Научная статья на тему 'Развитие туризма в социально-экономическом пространстве Саратовской области: социологический анализ'

Развитие туризма в социально-экономическом пространстве Саратовской области: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
458
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ИССЛЕДОВАНИЕ / TOURISM / URBAN SPACE / TOURIST ATTRACTION / SOCIOLOGICAL ASPECT / STUDY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зоткин Дмитрий Валерьевич, Акаев Дмитрий Валерьевич

В работе проводится системный анализ различных аспектов развития туристической отрасли Саратовской области. Представлена эмпирическая информация, позволяющая оценить и проанализировать взгляды краеведов, туристических операторов на туризм. Анализируются результаты авторских социологических исследований общей удовлетворенности граждан качеством предоставления туристических услуг и туристической привлекательности Саратовской области. Анализ различных точек зрения и аргументации приводят к выводу, что городской туризм Саратова на сегодняшний день, уступает многим российским городам, что обусловливает необходимость реставрации и усовершенствования многих мест проведения досуга, памятников архитектуры и культурного наследия Саратовской области с целью развития туристической привлекательности города и сохранения исторического колорита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зоткин Дмитрий Валерьевич, Акаев Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TOURIST IN THE SOCIAL AND ECONOMIC SPACE OF THE HISTORY OF THE SARATOV REGION: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The system analysis of various aspects of development of the tourist industry in the Saratov region is carried out. Empirical information is presented allowing to evaluate and analyze the views of local lore specialists and tourism operators on tourism and in this context to consider the problems of the formation of the conceptual apparatus "sociology of tourism". Consideration and analysis of different points of view and arguments lead to the conclusion that urban tourism in Saratov nowadays is inferior to many Russian cities, which is determined by the need to restore and improve many places of leisure, monuments and cultural heritage of the Saratov region in order to develop tourist attraction city and preservation of historical color.

Текст научной работы на тему «Развитие туризма в социально-экономическом пространстве Саратовской области: социологический анализ»

УДК: 316.7 DOI: 10.22394/2071-2367-2018-13-1-71-78

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Зоткин Д. В., Акаев Д.В.1

В работе проводится системный анализ различных аспектов развития туристической отрасли Саратовской области. Представлена эмпирическая информация, позволяющая оценить и проанализировать взгляды краеведов, туристических операторов на туризм. Анализируются результаты авторских социологических исследований общей удовлетворенности граждан качеством предоставления туристических услуг и туристической привлекательности Саратовской области. Анализ различных точек зрения и аргументации приводят к выводу, что городской туризм Саратова на сегодняшний день, уступает многим российским городам, что обусловливает необходимость реставрации и усовершенствования многих мест проведения досуга, памятников архитектуры и культурного наследия Саратовской области с целью развития туристической привлекательности города и сохранения исторического колорита.

Ключевые слова: туризм, городское пространство, туристическая привлекательность, социологический аспект, исследование.

DEVELOPMENT OF TOURIST IN THE SOCIAL AND ECONOMIC SPACE OF THE HISTORY OF THE SARATOV REGION: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

ZOTKIN D.V. - Postgraduate student of Sociological Faculty of Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky (Russian Federation, Saratov), e-mail: [email protected]

AKAEV D. V. - Candidate of Sociological Sciences, Docent of the Department of Sociology and Social Policy, Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Saratov), e-mail: [email protected]

The system analysis of various aspects of development of the tourist industry in the Saratov region is carried out. Empirical information is presented allowing to evaluate and analyze the views of local lore specialists and tourism operators on tourism and in this context to consider the problems of the formation of the conceptual apparatus "sociology of tourism". Consideration and analysis of different points of view and arguments lead to the conclusion that urban tourism in Saratov nowadays is inferior to many Russian cities, which is determined by the need to restore and improve many places of leisure, monuments and cultural heritage of the Saratov region in order to develop tourist attraction city and preservation of historical color.

Keywords-, tourism; urban space; tourist attraction; sociological aspect; study.

Зоткин Дмитрий Валерьевич - аспирант социологического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, e-mail: [email protected] Акаев Дмитрий Валерьевич - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной политики, Поволжского института управления им. П.А.Столыпина - филиала РАНХиГС, адрес: Росиия, 410031, г. Саратов, ул. Соборная, 23/25, e-mail: [email protected]_

Не снижающийся интерес к туризму в целом в мировой практике позволяет считать это направление одним из перспективных для экономического формирования регионов. Саратовская область в качестве одного из направлений своего развития определила совершенствование туристических и рекреационных ресурсов своего социально-экономического пространства.

Категория «социальное пространство» используется в широком и узком смыслах. В широком смысле эта категория выступает квалификацией глобализации, а в узком смысле -регионализации адаптированности общесоциологических понятий к местным условиям. «Место, где происходят описываемые социологом события, явления и процессы», называется социальным пространством1. Понятие социального пространства в рамках малого города, тождественно совокупности следующих явлений: информационному пространству; пространству коммуникаций; физическому пространству, выраженному в определённой математической модели. В работах, которые посвящены городу и городскому образу жизни, социологами обязательно указано на определяющее значение высокой частоты контактов, интенсивности общения для любой деятельности, которая протекает в городах и соответствует организации их пространства2.

С нашей точки зрения, пространственная структура города включает в себя и туристический потенциал. Феномен туризма является сложным и многогранным явлением: туризм - это социальная практика; сфера досуга; форма потребления, а также культурный феномен. Имея свой предмет исследования, социология туризма использует данные социальной философии, антропологии, экономики, истории и географии. На сегодняшний день социальная составляющая туризма находится на стадии институционализации, так как еще недостаточно представлена в российской социологии. Согласно этому, в социологии туризма используется междисциплинарный (комплексный) метод3.

Туризм в современном мире является одним из эффективных средств удовлетворения досуговых потребностей людей. Массовость туристической отрасли не нуждается в доказательстве. Это является следствием взаимосвязи и взаимозависимости стран в результате увеличения масштабов международной торговли, охватывающей обмен товаров, услуг и капитала. В рамках социологического подхода туризм необходимо считать неотъемлемым элементом социальной системы воздействий на бытие, как отдельного индивида, так и социальной группы, и социума в целом4.

В диссертационном исследовании «Социокультурные аспекты туризма в современной России: социологический анализ» Петровой Е.В. справедливо рассмотрена социология туризма как специальная отрасль социологического знания, выполняющая следующие функции: познавательная или гносеологическая функция — заключается в систематизации, описании, накоплении исследовательского материала по проблемам состояния, динамики и тенденций туристских потоков, выявлении наиболее острых социальных проблем, связанных со сферой туризма; прогностическая функция связана с выделением тенденций, закономерностей протекания и перспектив развития туристских процессов; праксиолого-социоинженерная функция ориентирована на разработку практических рекомендаций для

1 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3-х томах, T.3: Социальные институты и процессы. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С. 3.

2 Богатырёва E.H. «Городская среда Саратова: Культурологический анализ». — URL: http://www.comk.ru/ html/bogatyreva_doc.html (дата обращения: 10.12.2017).

3 Кущёв Н.П. Туризм как объект социологического анализа в современной России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2014. - №1 (33).

4 Там же.

различных управленческих структур, для принятия обоснованных решений и разработки моделей; идеологическая функция связана с тем, что социология туризма, как и социология в целом, будучи научной дисциплиной, не может не отражать социальные интересы различных слоев и групп общества в отношении туризма и его последствий для общества1.

Проведенное нами исследование рассмотрено в описательно-диагностической и в праксиолого-социоинженерной функциях, так как при проведении данного исследования был осуществлен сбор информации о проблемах городского развития, негативно влияющих на развитие туризма Саратовской области. На основании данных, полученных путем анкетирования и социологических бесед, даны практические рекомендации о путях улучшения и развития туристического потенциала Саратовской области.

Туризм - это хозяйственная отрасль, имеющая огромное значение в развитии регионов, способствующая сохранению природных и культурных ценностей регионов. Это характерно и для Саратова. В Саратове также существует множество мест для проведения досуга, к которым, с нашей точки зрения, следует отнести: Саратовскую набережную, это одно из главных и излюбленных мест горожан, её также называют лицом города; Городской парк Саратова - ещё одно любимое место для горожан, его своеобразие также заключается в наличии парка аттракционов «Лукоморье», являющегося также любимым местом и для детей, и для взрослых; Зелёный остров - это не только природный ландшафт города Саратова и богатейшее историческое место, но это ещё и одно из любимых мест проведения досуга саратовского населения. Это также любимое место рыбаков, лодочников, так как на Зелёном острове располагаются туристические базы отдыха, лодочные базы, пляжи и магазины2.

В нашем понимании неоспоримой теоретической заслугой Дж. Келли и М. Каплина является то, что они нашли идеи в области досуговой дифференциации, где досуг был рассмотрен как: свободное время, отводимое на социальные и антисоциальные цели и бесцельное время. Удовольствие - это источник счастья, в какой-то степени имеющий гедонистический характер. Для досуга характерны избежание скук и получение максимального удовольствия как основы мотивации в досуговой активности; восстановление сил - в рамках досуга происходит рекреация ресурсов (физических, психических, иных) человека, которые затем вновь тратятся в основном виде его деятельности (например, профессиональной,) и последняя должна быть основной ареной для самореализации. Время для досуга, по их мнению, — это дискреционное (используемое по собственному усмотрению) или свободное время, не требуемое для поддержания биологических функций, экономического благосостояния или выполнения социокультурных обязательств. С нашей точки зрения, развитие водного досуга - это, еще и пропаганда развития здорового образа жизни населения.

Л.И. Михайловой приведена следующая трактовка: «Досуг - это совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека. Он включает в себя занятия, связанные с потреблением культурных ценностей индивидуального, коллективного или публично — зрелищного характера, и занятия, связанные с отдыхом и развлечением, в том числе это физически активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустое времяпрепровождение, прогулки, занятия антикультурного характера (азартные игры, пьянство и другое), случайные занятия без целей, желаний и потребностей»3.

1 Петрова Е.В. Социокультурные аспекты туризма в современной России: социологический анализ: автореф. дис. канд. социол. наук. - М., 2009.

2 Саратов исторический: достопримечательности, истории, легенды. Саратов: изд-во Саратов исторический, 2016.-С. 62.

3 Михайлова Л. И. Социология культуры: учебное пособие [для гуманитарных спец. вузов]. - 2006._

Е. В. Фролова и Е. Е. Кабанова, проанализировав научные публикации по вопросам развития туризма, сделали вывод, что в ряде работ отождествляются понятия «туристическая привлекательность» и «туристический потенциал». На взгляд исследователей, туристический потенциал — это только предпосылки организации туристической деятельности, включающие в себя такие составляющие, как объекты исторического, социально-культурного наследия, природные ресурсы, в то время как туристическая привлекательность — это уже результат соответствующей деятельности по развитию и актуализации туристического потенциала, формированию соответствующей туристской инфраструктуры. Таким образом, туристическая привлекательность — это характеристика территории, отражающая уровень востребованности территориальных туристских услуг и соответствующий уровень удовлетворения туристских потребностей1.

В нашем же случае целью исследования 2016 года (N=1200) стало изучение общей удовлетворенности граждан качеством предоставления туристических услуг и туристической привлекательности Саратовской области в оценках респондентов. По результатам анкетного опроса были получены следующие результаты. Основными конкурентами в сфере внутреннего туризма по посещенным местам являются Москва (45% посещенных), Санкт-Петербург (около 30%), Краснодарский край (38%), Татарстан (около 21 %), Крым (18%), Самарская область (18%) и другие. Если конкурировать с морским побережьем и столичными городами у Саратова мало шансов, то «оттянуть» у соседних регионов часть целевой аудитории видится вполне перспективным.

Транспортное сообщение с Саратовским регионом остается одним из эффективных каналов поступления приезжих, в первую очередь за счет железнодорожного сообщения (32% респондентов) и развитой сети автодорог (личный автомобиль - 34% и автобусный рейс -16%). Авиаперелет используется только 14% респондентов в связи с довольно дорогими билетами и отсутствием развитой региональной сети авиаперевозок. Ввод в эксплуатацию нового аэропорта у с. Сабуровка должен рассматриваться не только как повышение транспортной доступности Саратова, но и как сигнал к разработке дополнительных туристических направлений, замкнутых на подъездных путях к аэрокомплексу.

В исследовании приняли участие респонденты от 14 до 80 лет, но основной массив приходится на людей в возрасте от 18 до 30 лет. Этот возрастной коридор можно признать наиболее активным в части самостоятельного туризма. Люди более старшего поколения предпочитают либо групповой туризм (практически не вошедший в нашу выборку), либо интересуются в основном заграничными поездками. К сожалению, уровень доходов и жизненные стратегии пенсионеров России не позволяют им стать постоянными потребителями туристических услуг, что и подтвердилось скромным участием в опросе респондентов старше 60 лет.

Исходя из результатов исследования туристической привлекательности в ноябре—декабре 2016 года, можно говорить о том, что внутренний туризм в Саратовской области сейчас находится в стадии развития и определения своего места среди потенциальных посетителей. Данные анкетирования приведены на рис. 1

1 Фролова Е. В., Кабанова Е. Е. Развитие туристической привлекательности российских территорий: современные тенденции и управленческие практики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз,-2016.-№ 1 (43).-С. 153-169._

Оцените по пятибалльной шкале уровень потребления водных ресурсов Саратова (где 1 — абсолютно не устраивает; 5 —абсолютно устраивает)

7,69

7,69

Рисунок 1- Уровень потребления водных ресурсов Саратова в ответах респондентов

Figure 1 - The level of consumption of water resources in Saratov in respondents' answers

Исходя из результатов исследования туристической привлекательности в ноябре-декабре 2016 года можно говорить о том, что внутренний туризм в Саратовской области сейчас находится в стадии развития и определения своего места среди потенциальных посетителей. Так как конкурировать с иностранными пляжными, горными шопинг - маршрутами в силу объективных географических, климатических и экономических причин вряд ли получится, то необходимо искать точки роста в других, не менее перспективных направлениях. Мировой опыт показывает стремление большого количества туристов, чаще молодежи, не рассматривать туризм и отдых в классическом понимании 1—2 поездок в год. Идет тренд на интенсификацию туристической активности в течение всего года, используя уикенды и праздничные дни для совершения непродолжительных поездок при наличии транспортной доступности. И здесь возрастает роль тематических мероприятий, способных привлечь внимание избалованного туриста, который при успешности мероприятия выступит драйвером привлечения дополнительного контингента посетителей1.

Для Саратова и области актуальна проблема развития туристического потенциала. Согласно результатам авторского социологического экспертного опроса и проведенного анкетирования респондентов, был выявлен факт о необходимости реставрации различных мест, памятников архитектуры и культурного наследия Саратовской области, а также была выявлена проблема доступа и потребления водных ресурсов. Респондентами было отмечено, что данная проблема заключается в удаленности от города санкционированных мест для купания, а на территории Саратова пляжи не соответствуют санитарным нормам. В социологической беседе приняли участие сотрудники туристической компании «СИНАИ», также в анкетирование были привлечены сотрудники туристических компаний: «Мир на ладони»; «Азимут Тур»; «Слетать. Ру»; «Экспресс Трэвл»; «New trevel», а также сотрудники «Саратовского областного музея краеведения».

В ходе проведения анкетирования респонденты высказались о необходимости создания большего количества мест отдыха, в том числе мест для проведения досуга на воде. Также было указано, что препятствием развитию туризма в Саратове служит проблема низкого

1 Акаев Д.В., Шугаев А. А. Туристическая привлекательность Саратовской области (по материалам эмпирического исследования)//Управленческое консультирование. -2017. - №4 (100)._

функционирования внутреннего водного транспорта, что обусловливается не оборудованными причалами для кораблей высокого класса, а также нет возможности добраться до островов и деревень, расположенных на берегу Волги, таких как: «Чардым»; «Усть-Курдюм» и прочих.

В анкетировании приняли участие респонденты в возрасте 23—70 лет, но основной массив приходится на респондентов в возрасте 23—37 лет. По мнению данного возрастного коридора, развитие внутреннего водного транспорта может быть альтернативой отдыху на воде на территории Саратовского берега, были бы открыты маршруты в Энгельс и другие города области, где открыт доступ к воде. Респондентами более старшего поколения было отмечено, что в советское время в Саратове было высокое функционирование внутреннего водного транспорта, было множество направлений и можно было съездить, даже в Хвалынск. Сейчас такой возможности нет.

Вопрос развития досуговой активности горожан в аспекте доступа и потребления водных ресурсов Саратова сопряжен с целым спектром социально-экономических аспектов1. Отсутствие возможности потребления водных ресурсов населения, с нашей точки зрения, недопустимо для города, располагающегося на реке Волге. Таким образом, в качестве примера, рассмотрим возможность потребления водных ресурсов города Саратова в 1960-х. На месте нынешнего речного вокзала до кинотеатра «Экран» располагался пляж, где каждый житель города мог провести досуг. Но в связи со строительством подпорной стенки набережной пляж прекратил своё существование2, и отныне проблема потребления водных ресурсов для горожан становилась наиболее актуальной.

Бывшим главным архитектором города Саратова Виричем В.Г. также дана оценка наличия пляжей в Саратове: «В Затоне никогда не было никакого пляжа. Место, которое сейчас называют солярием, где купаться нельзя, - это бывшая территория ЖКХ, там был огромный склад песка. Люди там купаются на свой страх и риск». Также архитектор подчеркнул, что в Затоне профиль дна не соответствует нормам. Это обусловливается огромным количеством забытых, брошенных нефтяных коммуникаций, трубопроводов, водопроводов, и, кроме того, вблизи пляжа проходит фарватер, что не позволяет устраивать пляжи согласно некоторым нормам. Согласно мнению архитектора, прежде чем обустраивать пляж на данном участке, необходимо сделать фотосъёмку дна, чтобы узнать его профиль, после чего намывать песок3.

Также результат проведенного анкетирования показал, что город Саратов уступает многим городам по уровню туристического потенциала, и результаты опроса представлены на рис. 2.

Эти данные опроса подтвердились в анализе аналитического агентства «ТурСтат». Саратовская область заняла 28-е место в рейтинге самых популярных туристических регионов России по итогам 2017 года. По данным агентства «ТурСтат», на основе анализа статистики внутреннего туризма в российских регионах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, в прошлом году число туристов Саратовской области составило 680 тысяч, что на 4% больше, чем годом ранее4.

1 Зоткин ДБ. Развитие досуговой активности горожан в аспекте доступа к водным ресурсам Саратова// Вестник Поволжского института управления. - Том 17. - №6.

2См.:КомпроматСаратовЛи Просто добавь песка http://compromatsaratov.ru/2014/05/06/prosto-dobav-peska/(flaTa обращения: 15.12.2017)

3 КомпроматСаратовЯи «как в рекламе баунти» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vzsar.ru/special/ 2014/08/04/kak-v-reklame-baynti.html

4 Саратовская область оказалась в середине рейтинга самых популярных туристических регионов России - URL: http://lizagubemii.ru/news/274911/saratovskaya-oblast-okazalas-v-seredine-reitinga-samyh-populyarnyhturisticheskih-_

Также, согласно анализу результатов, выявленных в ходе проведения данного исследования, следует сделать вывод о необходимости реставрации памятников архитектуры и культурного наследия Саратовской области.

"Каков, на Ваш взгляд, уровень туристического потенциала города Саратова?" 100

^ ^ 23,07

0чень„ Высокий _ высокии среднии Низкий

Очень низкий

эисунок 2 - Уровень туристического потенциала Саратова

Figure 2 - The level of tourism potential of Saratov

Безусловно, одним из ключевых факторов развития туристической привлекательности города - это сохранение его исторического облика: памятники архитектуры; музеи и.т.п. Также мы разделяем точку зрения респондентов о необходимости развития доступа и потребления водных ресурсов и функционирования внутреннего водного транспорта. Также развитие рынка внутреннего пассажирского водного транспорта будет содействовать решению многолетней проблемы Саратова в аспекте потребления водных ресурсов. У каждого жителя города появится возможность провести своё свободное время на благоустроенной территории, предназначенной в том числе и для купания. Следовательно, развитие данных отраслей является необходимым фактором развития туризма города Саратова и области. Анализ условий, позволяющих организовать водные пассажирские перевозки, в Саратовской области, будет способствовать развитию туристической привлекательности и более полноценному использованию водных ресурсов, а также улучшению общего имиджа города и области.

Библиография/References:

1. Акаев Д.В., Шугаев A.A. Туристическая привлекательность Саратовской области (по материалам эмпирического исследования) II Управленческое консультирование. - 2017. -№4(100).

2. Богатырёва E.H. Городская среда Саратова: Культурологический анализ. - URL: http://www.comk.ru/html/bogatyreva_doc.html

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т., Т.З: Социальные институты и процессы. - М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Зоткин Д.В. Развитие досуговой активности горожан в аспекте доступа к водным ресурсам Саратова II Вестник Поволжского института управления - 2017. - Том 17. - № 6.

5. Кущёв Н.П. Туризм как объект социологического анализа в современной России II Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. -2014. - № 1 (33).

6. Михайлова Л. И. Социология культуры: учебное пособие. - М., 2006.

regionov-rossii.html.

7. Петрова Е.В. Социокультурные аспекты туризма в современной России: социологический анализ: автореф .... дис. канд. социол. наук. - М., 2009.

8. Саратов исторический: достопримечательности, истории, легенды. - Саратов, 2016. -С. 78.

9. Саратовская область оказалась в середине рейтинга самых популярных туристических регионов России. - URL: http://lizagubernii.ru/news/274911/saratovskaya—oblast—okazalas—v— seredine-reitinga-samyh-populyarnyh-turisticheskih-regionov-rossii.html

Ю.Фролова E.B., Кабанова Е.Е. Развитие туристической привлекательности российских территорий: современные тенденции и управленческие практики II Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - № 1 (43). - С. 153 - 169.

1. Akaev, D.V., Shugaev, А.А. (2017) Turisticheskaia priviekatel'nost' Saratovskoi oblasti (po materiaiam empiricheskogo issiedovaniia) [Tourist attractiveness of the Saratov region (based on empirical research)] II Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management Consulting], -№ 4 (100). (In Russ.)

2. Bogatyreva, E.N. Gorodskaia sreda Saratova: Kul'turologicheskii analiz [Urban environment of Saratov: Cultural studies], - URL: http://www.comk.ru/html/bogatyreva_doc.html (In Russ.)

3. Dobren'kov, V.I., Kravchenko, A.I. (2000) Sotsiologiia: V 31. T.3: Sotsial'nye instituty i protsessy [Sociology: In 3 vol. T.3: Social institutions and processes], - M.: INFRA-M.

4. Zotkin, D.V. (2017) Razvitie dosugovoi aktivnosti gorozhan v aspekte dostupa k vodnym resursam Saratova [Development of recreational activities of citizens in terms of access to water resources of Saratov] II Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniia [The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration], - Tom 17. - № 6. (In Russ.)

5. Kushchev, N.P. (2014) Turizm kak ob"ekt sotsiologicheskogo analiza v sovremennoi Rossii [Tourism as an object of sociological analysis in modern Russia] II Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriia: Sotsial'nye nauki [Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences], - № 1 (33). (In Russ.)

6. Mikhailova, L.I. (2006) Sotsiologiia kul'tury [Sociology of Culture]: uchebnoe posobie. - M. (In Russ.)

7. Petrova, E.V. (2009) Sotsiokul'turnye aspekty turizma v sovremennoi Rossii: sotsiologicheskii analiz [Sociocultural aspects of tourism in modern Russia: sociological analysis]: avtoref.... dis. kand. sotsiol. nauk. - M. (In Russ.)

8. Saratov istoricheskii: dostoprimechatel'nosti, istorii, legendy [Saratov historical: sights, history, legends], - Saratov, 2016. - P. 78. (In Russ.)

9. Saratovskaia oblast' okazalas' v seredine reitinga samykh populiarnykh turisticheskikh regionov Rossii [The Saratov region was in the middle of the rating of the most popular tourist regions of Russia], - URL: http://lizagubernii.ru/news/274911/saratovskaya-oblast-okazalas-v-seredine-reitinga-samyh-populyarnyh-turisticheskih-regionov-rossii.html (In Russ.)

10. Frolova, E.V., Kabanova, E.E. (2016) Razvitie turisticheskoi privlekatel'nosti rossiiskikh territorii: sovremennye tendentsii i upravlencheskie praktiki [Development of tourist appeal of the Russian territories: current trends and administrative practices] II Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], -№ 1 (43). - P. 153-169. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.