Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О ПОВЕДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ В УСЛОВИЯХ УГРОЗЫ ОРУЖИЕМ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О ПОВЕДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ В УСЛОВИЯХ УГРОЗЫ ОРУЖИЕМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / УГРОЗА ОРУЖИЕМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крутикова Виктория Валерьевна, Толмачев Андрей Валерьевич

Целью исследования стал анализ знаний студентов Мичуринского Государственного аграрного университета в рамках социологического исследования о массовых расстрелах в образовательных учреждениях и правилах поведения в данных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Крутикова Виктория Валерьевна, Толмачев Андрей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL RESEARCH ON THE BEHAVIOR OF STUDENTS IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION UNDER THE CONDITIONS OF THE WEAPON THREAT

The aim of the study was to analyze the knowledge of students of the Michurinsk State Agrarian University in the framework of a sociological study aimed at mass executions in educational institutions and the rules of conduct in these situations.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О ПОВЕДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ В УСЛОВИЯХ УГРОЗЫ ОРУЖИЕМ»

УДК 316.485.6/351.75

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О ПОВЕДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ В УСЛОВИЯХ УГРОЗЫ

ОРУЖИЕМ

Виктория Валерьевна Крутикова

кандидат экономических наук, доцент tokareva-vik@yandex.ru Андрей Валерьевич Толмачев

магистрант lexus644@rambler.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Целью исследования стал анализ знаний студентов Мичуринского Государственного аграрного университета в рамках социологического исследования о массовых расстрелах в образовательных учреждениях и правилах поведения в данных ситуациях.

Ключевые слова: деструктивные процессы, образовательные учреждения, социологический опрос, угроза оружием.

В современное время образовательные учреждения сталкиваются с угрозами, связанными с угрозой терактов, использования оружия и прочих деструктивных антиобщественных явлений[1]. Поскольку управление процесс непрерывный, руководителю образовательного учреждения важно знать не только текущие, но потенциальные угрозы, которые могут привести к срыву образовательного процесса и нанести вред жизни и здоровью обучающихся [3].

Число подобных случаев в России растет, несмотря на ряд предпринимаемых профилактических мероприятий: Москва, Керчь, Казань, Пермь - это города, где происходили трагедии. Вне зависимости от побудительных внутренних или внешних мотивов, школьники, выпускники и другие лица сознательно шли убивать обучающихся и персонал учреждений [4].

С учётом частотности данного деструктивного явления и актуальности данной проблемы в России, нами было проведено социологическое исследование.

Цель исследования:

1. Проверка знании у студентов о правилах поведения в чрезвычайной ситуации без дополнительного обучения.

Задачами исследования являются, узнать:

1. Что студенты Мичуринского ГАУ знают о массовых расстрелах в образовательных учреждениях;

2. Как правильно действовать в данных чрезвычайных ситуациях;

3. Отношение студентов к педагогам и доверие к ним;

4. Отношение студентов к органам безопасности и доверие к ним.

Эмпирической базой исследования являются материалы социологического

исследования, проведенного по анкете-интервью.

Было опрошено 48 респондентов в г. Мичуринске, Тамбовской области. Обследование проводилось с 3 Декабря 2021 года по 25 Января 2022 г. Для улучшения понимания вопросы были разбиты на 2 блока по 5 вопросов. Среди опрашиваемых 23 мужчин 48 % и 25 женщин 52 %.

Магистрантов (12 чел.) - 25 %, учащиеся СПО (5 чел.) - 10 %, (31 чел.) 65% бакалавров Мичуринского ГАУ. По возрасту, опрашиваемые респонденты разделены на 4 группы:

(16-21 лет) - 15 человек 31%. (21-25 лет) - 33 человек 69%.

Таблица 1

Блок вопросов №1

Обеспокоены

ли Вы

Ситуацией

появления

№1 расстрелов в образовательн ых учреждениях Обеспокоен Скорее да Скорее нет Больше нет, чем да

70% 22% 3% 5%

Что Вы знаете

№2 о массовых расстрелах в учебных заведениях? Всё из телевизора Ничего не знаю Из социальных сетей С новостных сайтов

9% 13% 63% 15%

На фоне

периодически

№3 х массовых расстрелов в учебных заведениях как Вы оцениваете уровень безопасности в МичГАУ? Чувствую себя в безопасности Среднее чувство, не в полной безопасности, но и не боюсь Считаю, что в МичГАУ подобного не случится Стараюсь временно не ходить на занятия, если в стране случаются подобные инциденты

25% 61% 2% 12%

Считаете ли

Вы что у Да имеются

№4 убийц в учебных заведениях, имелись основания, Да Нет Это не оправдывает их, чтобы они не пережили, так поступать нельзя основания, что люди могут довести до стрельбы в них своими отвратительным

почему они так поступили? поведением и пренебрежением

2% 18% 78% 2%

Насколько Это Случаи слишком

№5 вероятно, что стрелками могли Высокая вероятность Низкая вероятность самостоятельные действия «стрелков» и частые а подготовка очень тщательная для

управлять сторонние агентуры? никаких агентур не было Обучающихся гражданских вузов

13% 39% 15% 33%

По результатам 1 блока данных, удалость выяснить, что 70% опрошенных

обеспокоены сложившейся ситуацией со стрельбой в образовательных учреждениях.

Во втором вопросе 63% респондентов узнавали о происшествиях из социальных сетей.

В-третьем вопросе, вариант ответа: «Чувствую себя в безопасности выбрали» 25% опрошенных респондентов, и 12% заявили, что перестают временно ходить на занятия после подобных инцидентов по стране.

На четвёртый вопрос, 78% опрашиваемых ответили: «Что вне зависимости от действия окружающих, это не оправдывают стрелков».

В заключительном вопросе 1 блока, 40% респондентов выбрали вариант ответа «низкая вероятность» и 33% выбрали ответ: «Случаи слишком частые, а подготовка очень тщательная для обучающихся гражданских вузов».

Таблица 2

Блок вопросов №2_

Вы знаете куда

обратиться, если

Вам начинают

писать анонимы в

№6 социальных сетях, угрожать Да Нет Не уверен Больше нет, чем да

родным и близким, если Вы

не будите

исполнять их

требовании?

45% 35% 15% 5%

№7 Что нужно делать в случае тревоги при вооружённом нападении? Закрыть дверь на замок, дожидаться сотрудников МВД, Росгвардии Плотно забаррикадировать дверь и ждать сотрудников МВД, Росгвардии Спокойно эвакуироваться из здания через аварийные выходы Спрятаться в пустом помещении за столы

47% 28% 11% 14%

№8 Какие действия, чтобы успокоить родных Вы предпримите в Отошлю SMS и выключу телефон Позвоню и шепотом передам, что произошло Затрудняюсь ответить Отключу телефон и позвоню, как окажусь в

случае данной ЧС? безопасном месте

37% 48% 8% 7

№9 В случае обнаружения ненормального поведения одногруппника Вы сообщите педагогу, что его увлечения, высказывания, тексты имеют много насилия в содержании? Вас это мало будет волновать Подойдёте и объясните, педагогу Предупредите своих знакомых Промолчите, так как это Вас не касается

10% 33% 45% 12%

№10 Каковая вероятность, что до возникновения подобных ситуации Вы обратитесь за помощью к сотрудникам Росгвардии, ФСБ, МВД? Да Нет Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да

17% 37% 26% 20%

В первом вопросе, удалость выяснить, что 45% знают, куда обратиться в случае угроз в сетях интернет, которые побуждают к определённым незаконным действиям. Не знают куда обратиться 35% среди респондентов.

Во втором вопросе только 47% указали, что нужно закрыть дверь на замок, ещё меньше 28% респондентов выбрали правильный вариант забаррикадироваться, так как замок может быть прострелен, взорван небольшой шашкой с порохом и т.д.

В третьем вопросе, только 37% выбрали SMSсообщение и выключение телефона, а 48% выбрали звонок, в моменты подобных ЧС, до прибытия сотрудников силовых ведомств, важно отключать телефон, так как звонок может привлечь убийцу в аудиторию или раскрыть место звуковым сигналом, где спрятался учащийся.

На четвёртый вопрос, опрашиваемые ответили в количестве 33%, что сообщат педагогу о ненормальном поведении ученика, а 45% сообщат знакомым.

В заключительном вопросе, только 17% сообщат в органы до возникновения подобных событии против 37%.

В результате полученных данных можно дать следующее ответы, без подготовки студенты демонстрируют неплохие показатели осведомлённости о проблеме, но при этом они не знают, куда обратиться в случае давления на них извне, и не имеют доверия к сотрудникам силовых ведомств.

Более 70% респондентов обеспокоены данной ситуацией, при этом свыше 60% не чувствует себя в безопасности. При протекании ЧС менее 30% знает, что нужно не просто закрыть дверь, а забаррикадироваться, и менее 40% понимают, что должны выключить телефоны.

На наш взгляд, после проведения исследования можно сформулировать следующие рекомендации по организации на базе Мичуринского государственного аграрного университета:

1. Проводить каждое начало года с педагогами инструктаж о правилах поведения при стрельбе в образовательных учреждениях;

2. Раздать распечатки правил действий в данных ЧС студентам;

3. Проводить 1-2 учебных мероприятия на кафедрах по правилам поведения в данных ситуациях;

4. Приглашать сотрудников Росгвардии, МВД, ФСБ. Ветеранов боевых действий в Чечне, Сирии для проведения бесед и формирования доверия среди подрастающего поколения;

5. Вести учёт всех студентов, которые неоднократно проявляли агрессию на занятиях, испытывали нервные срывы;

6. Заведующим кафедрами проявлять внимание к студентам, испытывающим трудности при сдаче зачётов, экзаменов, которые при этом не являются слабыми учащимися.

В итоге, важно понимать, что данный деструктивный процесс пришёл надолго и ему нужно уметь противодействовать на разных уровнях, в том числе в студенческой среде, вырабатывая адекватные механизмы распознавания радикального девиантного поведения [2]. Поскольку это не образовательная, а

общественная многокомпонентная проблема, то и решение должно быть комплексным.

Список литературы:

1. Гусева М. Н., Синепупова О.С. Организационно-правовое обеспечение государственной антитеррористической политики // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

2. Гусева М. Н., Рысев К.Н. Реализация государственной антитеррористической политики в масштабах городского округа // Конституционная реформа и национальные цели развития России: социально-экономические и политико-правовые приоритеты: Сборник статей и докладов международной научно-практической конференции, Орёл, 02 декабря 2020 года / Под редакцией П.А. Меркулова, О.В. Малаховой. Орёл: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2021. С. 107-110.

3. Карпачева Т. В., Юревич А.А. Профилактика подросткового экстремизма средствами медиаобразования // Педагогика безопасности: наука и образование: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 30 ноября 2019 года. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. С. 44-48. EDN ЦШШ^

4. Крутикова В.В., Толмачев А.В. Место отдела лицензионно-разрешительной работы в системе исполнительных государственных органов // В сборнике: Устойчивое развитие экономики региона (II Шаляпинские чтения). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. под ред. Н.В. Карамновой. 2019. С. 194-198.

UDC 316.485.6/351.75

SOCIOLOGICAL RESEARCH ON THE BEHAVIOR OF STUDENTS IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION UNDER THE CONDITIONS OF THE

WEAPON THREAT

Victoria V. Krutikova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tokareva-vik@yandex.ru Andrey V. Tolmachev undergraduate lexus644@rambler.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The aim of the study was to analyze the knowledge of students of the Michurinsk State Agrarian University in the framework of a sociological study aimed at mass executions in educational institutions and the rules of conduct in these situations.

Keywords: destructive processes, educational institutions, sociological survey, threat with weapons.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.