УДК 338.3:339.634
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
Елена Валерьевна Вайднер
кандидат социологических наук, доцент
ка1-уа] ёпег@у апёех. гц Екатерина Ильинична Вайднер
магистр kat-vaj dner@yandex. т Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье представлены результаты анализа экологических составляющих духовной жизни. Выявлены причины проблемы формирования ценностей. С одной стороны, культурный кризис можно рассмотреть как процесс, связанный с утратой духовных ценностей человека, а с другой стороны, можно сказать, что это необходимый процесс, свойственный особенностям современной экологической культуры. Было проведено социологическое исследование по проблеме формирования экосистемного мировоззрения среди молодежи, показавший составляющие системы духовных ценностей.
Ключевые слова: кризис, экосистемное мировоззрение, культура, молодежь, вера, ценности.
В настоящее время остаётся актуальной проблема взаимосвязи между формированием экосистемного мировоззрения, культуры человека и веры человека в Бога. В современном мире, где активно пропагандируется культ потребления и денег, удел окружающей среды остаётся непримечательным. Однако, уже сейчас становится очевидным, что мир находится в экологическом кризисе и именно будущим поколениям предстоит его решать.
Один из путей решения предлагает Православная церковь.
«По Библии, человек теснейшим образом связан с природой. Он создан в один день с животными (Быт 1:24-31); тело его образовано из "праха земного" (Быт 2:7). В то же время он по-своему иноприроден прочим творениям. Он — образ и подобие Самого Творца, Который "вдунул в лице его дыхание жизни". Поэтому человек занимает в природе царственное положение: он призван "владычествовать" над ней (Быт 1:26). Тем не менее, в идеале это владычество не есть насилие. Адам был поставлен Богом "возделывать и хранить" насаждение Господне (Быт 2:15). Пока человек сам не нарушил гармонии своих отношений с Богом, его отношения с природой были также гармоничными. Только восстание против Творца, Грехопадение, исказило взаимосвязь "человек-природа". "Земля", из которой был создан человек, стала оказывать ему сопротивление, и он вступил с ней в единоборство (Быт 3:17-19). Сказание о «Потопе» символизирует мысль Библии о зависимости природы от нравственного состояния человека. Он - ее душа, ее смысл, и его болезненное состояние отзывается на состоянии природного "тела". Но это не означает, что Священное. Писание рассматривает природу как реальность, не заслуживающую внимания. Она - тварь Божья. Господь простирает и на нее Свой Промысл (Пс 103:21-33). Хотя человек превосходит ее, она по-своему отображает красоту и совершенство замыслов Творца (Мф 6:28-30). Природа создана неисповедимой Премудростью и заслуживает благоговейного восхищения (Иов 38-41; Притч 8:22-31). Бог даже заключает с ней Завет, как заключил с человеком (Быт 9:10). Милосердный закон субботнего отдыха распространяется и на животных (Исх 23:12). Забота о скоте запечатлена в уставах Закона (Втор 25:4)» [2].
Отношение человека к природе- это показатель его собственной культуры, и она формируется с детства. «Так Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1995, с. 3-4) писал: «Творец заложил в человека стремление к самопознанию и к изучению окружающей реальности. Это стремление - великое благо. Господь дал нам и возможность улучшать собственную жизнь, творчески преобразовывать мир... Вседержитель сделал человека властелином природы. Это великая честь, но и великая ответственность, огромные права, но и огромные обязанности» [3, С. 13]. Формирование у человека представления о природе, как о духовной ценности позволяет личности почувствовать взаимосвязь природы и человечества на психологическом уровне, что является одной из составляющих формирования экосистемного мировоззрения, «Священное Писание, утверждая владычество человека над творением, не отрицает благоговейного отношения к природе как созданию Божьему. Более того, Библия учит, что состояние всей природы во многом зависит от духовного состояния человека» [4,5].
Высокоразвитая экологическая культура (как индивидуума, так и общества) обеспечивает приоритет экологических ценностей в морально-этических нормах, социально-экономических стратегиях и нормативно-правовых основаниях деятельности, в рамках Божьего промысла [6]. «А в обществе с низким уровнем экологической культуры существуют иные приоритеты - сиюминутной выгоды, потребительского и неприязненного отношения к природе, безразличия к экологическим ценностям и проблемам» [7, с. 49]. Демоническое потребление с умерщвлением любых препятствий на пути, «собственного счастья», проявляются не только по отношению к природе, но и людям, целым народам.
Для понимания поставленного вопроса важно понять само значение «экологические аспектов» в духовной жизни современного человека. Что невозможно сделать без понимания отношения гражданина к природе, поскольку экологическая деятельность не достигнет желаемых результатов, если люди не будут стремиться преодолеть свое отчуждение от Бога и жить по Его заповедям.
Целью исследования нашей научной работы является: проведение социологического анализа экологических составляющих в духовной жизни мичуринцев.
Эмпирической базой исследования являются материалы социологического исследования, проведенного по анкете-интервью. Было опрошено 200 респондентов в г. Мичуринске Тамбовской области. Обследование проводилось с августа 2021года по сентябрь 2021 г. Возраст опрашиваемых был от 18 до 35 лет.
Задачами исследования являются:
- определение отношения жителей к экологическому состоянию города;
- выявление воздействия зелёных зон на психическое и эмоциональное состояние городских жителей;
- определение роли природы в духовной составляющей личности;
- нахождение способов решения экологических проблем городской среды.
Для улучшения понимания опроса, вопросы были разбиты на 4 блока. В
результате исследования нами было получены следующее данные: на 1 блок из
4 вопросов были получены следующее результаты:
№ 1 Как Вы оцениваете экологическу ю ситуацию в целом в г. Мичуринске? Хорошая Удовлетворите льная Плохая Затрудняюсь ответить
70% 12% 7% 11%
№ 2 Какие факторы, по Вашему мнению, наиболее сильно ухудшают экологию в г. Мичуринске? Выхлопные газы автотранспор та Загрязнение воздуха промышленны ми предприятиями Загрязнение рек Бытовой мусор на пляжах в парках и улицах.
61% 25% 6% 8%
№ 3 Как Вы относитесь к деятельности общественных Положительн о Нейтрально Отрицательно Я их вообще не знаю
экологических организаций?
20% 60% 10% 10%
№ 4 Какие меры, на ваш взгляд, необходимы в настоящее время для улучшения экологической ситуации? Увеличение ответственно сти за загрязнение окружающей среды Повышение уровня экологической культуры и грамотности населения Большее внимание к данным проблемам со стороны власти Привлечение частных компании к сбору мусора
60% 20% 15% 5%
В ответах на первый вопрос 70% опрошенных респондентов заявили, что
довольны экологической обстановкой. На второй вопрос- опрашиваемые, среди главных факторов загрязнения, поставили авто. транспорт, 61%. Однако, на вопрос об экологических организациях около 60% респондентов выбрали пункт «нейтрально» по отношению к ним. В заключительном вопросе 1 блока, 60% выбрали увеличение ответственности за загрязнение окружающей среды.
Во 2 блоке из 4 вопросов были получены следующее данные:
Согласны ли
№5 Вы с выражением «Человек- хозяин природы» Да Нет Не уверен Больше нет, чем да
45% 35% 15% 5%
№6 При виде на поляне красиво цветущего разнотравья Вы: Восхищаетесь великолепием красок и форм природы Спешите поделиться со сверстниками и радостью общения с природы Испытываете желание сорвать букет Мне больше нравится техника и технологи чем природа
45% 45% 5% 5%
Зависит ли
Ваше
настроение на
№7 прогулке от того, что она происходит в экологически-загрязненной зоне парка? Да Нет Затрудняюсь ответить Больше нет, чем да
100% - - -
№8 Как часто Вы посещаете места отдыха в нашем городе (скверы, парки и т.д.)? Раз в неделю Раз в месяц Раз в год Не посещаю
50% 27% 17% 6%
На пятый вопрос 45% опрашиваемых ответила «да», и лишь 35% «нет». На
шестой вопрос 45% ответили, что будут восхищаться красотой и столько же заявили, что захотят поделиться этим с друзьями, 5% выбрали вариант «сорвать», 5% предпочли технику и технологию живой природе. В седьмом вопросе 100% респондентов подтвердили, что настроение будет зависеть от прогулки в чистой или грязной зоне парка. На восьмой вопрос половина опрашиваемых заявила, что посещает места общественного отдыха раз в неделю, и 6% процентов вообще не гуляет в городе.
На 3 блок из 4 вопросов были даны следующие ответы:
В этом
№9 Есть ли у Вас любимый уголок природы? За городом В черте города В городе городе нет, но любимый уголок природы есть
44% 12% 25% 19%
Вы готовы стать
№10 непосредственным участником экологических мероприятий? (экологических субботников, акций, и т.д.) Готов всегда Иногда Нет необходимости Конечно, нет
48% 25% 13% 14%
№11 Нужно ли больше зелёных зон в городе? Да Нет Больше да, чем нет Больше нет, чем да
80% 16% 3% 1%
В третьем блоке ответы группы опрашиваемых респондентов
распределились следующим образом: на девятый вопрос треть ответила, что предпочитает природу за городом, и лишь 12 % имеют любимый «уголок
природы» в городе. Отвечая на десятый вопрос, почти половина анкетируемых подтвердила готовность принять участие в субботниках и экологических акциях. А в одиннадцатом, подавляющее большинство отметило необходимость создания новых зелёных зон в городе.
№12 Согласны ли Вы с тем, что площадь зелёных зон в городе нужно сократить. Да Нет Больше да, чем нет Больше нет, чем да
- 100% - -
В заключительном вопросе 3 блока 100% респондентов категорически против сокращения зелёных зон в городе.
В итоге было выяснено, что отношение к природе у жителей г. Мичуринск хорошее, как и к экологическому состоянию города, граждане понимают, что наличие парков и садов влияет на их настроение, многие согласны принять личное участие в благоустройстве города. И все опрашиваемые согласны с тем, что зелёные насаждения сокращать не нужно.
В результате полученных данных можно дать следующие рекомендации по улучшению не только экологической ситуации, но и формированию экологической культуры населения ,в особенности, молодёжи.
Поскольку «Создание положительной мотивации и активной заинтересованности в деятельности происходит благодаря реализации принципа - от глобальных проблем к местным (локальным)» [5, С10].
Так, Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (25 февраля 2013 года) принял документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». В нём были выдвинуты следующее положения: «Приобщение священнослужителей к изучению основ экологии как науки и законов функционирования биосферы.
Для воспитания детей и молодежи в духе ответственности за состояние природы представляется необходимым целенаправленно вводить темы христианской экологической этики в церковные, а по возможности и в светские программы образования и воспитания.
Желательна и организация специальных церковных курсов и образовательных программ, раскрывающих православное видение экологической проблематики для студенческой и научной общественности, а также регулярные теоретические и практические экологические занятия для детей и взрослых» [1].
На наш взгляд, можно рекомендовать следующее:
- организацию посадок саженцев в заранее подготовленных зонах, с привлечением СМИ, поскольку более высоким приоритетом в глазах населения обладает компоненты среды, поддающиеся хорошей визуальной оценке;
-проведение учебных мероприятий в школах и вузах, связанные с природой родного края, будет способствовать формированию экологического мировоззрения;
- привлечение учащихся для практического ознакомления с хозяйственной деятельностью в экологической сфере;
В свою очередь создание новых зелёных зон позволит в городе решить следующее вопросы:
- позволяет сформировать хорошее психо-эмоциональное состояние, которое также является косвенным фактором, влияющим на производительность труда;
- защитные - находясь между тротуаром и транспортным потоком, обеспечит безопасность пешеходов. Защищает от перегрева солнечными лучами и чрезмерного шума.
Осуществляют психологическое воздействие - цветом, формой, запахом обеспечивают приятное эмоциональное состояние граждан. В различные времена года вносят разнообразие, формируют эффект присутствия природы. Что также, важно для городов особенно для г. Мичуринска, являющимся туристическим городом.
В итоге, учитывая косвенные и прямые факторы от зелёных зон и отношение граждан к экологии можно констатировать, что практическая экологическая деятельность будет оправдана и положительно воспринята
гражданами, и будет способствовать формированию экологической культуры, снизит оторванность от природы. Позволит уделить больше внимания природе в формировании духовных качеств подрастающих поколении. А в городах, имеющих экологическое загрязнение, из-за работы промышленных предприятии, работа в данном направлении, на наш взгляд, еще более востребована.
Использованная литература:
1. Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2775125.html (дата обращения: 12.10.2021).
2. Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //yakov.works/spravki/4_faith_bible/varia/priroda.html (дата обращения: 12.10.2021).
3. Кто претендует на роль покровителя экологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/kto-pretenduet-na-rol-pokrovitelya-ekologii.pdf (дата обращения: 12.10.2022).
4. Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //yakov.works/spravki/4_faith_bible/varia/priroda.html (дата обращения: 12.10.2022).
5. Баудер Г. А., Полунина Л.И. Психолого-педагогический аспект национального характера в обрядовых играх русского народа // Неофилология. 2018. Т. 4. № 14. С. 11-17. - DOI 10.20310/2587-6953-2018-4-14-11-17. - EDN XPCTFR.
6. Логунова Е. П., Логунова М.С. Некоторые вопросы экологии культуры // Экологическая педагогика: проблемы и перспективы в свете развития технологий Индустрии 4.0: Материалы Международной научной школы, организованной при финансовой поддержке Администрации
Тамбовской области, Мичуринск, 26 октября 2017 года / Под общей редакцией Е.С. Симбирских. Мичуринск: Мичуринский государственный аграрный университет, 2017. С. 274-278. - EDN UPKFPG.
7. Непрерывное экологическое образование и экологические проблемы: материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов и учащихся. Апрель 2009 года. - Красноярск: СибГТУ, 2022.
UDC 338.3:339.634
ECOLOGICAL COMPONENTS OF SPIRITUAL LIFE
Elena V. Weidner
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor
kat-vaj dner@yandex. ru Ekaterina I. Weidner
master student Michurin State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The article presents the results of the analysis of the ecological components of spiritual life. The causes of the problem of formation of values are revealed. On the one hand, the cultural crisis can be considered as a process associated with the loss of human spiritual values, and on the other hand, it can be said that this is a necessary process inherent in the characteristics of modern ecological culture. A sociological study was conducted on the problem of the formation of an ecosystem outlook among young people, which showed the components of a system of spiritual values.
Key words: crisis, ecosystem outlook, culture, youth, faith, values.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.