая физика (2 триместра по 2 ч.), химия (триместр по 2 ч.), биология (2 триместра по 2 ч.). Названные выше дисциплины были обязательны для всех факультетов. Позднее к ним добавился еще и курс «История РКП(б)». Общественные дисциплины могли преподавать теперь только лица, стоящие на марксистских позициях [15, Т.1., с. 114].

Поставленные новые задачи партийного и государственного строительства привели к ликвидации в 1924 г. факультетов общественных наук. В Саратовском университете ФОН был реорганизован в факультет хозяйства и права, где вместо кафедр социологии и уголовной социологии появились кафедры политической экономии, диалектического и исторического материализма. Только на педагогическом факультете до конца 20-х гг. оставалась кафедра социологии, на которой в сокращенном виде читались курсы исторического материализма, истории организации и программы коммунистической партии [16, с. 83].

Начиная с конца 20-х гг. прошлого века в Саратовском университете, как и по всей стране, на долгие годы, вплоть до конца 80-х гг. XX в., прекращается преподавание социологии. Однако сама социологическая проблематика присутствовала в трудах представителей философского, исторического знания, отдельных исследователей, разрабатывавших основы теории научного коммунизма и политической экономии.

В 70-80-е гг. коллектив кафедры истории КПСС под руководством заведующего кафедрой, профессора Б.Б. Островского занимался изучением крестьянства, проводились исследования труда, быта и досуга крестьян. Заведующий кафедрой научного коммунизма В.И. Осипов

в течение целого ряда лет читал студентам исторического факультета университета большой спецкурс по методике социологических исследований. В 1971 г. появилась книга первого заведующего кафедрой научного коммунизма университета И.Н. Чихичина и доцента той же кафедры Ю.А. Макарова «Система общественных объединений трудящихся в политической организации советского общества», написанная в плане политической социологии [17, с. 49]. Во многом все это способствовало процессу постепенного возрождения социологии как науки и учебной дисциплины в регионе.

Новый этап в развитии региональной и, в том числе, университетской социологии непосредственно связан с принятием известного Постановления политбюро ЦК КПСС «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых социальных проблем советского общества», принятого 7 июня 1988 г., в котором констатировалось, что социология еще не заняла должного места в творческом развитии марксистско-ленинского обществоведения, формировании научного мировоззрения трудящихся; отстает разработка многих фундаментальных теоретических и методологических вопросов; социологические исследования нередко имеют узкоэмпирический характер, упрощенно толкуют вопросы общественного развития, не содержат научно обоснованных рекомендаций и предложений [18, с. 4]. В Постановлении в числе других важных вопросов определялся перечень 12 высших учебных заведений, в которых должны были быть открыты социологические факультеты и отделения. В их числе назывались Московский и Ленинградский (ныне - Санкт-Петербургский) университеты.

Хотя Саратовский госуниверситет и не был назван в числе вузов, где должны были быть созданы социологические факультеты и отделения, работа по возрождению социологической науки и образования здесь (как и в других вузах региона) также велась достаточно активно. При этом, наряду с Саратовским университетом, стали создаваться кафедры социологии и социологические центры и в ряде других вузов. Как отмечает известный саратовский социолог В.Н. Яр-ская, возрождение саратовской социологии, вне стен Саратовского университета, в конце 80-х гг. прошлого века началось с промышленной тематики в лаборатории комплексных социально-экономических исследований (ЛКСЭИ) автодорожного института (ныне - Саратовского государственного технического университета (СГТУ) имени Ю.А. Гагарина), где работали «трудовики», накапливавшие опыт полевых работ. Также в 1980-е гг. прошлого века на базе СГТУ был открыт социологический центр, проводивший исследование широкого спектра проблем, в том числе региональных этнических процессов, образования, семьи, занятости. Затем на базе СГТУ были открыты кафедры социологии и социальной работы и социальной антропологии [19, с. 439]. В это же время в Институте социально-экономических проблем АПК (ныне Институт аграрных проблем РАН), организованном профессором В.Б. Островским, а затем и лаборатории социальной структуры и социодинамики активно изучались социальные процессы, происходящие в поволжском селе. Достаточно близко к данной тематике стал работать коллектив созданной в 1990 г. в Саратовском государственном социально-экономическом университете (ныне - Саратовском социально-экономическом институте - филиале Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова) кафедры экономической социологии, возглавляемой профессором А.Н. Кочетовым [20, с. 439].

В Саратовском государственном университете значительный вклад в возрождение социологии внес доцент Геннадий Васильевич Дыльнов, чьи многочисленные встречи и консультации с коллегами из других вузов и регионов, ректором университета А.М. Богомоловым, активно поддержавшим эту идею, сделали возможным саму постановку вопроса о создании новой кафедры социологии. В результате на основании решения Ученого совета СГУ от 20 февраля

1990 г. была организована общеуниверситетская кафедра социологии, которую и возглавил доцент Г.В. Дыльнов [21, с. 112].

Возрождение социологического образования в университете проходило, как и в 20-е гг., в условиях отсутствия как необходимой учебно-методической базы, так и профессионально подготовленных кадров социологов. Именно поэтому основное внимание коллектива кафедры было обращено, прежде всего, на подготовку учебно-методических материалов. В результате в

1991 г. была издана «Примерная структура курса и планы семинарских занятий по социологии», через год - «Методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий по социологии», включавшие как тематику лекций и семинарских занятий, так и методические рекомендации по изучению предлагаемых тем. В 1992 г. вышло одно из первых отечественных учебных пособий - «Основы социологии. Опыт разработки лекционного курса». В дальнейшем был издан «Карманный социологический словарь» (1999), библиотека «В помощь изучающим социологию» (в 10 выпусках), «Азбука социологии» (в трех выпусках), а также новый перерабо-

танный курс - «Общая социология. Систематический курс» (1998). С созданием факультета данная практика была с успехом продолжена изданием в 2003 г. фундаментального курса лекций «Основы регионоведения», учебно-методического пособия для самостоятельной работы бакалавров «Социология» (2013 г.). В 2010 г. был создан учебный видеофильм по базовому курсу «Социология».

Одним из важных событий в истории кафедры явилось открытие в 1994 г. специальности «Социология», прием на которую первоначально осуществлялся на историческом факультете, что являлось возрождением традиции 20-х гг. прошлого века, когда кафедры социологии действовали на других гуманитарных факультетах и отделениях университета.

90-е гг. прошлого века явились временем возрождения не только социологического образования, но и социологии как науки. На кафедре социологии Саратовского университета стали активно разрабатываться проблемы истории социологии, социологии образования, местного самоуправления, молодежи, социологии поколений, личности и семьи, социологии элиты.

Значительный импульс для активизации научных исследований придало открытие аспирантуры (1994 г.) и докторантуры (1997 г.), диссертационного кандидатского совета (1995 г.), преобразованного (1997 г.) в совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.

В 1996 г. общеуниверситетская кафедра социологии прекращает свою деятельность в связи с созданием в университете факультета гуманитарных и социальных наук (ФГСН). В 1997 г. решением Ученого совета факультета на кафедре социологии ФГСН была открыта новая специальность - «Журналистика». В связи с этим кафедра получает новое название - социологии и массовой коммуникации.

В июле 2000 г. на базе кафедры социологии и массовой коммуникации был создан социологический факультет. Первым деканом был избран его организатор, доктор философских наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Г.В. Дыльнов. С 2013 г., после смерти Геннадия Васильевича, деканом факультета является доктор социологических наук С.Г. Ивченков.

С момента своего создания факультет включал три кафедры: теории и истории социологии, прикладной социологии, социологии коммуникаций.

Сегодня в составе факультета - шесть кафедр: истории, теории и прикладной социологии, социологии коммуникаций и управления, социологии регионов, социологии молодежи, социальной информатики, социологии социальной работы.

Факультет располагает также рядом исследовательских центров, в том числе Центром региональных социологических исследований и Научно-методическим центром по работе с молодежью.

В настоящее время на факультете обучаются более 700 студентов на очной, очно-заочной и заочной формах. Обучение ведется по следующим специальностям: «Социология», «Организация работы с молодежью», «Прикладная информатика в социологии», «Государственное и муниципальное управление», «Социальная работа». С 2010 г. на факультете ведется набор студентов для обучения в магистратуре по направлению «Социология», в рамках которой открыты ряд профилей - «Социология политики и международных отношений», «Современные методы и SPSS-технологии в изучении социальных проблем общества», «Социология регионального развития», «Демография», «Социология социальной работы», «Социология молодежной политики», «Социология конфликта». В 2013 г. программа «Социология регионального развития» прошла профессионально-общественную аккредитацию, осуществляемую Ассоциацией классических университетов России (АКУР) и в 2014 г. получила сертификат.

С 2011 г. также ведется обучение студентов по направлениям подготовки бакалавриата: «Социология», «Организация работы с молодежью», «Социальная работа», «Государственное и муниципальное управление», «Прикладная информатика» (профиль - «Прикладная информатика в социологии»), «Бизнес-информатика» (профиль «Социально-информационные системы в бизнесе»).

За прошедшие с момента основания факультета 15 лет сложился высокопрофессиональный коллектив преподавателей и исследователей. Из 48 работающих преподавателей - 13 докторов наук, профессоров и 35 кандидатов наук, доцентов. В действующем ныне диссертационном совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук при Саратовском государственном университете только за последние пять лет состоялись защиты пяти докторских и более чем 25 кандидатских диссертаций по двум специальностям: 22.00.01 - теория, методология и история социологии и 22.00.03 -экономическая социология и демография. При этом наряду с преподавателями социологиче-

ского факультета университета проходили защиты соискателей из Республики Татарстан, Пензенской, Самарской областей и других регионов.

С момента создания социологического факультета Саратовского университета коллектив преподавателей в своей научно-исследовательской и учебной деятельности стремится не только сохранить, но и преумножить традиции, заложенные многими выдающимися предшественниками-социологами. Как особую дань сложившейся традиции можно рассматривать то, что на факультете продолжает активно изучаться социологическое наследие выдающихся классиков отечественной социологической мысли. В последние годы вышел ряд работ и были защищены диссертации, посвященные творчеству М.М. Ковалевского, П.А. Сорокина, Г.П. Федотова, Н.Г. Чернышевского, Б.Н. Чичерина и др. Также защищены диссертации, рассматривающие взгляды отечественных мыслителей по широкому спектру важнейших социальных проблем - прогресса, реформирования общества, роли элиты в общественных процессах. В рамках работы по изучению исторического наследия отечественной социологии в 2000 г. был издан сборник «Отечественная социология. История и современность». В 2003 г. увидел свет второй его выпуск.

Сохраняя преемственность в изучении ряда проблем с работавшими в 20-е гг. в университете социологами и социальными мыслителями, ученые факультета развивают и ряд новых направлений как социологического, так и междисциплинарного знания. Одним из них является факультетская тема «Проблемы социально-политического развития современного российского общества», в рамках которой анализируется целый спектр вопросов, в том числе становления и функционирования институтов государственной власти, системы местного самоуправления, взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями и институтами общественного мнения, особенностей реализации социальной политики в ряде сфер общественной жизни, рекрутирования и функционирования федеральной и региональной политических элит.

Активно разрабатываются проблемы социологии поколений и межпоколенческой динамики в различных общественных системах. В рамках данного направления был проведен ряд конференций, действовал научный семинар «Поколенческая организация современного российского общества: взаимодействие поколений», издан ряд сборников и монографий.

В последние годы учеными факультета активно изучаются и различные аспекты многогранной региональной проблематики, представленные работами по таким важным вопросам, как трансформация моделей управления регионами, управление социальной сферой региона, развитие регионального рынка труда и предпринимательской деятельности в регионе, положение молодежи в региональном пространстве, реализация молодежной политики на региональном уровне, рассмотрение особенностей политической социализации молодежи, молодежного экстремизма и развития молодежных движений.

Еще одним перспективным направлением научных исследований сотрудников социологического факультета университета является разработка проблемы инновационных направлений и подходов в преподавании социологии, ориентированных на изучение инновационных технологий и методов образовательного процесса, используемых в подготовке кадров профессиональных социологов.

После создания в 2012 г. кафедры социологии социальной работы ведутся исследования по таким направлениям, как «Социология, антропология тоталитарных сообществ», «Стареющее общество: традиции и инновации», «Социальная работа в группах риска».

Большое значение для дальнейшего развития социологической науки и продолжения научных исследований имели состоявшиеся в разные годы на социологическом факультете Саратовского государственного университета всероссийские и международные конференции.

В октябре 2004 г. при поддержке Саратовского межрегионального института общественных наук (МИОН) состоялась Международная научная конференция «Социальное расслоение, власть и гражданское общество в современной России», в которой приняли участие более 100 ученых из различных городов России и зарубежных стран (в том числе, Германии, Сербии, США, Франции).

В 2008 г. социологический факультет Саратовского университета совместно с социологическим факультетом Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова провел IV Всероссийскую научную конференцию «Сорокинские чтения: Отечественная социология: обретение будущего через прошлое».

В феврале 2014 г. на социологическом факультете Саратовского университета состоялась первая международная научно-практическая конференция «Дыльновские чтения: повсе-

дневная жизнь россиян: социологический дизайн», посвященная памяти декана-основателя факультета, профессора Г.В. Дыльнова.

Также за последние 25 лет, прошедших с момента создания кафедры, а затем и факультета, его сотрудники ежегодно принимали участие в более чем 100 конференциях различного уровня. Среди них были и такие представительные форумы социологов, как I, II, III и IV Всероссийские социологические конгрессы, состоявшиеся в разные годы в Санкт-Петербурге, Москве, Уфе.

В целом современный этап развития как региональной, так и университетской социологии в силу все возрастающей интенсивности и многоплановости не может ограничиваться рамками одной работы и, несомненно, требует отдельного исследования.

Подводя итог, отметим, что накопленный за последние годы потенциал позволяет социологической науке в Саратове динамично развиваться, творчески сочетая опыт предшественников и инновационные ресурсы и механизмы современного развития, что, без сомнения, позволит в дальнейшем определить новые его перспективы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И., Гутнов Д.А. Социологическое образование в России. - М.: Академический проект; Alma mater, 2009. - С. 504-552.; Социология в Саратовском университете. 2-е изд./ Под ред. Г.В. Дыльнова. - Саратов: Научная книга, 2005.; Петров В.Н. Из истории социологии на Кубани // Социологические исследования. - 2008. - № 7. - С. 142-143.; Хохлов А.А. Страницы из развития социологии на Орловщине // Социологические исследования. - 2008. - № 7. - С. 144-147.

2. Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф Р-332. Оп. 1. Д. 78. Л. 1.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И., Гутнов Д.А. Социологическое образование в России. - М.: Академический проект; Alma mater, 2009.

4. ГАСО. Ф Р-332. Оп. 1. Д. 78. Л. 1.

5. ГАСО. Ф Р-332. Оп. 1. Д. 78. Л. 1.

6. Социология в Саратовском университете. 2-е изд./ Под ред. Г.В. Дыльнова. - Саратов: Научная книга, 2005.

7. ГАСО. Ф Р-332. Оп. 1. Д. 61. Л. 50 об.

8. Гоафский В.Г. Степан Федорович Кечекьян (К 100-летию со дня рождения) // Советское государство и право. -1990. - № 10. - С. 137-138.

9. Франк С.Л. Саратовский текст/ Сост. А.А. Гапоненков, Е.П. Никитина. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006.

10. Франк С.Л. О задачах обобщающей социальной науки // Социологические исследования. - 1990. - № 9. - С. 45.

11. Архив Саратовского государственного университета (СГУ). Д. 18. Личное дело № 242. И.П. Разумовского. Л.1.

12. Кареев Н.И. Основы русской социологии. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1996.

13. Ермолаев В.А. «Без гнева и пристрастия»: Записки историка. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. - 564 с.

14. Ковалевский М.М. Социология на Западе и у нас // Новые идеи в социологии. - СПб.: Образование, 1913. - С. 110.

15. Аврус А.И., Гапоненков А.А., Данилов В.Н. История Саратовского университета. 1909-2009.: В 2 тт. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. Т.1.

16. Саратовский университет (1909-1959). - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1959.

17. Социология в Саратовском университете. 2-е изд./ Под ред. Г.В. Дыльнова. - Саратов: Научная книга, 2005.

18. Известия ЦК КПСС. - М.: Правда, 1989. - № 4. - С. 15-23.

19. Ярская В.Н. Саратовские опыты // Вехи российской социологии. 1950-2000-е годы. - СПб.: Алетейя, 2010. - С. 439-440.

20. Ярская В.Н. Указ. соч.

21. Памяти учителя // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2013. - Т. 13. - Вып. 2. - С. 111-114.

REFERENCES

1. Dobrenkov V. I., Kravchenko A.I., Gutnov D. A. Sociological education in Russia. [Sociologicheskoye obrazovanie v Rosii]. Moskow: Academic project; Alma mater. 2009. (in Russ.); Sociology at the Saratov university. the 2nd izd. [Soci-ologija v Saratovskom universitete. vtoroye izdanije]. Under the editorship of G. V. Dylnov. Saratov: Scientific Book publishing house, 2005. (in Russ.); Petrov V.N. From sociology history in Kuban. [Iz istorii soziologii na Kubani]. Sociolog-icheskije issledovanija- Sociological studies, 2008, No. 7., pp. 142-143. (in Russ.); Khokhlov A.A. Pages from development of sociology on Orel region. [Stranitsy iz razvitija sociologii na Orlovshine]. Sociologicheskije issledovanija- Sociological studies, 2008. No. 7., pp. 144-147. (in Russ.).

2. State Archive of the Saratov Region (SASR). [Gosudarstvennyy arkhiv Saratovskoy oblasti (GASO)]. F. R-332. Inv. 1. D. 78. L. 1. (in Russ.)

3. Dobrenkov V. I., Kravchenko A.I., Gutnov D. A. Sociological education in Russia. [Sociologicheskoye obrazovanie v Rosii]. Moskow: Academic project; Alma mater. 2009. (in Russ.).

4. State Archive of the Saratov Region (SASR). [Gosudarstvennyy arkhiv Saratovskoy oblasti (GASO)]. F. R-332. Inv. 1. D. 78. L. 1. (in Russ.).

5. State Archive of the Saratov Region (SASR). [Gosudarstvennyy arkhiv Saratovskoy oblasti (GASO)]. F. R-332. Inv. 1. D. 78. L. 1. (in Russ.).

6. Sociology at the Saratov university. the 2nd izd. [Sociologija v Saratovskom universitete. vtoroye izdanije]. Under the editorship of G.V. Dylnov. Saratov: Scientific Book publishing house, 2005. (in Russ.).

7. State Archive of the Saratov Region (SASR). [Gosudarstvennyy arkhiv Saratovskoy oblasti (GASO)]. F. R-332. Inv. 1. D. 61. L. 50 ob. (in Russ.).

8. Graphsky V.G. Stepan Fedorovich Kechekyan (To the 100 anniversary since birth). [Stepan Fedorovish Kechekyan. K stoletiyu so dnja rozdeniya]. Sovetskoje gosudarstvo i pravo-Soviet state and the right, 1990, No. 10, pp. 137-138. (in Russ.).

9. S.L. Franc. Saratov text / Sost. A.A. Gaponenkov, E.P. Nikitina. [Frank S. L. Saratovskii tekst]. Saratov: Publishing house Sarat. un-that, 2006. (in Russ.).

10. Frank S L. About the tasks of summarizing social science. [O zadachakh obobschajuschei socialnoi nauki]. Sociolog-icheskije issledovanija- Sociological studies, 1990. No. 9., p. 45. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Archive of the Saratov State University (SSU). [Arkhiv Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta]. D. 18. Personal record No. 242. I.P. Razumovsky. L.1.

12. Kareev N. I. Fundamentals of the Russian sociology. [Osnovy ruskoi soziologii]. Sankt-Petersburg: Ivan Limbakh's publishing house, 1996 (in Russ.).

13. Yermolaev V.A. "Without anger and addiction": Notes of the historian. ["Bez gneva i pristrastija". Zapiski istorika]. Saratov: Publishing house Sarat. un-that, 2009. 564 p.

14. Kowalewski M.M. Sociology in the West and at us. [ Soziologiya na Zapade i u nas]. New ideas in sociology. Sankt-Petersburg: Obrazovaniye publishing house, 1913, pp. 1-10. (in Russ.).

15. Avrus A.I., Gaponenkov A.A., Danilov V.N. History of the Saratov university. 1909-2009.: In 2 vol. [Istorija Saratovskogo universiteta: v 2 tt.]. Saratov: Publishing house Sarat. un-that, 2009. t.1. (in Russ.).

16. Saratov university (1909-1959). [Saratovskii universitet (1909-1959)]. Saratov: Publishing house Sarat. un-that, 1959. (in Russ.).

17. Sociology at the Saratov university. the 2nd izd. [Sociologija v Saratovskom universitete. vtoroye izdanije]. Under the editorship of G.V. Dylnov. Saratov: Scientific Book publishing house, 2005. (in Russ.).

18. Izvestija CPSU - Izvestiya of the Central Committee of CPSU. Moskow: Pravda publishing house, 1989, No. 4, pp. 1523. (in Russ.).

19. Yarskaya V.N. Saratov experiences. [Saratovskije opyty]. Milestones of the Russian sociology. 1950-2000th years. Sankt-Petersburg: Publishing house of Aletheia, 2010. pp. 439-440. (in Russ.).

20. Yarskaya V.N. Decree. soch. [Ukazannyje sochinenija]. (in Russ.).

21. Memory Teacher. [Pamjati uchitelja]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija. Soziologija. Politologija. - Izvestiya of the Saratov University. New ser. Ser. Sociology. Politology, 2013, Vol. 13, Iss. 2, pp. 111-114. (in Russ.).

Информация об авторе

Покатов Дмитрий Валериевич, доктор социологических наук, доцент, исполняющий обязанности заведующего кафедрой, кафедра истории, теории и прикладной социологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия [email protected]

Получена:10.02.2016

Для цитирования статьи: Покатов Д.В. Социологическая наука и образование в Саратове: история и современность. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 1. Часть 2. с. -149-15. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-149-157

Information about the author

Pokatov Dmitry V., Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor, Acting as Head of Department, Department of History, Theory and Applied Sociology, Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshev-sky,

Saratov, Russia [email protected]

Received: 10.02.2016

For article citation:

Pokatov D.V. Sociological science and education in Saratov: history and contemporaneity. [Sotsiologicheskaya nauka i obrazovanie v Sara-tove: istoriya i sovremennost']. Krasnodar. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 1. Vol. 2. . Pp. -149-15. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-149-157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.