СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК 316.34/.35:378 ББК 60.54+74.58
DOI 10.22394/1682-2358-2017-5-84-92
Yu.B. Stepanova, Candidate of Sciences (Sociology), Director of the Centre for Prospective Development, Docent of the Sociology and Social Policy Department, Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF YOUNG PEOPLE BEHAVIOR IN CHOOSING AN EDUCATIONAL ORGANIZATION FOR HIGHER EDUCATION: REGIONAL ASPECT
The results of a research of youth preferences in the field of higher education which was conducted in the Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin, Branch of RANEPA, are presented. The criteria forthe higher education organization choice made by the young people aimed at higher education in managerial, legal, and economic profiles are determined and analyzed.
Key words and word-combinations: entrants, higher education, criteria for choosing an educational organization, motivation, mode of study.
Ю.Б. Степанова, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной политики, директор центра перспективного развития Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: [email protected])
социологический
АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ
МОЛОДЕЖИ ПРИ ВЫБОРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. Представлены результаты исследований предпочтений молодежи в сфере получения высшего образования, проводимых в Поволжском институте управления - филиале РАНХиГС. Определены и проанализированы критерии выбора молодыми людьми, нацеленными на получение высшего образования управленческого, юридического и экономического профилей образовательной организации высшего образования.
Ключевые слова и словосочетания: абитуриенты, высшее образование, критерии выбора образовательной организации, форма обучения.
Вы
84
)ыбор образовательной организации для получения профессионального образования современными молодыми людьми
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 5
определяется представлениями о роли образования в жизни, сложившейся в России. Высшее образование считается условием получения достойной работы и достижения социального благополучия. Отсутствие высшего образования часто считается признаком неуспеха. В связи с этим большинство молодых людей сразу после окончания школы стремятся поступить в образовательные организации высшего образования [1, с. 319]. В последнее время доля молодых людей, выбирающих уровень среднего профессионального образования, несколько увеличилась, однако судить о сложившейся тенденции пока рано, и получение среднего профессионального образования является одной из траекторий получения высшего образования.
Наиболее популярным среди молодежи в течение последних двадцати лет является высшее образование управленческого, экономического и юридического профилей. Высокая востребованность данных направлений обусловила подготовку бакалавров, специалистов и магистров по соответствующим образовательным программам в большинстве вузов. В Саратовской области в 2017 г. набор студентов осуществляли 19 организаций высшего образования (7 самостоятельных вузов и 12 филиалов), из них 16 образовательных организаций предлагали молодым людям направления подготовки бакалавриата, спе-циалитета и магистратуры управленческого, экономического и юридического профилей [2]. Выпускников одиннадцатых классов в Саратовской области в 2017 г. было около 9000 человек, это количество ежегодно снижается (рост прогнозируется с 2019 г.) [3]. Система высшего профессионального образования региона предлагала более 8000 бюджетных мест (в том числе 6500 для очной формы обучения).
В результате на рынке образовательных услуг сформировалась сложная конкурентная ситуация. Задача образовательной организации по привлечению наиболее мотивированных студентов на направления подготовки управленческого, экономического и юридического профилей достижима только в условиях постоянного мониторинга ситуации, исследования траекторий выбора молодыми людьми образовательных организаций для получения высшего образования [4, с. 249].
В Поволжском институте управления — филиале РАНХиГС постоянно проводятся исследования рынка образовательных услуг региона. Одним из направлений является мониторинг предпочтений абитуриентов в сфере высшего образования. Основной метод получения социологической информации — анкетный опрос, направленный на выявление критериев и особенностей выбора абитуриентами образовательной организации для получения высшего образования. Опрос сплошной, на вопросы анкеты предлагается ответить всем абитуриентам, принимающим участие в профориентационных мероприятиях и подающих документы для поступления в институт в период приемной кампании. Ежегодно в опросах, проводимых институтом, принимают участие более двух с половиной тысяч абитуриентов. Учитывая, что более 70% из них одновременно являются и абитуриентами других вузов региона, осуществляющих набор на аналогичные программы, полученные результаты исследования позволяют в целом характеризовать их поведение в период активного выбора образовательной организа-
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 5 N5
ции для получения высшего образования. Результаты опросов показывают, что популярность указанных направлений не снижается [5, с. 134].
В структуре абитуриентов преобладают выпускники средних общеобразовательных школ (в том числе лицеев, гимназий). Доля поступающих в вуз после получения среднего профессионального образования значительна только на заочной форме обучения, на очной форме она составляет 11,4%и ежегодно увеличивается.
При выборе образовательной организации высшего образования молодые люди в основном руководствуются следующими критериями (которые в последние пять лет остаются неизменными) (рис. 1): наличие интересующего направления подготовки; престиж вуза; перспективы трудоустройства в сфере государственной службы; возможность проявить себя помимо учебы (в спорте, творчестве и др.); хорошая материально-техническая база образовательной организации.
Стоимость обучения как критерий выбора вуза является решающим только для 10% абитуриентов, при том, что сразу на коммерческой основе планируют получать образование ежегодно 22% опрошенных (рис. 2).
Рис. 1. Критерии выбора образовательной организации высшего образования, %:
1 — наличие необходимого направления подготовки; 2 — престижность образовательной организации; 3 — перспектива работаты в сфере государственной службы; 4 — возможность проявить себя помимо учебы (в творчестве, спорте и др.); 5 — хорошая материально-техническая база; 6 — наличие общежития; 7 — возможность участия в международных программах; 8 — стоимость обучения; 9 — удобное месторасположение образовательной организации; 10 — мнение родителей, друзей, знакомых; 11 — возможность заниматься научной работой
Если рассматривать критерии выбора места получения высшего образования с позиции предпочтительной формы обучения, то первые три критерия совпадают, после начинаются расхождения (рис. 2). Для молодых людей, планирующих получать высшее образование в заочной форме, наиболее важными критериями являются:
- место расположения образовательной организации, так как обучение заочно часто означает, что студенты не проживают постоянно в месте ее нахождения;
86
ВиПейп о£ Ае Яе^оп о£ АЛтг^^айоп • 2017. V)!. 17. № 5
- стоимость обучения, так как часто заочную форму выбирают молодые люди, имеющие результаты ЕГЭ, которые не позволяют поступить на очную форму обучения, а оплачивать ее нет возможности. Стоимость обучения в заочной форме всегда ниже, бюджетных мест обычно выделяется мало.
Для молодых людей, стремящихся получать высшее образование очно, важны следующие критерии: наличие возможности проявить себя помимо учебы (в творчестве, спорте, общественной деятельности и др.); хорошая материально-техническая база; наличие общежития; возможность участия в международных программах (рис. 2). Таким образом они нацелены не просто на получение профессиональных знаний, но и всестороннее развитие своих интересов, поскольку для них большую роль при выборе вуза играет наличие в нем возможностей для занятия творчеством, спортом, общественной работой и другими видами деятельности.
Рис. 2. Критерии выбора образовательной организации высшего образования в зависимости от формы обучения, %:
1 — наличие необходимого направления подготовки; 2 — престижность образовательной организации; 3 — перспективы работать в сфере государственной службы; 4 — возможность проявить себя помимо учебы (в творчестве, спорте и др.); 5 — хорошая материально-техническая база; 6 — наличие общежития; 7 — возможность участия в международных программах; 8 — стоимость обучения; 9 — удобное месторасположение образовательной организации; 10 — мнение родителей, друзей, знакомых; 11 — возможность заниматься научной работой
Абитуриенты, нацеленные на заочное обучение, рассматривают обучение в вузе более прагматично. Большинство из них работают и нередко уже в соответствии с выбранным направлением подготовки, поэтому
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 5
87
реже готовы отказываться от выбранного направления в пользу бюджетного места.
В целом, говоря о выборе формы обучения, большинство абитуриентов, только что закончивших школу, отдают предпочтение очной форме обучения. Обучение в заочной форме для этой категории молодых людей — скорее вынужденная необходимость при непрохождении по конкурсу на очную форму. Около 8% абитуриентов (в основном ориентированные на бюджетную основу) при не поступлении на очную форму готовы обучаться заочно. Не поступившие в вуз сразу после школы предпочитают заочную форму, полагая, что легче будет учиться, и они смогут совмещать обучение с работой. В течение последних пяти лет доля желающих получать заочное образование среди абитуриентов растет.
Рассматривая предпочтения абитуриентов в основе обучения, отметим, что в последние три года молодые люди при выборе основы обучения становятся менее категоричными. Доля тех, кто ориентирован только на бюджеет-ную основу, остается наибольшей, но в течение трех последних лет ежегодно уменьшается в пользу тех, кто при условии непоступления на бюджетную основу готов учиться на коммерческой. Численность абитуриентов, сразу планирующих обучаться на коммерческой основе, остается стабильной. В 2017 г. среди подавших документы в Поволжский институт управления — филиал РАНХиГС планировали обучаться только на бюджетной основе 48,5%; подали документы сразу на коммерческую основу 22,5%; 29% пробовали свои силы в конкурсе на бюджетные места, но были готовы поступать и на коммерческие места.
Если сравнивать критерии выбора образовательной организации в зависимости от основы обучения абитуриентов, то первые три критерия снова остаются неизменными: наличие нужного направления подготовки, престижность вуза, перспективы работать в сфере государственной службы. Далее разница в критериях незначительная, однако отметим, что более критично к выбору вуза подходят абитуриенты, планирующие поступать на бюджетные места, но рассматривающие и возможность коммерческого обучения. Для абитуриентов, ориентирующихся только на коммерческие места, стоимость обучения важна в большей степени, чем для тех, кто рассчитывает на бюджетные места, тем не менее только 16,5% абитуриентов, планирующих оплачивать получение высшего образования, отмечают, что стоимость обучения является решающим критерием. Полагаем, что остальные 83,5% абитуриентов рассматриваемой группы данную ситуацию планируют заранее и к моменту подачи документов в образовательную организацию уже приняли решение.
Ежегодно около 70% абитуриентов пользуются правом подавать документы для поступления одновременно в несколько вузов (рис. 3). Среди них можно выделить три группы абитуриентов по тому, как они себя поведут, узнав, что могут быть приняты в несколько вузов. Первая группа — абитуриенты, которые выберут самый желаемый вуз из своего списка — 35%. Вторая группа — абитуриенты, выберающие вуз, в котором будут приняты
88 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 5
на самое привлекательное для них направление подготовки независимо от основы обучения — 29%. Третья группа — 33,7% — те, кто сделает выбор в пользу вуза, где можно обучаться на бюджетной основе независимо от привлекательности направления подготовки и самого вуза. За последние три года доля абитуриентов первой группы остается неизменной, доля абитуриентов второй группы увеличивается, доля абитуриентов третьей группы уменьшается.
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Рис. 3. Доля абитуриентов, планирующих подавать документы одновременно в несколько вузов, %
Сравнивая поведение абитуриентов, ориентирующихся на бюджетную и коммерческую основу обучения, отметим следующее.
Во-первых, лица, планирующие обучение на бюджетной основе, чаще подают документы для поступления одновременно в несколько образовательных организаций; абитуриенты, планирующие обучаться сразу на коммерческой основе, чаще ориентируются на один конкретный вуз. Во-вторых, 53% абитуриентов, ориентированных только на бюджетную основу, готовы ради бюджетного места отказаться от привлекательного направления подготовки и вуза; 26,7% (показатель увеличился на 4,7% за последние 3 года) могли бы пожертвовать бюджетным местом в пользу желаемого вуза, и 18,3% (на 2% меньше, чем три года назад) в пользу привлекательного направления подготовки. В-третьих, только 4,7% абитуриентов (ежегодно не более 5%), предпочитающих коммерческую основу обучения, готовы отказаться от выбранного вуза и направления подготовки; 48,8% пойдут учиться в самый желаемый вуз из списка; 43,2% (ежегодно показатель увеличивается на 2—3%) выбрали бы самое привлекательное направление подготовки.
Если же сравнивать поведение абитуриентов, ориентирующихся на очную и заочную формы обучения, то при условии зачисления в несколько образовательных организаций абитуриенты очной формы в большей степени будут ориентироваться на бюджетные места независимо от направления подготовки и привлекательности образовательной организации. Абитуриенты заочной формы выберут самый привлекательный для них вуз. Возможно, это связано с тем, что абитуриенты заочной формы обучения чаще готовы обучаться на коммерческой основе.
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 5 89
В целом современные молодые люди ориентируются на профильные вузы, но при отсутствии ограничений в выборе большинство из них выбрали бы национальный исследовательский государственный университет [6, с. 22; 7, с. 29]. Одновременно с профильными образовательными организациями более 60% абитуриентов подают документы в Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского.
Среди источников информации о вузах наиболее распространенными являются Интернет, а также друзья, знакомые, родственники (таблица). В Интернете молодые люди получают информацию с официальных сайтов образовательных организаций — 38,3%, через социальные сети — 14,4%, из рекламы — 10,7%. На третьем месте по информативности молодые люди называют агитационные кампании, проводимые вузами в школах, на последнем — телевидение, радио, печатная продукция.
Таблица
Источники информации о вузе
Источники информации 2014 г. 2015 г 2016 г. 2017 г.
Друзья, родственники, знакомые 55,5% 52,9% 49% 56,9%
Интернет 45,9% 57,6% 64,4% 63,4%
Агитационная кампания в школе 12,9% 11,7% 15,1% 15%
Печатная реклама (газеты, журналы, буклеты) 0,8% 1,2% 1,1% 1,1%
Телевидение, радио 1,8% 3% 2,4% 3,2%
Другие источники 1,6% 0,6% 1,1% 1,7%
Такой критерий, как наличие возможности проявить себя помимо учебы (в творчестве, спорте, общественной деятельности) оказывает сильное влияние на выбор вуза у 25% абитуриентов очной формы обучения и 9,9% абитуриентов заочной формы обучения. Ответы абитуриентов на вопросы о конкретных направлениях внеучебной деятельности в образовательной организации свидетельствуют, что самым популярным направлением является творческое, так, 52,9% опрошенных отметили, что, поступив в вуз, они хотели бы участвовать в творческих студиях, объединениях, кружках и др. Данное направление вне-учебной работы остается самым популярным и среди студентов. На втором месте по актуальности у абитуриентов находится участие в студенческом самоуправлении (38%), далее — спортивное (37%) и возможность участия в благотворительной деятельности (30%). На практике степень реального участия студентов в перечисленных направлениях внеучебной деятельности ниже, не превышает 20,5% по каждому из них.
Обратная ситуация наблюдается с участием в научно-исследовательской деятельности. На этапе поступления интерес к ней проявляют 2,6% абитуриентов, среди студентов их количество достигает 20%.
90 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 5
На этапе выбора вуза молодые люди часто строили долгосрочные планы. Например, 49% сразу предпочитают продолжить обучение в магистратуре и 18,2% — в аспирантуре. Доля планирующих обучение в магистратуре на этапе поступления на направления подготовки бакалавриата растет: в 2017 г. только 5,6% ответили, что после получения диплома бакалавра дальше учиться они не планируют. Принимая во внимание невысокий интерес молодых людей к научно-исследовательской работе, отметим, что они не связывают обучение в магистратуре с данной деятельностью. Подобное отношение присутствует и среди тех, кто подает документы на программы магистратуры. Так, в 2017 г. 37,8% молодых людей, поступавших на программы магистратуры Поволжского института управления — филиала РАНХиГС, рассматривали их как возможность продлить период обучения, и с каждым годом доля таких студентов растет. Все больше из них неработающих.
При выборе магистратуры главным критерием у молодых людей становится обучение на предыдущей ступени (бакалавриате) в этой организации. Их число увеличивалось в последние три года, и в 2017 г. составило 60%. Соответственно, в сложной конкурентной ситуации образовательные организации, реализующие программы магистратуры, имеют высокие шансы привлечь более мотивированных к обучению абитуриентов уже на этапе приема на направления подготовки бакалавриата и специалитета. Предположим, что в ближайшее время в системе критериев выбора образовательной организации для получения высшего образования выпускниками 11-х классов данный критерий займет одну из главных позиций.
Оценивая перспективы своей профессиональной деятельности уже на этапе поступления в вуз, большинство абитуриентов Поволжского института управления — филиала РАНХиГС планируют работать в сфере государственной службы. Для этого они выбирают направления подготовки управленческого и юридического профилей. Те, кто предполагает трудоустраиваться и строить карьеру в коммерческом секторе, выбирают направления экономического профиля. Кто хотел бы работать в общественном секторе или заниматься политической деятельностью, стремятся поступить на направления юридического профиля. Доля тех, кто на этапе выбора вуза не определился со сферой будущей профессиональной деятельности, составляет около 6%. В основном они подают документы для поступления на направления экономического профиля. Среди этой группы абитуриентов больше всего тех, кто ставит целью поступление на бюджетное место в любом вузе, на любое направление подготовки.
Таким образом, направления подготовки управленческого, юридического и экономического профилей являются самыми востребованными среди абитуриентов и самыми распространенными в образовательных организациях высшего образования в Саратовской области. В связи с этим для вузов становится необходимостью постоянное изучение поведения молодых людей на рынке образовательных услуг региона, их предпочтений, мотивации и критериев, влияющих на выбор направления подготовки.
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 5 91
Результаты ежегодных опросов учащихся выпускных классов и абитуриентов следующие:
Во-первых, большинство абитуриентов при выборе вуза ориентируются на желаемое направление подготовки и престиж, но на окончательный выбор влияют результаты ЕГЭ и наличие бюджетных мест. Ежегодно около 30% абитуриентов готовы отказаться от привлекательного вуза и направления подготовки в пользу бюджетного места. Такая ситуация может привести к низкой заинтересованности в обучении, как следствие, проблемам с успеваемостью, а затем и трудоустройством.
Во-вторых, образовательные организации высшего образования, реализующие программы бакалавриата управленческого, юридического профилей, привлекают молодых людей, стремящихся к профессиональной деятельности в сфере государственного управления.
В-третьих, для абитуриентов, выбирающих обучение в очной форме, важно существование в образовательной организации развитой системы внеучебной деятельности, особенно творческого направления.
В-четвертых, на привлекательность вуза в глазах молодежи влияет наличие в образовательной организации магистратуры и бюджетных мест в ней, так как все больше абитуриентов сразу после школы планируют обучение на двух уровнях высшего образования.
В-пятых, основную информацию об образовательной организации современные молодые люди получают посредством Интернета прежде всего с официального сайта и социальных сетей, а также от друзей, родственников и знакомых. Соответственно, образовательным организациям важно быть хорошо представленными в сети как в официальных источниках, так и в неформальных ресурсах.
Библиографический список
1. Соколова М.В. Социологическое исследование мотивации получения высшего образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. 2008. № 5. С. 319-323.
2. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: http://indicators.miccedu.ra/monitoring/?m=vpo
3. Статистическая информация по системе образования саратовской области. Министерство образования Саратовской области. URL: http://minobr.saratov.gov.ru/statistics/
4. Авралев Н.В., Ефимова И.Н. Маковейчук А.В. Инновационные подходы к развитию системы рекрутинга студентов университета // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 2. С. 247-261.
5. Степанова Ю.Б. Мотивы и критерии выбора вуза абитуриентами // Город в современном пространстве: культура, политика, экономика, право: сборник. Саратов, 2011. С. 134-135.
6. Ефимова И.Н. Социологический анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 года при выборе вуза // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4 (1). С. 19-25.
7. Ефимова И.Н. Маковейчук А.В. Анализ влияния рейтингов вузов на мотивацию абитуриентов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 6 (1). С. 27-34.
92 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 5