Научная статья на тему 'Формирование патриотизма и национального самосознания в России: социологический аспект'

Формирование патриотизма и национального самосознания в России: социологический аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
332
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ЦЕНТРАЛЬНЫЕ СМИ / PATRIOTISM / NATIONAL IDENTITY / SOCIOLOGICAL ASPECT / POLITICAL PARTIES / PUBLIC ASSOCIATIONS / CENTRAL MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Осянин Андрей Николаевич

Актуальность и цели. Структура мнений и представлений центральных российских СМИ о процессе формирования и воспитания чувства патриотизма и национального самосознания довольно поляризована и политизирована. Поэтому актуальным представлялось проведение исследования, призванного идентифицировать ключевые составляющие информационного пространства, в котором конструировалось понятие патриотизма. Материалы и методы. С целью проведения исследования в январе 2013 г. был собран корпус текстов с помощью онлайн базы изданий East View Publications (http://www.ebiblioteka.ru/) за период с 2003 по 2013 г., представляющий собой массив публикаций центральных СМИ России по проблемам феномена патриотизма. Общее количество публикаций собранного корпуса составило 1000 статей. В качестве инструмента обработки полученных данных использовался лексико-семантической текстовый анализатор «Лекта», в основу которого положен метод многомерного контент-анализа. На основании определения тематики каждого из факторов были выделены следующие ключевые микротемы: коммунизм и патриотизм; власть и патриотизм; геополитика и запад; ленинизм и патриотизм; общественно-политические организации и патриотизм. Результаты и выводы. Рассмотрены различные сюжеты, связанные с феноменом патриотизма, в социологическом аспекте. В целом тематический блок свидетельствует о том, что данная тематика находится в центре внимания СМИ. Ее особенность заключается в политизированности, декларативности и наличии большого объема публикаций, связанных с деятельностью общественно-политических структур и организаций. Феномен патриотизма зачастую выступает в качестве инструмента политической борьбы и критики официальной власти для получения политических дивидендов. Информационные сообщения о создании и реализации государственных программ патриотического воспитания преподносятся в нейтральном ключе или констатируют формальность, шаблонность и декларативность подобных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATRIOTISM AND NATIONAL CONSCIOUSNESS IN RUSSIA: the SOCIOLOGICAL ASPECT

Background. The structure of opinions and views of the central Russian media about the formation and fostering of patriotism and national identity is rather polarized and politicized. Therefore, it is quite topical and urgent to carry out a study to identify the key components of information space, where the notion of patriotism is designed. Materials and methods. For the research purposes in January 2013 the author collected a bank of texts using the online database East View Publications Publications (http://www.ebiblioteka.ru/) for the period from 2003 to 2013, which was an array of publications of the Russian central media on problems of the patriotism phenomenon. The total number of publications was 1,000 articles. As a data processing tool the author used the lexical-semantic text analyzer “Lecta”, based on the multi-dimensional content analysis method. On the basis of a theme of each of the following key factors the researcher identified micro topics: communism and patriotism; power and patriotism; geopolitics and the west; leninism and patriotism; socio-political organizations and patriotism. Results and conclusions. Various subjects relating to the phenomenon of patriotism in the sociological aspect were considered. In general, the thematic section indicates that the subject matter is in focus of the national media. Its peculiarity lies in the politicization, declarative nature and presence of a large amount of publications relating to the activity of socio-political structures and organizations. The phenomenon of patriotism, often acts as an instrument of political struggle and criticism of official power to gain political dividends. Information messages on the creation and implementation of state programs of patriotic education are presented in a neutral manner or ascertain formality, template-like and declarative nature of such decisions.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотизма и национального самосознания в России: социологический аспект»

УДК 316

DOI: 10.21685/2072-3016-2016-4-16

А. Н. Осянин

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В РОССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация.

Актуальность и цели. Структура мнений и представлений центральных российских СМИ о процессе формирования и воспитания чувства патриотизма и национального самосознания довольно поляризована и политизирована. Поэтому актуальным представлялось проведение исследования, призванного идентифицировать ключевые составляющие информационного пространства, в котором конструировалось понятие патриотизма.

Материалы и методы. С целью проведения исследования в январе 2013 г. был собран корпус текстов с помощью онлайн базы изданий East View Publications (http://www.ebiblioteka.ru/) за период с 2003 по 2013 г., представляющий собой массив публикаций центральных СМИ России по проблемам феномена патриотизма. Общее количество публикаций собранного корпуса составило 1000 статей. В качестве инструмента обработки полученных данных использовался лексико-семантической текстовый анализатор «Лекта», в основу которого положен метод многомерного контент-анализа. На основании определения тематики каждого из факторов были выделены следующие ключевые микротемы: коммунизм и патриотизм; власть и патриотизм; геополитика и запад; ленинизм и патриотизм; общественно-политические организации и патриотизм.

Результаты и выводы. Рассмотрены различные сюжеты, связанные с феноменом патриотизма, в социологическом аспекте. В целом тематический блок свидетельствует о том, что данная тематика находится в центре внимания СМИ. Ее особенность заключается в политизированности, декларативности и наличии большого объема публикаций, связанных с деятельностью общественно-политических структур и организаций. Феномен патриотизма зачастую выступает в качестве инструмента политической борьбы и критики официальной власти для получения политических дивидендов. Информационные сообщения о создании и реализации государственных программ патриотического воспитания преподносятся в нейтральном ключе или констатируют формальность, шаблонность и декларативность подобных решений.

Ключевые слова: патриотизм, национальное самосознание, социологический аспект, политические партии, общественные объединения, центральные СМИ.

A. N. Osyanin

FORMATION OF PATRIOTISM AND NATIONAL CONSCIOUSNESS IN RUSSIA: THE SOCIOLOGICAL ASPECT

Abstract.

Background. The structure of opinions and views of the central Russian media about the formation and fostering of patriotism and national identity is rather polarized and politicized. Therefore, it is quite topical and urgent to carry out a study to identify the key components of information space, where the notion of patriotism is designed.

Materials and methods. For the research purposes in January 2013 the author collected a bank of texts using the online database East View Publications Publications (http://www.ebiblioteka.ru/) for the period from 2003 to 2013, which was an array of publications of the Russian central media on problems of the patriotism phenomenon. The total number of publications was 1,000 articles. As a data processing tool the author used the lexical-semantic text analyzer "Lecta", based on the multi-dimensional content analysis method. On the basis of a theme of each of the following key factors the researcher identified micro topics: communism and patriotism; power and patriotism; geopolitics and the west; leninism and patriotism; socio-political organizations and patriotism.

Results and conclusions. Various subjects relating to the phenomenon of patriotism in the sociological aspect were considered. In general, the thematic section indicates that the subject matter is in focus of the national media. Its peculiarity lies in the politicization, declarative nature and presence of a large amount of publications relating to the activity of socio-political structures and organizations. The phenomenon of patriotism, often acts as an instrument of political struggle and criticism of official power to gain political dividends. Information messages on the creation and implementation of state programs of patriotic education are presented in a neutral manner or ascertain formality, template-like and declarative nature of such decisions.

Key words: patriotism, national identity, sociological aspect, political parties, public associations, central media.

Теоретическое конструирование понятия «патриотизм». Понятие патриотизма в современной действительности наполнено различными смыслами и зачастую противоречиво в своем содержании. По мнению современных исследователей, патриотический комплекс массового сознания «сложен для анализа, так как за ним скрываются различные ориентации, вплоть до взаимно исключающего понимания, что такое «национальные интересы» [1, с. 21, 22]. Патриотизм представляет собой динамичный феномен, поэтому с течением времени видоизменяется и наполняется новыми смыслами. Вместе с тем патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов, а вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России [2, с. 88].

Поэтому в настоящее время актуальными становятся вопросы: какую версию патриотизма предлагают воспроизводить традиционалисты-государственники и возможно ли воспитать патриотизм, адекватный реалиям XXI в., обращаясь только к героическому прошлому - имперскому самодержавному или советскому социалистическому. В исследованиях отмечается, что массовый советский патриотизм оказался неспособным понять, кто подрывает советскую государственность изнутри; оказался не способен противостоять внутренним угрозам и проблемам [3, с. 143]. Постсоветский патриотизм представляет собой противоречивую смесь досоветской единодержавной, советской военизированной и новой гражданской демократической форм [3, с. 143]. По мнению исследователей, милитаризованный характер современной модели патриотического воспитания препятствует формированию

конструктивного патриотизма с его обязательными когнитивным, нормативно-ценностным и поведенческим элементами [4, с. 52].

В качестве варианта продуктивного патриотизма предлагается гражданская модель патриотизма (конституционный патриотизм) или конструктивный патриотизм, в основе которых лежит активная, деятельностная (не «созерцательная») позиция гражданина, личная сопричастность и ответственность за происходящее в стране, гражданские ценности, «критическая лояльность» существующей власти, участие в политико-правовом процессе.

В XXI в. военно-державную компоненту патриотизма через контролируемые телевидение и СМИ масштабно эксплуатирует бюрократическое «государство, пытаясь сохранить экономическое, политическое и идеологическое господство административного класса над обществом» [5, с. 154].

Средства массовой коммуникации, учитывая избирательность политиков и журналистов, задают информационную повестку дня, тем самым акцентируя внимание населения на «нужных» сюжетах. Тем самым заинтересованные группы выражают недовольство относительно тех или иных социальных ситуаций и выдвигают требование изменить их [6, с. 5-6]. Население воспринимает предложенные сюжеты в качестве доминирующих и становится средством достижения узкокорпоративных целей. В контексте рассматриваемой проблемы был проведен качественно-количественный анализа печатных СМИ, что позволило идентифицировать ключевые составляющие информационного пространства, в котором конструируется понятие патриотизма, их содержание и тональность.

С этой целью в январе 2013 г. был собран корпус текстов с помощью онлайн-базы изданий East View Publications (http://www.ebiblioteka.ru/) за период с 2003 по 2013 г., представляющий собой массив публикаций центральных СМИ России по проблемам феномена патриотизма. Общее количество собранных публикаций составило 1000 статей. Инструментом обработки полученного массива данных стал лексико-семантический текстовый анализатор «Лекта».

На основании определения тематики каждого из факторов были выделены следующие ключевые темы: коммунизм и патриотизм; власть и патриотизм; геополитика и Запад; ленинизм и патриотизм; общественно-политические организации и патриотизм.

Характеристика массива публикаций российских центральных СМИ. В структуре центральных российских СМИ, которые вошли в корпус собранных источников, лидирующие позиции занимают два издания: «Известия» (9,9 %) и «Российская газета» (7,4 %). Кроме того, в группе лидеров представлены такие издания, как «Новые известия» (5,6 %), «Независимая газета» (5,5 %), «Красная звезда» (5,4 %), «Правда» (5,2 %), «Ведомости» (4,8 %), «Коммерсант» (4,5 %), «Московский комсомолец» (4,5 %), «Советская Россия» (4,4 %) (табл. 1). Данный перечень изданий в совокупности дает более половины всех статей (57,2 %), которые были использованы в процессе анализа патриотизма. В целом структура изданий, отобранных для анализа, не сильно поляризована. То есть тема патриотизма представлена в широком перечне изданий, что говорит о ее актуальности и востребованности со стороны журналистского сообщества.

Таблица 1

Перечень российских центральных СМИ в массиве публикаций, %

Наименование издания Количество статей в массиве данных Процент от общего количества статей

1. Известия 99 9,9

2. Российская газета 74 7,4

3. Новые известия 56 5,6

4. Независимая газета 55 5,5

5. Красная звезда 54 5,4

6. Правда 52 5,2

7. Ведомости 48 4,8

8. Коммерсант 45 4,5

9. Московский комсомолец 45 4,5

10. Советская Россия 44 4,4

11. Московская правда 37 3,7

12. Время новостей 32 3,2

13. Санкт-Петербургские ведомости 29 2,9

14. Газета 28 2,8

15. Завтра 28 2,8

16. АиФ 26 2,6

17. Труд 23 2,3

18. Вечерняя Москва 20 2

19. Комсомольская правда 20 2

20. Слово 20 2

21. Литературная газета 17 1,7

22. Московские новости 17 1,7

23. Новая газета 17 1,7

24. Культура 15 1,5

25. Учительская газета 14 1,4

26. Огонек 12 1,2

27. Итоги 11 1,1

28. Профиль 10 1

Примечание. Издания, которые дают в выборочной совокупности менее 1 % публикаций, не вошли в данную таблицу.

Наибольшее количество публикаций, релевантных теме исследования, было сделано в период с 2003 по 2008 г. (66,3 %) (табл. 2). В более поздние периоды (с 2009 по 2013 г.) интенсивность публикационной активности снижается. Усиление интереса к феномену патриотизма происходит в 2012 г. (108 статей, или 10,8 % от общего числа публикаций в массиве данных).

Таблица 2

Распределение массива публикаций по годам выпуска

Год издания Количество статей в массиве данных Процент от общего количества статей в массиве данных

2003 97 9,7

2004 112 11,2

2005 122 12,2

2006 123 12,3

2007 117 11,7

2008 92 9,2

2009 56 5,6

2010 70 7

2011 61 6,1

2012 108 10,8

2013 42 4,2

Всего 1000 100

Это детерминировано значимыми событиями в общественно-политической жизни государства. В качестве таковых отметим выборы депутатов в Государственную Думу РФ VI созыва, которые вызвали волну протестного движения под лозунгом «За честные выборы», продолжавшегося вплоть до выборов президента РФ в марте 2012 г. В ряду значимых информационных поводов необходимо отметить Олимпиаду в Лондоне, наводнение в Крымске, Евровидение и др. Указанные события, в силу своей значимости и масштабности, получили широкое освещение в центральных российских СМИ и преподносятся общественному сознанию в качестве консолидирующих нацию событий, имеющих патриотическую направленность.

Качественная интерпретация контента тематик. Коммунизм и патриотизм. Данный сегмент информационного пространства посвящен рассмотрению патриотизма в контексте деятельности различных общественно-политических структур и организаций, позиционирующих себя в качестве патриотических сил.

Активным актором рассматриваемого информационного пространства выступает партия КПРФ, ее лидер - Г. Зюганов. Патриотическая проблематика в данном случае переплетается с отсылками к периоду существования Советского Союза как образца для современной социально-политической ситуации: «Возникает общенациональная гордость советского человека - важный элемент социалистического патриотизма. С образованием мировой социалистической системы... патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран» (Программа КПСС, 1974, с. 120). «... Воспитание советских людей в духе органического сочетания социалистического патриотизма и интернационализма КПСС считает одной из своих важнейших задач» [7, с. 20].

СМИ дают развернутую картину деятельности разнообразных политических объединений в патриотическом ключе, усилия которых пытаются объединить и координировать КПРФ и Народно-патриотический союз России.

Рассматриваемый тематический блок наполнен критическими замечаниями и выступлениями, полемикой, которая ведется как в рядах КПРФ, так и ее союзников. Кроме того, активной критике подвергаются представители федерального уровня власти и партия «Единая Россия». Подобная стратегия имеет целью привлечение как можно большего количества представителей умеренно оппозиционных сил и интеграцию их усилий в создании широкого фронта, противостоящего существующей власти, а также ряду политических партий в парламенте: «Мы, представители политических партий и общественных движений, считаем проводимый нынешней властью курс губительным и заявляем об объединении наших сил ради спасения Отчизны. Пришла пора избрать иную власть, способную в кратчайшие сроки укрепить страну, возродить экономику, улучшить жизнь каждой семьи, каждого гражданина Российской Федерации» [8].

Особенность критических замечаний состоит в том, что они имеют ярко выраженную политическую окраску и используют патриотические мотивы в структуре предвыборных лозунгов и выступлений: «Для нас, патриотов России, выбор очевиден и не случаен. Мы будем голосовать за кандидатов от Коммунистической партии Российской Федерации. <...> Именно коммунисты первыми возвысили свой голос против нового витка либеральных реформ, развязанных депутатами Государственной думы от "Единой России" и ЛДПР» [9].

В большинстве случаев речь о конкретной работе, связанной с развитием системы патриотического воспитания, не идет. На проводимых встречах представителей КПРФ и Народно-патриотического союза России идея патриотизма выступает в качестве одного из действенных средств риторики в процессе привлечения электората и получения политических дивидендов в преддверии выборов в Государственную Думу.

Параллельно звучат более конструктивные предложения, направленные на реальную коррекцию ситуации в области патриотического воспитания. Предлагаемый сценарий предполагает комплексную работу и объединение усилий как государственных, так и общественных структур и организаций: «В современных условиях для управления системой патриотического воспитания, реализации общей стратегии в этой сфере деятельности, объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций и движений необходимо создание межведомственных структур» [10].

В целом амплитуда колебаний точек зрения на проблемы патриотического воспитания довольно широка: либералы и консерваторы предлагают свое видение проблемы и пути ее решения.

На фоне общественно-политической ситуации, сложившейся вокруг предстоящих выборов, и попытки интеграции патриотических сил для создания оппозиционного существующей власти блока несколько меньше внимания уделено конкретным мероприятиям, направленным на военно-спортивное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это связано

с тем, что в их проведении зачастую принимают участие общественные организации, не имеющие целью получение политических бонусов и преференций в результате осуществляемой деятельности. В силу этого широкого освещения в СМИ они не получили: «Мероприятие проводили межрегиональная детско-юношеская общественная организация содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию "Ассоциация Витязей", Московская ассоциация боевых искусств совместно с Советом детских общественных объединений города Москвы при поддержке Московской городской думы. ветеранских организаций столицы, ЦС РОСТО (ДОСААФ), Русской православной церкви. Центра национальной славы и общественных организаций Москвы» [11].

Таким образом, в федеральных СМИ в качестве умеренной оппозиции, активно обсуждающей вопросы патриотизма, фигурирует прежде всего КПРФ и связанный с ней Союз патриотических сил России.

Сама проблема патриотизма и пути ее решения отходят на второй план, уступая место политической полемике и риторике на эту тему. Кроме того, активно муссируются взаимоотношения внутри самого Союза патриотических сил России, имеющие преимущественно политизированный характер.

Власть и патриотизм. В данном сегменте информационного пространства патриотизм рассматривается в качестве консолидирующего начала для общественно-политических партий и организаций, борющихся за власть. Выборы на федеральном, региональном уровне, выборы Президента РФ занимают существенный объем информационного поля. Патриотическая идея приобретает все более формальный характер и становится направлением критики со стороны сил, входящих в НПСР, при оценке деятельности существующей власти. Идет активная полемика и борьба за лидерство между представителями НПСР во главе с Г. Семигиным, а также КПРФ во главе с Г. Зюгановым.

В то же время в структуре патриотических сил выделяется активный актор общественно-политического пространства, лидер партии «Родина», а впоследствии «Великая Россия» Д. Рогозин. Он также эксплуатирует патриотические идеи и, по мнению СМИ, высказывает претензии к существующей власти и В. Путину.

Помимо этого, Д. Рогозин полемизирует с В. Путиным в вопросах формирования консолидирующей национальной идеи. В качестве элемента таковой президент предлагает использовать потенциал православной веры: «Родина» борется против успешных попыток Путина восстановить традиционную роль православия в культурной и духовной жизни страны, в формировании русского национального сознания. Складывается впечатление, что нынешнему руководству «Родины» нужна власть и только власть, а все остальное, в том числе и патриотические настроения населения, которые они активно и с успехом используют, только средство в достижении этой цели [12]. Федеральные органы власти строят свою работу по патриотическому воспитанию в рамках государственных программ, реализация которых вменяется региональным политическим элитам в качестве приоритетной задачи.

Параллельно государственные органы власти на различных уровнях ведут работу, направленную на создание новых и реализацию уже работающих

программ патриотического воспитания: «Федеральные органы исполнительной власти - исполнители Программы разрабатывают свои ведомственные программы (планы) патриотического воспитания и организуют их реализацию. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе Программы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти осуществляют следующие функции: разрабатывают региональные программы патриотического воспитания с учетом особенностей каждого региона, организуют их реализацию.» [10].

СМИ преподносят подобную информацию либо в нейтральном ключе, либо констатируют формальность процедур формирования патриотизма, которые представляют собой шаблонные решения. При этом указывается, что часть из них имеет декларативный характер и не имеет четкого механизма реализации.

Пристальное внимание со стороны центральных СМИ уделяется финансовому аспекту реализации государственных программ по воспитанию чувства патриотизма. Фиксируется, что значительные средства выделяются на проведение различных военно-патриотических мероприятий для молодежи, организации обучения специалистов в области патриотического воспитания. Адресатами получения денег выступает широкий спектр государственных структур и организаций, которые фигурируют в качестве организаторов и исполнителей указанных проектов: «За последние пять лет на эти цели, а точнее, на поддержку более 800 проектов было выделено 2 миллиарда рублей из федерального бюджета. В общей сложности профинансировано более 80 проектов военно-патриотической направленности. Отмечена большая роль фестивалей и конкурсов электронных и печатных средств массовой информации, организованных агентством Роспечати, в усилении патриотической составляющей вещательной политики СМИ» [13].

Таким образом, рассматриваемый тематический блок включает не только политизированную полемику патриотических сил, борющихся за политическое влияние, но и планы, результаты, формы проводимой государственной политики в области патриотического воспитания. СМИ довольно детально описывают структуру проводимых патриотических проектов как на федеральном, так и региональном уровне.

Геополитика и Запад. В рамках рассматриваемого сегмента информационного пространства проблемы патриотизма отходят на второй план и уступают место вопросам взаимоотношений с бывшими союзными республиками, а также блоком НАТО. Основными участниками общественно-политического и информационного пространства становятся республики Украина и Белоруссия. Главными темами во взаимоотношениях с Украиной являлись политическая, экономическая и социальная. Необходимо отметить, что рассматриваемый массив текстов публикаций центральных СМИ отражает геополитическую ситуацию до начала политического кризиса на Украине 20132014 г. («Евромайдана») и включения в 2014 г. в состав Российской Федерации большей части территории Крымского полуострова (Республика Крым и город федерального значения Севастополь): «Примерно такое же отношение сложилось у опрошенных к вопросу о целесообразности ратификации соглашения по формированию единого экономического пространства с Россией».

А вот за вступление страны в НАТО стали ратовать на 6 процентов украинцев больше. Ухудшилось, правда, лишь у 2 процентов населения отношение к русским, проживающим на Украине» [14].

Руководство РФ делало попытки налаживания отношений с представителями политической элиты, лоббировало свои интересы на Черном море, ратовало за создание единого экономического пространства с Украиной, недопущения ее интеграции в блок НАТО: «Не надо забывать, что, как только Украина обрела независимость (незалежность), Киев все время обещал Москве "улучшение отношений", но дальше обещаний дело не шло. Наоборот, проводилась украинизация населения, открыто воровался российский газ.» [15].

Отношения с Белоруссией конструируются в русле российско-белорусского союзного государства. Наиболее активную роль в процессе преодоления возникающих в этом процессе проблем социально-экономического и политического толка играет коммунистическая партия Белоруссии.

Отдельный сегмент информационного пространства занимала полемика представителей коммунистической партии РФ в связи с возможностью расширения североатлантического альянса на Восток и вхождения туда Украины: «Эту важнейшую тему Госдума обсуждала трижды. 23 мая 2001 года по инициативе КПРФ обсуждалось Постановление "О мерах по предотвращению расширения НАТО". Тогда очередная волна экспансии НАТО была еще далеко, и Кремль расслабился. Постановление прошло. Но с большим трудом. Его поддержали лишь 51,1 % депутатов» [16].

Таким образом, в данном сегменте информационного пространства вопросы патриотизма оказались заретушированными проблемами геополитического характера. Взаимоотношения с Украиной, по мнению СМИ, выстраивались на фоне политического кризиса, наметившегося в указанном государстве. Лояльно настроенные политические силы России и Украины призывали к консолидации на основе исторической, культурной общности, а также выстраивания стабильных социально-экономических и политических отношений.

Ленинизм и патриотизм. В рассматриваемом тематическом блоке значительное место федеральные СМИ отвели Октябрьской социалистической революции, ее лидеру В. И. Ленину и его роли как патриота.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению СМИ, на современном этапе развития России ленинская концепция империализма переживает новое рождение. В связи с этим она требует пересмотра, переосмысления и реабилитации для возможного использования: «Итак, сама ленинская концепция империализма является теоретическим основанием для пусть временного, но все же союза некоммунистических патриотических движений незападных стран и марксистов-антиимпериалистов, так как у них на данном отрезке истории общий враг - западный капитализм или империализм» [17].

Активно проводилась мысль о том, что взаимоотношения России и западных стран на протяжении длительного исторического периода строились на непаритетных началах. Западные буржуа зарабатывали в России деньги, размещали свои капиталы в различных отраслях экономики, выкачивая тем самым ресурсы из России. Пришедшие на смену монархии революционеры во главе с В. И. Лениным, в противовес имперской, меркантильной, непатриотичной политике, начали проводить «национально-освободительную и

антиимпералистическую политику» в пользу всего народа: «Собственно, Октябрьская революция и была не столько социалистической (построение социализма в России, по Ленину, еще впереди, для этого нужна модернизация: индустриализация и культурная революция), сколько национально-освободительной и антиимпериалистической. Наконец, социалистическая Россия должна возглавить борьбу неевропейских стран и народов против "логова империализма" - государств Запада» [17].

То есть В. И. Ленин выступает в роли левого патриота, идеология которого должна сплотить неевропейские страны в противовес «империалистической» западной угрозе.

Проводимые социологические опросы косвенно подтверждают мысль части СМИ о том, что третья часть европейцев, в частности молодежи, констатирует наличие социально-политических, экономических, культурных проблем в своих странах, которые в ближайшей перспективе могут не найти своего разрешения. Граждане России, по сравнению с европейскими гражданами, несколько чаще идентифицируют себя в качестве патриотов: «В Европе этот показатель намного выше: 34 процента недовольны своей родиной» [18].

Одновременно с этим в печати продолжают обсуждаться перспективы поиска эффективных социально значимых форм и способов по организации нравственного и гражданско-патриотического воспитания граждан России. Российский патриотизм и национальное самосознание объявляется важной преградой влиянию западных ценностей.

Федеральные СМИ уделяют внимание реализуемым на территории страны государственным программам патриотического воспитания, созданию новых, а также вопросам финансирования таковых.

Таким образом, данный сегмент информационного пространства предлагает альтернативный взгляд на революцию 1917 г. как национально-освободительное, патриотическое движение против империалистического западноевропейского засилья. Ведущая роль в этом процессе отводится В. И. Ленину как левому патриоту, который пытался консолидировать «угнетенные» страны вокруг данной идеи. В штатном режиме федеральные СМИ информируют о результатах проводимых федеральных программ патриотического воспитания и концепции создания новых.

Общественно-политические организации и патриотизм. В рамках рассматриваемого тематического блока основное внимание уделялось работе различных политических партий и общественно-политических организаций в преддверии выборов в законодательные органы.

Публикации центральных СМИ, представленные в данном тематическом блоке, можно условно разделить на три основные группы: первая связана с публикациями, имеющими прямое отношение к деятельности общественно-политических организаций и партий; вторая отражает взгляды официальной власти на социально-политическое, правовое, патриотическое развитие общества, а также результаты проводимой в этой области работы; третья характеризует деятельность гуманитарной интеллигенции, а также организаций, не связанных с государственным управлением (школы, военно-патриотические кружки, музеи и т.д.).

Первая группа публикаций имеет ярко выраженный политизированный характер, так как отражает деятельность политических партий, поддерживающих их структур и организаций, главная задача которых - получение и

наращивание политического капитала. С этой целью ведется активная пропагандистская работа, направленная на критику и дискредитацию отдельных представителей власти и власти в целом, а также политических оппонентов.

Наибольшее количество критических замечаний в отношении различных органов государственной власти, партии «Единая Россия», ЛДПР, Президента РФ высказывают представители КПРФ. Партия Г. Зюганова продолжает активно эксплуатировать идею патриотизма и позиционировать себя как истинных представителей народа. Критика власти идет по всем направлениям: социальная, экономическая, политическая сфера. Особенное внимание уделяется возможным нарушениям, которые будут организованы проправительственными силами для поддержки «Единой России».

Кроме того, по мнению представителей КПРФ, основные претенденты на получение мест в парламенте партии - «Яблоко», СПС, ЛДПР, «Родина» -подконтрольны федеральным органам власти: «Не поддержали документ (то есть фактически голосовали против) все те же "Единство" и "Отечество" (ныне составляющие "Единую Россию"), СПС, "Яблоко" и ЛДПР г-на Жириновского. Вот и весь сказ о защитниках интересов России. Истинных и мнимых» [11].

Партия СПС, как и Коммунистическая партия РФ, для получения политических дивидендов использует технологию активной критики существующей власти: «Скажите: разрушает ли государство высасывание денег из регионов? СПС говорит - да, власть обескровила региональные бюджеты. Скажите: разрушают государство дедовщина в армии и коррупция? СПС говорит - да, разрушают, и надо переходить на контрактную армию» [19].

Проблема патриотизма и национального самосознания фигурирует в политической риторике общественно-политических организаций как элемент критики действующей власти и инструмент политической технологии в борьбе за голоса избирателей.

Идеи патриотизма и национального самосознания обычно включены в широкий перечень программных обещаний, которые партии предлагают своему электорату. Это является индикатором того, что партии выражают интересы не какой-либо социальной группы, а ориентируются на весь спектр возможных избирателей: «Большинство политических аналитиков сходятся во мнении, что сейчас в России вообще нет ни одной партии, которая выражала бы интересы какой-либо конкретной социальной группы, тем более класса. <...> Это подтверждает и социология: более сорока процентов населения считают, что их интересы не представлены какой-либо партией» [19].

Подобная декларативность и формальность в деле привлечения политических сторонников, эксплуатация патриотических идей в узкокорпоративных целях может вызвать отторжение части электората, так как проводимые мероприятия имеют политическую окраску, организуются в пропагандистском ключе для сторонников и не имеют цели решения насущных проблем в этой сфере.

Вторая группа публикаций дает представление о мерах, которые планировала и проводила в жизнь государственная власть в лице своих многочисленных органов и организаций. Возможности государственной власти намного шире, нежели отдельных общественно-политических объединений,

поэтому масштабы проводимой деятельности охватывают все уровни власти и всю территорию страны.

По содержанию эту группу публикаций можно разделить на следующие:

— отражающие планирование деятельности государственной власти всех уровней на ближайшее будущее и отдаленную перспективу. Здесь затрагиваются сюжеты политической, экономической, социальной, правовой жизни населения и пути ее совершенствования;

— информирующие о результатах выполнения тех или иных программ, направленных, в том числе, на патриотическое воспитание граждан.

«Концепция призвана способствовать значительной активизации важнейшего для общества и государства направления внутренней политики -воспитания граждан Российской Федерации как сознательных и достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций в единстве национально-самобытных и общецивилизованных начал, а также повышению социальной активности в этом процессе граждан России» [10].

В целом, подобные сообщения носят нейтральный, констатирующий характер. При этом чрезмерная плановость и забюрократизированность работы государственных структур в области социальной политики в ущерб конкретной, адресной работе может уменьшить кредит доверия со стороны населения.

Третья группа публикаций центральных СМИ включает в себя два направления деятельности: во-первых, это культурно-просветительские идеи гуманитарной интеллигенции, которые касаются проблемных вопросов патриотического воспитания, путей их преодоления, форм существования современного патриотизма; во-вторых, конкретная деятельность государственных общественных, просветительских организаций, направленная на работу с различными группами населения по формированию патриотизма. Количество данных публикаций как в рамках рассматриваемой группы, так и в целом публикаций, посвященных вопросам формирования патриотизма и национального самосознания, значительно меньше. При этом в деле формирования положительного имиджа государственных структур, увеличения кредита доверия со стороны граждан подобные статьи имеют важное значение, так как являются индикатором проводимой работы.

Таким образом, рассматриваемый тематический блок свидетельствует о том, что социально-политическая и правовая тематика находится в центре внимания центральных СМИ. Ее особенность заключается в том, что она имеет политизированный, декларативный характер, большой объем публикаций связан с деятельностью общественно-политических организаций и партий.

Список литературы

1. Тощенко, Ж. Т. Особенности жизненных миров российской интеллигенции / Ж. Т. Тощенко // Жизненный мир научно-технической и социально-гуманитарной интеллигенции: общее и особенное. - М. : РГГУ, 2015. - С. 13-24.

2. Кошарная, Г. Б. Гражданственность и гражданские ценности в сознании студенческой молодежи / Г. Б. Кошарная, Л. В. Рожкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 3 (23). - С. 84-90.

3. Магарил, С. А. Смыслы патриотизма - исторические трансформации / С. А. Магарил // Социологические исследования. - 2016. - № 1. - С. 142-151.

4. Санина, А. Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России / А. Г. Санина // Социологические исследования. - 2016. - № 5. - С. 44-53.

5. Денисов, С. А. Неконституционное правовое сознание служилой интеллигенции в современной России / С. А. Денисов // Жизненный мир научно-технической и социально-гуманитарной интеллигенции: общее и особенное. - М. : РГГУ, 2015. - С. 150-157.

6. Ясавеев, И. Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации / И. Г. Ясавеев. - Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2004. - 200 с.

7. Гулько, Н. Сбылась мечта патриота / Н. Гулько // Коммерсант. Власть. -2005. - № 29. - С. 20.

8. Призыв к единству патриотических сил // Советская Россия. - 2003. -№ 58 (12401). - URL: http://www.sovross.ru/old/2003/058/058_1_1.htm (дата обращения: 20.01.2016).

9. Обращение патриотических сил России к избирателям // Правда. - 2006. -№ 107 (29015). - URL: https://kprf.ru/pravda/issues/2006/107/article-13633/ (дата обращения: 20.01.2016).

10. Фомишенко, Р. Шаг к возрождению / Р. Фомишенко // Красная звезда. -2003. - 5 июля. - URL: http://old.redstar.ru/2003/07/05_07/1_02.html (дата обращения: 20.01.2016).

11. Соловьева, И. Патриоты соревнуются на спортплощадках / И. Соловьева // Вечерняя Москва. - 2005. - 20 мая. - URL: http://www.ebiblioteka.ru/ (дата обращения: 20.01.2016).

12. Ципко, А. Зачем патриотам олигархи в изгнании? / А. Ципко // Российская газета. - 2005. - № 3927 (17 ноября). - URL: http://www.ebiblioteka.ru/ (дата обращения: 20.01.2016).

13. Елисеева, М. Воспитать патриота - общенациональная задача / М. Елисеева // Красная звезда. - 2006. - 23 июня. - URL: http://old.redstar.ru/2006/06/23_06/4_04. html (дата обращения: 20.01.2016).

14. Шевель, О. Каналы патриотизма окружают Тузлу / О. Шевель // Русский курьер. - 2003. - 20 декабря. - URL: http://www.ebiblioteka.ru/ (дата обращения: 20.01.2016).

15. Крушинский, А. Груздь среди мухоморов, или нищета и доблесть патриотических СМИ / А. Крушинский // Слово. - 2005. - 25 февраля. - URL: http:// dlib.eastview.com/browse/doc/7430715 (дата обращения: 20.01.2016).

16. Прихожаев, С. Патриоты истинные и мнимые / С. Прихожаев // Советская Россия. - 2003. - № 132 (12475). - URL: http://www.sovross.ru/old/2003/132/ 132_2_4.htm (дата обращения: 20.01.2016).

17. Вахитов, Р. Ленин как левый патриот / Р. Вахитов // Советская Россия. -2005. - № 75 (12691). - URL: http://www.sovross.ru/old/2005/75/75_3_2.htm (дата обращения: 20.01.2016).

18. Соколова, М. Удельный вес российского патриотизма / М. Соколова // Российская газета. - 2005. - № 3808 (30 июня). - URL: http://rg.ru/gazeta/2005/06/30. html (дата обращения: 20.01.2016).

19. Правые патриоты-государственники // Санкт-Петербургские ведомости. - 2003. -№ 035. - URL: https://www.zaks.ru/new/archive/view/3522 (дата обращения: 20.01.2016).

References

1. Toshchenko Zh. T. Zhiznennyy mir nauchno-tekhnicheskoy i sotsial'no-gumanitarnoy intelligentsii: obshchee i osobennoe [Life-world of scientific-engineering and socio-humanitarian intelligentsia: the common and special]. Moscow: RGGU, 2015, pp. 13-24.

2. Kosharnaya G. B., Rozhkova L. V. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2012, no. 3 (23), pp. 84-90.

3. Magaril S. A. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research], 2016, no. 1, pp. 142-151.

4. Sanina A. G. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2016, no. 5, pp. 44-53.

5. Denisov S. A. Zhiznennyy mir nauchno-tekhnicheskoy i sotsial'no-gumanitarnoy intelli-gentsii: obshchee i osobennoe [Life-world of scientific-engineering and sociohumanita-rian intelligentsia: the common and special]. Moscow: RGGU, 2015, pp. 150-157.

6. Yasaveev I. G. Konstruirovanie sotsial'nykh problem sredstvami massovoy kommuni-katsii [Social problems design via mass media]. Kazan: Izd-vo Kazansk. un-ta, 2004, 200 p.

7. Gul'ko N. Kommersant. Vlast' [The business man. Power]. 2005, no. 29, p. 20.

8. Sovetskaya Rossiya [Soviet Russia]. 2003, no. 58 (12401). Available at: http://www. sovross.ru/old/2003/058/058_1_1.htm (accessed January 20, 2016).

9. Pravda [Truth]. 2006, no. 107 (29015). Available at: https://kprf.ru/pravda/issues/2006/ 107/article-13633/ (accessed January 20, 2016).

10. Fomishenko R. Krasnaya zvezda [The Red Star]. 2003, 5 July. Available at: http://old. redstar.ru/2003/07/05_07/1_02.html (accessed January 20, 2016).

11. Solov'eva I. Vechernyaya Moskva [Evening Moscow]. 2005, 20 May. Available at: http://www.ebiblioteka.ru/ (accessed January 20, 2016).

12. Tsipko A. Rossiyskaya gazeta [The Russian Newspaper]. 2005, no. 3927 (17 November). Available at: http://www.ebiblioteka.ru/ (accessed January 20, 2016).

13. Eliseeva M. Krasnaya zvezda [The Red Star]. 2006, 23 June. Available at: http://old. redstar.ru/2006/06/23_06/4_04.html (accessed January 20, 2016).

14. Shevel' O. Russkiy kur'er [The Russian Courier]. 2003, 20 December. Available at: http://www.ebiblioteka.ru/ (accessed January 20, 2016).

15. Krushinskiy A. Slovo [The word]. 2005, 25 February. Available at: http://dlib.eastview. com/browse/doc/7430715 (accessed January 20, 2016).

16. Prikhozhaev S. Sovetskaya Rossiya [Soviet Russia]. 2003, no. 132 (12475). Available at: http://www.sovross.ru/old/2003/132/132_2_4.htm (accessed January 20, 2016).

17. Vakhitov R. Sovetskaya Rossiya [Soviet Russia]. 2005, no. 75 (12691). Available at: http://www.sovross.ru/old/2005/75/75_3_2.htm (accessed January 20, 2016).

18. Sokolova M. Rossiyskaya gazeta [The Russian Newspaper]. 2005, no. 3808 (30 June). Available at: http://rg.ru/gazeta/2005/06/30.html (accessed January 20, 2016).

19. Sankt-Peterburgskie vedomosti [Saint-Petersburg news]. 2003, no. 035. Available at: https://www.zaks.ru/new/archive/view/3522 (accessed January 20, 2016).

Осянин Андрей Николаевич

кандидат социологических наук, доцент, кафедра философии, Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (Россия, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

E-mail: Prepod80@rambler.ru

Osyanin Andrey Nikolaevich Candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of philosophy, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (3 Ankudinovskoe highway, Nizhny Novgorod, Russia)

УДК 316 Осянин, А. Н.

Формирование патриотизма и национального самосознания в России: социологический аспект / А. Н. Осянин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - № 4 (40). -С. 149-162. БОТ: 10.21685/2072-3016-2016-4-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.