Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТЫ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО КОНФЛИКТА'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТЫ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО КОНФЛИКТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ / КОНФЛИКТ / СОЦИОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / КУЛЬТУРА / ВЫЗОВ / ДИАЛЕКТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акимов Рустам Акимович

Рассматривается проблема межпоколенческого конфликта. Исследование проводится в аспекте социологического знания, акцентирующего внимание на изучении базисных характеристик отношения поколений людей, формы взаимоотношения поколений в исторической ретроспективе и современности, и философского знания, открывающего сущностные основания взаимоотношения людей разных поколений. Фокусируется внимание на отношениях человеческих поколений, априори включающих в себя различие интересов, мировоззрений, смыслов и целей жизни. Понятие «поколение людей» применяется в значении определённого конкретно-исторического, социально-культурного сообщества, со сходным культурно-историческим опытом, рожденных в один временной период. Изучение межпоколенческих отношений и конфликтов методологически опирается на существующие теоретические традиции в социологии, интегрируя в исследовании два подхода - конфликтный, выявляющий неравенство и противоречия социальных групп, и интерпретативный - раскрывающий понимание смыслов и целей социального действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF INTERGENERATIONAL CONFLICT

The problem of intergenerational conflict is considered. The research is carried out in the aspect of sociological knowledge, which focuses on the study of the basic characteristics of the relationship between generations of people, the form of the relationship between generations in historical retrospect and modernity, and philosophical knowledge, which reveals the essential foundations of the relationship between people of different generations. The research focuses on the relations of human generations, a priori including differences in interests, worldviews, meanings and goals of life. In this study, the concept of “generation of people” is used in the meaning of a specific historical, socio-cultural community, with similar cultural and historical experience, born in the same period. The study of intergenerational relations and conflicts is methodologically based on the existing theoretical traditions in sociology, integrating two approaches in the study - conflict, revealing the inequality and contradictions of social groups and interpretive - revealing the understanding of the meanings and goals of social action.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТЫ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО КОНФЛИКТА»

ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2023. № 2

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ PHILOSOPHICAL SCIENCE

Научная статья УДК 130.12

doi: 10.18522/2687-0770-2023-2-4-10

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТЫ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

Рустам Акимович Акимов

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Республика Дагестан, Россия rustamakimov@mail. ru

Аннотация. Рассматривается проблема межпоколенческого конфликта. Исследование проводится в аспекте социологического знания, акцентирующего внимание на изучении базисных характеристик отношения поколений людей, формы взаимоотношения поколений в исторической ретроспективе и современности, и философского знания, открывающего сущностные основания взаимоотношения людей разных поколений. Фокусируется внимание на отношениях человеческих поколений, априори включающих в себя различие интересов, мировоззрений, смыслов и целей жизни. Понятие «поколение людей» применяется в значении определённого конкретно-исторического, социально-культурного сообщества, со сходным культурно-историческим опытом, рожденных в один временной период. Изучение межпоколенческих отношений и конфликтов методологически опирается на существующие теоретические традиции в социологии, интегрируя в исследовании два подхода - конфликтный, выявляющий неравенство и противоречия социальных групп, и интерпрета-тивный - раскрывающий понимание смыслов и целей социального действия.

Ключевые слова: поколение, конфликт, социология, философия, социализация, мировоззрение, культура, вызов, диалектика

Для цитирования: Акимов Р. А. Социологический и философский аспекты межпоколенческого конфликта // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2023. № 2. С. 4-10.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article

SOCIOLOGICAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF INTERGENERATIONAL CONFLICT

Rustam A. Akimov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia rustamakimov@mail. ru

Abstract. The problem of intergenerational conflict is considered. The research is carried out in the aspect of sociological knowledge, which focuses on the study of the basic characteristics of the relationship between generations of people, the form of the relationship between generations in historical retrospect and modernity, and philosophical knowledge, which reveals the essential foundations of the relationship between people of different generations. The research focuses on the relations of human generations, a priori including differences in interests, worldviews, meanings and goals of life. In this study, the concept of "generation of people" is used in the meaning of a specific historical, socio-cultural community, with similar cultural and historical experience, born in the same period. The study of intergenerational relations and conflicts is methodologically

© Акимов Р. А., 2023

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

based on the existing theoretical traditions in sociology, integrating two approaches in the study - conflict, revealing the inequality and contradictions of social groups and interpretive - revealing the understanding of the meanings and goals of social action.

Keywords: generation, conflict, sociology, philosophy, socialization, worldview, culture, challenge, dialectic

For citation: Akimov R. A. Sociological and Philosophical Aspects of Intergenerational Conflict. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2023;(2):4-10. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

Социология межпоколенческих отношений

В научных исследованиях проблема конфликта поколений людей презентуется как один из типов социальных конфликтов. Н.С. Сыроед в числе первых предприняла попытку анализа данного феномена [1]. Уточним, что конфликт - это высшая стадия развития отношений противоположностей, которые представляются разными возрастными поколениями. Противоположности рассматриваются не в аспекте естественного временного различия, а как различия мен-тальностей, мировосприятия, миропонимания, смысла и цели человеческого существования, возникшего в результате социального развития. Конфликт поколений изучается с учетом исторической ступени развития общества, стадии его экономического состояния, типа культуры, степени адаптированности общества к достижениям научно-технического прогресса, возможности социальной мобильности, открытости и доступности получения информации, права высказывать мнение и адаптировать свои идеи в социуме.

В обществе, в котором установлена идеологическая монополия, где у старшего поколения с младшим отсутствует диалог, пресекаются созидательные импульсы, творческий порыв, духовное подвижничество, наблюдается стагнация общества, выход его на периферию цивилизационного развития. Тогда отношения между поколениями постепенно выходят на уровень конфликтности.

Понятие «поколение людей» в социологии используется в разных значениях [2]. В нашем исследовании данный термин будет применяться в значении определённого конкретно-исторического, социально-культурного сообщества людей, со сходным культурно-историческим опытом, рожденных в один временной период. Методологически будем придерживаться существующих теоретических традиций в социологии, интегрируя два подхода -конфликтный, выявляющий неравенство и противоречия социальных групп и интерпретатив-ный - раскрывающий понимание смыслов и целей социального действия [3, 4].

Теория конфликта возникает как альтернатива авторитетному направлению в социологии середины XX в. структурному функционализму. Представители данной теории развивают тезис о фундаментальной природе конфликта интересов в обществе, где достижение социального порядка реализуется путем учета властью интересов управляемых. При этом управляющие сообщества влияют на формирование интересов иных социальных групп и слоев общества [5, 6]. Учитывая общетеоретические знания о социальном конфликте, наше исследование фокусирует внимание на отношениях человеческих поколений, априори включающих в себя различие интересов, мировоззрений, смыслов и целей жизни. Конфликт поколений изучается в разных плоскостях жизнедеятельности общества и является предметом исследования представителей разных направлений социогуманитарного знания (философов, социологов, педагогов, культурологов, политологов)[7-9].

Современная пропаганда гуманизма и ценности личности, ее свободы не выдерживает альтернативы потребительского цинизма и прагматизма. Порой кажется, что смена ментальности спрятана в генах новорожденных. Поэтому следует задуматься, а не заложено ли противопоставление и противодействие в самой генетической природе людей? Добр или зол человек по природе? Этот вопрос изучался мыслителями многих поколений. Вопрос о дифференциации людей по природным и социальным основаниям ставился еще в Древнем Китае [10]. Актуальность его не вызывает сомнений и в современную эпоху. Дискуссии о доброй и злой природе человека представлены учеными Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Первый считал, что человек по природе добр и злые наклонности приобретаются им в процессе социализации [11, 12]. В этом случае

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

задачей воспитания становится купирование проявления агрессивности, антигуманных наклонностей, применив для этого доступный спектр мер - от поощрения до принуждения.

Сюнь-цзы придерживался мнения о злой природе человека и задачу воспитания видел в ее преодолении путем насилия, подобно тому как идет заточка металла или обтесывание дерева [13, 14]. Вопрос о доброй или злой природе человека вплетается в проблему конфликта поколений следующим образом. Если исходить из того, что человек зол по природе, то старшее поколение также несет в себе эту биосоциальную сущность. Этические категории добра и зла столь относительны, что в разных социальных и культурных средах от противостояния переходят в симметричное значение: то, что ассоциируется с добром в одной культуре, в другой - выступает как зло. Жертвоприношение в древних культурах (и имеющих место в некоторых современных субкультурах) выступало как способ «задабривания» высших сил. Современные общечеловеческие ценности гуманизма осуждают факт жертвоприношения как явление языческого прошлого человечества. Еще более кощунственными и античеловечными выглядят теории, пропагандирующие этнобиологическое превосходство одних рас над другими и призывающие к «очищению» человечества от «низших» рас.

Напрашивается также вопрос о дифференциации понимания отношения поколений, что, во-первых, можно рассматривать как отношение поколений разных исторических эпох, особенно в периоды социальных и культурных трансформаций. Во-вторых, как единство противоположностей, обеспечивающее социальную целостность, отношение поколений, локализованных в одном пространственно-временном историческом континууме. Первый вариант имеет, по-видимому, теоретический статус. Реального диалога с представителями прошлых культур, естественно, быть не может, как и реального конфликта. Современное поколение может вести только теоретические обсуждения, споры с поколением прошлого, знакомясь с их культурой, наукой, ценностями по написанным мыслителями, историками и учеными трудам.

Всякие изменения в обществе подготавливаются объективной логикой происходящих процессов, которые требуют социальной реакции со стороны различных социальных групп. В социологии такое состояние, генерирующее развитие общества, обозначается как вызов. А. Тойнби пишет: «Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние» [15, с. 126]. В этой связи можно выделить системные вызовы, которые влияют на трансформацию отношения старшего и младшего поколений в рамках цивилизационного развития. В числе таких «системных» вызовов назовем:

- регенерацию людей и отношения к этому вопросу разных поколений;

- кризисы в жизнедеятельности людей (безработица, голод, природные катаклизмы, вызванные деятельностью людей, эпидемии и т.п.);

- отношение к социальному неравенству, теория и практика ответов;

- исторически непрестанный процесс «взаимонепонимания» поколений;

- социальный контроль и подчинение одних людей другими (экономический, политический, личностно-волевой и др.;

- вечный вопрос о цели и смысле жизни.

Во втором варианте понимания отношения поколений мы входим в режим реального времени. В таком случае возникает необходимость решения реальных проблем и вызовов в конкретный исторический период, когда отношения и конфликты поколений представляют определенный вид противоположностей и противоречий. Они имеют свои особенности, связанные с особенностью культуры и уровнем цивилизационного развития. Поэтому отношения и противоречия поколений в обсуждаемом нами аспекте можно дифференцировать как сущностные, исторически универсальные и социально уникальные, исторически неповторимые. Выделим сущностные тенденции, свойственные поколениям людей, которые мы условно назовем «исторически универсальными»:

- молодое поколение по существу выражает собой идущий из поколения в поколение протест против сложившихся социальных, моральных, бытовых устоев, воплощает в себе центробежную силу социального развития общества, склонность к максимализму и радикализму;

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

- старшее поколение в социальной структуре выполняет роль стабилизатора общественных отношений, направляет вектор развития общества в критические периоды на мирное снятие конфликтов, склонно к консервативному решению общественных проблем, к сохранению традиционных форм общественных отношений.

Особенные отношения между поколениями формируются в исторические периоды развития общества, когда традиционные отношения тотально доминировали во всех сферах жизни. В традиционных обществах, как указывают некоторые исследователи, данный конфликт между поколениями не имеет места, однако в реальности он существовал, но носил латентную форму. Статус и роль традиций в таких обществах был настолько высок, что их нарушение рассматривалось как нарушение священных заповедей. Таким образом, отношения между поколениями строились на одностороннем диктате старшего поколения в вопросах решения всех общественных вопросов. Молодые не могли и помышлять о занятии руководящих постов в обществе, дожидаясь естественного возрастного порога для перехода в старшее поколение, который открывал перед ними перспективы социальной мобильности и карьерного роста.

Отметим, что в социумах, ориентирующих свое развитие на демократизацию всех сфер жизнедеятельности, обнаруживается растущий межпоколенческий контраст культуры, мировоззрения, ценностных ориентаций, целей и смыла жизни. В этой связи перед здравомыслящей и социально ответственной частью общества назревает вопрос поиска новых воспитательных технологий и моделей общественных отношений. Одним из вопросов их моделирования выступает вопрос о способах стабилизации общественного порядка. Различие интересов членов обществ, в нашем случае - интересов разных поколений, ведет социум к состоянию неустойчивого развития. Следовательно, возникает вопрос анализа и разработки механизма социализации молодого поколения.

В Новое время концепция Просвещения была призвана решить вопросы взаимоотношения поколений путем распространения знаний и культуры воспитательно-образовательными мероприятиями. В современных условиях концепция просвещения не теряет своей актуальности, но должна быть модернизирована в аспекте новых общественных отношений, духовного и научного прогресса. Немаловажным в социализации молодого поколения являются форма и степень «контроля» за молодым поколением, что становится все более затруднительным в силу доступности информации через электронные средства носителей информации, интернет. Это диктует необходимость выработки способов защиты от пагубной для молодого поколения информации, формирование цензурных фильтров, снижающих риски влияния на подрастающее поколение ложных ценностей, маргинальных псевдокультур.

В современном мире пространственное разграничение (не абсолютное, а относительное) старших и младших поколений находит свои особенные формы. В пространственном отношении младшее поколение социализируется, приобретает навыки и способности интеграции в общественную среду, при этом оно находится в относительной изоляции от ряда сфер жизнедеятельности общества, ограниченности в правах и свободах получения информации, потребления продуктов питания, лекарственных средств и т.п. Пространственная ограниченность способствует созданию условий для ограждения формирующейся психики от знакомства с тем, что мы называем пороками человечества. Это касается вопросов потребления психотропных препаратов, алкоголя, деталей сексуальной жизни взрослого поколения, и др. При этом главная задача государства, политических партий, общественных объединений, коллективов добиваться утверждения законов, оберегающих молодое поколение от факторов, травмирующих сознание формирующейся личности. Поэтому следует вводить отграничения на пространственную локацию социальных объектов, могущих негативно влиять на подрастающее поколение, формировать ложные образы «прелестей» взрослой жизни.

Философский аспект межпоколенческих отношений

Философия социальных взаимодействий раскрывает отношения и столкновения сущностных основ ментальности людей, их действий, идеологий, мировоззрений, содержательно скорректированных во времени наукой и культурой. Смена научных и социально-культурных парадигм становится источником прогрессивного развития общества. Процесс их смены глубоко

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

отражается на изменении общественного, группового и личностного сознания. Мы сосредоточим внимание на отношениях межпоколенных, осмыслив их с позиции диалектики как методологии, выявляющей источник всякого развития.

Сегодня все реже встречаются теоретические рассуждения, где бы имелась ссылка на применение диалектического метода познания. В то же время в исследованиях гуманитарных и социальных наук советского государства использование этого метода являлось неотъемлемой, ключевой частью в методологии познания. Написаны тысячи научных трудов, обосновывающих важное значение данного метода. Складывается впечатление, что он утратил методологическую ценность и выставлен за дверь современной методологии. Видимо, это не связано с потерей значимости самого метода, а стало следствием социально-политической трансформации общества, дискредитации идей социализма, соответственно его теоретических основ и методологии. Вспоминается нарицательное выражение, приписываемое немецкому религиозному реформатору Мартину Лютеру: «Не стоит выплескивать из ванны с грязной водой и самого ребенка». В данном случае имеется в виду диалектика как метод познания, «позабытая» как методологический инструмент. Видимо, пришло время вернуть в поле зрения исследователей гносеологическую значимость диалектики, возродить ее в методологии познания, тем более, что репрессивные последствия при этом вряд ли последуют.

Переходя к обсуждаемому вопросу, отметим, что «конфликт» с позиции диалектики представляет собой одно из состояний разворачивания во времени противоположностей. Вызревание отношений противоположностей на определенной стадии ведет к состоянию конфликта. Разрешение конфликта - к генерации качественно новых противоположностей, выражающих особенности не только социального и культурного различия людей, но особенности, генерируемые природными основаниями.

Сущность человека выражена в единстве биологического и социального. И та и другая составляющие претерпевают изменения во времени, трансформируя при этом формы реализации сущности. История человеческих отношений показывает многообразие таких форм, в числе которых наблюдается и смена форм отношений сосуществующих поколений людей. Диалектика ориентирует исследователя рассматривать конфликт поколений как естественное и неизбежное состояние человеческого общества, непрерывно модернизирующееся и развивающееся. Согласно известному принципу анизотропности времени, общество, даже находясь в стагнации, не может остановить свой процесс развития и вернуться к формам своего прошлого состояния. Однако важно раскрывать не только единство противоположностей, выявлять диалектику их развития, но и логику развития, найти номологические основания в порядке событий. Если проецировать данные рассуждения на вопрос о конфликте поколений, то можно сделать вывод, что логика конфликта поколений заворачивается через смену мировоззрений, жизненных смыслов, ценностей, а следовательно, для межпоколенческого консенсуса требуется непрерывная модернизация концепций и методов социализации.

Подводя итог рассмотрения вопроса об отношении между поколениями людей, заметим, что по своей природе социально-гуманитарное знание в отличие от естественно-научного практически не поддается формализации. Его природа такова, что выводимые знания конвенциональны и релятивны по своей сути. Данное замечание следует понимать как призыв к всестороннему обсуждению проблемы межпоколенческих отношений. В ходе исследования нами выявлена необходимость смысловой вариации понятия межпоколенческих отношений: во-первых, их можно рассматривать как отношение поколений разных исторических эпох, во-вторых, как единство противоположностей, обеспечивающее социальную целостность, отношение поколений, локализованных в одном пространственно-временном историческом континууме.

Также определены системные вызовы социуму, которые влияют на трансформацию отношения старшего и младшего поколений в рамках цивилизационного развития. Сделан вывод, что логика конфликта поколений разворачивается через смену мировоззрений, жизненных смыслов, ценностей, а следовательно, для межпоколенческого консенсуса требуется непрерывная модернизация концепций и методов социализации.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

Список источников

1. Сыроед Н.С. Конфликт поколений как социальная проблема // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 8. С. 10-13.

2. Ростова А.Т. Понятие поколения и типы его трактовки // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2018. Вып. 1 (214). С. 158-163.

3. ЕльмеевВ.Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. СПб.: Петрополис, 1995. 144 с.

4. Антипина А.С. Социальное познание как методологическая проблема // Гуманитарный вестн. МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2019. № 5 (79). С. 1-10.

5. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. М.: РОССПЭН, 2002. 284 с.

6. Бутаренко С.А. Теории социального порядка и социального конфликта в истории социологической мысли // Теория и методология. Социология. 2018. № 2. С. 9-14.

7. Лимонова О.О., Бакасова А.Э. Проблема семейных конфликтов и их влияние на ребенка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 54. С. 18-22.

8. Лимонова О.О. Конфликт поколений в современном обществе // Наука и современность. 2016. № 49. С. 32-36.

9. ГарникМ. Д. Исследование межпоколенных конфликтов в российской науке (2008-2018 гг.): биб-лиометрический анализ // Молодой ученый. 2019. № 19 (257). С. 310-314.

10. Ван Янь Янь. Традиции семейного воспитания в Китае // Изв. Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2007. № 43-2, т. 17. С. 54-57.

11. Мэн-цзы (Избранные места) / пер. Л. И. Думана // Древнекитайская философия : в 2 т. М.: Мысль, 1972. Т. 1. 363 с.

12. Мэн-цзы. Предисл. Л. Н. Меньшикова / пер. с кит., указ. В. С. Колоколова; под ред. Л. Н. Меньшикова. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. 272 с.

13. Феоктистов В.Ф. Философские трактаты Сюнь-цзы. М.: Наталис, 2005. 431 с.

14. Крыштоп Л.Э. Кант и Сюнь-цзы о злой природе человека // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Философия. 2015. № 4. С. 139-151.

15. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Айрис-Пресс, 2004. 638 с.

References

1. Syroed N.S. Conflict of generations as a social problem. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, peda-gogika = Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2016;(8):10-13. (In Russ.).

2. Rostova A.T. The concept of generation and the types of its interpretation. Vestn. Adygeiskogo gos. un-ta. Seriya «Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya» = The Bulletin of the Adyghe State University, the series "Region Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Culturology. 2018;(1):158-163. (In Russ.).

3. Elmeev V.Ya. Sociological method: theory, ontology, logic. St. Petersburg: Petropolis Publ.; 1995. 144 p. (In Russ.).

4. Antipina A.S. Social cognition as a methodological problem. Gumanitarnyi vestn. MGTU im. N.E. Baumana = Humanities Bulletin of BMSTU. 2019;(5):1-10. (In Russ.).

5. Darendorf R. Modern social conflict. Essay on Freedom Policy. Moscow: ROSSPEN Publ.; 2002. 284 p. (In Russ.).

6. Butarenko S.A. Theories of social order and social conflict in the history of sociological thought. Teoriya i metodologiya. Sotsiologiya = Theory and Methodology. Sociology. 2018;(2):9-14. (In Russ.).

7. Limonova O.O., Bakasova A.E. The problem of family conflicts and their influence on the child.

Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya = Psychology and Pedagogics: Methods and Problems of Practical Application. 2016;(54):18-22. (In Russ.).

8. Limonova O.O. Generations conflict in modern society. Nauka i sovremennost' = Science and Modernity. 2016;(49):32-36. (In Russ.).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

9. Garnik M. D. Study of inter-focused conflicts in Russian science (2008-2018): Bibliometric analysis. Molodoi uchenyi = Young Scientist. 2019;(19):310-314. (In Russ.).

10. Van Yan' Yan'. Traditions of family education in China. Izv. Rossiiskogo gos. ped. un-ta im. A.I. Gertsena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2007;17(43-2):54-57. (In Russ.).

11. Maine Tzu (Selected abstracts) Tr. by L. I. Duman. Ancient Chinese philosophy. Collection of texts in two volumes. Moscow: Mysl' Publ.; 1972. Vol. 1. 363 p. (In Russ.).

12. Maine Tzu. Intr. by L. N. Menshikov. Tr. from Chinese by V. S. Kolokolov. L. N. Menshikov, ed. St. Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie Publ.; 1999. 272 p. (In Russ.).

13. Feoktistov V.F. Philosophical treatises of Xun Tzu. Moscow: Natalis Publ.; 2005. 431 p. (In Russ.).

14. Krystop L.E. Kant and Xun Tzu about the evil nature of Man. Vestn. Rossiiskogo un-ta druzhby narodov = RUDN Journal of Philosophy. 2015;(4):139-151. (In Russ.).

15. Toynbi A. J. Comprehension of History. Moscow: Airis-Press Publ.; 2004. 638 p. (In Russ.).

Информация об авторе

Р. А. Акимов - доктор философских наук, профессор.

Information about the author

R. A. Akimov - Doctor of Science (Philosophy), Professor.

Статья поступила в редакцию 22.03.2023; одобрена после рецензирования 14.04.2023; принята к публикации 01.06.2023. The article was submitted 22.03.2023; approved after reviewing 14.04.2023; accepted for publication 01.06.2023._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.