Научная статья на тему 'Воцерковление православной молодежи в современном российском обществе'

Воцерковление православной молодежи в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1919
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛОДЕЖЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС ВОЦЕРКОВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Уфимцева Екатерина Игоревна

Статья посвящена анализу особенностей религиозной социализации православной молодежи в современном российском обществе. Дается определение понятию "воцерковление", описываются этапы, практики, институты, агенты, факторы процесса воцерковления российской православной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воцерковление православной молодежи в современном российском обществе»

ческие (разлука, восприятие семьи со стороны ближайшего окружения); экономические (добыча материальных ресурсов для выживания самой семьи и обеспечения жизни заключенного в исправительном учреждении).

Стратегия семейного дистанцирования базируется на следующих факторах: степень тяжести преступления и отношение к нему членов семьи; конфликты в семье из-за неприемлемого поведения до и после отбывания наказания; длительность срока заключения, неоднократность попадания в ИУ.

Значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности органов внутренних дел, сотрудников пенитенциарной системы, социальных работников, при взаимодействии психологов, социальных педагогов с семьей, при создании социально-коррекционных программ работы с семьей заключенного.

Примечания

1 См.: Российский статистический ежегодник. 2009 : стат. сб. / Росстат. 2009.

удк 316. 74:2

2 См.: Темаев Т. В. Значение семьи в жизни пожилого осужденного // Клиническая геронтология. 2008. Т. 14, № 9. С. 111.

3 Шевченко A. M. Социальная реабилитация бывших заключенных : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 1997. С. 8.

4 См.: Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999.

5 См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08 января 1997 г. № 1-ФЗ. М., 2010.

6 См.: 10 Заповедей Закона Божьего. Толкование Заповедей. Грехи против 10 Заповедей. URL: http://10zapovedei. ru/index.php (дата обращения : 11.09.2011).

7 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13 июня 1996 г. № бЗ-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.08.2011 г.). М., 2010.

8 См.: ЛысакИ. В., ЧеркасоваЮ. Ю. Тюремная субкультура в России. Таганрог, 2006.

9 См.: Олейник А. Н. Тюремная субкультура в России : от повседневной жизни до государственной власти. М., 2001.

10 См.: Лысак И. В., ЧеркасоваЮ. Ю. Указ. соч.

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Е. И. Уфимцева

Саратовский государственный технический университет E-mail: ufim75@mail.ru

Статья посвящена анализу особенностей религиозной социализации православной молодежи в современном российском обществе. дается определение понятию «воцерковление», описываются этапы, практики, институты, агенты, факторы процесса воцерковления российской православной молодежи. Ключевые слова: православная молодежь, религиозная социализация, процесс воцерковления.

Reinchurchment of the orthodox Young People in Modern Russian society

E. I. Ufimtzeva

The article is about the analysis of the socializing peculiarities religious young people in modern Russian society. Given the idea definition «reinchurchment», is described the steps, practices, institutions, agents, factors of the process reinchurchment of religious young people in modern Russian society.

Key words: orthodox young, religious socialization, process reinchurchment.

В современной России православие сохраняет статус доминирующего вероисповедования. По результатам социологических опросов, количество российских респондентов, идентифициру-

ющих себя с православными, составляет от 68%1 до 79%2 и 90% от общего числа всех верующих3. Вместе с тем процесс религиозной социализации православных в современном российском обществе, который в рамках современного церковно-православного дискурса определяется как процесс воцерковления, представляет собой наиболее значимую социальную проблему. Святейший Патриарх Алексий II неоднократно подчеркивал, что после 70-летнего господства воинствующего атеизма в нашей стране воцерковление различных слоев российского общества, и особенно молодежи, является главной миссионерской задачей Русской православной церкви в XXI в.4

Проблемный характер процесса воцерковле-ния в современном российском обществе определяется следующими факторами.

Во-первых, церковная социализация современных православных россиян происходит в условиях нарушенной на уровне народных масс межпоколенческой преемственности православного мировоззрения, ценностей и образа жизни. В течение 70 лет советской власти в России под угрозой физического истребления и политических

преследований5 православные россияне были отделены от Церкви и лишены возможности полноценной приходской жизни. Неполноценное участие людей в жизни конкретной православной общины (церковного прихода) обусловило формирование искаженных или неполноценных - внеинститу-циональных - околоцерковных представлений и практик православных верующих, что подтверждают многочисленные социологические опросы на религиозную тематику, регулярно проводящиеся последние 20 лет отечественными исследователями и центрами изучения общественного мнения. Так, современные россияне, идентифицирующие себя с православными, могут не верить в Бога, не соблюдать посты и не молиться, сочетать христианские представления с теософскими взглядами Е. Блаватской, оценивать шантаж, проституцию и азартные игры как проявление свободы и права человека на частную жизнь6.

Во-вторых, разрушенные в советский период традиционные формы православной церковной жизни (приходской, миссионерской, благотворительной, издательской, ремесленной, строительно-архитектурной, образовательной, научной) только начинают восстанавливаться. Например, институт полкового священничества стал функционировать в Российской армии только с 2010 г. Только в 2010 г. по решению Саратовского епархиального совета стала обязательной катехизаторская подготовка желающих приступить к таинству крещения: во всех благочиниях епархии была введена штатная должность помощника благочинного по религиозному образованию и катехизации, в городских храмах - штатного катехизатора.

В-третьих, религиозная социализация современных россиян осуществляется в условиях секулярного общества, идеологическую основу которого составляют система либеральных ценностей и гуманистическая концепция прав человека. Как социологи, так и церковные деятели отмечают фундаментальное противоречие религиозных традиций и либеральных ценностей секулярного государства. Так, Ю. Хабермас подчеркивает, что «либеральное государство, со своей стороны, подозрительно относится к верующим, полагая, что западная секуляризация - это дорога с односторонним движением, оставляющая религию на обочине»7. В свою очередь, в «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», отмечается, что «сегодня через обращение к правам человека в обществе нередко стремится укрепиться мировоззрение, которое является безрелигиозным, этически релятивистским и гедонистическим»8. Таким образом, указанные факторы проблематизируют процесс религиозной социализации православных россиян на современном этапе развития российского общества.

Феномен воцерковления является одним из обсуждаемых в современном отечественном соци-

ологическом дискурсе. Исследования М. С. Алексеевой, Л. П. Ипатовой, Ю. Ю. Синелиной, В. Ф. Чесноковой в разной степени и в разных аспектах затрагивают эту проблему. Выявлению сущности данного феномена, его описанию посвящены работы протоирея Александра (Зелененко), протоирея Александра (Торика), игумена Нектария (Морозова), игумена Петра (Мещеринова). Вместе с тем, подводя некий итог исследовательскому поиску научных работ данной тематики, можно констатировать, что на современном этапе развития социологической мысли феномен во-церковления остается практически неизученным. Отправной точкой нашего исследования стали вопросы, связанные, во-первых, с выявлением смысловых полей понятия «воцерковление», во-вторых, с описанием характеристик процесса воцерковления православной молодежи в современном российском контексте.

Респондентами выступили представители православной молодежи в возрасте от 17 до 25 лет, так как этот возраст от 17 до 25 лет представляет собой сензитивный период для выбора траектории жизненного пути. Сбор и анализ материала проводился по методике «двойной рефлексии»9 с помощью неструктурированного неформализованного интервью N = 19), в 2010-2011 гг. в г. Саратове и г. Якутске. Длительность интервью - 16-67 мин, в среднем по 30 мин. Интервью проводились в зданиях университета, воскресной школы, православного храма, духовной семинарии в спокойной обстановке, без участия третьих лиц.

В социологический дискурс понятие «во-церковление» пришло из церковно-религиозной терминологии. В то же время игумен Нектарий (Морозов) в своей работе «Беседы о воцерковле-нии» обращает внимание на тот факт, что понятие «воцерковление», с одной стороны, в современном своем значении - понятие сравнительно новое для России, а с другой стороны, в своем первичном значении - имеющее значительную историю10. Действительно, в Православной энциклопедии дается два значения понятия «воцерковление» (слав. ВоцКковлеше; ср. греч. ¿кк^похОош, - во-церковлять): 1) процесс приобщения человека к христианской традиции и церковной жизни; 2) особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения11. Как отмечается в энциклопедии, исторически первоначально понятие «воцерковление» стало использоваться во втором свое значении - как особый церковный чин, а именно с IV в., когда после официального разрешения христианства в Римской империи практика крещения взрослых постепенно уступает место практике крещения младенцев. В этот период истории христианской церкви появляется церковный обряд первого после родов совместного вхождения матери-христианки и ее новорожденного ребенка в христианский храм. Обряд осуществлялся на сороковой день после рождения ребенка и именовался воцерков-

лением. Данный христианский обряд сохранился и применяется в современной богослужебной практике Русской православной церкви12.

Вместе с тем, как показал анализ современных церковных публикаций, понятие «воцерковление» в них все чаще используется в новом для православной традиции значении - в аспекте религиозной и церковной социализации. Во-первых, воцерковление рассматривается как процесс церковной интеграции личности, интеграции в церковную общность. Так, игумен Нектарий (Морозов) интерпретирует понятие «воцерковление» как процесс приобщения к жизни Церкви: «... теперь, говоря "воцерковление", мы имеем в виду процесс - процесс постепенного "врастания" человека в церковную жизнь, претворение его в маленькую, но живую клеточку этого великого организма - Тела Христова, Церкви»13. Созвучное определение понятия «воцерковление» дает протоиерей Александр (Торик): «... воцерковление, то есть вхождение в Церковь в качестве полноценного и полноправного ее члена»14. В таком случае основным средством воцерковления становится церковная община.

В качестве второго аспекта значения понятия «воцерковление» выделяется катехизация. Архимандрит Иоанн (Экономцев) определяет сущность воцерковления в аспекте катехизации крещеных взрослых православных верующих людей, которые, будучи крещеными, остались непросвещенными в православной вере и в евангельских истинах15. В настоящее время основной целью катехизаторской деятельности Русской православной церкви, в его понимании, является содействие воцерковлению именно этой категории людей. При этом под воцерковлением архимандритом Иоанном понимается: приобщение к свидетельству о Христе, к евангельским заповедям, обретение уверовавшими людьми Евангелия как книги жизни, формирование христианского мировоззрения, обретение базовых знаний о церковной жизни и церковной дисциплине, формирование чувства каноничности и дисциплинированности, внутренней духовной и внешней культуры благочестия, обретение своего места в Церкви, личной духовной жизни. Необходимым средством воцерковления он называет христианскую общину. О воцерковлении как катехизаторской, образовательно-воспитательной деятельности рассуждает также игумен Петр (Мещеринов) в своей работе «Жизнь в Церкви. Проблемы воцерковления»: «Воцерковление можно уподобить взращиванию плодового сада. Как оно происходит? Если мы возьмем семечко из вкусного сладкого яблока и посеем его в землю, у нас вырастет дикая яблоня с несъедобными плодами. Чтобы получить культурное растение, необходимо привить этому дикому дереву черенок садовой яблони. При этом нужно учитывать много всяких сельскохозяйственных тонкостей: каким образом прививается именно этот сорт,

в какое время это нужно делать, как удаляются дикие ветви, как нужно обвязать и залечивать место прививки, как поливать, как удобрять почву и т. д. Христианство и есть этот благодатный черенок: оно прививается к дикому дереву падшей человеческой природы, и, будучи правильно взращиваемо, переформировывает его в дерево культурное, приносящее в свое время прекрасные плоды»16. Таким образом, воцерковление можно определить как двусторонний процесс религиозного просвещения и образования: с одной стороны, получение личностью теоретического и опытного знания православной веры, с другой стороны, просветительскую и образовательную деятельность Русской православной церкви, направленную как к детской, так и ко взрослой аудитории.

Третий аспект значения понятия «воцерковле-ние» - духовную и культурную преемственность - раскрывает протоиерей Валериан (Кречетов). Со слов о. Валериана, «воцерковление есть приобщение к преемству Церкви». Преемство непрерывное и живое, от человека к человеку рассматривается им как главное условие истинной веры: «Существуют многие вещи, которые и в жизни, и в Церкви передаются от человека к человеку при живом общении. Некоторые вещи невозможно повторить. Нужно слышать, как их произносит человек. Мне вспоминается отец Николай Гурьянов, с которым Господь меня сподобил много общаться, или же отец Иоанн Крестьянкин - читаешь его проповеди, и представляешь, как он это говорил, когда я его слышал.»17 Таким образом, воцерковление интерпретируется и как приобщение к православной духовной и культурной традиции.

Подводя итог анализу значений понятия «воцерковление», имеющих место в современном церковно-православном дискурсе, следует отметить, что в церковно-религиозной терминологии оно имеет несколько смысловых полей:

1) в аспекте церковного обряда первого после родов на 40-й день совместного вхождения матери-христианки и ее новорожденного ребенка в христианский храм;

2) в аспекте религиозной и церковной социализации:

- как приобщение к русской православной духовной и культурной традиции;

- как процесс интеграции личности в церковную общность;

- как двусторонний процесс религиозного просвещения и образования: с одной стороны, получение личностью теоретического и опытного знания православной веры, с другой стороны, просветительскую и образовательную деятельность Русской православной церкви, направленную как к детской, так и ко взрослой аудитории;

- как деятельность личности, направленная на достижение духовно-нравственного совершенства сообразно евангельскому идеалу - личности Иисуса Христа.

В социализирующем значении термин «во-церковление» заимствуется современной отечественной социологией из церковно-православного лексикона, а феномен воцерковления как процесс православной церковной интеграции личности является предметом социологического изучения. В социологическом научном дискурсе нам встретилось два самобытных определения понятия «воцерковление». Прежде всего, это определение, данное В. Ф. Чесноковой в работе «Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века» (можно сказать, единственная значительная работа по теме воцерковления в современной отечественной социологии). Исследователь рассматривает воцерковление как «добровольное признание человеком влияния Церкви через усвоение себе установленного в ней образа жизни и образа мыслей. При этом усвоение образа мыслей происходит параллельно и в тесной связи с усвоением образа жизни. Этот последний именно и является проводником устойчивого влияния Церкви на человека, позволяющего человеку со временем выработать себе новое отношение к миру и к себе самому»18. В. Ф. Чеснокова подчеркивает, что социологически изучать право-славность населения необходимо через изучение его образа жизни. Для описания образа жизни православного христианина исследователь предлагает пять переменных: «частота посещения храма», «частота причащения», «регулярность чтения текстов Священного Писания», «форма молитвы» и «пост». Примечательно, что игумен Нектарий (Морозов) указывает на эти же критерии как критерии воцерковленности: «... как часто человек ходит в храм, насколько регулярно он исповедуется и причащается, молится ли он, читает ли духовные книги, а, главное, живет ли по-христиански в своем быту: дома и на работе, день за днем»19. Выбранные В. Ф. Чесноковой показатели воцерковленности православных верующих позволили разбить весь контингент группы с самоназванием «православные» на несколько типов по степени воцерковленности:

- группа О (самая слабая по степени воцер-ковленности) - все, кто не поднялся ни разу даже до второй позиции по шкале («не был», «не причащался», «не читал», «не молюсь», «не пощусь»);

- группа С (слабовоцерковленные) - те, кто «завоевал» хоть одну вторую позицию, но выше не поднялся;

- группа Н (начинающие) - все, кто достиг хоть по одной переменной третьей позиции;

- группа П (полувоцерковленные) - те, кто хоть по одной переменной поднялся до четвертой позиции;

- Группа Ц (воцерковленные или церковный народ) - все, кто хоть раз попал на пятую, самую высокую позицию на любой из шкал.

Если имеет место достижение высокого показателя хотя бы по одной характеристике православного образа жизни (пост или молитва),

по мнению В. Ф. Чесноковой, это уже большая победа для человека, решившего преобразовывать свое мышление и свой образ жизни по христианским заповедям, и это, безусловно, показывает его желание не порывать отношений со своей Церковью. Сообразно данной концепции степень воцерковленности человека соответствует степени его православности. Таким образом, определение воцерковления, разработанное В. Ф. Чесноковой, позволяет рассматривать данное явление как процесс упорядочения человеком собственной жизни сообразно православному миропониманию.

М. С. Алексеева рассматривает воцерковле-ние как двусторонний процесс, выделяющий позиции субъектов и объектов: с одной стороны, как процесс постепенного введения в основы веры и благочестия, а с другой - как процесс вхождения в Церковь20. Ю. Ю. Синелина в своих исследованиях религиозного самосознания населения России использует определение воцерковления, разработанное В. Ф. Чесноковой, так же как и ее методику оценки степени религиозности православных верующих21.

В социологических исследованиях достаточно часто встречаются понятия, производные от понятия «воцерковление», а именно «воцерков-ленность» и «воцерковленные верующие». Под воцерковленностью понимается культовое поведение (посещение богослужений, празднование религиозных праздников, участие в религиозных обрядах), а под воцерковленными - практикующие верующие, то есть реализующие культовое поведение. С нашей точки зрения, подобное отождествление рассматриваемых понятий значительно ограничивает полноту социологической интерпретации самого феномена воцерковления и производных от него. В целом, подводя итог анализу социологических моделей интерпретации понятие «воцерковление», можно сделать вывод, что данная социологическая категория нуждается в дальнейшей разработке. В рамках нашего исследования воцерковление определяется как процесс и как социальное действие, представляющие собой интеграцию личности в местную православную общину и обретение ею определенного статуса в системе церковных отношений.

Как показали результаты нашего исследования, процесс воцерковления молодых людей, их интеграция в церковную среду осуществляется за счет освоения ими четырех направлений религиозной активности: познавательной, литургической, аскетической, приходской. Познавательная религиозная активность православной молодежи представляет собой деятельность, направленную на познание основ и частностей православного вероучения. Она выражается в религиозном самообразовании личности и ее профессиональном образовании в рамках церковных институтов. Основу данного вида активности составляет чтение текстов Библии (Священного Писания), святоотеческой литературы (трудов духовных

и церковных авторитетов, признанных Русской православной церковью), агиографической литературы, церковной литературы богословского, воспитательного и образовательного характера. Литургическая активность воцерковляющих-ся молодых людей выражается в их участии в общественных (будничных и праздничных) и частных богослужениях, в церковных таинствах, прежде всего исповеди и причастия, в различных церковных обрядах и церемониях. Аскетическая активность реализуется в частной молитвенной практике, в соблюдении поста, в нравственных саморефлексии и самовоспитании. Приходская активность реализуется в участии личности во внебогослужебной деятельности прихода (церковной общины).

Процесс воцерковления, церковной интеграции православной молодежи в современном российском обществе - длительный процесс. Начинается он с участия человека в таинстве крещения, которое в православной богослужебной практике совмещено с таинством миропомаза-нья22, а заканчивается обретением им социального статуса в системе церковных отношений. В процесс воцерковления опрошенные респонденты вступили в разном возрасте - от младенчества до 13 лет, а стали воцерковленными в возрасте от 17 до 22 лет. При этом воцерковление опрошенных респондентов длилось по-разному - от 6 до 17 лет.

Необходимо отметить, что история христианской церкви знала времена, когда процесс во-церковления верующего человека начинался до принятия им крещения, предварялся практикой оглашения или катехумената (от греч. - оглашенный, получивший устное наставление), то есть религиозного просвещения и обучения, и заканчивался участием в таинстве крещения23. Крещение должно было совершаться только после научения кандидатов тому образу жизни, который подобает желающим присоединиться к христианской Церкви - христианскому образу жизни. Поэтому классик христианской патристики Тертуллиан называет крещение «печатью веры» («obsignatio fidei»), указывая на то, что крещение - это уже завершение процесса принятия веры во Христа. После официального разрешения христианства в Римской империи в 313 г. стала увеличиваться практика крещения младенцев. Поэтому участие в таинстве крещения стало предшествовать религиозной проповеди и религиозному просвещению и ознаменовывать начало процесса воцерковления. Такая богослужебная практика сохранилась в Русской православной церкви до наших дней, и в современных социокультурных условиях российского общества процесс воцерковления православного верующего не заканчивается, а начинается таинством крещения.

Процесс воцерковления имеет две фазы: пассивную и активную. Пассивная фаза длится с момента крещения человека (формального изме-

нения религиозного статуса) до появления у него когнитивного интереса к православному вероучению и богослужению. С появления у молодых людей когнитивного интереса к православной религиозной традиции начинается активная фаза воцерковления, которая завершается обретением личностью места в церковном пространстве (сущностного изменения религиозного статуса).

Как показали результаты нашего исследования, пассивная фаза воцерковления характеризуется неосознанным, пассивным и формальным участием молодых людей в церковной жизни. В независимости от того, в каком возрасте молодые люди стали формально православными, все они отметили неосознанность своего поступка, либо вследствие младенческого возраста, либо вследствие отсутствия в себе необходимого основания для осознанного крещения - веры православному учению и намерения жить по нему:

Крестилась я в пятом классе или в шестом, но это было неосознанно. Мы жили в поселке, и к нам в поселок приехал батюшка. Слух пошел - надо креститься. Ну, надо так надо... Мама говорит, там батюшка приехал, давай покрестимся? Я говорю, давай. Даже не было никаких сомнений - все же должны быть крещеные (женщина, 23 года).

Пассивная фаза воцерковления молодых людей характеризуется отсутствием у них аскетического и приходского направлений религиозной активности и крайне эпизодическими проявлениями познавательной и литургической активности. Молодые люди отметили, что на первом этапе воцерковления не испытывали интереса ни к религии вообще, ни к православной вере в частности. Если посещали православный храм, то редко, формально, оказывая преимущественно послушание родителям или по любопытству, заодно с товарищами:

Я могла прийти в храм поставить свечку, а так чтобы таинство какое, исповедоваться, причащаться и все такое - такого не было (женщина, 17 лет).

Можно сказать, вообще не ходил в храм. Моментами только бывал, раз в год с мамой. Мама хотела, а нам как-то неловко было противиться туда идти. <... > То есть не осознавал еще (мужчина, 21 год).

На первом этапе основным институтом во-церковления молодых людей выступает их семья, а первичными агентами - преимущественно ближайшие родственники, которые сами являются воцерковленными людьми или находятся в процессе активной фазы воцерковления. Ближайшие родственники, а чаще всего мамы и бабушки как первичные агенты воцерковления выполняют следующие функции: побуждают к принятию православного вероисповедования, осуществляют первичное знакомство с православным храмом, приучают к участию в церковных богослужениях, подают пример искренней религиозной

веры и активной церковной жизни, религиозно просвещают:

Сначала к вере пришла бабушка, и потом мама. Я помню, был такой момент, когда бабушка молилась на коленях возле иконки дома, и меня тоже заставила на колени встать, просто стоять перед иконой. Я же молитвы тогда не знала, мне было тогда, по-моему, 4 годика. И вот этот момент помню как первый и важный... Более осознанно подошла к этому, наверное, уже в 14 лет, когда стала осознавать, что к чему, то есть мама стала объяснять, она мне читала какие-то книги, меня заинтересовала, стала примеры приводить (женщина, 19 лет).

Дополнительными институтами воцерков-ления молодых людей на первом этапе являются институты церковного образования и воспитания, такие как православный спортивный кружок, детский православный летний лагерь, воскресная школа. Несмотря на существующие институциональные и организационные различия, эти институты осуществляют идентичные функции: организуют пространство общения для православной молодежи друг с другом и с Церковью (преподавателями, священниками, членами церковной общины), детский и юношеский досуг; обеспечивают условия для формирования дружеских и профессиональных связей молодежи в церковной среде; религиозно просвещают, образовывают, воспитывают.

Таким образом, как показал анализ практик воцерковления молодых людей, пассивная фаза отличается неосознанным, пассивным и формальным участием молодежи в церковной жизни. Первичным институтом начального этапа церковной социализации современной молодежи выступает семья, а первичными агентами - родственники. В качестве вторичных институтов первого этапа воцерковления молодых людей можно назвать школу и учреждения дополнительного образования. Вторичными агентами воцерковления молодежи выступают знакомые, друзья, учителя, воспитатели, священнослужители и церковнослужители.

По данным нашего исследования, активную фазу воцерковления молодых людей отличает повышение уровня всех четырех видов их религиозной активности. Прежде всего, в рамках религиозного самообразования молодые люди обращаются к православной литературе. Зачастую на первом этапе поиск, а главное, выбор литературы для чтения осуществляется ими самостоятельно, без пастырского руководства, вследствие чего молодые люди зачастую выбирают литературу, не соответствующую по уровню сложности материала уровню их познавательной готовности:

Одна из первых книг, которую я приобрел, была книга Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры». Но я ее прочитать не смог, потому что книга очень высокого уровня богословия. Я до сих пор ее полностью еще не прочитал.

Поэтому нужно советоваться со священником при выборе книги (мужчина, 17 лет).

Выбор литературы, содержание которой рассчитано на людей, имеющих высокий уровень знаний и значительный опыт христианской жизни, может привести к неправильному толкованию, а значит, и пониманию вероучительных вопросов или вызвать разочарование и понизить уровень интенсивности духовного поиска.

В активной фазе воцерковления происходит знакомство молодых с содержанием и смыслом православного общественного богослужения, правилами поведения в храме, они учатся исповедоваться и готовиться к причастию. В результате еженедельное участие в субботних и воскресных общественных богослужениях становится регулярной практикой молодых людей. Регулярность участия в общественных богослужениях и церковных таинствах исповеди и причастия признается молодыми людьми как необходимое и обязательное условие их религиозной жизни:

Я считаю, обязательно нужно исповедоваться и причащаться, если человек крещеный и считает себя православным христианином, то не реже раза в год - это точно, и в посты, конечно, нужно причащаться (мужчина, 17 лет).

Исповедь для молодых людей становится механизмом нравственного самоконтроля. Многие помнят первый свой опыт исповеди и отмечают, что в первый раз исповедоваться было психологически легче и проще, чем впоследствии, когда требовалось большего внутреннего напряжения, так как исповеди были более осознанными, глубокими, предполагающими более высокий уровень нравственной ответственности за совершенные проступки:

Сперва вообще нетрудно было исповедоваться. Наверное, особо не видишь какие-то грехи. Видишь же сначала поверхностные. А потом-то конечно! Потом как начнешь копать, и понимаешь, что не все так сладко (женщина, 21 год).

В процессе регулярного исповедования молодые люди адаптируют данную ритуальную практику, что позволяет им, с одной стороны, снизить уровень психологического напряжения, а с другой стороны, его сохранить. Респонденты обращали внимание на то, что, если они долго не посещали храм и не участвовали в богослужениях, то страх перед исповедью усиливался, а при возобновлении регулярности богослужебной практики снижался. В то же время полное отсутствие психологического напряжения при участии в таинстве исповеди оценивается молодыми людьми как проявление неправильного формального подхода к исповеди.

В активной фазе воцерковления начинается процесс формирования аскетической активности молодых людей. Во-первых, они учатся молиться. Постепенно молитва становится для них ежедневной практикой, и не только в рамках «утреннего» и «вечернего правила» - ежедневного

обязательного свода православных молитв для мирян, но и в обращении к Богу «во всех делах, во всех поступках, вообще в жизни». Респонденты отметили, что молитва является сложной практикой, но без нее полноценная религиозная жизнь настоящего христианина невозможна. Вторым важным направлением аскетической деятельности воцерковляющихся молодых людей является внутренняя работа над самим собой, включающая нравственную саморефлексию и самовоспитание сообразно христианской системе нравственных ценностей и социальных норм - христианских заповедей.

Приходская активность молодых людей, их участие во внебогослужебной жизни и деятельности определенной церковной общины, прихода становится обязательным элементом их религиозной жизни в активной фазе воцерковления. Для девушек она связана с их участием в организации деятельности воскресной школы, издательской деятельностью приходской газеты, социальным служением прихода. Приходская активность юношей реализуется в их помощи священнослужителям при подготовке к богослужению, в исполнении обязанностей пономоря, а впоследствии псаломщика и алтарника.

Как показали результаты нашего исследования, в активной фазе первичными агентами воцерковления молодых людей являются священники. Именно общение со священником становится поворотным пунктом в церковной интеграции молодого человека и определяет возможность перехода этого процесса от пассивной к активной фазе. Положительный первоначальный опыт взаимодействия со священником формирует основание для возникновения у молодых людей когнитивного интереса к православной вере и православной культуре:

Был такой человек, и по сей день он есть, сейчас служит, священник, зовут его отец Владимир, можно сказать, через него пришел к вере... Отец Владимир, он такой человек, словами нельзя передать. Есть люди, которые не располагают, просто не хочется с ними общаться, а с этим человеком просто хочется общаться и общаться бесконечно. Настолько мягкое сердце, что тянешься и тянешься к нему. Получается, что душа радуется, когда рядом с ним находишься. Как он говорит, особенно когда на службе. Однажды, когда он был дьяконом, я услышал, как он пел, как он читал, пронизывало до глубины души. И тогда начинаешь задумываться, а Бог-то он есть, что просто от человека не может так исходить (мужчина, 22 года).

Вспоминая свой первый и последующий опыт общения со священниками, молодые люди отмечали, что они встретили в их лице внимательных слушателей, рассудительных наставников, участливых и неравнодушных к их личным проблемам людей, а главное - пример христианского отношения и образа жизни. Именно священникам

принадлежит главная роль в оказании консультационной и эмоциональной помощи молодым людям в активной фазе их воцерковления так же, как она принадлежит близким родственникам в пассивной фазе этого процесса. Как первичные агенты церковной социализации священники осуществляют адаптационную, поддерживающую, просветительскую, наставническую функции.

Институтами воцерковления в активной фазе являются воскресные школы, курсы катехизации, в рамках которых осуществляется знакомство учащихся с основами православной веры, историей христианства и Русской православной церкви, аскетическим опытом и письменными трудами тех, кого Церковь признает в качестве учителей, Отцов Церкви, происходит теоретическое и практическое знакомство с православными таинствами, обрядами, ритуалами - литургической жизнью Церкви. Ядром церковного образования является воспитательный процесс - приобщение молодых людей к системе православных ценностей и развитие в них православной нравственности. Поэтому церковные общины стремятся организовать не только религиозное обучение детей и подростков, но и их досуг. Респонденты рассказывали, что в их воскресных школах проводятся праздничные мероприятия, осуществляются театральные постановки, организовываются совместно со взрослыми прихожанами паломнические поездки, проводятся тематические беседы и спортивные соревнования. Молодые люди отметили, что благодаря воскресной школе или православному летнему лагерю нашли себе друзей, узнали много нового и укрепились в вере.

Таким образом, в активной фазе воцерков-ления уровень религиозной активности православных верующих (познавательной, литургической, аскетической, приходской) возрастает. Первичным институтом второго этапа церковной социализации является церковный приход, а первичными агентами - священники. Вторичным институтами воцерковления второго этапа являются воскресные школы, курсы катехизации, летний православный лагерь, православное молодежные общество.

На этапе активного воцерковления молодые люди сталкиваются с различными трудностями, одни из которых носят внутренний психологический характер, другие - внешний социальный характер. Прежде всего, молодые люди обратили внимание на то, что в современном обществе очень сложно быть христианином по существу, то есть поступать по заповедям Христа, относиться к людям и их поступкам по-христиански:

Конечно, сложно. Потому что когда ты уже воцерковляешься, то уже надо всегда выбирать: или по вере, или нет. По-другому никак. Потому что любой поступок или так, или так. Поэтому всегда выбор во всех поступках. Это, конечно, сложно жить так: или себе - по кайфу, или по вере. Это самое сложное (женщина, 18 лет).

По мнению респондентов, пропагандируемые в современном российском обществе ценности находятся в противоречии с христианскими ценностями. Среди первых они выделили непочтение к старшим, неуважение к друг другу, жизнь в свое удовольствие:

Сейчас чаще всего молодые люди пьют, курят, ходят по клубам. Естественно, как религию можно с этим совместить?! А для того чтобы ходить по этим клубам себя надо оправдывать, и поэтому нельзя допускать, чтобы другие люди были религиозными. Нужно, чтобы вся масса ходила в клубы, чтобы самому человеку было спокойнее: а все ходят и я хожу, религиозных нет, и все нормально (женщина, 17 лет).

Поэтому в современном обществе особенно в молодежной среде воцерковленный человек является «белой вороной». Однако, по мнению игумена Нектария (Морозова), подобная социальная позиция воцерковляющегося молодого человека является показателем успешности его воцерковления. Он подчеркивает, что «жизнь христианина должна в корне отличаться от жизни людей, не знающих Бога»24.

К трудностям социального плана можно отнести также неодобрение возрастающей церковной активности молодых людей со стороны их нево-церковленных родителей:

Родители сначала были очень рады, что я хожу в храм. Потому что помимо этого я еще и учился, все успевал и тренировался. Видно было, что я занят делом. Не на улице бегаю, не занимаюсь чем-то мрачным. Они видели положительную сторону. Но чем чаще я стал ходить в храм, тем им казалось, что надо знать меру в этом и не слишком углублять в веру, потому боялись, чего-то . чего-то незнакомого, таинственного, и когда я стал часто ходить в храм, им, конечно, становилось тревожно (мужчина, 17 лет).

К психологическим трудностям активного этапа воцерковления молодых людей относятся завышенный уровень притязаний в духовной сфере, увлечение внебогослужебной деятельностью православного прихода в ущерб личной богослужебной и аскетической активности.

Значимыми факторами воцерковления молодых людей выступают: наличие в семье или их ближайшем окружении положительного примера искренней православной веры; заинтересованная, доброжелательная, инициативная, систематически активная, помогающая позиция агентов воцерковления; положительный опыт общения со священником.

Итак, подводя итоги анализа особенностей воцерковления православной молодежи, можно отметить, что в современном российском обществе процесс церковной интеграции православной молодежи представляет собой сложный, противоречивый и поливариативный процесс с заранее негарантированным результатом. Процесс воцерковления осуществляется поэтапно, в две фазы: пассивную и активную. Каждая фаза воцер-

ковления характеризуется определенным уровнем религиозной активности молодых людей. Пассивная фаза отличается неосознанным, формальным участием молодежи в церковной жизни. В активной фазе уровень религиозной активности православных верующих (познавательной, литургической, аскетической, приходской) возрастает. Успешность воцерковления во многом зависит от значимых других, в роли которых могут выступать ближайшие родственники, друзья, учителя, преподаватели, священнослужители. В значительной степени результативность воцерковления определяется уровнем ресурсного обеспечения этого процесса со стороны Русской православной церкви: наличием образовательных программ, институциональной организацией молодежного досуга и индивидуального приходского консультирования. Фактор индивидуальной активности молодежи в процессе ее воцерковления является решающим.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить д-ра социол. наук, профессора СГУ М. Э. Елютину и руководителя школы-студии глубинного интервью при кафедре социологии СГТУ канд. философ. наук И. Е. Штейнберга за помощь в обсуждении полученных результатов нашего исследования.

Примечания

1 См.: Кублицкая Е. А. Особенности религиозности в современной России // Социс. 2009. № 4. С. 96-107.

2 См.: Каариайнен К., Фурман Д. Е. Религиозность в России на рубеже XX-XXI столетий // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 103-119.

3 См.: Ипатова Л. П. Типы религиозного обращения в православие женщин в современной России : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2006.

4 См.: Воцерковление и катехизация в наше время. Интервью с архимандритом Иоанном (Экономцевым). 2007. URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/212598. html (дата обращения : 21.11.2011).

5 См.: Протоирей Владислав Цыпин. Русская Православная Церковь в советскую эпоху // История Русской Православной Церкви : Синодальный и новейший периоды. 3-е изд., испр. М., 2007. С. 360-635.

6 См.: Зоркая Н. Православие в безрелигиозном обществе // Вестник общественного мнения. 2009. № 2 (100). С. 75 ; Синелина Ю. Ю. О критериях определения религиозности населения // Социс. 2001. № 7. С. 89-96 ; Хриенко А. П. Метаморфозы религиозно-нравственной детерминации современной молодежи // Социс. 2007. № 7.

7 Хабермас Ю. Вера и знание. Glauben und Wissen // Будущее человеческой природы: пер. с нем. М., 2002. С. 124-125.

8 Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. М., 2010. С. 4.

9 См.: Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левин-сон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования / под ред. И. Штейнберга. СПб., 2009.

10 См.: Игумен Нектарий (Морозов). Беседы о воцерков-лении. Саратов, 2010.

11 См.: Ткаченко А. А. Воцерковление // Православная энциклопедия / под ред. патриарха Московского и всея Руси. URL: http://www.pravenc.ru/text/155394. html#part_2 (дата обращения : 21.11.2011).

12 См.: ШиманскийГ. И. Литургика : таинства и обряды. М., 2003.

13 Игумен Нектарий (Морозов). Что есть церковная жизнь и как на нее настроиться // Воцерковление.ру : [сайт]. URL: http://www.vocerkovlenie.ru/index.php/ vocerkovlenie/1258-2011-02-08-07-31-39.html (дата обращения : 21.11.2011).

14 Протоиерей Александр (Торик). Воцерковление для начинающих церковную жизнь. М., 2009. С. 3

15 Там же.

16 Игумен Петр (Мещеринов). Проблемы воцерковле-ния // Киевская Русь. 2007. URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1484/ (дата обращения : 21.11.2011).

17 Протоиерей Валериан (Кречетов). Воцерковление

есть приобщение к преемству Церкви. Ч. 1 // Православие и современность. 2008. № 6 (22). URL: http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option-com_ content&task-view&id=5006&Itemid=3 (дата обращения : 21.11.2011).

18 Чеснокова В. Ф. Тесным путем : процесс воцерковления населения России в конце XX века. М., 2005. С. 12.

19 Игумен Нектария (Морозов) Беседы о воцерковлении. С. 3.

20 См.: АлексееваМ. С. Воцерковленность как показатель религиозности // Социс. 2009. № 9. C. 97-102.

21 См.: Синелина Ю. Ю. Воцерковленность и суеверное поведение жителей Ярославской области // Социс. 2005. № 3. С. 96-107 ; Синелина Ю. Ю. Динамика воцерковления // Социс. 2006. № 11. С. 89-97.

22 См.: Протопресвитер Николай Афанасьев. Вступление в Церковь. М., 1993.

23 См.: Тальберг Н. Д. История христианской Церкви. М., 2008.

24 Игумен Нектарий (Морозов). Беседы о воцерковлении. С. 26.

слово молодым СОЦИОЛОГАМ

УДК 316.334.2

СТРУКТУРА И ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В. а. Алексеев

Саратовский государственный университет E-mail: alekvladi@yandex.ru

В статье исследуется основные подходы, сложившиеся в социологии как науке и связанные с изучением формирования структуры социальной организации и разнообразия ее типов, а также особенности, с помощью которых организация выступает как социальное явление. Продемонстрированы основополагающие взаимосвязанные признаки и свойства социальной организации. Ключевые слова: системный и ситуативный подходы, социальная организация, структура, типы.

structure and Types of social organization in Conditions of Modern Russia

V. A. Alekseev

The article presents an analysis of basic methods in sociological science which are related to studying the formation of social organization's structure and the variety of its types and also an analysis of specific features which an organization needs to possess in order to become a social phenomenon. There were also demonstrated basic interrelated attributes and properties of social organization. Key words: systematic and situational methods, social organization, structure, types.

В современной литературе существует много работ, посвященных исследованию природы со-

циальной организации. По ходу рассмотрения данной тематики необходимо будет обратиться к некоторым из них. Только следует отметить, что основополагающие работы, с комплексным анализом организации, были написаны Д. М. Гвишиани1.

Деятельность организации предполагает ее упорядоченность, и в этом смысле организация жизнедеятельности системы означает ее самоуправление совместно с самоорганизованностью. В социологии управления концепция самоорганизованности разрабатывается в рамках закона синергии, основанного на изучении взаимосвязи порядка и хаоса. Смешанные системы преодолевают хаос, приходят в состояние порядка под воздействием внешних факторов, связей с другими системами, требований и установок систем более высокого порядка, в которые они входят как подситемы. Однако в упорядоченное состояние система может прийти и за счет внутренней согласованности и сотркдничества элементов, дополняющих друг друга в своей деятельности, за счет синергизма.

На сегодняшний день можно говорить о нескольких подходах к исследованию организации, сложившихся в науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.