Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 289-297 Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2022, vol. 22, iss. 3, pp. 289-297
https://soziopolit.sgu.ru
https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-3-289-297
Научная статья УДК 316.477
Процесс обращения
в контексте православной религиозности
Е. И. Уфимцева
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83.
Уфимцева Екатерина Игоревна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии социальной работы, ufim75@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0164-2430
Аннотация. Целью данной статьи является содержательная соотнесенность разных методологических подходов к анализу процесса религиозного обращения с точки зрения православной конфессиональной интерпретационной специфики. В смысловое поле анализа включены важные элементы структуры обращения в православие: участники (субъекты, агенты) обращения, мотивы обращения, практики обращения, эффекты (результаты) обращения, этапы обращения, критерии (признаки) обращения. В качестве участников (субъектов) обращения рассматриваются обращаемый, социальное окружение обращаемого и православный проповедник. Описываются мотивы обращения: преодоление трудной жизненной ситуации, спасение от общественных бедствий, выход из кризисного психологического состояния. Рассматривается эмоциональная составляющая процесса обращения. Обсуждается проблема разнона-правленности, разнохарактерности и интенсивности социального влияния на процесс обращения. Описываются этапы обращения в православие: участие в церковном таинстве крещения, покаяние, свободное самоопределение человека к религиозной вере, участие в церковном таинстве исповеди, обретение религиозной веры. Особое внимание уделяется анализу концептуальных положений о социальных факторах обращения в православие. Среди основных социальных факторов обращения в православие рассматриваются: религиозно-нравственный характер социального окружения, степень эмоционально-волевого влияния социального окружения на обращаемого, степень консолидации социального окружения в процессе нравственно-религиозного влияния на обращаемого. Анализируются параметры обращения в православие как процесса: осознанность обращения, скорость обращения, кратность, обратимость, глубина обращения. Подчеркивается, что выявленные и обоснованные параметры обращения в православие представляют научный интерес с позиции их верификации в социологических эмпирических исследованиях.
Ключевые слова: обращение в православие, религиозное обращение, структура религиозного обращения, субъекты религиозного обращения, социальные факторы религиозного обращения
Для цитирования: Уфимцева Е. И. Процесс обращения в контексте православной религиозности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 289-297. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-3-289-297 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)
Article
The process of conversion in the context of Orthodox religiosity E. I. Ufimceva
Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Ekaterina I. Ufimceva, ufim75@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0164-2430
Abstract. The purpose of this article is a meaningful correlation of different methodological approaches to the analysis of the process of religious conversion from the point of view of Orthodox confessional interpretative specifics. The semantic field of the analysis includes important elements of the structure of conversion to Orthodoxy: the participants (subjects, agents) of conversion, motives of conversion, conversion practices, effects (results) of conversion, sub-effects of conversion, criteria (signs) of conversion. The convert, the social environment of the convert and the Orthodox preacher are considered as participants (subjects) of the appeal. The motives of the appeal are described: overcoming a difficult life situation, salvation from social disasters, getting out of a crisis psychological state. The emotional component of the conversion process is considered. The problem of multidirection, diversity and intensity of social influence on the treatment process is discussed. The subjects of conversion to Orthodoxy are described: participation in the church sacrament of baptism, repentance, free self-determination of a person to religious faith, participation in the church sacrament of confession, acquisition of religious faith. Special attention is paid to the analysis of conceptual provisions on the social factors of conversion to Orthodoxy. Among the main social factors of conversion to Orthodoxy, the following are considered: the religious and moral nature of the social environment, the degree of emotional and volitional influence of the social environment on the convert, the degree of consolidation of the social environment in the process of moral and religious influence on
the convert. The parameters of conversion to Orthodoxy as a process are analyzed: awareness of conversion, speed of conversion, multiplicity, reversibility, depth of conversion. It is emphasized that the identified and substantiated parameters of conversion to Orthodoxy are of scientific interest from the point of view of their verification in sociological empirical studies.
Keywords: conversion to Orthodoxy, religious conversion, structure of religious conversion, subjects of religious conversion, social factors of religious conversion
For citation: Ufimceva E. I. The process of conversion in the context of Orthodox religiosity. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology,
2022, vol. 22, iss. 3, pp. 289-297 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-3-289-297
This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Процесс религиозного обращения оказался в фокусе внимания российской социологии религии исторически недавно - в начале 2000-х гг. Этому способствовали, прежде всего, социальные процессы 1980-1990-х гг., связанные с ре-витализацией религии в российском социальном контексте. За прошедшие двадцать лет социологического осмысления процесса религиозного обращения сложились определенные направления анализа данного феномена. Содержательное рассмотрение понятия обращения, выделение и характеристика этапов религиозного обращения представлены в работах А. А. Бурнашевой,
A. А. Игнатьева, Л. П. Ипатовой, М. Ю. Смирнова, Е. И. Уфимцевой. Изучению методологических подходов к научной интерпретации процесса обращения посвящены работы Г. В. Еремичевой, Л. П. Ипатовой, В. Б. Исаевой, А. И. Любимовой, С. В. Рязановой, С. В. Трофимова. Описание этапов и стадий этого процесса встречается в исследованиях Л. П. Ипатовой, А. И. Любимовой, Г. А. Сабировой, О. В. Тупахиной. Проблема мотивации обращения обсуждается в работах Г. В. Еремичевой, Т. В. Дорофеевой, Я. Б. Мора-вицкого, В. Б. Исаевой, Л. П. Ипатовой. Факторы обращения находятся в фокусе исследовательского внимания А. С. Астаховой, Г. А. Сабировой, С. В. Рязановой, А. И. Любимовой, Я. Б. Моравиц-кого, Л. П. Ипатовой, В. Б. Исаевой, В. Б. Яшина.
Социологические исследования обращения в православие немногочисленны и представлены работами Л. П. Ипатовой, С. В. Рязановой, О. В. Тупахиной. В качестве методологически значимых научных работ в аспекте изучения характерных особенностей обращения в православие современных россиян можно назвать статьи В. Г. Безрогова, Е. В. Пруцковой, Т. В. Скляровой, Т. А. Фолиевой, посвященные проблеме религиозной социализации; а также социологические исследования М. С. Алексеевой, Л. П. Ипатовой, Ю. Ю. Синелиной,
B. Ф. Чесноковой, Е. И. Уфимцевой, сфокусированные на изучении процесса воцерковления современных православных россиян. В целом проблема обращения современных россиян в православие остается малоизученной, что предполагает ее дальнейшее научное осмысление и экспертное обсуждение.
Примечательно, что определенные идеи, связанные с процессом обращения в православие содержатся в трудах таких российских религиозных мыслителей XIX - начала XX в., как Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский [1], Феофан (Говоров), епископ Владимирский и Суздальский [2], М. А. Олес-ницкий [3], С. С. Глаголев [4], Г. И. Шиманский [5]. В наиболее развернутом виде процесс обращения представлен в трудах Феофана (Говорова). Однако многоаспектность его воззрений на феномен обращения в православие предполагает их обсуждение в рамках отдельного теоретического исследования.
Анализируя феномен обращения в православие, исследователи, прежде всего, указывают на то, что обращение представляет собой первую степень (стадию, этап) «христианской жизни» или «нравственно-христианской жизни». Так, по Иннокентию (Смирнову), «нравственно-христианская жизнь» включает четыре стадии: «обращение», «младенчество», «юношество», «зрелость» [1]. На стадии «обращения» происходит восстановление (возрождение) духовной жизни человека, «обращение от себя к Богу». «Младенческий» возраст «нравственно-христианской жизни» характеризуется знакомством с христианским вероучением, освоением христианских норм поведения и религиозных практик. «Юношеский» возраст «нравственно-христианской жизни» - возраст углубления познаний христианского вероучения, возраст выстраивания своего образа жизни в соответствии с христианскими идеалами и ценностями. «Зрелый» возраст «нравственно-христианской жизни» отличается посвящением своей жизни во всей ее целостности достижению христианских идеалов.
Период «обращения», по Иннокентию Смирнову, в свою очередь, включает три этапа: начальный, кульминационный, завершающий. Начальный этап обращения для человека характеризуется переживанием «чувствования скорбей, свойственных поврежденному естеству». В структуре данных «скорбей» он выделяет внешний план - трудные жизненные обстоятельства в жизни человека, побуждающие его искать Христа, и внутренний - негативные
эмоциональные переживания последствий трудных жизненных обстоятельств. Появление мотивации у человека (православного христианина) обратиться к Богу, начать нравственно-христианскую жизнь может возникнуть под воздействием проблемных жизненных обстоятельств или проблемных психологических состояний. На второй стадии обращения (кульминационной) человек: осуществляет «некоторое предварительное познание о Боге»; прекращает внутреннюю рассеянность или возвращает ум к себе от вещей внешних; познает «преизобиль-ную благость Божию»; осознает собственную немощь и отчаянное положение, которое происходит «со стороны его самого, ближних, животных и вещей необходимо нужных»; отклоняет волю «от настоящего бедственного положения» и обращается к лучшему или обретает твердое намерение такого обращения; признает грехи или искренне кается, осуждает, уничижает самого себя, желает возвратиться к Богу, несмотря ни на какие препятствия; осуществляет «сыновние молитвы к Богу, соединенные с отвержением самого себя»; проявляет «сыновнюю покорность Богу, надежду и постоянную любовь к Нему».
Результатами обращения, проявляющимися на третьей (завершающей) стадии для человека, являются: на уровне сознания - переживание полноты душевного и нравственного благополучия, «чувствование духовной сладости», «чувствование духовной силы»; на уровне социального поведения - измененные жизненные обстоятельства, превосходящие степенью благополучия обстоятельства, предшествующие обращению. Как внутренние, так и внешние последствия обращения для человека обусловлены фактом восстановления его духовной жизни. Таким образом, Иннокентий (Смирнов) показывает, что по своему внутреннему содержанию обращение представляет собой глубокий нравственно-психологический процесс самоизменения личности, который происходит под влиянием объективных обстоятельств, имеющих как мистический, так и социальный характер. Нам представляется теоретически значимым подробный обзор нравственно-религиозных практик, формирующих процесс обращения, сделанный Иннокентием (Смирновым), так как его можно использовать в качестве теоретического основания для эмпирического изучения нравственно-религиозных практик обращения в православие современных россиян.
Следующий аспект процесса обращения в православие, на который указывает Иннокентий (Смирнов), - условия обращения. В частности, он акцентирует внимание на таком условии об-
ращения, как нравственное состояние человека. Он отмечает, что предшествующее обращению нравственное состояние человека может быть различным. Это могут быть состояния «духовного неведения, нерадения, неправоты, лицемерия, самопрельщения, ожесточения, отчаяния». Исследователь подчеркивает, что способность обращения присуща любому человеку до самого конца жизни, пока у него есть возможность проявить и изменить направление своей воли. Данные рассуждения исследователя позволяют нам включить в ареал эмпирических случаев обращения в православие, характеризующиеся различными изначальными нравственно-религиозными установками: атеистическими, агностическими, оккультными, инославными и иноверными.
М. А. Олесницкий, рассматривая структуру «нравственно-христианской жизни», выделяет в ней этапы «возрождения», «обращения», «освящения», называя их в соответствии с происходящими в них духовными процессами [3]. Первую стадию характеризует духовное «возрождение» человека, осуществляемое под действием Божественной благодати. Основное духовное «возрождение» осуществляется в младенческом возрасте в таинстве крещения. Так как оно происходит в бессознательном возрасте, то оно происходит «до сознания и до свободы», т. е. неосознанно и безвольно . (Здесь нужно учитывать социально-исторический контекст того времени, современником которого является М. А. Олес-ницкий. В XIX - начале XX в. россияне в подавляющем количестве случаев принимали крещение в младенческом возрасте. Исключение составляли представители других вероисповедований, которые принимали православное крещение во взрослом возрасте.) Состоявшееся в младенческом возрасте духовное «возрождение» человека не ограничивается рамками таинства крещения, оно продолжается во взрослом осознанном и самостоятельном возрасте, во-первых, посредством духовно-нравственного воздействия на православного христианина христианской проповеди, во-вторых, через сопровождающие его внешние трудные жизненные обстоятельства (исследователь не уточняет, какие именно) или, наоборот, жизненные удачи и успехи, а также внутренние переживания православным христианином нужды, неудовлетворенности и неполноты жизни. Указания исследователя на внешние и внутренние обстоятельства, мотивирующие православного христианина принять осознанное решение жить в соответствии с христианскими идеалами и ценностями, расширяют ареал факторов, способствующих обращению, включая в него также социальный компонент.
По убеждению М. А. Олесницкого, как основное «возрождение» в таинстве крещения, так и последующее «возрождение» выступают подготовительным этапом «обращения». «Обращение» - вторая стадия «нравственно-христианской жизни», на которой православный христианин осознанно и свободно подтверждает (выбирает) свою принадлежность к православной церкви. На стадии «обращения» православный христианин сознательно и добровольно отказывается от ценностных ориентаций, убеждений, моделей поведения, образа жизни, противоречащих христианской нравственности. Третья стадия «нравственно-христианской жизни» - «освящение» или «обновление» - определяется М. А. Олесницким как стадия выстраивания нового образа жизни христианина, соответствующего христианскому вероучению и христианской нравственности, а также доведение его до возможного совершенства.
Как считает М. А. Олесницкий, психологическое содержание стадии обращения составляют два акта: покаяние и вера. Покаяние он рассматривает как комплекс сложных эмоционально-волевых состояний, содержание которых заключается в живом сознании греха в себе, а также в решительном отрицании его в глубине души. При этом покаяние сопровождается переживаниями раскаяния и сокрушения духа. Раскаяние исследователь описывает как глубокую внутреннюю скорбь, душевную муку, сопровождающуюся осуждением своих грехов. Сокрушение духа - как переживания состояния глубокой виновности из-за отдаленности от Бога. Вместе с тем в покаянии присутствуют не только указанные эмоциональные переживания, но и внутренние действия, выражающиеся в искреннем желании нравственно исправиться, измениться. Исследователь отмечает, что в зависимости от индивидуальности человека процесс покаяния выражается или тихой грустью, или беспокойным волнением. Вера, по М. А. Олесницкому, как вторая неотъемлемая часть обращения, есть добровольное признание христианского вероучения как истинного Божественного Откровения и искренняя готовность и желание строить свою жизнь в соответствии с ним.
М.А. Олесницкий указывает, что акт покаяния и акт веры сопровождаются чувством радости. Вместе с тем не всегда степень радости соответствует степени совершившегося обращения. Вследствие многих обстоятельств радостное и спокойное чувство может не соответствовать вполне факту обращения; человек может еще некоторое время быть беспокоен
или печален, хотя, в сущности, он уже имеет основание радоваться. И наоборот, радостное чувство может предшествовать обращению, человек может успокоиться, хотя обращение на самом деле еще не последовало. Потому М. А. Олесницкий подчеркивает, что нельзя для измерения степени обращения руководствоваться только чувствами. Важным признаком обращения являются поступки и действия, свидетельствующие об обращении.
Таким образом, на основе рассуждений М. А. Олесницкого о психологическом содержании стадии обращения можно выделить два основных критерия обращения в православие - личный опыт переживания состояния покаяния и личный опыт осознанного обретения веры. Рассуждения М. А. Олесницкого об эмоциональной составляющей процесса обращения значительно дополняют рассуждения Иннокентия (Смирнова), включая в фокус исследовательского внимания не только когнитивные практики, но и эмоциональные переживания обращаемого. Как первые, так и вторые могут стать дополнительным предметом социологического изучения процесса обращения в православие.
Рассуждая о социально-психологических факторах возрастных особенностей обращения, М. А. Олесницкий отмечает, что возраст обращения зависит от индивидуальных особенностей личности. Некоторые люди с детства имеют склонность к размышлению и углублению в себя, поэтому раньше других созревают для самостоятельной религиозной жизни. Искусственными средствами преждевременно обращать детей к религиозно-нравственному развитию, с позиции исследователя, опасно. Как указывает М. А. Олесницкий, обращение может совершиться также в позднем возрасте. Однако чем старше человек становится, тем менее возможным оказывается обращение, так как привычка к нехристианскому образу жизни, с годами все более укореняющаяся, затрудняет возможность обращения. Богослов обращает внимание на то, что, вопреки расхожему мнению, предсмертная болезнь мало располагает человека к обращению. Важные, с нашей точки зрения, замечания исследователя о возрасте обращаемой личности как условии обращения указывают на то, что обращение в православие может произойти в любом возрасте и что ему могут предшествовать любые социокультурные условия. Из этого следует, что эмпирический анализ случаев обращения в православие современных россиян будет неполным, если не включить случаи обращения разных возрастных групп.
Эмпирически значимой в аспекте социологического изучения процесса обращения в православие, по нашему мнению, является типология случаев обращения, разработанная М. А. Олес-ницким. Он указывает, что можно различить три типа обращения в православие в зависимости от того, на каком этапе жизни последовало обращение человека. Первый тип - это обращение с детства. Он характеризует обращение православных христиан, которые, приняв крещение в православной вере, с детства жили в соответствии с нравственным христианским идеалом, усвоенным ими в процессе религиозного воспитания. Таких обращаемых М. А. Олесницкий называет «лучшими». Второй тип обращения, по М. А. Олесницкому, представляет собой обращение во взрослом возрасте, которое можно разделить на два подтипа. Первый подтип характеризует обращение православных христиан, которые, будучи крещены в детстве, более-менее продолжительное время жили в соответствии только с внешними христианскими требованиями благочестивой жизни, усвоенными в рамках семейного и школьного воспитания. До момента обращения они были увлечены житейскими заботами и проблемами и не заботились о достижении нравственного христианского идеала. Второй подтип обращения в православие во взрослом возрасте присущ тем, кто был с детства крещенным в православии, но при достижении сознательного возраста выбрал нравственно порочный путь жизни. Для этой категории обращение представляет собой решимость нравственно исправить себя и свою жизнь в соответствии с христианским нравственным идеалом. Как отмечает М. А. Олесницкий, все три категории христиан должны пережить обращение, в том числе категория «лучших» христиан.
Исследователь подчеркивает, что для каждого без исключения христианина наступает период в жизни, когда он должен сознательно убедить себя поступать во всем в соответствии с христианскими требованиями и свободно обрести решимость идти путем христианских добродетелей. Без указанного свободного решения жизнь христианина будет лишь стереотипным повторением окружающей среды с чертами естественного благонравия и потому будет мало иметь нравственного достоинства. Предложенная М. А. Олесницким типология обращения и характеристика типов обращения, с нашей точки зрения, во-первых, дополняет ареал случаев обращения, во-вторых, указывает на возможную типологическую специфику этих случаев и, в-третьих, поднимает вопрос о ресурсах и рисках того или иного типа обращения, которые могут быть выявлены в процессе эмпирического исследования.
В рассуждениях М. А. Олесницкого можно обнаружить указания на общие характеристики (свойства) обращения как процесса, такие как осознанность обращения, скорость обращения, кратность, обратимость, глубина обращения. Рассуждая об осознанности обращения, богослов отмечает, что православный христианин может помнить момент обращения, а может и не помнить его. Это зависит от того, было ли оно сопряжено с каким-то особенным событием в жизни человека. Если такое событие было, то православный христианин будет указывать на него как на факт обращения, а если обращение совершалось постепенно и незаметно, то в памяти христианина не будет зафиксирован конкретный момент его личного обращения. Как мы видим, с осознанностью обращения связана характеристика скорости обращения. М. А. Олесницкий считает, что если под обращением иметь в виду поворотный пункт от одного состояния к другому, то обращение совершается сразу, но так как до этого поворота происходили какие-то события, подготавливающие обращение, то в этом смысле оно совершается постепенно.
Размышляя над вопросом кратности и обратимости обращения, М. А. Олесницкий обращает внимание на то, что «возрождение», осуществляемое в таинстве крещения, - не повторяемый акт, а «обращение» может повторяться в жизни христианина неоднократно. По мнению исследователя, возможная кратность обращения обусловлена, с одной стороны, индивидуальными особенностями личности, а с другой стороны, объективными характеристиками самого процесса нравственно-христианской жизни на последующем ее этапе - этапе «освящения». М. А. Олесницкий указывает, что на стадии «освящения» православному христианину предстоят борьба со своими нравственными пороками и изменение опривыченных моделей поведения, не согласующихся с православным вероучением. Случается, что под влиянием различных факторов православный христианин отступает от религиозно-нравственной цели христианской жизни. Эти отступления бывают разной степени. Одни отступления от религиозно-нравственной цели христианской жизни православный христианин вскоре осознает, раскаивается в них и прикладывает усилия нравственно исправиться, другие же не осознает, более или менее длительное время находится в состоянии нравственного неисправления, теряет вкус к христианской жизни и в результате возвращается к духовно-нравственному состоянию, в котором находился до обращения. Если после обращения христианин
через более или менее продолжительный период времени произвольно возвращается к образу жизни и духовно-нравственному состоянию, предшествующему обращению, то он может либо остаться в нем окончательно, либо должен будет заново пройти процесс обращения. Таким образом, обращение - это не необратимый процесс, как и в целом нравственно-христианская жизнь. В ней нет автоматизма и предопределенности, ее развитие или неразвитие в полной мере зависит от свободного волеизъявления личности на всех ее этапах. На вопрос о возможной кратности обращения М. А. Олесниц-кий отвечает определенно - в зависимости от индивидуального случая. Возможны случаи как неоднократного обращения православного христианина, так и случаи, при которых после первого отпадения от православной веры человек больше не обращается в православие.
Важным параметром обращения, по мнению М. А Олесницкого, является его глубина. Можно предположить, что в данном случае исследователь имеет в виду интенсивность совершаемых в нем актов: покаяния, раскаяния и веры. Чем искренне и глубже было обращение христианина, по мнению М. А. Олесниц-кого, тем менее возможным становится его отказ от православного вероисповедования, и чем поверхностнее было обращение, тем раньше и возможнее будет религиозное отступление православного христианина. Выявленные М. А. Олесницким параметры обращения в православие не только представляют собой научный интерес с позиции их верификации в эмпирических исследованиях, но также являются теоретическим основанием для выявления дополнительных параметров процесса обращения.
В рассуждениях об обращении С. С. Глаголева встречается указание на трехчастность процесса обращения: 1) возникновение условий, актуализирующих для человека вопрос выбора религиозной веры; 2) свободное самоопределение человека к религиозной вере; 3) обретение религиозной веры. С. С. Глаголев подчеркивает, что обращение человека может состояться только в том случае, если человек свободно определит себя к вере. Это самоопределение к вере исследователь рассматривает как первый обязательный элемент обращения - человек должен верить в Бога и признать истинными положения, утверждаемые православным вероиспове-дованием. Однако личностный акт свободного и осознанного желания «верить» автоматически не порождает религиозной веры - убеждения в истинности православного вероучения. С. С. Глаголев утверждает, что вера в истинного Бога не может естественным образом возник-
нуть в душе человека. Человек может только захотеть обрести веру. Сама же вера подается человеку свыше как дар Божественной благодати в ответ на его свободное самоопределение к вере [4, с. 242-243]. «Благодатное» происхождение убеждения в истинности православного вероучения объясняет второй обязательный элемент обращения - участие в православных церковных таинствах.
По С. С. Глаголеву, процесс обращения человека в православие - это не субъективный, а социальный процесс обретения человеком религиозной веры. В этом процессе значительную роль играет социум, люди [4, с. 229]. В качестве основных субъектов обращения исследователь указывает: обращаемого, социальное окружение обращаемого и православного проповедника (миссионера). Основная социальная роль в процессе обращения, по мнению С. С. Глаголева, принадлежит «проповеднику христианской истины» (миссионеру, апологету) и социальной среде, социальному окружению обращаемого. Для того чтобы у человека возникло желание обрести веру, религиозная истина должна быть открыта человеку, она должна быть услышана им. Эту функцию в процессе обращения осуществляет «проповедник христианской истины». Исследователь не указывает, кто именно должен или может выступать в этой роли, из чего, с нашей точки зрения, следует, что роль «проповедника христианской истины» может осуществлять любой православный христианин, кто доносит информацию о православном вероучении. Воздействие «проповедника веры» на обращаемого, по С. С. Глаголеву, может быть как положительное, так и отрицательное, т. е. способствовать обретению религиозной веры или препятствовать этому. Эффективность христианской проповеди зависит от ряда факторов: нравственно-религиозного состояния личности проповедника, уровня развития его эмоционально-волевой сферы, характера религиозно-нравственного влияния социального окружения на обращаемого.
Главным условием эффективной православной «проповеди», по мнению С. С. Глаголева, является религиозно-нравственное состояние «проповедника». Для эффективной «проповеди» необходимо, чтобы религиозно-нравственное состояние «проповедника» и настроенность соответствовали православным убеждениям, тогда они будут делать других способными к усвоению православных убеждений [4, с. 238]. Основным средством мотивирующего воздействия «проповедника», по мнению С. С. Глаголева, является его эмоционально-волевая сфера. Эмоциональное состояние «проповедника»,
частью которого выступает религиозная вера, в большей степени способно оказывать воздействие на обращаемого, чем теоретические доказательства истинности вероучения. Механизмом этой передачи является внушение или подражание: на бессознательном уровне душевная настроенность одного передается другим: «...так дети усваивают убеждения и веру своих родителей бессознательно» [4, с. 234]. С учетом значимости эмоционально-волевого компонента в процессе религиозного воздействия на обращаемого С. С. Глаголевым подчеркивается необходимость для «проповедников христианской истины» развития и укрепления волевых качеств: «...люди с более сильной волею влияют на людей с менее сильной волею» [4, с. 238]. Теоретическое доказательство истинности религиозной веры, считает он, малоэффективно, так как это доказательство воспринимается преимущественно слушающим как доказательство сомнительной возможности [4, с. 234]. С данным утверждением исследователя мы не можем согласиться, так как он сам указал на то, что религиозная вера является также составляющей сознания. Это значит, что рациональный компонент христианской проповеди необходим и не может быть умален в своем значении в сравнении с эмоционально-волевым компонентом.
Эффективность христианской проповеди, указывает С. С. Глаголев, будет зависеть не только от религиозно-нравственного состояния личности, содержания и формы проповеди, но также от влияния социального окружения обращаемого. Религиозное влияние социального окружения может быть как позитивным, так и негативным, может как привлекать обращаемого к вере, так и отталкивать его от нее [4, с. 235]. Под влиянием социального окружения человек может воспитаться, будучи в несознательном возрасте, и воспитать в себе, будучи в сознательном возрасте, чувства и наклонности, находящиеся в полной противоположности с требованиями православной веры [4, с. 229]. Если в человеке преобладают качества, психологические состояния, противоположные православной вере, то она будет оцениваться им как бездоказательная и непривлекательная. Православное вероучение, чтобы вызвать интерес у обращаемого, должно иметь субъективное обоснование для человека.
С. С. Глаголев обращает внимание на то, что религиозное влияние социального окружения вступает во взаимодействие с религиозным влиянием «проповедника». Оно может находиться в отношениях соответствия или противоречия с религиозным влиянием «проповедника». Исследователь перечисляет такие возможные ва-
рианты воздействия «проповедника» и среды на слушающего: миссионерское положительное/миссионерское отрицательное; средовое положительное/средовое отрицательное; обоюдно воздействие «проповедника» и среды/ противоположное воздействие «проповедника» и среды [4, с. 235-236]. Совместность усилий «проповедника» и социального окружения обращаемого, коллективность в деятельности христианской проповеди значительно результативнее, чем индивидуальная деятельность даже при значительных ресурсных затратах. С. С. Глаголев также указывает на то, что социальное религиозное влияние в целом различно и динамично, поэтому православные убеждения будут восприниматься людьми по-разному в разные периоды жизни [4, с. 238]. Ученый отмечает также важность макросоциальных условий в процессе обращения. Несмотря на то что он не детализирует свое понимание макросоци-альных факторов, он делает общее предположение, что с развитием технического прогресса будут складываться наиболее благоприятные условия для приведения людей к вере, так как у человека появится больше свободного времени для посвящения его духовным занятиям [4, с. 246]. Однако современные секуляризацион-ные процессы, сопровождающие научно-технический прогресс, указывают на то, что в этом прогнозе исследователь ошибался.
Таким образом, С. С. Глаголев не только включает социальный контекст в процесс обращения как его обязательный элемент, но также указывают на его значение в этом процессе - формирование религиозно-нравственной мотивации обращаемого, а также на возможное содержание этой мотивации - функциональное, дисфункциональное и амбивалентное. Исследователь обратил внимание на то, что процесс обращения в православие человека (православного христианина) может осуществляться под влиянием социальных агентов обращения, социальных контрагентов обращения, социальных амбивалентов обращения, а также под взаимным влиянием первых, вторых и третьих. Результатом этого разнохарактерного влияния, с нашей точки зрения, могут стать эмпирические случаи сформированной мотивации человека (православного христианина) начать нравственно-христианскую жизнь, отказаться от нравственно-христианской жизни, выбрать амбивалентный характер нравственно-христианской жизни. Важным наблюдением С. С. Глаголева выступает также то, что вектор религиозно-нравственный мотивации человека (православного христианина) в процессе обращения будет выстраиваться в том числе в
зависимости от религиозно-нравственного характера социального окружения, степени его эмоционально-волевого влияния на обращаемого, степени консолидации этого социального окружения в процессе нравственно-религиозного влияния. Безусловно, важным является замечание автора о динамичности мотивацион-ных структур обращаемого, позволяющее направить фокус эмпирического исследования как на сами трансформационные изменения мотивации человека (православного христианина) в процессе обращения, так и на факторы, под влиянием которых проходили эти изменения. Несомненно, эмпирически значимым является актуализация С. С. Глаголевым макросоциаль-ных факторов обращения. Все эти дополнения в общую концепцию обращения в православие, которые мы встречаем у него, нам представляются значимыми в аспекте дальнейшего социологического эмпирического анализа случаев обращения в православие современных россиян в условиях одновременности и разнохарактерности религиозного влияния со стороны микро- и макросоциального окружения.
Г. И. Шиманский рассматривает «обращение» как первую стадию «нравственно-христианской жизни», за которой следуют стадии «очищение», «освящение» [5]. При этом первая стадия - «обращение» - рассматривается им как начальная стадия духовного возрастания христианина, на которой тот, участвуя в таинствах крещения или покаяния, обретает «ревность по христианской жизни» и приступает к упорядочиванию собственной нравственной и социальной жизни в соответствии с христианским нравственным образцом. Вторая «юношеская стадия духовного возрастания» христианина, или стадия «очищения», по Г. И. Шиманскому, представляет собой период духовно-нравственного самовоспитания или перевоспитания православного христианина. Третья стадия, стадия «освящения» - духовно-нравственное состояние православного христианина, характеризующееся избавлением от нравственных пороков и достижением совершенства в христианских добродетелях.
Г. И. Шиманский, рассуждая о структуре процесса обращения в православие, указывает, что оно имеет внешний (через участие человека в православных церковных таинствах) и внутренний (через переживание им определенных эмоционально-волевых состояний) планы выражения. Внутреннее содержание обращения Г. И. Шиманский связывает с появлением в сердце человека «ревности по христианской жизни», которая рассматривается им как основной источник и обязательное начальное усло-
вие духовной жизни христианина. «Ревность по христианской жизни», по мнению Г. И. Шиман-ского, включает в себя две составляющие: желание и душевную силу жить в соответствии с христианскими идеалами и ценностями. Внешним образом обращение осуществляется через участие в таинствах крещения или покаяния.
Значимыми для выявления эмпирических особенностей стадии «обращения», с нашей точки зрения, являются рассуждения Г. И. Ши-манского о том, чем данная стадия нравственно-христианской жизни отличается от последующих. Он именует стадию «обращения» как «нерешительный период жизни», поскольку на первой стадии христианину присущи нетвердость, незрелость, детскость рассуждений, осознание слабости сил и неопытности в духовной жизни. Вследствие этого ему свойственно по духовной неопытности впадать в различные духовные заблуждения, но затем искренне и откровенно раскаиваться и нравственно исправляться. На стадии «обращения» православному христианину свойственно воспринимать Бога как любящего Отца, а не грозного Владыку, а Церковь - как любящую мать, и переживать особенную радость этого познания. Из этого отношения у обращенного рождается полное доверие Богу и Церкви, а также непосредственное, некритичное следование учению Церкви. Г. И. Шиманский отмечает, что на стадии «обращения» перед христианином стоит задача по-новому выстроить свое поведение в разных обстоятельствах таким образом, чтобы, с одной стороны, не расстраивать отношения с людьми, а, с другой стороны, чтобы сохранять «ревность по христианской жизни». Еще одна задача, которую необходимо решить христианину на стадии обращения, - найти наиболее эффективные способы духовно-нравственного самовоспитания и перевоспитания в духе христианского вероучения. С учетом указанных особенностей духовного состояния христианина на стадии обращения, считает Г. И. Шиманский, христианину необходимо знакомиться только с основами православного вероучения, чтобы его «нравственно-христианская жизнь» осуществлялась поэтапно и последовательно. Завершение стадии «обращения» Г. И. Шиманский связывает с упорядочиванием нравственной жизни христианина и его внешнего образа жизни в соответствии с христианским образцом.
Замечание исследователя о некритичном отношении обращаемого к вероучению и институту Церкви, наблюдаемое на стадии «обращения», с нашей точки зрения, позволяет не только обратить внимание на эту особенность нравственно-религиозной жизни обращаемо-
го в эмпирическом контексте, но и вскрыть основные мотивы тех или иных его поступков в нравственно-религиозной сфере в этот период. В свою очередь, актуализация исследователем задач, решаемых обращаемым на стадии «обращения», мотивирует направить эмпирическое исследовательское внимание на социализационное или ресоциализационное содержание нравственно-христианской жизни обращаемого в этот период: каким образом проходит процесс обучения вере, выстраиваются социальные отношения обращаемого с социальным окружением.
Итак, как показало знакомство с воззрениями российских религиозных мыслителей XIX -начала XX в. на процесс обращения в православие, для российского гуманитарного дискурса научный интерес к проблеме религиозного обращения в целом и к проблеме обращения в православие в частности традиционен. Анализ концептуальных положений указанных мыслителей на феномен обращения в православие помогает обнаружить конфессиональную специфику его интерпретации, методологически значимую для конкретизации и детализации объекта и предмета социологического изучения процесса обращения в православие современных россиян. Рассмотренная в статье православная специфика интерпретации процесса обращения, выявленные исследователями пара-
метры обращения в православие представляют научный интерес с позиции их верификации в социологических эмпирических исследованиях и являются теоретическим основанием для выявления дополнительных параметров процесса обращения в православие.
Список литературы
1. Святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский. Часть IX. О постепенном возрастании сокровенного сердца человека // Богословие деятельное. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Penzenskij/ bogoslovie_deiatelnoe/10_1 (дата обращения: 20.02.2022).
2. Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышен-ский. Путь ко спасению. М. : Даръ, 2005. 554 с.
3. Олесницкий М. А. 9. Возрождение и освящение // Нравственное богословие. URL: https://azbyka. ru/otechnik/Markellin_Olesnickij/nravstvennoe-bogoslovie/1_9 (дата обращения: 20.02.2022).
4. Глаголев С. С. Об условиях возникновения религиозной веры : пробная лекция // Богословский вестник. 1892. Т 3, № 11. С. 225-246.
5. Шиманский Г. И. Виды и возрасты нравственной жизни. 3. О добродетели и ее свойствах // Конспект по нравственному богословию. URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/konspekt-po-nravstvennomu-bogosloviyu/4_3 (дата обращения: 20.02.2022).
Поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 04.05.2022; принята к публикации 06.05.2022 The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 04.05.2022; accepted for publication 06.05.2022