Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИССЛЕДОВАНИИ ДИСПОЗИЦИЙ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИССЛЕДОВАНИИ ДИСПОЗИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УСТАНОВКИ / ДИСПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хватов А.Е.

В статье рассматриваются современные подходы к изучению механизмов формирования человеческих ценностей. Рассмотрены некоторые социологические аспекты в исследовании диспозиций, основные этапы развития диспозиционной теории в отечественной социологии. В завершении статьи автор приходит к выводу, что диспозиционная теория построена на стыке научных достижениях в области социологии и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ASPECT IN INVESTIGATION OF DISPOSITIONS

The article considers modern approaches to the study of the mechanisms of the formation of human values. Some sociological aspects in the study of dispositions, the main stages in the development of dispositional theory in Russian sociology are considered. At the end of the article the author comes to the conclusion that the disposition theory is built at the intersection of scientific achievements in the field of sociology and psychology.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИССЛЕДОВАНИИ ДИСПОЗИЦИЙ»

2017. - С. 162-164.

6. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=116206

7. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2016 году[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=nadzor

8. Петухова Р. А., Сладкова Е. В. Совершенствование налогового администрирования с учетом мировой практики современных информационных технологий // Инновационное развитие экономики. - 2017. -№ 2 (38). - С. 191-197.

УДК 338.222

Хватов А.Е. аспирант

кафедра теории и социологии управления Уральский институт управления РАНХиГС

Россия, г. Екатеринбург СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИССЛЕДОВАНИИ

ДИСПОЗИЦИЙ

Аннотация: в статье рассматриваются современные подходы к изучению механизмов формирования человеческих ценностей. Рассмотрены некоторые социологические аспекты в исследовании диспозиций, основные этапы развития диспозиционной теории в отечественной социологии. В завершении статьи автор приходит к выводу, что диспозиционная теория построена на стыке научных достижениях в области социологии и психологии.

Ключевые слова: диспозиции, ценности, ценностные ориентации, установки, диспозиционная теория.

Khvatov A.E. PhD candidate Ural institute RANEPA Russia, Ekaterinburg SOCIOLOGICAL ASPECT IN INVESTIGATION OF DISPOSITIONS

Abstract: The article considers modern approaches to the study of the mechanisms of the formation of human values. Some sociological aspects in the study of dispositions, the main stages in the development of dispositional theory in Russian sociology are considered. At the end of the article the author comes to the conclusion that the disposition theory is built at the intersection of scientific achievements in the field of sociology and psychology.

Key words: dispositions, values, value orientations, attitudes, dispositional theory.

Исследование ценностей является достаточно насущной проблематикой на сегодняшний день как с социальной точки зрения, так и с гносеологической. Произошедшая в России трансформация социальнополитической системы, процесс утраты легитимности официальной коммунистической идеологии привели к активному поиску жителями постсоветского пространства новых ориентиров; этот процесс сопровождается и большими трудностями: к примеру, достаточно высоким уровнем аномии, отмечаемым многими исследователями38.

Постнеклассический этап науки, сложившийся в 70-е годы XX века, обращает особое внимание на изучение человеческих ценностей и ориентирует научные исследования в сторону общечеловеческой тематики. Современная наука сфокусировалась на исторически развивающиеся системы, в которых в качестве особого компонента определен человек, а требование к раскрытию сущности в этой ситуации не противоречит к задаче получения объективных истинных знаний, но и является предпосылкой к нему.

Значительной проблемой в данной сфере является то, что отечественные школы на сегодняшний день мало заинтересованы в изучении ценностей, современных работ на данную тему немного. Наиболее заметными работами с постнеклассической позицией являются социологические исследования под общим руководством В.Г. Немировского. Интересные работы, находящиеся на стыке социологии и философии, принадлежат отечественным психологам В.И. Кабрину и М.С. Яницкому.

В современной отечественной социологии доминируют классические и неклассические типы рациональностей, что естественным образом определяет особенности изучения ценностного создания. В связи с этим, работы, посвященные эмпирическим социологическим исследованиям ценностей современных российских граждан выполнены в рамках позитивистской картины мира, по большей части они основаны на постулатах материалистической философии. К примеру, крупнейшие российские исследовательские центры - ВЦИОМ и Левада Центр - проводят крупные по выборке лонгитюдные исследования, позволяющие составить некоторое представление о ценностном сознании россиян, в частности за период изменений, произошедших в стране после перестройки. Но вместе с тем, основные вопросы посвящены преимущественно изучению материального благосостояния граждан и отношению к политической ситуации в стране, а, также отношению к проводимым социально-экономическим реформам. В таких социологических опросах человек рассматривается как элемент социально-экономической системы, которая по отношению к нему занимает первичное место и является первостепенным

38 Гаськова М.И. Некоторые соображения относительно методологических аспектов в исследовании ценностей в социологии. Вестник Томского государственного университета. 2015. № 392. С. 54-58.

фактором, определяющим его жизнь. Ценности, либо ценностные ориентиры, относят к неким внешним по отношению к исследованию объектам, которые исследователи рассматривают в качестве неких идентифицируемых и измеримых физически характеристик, путем включения в анкету исследования закрытых вопросов для респондента.

Количественные исследования, как известно, формируют определенно усредненное статистическое понимание об изучаемом объекте исследования и не заинтересованы в понимании глубинных внутренних факторов индивида, влияющих на формирование его ценностных ориентиров. Под ценностями в таких исследованиях понимаются обработанные оценки, данные респондентами, некоторых феноменов, и как было упомянуто выше оценки даются на основе заранее сформулированных ответов в анкете.

Не все перечисленные выше особенности характерны для современных отечественных социологических исследованиях. Например, более глубоким и всесторонним подходом в изучении населения современной России, учитывающим культурные и социальные особенности субъектов отличается коллектив исследователей под руководством академика Н.И. Лапшина, занимающихся исследованиями в фокусе постнеклассического направления.

Вместе с тем следует отметить, что доминирующий на сегодняшний день в современной отечественной социологии подход к изучению ценностей несомненно имеет свои положительные аспекты. Исследования охватывают большое число респондентов, что позволяет строить репрезентативную выборку. Такого рода исследования несут в себе знания, пусть и достаточно поверхностные, однако, характеризующие процессы, происходящие в создании сегодняшних россиян, позволяют примерно измерить уровень недовольства политическими или социально-экономическими процессами, происходящими в стране, что также является немаловажным фактором для дальнейшего изучения и анализа. Но следует помнить что более целостную картину позволит построить обращение к качественным социологическим исследованиям, а также междисциплинарные (возможно интегрированные) научные разработки и попытки подняться над исключительно описательным уровнем анализа. Необходимо использовать данные, полученные исследователями из других стран, в том числе для сравнительного анализа. Направленность на междисциплинарные исследования являются также характеристикой постнеклассической науки, будучи, как представляется, весьма плодотворной тенденцией, так как именно на стыке наук часто рождаются нестандартные идеи и решения39.

В отечественной социологии термин «ценностные ориентации» стал употребляться с 1960-х гг. Впервые это понятие было использовано в работе

39 Гаськова М.И. Некоторые соображения относительно методологических аспектов в исследовании ценностей в социологии. Вестник Томского государственного университета. 2015. № 392. С. 54-58

советского социолога В. Ольшанского «Личность и социальные ценности» в которой автор провел исследование ценностных ориентаций сотрудников трудовых коллективов ряда московских предприятий. Однако в указанном исследовании автор еще не рассматривал ценностные ориентации как самостоятельное понятие. Об этом, в частности, свидетельствует то, что ученый определил ценности как «ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет определенность, внутреннюю последовательность своего поведения», что, по сути, соответствует сущности не ценностей, а ценностных ориентаций40.

Научное определение понятия «ценностные ориентации» было дано А.Г. Здравомысловым и В.А. Ядовым, понимавшими под ценностными ориентациями «...установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры»41. По убеждению ученых, ценностные ориентации — это «.тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека»42, поэтому наличие четко установившихся ценностных ориентаций, согласно авторам, является характеристикой человеческой зрелости. К концу 1960-х гг. понятие «ценностные ориентации» окончательно вошло в отечественную социологическую науку. В этот период советскими учеными было признано, что исходной позицией для выявления сущности ценностных ориентаций является теория установки, согласно которой, установка является основополагающим фактором, регулирующим поведение человека, и представляет собой состояние, возникающее в случае наличии потребности в её удовлетворении. Связь понятия «установка» с проблематикой ценностных ориентаций обусловлена необходимостью объяснить их роль в регуляции поведения человека.

Теория установки послужила основой для концепции диспозиционной структуры личности, разработанной В.А Ядовым. По мнению ученого, диспозиция, то есть предрасположенность личности к совершению того или иного действия, образует иерархическую систему, отвечающую за поведение и поступки человека. Таким образом, в середине XX века проблематика ценностных ориентаций стала активно разрабатываться в рамках советской, а позднее российской социологии. Было дано научное определение ценностных ориентаций, выявлена их роль в жизни человека, обозначено место ценностных ориентаций в диспозиционной структуре личности, а также начато проведение эмпирических исследований ценностных ориентаций различных социальных и возрастных групп.

Социально-экономические процессы в мировом сообществе

40 Царев В.А. Определения сущности понятия "Ценностная ориентация". Наука. Культура. Общество. 2012. № 2. С. 91-92.

41 А.Г. Здравомыслов, В.Я. Ядов Отношение к труду и ценностные ориентации личности. Социология в СССР. Ред-сост. Г.В. Осипов. Т. 2. М.: 1966.

42 Там же.

характеризуются изменением ценностной структуры человека и установок его поведения. Регулирование поведения человека представляет одну из важных проблем современного общества. Для человека формирование предустановок поведения оказывает существенное влияние на протяжении всей жизни. Современные субъекты управления - политики, производители товаров и услуг стараются максимально подчинить себе потребителей общественных благ, пытаясь сформировать выгодную систему им систему ценностных ориентаций.

Последствия формирования предустановок поведения человека является предметом изучения многих специалистов и общественных деятелей - ученых, практиков, политиков, политологов, социологов.

Исследователи вложили в основу диспозиционной концепции идею о том, что человек обладает сложной иерархической системой диспозиций, и что эта сложная многогранная диспозиционная система регулирует поведение и поступки человека. Таким образом диспозиции размещены по уровням - от более низкий до более высоких. Схему определения уровней диспозиций предложил в своей работе Д.Н. Узнадзе. Согласно предложенной схеме поведенческая установка возникает при наличии с одной стороны определяемой потребности, а с другой стороны - ситуацией, ведущей к удовлетворению этой потребности43. Недостатком схемы Д.Н. Узнадзе более поздние исследователи считают её простоту, применимость только к несложным потребностям, и способам их удовлетворения.

Более высокие уровни потребностей рассмотрел В.А. Ядов, в дополнение простых человеческих потребностей, описанных Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов изучил социальные диспозиции, возникающие при встрече потребностей и ситуаций их удовлетворения на более высоком и сложном уровнях. И для того, чтобы составить структурную схему иерархий диспозиций по В.А. Ядову, уже требуется составить иерархическую схему потребностей и совместить её с иерархической схемой ситуаций, в которых эти потребности возможно удовлетворить.

Значительный вклад в психологическую теорию диспозиций внес Г. Оллпорт. Он считал, что квантом в поведении людей и их отличии друг от друга является личностная черта. Личностную черту он определял, как конструкцию, основной задачей которой является трансформация функционально-эквивалентных стимулов в устойчивые формы адаптивного и экспрессивного поведения. Другими словами, личностная черта - это устойчивая предрасположенность в поведении человека, сохраняющаяся в широком диапазоне ситуаций. Предсказуемость, узнаваемость и обычное поведение человека обеспечивает сложная система предрасположенностей (личностных черт). Разнообразные ситуации, в которые попадает человек, вызывают присущие его личности реакции - чувства, интерпретации,

43 Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. Тбилиси: Издательство АН Гр.ССР. 1961.

поступки, все они имеют для человека постоянное одинаковое значение.

В своих поздних работах Г. Оллпорт именовал личностные черты диспозициями, которые он в последствии выделил в три основные группы: кардинальные, центральные и вторичные.

В свою очередь В.А. Ядов также разделил диспозиции на четыре основных группы: низшие (удовлетворение витальных потребностей - еда, жилище и т.п.), социальные фиксированные установки (проявляют себя в конкретных исключительных ситуациях - опасность, жалость), базовые социальные установки (общие ситуации взаимодействия индивидов), ценностные ориентации, связанные с высшими целями.

Согласно концепции диспозиционной регуляции поведения личности В.А. Ядова в простейших ситуациях человек руководствуется элементарными установками, в более сложных, где задействованы некие ролевые модели поведения, включаются социально-фиксированные установки, а в больших социальных группах поведение человека регулируют его высшие диспозиции, выстроенные в систему ценностных стандартов общества.

Учитывая изложенное, приходим к выводу что теория диспозиций личности человека построена на научных достижениях на стыке как минимум психологии и социологии.

Социологическая наука, вступившая на рубеже XX и XXI веков в постнеклассический этап своего развития и, как следствие, вырабатывающая междисциплинарный и комплексный подход к анализу социальной реальности, вырабатывает свое видение диспозиционной теории, интегрирующее все многообразие представлений о ней, накопленное к настоящему времени. Суть социологического подхода к диспозициям состоит в акцентировании, выявлении и изучении их статусно-ролевых особенностей в рамках определенных социальных групп. С этой точки зрения возможности исследования факторов формирования диспозиций не исчерпаны, они требуют дальнейшего изучения.

Использованные источники:

1. Гаськова М.И. Некоторые соображения относительно методологических аспектов в исследовании ценностей в социологии. Вестник Томского государственного университета. 2015. № 392. С. 54-58

2. Здравомыслов А.Г., Ядов В.Я. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. Социология в СССР. Ред-сост. Г.В. Осипов. Т. 2. М.: 1966.

3. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. Тбилиси: Издательство АН Гр.ССР. 1961.

4. Царев В.А. Определения сущности понятия "Ценностная ориентация". Наука. Культура. Общество. 2012. № 2. С. 91-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.