УДК 316.485.6/351.75
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О ПОВЕДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ В УСЛОВИЯХ УГРОЗЫ
ОРУЖИЕМ
Виктория Валерьевна Крутикова
кандидат экономических наук, доцент tokareva-vik@yandex.ru Андрей Валерьевич Толмачев
магистрант lexus644@rambler.ru Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Целью исследования стал анализ знаний студентов Мичуринского Государственного аграрного университета в рамках социологического исследования о массовых расстрелах в образовательных учреждениях и правилах поведения в данных ситуациях.
Ключевые слова: деструктивные процессы, образовательные учреждения, социологический опрос, угроза оружием.
В современное время образовательные учреждения сталкиваются с угрозами, связанными с угрозой терактов, использования оружия и прочих деструктивных антиобщественных явлений[1]. Поскольку управление процесс непрерывный, руководителю образовательного учреждения важно знать не только текущие, но потенциальные угрозы, которые могут привести к срыву образовательного процесса и нанести вред жизни и здоровью обучающихся [3].
Число подобных случаев в России растет, несмотря на ряд предпринимаемых профилактических мероприятий: Москва, Керчь, Казань, Пермь - это города, где происходили трагедии. Вне зависимости от побудительных внутренних или внешних мотивов, школьники, выпускники и другие лица сознательно шли убивать обучающихся и персонал учреждений [4].
С учётом частотности данного деструктивного явления и актуальности данной проблемы в России, нами было проведено социологическое исследование.
Цель исследования:
1. Проверка знании у студентов о правилах поведения в чрезвычайной ситуации без дополнительного обучения.
Задачами исследования являются, узнать:
1. Что студенты Мичуринского ГАУ знают о массовых расстрелах в образовательных учреждениях;
2. Как правильно действовать в данных чрезвычайных ситуациях;
3. Отношение студентов к педагогам и доверие к ним;
4. Отношение студентов к органам безопасности и доверие к ним.
Эмпирической базой исследования являются материалы социологического
исследования, проведенного по анкете-интервью.
Было опрошено 48 респондентов в г. Мичуринске, Тамбовской области. Обследование проводилось с 3 Декабря 2021 года по 25 Января 2022 г. Для улучшения понимания вопросы были разбиты на 2 блока по 5 вопросов. Среди опрашиваемых 23 мужчин 48 % и 25 женщин 52 %.
Магистрантов (12 чел.) - 25 %, учащиеся СПО (5 чел.) - 10 %, (31 чел.) 65% бакалавров Мичуринского ГАУ. По возрасту, опрашиваемые респонденты разделены на 4 группы:
(16-21 лет) - 15 человек 31%. (21-25 лет) - 33 человек 69%.
Таблица 1
Блок вопросов №1
Обеспокоены
ли Вы
Ситуацией
появления
№1 расстрелов в образовательн ых учреждениях Обеспокоен Скорее да Скорее нет Больше нет, чем да
70% 22% 3% 5%
Что Вы знаете
№2 о массовых расстрелах в учебных заведениях? Всё из телевизора Ничего не знаю Из социальных сетей С новостных сайтов
9% 13% 63% 15%
На фоне
периодически
№3 х массовых расстрелов в учебных заведениях как Вы оцениваете уровень безопасности в МичГАУ? Чувствую себя в безопасности Среднее чувство, не в полной безопасности, но и не боюсь Считаю, что в МичГАУ подобного не случится Стараюсь временно не ходить на занятия, если в стране случаются подобные инциденты
25% 61% 2% 12%
Считаете ли
Вы что у Да имеются
№4 убийц в учебных заведениях, имелись основания, Да Нет Это не оправдывает их, чтобы они не пережили, так поступать нельзя основания, что люди могут довести до стрельбы в них своими отвратительным
почему они так поступили? поведением и пренебрежением
2% 18% 78% 2%
Насколько Это Случаи слишком
№5 вероятно, что стрелками могли Высокая вероятность Низкая вероятность самостоятельные действия «стрелков» и частые а подготовка очень тщательная для
управлять сторонние агентуры? никаких агентур не было Обучающихся гражданских вузов
13% 39% 15% 33%
По результатам 1 блока данных, удалость выяснить, что 70% опрошенных
обеспокоены сложившейся ситуацией со стрельбой в образовательных учреждениях.
Во втором вопросе 63% респондентов узнавали о происшествиях из социальных сетей.
В-третьем вопросе, вариант ответа: «Чувствую себя в безопасности выбрали» 25% опрошенных респондентов, и 12% заявили, что перестают временно ходить на занятия после подобных инцидентов по стране.
На четвёртый вопрос, 78% опрашиваемых ответили: «Что вне зависимости от действия окружающих, это не оправдывают стрелков».
В заключительном вопросе 1 блока, 40% респондентов выбрали вариант ответа «низкая вероятность» и 33% выбрали ответ: «Случаи слишком частые, а подготовка очень тщательная для обучающихся гражданских вузов».
Таблица 2
Блок вопросов №2_
Вы знаете куда
обратиться, если
Вам начинают
писать анонимы в
№6 социальных сетях, угрожать Да Нет Не уверен Больше нет, чем да
родным и близким, если Вы
не будите
исполнять их
требовании?
45% 35% 15% 5%
№7 Что нужно делать в случае тревоги при вооружённом нападении? Закрыть дверь на замок, дожидаться сотрудников МВД, Росгвардии Плотно забаррикадировать дверь и ждать сотрудников МВД, Росгвардии Спокойно эвакуироваться из здания через аварийные выходы Спрятаться в пустом помещении за столы
47% 28% 11% 14%
№8 Какие действия, чтобы успокоить родных Вы предпримите в Отошлю SMS и выключу телефон Позвоню и шепотом передам, что произошло Затрудняюсь ответить Отключу телефон и позвоню, как окажусь в
случае данной ЧС? безопасном месте
37% 48% 8% 7
№9 В случае обнаружения ненормального поведения одногруппника Вы сообщите педагогу, что его увлечения, высказывания, тексты имеют много насилия в содержании? Вас это мало будет волновать Подойдёте и объясните, педагогу Предупредите своих знакомых Промолчите, так как это Вас не касается
10% 33% 45% 12%
№10 Каковая вероятность, что до возникновения подобных ситуации Вы обратитесь за помощью к сотрудникам Росгвардии, ФСБ, МВД? Да Нет Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да
17% 37% 26% 20%
В первом вопросе, удалость выяснить, что 45% знают, куда обратиться в случае угроз в сетях интернет, которые побуждают к определённым незаконным действиям. Не знают куда обратиться 35% среди респондентов.
Во втором вопросе только 47% указали, что нужно закрыть дверь на замок, ещё меньше 28% респондентов выбрали правильный вариант забаррикадироваться, так как замок может быть прострелен, взорван небольшой шашкой с порохом и т.д.
В третьем вопросе, только 37% выбрали SMSсообщение и выключение телефона, а 48% выбрали звонок, в моменты подобных ЧС, до прибытия сотрудников силовых ведомств, важно отключать телефон, так как звонок может привлечь убийцу в аудиторию или раскрыть место звуковым сигналом, где спрятался учащийся.
На четвёртый вопрос, опрашиваемые ответили в количестве 33%, что сообщат педагогу о ненормальном поведении ученика, а 45% сообщат знакомым.
В заключительном вопросе, только 17% сообщат в органы до возникновения подобных событии против 37%.
В результате полученных данных можно дать следующее ответы, без подготовки студенты демонстрируют неплохие показатели осведомлённости о проблеме, но при этом они не знают, куда обратиться в случае давления на них извне, и не имеют доверия к сотрудникам силовых ведомств.
Более 70% респондентов обеспокоены данной ситуацией, при этом свыше 60% не чувствует себя в безопасности. При протекании ЧС менее 30% знает, что нужно не просто закрыть дверь, а забаррикадироваться, и менее 40% понимают, что должны выключить телефоны.
На наш взгляд, после проведения исследования можно сформулировать следующие рекомендации по организации на базе Мичуринского государственного аграрного университета:
1. Проводить каждое начало года с педагогами инструктаж о правилах поведения при стрельбе в образовательных учреждениях;
2. Раздать распечатки правил действий в данных ЧС студентам;
3. Проводить 1-2 учебных мероприятия на кафедрах по правилам поведения в данных ситуациях;
4. Приглашать сотрудников Росгвардии, МВД, ФСБ. Ветеранов боевых действий в Чечне, Сирии для проведения бесед и формирования доверия среди подрастающего поколения;
5. Вести учёт всех студентов, которые неоднократно проявляли агрессию на занятиях, испытывали нервные срывы;
6. Заведующим кафедрами проявлять внимание к студентам, испытывающим трудности при сдаче зачётов, экзаменов, которые при этом не являются слабыми учащимися.
В итоге, важно понимать, что данный деструктивный процесс пришёл надолго и ему нужно уметь противодействовать на разных уровнях, в том числе в студенческой среде, вырабатывая адекватные механизмы распознавания радикального девиантного поведения [2]. Поскольку это не образовательная, а
общественная многокомпонентная проблема, то и решение должно быть комплексным.
Список литературы:
1. Гусева М. Н., Синепупова О.С. Организационно-правовое обеспечение государственной антитеррористической политики // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.
2. Гусева М. Н., Рысев К.Н. Реализация государственной антитеррористической политики в масштабах городского округа // Конституционная реформа и национальные цели развития России: социально-экономические и политико-правовые приоритеты: Сборник статей и докладов международной научно-практической конференции, Орёл, 02 декабря 2020 года / Под редакцией П.А. Меркулова, О.В. Малаховой. Орёл: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2021. С. 107-110.
3. Карпачева Т. В., Юревич А.А. Профилактика подросткового экстремизма средствами медиаобразования // Педагогика безопасности: наука и образование: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 30 ноября 2019 года. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. С. 44-48. EDN ЦШШ^
4. Крутикова В.В., Толмачев А.В. Место отдела лицензионно-разрешительной работы в системе исполнительных государственных органов // В сборнике: Устойчивое развитие экономики региона (II Шаляпинские чтения). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. под ред. Н.В. Карамновой. 2019. С. 194-198.
UDC 316.485.6/351.75
SOCIOLOGICAL RESEARCH ON THE BEHAVIOR OF STUDENTS IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION UNDER THE CONDITIONS OF THE
WEAPON THREAT
Victoria V. Krutikova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
tokareva-vik@yandex.ru Andrey V. Tolmachev undergraduate lexus644@rambler.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The aim of the study was to analyze the knowledge of students of the Michurinsk State Agrarian University in the framework of a sociological study aimed at mass executions in educational institutions and the rules of conduct in these situations.
Keywords: destructive processes, educational institutions, sociological survey, threat with weapons.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.