РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ RELIGION STUDIES AND SOCIOLOGY OF CULTURE
УДК 316.477
DOI 10.52575/2712-746X-2022-47-3-570-583
Социологический потенциал теоретической модели обращения в православие святителя Феофана (Говорова)
Уфимцева Е.И.
Саратовский национальный исследовательский университет имени Н.Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 120, корпус 7. E-mail: [email protected]
Аннотация. На современном этапе активизации религиозной жизни в её индивидуальных и социальных проявлениях особую значимость представляет изучение проблемы религиозного обращения. Несмотря на наличие публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования отечественного наследия в области социологического изучения процесса обращения россиян в православие. Цель данного исследования - выявить и описать социологический потенциал концептуальной модели обращения в православие Феофана (Говорова). В результате были выявлены и описаны её содержательные и структурные компоненты: смысловые значения понятия «обращения», основные требования к условиям обращения, структурные элементы процесса обращения, типологические особенности, социальные факторы и результаты обращения. Были выявлены некоторые противоречия рассматриваемой концептуальной модели обращения и предложена её эмпирическая верификация в рамках социологических исследований обращения в православие современных россиян. Автором впервые предложена социологическая концептуализация воззрений Феофана (Говорова) на основные параметры процесса обращения в православие.
Ключевые слова: обращение в православие, социология конверсии, религиозная конверсия, формирование православной идентичности, религиозная социализация
Для цитирования: Уфимцева Е.И. 2021. Социологический потенциал теоретической модели обращения в православие святителя Феофана (Говорова). NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 47(3): 570-583. DOI: 10.52575/2712-746X-2022-47-3-570-583
The Sociological Potential of the Theoretical Model of Conversion to Orthodoxy of St. Theophan (Govorov)
Ekaterina I. Ufimceva
Saratov State University, Bild, VII, 120 Bolshaya Kazachia St, Saratov 410012, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. At the present stage of the activation of religious life in its individual and social manifestations, the study of the problem of religious conversion is of particular importance. Despite the availability of publications on this issue, there are practically no studies of the national heritage in the field of sociological study of the process of conversion of Russians to Orthodoxy. The purpose of this theoretical
study is to identify and describe the sociological potential of the conceptual model of conversion to Orthodoxy by Theophan (Govorov). The work for the first time offers a sociological conceptualization of the views of Feofan (Govorov) on the main parameters of the process of conversion to Orthodoxy: the sociological meanings and meanings of the conversion process developed by the thinker are described; a meaningful characteristic of the social structure of conversion allocated by him is presented; the social practices, social factors and social features of conversion described by him are classified in the context of socialization and resocialization models of conversion. Some contradictions of the considered conceptual model of conversion are also revealed, its theoretical and methodological possibilities in application to sociological research are indicated, and its empirical verification within the framework of sociological studies of conversion to Orthodoxy of modern Russians is also proposed.
Keywords: sociology of conversion, religious conversion, formation of Orthodox identity, religious socialization
For citation: Ufimceva E.I. 2021. The Sociological Potential of the Theoretical Model of Conversion to Orthodoxy of St. Theophan (Govorov). NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law, 47(3): 570-583 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-746X-2022-47-3-570-583
Введение
Проблема религиозного обращения определяется современным научным сообществом как одна из актуальных и значимых проблем религиозной сферы. За рубежом устойчивый интерес к этому феномену обусловлен противоречивыми макросоциальными процессами нарастающей секуляризации и дехристианизации европейской ментальности, с одной стороны, и усилением социальной активности новых религиозных движений, расширением исламского присутствия в европейских странах, с другой стороны. Европейских и американских исследователей феномен обращения интересует преимущественно в аспекте перехода из одной религиозной организации в другую, смены религиозной принадлежности. Научный интерес к феномену обращения со стороны российских исследователей обусловлен процессом масштабной ревитализации религии в России 1980-1990 гг. В поле внимания российских учёных не только обращение в нетрадиционные религиозные организации, но и возрождение религиозной активности представителей традиционных для российского исторического контекста религий - православия, ислама и буддизма. Как после семидесятилетнего советского периода целенаправленной секуляризации населения и на фоне современных европейских секуляризационных процессов происходит процесс обращения россиян к религии, как они становятся членами религиозных организаций, сообществ и групп, какими мотивами они руководствуются при выборе религиозной принадлежности, какие факторы определяют их религиозный выбор - эти и другие вопросы волнуют современных российских исследователей религиозного обращения.
Одним из объектов научного интереса российских социологов является обращение современных россиян в православие, в Русскую Православную Церковь. Русская Православная Церковь по-прежнему является самой большой религиозной организацией в России. Однако, несмотря на то, что православные верующие составляют религиозное большинство современного российского общества, исследований, посвящённых изучению обращения россиян в православие крайне мало. Особенно остро, с нашей точки зрения, стоит вопрос о недостаточной разработанности в российском научном дискурсе имеющегося отечественного теоретического наследия в области изучения феномена обращения в православие.
На современном этапе изучение религиозного обращения в России носит междисциплинарный характер. Философское и философско-историческое осмысление содержательных и структурных аспектов обращения находит свое воплощение в работах К.М. Ан-
тонова [2003]. Психологическое направление исследований представлено работами Л.А. Ардашевой [2013], И.С. Булановой [2013], Т.А. Фолиевой [2015]. Наиболее активно проблема обращения исследуется в социологическом аспекте. Теоретическое осмысление сигнификационных границ самого понятия обращения и его научных эквивалентов можно найти в работах А.А. Бурнашёвой [2016], А.А. Игнатьева [2017], М.Ю. Смирнова [2011]. Описание методологических подходов к изучению обращения встречается в работах Г.В. Еремичевой [2005], Л.П. Ипатовой [2006], В.Б. Исаевой [2014], А.И. Любимовой [2009], С.В. Рязановой [2018], С.В. Трофимова [2014]. Структура обращения, этапы, стадии этого процесса рассматриваются в работах Л.П. Ипатовой, А.И. Любимовой, Г.А. Сабировой [2004], О.В. Тупахиной [2014]. Характеристика мотивов обращения представлена в исследованиях Г.В. Еремичевой, Т.В. Дорофеевой [2017], Я.Б. Моравицкого [2005], В.Б. Исаевой, Л.П. Ипатовой. Факторы обращения находятся в фокусе исследовательского внимания А.С. Астаховой [2011], Г.А. Сабировой, С. В. Рязановой, А.И. Любимовой, Я.Б Моравицкого, Л.П. Ипатовой, В.Б. Исаевой, В.Б. Яшина [2019].
Большая часть современных российских социологических исследований процесса обращения осуществляется на эмпирическом материале обращения в новые религиозные движения: Свидетели Иеговы (Т.А. Фолиева), Международное общество сознания Кришны (А.С. Астахова, А.И. Любимова, Т.В. Дорофеева, Т.С. Пронина [2015]), Церковь Христа (А.С. Астахова, Г.В. Еремичева) и другие (О.И. Сгибнева [2017]). Изучению обращения в католицизм посвящено социологическое исследование Я.Б. Моравицкого. Предметом изучения в работах В.Б. Исаевой является обращение в буддизм. Г.А. Сабирова посвятила свои работы описанию современной практики обращения в ислам. Социологические исследования обращения в православие пока малочисленны и представлены работами Л.П. Ипатовой, С.В. Рязановой, О.В. Тупахиной. Диссертационное исследование Л.П. Ипатовой является первым и пока единственным в ряду российских диссертационных социологических исследований, посвящённых изучению процесса обращения в православие современных россиян.
Следует заметить, что теоретико-методологическим основанием социологического анализа феномена обращения в целом и изучения обращения в православие в частности является зарубежная теория конверсии (обращения), разрабатываемая в контексте позитивистской, интерпретативной и интегративной социологических парадигм [Уфимцева, 2020]. Подчеркнем тот факт, что зарубежная теория обращения разрабатывалась на эмпирическом материале, характеризующем обращение в различные протестантские деноминации и новые религиозные движения, что не могло не отразиться на её содержании. Вместе с тем в российском научном дискурсе XIX - первой половины XX вв. представлены работы по проблеме религиозного обращения, учитывающие православное содержание этого феномена. Значимые для социологического изучения процесса обращения в православие содержатся в трудах таких российских религиозных мыслителей XIX - начала XX в., как Иннокентий (Смирнов), Феофан (Говоров), М. А. Олесницкий, С. С. Глаголев, Г. И. Шиманский, Н.Н. Афанасьев. К сожалению, теоретико-методологический потенциал этих работ в аспекте социологического изучения феномена обращения в православие не изучен и не освящён.
В связи с вышесказанным нам представляется необходимым раскрыть в данной статье основное содержание теоретической концепции обращения в православие Феофана (Говорова) (религиозного мыслителя, православного богослова, епископа Русской Православной Церкви XIX века), в работах которого данный феномен разработан наиболее полно.
Содержание и структура обращения в православие
Описывая феномен обращения в православие, Феофан (Говорова) использует в своих работах термин «обращение», который трактуется как первая степень (стадия, этап) «нравственно-христианской жизни» в направлении формирования христианской идентичности. Главным критерием «христианской жизни», по мнению автора, является не формальная, но необходимая принадлежность к Православной Церкви и православная самоидентификация, а усердное желание поступать и жить в соответствии с христианскими заповедями [Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский, 2005, с. 9-12]. «Христианская жизнь» человека проходит три стадии: «обращение», «очищение или самоисправление», «освящение». «Обращение» представляет собой начальную стадию «христианской жизни» человека, на которой человек свободно и сознательно совершает нравственно-религиозный выбор пребывать в «деятельном общении с Богом» (Иисусом Христом) и обретает «ревность о христианском богоугождении».
Таким образом, предложенное в рассматриваемой работе понятие обращения, включает следующие содержательные моменты:
- как начальный этап формирования православной идентичности;
- как социальное действие, то есть последовательность добровольных осознанных целенаправленных нравственно-волевых актов личности, выражающих выбор личностью православного метонарратива как единственно возможного и желаемого для себя;
- как процесс интериоризации алгоритма солидаризации личности с духовно-нравственным опытом (практикой) Богообщения в Православной Церкви.
Описывая процесс обращения, Феофан (Говоров) предлагает выделять в его структуре несколько обязательных элементов или последовательных нравственно-волевых актов личности (этапов, стадий процесса обращения): 1) поиск или желание поиска со стороны человека веры, истины, Бога, Божественной благодати; 2) участие в таинствах крещения или покаяния; 3) принятие свободного и осознанного выбора жить в соответствии с христианскими духовно-нравственными требованиями; 4) проявление свободного и осознанного решения жить в соответствии с христианскими духовно-нравственными требованиями в повседневных практиках.
По утверждению Феофана (Говорова), обращение в православие начинается с поиска или желания со стороны человека «Божественной благодати». Однако этот поиск (желание) возникают не сами по себе, но под влиянием неких внешних и внутренних факторов, которые будут рассмотрены ниже. За этапом поиска Бога, по Феофану (Говорову), следует либо участие индивида в православном таинстве крещения, либо участие в православном таинстве покаяния (исповеди). Феофан (Говоров) указывает, что таинство крещения есть первое таинство, через которое человек прежде всего обретает членство в Церкви и имя христианина (в том числе личное христианское имя). Без участия в таинстве крещения невозможно наименоваться христианином. Участие в таинстве крещения обеспечивает также доступ к участию в других таинствах Православной Церкви. Однако помимо внешних, формальных возможностей, которые предоставляет участие в таинстве крещения, оно ещё имеет внутреннее, мистическое содержание и значение для духовного состояния личности. Таинство покаяния, как указывает Феофан (Говоров), имеет двоякое значение. Для тех, кто сохранил благодать крещения, оно «возочищает и возогревает» действующую в них благодать. Для тех, кто отпал от веры и Церкви своей безнравственной жизнью на более или менее значительный срок, а затем вновь обратился к Богу, в таинстве покаяния благодать подаётся заново. За участием в таинствах крещения и покаяния, по Феофану (Говорову), в качестве обязательного этапа обращения должно последовать свободное и сознательное решение человека жить в соответствии с христианскими ценностями и нормами. Только при наличии сознательного и добровольного решения человека жить по-христиански, подчёркивает Феофан (Говоров), возможно духовно-нравственное становле-
ние христианина вообще. Если человек был крещён в младенческом возрасте и участвовал в таинствах исповеди и причастия по послушанию родителям, то, достигнув сознательного возраста, он должен совершить внутренний акт свободного волеизъявления строить свою жизнь в соответствии с христианским вероучением. Феофан (Говоров) отмечает, что формальная принадлежность к Церкви, членство в религиозной общине, христианская самоидентификация, по мнению мыслителя, не являются основополагающими признаками обращения православного христианина. Таковыми признаками являются внутренняя решимость жить по-христиански и её фактические проявления. Таким образом, по мнению мыслителя, базовыми условиями обращения в православие являются: добровольное осознанное желание личности строить своё поведение и образ жизни в соответствии с христианскими заповедями и добровольное осознанное участие в обрядовой (литургической) жизни Православной Церкви. За принятием сознательного решения жить по-христиански и осознания себя христианином, как указывает Феофан (Говоров), индивидом обретается «ревность по христианской жизни».
Нам представляется принципиально важным, что в качестве обязательных структурных компонентов обращения Феофан (Говоров) включает два православных таинства -крещение и покаяние (исповедь). Тем самым подмечается, во-первых, что без участия в этих таинствах обращение в православие состояться не может. Во-вторых, указывается, что обращение в православие может начаться в любом возрасте: как в младенческом, так и во взрослом, в зависимости от того, когда индивид участвовал в таинстве крещения. Соответственно, в ареал случаев обращения в православие будут входить как случаи обращения в младенческом возрасте, так и случаи обращения в более и менее взрослом возрасте, включающие участие индивида в православном таинстве крещения. В-третьих, указание на то, что обязательным структурным элементом обращения в православие является участие индивида в таинстве покаяния позволяет включить в область случаев обращения не только те случаи, когда свободному желанию индивида жить в соответствии с христианскими духовно-нравственными требованиями послужило таинство крещения, но и случаи, когда этим стимулом стало участие в таинстве покаяния. Указанные Феофаном (Говоровым) условия обращения в православие, с нашей точки зрения, можно рассматривать как критерии обращения в православие и как возможные критерии отбора респондентов для социологического исследования современной российской практики обращения в православие.
Феофан (Говоров) отмечает, что, несмотря на безусловность указанных им четырёх этапов обращения в православие, выявленная им структура будет иметь свои особенности в зависимости от формы обращения: обращение с детства через таинство крещения, обращение в зрелом возрасте через таинство крещения, обращение в зрелом возрасте через таинство покаяния. В связи с этим Феофан (Говоров) предлагает различать две разновидности обращения: обращение через участие в религиозном обряде крещения (назовем его социализационной моделью обращения) и обращение через участие в религиозном обряде покаяния (обозначим его как ресоциализационную модель).
Социализационная модель обращения в православие
Социализационная модель описывает опыт обращения тех людей, кто стал православным христианином, приняв таинство крещения в Русской Православной Церкви в младенческом или детском возрасте. В рамках этой модели обращение строится и развивается как процесс социализации в православной культуре, то есть как процесс усвоения и опривычивания православных религиозно-нравственных убеждений, норм поведения, образа жизни.
Так мы видим, что в социализационной модели обращения первостепенное значение принадлежит социальным институтам (семье, образовательным учреждениям) и социаль-
ным агентам (родителям, восприемникам, учителям, наставникам) религиозно-нравственной социализации. На первых этапах обращения и до достижения ребёнком сознательного возраста родители, воспитатели, учителя берут на себя функции мотивации, управления и контроля религиозно-нравственной жизнью ребёнка. Правильно построенное с детства воспитание - основное условие последующего в сознательном возрасте добровольного выбора человеком христианского образа жизни: «Воспитание из всех святых дел самое святое» [Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский, 2005, 97]. Автор указывает на первостепенную значимость правильного христианского воспитания со стороны родителей: «Домашнее воспитание есть корень и основание всему последующему» [Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский, 2005, с. 96]. Он формулирует базовые принципы, по которым должно строиться православное воспитание крещёного ребёнка в семье, в том числе с целью успешного завершения его обращения. Идейную основу домашнего православного воспитания должно составлять «богоугождение и спасение души». Именно эта идея должна ставиться во главу угла всех усилий со стороны родителей и воспитателей. В качестве главных инструментов домашнего православного воспитания называются: участие ребёнка в обрядовой (литургической) жизни Церкви и, прежде всего, в таинстве причащения, его участие во всех иных формах церковной жизни (бытовой, общинной, социальной и других), а также личный пример религиозно-нравственной жизни родителей. Именно обретение «церковности» должно стать основным вектором семейного воспитания крещённого в православии ребёнка: «Церковь, церковность и Святые Тайны -как скиния для детей, под коею они должны быть неисходно» [Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский, 2005, а 40]. Автор обращает внимание, что христианское воспитание должно строиться родителями внимательно, старательно, последовательно, вестись непрерывно, учитывать индивидуальные особенности воспитуемого. В качестве второго важнейшего элемента системы православного религиозно-нравственного воспитания крещённого в православии ребёнка, необходимого для успешного им завершения процесса обращения, отмечается воспитание в образовательных учреждениях, построенное в соответствии с христианскими ценностями и идеалами. Противоречащее христианским ценностям и идеалам воспитание в образовательных учреждениях, как утверждает автор, может разрушить плоды христианского воспитания в семье. Третьим условием правильного воспитания в православной вере крещёного младенца является организация должным образом государственной системы воспитания учителей, преподавателей, духовных наставников. Оно должно быть построено таким образом, чтобы воспитатели, сами пройдя все стадии «нравственно-христианской жизни», впоследствии могли соответствующим образом направлять воспитуемых. Как указывает автор, «это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых» [Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский, 2005, с. 97].
Таким образом, согласно мнению святителя Феофана (Говорова), поведение и деятельность родителей, воспитателей, преподавателей, духовных наставников по мотивации, управлению и контролю за религиозно-нравственной жизнью ребёнка должны строиться в соответствии с христианскими ценностями и идеалами, находиться друг с другом в отношениях соответствия, дополняемости и взаимного обогащения. На последующих этапах обращения («сознательный выбор» и «проявление решения жить по-христиански») инициатива в этом процессе переходит в функции повзрослевшей личности, и уже от её нравственно-религиозного выбора и поступков будет зависеть успешность (завершённость) или неуспешность (незавершённость) процесса обращения.
Ресоциализационная модель обращения в православие
Ресоциализационная модель обращения в православие (обращение в православие через покаяние), предложенная автором, описывает опыт обращения пяти категорий людей:
- тех, кто в зрелом возрасте добровольно и осознано признал единственность и истинность православного вероучения, принял православное крещение с целью стать полноправным членом Церкви, отрицая до этого момента возможность существования Бога, то есть, имея атеистическое мировоззрение;
- тех, кто в зрелом возрасте добровольно и осознано признал единственность и истинность православного вероучения, принял православное крещение с целью стать полноправным членом Церкви, имея до этого момента иное религиозное мировоззрение;
- тех, кто был крещён в православии с детства, не получил достаточного православного религиозно-нравственного воспитания в семье и (или) образовательных учреждениях, в определённый период жизни утратил веру в истинность православного вероучения или принял иное вероучение, но впоследствии через таинство покаяния признал единственность и истинность православного вероучения, вернулся к нравственно-христианскому образу жизни в Церкви;
- тех, кто был крещён в православии с детства, не получил достаточного православного религиозно-нравственного воспитания в семье и (или) образовательных учреждениях, только отчасти сохранил в той или иной степени полноты и целостности убеждение в истинности православного вероучения, по тем или иным причинам не стал придерживаться в своём поведении и образе жизни нравственных православных ценностей, идеалов и норм поведения, но впоследствии через таинство покаяния вернулся к нравственно-христианскому образу жизни в Церкви;
- тех, кто был крещён в православии с детства, получил достаточное православное религиозно-нравственное воспитание в семье и (или) образовательных учреждениях, сохранил приверженность христианским убеждениям и нравственным ценностям, идеалам и в определённый период жизни выбрал образ жизни христианских подвижников.
Указанные мыслителем категории обращённых во взрослом возрасте представляют собой очередной ориентир в вопросе формирования выборки для эмпирических исследований современной практики обращения в православие, и, что важно, расширить типологию обращённых.
В соответствии со спецификой указанных Феофаном (Говоровым) категорий обра-щённых в православие можно констатировать, что в рамках модели обращения в православие через покаяние процесс обращения строится и развивается как процесс православной горизонтальной (от атеизма к православию, от иного религиозного мировоззрения к православию) или вертикальной ресоциализации (от «нравственной развращённости» к христианской нравственности, от умеренной православной религиозности к «подвижнической» православной религиозности), то есть как процесс трансформации или реконструкции опривыченных в процессе социализации религиозно-нравственных убеждений, норм поведения, образа жизни.
Процесс обращения в православие во всех указанных случаях - это обращение взрослого человека, который прошёл все этапы социализации, усвоил те или иные социокультурные ценности, идеалы, нормы поведения, обрёл в обществе определённый социальный статус. В процессе обращения личности всё содержание её социальной идентичности, весь её социальный капитал будет самой личностью инвентаризирован и значительно трансформирован и реконструирован.
В структуре обращения православного христианина через покаяние святитель Феофан (Говоров) дополнительно выделяет такие духовно-нравственные акты личности, как: 1) «возбуждение от греховного сна» («духовное пробуждение»); 2) «восход до решимости оставить грех и посвятить себя богоугождению»; 3) «облечение силою свыше в Таинствах покаяния и Причащения».
Началом обращения в православие через покаяние автор полагает появление в сознании личности духовного импульса к религиозно-нравственному самоизменению -«духовного пробуждения». По его мнению, источником этого импульса на практике
выступают либо переживание личностью мистического опыта (через «чрезвычайные действия Божественной благодати»), либо настойчиво возникающая в сознании личности мысль о необходимости религиозно-нравственного самоизменения (через «обыкновенный порядок воздействия Божественной благодати» [Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский, 2005, с. 123-124].
Рассуждая о случаях начала обращения в православие («духовного пробуждения») посредством переживания мистического опыта, автор осуществляет классификацию таких случаев:
- случаи видимого присутствия Иисуса Христа в бодрственном состоянии или во сне; видимого явления Пресвятой Богородицы, ангелов, святых в бодрственном состоянии или во сне; видимых образов рая, адовых мук, видение посмертной участи души; действий невидимой сверхъестественной силы (совершение чуда); действий невидимой сверхъестественной силы в мощах, иконах, вещах святых и т.д.;
- случаи переживания личностью социально-психологической депривации; постигшей болезни; утраты внешней привлекательности; потери авторитетного социального статуса, социальное бесчестие; потери финансового благополучия; утраты своих интеллектуальных преимуществ; разрушения значимых социальных связей, потери и смерти близких людей; потери жизненного комфорта; непреодолимых трудных жизненных обстоятельств;
- случаи психологического обесценивания значимости повседневности («суетного мира») через созерцание красоты природы или красоты церковной культуры (церковной музыки, церковной архитектуры, посещения храма);
- случаи знакомства с примером христианского поведения и христианского образа жизни, отличными от поведения и жизни, принятыми в обществе, с примерами людей, глубоко верующих и живущих духовной жизнью;
- случаи знакомства с примерами трагической жизни и судьбы людей, выбравших в качестве ценностных ориентаций материальные ценности - власть, богатство, славу, удовольствия;
- случаи неудовлетворённости и разочарования личными достижениями и успехами, основу которых составляли материальные ценности и идеалы - власть, богатство, слава, удовольствие;
- случаи мистического переживания влияния «сатаны» и «бесов» [Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский, 2005, с. 128-146].
Главным инструментом «духовного пробуждения» личности в условиях возникающей в её сознании мысли о необходимости религиозно-нравственного самоизменения является не переживание того или иного мистического опыта, а практики религиозно-нравственного самовоспитания и самоперевоспитания: «Сам войди в себя, и сам себя ломай, поражай, вразумляй; сам с собою веди дело перед лицем Бога; сам себя уговаривая и убеждай» [Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский, 2005, с. 182]. Эти практики религиозно-нравственного самовоспитания и самоперевоспитания автор подразделяет на четыре группы, которые, с нашей точки зрения, можно назвать: «практики телесной аскетики», «практики духовного сосредоточения», «практики духовного рассуждения», «практики церковного благочестия» [Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышен-ский, 2005, с. 164-190].
Первая группа практик - «практики телесной аскетики» - должны быть направлены на изменение физического самочувствия православного христианина, посредством достижения некоторой аскетичности в удовлетворении своих телесных потребностей: сокращения времени сна, уменьшение меры обычного приёма пищи, увеличение физической нагрузки. Данные практики необходимы, по замечанию автора, тем, что они через усиление строгости в удовлетворении телесных потребностей позволяют «духу возобладать над плотью».
Вторая группа практик - «практики духовного сосредоточения» - должна быть направлена на обретение православным христианином «духовной сосредоточенности».
Она должна включать необходимые меры по преодолению «многозаботливости» - минимизации участия в повседневных видах деятельности как на уровне сознания, так и на уровне поведения с целью сосредоточить сознание на себе, на своём душевном состоянии.
Третья группа практик религиозно-нравственного воспитания и самовоспитания -«практики духовного рассуждения» - по святителю Феофану (Говорову), должны помочь личности, с одной стороны, избавиться от представлений и чувств, мешающих обращению человека к Богу, а с другой стороны, обрести представления и чувства, способствующие обращению человека к Богу. Можно сказать, что, имея психо-коррекционное содержание, данные практики представляют собой психотерапевтическую методику религиозно-нравственной самотрансформации.
«Практики церковного благочестия» включают: 1) молитву, 2) посещения храма, участие в богослужении; 3) чтение духовной литературы (православного содержания); 4) собеседование с людьми, являющими пример истиной православной веры и благочестия; 5) дела милосердия.
Второй акт обращения через покаяния - «восход до обета посвятить себя к Богу» -это компонент (этап) обращения, который, как указывает автор, в силу его эмоциональной болезненности проходят не все обращаемые, оставив процесс обращения незавершённым. Этот акт включает духовные практики «движения к себе» (обретение решимости отказаться от сложившегося образа жизни) и практики «движения от себя к Богу»: а) «сознание своих грехов», б) «раскаяние в них», в) «обещание Богу больше не грешить». Посредством указанных практик обращаемый осуществляет религиозно-нравственную инвентаризацию собственной идентичности, в результате чего он обнаруживает множество несправедливости, нечестности, безнравственных поступков, дел, желаний, чувств, душевных расположений в своей прошедшей жизни. Осознав степень собственной нравственной порочности, обращаемый переживает внутреннее самообличение и самоосуждение, ощущая весь комплекс соответствующих чувств стыда, досады, боли и ужаса. За этими переживаниями следует фаза раскаяния и желания измениться.
С мыслями и чувствами раскаяния и желания измениться обращаемый вступает в предпоследний этап обращения через покаяние - этап участия в таинствах покаяния и причащения, на котором он публично (перед Богом и людьми) признаёт собственную религиозно-нравственную неисправность, даёт обещание исправиться и возвращается в Церковь. Как утверждает автор, для того, чтобы акт обращения был завершён, человек должен не только мысленно и в чувствах захотеть посвятить свою жизнь Богу, но в обязательном порядке приступить к таинству покаяния, а затем и к таинству причащения. Через участие в этих таинствах он восстанавливает своих реальное духовное членство в Церкви. Затем следует финальная стадия обращения через покаяние - обретение «ревности по Боге».
Таким образом, в ресоциализационной модели обращения в православие первостепенная значимость принадлежит самой личности, а также практикам религиозно-нравственного самовоспитания и самоперевоспитания. Рассматривая факторы обращения, автор указывает, что для успешного обращения людей в зрелом возрасте особую значимость приобретает характер христианской проповеди, а также религиозность и нравственность самого проповедника. Общим фактором успешности обращения как для обращаемых с детства, так и для обращаемых в зрелом возрасте является сохранение священноначалием из поколения в поколение в должном, неповреждённом состоянии духовных ресурсов Православной Церкви: церковных таинств, богослужения, церковного чина, церковного пения, церковной проповеди, духовной литературы, иконописи, живописи на духовные темы, церковного быта и практик церковного общения. При этом, как считает автор, социализационная модель обращения (обращение в православие через таинство крещения) обладает рядом преимуществ, главным из которых является религиозно-нравственная устойчивость обращённой личности на протяжении всего периода «христианской жизни». Вместе с тем наиболее распространённой для российского общества
XIX в. - общества с преобладающей в составе категории людей православного вероис-поведования - являлась ресоциализационная модель обращения.
Заметим, что данное святителем Феофаном (Говоровым) описание последовательности религиозно-нравственных актов личности как процесса обращения в православие через покаяние, безусловно, может быть применимо в отношении только двух из пяти категорий людей, отнесённых святителем к данной модели обращения: тех, кто был крещён в православии с детства, в определённый период жизни утратил православную веру или не стал придерживаться в своём поведении и образе жизни нравственных православных ценностей, идеалов и норм поведения, но впоследствии через таинство покаяния признал единственность и истинность православного вероучения, вернулся к нравственно-христианскому образу жизни в Церкви. Очевидно, что в отношении трёх других категорий обращаемых через покаяние - пришедших в православие из атеистического или иного вероучительного мировоззрения, а также решивших посвятить свою жизнь православному подвижническому образу жизни, - рассмотренная выше последовательность религиозно-нравственных актов личности будет иметь свои характерологические особенности. Данные особенности автором не указываются, что может послужить основанием для дальнейшего исследовательского поиска. Более того, с нашей точки зрения, и другие, представленные святителем Феофаном (Говоровым) в его концепции случаи и модели обращения, могут быть эмпирически верифицированы в рамках социологических исследований обращения в православие современных россиян.
Заключение
Итак, осуществлённый нами анализ концептуальной модели обращения в православия, разработанной Феофаном (Говоровым), с целью выявления её теоретико-методологического потенциала для социологического изучения современной практики обращения в православие позволил установить следующее:
1. Интерпретация мыслителем обращения как социального действия значительно расширяет рамки понимания этого феномена, так как, во-первых, позволяет рассматривать этот процесс не просто как комплекс социально-психологических и духовно-нравственных изменений личности, детерминированный теми или другими факторами, но как комплекс последовательных волевых актов личности, превращающий обращённого из объекта обращения в субъекта обращения. Во-вторых, чрезвычайно важным, с нашей точки зрения, аспектом значения обращения как социального действия является безусловное принятие социальности этого феномена. В контексте безусловной социальности обращение в православие предстаёт не как субъективный процесс обретения православной религиозности, а как объективный процесс обретения человеком православной религии во всём институциональном её значении.
2. Понимание Феофаном (Говоровым) обращения в православие как социального действия проявляется в структуризации этого процесса: в качестве элементарного компонента обращения он выделяет последовательно реализуемые субъектом обращения социальные практики: практики поиска или желания Бога («практики телесной аскетики», «практики духовного сосредоточения», «практики духовного рассуждения», «практики церковного благочестия»); практики крещения и покаяния; практики принятия и осуществления свободного и сознательного решения человека жить в соответствии с христианскими ценностями и нормами; практики как социально-психологические последствия принятого решения.
3. На эффективность обращения (успешность), по Феофану (Говорову), влияют факторы обращения. Описанные мыслителем факторы обращения можно классифицировать как: социальные, психологические, мистические, социализационные (просветительские). Эти факторы могут найти свою верификацию в контексте эмпирических социоло-
гических исследований. Нам представляется особенно интересным выявить, характерны ли случаи «мистического» обращения для современной социальной практики.
4. Особенно важным в контексте социологического изучения обращения в православие нам представляется теоретическое положение Феофана (Говорова) о самодостаточной роли социализационных факторов обращения, среди которых он указывает как на микросоциальные факторы, так и на макросоциальные факторы. Не умоляя мистическое содержание процесса обращения, он не только отмечает безусловную значимость социального контекста в этом процессе, но и называет социальных субъектов, чья социальная активность в значительной степени предопределяет успешность обращения: православную семью, православные образовательные учреждения, государственную систему подготовки образовательных кадров и институт Русской Православной Церкви в целом.
5. Указанные Феофаном (Говоровым) условия обращения в православие (участие в православных таинствах крещения и покаяния; свободное и осознанное желание индивида жить в соответствии с христианскими духовно-нравственными требованиями), можно рассматривать как базовые критерии обращения в православие и как возможные критерии отбора респондентов для социологического исследования современной российской практики обращения в православие.
6. Выявленные и описанные Феофаном (Говоровым) категории обращаемых можно взять за основу формирования типологической выборки случаев обращения в православие современных россиян при проведении эмпирического исследования.
7. Социализационнаая и ресоциализационная модели обращения, охарактеризованные Феофаном (Говоровым), могут стать отдельным предметом сравнительного анализа в рамках социологического эмпирического исследования особенностей обращения в православие современных россиян.
Научная новизна нашей работы заключается в социологической концептуализации его воззрений на основные параметры процесса обращения в православие: в описании разработанных мыслителем социологических смыслов и значений процесса обращения; в разработке содержательной характеристики выделяемой им социальной структурой обращения; в классификации описанных им социальных практик, социальных факторов и социальных особенностей обращения в контексте социализационной и ресоциализаци-онной моделей обращения; в указании теоретико-методологического потенциала концептуальной модели обращения в православие Феофана (Говорова) для эмпирического социологического изучения практики обращения в православие современных россиян.
Список источников
Игнатьев А.А. 2017. Конверсия религиозная. В кн.: Энциклопедический словарь социологии
религии. Под ред. М.Ю. Смирнова. СПб., Платнововской философское общество, 136-138. Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский 2005. Путь ко спасению. М., «Даръ», 554 с. Смирнов М.Ю. 2011. Социология религии: словарь. СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета, 412 с.
Список литературы
Антонов К.М. 2003. Феномен религиозного обращения и его значение в истории русской мысли.
В кн.: История мысли. Русская мыслительная традиция. М., Вузовская книга: 4-21. Ардашева Л.А. 2013. Основные парадигмы в изучении религиозного обращения. Религиоведение, 2:150-161.
Астахова А.С. 2011. Новые религиозные движения в трансформирующемся российском обществе: социальные процессы интеграции и изоляции: автореферат диссертация кандидата социологических наук 22.00.04. Казань, 26 с. Буланова И.С. 2013. Смысловое содержание религиозной конверсии. Религиоведение, 4: 132-138. Бурнашёва А.А. 2016. Современные отечественные исследования религиозного обращения. Вестник Московского университета. Серия 7 «Философия», 3: 109-120.
Дорофеева Т.В. 2007. Мотивы обращения в кришнаизм в условиях России. Гуманитарные и социальные науки, 2: 28-40.
Еремичева Г.В. 2005. Религиозный поиск и новые религиозные организации (на примере Церкви Христа в Санкт-Петербурге). Журнал социологии и социальной антропологии, 3: 174-192.
Ипатова Л.П. 2006. Типы религиозного обращения в православие женщин в современной России: диссертация кандидата социологических наук 22.00.06. М., 178 с.
Исаева В.Б. 2014. Социальный механизм религиозной конверсии: на примере петербургской буддийской мирской общины Карма Кагью: диссертация кандидата социологических наук 22.00.06 . СПб., 241 с.
Любимова А.И. 2009. Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения в России. Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 10(1): 70-74.
Моравицкий Я.Б. 2005 Католическая община Петербурга: явление конверсии и трансформация властных отношений. Журнал социологии и социальной антропологии, VIII(4): 102-119.
Пронина Т.С. 2015. Влияние процессов религиозного обращения и формирования преемственности на религиозную идентификацию последователей. Вестник ТГУ, 9(149): 211-219.
Рязанова С.В. 2018. Выбор православия в условиях мировоззренческого плюрализма (Пермский край). Вестник ПСТГУ. Серия I «Богословие. Философия. Религиоведение», 76: 130-144.
Сабирова Г.А. 2004. Как стать и остаться мусульманкой: опыт разных поколений. В кн.: Устная история и биография: женский взгляд. М., Невский Простор: 191-220.
Сгибнева О.И. 2017. Религиозные конверсии в современной России. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. «Философия», 16(1): 80-85.
Тупахина О.В. 2014. Особенности религиозной биографии современных православных христиан (на основе анализа нарративов). В кн.: Социологические аспекты трансформации российского общества: материалы региональной молодёжной научной конференции. Санкт-Петербург, 20-21 июня 2013 г. СПб., Нестор-История: 85-97.
Трофимов С.В. 2014. Индивидуализм и типы религиозных верующих в ранней теории Д. Эрвье-Леже. Вестник Московского университета. Серия 18 «Социология и политология», 4: 204-218.
Уфимцева Е.И. 2020. Современные объяснительные модели религиозной конверсии: ограничения и эвристические возможности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Социология. Политология», 20(4): 426-437. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-4-426-437/
Фолиева Т.А. 2015. Рациональный/интеллектуальный тип религиозного обращения. В кн.: Психология религии: между теорией и эмпирикой. М., Издательство ПСТГУ: 121-136.
Яшин В.Б. 2019 Выбор веры в XX1 веке: факторы религиозной конверсии жителей Омской области в оценках верующего населения и экспертного сообщества региона. Казанский социально-гуманитарный вестник, 1 (36): 65-70.
References
Antonov К.М. 2003. Fenomen religioznogo obrashcheniya i ego znachenie v istorii russkoj mysli [The phenomenon of Religious Conversion and its significance in the History of Russian Thought]. In: Istoriya mysli. Russkaya myslitel'naya tradiciya. М., Publ. Vusovskaja kniga: 4-21. (in Russian)
Ardasheva L.A. 2013. Osnovnye paradigmy v izuchenii religioznogo obrashcheniya. [The main paradigms in the study of religious conversion]. Religious studies, 2: 150-161.
Astahova A.S. 2011. Novye religioznye dvizheniya v transformiruyushchemsya rossijskom obshchestve: social'nye processy integracii i izolyacii: avtoreferat discertacii kandidata sociologicheskih nauk 22.00.04 [New Religious Movements in the Transforming Russian Society: Social processes of integration and isolation: abstract of the dissertation of the Candidate of biological Sciences 22.00.06]. Kazan, 26 p.
Bulanova I.S. 2013. Smyslovoe soderzhanie religioznoj konversii. [The semantic content of religious conversion]. Religious studies, 4: 132-138.
Burnashyova A.A. 2016. Sovremennye otechestvennye issledovaniya religioznogo obrashcheniya [Modern domestic studies of religious conversion]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Series 7 Philosophy. 3: 109-120.
Dorofeeva T.V. 2007. Motivy obrashcheniya v krishnaizm v usloviyah Rossii [Motives of conversion to Hare Krishna in the conditions of Russia] Gumanitarnye i social'nye nauki, 2: 28-40.
Eremicheva G.V. 2005. Religioznyj poisk i novye religioznye organizacii (na primere Cerkvi Hrista v Sankt-Peterburge) [Religious search and new religious organizations (on the example of the Church of Christ in St. Petersburg]. Journal of Sociology and Social Anthropology, 3: 174-192.
Ipatova L.P. 2006. Tipy religioznogo obrashcheniya v pravoslavie zhenshchin v sovremennoj Rossii: dissertaciya kandidata sociologicheskih nauk 22.00.06 [Types of religious conversion of women to Orthodoxy in modern Russia: dissertation of the Candidate of sociological Sciences 22.00.06]. M., 178 p.
Isaeva V.B. 2014. Social'nyj mekhanizm religioznoj konversii: na primere peterburgskoj buddijskoj mirskoj obshchiny Karma Kag'yu: dissertaciya kandidata sociologicheskih nauk [The social mechanism of religious conversion: on the example of the St. Petersburg Buddhist lay community Karma Kagyu: dissertation of the Candidate of sociological Sciences 22.00.06]. St. Petersburg, 241 p.
Lyubimova A.I. 2009. Teorii religioznoj konversii i novye religioznye dvizheniya v Rossii [Theories of religious conversion and new religious movements in Russia]. Vestnik Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii, 10(1): 70-74.
Moravickij YA.B. 2005 Katolicheskaya obshchina Peterburga: yavlenie konversii i transformaciya vlastnyh otnoshenij [The Catholic Community of St. Petersburg: the phenomenon of conversion and transformation of power relations] Journal of Sociology and Social Anthropology, VIII(4): 102-119.
Pronina T.S. 2015. Vliyanie processov religioznogo obrashcheniya i formirovaniya preemstvennosti na religioznuyu identifikaciyu posledovatelej [The influence of the processes of religious conversion and succession formation on the religious identification of followers]. Vestnik TGU, 9(149): 211-219.
Ryazanova S.V. 2018. Vybor pravoslaviya v usloviyah mirovozzrencheskogo plyuralizma (Permskij kraj) [The choice of Orthodoxy in the conditions of ideological pluralism (Perm Krai)]. Vestnik PSTGU. Series I Theology. Philosophy. Religious Studies, 76: 130-144.
Sabirova G. A. 2004 Kak stat' i ostat'sya musul'mankoj: opyt raznyh pokolenij. In the book. Ustnaya istoriya i biografiya: zhenskij vzglyad [How to become and remain a Muslim: the experience of different generations. In: Oral history and biography: a woman's view]. Editor and compiler E.YU. Meshcherkina. M., Publ. Nevskij Prostor: 191-220.
Sgibneva O.I. 2017. Religioznye konversii v sovremennoj Rossii [Religious Conversions in Modern Russia]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universitetta. Series 7 Philosophy, v.16, 1: 80-85.
Tupahina O.V. 2014. Osobennosti religioznoj biografii sovremennyh pravoslavnyh hristian (na osnove analiza narrativov) [Features of the religious biography of modern Orthodox Christians (based on the analysis of narratives)]. In: Sociologicheskie aspekty transformacii rossijskogo obshchestva [Sociological aspects of the transformation of Russian society]: materials of the regional youth scientific conference. St. Petersburg, June 20-21, 2013. Editor K.S. Divisenko, O.V. Ozerova, P.I. Leshukova. SPb., Publ. Nestor-Istoriya: 85-97.
Trofimov S.V. 2014. Individualizm i tipy religioznyh veruyushchih v rannej teorii D. Erv'e-Lezhe [Individualism and types of religious believers in the early theory of D. Hervier-Leger.]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Series 18 Sociology and Political Science, 4: 204-218.
Ufimceva E.I. 2020. Sovremennye ob"yasnitel'nye modeli religioznoj konversii: ogranicheniya i evristicheskie vozmozhnosti [Modern Explanatory Models of Religious Conversion: Limitations and Heuristic Possibilities.]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. New series. Series Sociology. Political Science, 20(4): 426-437. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-4-426-437/
Folieva T.A. 2015. Racional'nyj/intellektual'nyj tip religioznogo obrashcheniya. In: Psihologiya religii: mezhdu teoriej i empirikoj [Rational/intellectual type of religious conversion. Psychology of Religion: Between Theory and Empiricism]. M., Publ. PSTGU: 121-136.
Yashin V.B. 2019 Vybor very v XX1 veke: faktory religioznoj konversii zhitelej Omskoj oblasti v ocenkah veruyushchego naseleniya i ekspertnogo soobshchestva regiona. [The choice of faith in the XX1 century: factors of religious conversion of residents of the Omsk region in the estimates of the believing population and the expert community of the region]. Kazanskij social'no-gumanitarnyj vestnik, 1(36): 65-70.
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалась. Conflict of interest: no potential conflict of interest has been reported.
Поступила в редакцию 21.11.2021 Received November 21, 2021
Поступила после рецензирования21.02.2022 Revised February 21, 2022
Принята к публикации 30.07.2022 Accepted August 30, 2022
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Уфимцева Екатерина Игоревна, доцент кафедры социологии социальной работы, Саратовский национальный исследовательский университет, г. Саратов, Россия
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Ekaterina I. Ufimceva, associate professor of the Department of sociology of social work, Saratov State University, Saratov, Russia