Научная статья на тему 'Социологический анализ субкультурных уровней организационной среды органов внутренних дел Российской Федерации'

Социологический анализ субкультурных уровней организационной среды органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СУБКУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / SOCIOLOGICAL ANALYSIS / SUBCULTURE / ORGANIZATIONAL CULTURE / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / EMOTIONAL CULTURE / POLITICAL CULTURE / INFORMATION CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ломкин Александр Петрович

Изучено явление субкультуры в органах внутренних дел РФ. Анализируется социологический аспект преобладающих субкультур в организационной среде. Рассматриваются девиантные и конструктивные начала характерных субкультурных проявлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF SUBCULTURE LEVELS OF ORGANIZATIONAL ENVIRONMENT OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION

The study of subculture occurrence in the bodies of Internal Affairs of Russian Federation is studied. The sociological aspect of the predominant subcultures in organizational environment is analyzed. The deviant and constructive beginnings of the character subculture manifestations are examined.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ субкультурных уровней организационной среды органов внутренних дел Российской Федерации»

УДК 316-77

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУБКУЛЬТУРНЫХ УРОВНЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Александр Петрович ЛОМКИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра теоретической и прикладной социологии, e-mail: aus_tgy@mail.ru

Изучено явление субкультуры в органах внутренних дел РФ. Анализируется социологический аспект преобладающих субкультур в организационной среде. Рассматриваются девиантные и конструктивные начала характерных субкультурных проявлений.

Ключевые слова: социологический анализ; субкультура; организационная культура; органы внутренних дел; эмоциональная культура; политическая культура; информационная культура.

Начало XXI в. в России характеризовалось кардинальной сменой механизмов и подходов в социально-экономической сфере. Впервые на уровне правящих структур был поднят вопрос о необходимости инновационной социально-ориентированной стратегии развития нового государства. К тому времени назрела серьезная проблема неравенства в обществе и девиантного поведения. Только начиная с 2009 г. наметилась тенденция к снижению количества зарегистрированных преступлений (2006 г. - 3,8 млн; 2007 г. -3,572 млн; 2008 г. - 3,209 млн), что свиде-

тельствует об улучшении социально-экономической ситуации в стране.

Однако ситуация в области правоохранительной среды до сих пор нестабильна и требует колоссальных вложений управленческого, человеческого и финансового ресурсов. При этом за пределами активного внимания остаются многие вопросы, связанные с состоянием института воспитания достойных служителей народа. Сотрудник органов внутренних дел - это не просто человек, занятый выполнением определенных обязанностей, его полномочия намного шире - он проводник между нормой закона и рядовым

гражданином. Инструментом, позволяющим корректировать степень и глубину проникновения сотрудников органов внутренних дел в интересы населения, выступает организационная культура.

Многие исследователи, изучающие микроклимат в силовых структурах, представляют свое видение относительно идеальных организационных культур и работающих механизмов, позволяющих снизить дистанци-рованность между актором и обратившимся за помощью человеком. Несмотря на это, субкультурная плоскость организационной среды органов внутренних дел практически не изучена. Задача данной работы заключается в том, чтобы идентифицировать превалирующие субкультурные проявления в организационном пространстве, провести их социологический анализ и выявить девиантные и конструктивные начала.

Рассмотрим следующие культурные уровни:

- правовая культура (правовое самосознание);

- информационно-аналитическая культура;

- эмоциональная культура;

- психологическая культура;

- политическая культура.

Правовая культура (правовое самосознание). Вопросами построения правового общества государство занимается уже много лет. Однако для того, чтобы привести в жизнь многие мероприятия в этом контексте, требуется готовность как личности, так и государства к правовому регулированию взаимоотношений. Решать конфликты законными и правовыми нормами - это квинтэссенция правового государства.

Органы внутренних дел - это не только общественный институт, обеспечивающий приведение нормы закона в жизнь, но и отдельные личности, которые руководствуются определенными критериями, знаниями. Последние обладают сложившимся правосознанием, которое своеобразно перекликается с укоренившимися паттернами мышления, мировоззрением и ментальностью. Если ценности сотрудника ОВД трактуются двояко, возникает когнитивный диссонанс, последствиями которого может выступать чрезмерное искажение в трактовке норм правового поведения. В случае массового проявления такого

поведения может возникнуть субкультура, отрицающая силу закона, выраженная в иронии по отношению к правовому кодексу и последствиям преступления через норму закона. Следствие развития такой субкультуры в рядах правоохранительных структур можно регулярно отслеживать в информационном потоке масс-медиа, что свидетельствует уже не о локальных очагах формирования анти-правовой культуры, а о системном характере распространения этой проблемы.

Во взаимоотношениях личности и государства в силу ряда причин государство всегда является более сильной стороной, оно располагает властной компетенцией и специальным аппаратом принуждения для эффективного воплощения своей воли. Опасность заключается в том, что представляя народ в его целом, являясь всепоглощающей его организацией, государственная власть вместе с тем может заслонить собой народ. Эта угроза заключается в том, что, становясь на место народа, государственная власть начинает рассматривать себя как самоцель и превращать народ в подчиненное себе средство [1].

Все это может создавать предпосылки для неявной легитимизации такой субкультуры под форматом дополнительного заработка сотрудников ОВД. Главное - своевременно выявить очаг ее распространения.

Стратегия россиян «придет барин и нас рассудит» создает дополнительную почву для эксплуатации общества заинтересованными группами, которые, обладая формальным положением, наживаются на молчании и бездействии рядовых граждан. Безусловно. это задача правоохранительной системы, однако ее решения порой бюрократизованы, полны политического содержания. Выходом в этой ситуации является построение правового общества, основными характеристиками которого могут выступать:

- обоюдная инициативность общества, выраженная в реализации гражданского долга, и органов внутренних дел. Общество может и должно брать на себя ответственность за справедливость и порядок внутри государства, а компетентные органы - с должной ответственностью приводить недовольство и возмущение граждан к правовому равновесию;

- воспитание правосознания, морально-нравственного духа и интеллектуального базиса сотрудников охраны закона. Поведе-

ние «проводников» закона должно быть эталонным, достаточным и социально-ориентированным. Случаи девиантного поведения и преступление закона среди этих сотрудников должны быть в высшей степени наказуемы с публичным характером распространения информации;

- гражданская ориентация. Поддержание государственных интересов должно стать незначительной частью работы таких структур. Общество, социальные интересы и настроения следует выдвигать в качестве приоритетов деятельности правоохранительных органов. А критериями эффективности их деятельности должны стать категории удовлетворенности правовым порядком в стране, ощущение защищенности и безопасности жизни в стране.

Информационно-аналитическая культура. Современная российская нормативная база не имеет в своем арсенале единого законодательного акта или иного документа, в котором четко были бы прописаны нормы по заданным категориям. Знания, умения и навыки сотрудников ОВД носят межпредметный и междисциплинарный характер. Они должны аккумулироваться в какой-то единой оболочке. Сегодня это принято называть экономикой знаний. Отсутствие прозрачного, открытого доступа к системе знаний порождает информационные субкультуры по уровню доступа к данным, возможности манипуляций с полученными сведениями.

Безусловно, дифференциация по профессиональному доступу к определенной информации должна быть, однако нельзя допускать чрезмерной концентрации в одной группе какой-либо информации. Помимо этого, информация должна перераспределяться и в обществе. Отсутствие информационной доступности органов внутренних дел порождает еще большую дистанцированность с гражданами.

Информационно-аналитическая культура должна выражаться в исследовательском познавательном компоненте деятельности ОВД. Причинные связи, тенденции и закономерности, охватывающие своим содержанием изучение и оценку информации о состоянии правопорядка и результатах практической деятельности органов внутренних дел, а также об условиях внешней среды, в которой эта деятельность протекает, следует включать в зону постоянного мониторинга.

Объектом информационно-аналитической

работы выступает оперативная обстановка, представляющая собой совокупность значимых для функционирования ОВД общественных реалий, характеризующих политикоправовые, экономические, техногенные, социокультурные, этнопсихологические и криминогенные условия, в которых осуществляется деятельность конкретного органа.

Главная направленность работы - поиск путей повышения эффективности собственной работы, определения причин успехов и неудач. Релевантная информация, являясь базой перспективного и текущего планирования, обеспечивая нужды оперативного руководства органами, позволяя своевременно вносить изменения в планы работы, дает возможность наиболее целесообразно использовать имеющиеся в распоряжении силы и средства, быстро принимать конкретные меры по улучшению оперативно-служебной деятельности, объективно оценивать результаты. Глубокий и всесторонний анализ информации о состоянии борьбы с преступностью и нарушениями общественного порядка помогает органам внутренних дел успешно воздействовать на устранение причин и условий, способствующих правонарушениям [2].

Существенную роль информационноаналитическая культура сотрудников органов внутренних дел играет и при осуществлении координационной деятельности правоохранительных органов, т. к. информационное обеспечение координации осуществляется на основе качественных результатов анализа всех правоохранительных органов (в частности, полиции РФ) о состоянии, структуре, динамике преступности; информации об обстоятельствах, способствующих преступным проявлениям, а также о результативности мер борьбы с ними; данных статистического и оперативного учетов.

Данный вид культуры ярко показывает социальную направленность информационно-аналитической работы в органах внутренних дел и деятельности органов исполнительной власти, непосредственно связанной с обеспечением социального порядка и безопасности граждан РФ.

Эмоциональная культура. Правоохранительные органы относятся к силовым структурам. В процессе образования и деятельности сотрудников ОВД формируется

определенный менталитет, защитные психологические механизмы, противостоящие агрессии, асоциальному поведению граждан, с которыми многим из сотрудников приходится контактировать по долгу службы. Исследователи отмечают профессиональную деформацию уже на этапе освоения профессии в образовательном учреждении, когда формируются жесткие установки и формы поведения [3].

Практика показывает, что многие сотрудники проявляют черты, которые снижают имидж представителей государственной власти (грубость, нетерпимость, агрессивность и т. п.). Это приводит к конфликтам, жалобам, текучести кадров, нарушениям законности в служебной деятельности. Недостаточный уровень личностного развития влияет также на психологическое состояние личного состава, порождает неудовлетворенность обстоятельствами жизни и деятельности, циничность и ожесточенность.

Абсолютно ясно, что одних только мер воспитательной работы для исправления ситуации недостаточно, учитывая тот факт, что в системе стимулирования руководителей ОВД преобладают методы наказания, нежели поощрения, а значит, это меры контроля, администрирования, а не влияния на ценностные ориентации сотрудников, их потребно-стно-мотивационную сферу.

Следует добавить, что концепции развития правоохранительных органов в современных условиях требуют их построения на принципах гуманизма, уважения к правам человека, переориентации от карательных функций к защитным и охранительным. Это требует иной ментальности, иного отношения к человеку, иной системы ценностей. Решение этой задачи возможно лишь на пути системного формирования (на этапе освоения профессии) и развития (на этапе практической деятельности) профессиональной и общей культуры специалиста.

Доказано, что развитие обшей культуры человека делает его более оптимистичным, гармоничным, способствует социально ориентированным изменениям в отношении к другим, к себе и к делу, насыщает жизнь разнообразными интересами, обогащает формы проведения досуга. В свою очередь, общая культура влияет на профессиональную, которая понимается как особое качество профессионализма, при наличии которого моти-

вы, способы, процесс деятельности окрашиваются социальной, гражданской, гуманистической направленностью [4].

На современном этапе развития гражданского общества в России говорить о наличии здоровой, правильно-выстроенной эмоциональной субкультуры в организационном пространстве силовых структур не приходится. Однако первые шаги на пути оздоровления предпринимаются государством, все больше мероприятий патриотического характера переводятся в форму обычаев и стандартов деятельности органов внутренних дел.

Психологическая культура. Правоохранительные органы имеют свою собственную уникальную культуру, в рамках которой выделяется несколько субкультур с собственными паттернами процесса деятельности. Поскольку функциональные уровни органов внутренних дел естественно дифференцированы, каждый из них порождает собственные паттерны эффективных стилей деятельности. В этой связи понятие психологической культуры в контексте правоохранительной работы является многомерным феноменом. Таким образом, в одной структуре могут отчетливо проявляться несколько субкультурных форм психологической адаптации и реагирования в контексте рабочего процесса.

В последние годы в организационную структуру ОВД внедряются психологические службы. Основная задача психологической службы заключается в поддержке развития личности сотрудника, отвечающей требованиям современного общества: профессионально компетентной, психически и физически здоровой, ответственной, инициативной, творчески мыслящей, умеющей принимать решения.

Сегодня можно выделить несколько основных моделей, в рамках которых осуществляется деятельность психологической службы. Как правило, это служба поддержки образования, служба психологического сопровождения, служба содействия, служба обеспечения учебно-воспитательного процесса и служба психологического здоровья. В зависимости от совокупности тех или иных средств, способов мышления и деятельности выстраиваются разные базовые культурные практики, лежащие в основе функционирования психологической службы. Сюда относятся:

- практика, связанная с созданием и управлением организацией;

- практика, связанная с порождением феноменов индивидуального и коллективного сознания, коллективной психологией и поведением;

- практика, воссоздающая по принципу подражания образцы и нормы повседневной служебно-оперативной деятельности.

Психология пока не стала повседневным и эффективным средством саморегуляции сотрудников ОВД в опасных для жизни, экстремальных условиях выполнения оперативно-служебных задач.

Политическая культура. Политическая культура работников МВД является основой их профессионального сознания, позволяющей качественно выполнять разнообразные оперативно-служебные задачи, которые тесно связаны с функционированием политической системы современного российского общества.

Значительное количество работников правоохранительных органов не связывает выполнение своих профессиональных обязанностей с тем государственным, политическим курсом, проводниками которого они выступают. Тем самым, в ряде случаев утрачивается значимая связь между демократической политической стратегией государства и практикой ее реализации в деятельности личного состава органов внутренних дел.

Политическая культура и общественная безопасность тесно взаимосвязаны. Политическая культура есть условие обеспечения и укрепления общественной безопасности, т. к. общество с высокой политической культурой менее подвержено кризисным явлениям социальной среды, таким как экономический кризис, социальные реформы и т. д., а стабильная социальная среда обусловливает общественную безопасность. Общественная безопасность, в свою очередь, является результатом формирования гомогенной политической культуры. В условиях однородной политической культуры значительно реже возникают конфликты внутри социальной среды. Формирование гомогенной политической культуры возможно путем создания единой государственной идеологии.

Основой формирования политической культуры работников правоохранительных органов является принцип политического

нейтралитета, который реализуется в ограничении политических прав и свобод сотрудников (запрете на вступление в политические партии, общественные движения, участие в забастовках, митингах и т. д.). Недостаточная разработанность политико-правовой базы, обеспечивающей ограничение политических прав и свобод сотрудников правоохранительных органов ведет к тому, что они в своей практической деятельности руководствуются не четкими указаниями юридической нормы, а личным пониманием ее «духа»; это неизбежно вызывает разрыв между декларируемыми государством принципами внутренней политики и конкретной правоохранительной деятельностью.

Таким образом, субкультурные проявления во многом формируют идентичность организационной культуры в целом. Следует отметить, что каждая из представленных субкультур может быть скорректирована в область конструктивного начала, для этого необходимо проводить последовательные, постоянные мероприятия системного характера. Создавать не видимость мер, а определенный организационный микроклимат. Последняя задача по большей части относится к еще одному субкультурному уровню организационной среды ОВД - культуре управленческой деятельности, которую следует рассматривать в срезе большем, нежели форматы традиционных статей.

1. Васильева С. В. Право граждан и организаций на обращение: нормативная модель и практика реализации // Законодательство и экономика. 2005. № 5.

2. Мальцева И.В. Информационно-аналитическая культура сотрудников органов внутренних дел РФ: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2009.

3. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность (проблемы профдеформации) / Безносов С.П., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. [и др.]. СПб., 1996.

4. Гейжан Н.Ф., Рыбин С. С. Эмоциональная культура сотрудников правоохранительных органов: формирование и развитие // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 1 (37).

Поступила в редакцию 22.09.2012 г.

UDC 316-77

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF SUBCULTURE LEVELS OF ORGANIZATIONAL ENVIRONMENT OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION

Aleksander Petrovich LOMKIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Theoretical and Applied Sociology Department, e-mail: aus_tgy@mail.ru

The study of subculture occurrence in the bodies of Internal Affairs of Russian Federation is studied. The sociological aspect of the predominant subcultures in organizational environment is analyzed. The deviant and constructive beginnings of the character subculture manifestations are examined.

Key words: sociological analysis; subculture; organizational culture; bodies of Internal Affairs; emotional culture; political culture; information culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.