Научная статья на тему 'Социологический анализ эффективности работы центра занятости провинциальной России'

Социологический анализ эффективности работы центра занятости провинциальной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1877
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / ЗАНЯТОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ / БЕЗРАБОТНЫЕ / РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТНЫХ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ / EFFICIENCY OF EMPLOYMENT SERVICE' OPERATION / LABOR / EMPLOYMENT / LABOR MARKET / EMPLOYMENT CENTER / UNEMPLOYED / COPING WITH THE CHALLENGES OF UNEMPLOYMENT / JOB PLACEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мазунина Мария Вадимовна, Пестрикова Александра Михайловна

Исследовано мнение безработных об эффективности деятельности одного из центров занятости Пермского края. В настоящее время наблюдается постепенное осознание необходимости совершенствования данного института, но конкретных мер и рекомендаций не вырабатывается. Поэтому исследование направлено не только на изучение мнения безработных относительно деятельности центра занятости, но и на разработку практических рекомендаций по повышению эффективности этой деятельности. С помощью анкетного опроса безработных были выяснены основные проблемы, характерные для службы занятости: преобладание неэффективных методов решения проблемы трудоустройства, в частности, предоставление недостоверной информации о вакансиях и оформление пособия по безработице; несоответствие предлагаемых видов помощи возможностям их реализации. В целом преобладает положительная оценка работы данного центра. На основе проведенного исследования авторами предлагаются практические рекомендации, позволяющие снизить остроту проблемы безработицы и повысить эффективность работы центра занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мазунина Мария Вадимовна, Пестрикова Александра Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE OPERATION OF THE EMPLOYMENT CENTER IN THE PROVINCES OF RUSSIA: A SOCIOLOGICAL SURVEY

The paper explored a poll taken among the unemployed people on effective operation of an Employment Center in the Perm Region. Currently, the necessity to improve operation of this institution has been gradually realized, but nobody took any specific measures nor has drawn up recommendations upon. Therefore, this survey was not aimed at polling the unemployed only on the operation of the Employment Center, but also on drawing up some practical guidelines to enhance efficiency of operation for this institution. The survey pointed out (with the help of questionnaire circulated among the unemployed} the major challenges being typical of any employment services, i.e.: predominance of inefficient methods of coping with the challenge of employment, in particular, submission of inadequate (false) information on vacancies and processing papers on unemployment allowance; inconsistency between the kinds of assistance offered and their availability. In general, positive assessment of this Center’ operation prevailed. The authors on the grounds of the survey carried out suggested some practical guidelines enabling to reduce acuteness of situation with unemployment and raise efficiency of Employment Center’ operation.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ эффективности работы центра занятости провинциальной России»

УДК 316.344.273

МАЗУНИНА Мария Вадимовна, магистрант кафедры социологии и политологии

ПЕСТРИКОВА Александра Михайловна, магистрант кафедры социологии и политологии

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ

Исследовано мнение безработных об эффективности деятельности одного из центров занятости Пермского края. В настоящее время наблюдается постепенное осознание необходимости совершенствования данного института, но конкретных мер и рекомендаций не вырабатывается. Поэтому исследование направлено не только на изучение мнения безработных относительно деятельности центра занятости, но и на разработку практических рекомендаций по повышению эффективности этой деятельности. С помощью анкетного опроса безработных были выяснены основные проблемы, характерные для службы занятости: преобладание неэффективных методов решения проблемы трудоустройства, в частности, предоставление недостоверной информации о вакансиях и оформление пособия по безработице; несоответствие предлагаемых видов помощи возможностям их реализации. В целом преобладает положительная оценка работы данного центра. На основе проведенного исследования авторами предлагаются практические рекомендации, позволяющие снизить остроту проблемы безработицы и повысить эффективность работы центра занятости.

Ключевые слова: труд, занятость, рынок труда, центр занятости, безработные, решение проблем безработных, трудоустройство, эффективность работы службы занятости.

MAZUNINA Maria V. Graduate Student at the Chair of Sociology and Political

Studies,

PESTRIKOVA Alexandra M. Graduate Student at the Chair of Sociology and Political

Studies,

EFFECTIVE OPERATION OF THE EMPLOYMENT CENTER IN THE PROVINCES OF RUSSIA: A SOCIOLOGICAL SURVEY

The paper explored a poll taken among the unemployed people on effective operation of an Employment Center in the Perm Region. Currently, the necessity to improve operation of this institution has been gradually realized, but nobody took any specific measures nor has drawn up recommendations upon. Therefore, this survey was not aimed at polling the unemployed only on the operation of the Employment Center, but also on drawing up some practical guidelines to enhance efficiency of operation for this institution. The survey pointed out (with the help of questionnaire circulated among the unemployed} the major challenges being typical of any employment services, i.e.: predominance of inefficient methods of coping with the challenge of employment, in particular, submission of inadequate (false) information on vacancies and processing papers on unemployment allowance; inconsistency between the kinds of assistance offered and their availability. In general, positive assessment of this Center' operation prevailed. The authors on the grounds of the survey carried out suggested some practical guidelines enabling to reduce acuteness of situation with unemployment and raise efficiency of Employment Center' operation.

Key words: labor, employment, labor market, employment center, the unemployed, coping with the challenges of unemployment, job placement, efficiency of employment service' operation.

Службы занятости, являясь одним из основных институтов на рынке труда, выполняют ряд очень важных для населения функций, в частности обеспечивают согласование спроса и предложения путем распределения, перераспределения и трудоустройства работников, а также формирование предложения рабочей силы и цены на нее, выступая посредником между работодателем и работником. Формально так и есть. Однако в реальности, как отмечалось и другими исследователями в этой области [1, с. 3], мнения по поводу целесообразности ее существования, эффективности работы и качества выполняемых функций неоднозначны. Происходит постепенное осознание необходимости совершенствования деятельности служб занятости, но конкретных мер и рекомендаций не предлагается.

В последние годы в научной литературе появляются исследования российских ученых, касающиеся проблем занятости населения в различных ее аспектах. В частности, О.А. Колесникова занимается изучением проблем мониторинговых исследований различных сторон социально-экономической жизни для прогнозирования потребности в кадрах [2, с. 160-163], Т.М. Малева рассматривает вопросы социальной политики России, влияние экономического роста на рынок труда и проблемы противодействия безработице [3]. Весомый вклад в решение проблем занятости вносит В.Т. Перекрест, он разработал концепцию программных мероприятий по содействию занятости населения с учетом социально-экономического развития СевероЗападного Федерального округа, тенденций и прогнозов на рынке труда - построил систему ключевых проблем региональных рынков труда СЗФО и выделил основные целевые группы [4]. В целом можно сказать, что исследования перечисленных авторов касаются только отдельных направлений повышения эффективности деятельности службы занятости, их исследования не носят комплексного характера.

С целью выяснения мнения безработных об эффективности деятельности службы занятости было подготовлено исследование, направленное на выяснение социального портрета

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Тзм 6 №6, Часть 2, 2014 Historical and social educational idea's Tom 6 #6, Part 2, 2014_

безработного, определение степени соответствия ожидаемой и получаемой помощи, выявление основных факторов, влияющих на оценку работы центра занятости, разработку практических рекомендаций по повышению эффективности этой деятельности. Пилотажное исследование было проведено в апреле 2014 г. в г. Верещагино Пермского края, методом сбора информации послужил анкетный опрос.

Всего был опрошен 161 респондент, из которых 61% - женщины и 39% - мужчины. Средний возраст безработных составил 39 лет. Большинство респондентов имеют начальное профессиональное и среднее специальное образование. Выборочная совокупность отличается достаточно низким уровнем материального положения.

В ходе проведенного исследования нам удалось выяснить, что чаще всего в службы занятости обращаются женщины, население старше 50 лет и, как правило, безработные с низким уровнем образования. Это может объясняться тем, что мужчины, в отличие от женщин, способны самостоятельно и в более короткий срок найти себе работу, так как они менее притязательны и зачастую соглашаются на тяжелый физический труд. А молодежь и люди с более высоким уровнем образования оказываются более мобильными, они всегда остаются востребованными на рынке труда.

Мы выяснили, что проблема безработицы решается быстрее у респондентов, не состоящих в браке: у большинства из них длительность пребывания на учете в службе занятости составляет не более 3 месяцев, в то время как безработные с неустроенной личной жизнью пребывают там преимущественно от 3 до 6 месяцев (рисунок 1).

холостые незштужние ЗЕатужние женатые с неустроенной личной

жизнью

Семейное положение респондента

Рис. 1. Длительность пребывания на учете в службе занятости в группах по семей ному положению.

Fig. 1. Length of stay registered with the employment service in groups of marital status.

Исследование также показало нестабильность группы лиц со средним специальным уровнем образования. На протяжении уже нескольких десятков лет эта группа остается достаточно проблемной: среди них, в сравнении с другими группами по уровню образования, обнаруживается низкая удовлетворенность деятельностью работников центра занятости (24% опрошенных не довольны предлагаемыми вариантами трудоустройства, так как они не соответствуют запросам, 28% не удовлетворены уровнем компетенции сотрудников центра). Эта группа имеет достаточно высокий уровень притязаний, наряду с тем, что лишь 12% из них готовы к переподготовке и переобучению и 16% - к повышению своей квалификации. В структуре экономически активного населения они занимают наибольшую долю на рынке труда.

Нам удалось выявить наличие расхождений в оценке решения проблем безработных: желание повысить квалификацию или переобучиться имеется у половины опрошенных, но реальную помощь в этом получили лишь 5%. Также отмечается востребованность помощи в организации собственного дела: формально предложения поступают, но фактически никакого содействия не оказывается (так ответили 20% безработных).

Более благосклонными в оценке эффективности работы центра занятости оказались 47,5% респондентов с начальным профессиональным уровнем образования. Негативная оценка характерна для респондентов с более высоким уровнем образования, привыкшим, по всей видимости, рассчитывать на собственные силы (43% считают, что деятельность центра малоэффективна), а также женщинам и безработным старше 50 лет (25% респондентов обеих групп не удовлетворены отношением к ним работников центра).

Наибольшую удовлетворенность работой сотрудников центра демонстрируют молодые люди в возрасте до 29 лет, безработные же старше 50 лет, в сравнении с другими группами, в большей степени не удовлетворены их работой (рисунок 2).

С точки зрения самих безработных, самыми популярными методами решения проблем безработного являются предоставление информации об имеющихся вакансиях (получили 76,3% безработных) и оформление пособия по безработице (получили 86,4%), что нельзя назвать эффективными методами решения проблемы трудоустройства. Практически не используются методы направления на курсы повышения квалификации (1,7%), устройства на сезонную работу (1,7%), оказания помощи в организации собственного дела, торговли (1,7%). Предлагаемые варианты часто не соответствуют интересам, потребностям, запросам безработного, и их количество очень мало. Также выясняется, что не всегда предоставляемая информация о вакансиях является достоверной - это объясняется тем, что зачастую работодатели лукавят относительно имеющихся вакансий, тем самым вводят в заблуждение и работников служб занятости, и потенциальных работников.

о

О

£ 3 о а

3 I

s ?

I §

0

1

и §

з

I

60 50 40 30 § 20 10 о

57.1

/

/

/

/

/

56.3

1 37.5

37.5

37.5

; 28.6

14.3

Да

.....Отчасти

«■Нет

18-29 30-49

Возраст респондента, лет

50-59

Рис. 2. Оценка безработными разного возраста сотрудников служб занятости в умении работать с людьми.

Fig. 2. Length Evaluation of the unemployed of all ages employees of employment services in the ability to work with people.

Анализ результатов исследования выявил ряд очень важных проблем, решение которых может способствовать повышению эффективности деятельности центра занятости. Мы сформулировали основные практические рекомендации.

1. Наладить и поддерживать связь с предприятиями для регулярного обновления информации о вакансиях и их количестве - организовать мониторинг рынка труда с целью определения потребности в кадрах определенных профессий и специальностей.

2. Варианты помощи безработному необходимо соотносить с его ожиданиями, потребностями, уровнем профессиональной подготовки, целью постановки на учет в центр занятости.

3. Установить контакты с учебными заведениями, учебными центрами, центрами повышения квалификации и предоставлять информацию безработным о возможности обучения: зная актуальные вакансии и возможные пути занять их, безработному будет проще определиться.

4. Содействие в организации собственного дела должно происходить через информационное обеспечение, предоставление профессионально-ориентационных услуг, необходимой профессиональной подготовки, обучение основам предпринимательской деятельности, а также через установление связи с организациями, предоставляющими кредиты для малого бизнеса.

5. Организовать систематическую профориентационную и информационную работу не только с безработными, но и со школьниками и студентами, которая включает в себя предоставление информации о состоянии рынка труда в регионе, тенденциях его изменения, востребованных профессиях, содержании этих профессий.

В исследовании мы попытались комплексно оценить работу одного из центров занятости небольшого города с помощью субъективных мнений безработных, непосредственно столкнувшихся с деятельностью данной службы. Выявление проблем работы центра с безработными позволило разработать практические рекомендации, применение которых позволит снизить остроту проблемы безработицы и существенно повысить эффективность работы службы занятости в целом.

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 6 №6, Часть 2, 2014 Historical and social educational idea's Tom 6 #6, Part 2, 2014_

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Руденко С.А. Эффективность деятельности службы занятости на рынке труда: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: - Саратов, 2004. - 272 c.

2. III Социальный форум «Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития»: сборник докладов и выступлений. 7-8 ноября 2013 г. - Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2013. - 340 с.

3. Малева Т.М. Российский рынок труда и политика занятости: парадигмы и парадоксы // Государственная и корпоративная политика занятости / Под ред. Т.М. Малевой. - М.: Моск. Центр Карнеги, 1998.

4. Перекрест В.Т., Никифоров О.Н., Перекрест И.В. Статистика сферы занятости и актуальные проблемы государственного регулирования рынка труда в регионах России // Российский экономический конгресс. Сборник докладов участников. - М.: ИЭ РАН, 2009.

REFERENCES

1. Rudenko S.A. Efficiency of activity employment services in the labor market [Effektivnost' deyatel'nosti sluzhby zanya-tosti na rynke truda]. Dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskih nauk: 08.00.05. Saratov, 2004. 272 p. (in Russ).

2. The Third Social Forum «The labor market and employment policy: status and development prospects» [III Social'nyy forum "Rynok truda i politika zanyatosti: sostoyanie i perspektivy razvitiya": sbornik dokladov i vystupleniy. 7-8 noyabrya 2013 g.] Moskva: FGBOU VPO "REUim. G.V. Plehanova", 2013. 340 p. (in Russ).

3. Maleva T.M. Russian labor market and employment policy: paradigms and paradoxes [Rossiyskiy rynok truda i politika zanyatosti: paradigmy i paradoksy]. Gosudarstvennaya i korporativnaya politika zanyatosti (Government and corporate employment policy) Pod red. T.M. Malevoy. Moskva: Moskovskiy Centr Karnegi, 1998 (in Russ).

4. Perekrest V.T., Nikiforov O.N., Perekrest I.V. Statistics of employment sphere and actual problems of government regulation of the labor market in the Russian regions [Statistika sfery zanyatosti i aktual'nye problemy gosudarstvennogo regulirovaniya rynka truda v regionah Rossii]. Rossiyskiy ekonomicheskiy kongress. Sbornik dokladov uchastnikov. (Russian Economic Congress. Collection of reports of participants.) Moskva: IE RAN, 2009 (in Russ).

Информация об авторе

Мазунина Мария Вадимовна, магистрант кафедры социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета Пермь, Россия

e-mail: mary.mazunina@yandex.ru

Пестрикова Александра Михайловна, магистрант кафедры социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета, Пермь, Россия

e-mail: aleksandra3108@yandex.ru Получена: 17.12.2014

Information about the author

Mazunina Maria V. Graduate Student at the Chair of Sociology and Political Studies, Perm National Research Polytechnic University,

Perm city, Russia

e-mail: mary.mazunina@yandex.ru

Pestrikova Alexandra M. Graduate Student at the Chair of Sociology and Political Studies, Perm National Research Polytechnic University,

Perm city, Russia

e-mail: aleksandra3108@yandex.ru Received: 17.12.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.