Социологическое исследование этнической идентичности студентов -представителей русского, хакасского и тувинского этносов
С. В. Третьякова
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия), [email protected].
Одной из важнейших и широко изучаемых характеристик этноса является этническая идентичность. Современные социально-психологические исследования показывают, что достаточно давно ведётся поиск новых путей в понимании природы этничности [5], этнических установок [8]. Исследованием проблем этнической идентичности занимались как зарубежные, так и отечественные учёные: А. Тэджфел, Т.Г. Стефаненко, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, А.Н. Татарко, В.А. Сухарев и др.
Развивающееся современное общество, как правило, полиэтнично и поликультурно, и в сознании каждого социализирующегося субъекта присутствует не только образ своей этнической группы, но и «чужих» этнических общностей. Таким образом, этнические представления являются одной из важных составляющих социальной информации, которые можно определить как систему социокультурно обусловленных представлений о характеристиках, нормах, правилах и атрибутах представителей своей и чужой этнических групп [6].
В настоящее время, предметом исследований этнопсихологов чаще всего становится этническая идентичность в сформированном виде, характерном для взрослых людей [7]. Нарушение этнической идентичности могут обуславливать появление напряжённости между различными
этническими группами, что проявляется в возникновении национальной розни, межэтнических конфликтов [4].
В связи с обострившейся политической обстановкой в стране во многих регионах наблюдаются проявления экстремизма и этнонигилизма. Поскольку Хакасия - полиэтнический регион, а активные проявления экстремизма более характерны для молодых людей, то для изучения этих нежелательных явлений было организовано исследование некоторых этнопсихологических особенностей студентов ХГУ им. Н.Ф. Катанова, принадлежащих к русской, хакасской и тувинской этническим группам.
В нашем исследовании мы исходили из понимания этнической идентичности как составной части социальной идентичности, представляющей собой результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, отождествления себя с ним и отделения от других этносов.
Степень готовности к диалогу, а также интегративной направленности межкультурных коммуникаций, толерантности отражается в типе этнической идентичности. Для анализа типологии этнической идентичности наших респондентов применена методическая разработка Г. У. Солдатовой. Она позволяет диагностировать этническое самосознание и его изменения в условиях межэтнической напряженности.
Использовались следующие методы: опросник «Стратегии защиты идентичности» Г. Бреквелла - Г. Томэ; методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой; методика З.В. Сикевич «Этнические установки» [3].
В исследовании приняли участие 755 студентов ХГУ им. Н.Ф. Катанова; 498 (66%) из них обучаются по программам высшего профессионального образования, 257 (34%) - среднего. Выборку составили студенты 1-5 курсов всех институтов, факультетов и колледжей университета, но большинство опрошенных (74,8%) - 2- и 3-курсники. 25,4% респондентов - юноши, 74,6% - девушки. 564 респондента (70,5%) считают себя русскими, 120 (15%) идентифицируются как хакасы, 49 (6%) - тувинцы, 44 (8,5%) позиционируют себя как представителей других этнических групп (украинцы, немцы, алтайцы, татары, евреи, армяне,
киргизы, белорусы, поляки, чуваши, грузины, ингуши, корейцы, мордва, ордынцы, узбеки, цыгане, шорцы), либо не идентифицируются ни с каким этносом.
Проведен количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием Т-критерия Стьюдента и однофакторного дисперсионного анализа.
Результаты исследования показали, что для студентов, обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования, наиболее характерна этническая толерантность; реже фиксируются проявления этнической индифферентности. У учащихся среднего звена сильнее, чем у студентов, обучающихся по программа высшего профессионального образования, выражен этнофанатизм (средний балл 13,74), а у последних - этноэгоизм (средний балл 12,1), который следует трактовать как тенденцию перехода от естественного предпочтения своей этнической группы к абсолютной убежденности в превосходстве над «чужими».
Показатели этнонигилизма (р<0,005) и этнофанатизма (р<0,006) статистически достоверно выше в группе учащихся среднего звена; этническая толерантность сильнее выражена у студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования (р<0,014).
С помощью опросника «Стратегии защиты идентичности» выявлено, что учащиеся среднего образовательного звена предпочитают стратегии приспособления (1,05), достижения (0,90) и интрапсихические защиты (0,99). Для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования, также характерна техника приспособления (1,13) и интрапсихические защиты (0,86). Кроме этого, среди них популярны межличностные защиты (0,87), в которых нередко используется переоценка своей этнической группы.
Рассматривая особенности этнической идентичности студентов ХГУ им. Н.Ф. Катанова с учётом этнической принадлежности мы обнаружили, что у русских, хакасов и тувинцев преобладает такой тип этнической идентичности как позитивная норма, что расценивается как норма и представляет собой сбалансированное, толерантное отношение как к
представителям собственного, так и других этносов. Самый высокий уровень позитивной нормы присущ студентам-хакасам (18,77), самый низкий - русским (17,92). Этноэгоизм наиболее ярко выражен у русских студентов, этноизоляционизм - у тувинцев (12,51). Присутствие у всех представителей таких типов идентичности как этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой степени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискриминационных форм межэтнических отношений. В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы [2].
Так же интересны результаты исследования стратегий защиты идентичности. Проведя анкетирование студентов ХГУ, мы выявили, что для русских, хакасов и тувинцев наиболее характерна техника приспособления. Хакасы предпочитают защитную технику (0,37) и интрапсихические защиты (0,86). У тувинцев наиболее выражены избегающая техника (1,02), техника достижения (1,00) и межличностные защиты (0,98). Это может свидетельствовать о том, что тувинцы в большей мере преодолевают трудности уходя на долгое время от конфликта или напряженной обстановки без их разрешения.
Помимо типов и стратегий защиты идентичности мы рассматривали этнические установки и выявили, что этноцентризм наиболее выражен у студентов тувинской национальности (12,86). Это обозначает ориентацию личности только на одну свою этническую общность и тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказалась в центре всего, а все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на неё. Этническая же толерантность более выражена у русских (8,95), чем у тувинцев (7,06). Внешне этническая толерантность отражается в выдержке, самообладании, способности индивида длительно выносить непривычные воздействия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей.
Таким образом, для молодежи республики Хакасия, принявшей участие в исследовании, в целом характерна позитивная этническая идентичность в сочетании с противоречивостью этнического самосознания и склонностью к использованию приспособительных защитных техник существования.
Учащиеся среднего профессионального образования характеризуются менее благоприятной картиной этнической идентичности, чем студенты высшего профессионального образования, у которых больше выражена позитивная идентичность и ниже уровень этнонигилизма и этнофанатизма.
Обнаружено, что у русских студентов выше уровень этноэгоизма, предполагающий напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой счет". У тувинских студентов самые высокие показатели этноиндифферентности, этнофанатизма и этноизоляционизма, что говорит о желании данного этноса сохранить генотип этнической группы "чистым". Наиболее благоприятная картина идентичности выявлена у хакасских студентов.
Литература
1. Карамашева Т.А., Гусева Т.Б. // Особенности этнической идентичности у студентов и школьников хакасского этноса [Текст] / Карамашева Т.А., Гусева. Т.Б. // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: материалы третьей международной научно-практической конференции / под ред. Т.А. Фотековой. - Абакан: Изд-во «Диалог Сибирь -Абакан», 2008.
2. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности [Текст] / М.: Смысл, 1998.
3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. — М: Аспект Пресс, 2008.
4. Сухарев А.В., Бухарева С.Л. Особенности этнической идентичности подростков в этнически ориентированных учебных центрах [Текст] / А.В. Сухарев, С.Л. Бухарева // Вопросы психологии. - 2005. - №6.
5. Тишков В.Л. О феномене этничности [Текст] / В.Л. Тишков // Этнографическое обозрение. - 1997. - №3.
6. Фомина Ю.И. // Содержание этнических представлений в подростковом возрасте. [Текст] / Фомина Ю.И. // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: материалы третьей международной научно-практической конференции / под ред. Т.А. Фотековой. - Абакан: Изд-во «Диалог Сибирь - Абакан», 2008.
7. Ходаковская Г.Ф., Гусева Т.Б. // Особенности этнической идентичности русских [Текст] / Ходаковская Г.Ф., Гусева Т.Б // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: материалы третьей международной научно-практической конференции / под ред. Т.А. Фотековой. -Абакан: Изд-во «Диалог Сибирь - Абакан», 2008.
8. Tajfel H., Jahoda G. Development in children of concepts and attitudes about their own and other nations: a cross-national study // Proceeding of the XVIIIth International Congress of Psychology. Moscow, 1966.
— • —