Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О ДРУЖБЕ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ФЕНОМЕНЕ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О ДРУЖБЕ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ФЕНОМЕНЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
485
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРУЖБА / ДРУГ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОНЛАЙН-ДРУЖБА / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хлабыстова Наталья Валерьевна, Сергиенко Нина Леонидовна

Дружба представляет собой социально-культурный феномен, на характер которого влияют исторические, культурные, политические, экономические условия, а также ценности социума. Понимание дружбы трансформируется по мере развития общества. При этом представления молодежи представляют большой интерес для изучения, т. к. молодое поколение транслирует ценности, которые придут на смену существующим. Задачи настоящего исследования заключаются в следующем: определить, каким образом формируются дружеские отношения; выявить факторы, влияющие на дружбу и ее продолжительность; охарактеризовать особенности представлений студенческой молодежи о дружбе. В статье представлены результаты социологического исследования, которое было проведено методом анкетирования 350 студентов Кубанского государственного технологического университета. Также проведен вторичный анализ результатов социологических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения и фонда «Общественное мнение». Делается вывод о том, что молодежь имеет меньше преград для дружбы, в том числе ее новых форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF STUDENTS’ IDEAS ABOUT FRIENDSHIP AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON

Friendship is a socio-cultural phenomenon, the nature of which is influenced by historical, cultural, political, economic conditions, as well as the values of society. The understanding of friendship transforms as society evolves. The young people’s ideas are of great interest for research, since the young generation expresses values that will replace the existing ones. The objectives of this study are to determine how friendships are formed, to identify factors that affect friendly relations and their duration, to characterize students’ ideas about friendship. The paper presents the results of a sociological study that was conducted by a questionnaire survey of 350 students at the Kuban State Technological University. A secondary analysis of the results of sociological research conducted by the Russian Public Opinion Research Center and the Public Opinion Foundation was also carried out. It is concluded that young people have fewer barriers to friendship, including its new forms.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О ДРУЖБЕ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ФЕНОМЕНЕ»

УДК 316.74-057.875

Хлабыстова Наталья Валерьевна

Khlabystova Nataliya Valerevna

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом Кубанского государственного технологического университета https://orcid.org/0000-0002-2425-3411

Сергиенко Нина Леонидовна

доктор философских наук, профессор кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом Кубанского государственного технологического университета

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О ДРУЖБЕ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ФЕНОМЕНЕ

PhD in Social Science, Associate Professor, Department of Sociology, Law and Human Resources, Kuban State Technological University https://orcid.org/0000-0002-2425-3411

Sergienko Nina Leonidovna

D.Phil., Professor, Department of Sociology, Law and Human Resources, Kuban State Technological University

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF STUDENTS' IDEAS ABOUT FRIENDSHIP AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON

Аннотация:

Дружба представляет собой социально-культурный феномен, на характер которого влияют исторические, культурные, политические, экономические условия, а также ценности социума. Понимание дружбы трансформируется по мере развития общества. При этом представления молодежи представляют большой интерес для изучения, т. к. молодое поколение транслирует ценности, которые придут на смену существующим. Задачи настоящего исследования заключаются в следующем: определить, каким образом формируются дружеские отношения; выявить факторы, влияющие на дружбу и ее продолжительность; охарактеризовать особенности представлений студенческой молодежи о дружбе. В статье представлены результаты социологического исследования, которое было проведено методом анкетирования 350 студентов Кубанского государственного технологического университета. Также проведен вторичный анализ результатов социологических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения и фонда «Общественное мнение». Делается вывод о том, что молодежь имеет меньше преград для дружбы, в том числе ее новых форм.

Ключевые слова:

дружба, друг, молодежь, студенты, межличностные отношения, онлайн-дружба, культура, общество

Summary:

Friendship is a socio-cultural phenomenon, the nature of which is influenced by historical, cultural, political, economic conditions, as well as the values of society. The understanding of friendship transforms as society evolves. The young people's ideas are of great interest for research, since the young generation expresses values that will replace the existing ones. The objectives of this study are to determine how friendships are formed, to identify factors that affect friendly relations and their duration, to characterize students' ideas about friendship. The paper presents the results of a sociological study that was conducted by a questionnaire survey of 350 students at the Kuban State Technological University. A secondary analysis of the results of sociological research conducted by the Russian Public Opinion Research Center and the Public Opinion Foundation was also carried out. It is concluded that young people have fewer barriers to friendship, including its new forms.

Keywords:

friendship, friend, young people, students, interpersonal relationships, online friendship, culture, society

Дружба как социальное явление является предметом изучения с древности. Одно из первых определений дружбы принадлежит Пифагору. Он трактует ее как принцип единства всех со всеми в мире, включая единство людей [1, с. 134]. По его утверждению, дружба - это равенство.

Однако первый серьезный научный труд, посвященный дружбе, написал Аристотель. В работе «Никомахова этика» он сохраняет понимание дружбы в широком и узком смыслах, которые существовали в Древней Греции. Вместе с тем мыслитель разрабатывает классификацию дружбы по следующим критериям: мотивы (дружба утилитарная, гедоническая и основанная на добродетели); тип партнеров (дружба гостя и хозяина, любовников, соратников, домочадцев и

родственников, супругов, молодых и пожилых людей), характер отношений (дружба равных и неравных) [2].

Дружба является одной из форм межличностных отношений, социальной ценностью, а также неформальным социальным институтом. В этой связи она изучается многими социально-гуманитарными науками - философией, социологией, антропологией, психологией, социальной психологией, культурологией и др. В целом дружба трактуется как социально-культурный феномен, на характер которого влияют исторические, культурные, политические, экономические условия, а также ценности социума. Понимание дружбы трансформируется по мере развития общества. При этом представления молодежи представляют большой интерес для изучения, т. к. молодое поколение транслирует ценности, которые придут на смену существующим.

Для изучения представлений студенческой молодежи о дружбе нами было проведено социологическое исследование методом анкетирования студентов Кубанского государственного технологического университета в период с 10 сентября по 30 октября 2020 г. В опросе приняли участие 350 бакалавров очной формы обучения в возрасте 18-22 лет.

Задачи социологического исследования заключались в следующем: определить, каким образом формируются дружеские отношения; выявить факторы, влияющие на дружбу и ее продолжительность; охарактеризовать особенности представлений студенческой молодежи о дружбе.

Анализ результатов показывает, что для формирования дружеских отношений в представлении студентов нет границ. Знакомство с другом может произойти на отдыхе (14,5 %), на работе (43,4 %), в социальных сетях и Интернете (22 %), в местах реализации совместных интересов (48 %) (клубы, спортивные залы, секции и т. д.). Стоит отметить устойчивость во времени дружеских отношений: большинство опрошенных (69,9 %) дружат с периода обучения в школе, а 34,7 % были соседями.

Результаты исследования, проведенного сотрудниками фонда «Общественное мнение» (ФОМ), также подтверждают, что большинство респондентов (72 %) знакомится с друзьями в школьные годы [3].

Особенностью дружбы в представлении молодежи является то, в молодости количество друзей больше, чем в среднем и пожилом возрасте. При ответе на вопрос о количестве друзей 30,6 % опрошенных выбрали вариант «1-2, все остальные знакомые (приятели)»; 37,6 % - «3-5, все остальные знакомые (приятели)»; 31,8 % - «количество друзей может быть неограниченным».

И.А. Шмерлина, изучая феномен дружбы, делает вывод, что на нее оказывают влияние возраст и уровень образования. Эти факторы примерно одинаково влияют на наличие или отсутствие дружеских отношений, что представлено в таблице 1 [4, с. 36].

Таблица 1 - Количество друзей в зависимости от возраста и уровня образования

респондентов,%

Количество друзей Возраст, лет Уровень образования

18-35 36-54 55 и старше Ниже среднего Среднее общее Среднее специальное Высшее

Один друг 15 18 14 13 16 17 14

2-3 друга 41 35 33 28 39 36 40

4-5 человек 14 14 13 8 14 12 20

Более 5 человек 20 15 12 13 17 17 15

Таких людей нет 8 17 26 35 15 15 11

Затрудняюсь ответить 1 2 3 3 3 3 1

Возраст как фактор, влияющий на уменьшение количества друзей, подтвержден и результатами исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Согласно проведенному опросу большинство респондентов (42 %) считают, что количество настоящих друзей не может превышать четырех. При этом респонденты старше 50 лет выбирали вариант «не имею ни одного близкого друга» значительно чаще, чем молодежь, доля таких ответов составила 22 % [5]. Очевидно, что люди с возрастом меньше ориентированы на обретение новых знакомств, не придают этим знакомствам большого значения, что приводит к снижению социальной активности. Таким образом, наличие большого количества друзей является особенностью дружеских отношений в молодом возрасте.

Продолжительность дружбы носит индивидуальный характер, поэтому может различаться. Согласно результатам нашего исследования 87,2 % молодых людей отметили, что их самая продолжительная дружба длится более 10 лет; 1,2 % - примерно 1 год; 1,2 % ответили, что 1-3 года; 10,4 % обозначили период продолжительностью 3-5 лет.

В молодости потребность в дружбе более выражена. Круг друзей, с одной стороны, повышает самооценку, дает чувство уверенности и поддержки, снижает ощущение одиночества; с другой - благодаря друзьям молодежь учится общению на равных, формируется мировоззрение, система ценностей, убеждений. Именно поэтому дружба в молодом возрасте является достаточно продолжительной во времени.

Основными критериями дружбы для молодых людей являются: поддержка в трудную минуту, взаимопомощь (88,4 %), проведение свободного времени, досуга (59 %), совместные интересы, занятия (66,5 %), с другом приятно и помолчать (55,5 %), возможность быть самим собой, отсутствие стеснения (71,1 %).

С.Н. Никишов, изучая факторы, которые оказывают влияние на дружбу, приходит к выводу, что для студентов первого курса главным является доверие [6, с. 52]. Согласно результатам опроса, проведенного автором, так ответили 46 % первокурсников. При этом для респондентов женского пола доверие является более важным условием дружбы (56 %), чем для респондентов мужского пола (36 %). Далее идут такие факторы, как общие интересы - 18 % опрошенных; эмоциональная поддержка - 12 %, совместная деятельность - 6 %, территориальная близость - 6 %, возможность быть самим собой - 4 %.

У студентов пятого курса среди факторов, которые влияют на дружеские отношения, на первом месте остается доверие, но его выбирают уже 56 % участников опроса. Сохраняется большая значимость доверия для девушек (60 %), чем для юношей (52 %). Вторым по значимости фактором является эмоциональная поддержка, так ответили 44 % респондентов (среди первокурсников такой ответ выбрали только 12 %), общие интересы - 16 %, совместная деятельность -

10 %, возможность быть самим собой - 5 % [7].

Итак, можно сделать вывод, что по мере взросления для молодых людей большую ценность приобретает искренность взаимоотношений, доверие, эмоциональная поддержка.

Дружба между полами - это достаточно молодое явление. Долгий период времени в обществе не было принято иметь друга противоположного пола. Из-за четкого разделения труда мужчины и женщины не имели совместной деятельности, которая давала бы возможность для развития дружеских отношений. Однако для современной молодежи гендерные различия не являются помехой. Согласно результатам нашего исследования 38,2 % респондентов считают, что дружба между мужчиной и женщиной возможна; 34,1 % - скорее возможна, чем невозможна; 17,3 % - скорее невозможна, чем возможна; 10,4 % - дружбы между мужчиной и женщиной не бывает.

На сегодняшний день дружеские отношения между мужчиной и женщиной являются достаточно распространенным явлением. Так, по результатам исследования ВЦИОМ, 82 % респондентов отметили, что имеют друга другого пола. При этом наличие дружбы между полами чаще отмечают респонденты в возрасте 25-34 лет (92 %), люди, имеющие высшее образование (90 %) [8]. Другими словами, дружба между полами в большей степени возможна именно в представлении молодых людей.

Дружба на рабочем месте является дискуссионным вопросом, как в социологической, так и психологической науке, потому что так или иначе коллеги выступают конкурентами за более престижную должность, лучшие условия труда или более высокую зарплату. Вместе с тем дружба на работе возможна в представлении 60,1 % опрошенных; для 24,9 % - скорее возможна, чем невозможна; для 9,2 % - скорее невозможна, чем возможна; 5,8 % считают, что дружба на работе невозможна.

Результаты опроса в социальной сети LinkedIn, созданной для установления деловых контактов и объединяющей высококвалифицированных специалистов разных областей знания, выявили зависимость дружбы от возраста. Так, 60 % респондентов до 35 лет отметили, что дружеские отношения с коллегами улучшает рабочую атмосферу, опрошенные из возрастной группы 55-65 лет соглашались с данным утверждением реже (40 %) [9]. Данные результаты подтверждают, что значение дружбы и дружеских отношений важнее для представителей молодого поколения.

Для молодежи как социально-демографической группы характерен низкий уровень толерантности. Однако для дружеских отношений молодые люди делают исключение и достаточно терпимо относятся к религиозным, гендерным, экономическим и другим различиям. Так, 43,1 % участников нашего опроса отметили, что для дружбы нет препятствий; 2,3 % опрошенных выбрали различия в религиозной вере; 1,2 % - разные национальности; 5,8 % - гендерные различия; 8,7 % - большую разницу в возрасте; 4 % - большую разницу в материальном достатке;

11 % - разницу в уровне образования; 46,2 % - различия в хобби, интересах, увлечениях.

Согласно результатам исследования, проведенного ВЦИОМ, 16 % опрошенных считают, что дружбе препятствует разница в возрасте. Респонденты в возрасте 35-44 лет выбирали данный вариант ответа реже (10 %), чем в других возрастных группах. Для 31 % россиян дружбе

препятствует разница в уровне доходов, однако в возрастной группе 25-34 лет с данным утверждением согласились только 21 % опрошенных. По мнению 36 % респондентов, недопустима дружба между представителями разных национальностей, при этом в возрастной группе от 18 до 24 лет так считают только 24 %. Препятствуют дружбе, по мнению 48 % россиян, различия религиозных убеждений, в возрастной группе 18-24 лет данный ответ выбрали 37 % [10].

На сегодняшний день широко развиты интернет-сообщества и социальные сети, активными пользователями которых являются молодые люди. Согласно нашему опросу общение в Интернете без реальных контактов в повседневной жизни молодые люди оценивают как дружеские отношения, так ответили 27,7 % опрошенных. По мнению 19,1 % респондентов, виртуальная дружба скорее возможна, чем невозможна; 39,3 % опрошенных считают, что виртуальная дружба скорее невозможна, чем возможна; 13,9 % заявили, что дружба в социальных сетях невозможна. Очевидно, что Интернет прочно вошел в повседневную жизнь российского общества, и появление онлайн-дружбы как нового вида дружеских отношений является характерной особенностью современной действительности.

Согласно результатам исследования, проведенного сотрудниками ФОМ, 44 % опрошенных 18-30 лет отметили, что имеют друзей или знакомых, с которыми познакомились в социальных сетях или посредством Интернета. Это в два раза больше, чем в среднем по стране (22 %) [11]. Таким образом, по результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

- молодежь больше открыта к формированию дружеских отношений, для дружбы существует меньше барьеров. Знакомство с другом может произойти как на отдыхе, так и в местах реализации совместных интересов;

- для дружеских отношений противоположный пол друга не является препятствием. Возможность дружбы между противоположными полами в большей степени представляется возможной именно в представлении молодых людей;

- более острая потребность в дружеских отношениях в профессиональной сфере важнее для представителей молодого поколения;

- молодежь обращает меньше внимания на социально-демографические, экономические, религиозные и прочие различия при формировании дружеских отношений.

- также молодежь открыта для новых форм дружеских отношений, например, онлайн-дружбы, поскольку для молодых людей не является препятствием отсутствие реальных контактов.

Ссылки:

1. Никитина Д.Н. Дружба: парадигмы исследования // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 12 (79). С. 133-143.

2. Аристотель. Этика / пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер. М., 2004. 492 с.

3. Что мешает дружбе? Опрос ФОМ от 25 ноября 2013 г. [Электронный ресурс] // Solitarius. URL: http://solitarius.ru/pub-lic/39675.htm (дата обращения: 20.12.2020).

4. Шмерлина И.А. Дружба как духовная и социальная реальность // Социальная реальность. 2006. № 5. С. 29-50.

5. ВЦИОМ: у 12 % россиян нет близких друзей [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/soci-ety/19/09/2006/5703c6169a7947dde8e0e157 (дата обращения: 20.12.2020).

6. Никишов С.Н. Особенности представлений студентов о дружбе // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2014. № 3 (27). С. 50-54.

7. Там же. С. 52-53.

8. Дружить с другим полом: невозможное возможно?! [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/druzhit-s-drugim-polom-nevozmozhnoe-vozmozhno- (дата обращения: 20.12.2020).

9. Дружеские отношения с коллегами повышают степень удовлетворенности жизнью [Электронный ресурс] // Solitarius. URL: http://solitarius.ru/public/43789.htm (дата обращения: 20.12.2020).

10. Дружить с другим полом: невозможное возможно?! [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/druzhit-s-drugim-polom-nevozmozhnoe-vozmozhno- (дата обращения: 20.12.2020).

11. Что мешает дружбе? Опрос ФОМ от 25 ноября 2013 г. [Электронный ресурс] // Solitarius. URL: http://solitarius.ru/pub-lic/39675.htm (дата обращения: 20.12.2020).

Редактор, переводчик: Арсентьева Ирина Ильинична

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.