Научная статья на тему 'Социологические исследования — фактор совершенствованияправового обеспечения работы по патриотическому воспитанию'

Социологические исследования — фактор совершенствованияправового обеспечения работы по патриотическому воспитанию Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
365
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / SURVEY / CADETS / ENFORCEMENT OF EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Треушников Илья Анатольевич, Осянин Андрей Николаевич

Статья посвящена анализу результатов пилотного социологического исследования, проведенного среди курсантов академии МВД России, как фактору совершенствования правового обеспечения воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Треушников Илья Анатольевич, Осянин Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the results of the pilot survey conducted among the cadets of the Academy of the Ministry of the Interior of Russia, as a factor in improving the enforcement of educational work.

Текст научной работы на тему «Социологические исследования — фактор совершенствованияправового обеспечения работы по патриотическому воспитанию»

интЕГРация правовой начли и высшЕго юридического ОБРазования: (ДидактичЕСкий аспЕкт)

смогут успешно решить проблему практической направленности обучения по конкретной учебной дисциплине, преподаваемой в вузе МВД России.

Примечания

1. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных

заведениях МВД России и пути ее развития. М., 1999. С. 134.

2.11Р1_: http://www.profile-edu.ru/prakticheskie-zanyatiya -v-vuze-sushhnost-osobennosti-podgotovki-page-1.html

3. См.: Горлинский И.В. Указ. соч. С. 135.

4. Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова. СПб., 1894.

5. Горлинский И.В. Указ. соч. С. 136.

И.А. Треушников, А.Н. Осянин

Треушников Илья Анатольевич — начальник кафедры философии Нижегородской академии МВД России, доктор философских наук, доцент

E-mail: treushnikovilya@mail.ru

Осянин Андрей Николаевич — доцент кафедры философии Нижегородской академии МВД России, кандидат социологических наук

E-mail: prepod80@rambler.ru

Социологические исследования — фактор совершенствования правового обеспечения работы по патриотическому воспитанию

Статья посвящена анализу результатов пилотного социологического исследования, проведенного среди курсантов академии МВД России, как фактору совершенствования правового обеспечения воспитательной работы.

This article analyzes the results of the pilot survey conducted among the cadets of the Academy of the Ministry of the Interior of Russia, as a factor in improving the enforcement of educational work.

На современном этапе российское общество переживает негативные последствия разрушения более или менее устойчивой системы духовно-нравственной культуры, происходившего на рубеже XX—XXI веков. Кризис патриотизма выступает следствием данного процесса. Официальная власть, представители общественных организаций, специалисты-обществоведы признают наличие этого кризиса и рассматривают пути и способы борьбы с данным явлением. На наш взгляд, не следует преуменьшать значение как культурологического и философского осмысления и обоснования феномена патриотизма, так и правового обеспечения работы по его формированию. В этой связи возрастает роль концепций, позволяющих без серьезных противоречий утверждать ценность патриотизма для современного многонационального и многоконфессионального российского общества.

Осознавая необходимость формирования в по-линациональном государстве единой, непротиворечивой и бесконфликтной гражданской общности, Президент и Правительство РФ с 2001 года начали последовательную реализацию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Последняя рассчитана до

2015 года. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативноправовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания1.

Важное место в структуре указанной программы занимает проблема формирования патриотических чувств в системе социальных ценностей и приоритетов молодежи. Как известно, интенсификация миграционных процессов среди молодых специалистов, ориентация молодых людей на ценности западноевропейского и американского общества, приоритет массовой культуры над доминирующей (национальной), отсутствие эффективно работающей концепции патриотического воспитания в рамках как средних общеобразовательных учреждений, так и высших приобрели в последнее время тревожный характер.

Молодежь является носителем перспектив в их исходном состоянии2. От того, насколько удачно пройдет первичная и вторичная социализация, насколько четко будут сформированы взгляды молодежи не только относительно своего будущего, но и будущего своей страны, зависит современ-

Треушников И.А., Осянин А.Н. Социологические исследования — фактор совершенствования правового обеспечения работы по патриотическому воспитанию

Треушников И.А., Осянин А.Н. Социологические исследования — фактор совершенствования правового обеспечения работы по патриотическому воспитанию

интЕГРация правовой начни и высшего юридического ОБРазования: (ДидактичЕСкий аспЕкт)

ная жизнь и завтрашний день нашего государства. В условиях реформ в России на первый план выходит формирование новых социальных институтов и коренное преобразование старых. Однако для подобных преобразований нужна опора, заключающаяся, прежде всего, в настроениях общества.

Специального внимания требует работа с курсантами учебных заведений, которые готовят кадры для силовых структур и ведомств. Будущие специалисты (полицейские) призваны охранять существующий закон и порядок, обеспечивать безопасность граждан и способствовать стабильному развитию общественно-политической системы общества. В последние годы было многое сделано для усовершенствования системы подготовки кадров в рамках Министерства внутренних дел, в том числе в области личностно-психологической подготовки будущих полицейских. Эти вопросы выступают предметом обсуждения на многочисленных конференциях, симпозиумах, круглых столах. Правовое регулирование работы по патриотическому воспитанию также находится в центре внимания исследователей и лиц, занимающихся организацией данной деятельности3.

Несмотря на это, данную работу необходимо продолжать и расширять, привлекая специалистов из других отраслей социально-гуманитарного знания и используя новые методики обучения (например, групповые тренинги, использование методов e-learning, технология развития критического мышления и др.). Для определения наиболее подходящих методов работы с курсантами в области формирования патриотических чувств, правового обеспечения данной работы необходимо осуществлять регулярный мониторинг состояния таковых. Здесь важное значение приобретают методики проведения соответствующих исследований, так

как курсанты подобных учебных заведений, с высокой долей вероятности, будут реагировать в соответствии с нормативной, общепризнанной и одобряемой моделью поведения. Цель исследователей выбрать методику, индикаторы, которые позволят получить объективные данные и представить реальную картину в области формирования патриотизма. Получив детальное представление сложившейся эмпирической картины, необходимо разработать программу по коррекции и совершенствованию существующей ситуации на базе новейших технологий. Указанные тезисы совпадают с общей тенденцией развития патриотизма в Российской Федерации, о которой говорил Президент РФ В.В. Путин. «От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но, в то же время, сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке», — заявил В.В. Путин на совещании, посвященном вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи, которое проходило в Краснодаре4.

В соответствии с важностью и сложностью поставленной цели сотрудники НА МВД разработали методику и осуществили пилотное социологическое исследование курсантов различных сроков службы в ОВД в форме анкетирования. Целью данной статьи является анализ результатов пилотного социологического исследования, направленного на изучение мнения курсантов академии МВД России о патриотизме, как фактора совершенствования правового обеспечения воспитательной работы. Работа основана на материалах социологического исследования, проведенного сотрудниками НА МВД России в октябре—ноябре 2012 года среди

Таблица 1

Гражданская самоидентификация курсантов, %

1* 2 3 4 5 6

Гражданин России 91 94 87 88 96 88

Назвал бы свою национальность 36 36 43 39 24 35

Назвал бы свою профессию, род занятий 30 31 30 31 30 24

Житель своего региона, города, села... 25 26 29 19 25 18

Просто сказал бы «человек» 24 27 15 24 31 35

Назвал бы свои религиозные убеждения 17 9 20 22 16 29

Назвал бы свою семейную роль 8 5 6 10 10 18

Гражданин мира 5 6 5 6 4 0

другое 4 2 3 7 1 6

Европеец 3 4 1 1 3 6

Советский человек 2 1 1 3 6 0

Прим.:

1*— все курсанты; 3 — курсанты второго курса; 5 — курсанты четвертого курса;

2 — курсанты первого курса; 4 — курсанты третьего курса; 6 — курсанты пятого курса.

курсантов академии. Методом сбора первичной информации выступал анкетный опрос. Выборка составила 339 курсантов. В опросе приняли участие курсанты 1, 2, 3, 4, 5 года обучения различных специальностей.

Подавляющее большинство курсантов (91%), участвовавших в исследовании, идентифицирует себя с гражданином России, четвертая часть отождествляет себя с жителем своего региона, города или села. Несколько реже (19%) заявляют об этом курсанты третьего года обучения. Можно предположить, что указанные курсанты рекрутировались из крупных городов. Второй курс, по сравнению с четвертым, чаще высказывает готовность назвать свою национальность (43% и 24% соответственно). Курсанты демонстрируют высокий уровень гражданской идентичности, что является вполне ожидаемым, поскольку Российская Федерация является местом их постоянного проживания. Отождествление себя с жителем малой родины характерно для четвертой части курсантов, что косвенно свидетельствует о количестве приезжих курсантов в структуре учащихся академии. Немногим большее количество обучающихся готовы назвать свою национальность и религиозные убеждения, что свидетельствует о религиозно-политической корректности молодых людей. Что проявляется в осознании того, что они живут в полинациональном и поликонфессиональном, но при этом светском государстве, и получают высшее юридическое образование в светском вузе.

Только третья часть курсантов в полной мере идентифицирует себя со своей будущей специальностью. Несмотря на специфику процесса обучения и включенность в процесс непосредственной деятельности правоохранительных органов, работа представляется ценной, но удаленной перспек-

тивой. Однако при этом лидерами списка среди форм проявления истинного патриотизма, по мнению всех курсантов, являются следующие: работа с полной отдачей по своей специальности, уважение традиций, укрепление семьи и воспитание детей, празднование исторических событий и юбилеев, а также участие в патриотических организациях.

Говоря об указанных формах, курсанты первого года службы чаще обычного упоминают уважение традиций (80% и 67% соответственно), тогда как участие в патриотических организациях только для десятой части первокурсников представляется значимой формой проявления патриотизма (среди всех курсантов 18%). Данная форма приобретает большую актуальность для четвертой (25%) части курсантов третьего года обучения.

Более половины молодых людей второго года службы чаще среднего указывают на такую форму проявления патриотизма, как работа с полной отдачей по своей специальности.

Таким образом, формы проявления истинного патриотизма во многом совпадают с традиционными жизненными ценностями молодых людей: карьерный рост, профессиональный успех, вступление брак и рождение детей. Для первокурсников в большей мере, по сравнению с остальными курсантами, характерна ориентация на такие формы проявления патриотизма, как традиции, празднование исторических событий и юбилеев.

Это объясняется возрастными особенностями и желанием участвовать в различных развлекательных, массовых мероприятиях, которые традиционно организуют в честь важных для страны или региона исторических, культурных событий.

Курсанты различных годов обучения в целом высказывают схожие оценки, когда речь идет о необходимости для всех россиян быть патриотами.

Таблица 2

Мнение о формах проявления истинного патриотизма, %

1* 2 3 4 5 6

Уважение традиций 67 80 64 63 55 71

Работа с полной отдачей по своей специальности 51 49 57 49 46 41

Укрепление семьи и воспитание детей 40 33 38 37 49 65

Празднование исторических событий и юбилеев 38 45 34 36 36 35

Участие в патриотических организациях 18 11 22 25 18 12

В разговорах о патриотизме 9 6 12 10 7 12

В голосовании на выборах за патриотов 9 7 5 15 10 6

В конструктивной критике недостатков своей страны 6 3 6 10 6 0

Затруднились ответить 2 1 2 1 1 18

Прим.:

1*— все курсанты; 3 — курсанты второго курса; 5 — курсанты четвертого курса;

2 — курсанты первого курса; 4 — курсанты третьего курса; 6 — курсанты пятого курса.

Треушников И.А., Осянин А.Н. Социологические исследования — фактор совершенствования правового обеспечения работы по патриотическому воспитанию

Треушников И.А., Осянин А.Н. Социологические исследования — фактор совершенствования правового обеспечения работы по патриотическому воспитанию

Таблица 3

Мнение курсантов относительно необходимости для всех быть патриотами своей страны и края, %

1* 2 3 4 5 6

Да, так как это залог становления зрелого гражданского общества 68 72 68 58 70 76

Нет, патриотизм — удел избранных, выдающихся личностей 4 4 2 3 7 6

Другое 14 9 16 22 10 6

Затрудняюсь ответить 4 3 5 6 4 0

Нет ответа 10 11 9 10 7 12

Прим.:

1*— все курсанты; 3 — курсанты второго курса; 5 — курсанты четвертого курса;

2 — курсанты первого курса; 4 — курсанты третьего курса; 6 — курсанты пятого курса

Таблица 4

Мнение о патриотизме,%

1* 2 3 4 5 6

Нет ответа 60 64 62 51 64 47

Личный выбор каждого 12 9 9 21 10 18

Да, так как нет патриотизма — нет силы в государстве 9 15 6 9 4 12

Патриотизм должен быть добровольным, а не навязанным 8 7 7 13 3 12

Не обязательно быть патриотом, нужно просто любить и беречь свою страну 6 9 2 7 7 6

Патриотами не рождаются, ими становятся 5 3 9 1 6 12

Патриотизм должен быть разумным 5 4 3 9 6 0

Патриоты будут тогда, когда будет нормальная власть 5 0 11 4 3 6

Прим.:

1*— все курсанты; 3 — курсанты второго курса; 5 — курсанты четвертого курса;

2 — курсанты первого курса; 4 — курсанты третьего курса; 6 — курсанты пятого курса

Таблица 5

Оценка курсантами уровня собственного патриотизма, %

1* 2 3 4 5 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да 55 57 54 57 48 76

Пожалуй, да 37 40 32 37 42 18

Пожалуй, нет 2 1 5 1 1 0

Нет 1 0 3 1 0 0

Затрудняюсь ответить 4 2 5 3 7 6

Прим.:

1*— все курсанты; 3 — курсанты второго курса; 5 — курсанты четвертого курса;

2 — курсанты первого курса; 4 — курсанты третьего курса; 6 — курсанты пятого курса

Но все же третий курс реже связывает данное обстоятельство со становлением зрелого гражданского общества и чаще характеризует данный выбор как личное дело каждого (21%; средний показатель 12%). Курсанты первого года чаще своих старших сослуживцев отождествляют патриотизм с силой в государстве. В целом, более двух третей курсантов уверены в том, что население страны обязательно должно испытывать патриотические чувства.

Расхождений в оценке собственного уровня патриотизма у курсантов различных годов обучения практически не наблюдается. Они демонстрируют высокие показатели личного патриотизма. В силу того, что проведенное исследование является пилотным и методика опроса нуждается в доработке, как было указано выше, курсанты отвечают на этот вопрос в соответствие со своей ролевой идентификацией. Использование в опроснике верифицирую-

щих вопросов может скорректировать полученные данные.

По мнению курсантов всех годов обучения, патриотизм представляет собой любовь к Родине и преданность своей стране, уважение к ее истории и памяти, готовность к самопожертвованию и бережное отношение к культуре своего народа. При этом курсанты первого года службы чаще (78%), чем в среднем по академии, отмечают любовь к Родине в качестве составляющего элемента патриотизма. Среди курсантов третьего года службы указанный элемент патриотизма находит поддержку у половины молодых людей (54%; в среднем по академии 67%). Тогда как уважение к истории и памяти прошлых поколений как составляющая патриотизма для третьего курса, по сравнению с первым, имеет более важное значение. Об этом заявляют 39% курсантов третьего года службы и лишь пятая часть первокурсников.

Таблица 6

Составляющие элементы патриотизма, %

1* 2 3 4 5 6

Любовь к Родине, преданность своей стране 67 78 63 54 67 76

Готовность к самопожертвованию ради своей страны 18 19 24 13 15 18

Уважение к истории страны и памяти прошлых поколений 30 22 28 39 30 47

Любовь к родной природе 6 5 6 0 10 6

Бережное отношение к культуре своего народа 12 9 13 12 10 29

Прим.:

1*— все курсанты; 3 — курсанты второго курса; 5 — курсанты четвертого курса;

2 — курсанты первого курса; 4 — курсанты третьего курса; 6 — курсанты пятого курса

Таблица 7

Причины, во имя которых курсанты готовы страдать и жертвовать собой, %

1* 2 3 4 5 6

Во имя своих родителей, детей, других близких 78 78 80 75 78 76

Во имя спасения нашей родины в условиях войны 23 22 24 16 22 47

Ради сохранения своего человеческого достоинства и личной чести 14 13 16 6 13 41

Во имя спасения жизни людей в условиях пожара, катастрофы 12 11 10 7 13 35

Просто во имя добра и справедливости 12 10 13 9 12 29

Ради любимого человека 3 2 3 1 0 18

Нет ответа 3 2 0 3 7 0

Прим.:

1*— все курсанты; 3 — курсанты второго курса; 5 — курсанты четвертого курса;

2 — курсанты первого курса; 4 — курсанты третьего курса; 6 — курсанты пятого курса

Треушников И.А., Осянин А.Н. Социологические исследования — фактор совершенствования правового обеспечения работы по патриотическому воспитанию

Треушников И.А., Осянин А.Н. Социологические исследования — фактор совершенствования правового обеспечения работы по патриотическому воспитанию

Основная масса курсантов в случае возникновения экстремальной ситуации готова пожертвовать своим здоровьем и жизнью ради своих родителей, детей и близких людей. Во имя Родины во время ведения военных действий на такие жертвы готова пойти пятая часть учащихся. На третьем курсе в меньшей степени готовы страдать ради сохранения достоинства и чести (6%; в среднем 14%). Таким образом, любовь к Родине складывается у курсантов из личностного и общественно-политического компонента, первый из которых превалирует. Представленный параметр не может спрогнозировать в полной мере поведения курсантов в экстремальной ситуации. Для его уточнения требуются дополнительные индикаторы. Кроме того, существуют явно психологические причины (например, инстинкт самосохранения), которые нельзя не учитывать при интерпретации указанного параметра. Важным аспектом в боевой или иной экстремальной ситуации является выполнение приказа или поставленной задачи и сохранение при этом своей жизни, жизней своих товарищей и близких. Что, несомненно, является показателем высокой профессиональной подготовки.

Таким образом, курсанты Нижегородской академии МВД России демонстрируют довольно высокие показатели в части патриотического воспитания. Но методика, использовавшаяся при проведении данного пилотного исследования, требует более детальной разработанности. Для получения более общей картины необходимо масштабное исследование, охватывающее значительно больший круг респондентов. Помимо этого, важно определить специфику регионального патриотизма, который может иметь свои особенности, по сравнению со средними показателями. Эти данные могут помочь при формировании программ по коррекции ситуации в области патриотического воспитания. Количественные характеристики проводимого исследования также имеют важное значение, особенно в плане объективности полученных данных.

Актуальными видятся следующие предложения по коррекции методики:

— необходимо увеличить выборочную совокупность для получения более объективных данных, а также в части равного распределения респондентов по годам обучения;

— осуществить детальную операционализацию основных понятий;

— увеличить число индикаторов в инструментарии;

— перевести анкету в электронный вид (например, И1:т1-формат) для сокращения срока проведения исследования и упрощения обработки данных. Кроме того, это может расширить географический диапазон выборки и поможет охватить исследованием удаленные регионы;

— провести более серьезную и основательную работу по усилению верификационной составляющей инструментария.

Очевидно, что, как нам представляется, сегодня «...растет актуальность существенного дополнения и изменения форм и содержания патриотической работы в ОВД», что связано с особенностями процессов и состояний, протекающих в современном российском обществе5. Проведение социологических исследований даст возможность определить наиболее значимые проблемы в организации работы по патриотическому воспитанию и усовершенствовать правовую базу, регулирующую данную деятельность, как в целом в стране, так и в системе органов внутренних дел. Это создаст условия, которые позволят без существенных противоречий утверждать идеал патриотического служения в многонациональной и многоконфессиональной России на современном этапе.

Примечания

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» [Электронный ресурс]. ия_: http://archives.ru/ ргодгат^/ра1по1_2015^Ь|1т1

2. Зайцева О.А. Патриотизм в среде молодежи // Мониторинг общественного мнения. 2011. № 4 (104). С. 103.

3. См., например: Ивашевский С.Л. Особенности совершенствования нормативной базы патриотического воспитания в органах внутренних дел современной России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. № 20. 2012. С. 25—30.

4. Российская газета. 2012. 12 сентября. [Электронный ресурс]. ия_: http://www.rg.ru/2012/09/12/patriot-anons.html

5. Ивашевский С.Л. Указ. соч. С. 26, 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.