Научная статья на тему 'Педагогические условия воспитания патриотизма у курсантов ввуза средствами гуманитарных дисциплин'

Педагогические условия воспитания патриотизма у курсантов ввуза средствами гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Е. Н.

The article is dedicated to the description of the model and pedagogical conditions of education of cadets of military higher school in the spirit of patriotism by means of humanities. The basis of the research conception of this pedagogical problem is the supposition of the cadets' step-by-step patriotism formation and the necessity of the synthesis of various approaches and methods of realization of the integration in teaching different humanitarian disciplines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of education of cadets of military higher school in the spirit of patriotism by means of humanities

The article is dedicated to the description of the model and pedagogical conditions of education of cadets of military higher school in the spirit of patriotism by means of humanities. The basis of the research conception of this pedagogical problem is the supposition of the cadets' step-by-step patriotism formation and the necessity of the synthesis of various approaches and methods of realization of the integration in teaching different humanitarian disciplines.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия воспитания патриотизма у курсантов ввуза средствами гуманитарных дисциплин»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ ВВУЗА СРЕДСТВАМИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Е.Н. Иванов

Ivanov E.N. Pedagogical conditions of education of cadets of military higher school in the spirit of patriotism by means of humanities. The article is dedicated to the description of the model and pedagogical conditions of education of cadets of military higher school in the spirit of patriotism by means of humanities. The basis of the research conception of this pedagogical problem is the supposition of the cadets’ step-by-step patriotism formation and the necessity of the synthesis of various approaches and methods of realization of the integration in teaching different humanitarian disciplines.

Усиление внимания к проблеме патриотизма обусловлено объективной потребностью постановки данного вопроса на уровень государственной задачи, ибо патриотическое воспитание должно соответствовать требованиям времени, потребностям общества и государства. Сложность, глубина и динамика преобразований в стране и Вооруженных силах свидетельствуют о принципиальных качественных изменениях в различных сферах деятельности, в том числе и в педагогической деятельности, как в масштабах всей страны, так и в системе образования в Вооруженных силах. При этом следует учесть, что процесс обучения неразрывно связан с процессом воспитания, содержание которого непрерывно развивается.

Военно-педагогический процесс - это активный процесс взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности начальников и подчиненных (обучающих и обучаемых, воспитателей и воспитуемых). Он представляет собой организованную и целенаправленную учебно-воспитательную деятельность военнослужащих (начальников и подчиненных), их обучение и воспитание, развитие и психологическую подготовку, взятые в единстве и взаимосвязи. Его основной целью является подготовка воинов и воинских коллективов к успешному выполнению своего воинского долга [1].

В настоящее время возросли роль и ответственность военной педагогики за теоретическую разработку военно-педагогических проблем подготовки воинов и воинских коллективов, повышения боеготовности частей и подразделений. Возросла также ее ответственность за выполнение прикладной функции - вооружение командиров, офицеров-воспитателей знаниями, навыками и умения-

ми, на основе которых у них формируется педагогическое мастерство. Расширился круг задач военной педагогики, усложнился их характер.

В военно-педагогических исследованиях в области воспитания военная педагогика призвана уделять особое внимание разработке и научному обоснованию путей, методов и приемов формирования государственнопатриотической убежденности, научного мировоззрения, военно-профессионального,

нравственного, физического, эстетического, правового воспитания воинов в соответствии с общими целями патриотического воспитания, спецификой деятельности воинов и воинских коллективов как в мирное, так и в военное время.

Современное состояние российского общества и тенденции развития международной политики требуют дальнейшего развития и совершенствования данных проблем. В частности, особое значение в последние годы приобрело и продолжает сохранять проблема воспитания патриотизма. Это обусловливается целым рядом причин.

Во-первых, современные тенденции в международных отношения и мировой политике привели к тому, что во всех активно развивающихся странах просматривается тенденция нарастания миграционных процессов, которые приводят к тому, что происходит значительное изменение этнической и конфессионально-культурной структуры общества, когда в обществе все больше формируются группы населения с различными культурными традициями и ценностями, в том числе и с различным пониманием Отечества и Родины, с различным пониманием патриотизма. В Российской Федерации данная тенденция достаточно ярко просматривается в форми-

ровании социального слоя населения, имеющего весьма специфическое и нетрадиционное понимание патриотизма в отношении к своему государству. Имеется в виду государственно-патриотическое и государственнополитическое воспитание, ориентированное не на национальные интересы, а на идеологические интересы определенной направленности, в частности очень размытые интересы поверхностного понимания принципов демократии.

Во-вторых, в российском обществе нарушена преемственность в культурно-историческом развитии. Патриотическое сознание оказалось в зоне стихийных влияний, в том числе и антипатриотических. Информационный шквал негативной составляющей жизни общества и насилия в средствах массовой информации, деформация сложившихся ценностных ориентаций в сторону материальных благ, сложившийся вакуум в патриотическом воспитании призывной молодежи, в семьях, школах и трудовых коллективах - все это ведет к снижению патриотических качеств в обществе, к деформации гражданского воспитания, ориентированного на воспитание таких социальных качеств, как гражданственность, уважение к закону, социальная активность и ответственность.

Данные проблемы порождают еще одну третью - патриотические чувства теряют морально-нравственную основу. Видоизменяются публичные человеческие отношения: уважение прав и свобод другой личности, гуманность и человеческая порядочность, воспитание духовности и приобщения к культурным ценностям и достижениям, воспитание правильного понимания национальной самобытности, понимание ответственности за качество своего труда и мн. др.

Все вышеперечисленное в полной мере относится и к проблеме воспитания патриотизма у обучаемых в системе образования Министерства обороны РФ. В системе учебных заведений Министерства обороны продолжают оставаться проблемой: моральнопсихологическая подготовка будущих офицеров, воспитание патриотизма и коллективизма как основы боевой сплоченности, дисциплинированности и чувства долга. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, которое направлено на формирование готов-

ности к военной службе как особому виду государственной службы [2].

При этом следует учесть, что особенностью патриотического воспитания курсантов как будущих офицеров является именно военно-патриотическая направленность их воспитания. В современных условиях все больше ученых и практиков признают, что патриотическое воспитание должно пронизывать все уровни общественной и государственной организации. По существующим прогнозам важнейшим направлением в теории и методике воспитания военнослужащих являются: переход к формированию целостной личности будущего офицера. В последние годы в среде научных и педагогических кадров заметно повысился интерес к российской военной истории, традициям российской армии, проблемам воспитания и, в частности, вопросам гуманизации образования.

Под патриотизмом чаще всего понимается интегративное качество личности по следующим аспектам: а) мировоззренческом (знания, убеждения, ценностные ориентации и др.); б) поведенческом (нормы, направленность, установки, поступки и т. п.); в) оценочном (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиля мышления; познавательные оценки, их характер, содержание, степень истины и др.); г) культурном (культура чувств, отношений, поведения, формы, содержание и характер самодеятельного творчества и др.).

В современном педагогическом образовании на первый план выдвигается проблема разработки таких моделей обучения, которые обеспечивали бы подготовку специалистов, обладающих системным педагогическим мышлением, глубокими гуманитарными и профессиональными знаниями, серьезной методической подготовкой, позволяющей заниматься не только самовоспитанием, но и воспитывать своих будущих подчиненных [3].

Моделируя процесс воспитания патриотизма у курсантов средствами гуманитарных дисциплин, следует исходить из учета потребностей молодых людей быть свободными членами общества, подготовленными к жизни в условиях рыночных отношений, конкуренции, политического и идеологического плюрализма. Необходимость модели воспитания патриотизма у курсантов средствами гуманитарных дисциплин обусловлена

социальным заказом общества в подготовке достойных граждан. Как нам кажется, следует рассматривать воспитание патриотизма у курсантов средствами гуманитарных дисциплин с позиции системного подхода. Модель воспитания патриотизма у курсантов средствами гуманитарных дисциплин включает в себя цель, задачи, методы, формы и критерии диагностики уровней (состояния) развития патриотизма. Структура модели воспитания патриотизма у курсантов средствами гуманитарных дисциплин представлена на 3-х уровнях: теоретическая часть представляет собой социальный заказ общества, потребности личности, включает в себя концепции и идеи, положенные в основу цикла гуманитарных дисциплин и педагогические проекты; содержательная часть включает в себя учебные пособия, разработанные на основе составленных учебных программ и методических рекомендаций по практической реализации содержательной части цикла; деятельностная часть включает деятельность педагога по воспитанию патриотических качеств средствами содержания дисциплин цикла и деятельность самих обучаемых по формированию из себя патриота и гражданина.

Реальными носителями такой педагогической модели являются педагоги, курсанты и средства воспитания. Кроме того, в структуру модели воспитания включаются связи и отношения между структурными объектами, а также процессы, протекающие в ней. Все блоки и отдельные элементы находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Модель четко ориентирована на воспитание патриота с соответствующими взглядами, установками, приверженного идеалам демократии, способного к разнообразной деятельности на благо Отечества. Отобранные методы воспитания патриотизма у курсантов средствами гуманитарных дисциплин способствуют: ориентации на продолжительный

процесс накопления знаний и умений в сфере патриотических качеств и чувств; формированию у обучаемых собственной позиции, оценки явлений окружающей жизни, действий и поступков, имеющих патриотическую направленность; учету изменений, которые произошли в ценностных ориентациях курсантов и тщательному отбору примеров и образцов патриотического поведения.

Для успешной реализации модели воспитания патриотизма у курсантов средствами гуманитарных дисциплин необходимо:

- во-первых, увеличить долю практических занятий, разработанных на основе поисковых и продуктивных методов обучения. Такие занятия активизируют учащегося, при этом он вовлекается в процесс самостоятельного поиска «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера;

- во-вторых, усилить мотивацию, осознание важности, а также целесообразности изучения предметов гуманитарного цикла в целом и отдельных предметов в частности;

- в-третьих, увеличить применение социологических и диагностических методов в работе педагога.

Систематическое отслеживание уровня достижений воспитываемых, результативности целенаправленного воспитания патриотизма у курсантов средствами гуманитарных дисциплин - необходимое звено педагогического процесса, дающее информацию о реализации воспитательных целей, которые имеют существенное значение для дальнейшего программирования и регулирования воспитания, для управления развитием личности. В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью общественной направленности и патриотической позиции, можно выделить 3 уровня сформированное™ патриотизма у курсантов: низкий, средний, высокий.

Эти уровни определяются в соответствии с определенными критериями. В качестве показателей, характеризующих названные уровни, можно выделить:

- деловые качества: компетентность, ответственность, трудолюбие, творчество, гибкость, уверенность в своих силах, настойчивость в достижении цели, критичность в оценке достигнутого;

- качества, отражающие отношение к другому человеку: правдивость, тактичность, общительность, уважение чужого мнения, терпимость, сочувствие, милосердие;

- качества, выражающие отношения к себе: самосовершенствование, гордость, независимость, скромность, бережливость, щедрость;

- волевые качества: решительность,

смелость, выдержка, самоконтроль;

- качества, выражающие отношение к социуму: верность Родине, верность долгу, верность идее.

Эффективное решение проблемы воспитания патриотизма неразрывно связано с педагогическими условиями. Под педагогическими условиями, способствующими эффективному воспитанию патриотизма у курсантов средствами гуманитарных дисциплин, следует понимать совокупность мер учебно-воспитательного процесса, направленных на воспитание у обучаемых патриотических качеств.

В комплекс основных педагогических условий входят: интегративно-деятельностный подход; личностно-ориентированное обучение; модульно-интегрированный метод.

Обращение к интегративному подходу объясняется следующим: рассматривая воспитание патриотизма у курсантов как модель, следует одной из сторон процесса ее развития видеть процесс интеграции, который обеспечивает целостность системы обучения и воспитания, характеризующейся качественными изменениями свойств элементов. Кроме того, определение патриотизма как интегрированного качества личности предполагает рассмотрение процессов интеграции. Для нашей модели воспитания патриотизма у курсантов средствами гуманитарных дисциплин нам кажется наиболее приемлемой дидактическая интеграция на уровне межпредметных связей. Основу модели составляет курс «Отечественной истории», который предусматривает связь практически со всеми остальными предметами. На его базе идет развитие процесса формирования патриотических качеств у курсантов в курсах «Военной истории», «Культурологии», «Правоведения», «Русского языка и культуры речи», «Политологии», «Социологии» и других дисциплин.

Реализация принципа интеграции - один из путей решения проблем, которые возникают в современной высшей школе (дефицит учебного времени, перегрузка курсантов, введение новых дисциплин ит. п.) Интегративный подход к воспитанию патриотизма предполагает выделение ведущих мировоззренческих вопросов, которые составляют основу в системе мировоззрения, определяют отношение человека к Родине, Отечеству и своему народу. Данный подход предусматривает системное решение проблемных во-

просов исторического, экономического, социально-психологического, политического, правового и прочего содержания гуманитарных дисциплин.

Цель изучения любого вузовского курса, в том числе предметов гуманитарного и социально-экономического цикла, - формирование предметных знаний. Но знания нужны курсанту как основа поведения в различных ситуациях, поэтому необходим деятельностный подход в воспитании патриотизма у курсантов, для которого характерны свобода и поощрение инициативы, что побуждает обучаемого к активным действиям.

Деятельностный подход не только влияет на патриотическую культуру поведения курсантов, но и выполняет мировоззренческую функцию, например, помогает преодолеть правовой нигилизм.

Главным направлением из всех видов деятельности следует выделить учебнопознавательную деятельность, которая имеет общественную цель и потенциально обладает возможностями воспитания человека. Учебно-познавательная деятельность личностно значима, и в этом заключается ее положительное влияние на воспитание патриота и гражданина.

Реализация определенного интегративно-деятельностного подхода в воспитании патриотизма у курсантов будет более эффективной, если педагог обеспечит непрерывность и преемственность процесса, комфортные условия курсантам в учебно-

воспитательной работе, учтет возрастные интересы обучаемых и уровень их подготовленности.

Воспитание и обучение должны помочь учащимся в ввузе сохранить и развить свою личность и индивидуальность. Данное условие обеспечивается личностно-ориентированным обучением и индивидуальным подходом.

Под личностно-ориентированным обучением следует понимать такое обучение, которое направлено на становление курсанта как личности, способной к самооценке, самопознанию, саморазвитию, полной реализации внутренних ресурсов, с одной стороны, и взаимопомощи, сотрудничеству, совместному творчеству, с другой. Личностноориентированное обучение означает признание приоритета личности обучаемого перед

группой, осознание гуманистических взаимоотношений, благодаря которым учащийся осознает себя личностью и учится видеть личность в других.

В качестве третьего условия мы определили модульно-интегрированный метод. Обращение к данному методу вызвано необходимостью развития у курсантов творческого отношения к обучению, познавательной деятельности, что в конечном итоге ведет к воспитанию определенных качеств личности патриота и гражданина.

Основным средством, способствующим функционированию модели воспитания патриотизма у курсантов, является интегративный цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, дающий ряд значительных преимуществ, к числу которых относятся деятельностный подход к построению изучения дисциплин цикла, интегративный подход к определению содержания данных дисциплин; обеспечение методически правильного согласования всех видов деятельности внутри каждого модуля и между ними; гибкость структуры этого процесса; эффективный контроль за усвоением знаний учащихся, обеспечивающий дифференцированный подход к оценке деятельности; самостоятельность и творчество в усвоении материала. Качественный скачок в эффективности обучения возможен и при переходе к замкнутому (цикличному) процессу управления обучением и конкурсному методу освоения учебной программы. Суть последнего в том, что по большинству дисциплин определяются: интервал времени для освоения, краткий опорный курс лекций, перечень контрольных задач. Курсант в течение этого интервала, пользуясь консультациями и помощью преподавателей, самостоятельно изучает часть дисциплины, отрабатывает программный перечень вопросов, задач и сдает итоговый зачет. При этом он может за счет интенсивности работы и способностей высвободить часть предусмотренного программой времени и использовать его для освоения дополнительного перечня тем и дисциплин. Освоение дополнительной программы должно завершаться получением соответствующих преимуществ перед основной массой курсантов, к примеру, опять-таки освобождением от сдачи итоговых зачетов и экзаменов, а для курсантов - предоставлением до-

полнительных дней к отпуску для более углубленной работы по другим дисциплинам. Такого рода подготовка специалистов имеет перспективу и практическую целесообразность. Она устраняет разлагающую души людей уравниловку. Но здесь есть и подводные камни: случается, что не срабатывает связь «кафедра- факультет» и курсанты не получают те стимулы, что им были обещаны.

Существующая система контроля знаний должна быть также принципиально изменена. Сейчас по многим учебным дисциплинам объемом 50-100 часов «замыкание» обратной связи происходит на групповых занятиях и при приеме зачетов и экзаменов. Зачеты проводятся по вероятностной системе контроля знаний, которая малоэффективна. На зачет выносится 50-70 вопросов, что обычно составляет 0,5-0,6 объема информации учебной дисциплины. В билете обычно 2-3 вопроса - это 0,04-0,06 объема выносимых на экзамен (зачет) вопросов. В совокупности обучаемый получает оценку за демонстрацию знаний 2-3 % учебного материала. Эффективность проверки качественного уровня знаний обучаемых при этом ничтожно. По итогам зачетов учебной группы преподаватель может судить о качестве своей работы лишь приблизительно.

Представим себе, что 100-часовой курс учебной дисциплины разбит на 5-10 объемов (этапов) учебного материала. По каждому объему слушатели выполняют контрольную работу или просто дают ответы на 10-20 специальных вопросов (проходят итоговый тест). Итоговый зачет по дисциплине должен включать 100-120 вопросов, требующих односложных ответов типа «да», «нет», или 8-12 практических задач, решение которых возможно на основе знания не менее 70 % учебного материала. В этом варианте резко возрастает объективность оценки знаний курсантов, и это же обусловит эффективность процесса их получения. Такая система, многократно замыкая преподавателя и обучаемого, резко увеличит эффективность их взаимодействия, вынудит обе стороны искать в рамках принципа «максимум результата при минимуме затрат» более высокий уровень.

Статья посвящена характеристике модели и педагогических условий воспитания патриотизма у курсантов высшего военного учебного заведения средствами гуманитар-

ных дисциплин. В основу концепции исследования данной педагогической проблемы положено предположение о поэтапности формирования патриотизма у обучаемых и необходимости синтеза различных подходов и методик по реализации интеграции в преподавании различных гуманитарных дисциплин.

1. Военная педагогика I под ред. А.В. Барабанщикова. М., 198б. С. 14.

2. Военная служба по контракту: основные направления патриотического воспитания военнослужащих I под ред. В.П. Лушникова. М., 2QQ5. С. 1Q.

3. Асадуллин P.M. II Формирование и развитие педагогической деятельности студентов. Уфа, 1999. С. 83.

Поступила в редакцию 6.Q3.2QQ7 г.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ

И.Ю. Пугачев

Pugachev I.Y. The technique of defining the requirements to physical serviceability of the experts of higher education technical institutions of the Russian Ministry of Defence. The article gives theoretical and experimental grounds to the relevant technique of defining the requirements to physical serviceability of experts of higher education technical institutions of the Russian Ministry of Defence. The essence of the developed and approved technique is the authentic and objective estimation of serviceability of experts by use of compound criterion (practical skills on service and repair of engineering technical systems taking into account the level of endurance and dexterity development; theoretical knowledge of operation and repair of systems of military equipment; organizing skills; pedagogical qualities; the test of growing difficulty), the comparison is based on the check of the factor of self-descriptiveness.

Введение. Военно-учебные заведения инженерно-технического профиля Министерства обороны (МО) РФ, опираясь на преемственность, традиции и опыт в подготовке специалистов, несмотря на трудности переходного периода в реформировании высшего образования в Вооруженных силах РФ, вполне успешно решают поставленные перед ними задачи. Основой этого является культура и профессиональная компетентность профессорско-преподавательского состава,

проверенный современной боевой и учебнобоевой практикой уровень знаний, навыков и умений выпускников, достигнутый ими на основе освоения учебных планов и программ, достаточно развитая учебно-материальная и лабораторная база, строго регламентированный поэтапный процесс профессионального становления курсантов и слушателей в стенах вуза.

Однако ряд исследований [1, 2 и др.] и опыт практической работы показывают, что в последнее время в высшей военной школе

отчетливо наметилась тенденция к снижению уровня организации и качества образовательного процесса; морально-психологического состояния слушателей и курсантов, преподавательского состава; воинской дисциплины.

Заметно увеличился удельный вес выпускников, слабо подготовленных к выполнению должностных обязанностей, к преодолению трудностей военной службы, о чем свидетельствует пролонгированный анализ «служебных отзывов» на выпускников за 1990-2006 гг.

В современных условиях от инженернотехнических вузов требуется формирование четкой позиции в определении контингента (штата) курсантов и слушателей; структуры и содержания подготовки, обеспечивающей реализацию социального заказа.

Социальный заказ выступает как целостная система положений, где определяются требования не только к специалисту-выпуск-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.