Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТНЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР В РАБОТУ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТНЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР В РАБОТУ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стандартные операционные процедуры / качество и безопасность медицинской помощи / стандартизация деятельности медицинского персонала / standard operating procedures / quality and safety of medical care / standardization of medical personnel activities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калугина Мария Геннадьевна, Чернышева Марта Леонидовна

Статья посвящена изучению социологических и организационных аспектов внедрения стандартных операционных процедур (СОП) в работу среднего медицинского персонала, выявлению и обсуждению отношения средних медицинских работников частной и государственной систем здравоохранения к разработке, внедрению и исполнению СОП. Проведен анализ причин различий отношения среднего медицинского персонала из частной и государственной систем здравоохранения к проблеме разработки и внедрения СОП. Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения качества и безопасности медицинской помощи, что невозможно без стандартизации и регламентации действий медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калугина Мария Геннадьевна, Чернышева Марта Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF STANDARD OPERATING PROCEDURES IN THE WORK OF NURSING STAFF

The article is devoted to the study of sociological and organizational aspects of the implementation of standard operating procedures (SOP) in the work of nursing staff, identification and discussion of the attitude of secondary medical workers of private and public health systems to the development, implementation and execution of standard operating procedures. The analysis of the reasons for the differences in the attitude of nursing staff from private and public health systems to the problem of the development and implementation of SOP is carried out. The relevance of the topic is due to the need to improve the quality and safety of medical care, which is impossible without standardization and regulation of the actions of medical workers.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТНЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР В РАБОТУ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТНЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР В РАБОТУ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Калугина М.Г., Чернышева М.Л.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», 392036, г. Тамбов, Российская Федерация

Статья посвящена изучению социологических и организационных аспектов внедрения стандартных операционных процедур (СОП) в работу среднего медицинского персонала, выявлению и обсуждению отношения средних медицинских работников частной и государственной систем здравоохранения к разработке, внедрению и исполнению СОП. Проведен анализ причин различий отношения среднего медицинского персонала из частной и государственной систем здравоохранения к проблеме разработки и внедрения СОП.

Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения качества и безопасности медицинской помощи, что невозможно без стандартизации и регламентации действий медицинских работников.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Калугина М.Г., Чернышева М.Л. Социологические и организационные аспекты внедрения стандартных операционных процедур в работу среднего медицинского персонала // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 3. С. 43-54. 001: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-3-43-54

Статья поступила в редакцию 26.08.2023. Принята в печать 13.10.2023.

Ключевые слова:

стандартные

операционные

процедуры; качество

и безопасность

медицинской

помощи;

стандартизация

деятельности

медицинского

персонала

SOCIOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS

OF THE IMPLEMENTATION OF STANDARD OPERATING PROCEDURES

IN THE WORK OF NURSING STAFF

Kalugina M.G., Chernysheva M.L.

Derzhavin Tambov State University, 392036, Tambov, Russian Federation

The article is devoted to the study of sociological and organizational aspects of the implementation of standard operating procedures (SOP) in the work of nursing staff, identification and discussion of the attitude of secondary medical workers of private and public health systems to the development, implementation and execution of standard operating procedures. The analysis of the reasons for the differences in the attitude of nursing staff from private and public health systems to the problem of the development and implementation of SOP is carried out. The relevance of the topic is due to the need to improve the quality and safety of medical care, which is impossible without standardization and regulation of the actions of medical workers.

Keywords:

standard operating procedures; quality and safety of medical care; standardization of medical personnel activities

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

For citation: Kalugina M.G., Chernysheva M.L. Sociological and organizational aspects of the implementation of standard operating procedures in the work of nursing staff. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2023; 14 (3): 43-54. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-3-43-54 (in Russian)

Received 26.08.2023. Accepted for publication 13.10.2023.

Стандартные операционные процедуры

(СОП) - это набор пошаговых инструкций, составленных организацией для помощи работникам в выполнении сложных рутинных операций. В здравоохранении СОП широко внедряются последние десятилетия и считаются критически важными для обеспечения последовательного качества ухода и безопасности пациентов. Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), соблюдение СОП может снизить количество медицинских ошибок на 60%. Однако данные Федеральной службы государственной статистики России показывают, что только 45% медицинских учреждений в России полностью внедрили СОП, что подчеркивает необходимость улучшения процессов их разработки и внедрения [1].

СОП в медицине начали внедрять в середине XX в., однако идея стандартизации процедур и протоколов существовала и до этого. В 1854 г. Флоренс Найтингейл, английская медицинская сестра, ввела стандартные процедуры ухода за ранеными солдатами во время Крымской войны. Это значительно снизило смертность среди пациентов. В 1910 г. Абрахам Флекснер в своем знаменитом отчете подчеркнул необходимость стандартизации медицинского образования и практики. Отчет Флекснера стал основой для реформы медицинского образования в США и Канаде.

Однако широкое применение СОП в медицине началось только после Второй ми-

ровой войны. В 1966 г. в США была создана Комиссия по стандартам медицинской помощи, которая начала разработку СОП. В 1970-х годах с распространением компьютерных технологий СОП стали использовать еще шире. В 1980-х годах внедрение СОП стало обязательным требованием для аккредитации больниц. В 1990-х годах и в начале 2000-х были разработаны и внедрены многие СОП, включая протоколы для обработки больничных инфекций, управления болевым синдромом и т.д. [2].

В настоящее время СОП являются неотъемлемой частью медицинской практики, помогающей обеспечить высокое качество и безопасность медицинской помощи. [3] Кроме того, СОП помогают улучшить эффективность и продуктивность, так как они устраняют неоднозначность и предоставляют четкие указания о том, как выполнять определенные задачи. Они также способствуют соблюдению норм и стандартов безопасности, что важно для защиты как пациентов, так и медицинского персонала от ошибок [4].

Актуальным направлением исследований в настоящее время являются вопросы разработки и внедрения СОП в практику среднего персонала медицинских организаций (МО), так как именно на эту категорию медицинских работников приходится наибольшее число рутинных действий, повторяющихся или сменяющих одно на другое.

Цель исследования - выявить преимущества и трудности,связанные с внедре-

нием СОП, а также определить стратегии для эффективного обучения персонала. В рамках исследования осуществлен анализ существующих подходов к разработке, внедрению и использованию СОП; проведено анкетирование с помощью специально разработанной анкеты, направленной на изучение отношения медицинских работников к данной практике, а также на выявление актуальных направлений обучения в данной области, проведен опрос экспертов о причинах недостаточного внедрения и исполнения СОП в МО, проанализирована разница в подходах к этим вопросам в частной и государственной системах здравоохранения, предложен комплекс мер по улучшению ситуации.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Исследование, проведенное нами при подготовке работы, имеет признаки проспективного, так как проведены планирование и сбор данных в реальном времени, а также оно нацелено на изучение будущих событий, прогнозирование результатов и оценку эффективности внедрения СОП в практику среднего медицинского персонала.

В нашем исследовании приняли участие 242 работника из числа среднего медицинского персонала из 11 МО, из которых 8 - частные, 3 - государственные; их распределение по специальностям и системе здравоохранения представлены в табл. 1. Все МО находятся и работают в Тамбове.

Была сформирована анкета из 15 вопросов, которые были разбиты на 3 раздела, с целью дифференциации различных аспектов наблюдения и дальнейшей обработки данных. Разделы анкеты: «Восприятие СОП», «Разработка, внедрение и использование СОП» и «СОП и их влияние

на качество и безопасность медицинской деятельности» (табл. 2).

При анкетировании использовалась 5-балльная шкала Лайкерта - инструмент для измерения отношения или мнения людей по определенному вопросу. Она была разработана в 1932 г. американским социологом Ренсисом Лайкертом. Обычно шкала Лайкерта состоит из 5 или 7 уровней (хотя число может быть и больше), каждый из которых представляет собой степень согласия с утверждением. Например, от 1 до 5 баллов интерпретируются как «полностью согласен», «скорее согласен», «ни согласен, ни не согласен», «скорее не согласен», «совершенно не согласен». Шкала Лайкерта широко используется в социологических и психологических исследованиях, маркетинге, управлении качеством и многих других областях. Она позволяет получить количественные данные о качественных характеристиках - мнениях, взглядах, отношении к чему-либо. Интерпретация результатов основывается на подсчете среднего значения ответов. Если большинство респондентов выбрали «полностью согласен» или «скорее согласен», это означает, что они положительно относятся к утверждению. Если большинство выбрали «совершенно не согласен» или «скорее не согласен», то отношение отрицательное. Если большинство выбрали «ни согласен, ни не согласен», это может означать, что утверждение не вызывает у них ярких эмоций, или они не имеют достаточно информации для принятия решения [5].

На следующем этапе был использован метод экспертного анализа для исследования вопросов, связанных с разработкой, внедрением и исполнением СОП в работу среднего медицинского персонала. Эксперты в области общественного здоровья, социо-

Таблица 1. Распределение респондентов социологического опроса по специальности и системе здравоохранения

Специальность Частная система здравоохранения Государственная система здравоохранения

Сестринское дело 23 56

Лечебное дело 12 25

Стоматология и стоматология ортопедическая 35 -

Лабораторное дело 15 16

Другое 18 36

Всего 113 128

Итого 242

логии и педагогики в количестве 11 человек проанализировали текущую ситуацию с целью выявить проблемы и предложить возможные решения (табл. 3).

Социологические аспекты экспертного анализа помогают понять, как внедрение СОП влияет на социальные динамики в МО, например на отношения между коллегами, между персоналом и пациентами, на уровень удовлетворенности персонала своей работой и т.д. Это может помочь выявить социальные, групповые барьеры, которые мешают эффективному внедрению СОП. Организационные и педагогические аспекты анализа позволяют определить, как обучение персонала (взрослых) влияет на его способность эффективно исполнять СОП. Чаще всего это включает анализ методов обучения, материалов для обучения, квалификации инструкторов и т.д., может помочь выявить организационные проблемы в обучении, которые могут затруднять исполнение СОП. Таким образом, метод экспертного анализа позволит получить глубокое понимание проблемных вопросов, связанных с СОП, и предложить эффективные решения для улучшения качества медицинской помо-

щи. Все положения и идеи экспертов были отобраны, структурированы и на втором этапе оценены экспертами по 10-балльной шкале. Согласованность экспертов оценивалась методом конкордации Кенделла. Коэффициент может принимать значения в пределах от 0 до 1. При полной согласованности мнений экспертов коэффициент конкордации равен единице при полном разногласии - нулю. Наиболее реальным является случай частичной согласованности мнений экспертов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Несмотря на имеющиеся в литературных обзорах и статьях указания, что использование СОП и чек-листов дает ощутимые преимущества в соблюдении клинических рекомендаций и результатов лечения пациентов, состояние разработанности в литературе вопросов правильного введения стандартных СОП в сестринскую практику все еще недостаточно [6]. Хотя некоторые исследования и руководства предлагают рекомендации по внедрению и исполнению СОП, более глубокое исследование требуется для полного понимания эффективных стра-

Таблица 2. Вопросы анкеты для изучения применения стандартных операционных процедур среди среднего медицинского персонала, распределенные по трем разделам

Восприятие СОП Разработка, внедрение и использование СОП СОП и их влияние на качество и безопасность медицинской деятельности

1. СОП навязаны нам сверху 6. Мой опыт и знания учитываются при разработке СОП 11. По моему мнению, СОП играют значительную роль в обеспечении качества и безопасности медицинского обслуживания

2. СОП в вашей организации для вас ясны и понятны 7. Обучение персонала и управление изменениями при внедрении СОП в нашей медицинской организации происходит на регулярной основе 12. СОП помогают нам не ошибаться при процедурах

3. Без СОП работать проще 8. Пересмотр и обновление СОП в нашей медицинской организации происходит регулярно 13. СОП улучшили качество ухода за пациентами на вашем рабочем месте

4. У нас есть бесполезные СОП 9. СОП для вас доступны и хранятся в отделении 14. Внедрение СОП повысило эффективность работы вашей медицинской организации, появилось больше довольных пациентов

5. У нас не хватает нужных СОП 10. СОП, с которыми мы работаем, актуальны и обновлены 15. Благодаря использованию СОП в вашей практике прочно укоренилась культура стандартизации и непрерывного улучшения качества и безопасность медицинского обслуживания

Примечание. Здесь и в табл. 4, 5: СОП - стандартные операционные процедуры; МО - медицинская организация.

тегий и факторов, влияющих на успешное внедрение СОП в МО.

В табл. 4 представлены итоговые средние значения оценок по шкале Лайкерта в отношении каждого вопроса и разделов в среднем, с ранжированием ответов по их значимости в зависимости от полученной оценки по итогам проведенного нами анкетирования персонала.

При анализе результатов видно, что высокие оценки, более 4 баллов, которые получили утверждения «СОП навязаны нам сверху» и «У нас есть бесполезные СОП» отражают психологическую и организаци-

онную неготовность персонала МО к внедрению СОП. Такие последствия возможны в том случае, когда не проводилась подготовительная и разъяснительная работа в коллективе, когда СОП внедрялись без учета специфики конкретных МО, и когда не была налажена обратная связь со средним медицинским персоналом. Достаточно высокую оценку имеет утверждение «Без СОП работать проще» - 3,17, но при этом персонал чувствует нехватку «нормальных», «рабочих» СОП (у нас не хватает нужных СОП - 3,25), что отражает непонимание организационных вопросов их внедрения

Таблица 3. Структура и описание экспертной группы

Специальность Численность (в том числе со степенью Стаж работы

кандидата или доктора наук) по специальности

«Общественное здоровье и здравоохранение» 4 (1) От 12 до 25 лет

«Социология» 4 (1) От 9 до 14 лет

«Педагогика» 3 (1) От 13 до 23 лет

Всего 11 (3) От 9 до 25 лет

и исполнения. Для частной системы здравоохранения в этом разделе получено среднее, равное 3,95, для государственной системы показатель значительно ниже - 3,23.

В среднем раздел «Разработка, внедрение и использование СОП» получил самую невысокую оценку - 3,1, явно сигнализируя о проблемных моментах в этой сфере. Причем такая оценка характерна как для сотрудников частной системы здравоохранения - 3,17, так и для государственной системы - 3,02. Физическая доступность СОП при этом находится на достаточно хорошем уровне, в то время как пересмотр и обновление СОП, а также вопросы обучения персонала воспринимаются респондентами как недостаточно проработанные.

Данные 3-го раздела показывают, что восприятие СОП как важного инструмента качества находится на достаточно высоком уровне согласия, высказывание «по моему мнению, СОП играют значительную роль в обеспечении качества и безопасности медицинского обслуживания» получил 4,1 балла. Однако в диссонанс с этим выступает низкий балл утверждения «благодаря использованию СОП в вашей практике прочно укоренилась культура стандартизации и непрерывного улучшения качества», всего 2,45 балла. Это означает, что персонал не видит прямого и значительного влияния

проведенных мероприятий в этой области на непосредственные результаты работы. В частной системе среднее значение по разделу также выше и равно 3,97, а в государственной системе здравоохранения - 3,21.

Отмечена существенная разница в восприятии СОП как важных и значимых для работы документов среди средних медработников частной системы здравоохранения и государственной системы 3,95 против 3,23 (см. рисунок). Однако разработка и внедрение СОП и в той и в другой системе имеют одинаковый уровень восприятия и одобрения персонала. Понимание того, что стандартизация необходима для обеспечения качества и безопасности медицинской помощи также существенно выше в частной системе здравоохранения - 3,97 против 3,21 балла в государственной системе.

Также проведен экспертный анализ на предмет выявления и ранжирования ключевых причин различий между частной и государственной системами здравоохранения в вопросах внедрения СОП для среднего медицинского персонала. Согласно мнению экспертов, существует 4 важнейших аспекта, влияющих на возникновение подобной разницы для частной и государственной систем здравоохранения.

1. Кадровый аспект. В частных медицинских учреждениях, как правило, работают

Таблица 4. Средние значения оценок по шкале Лайкерта с ранжированием ответов по их значимости

Вопрос Среднее Ранг внутри раздела

Раздел: Восприятие СОП

1. СОП навязаны нам сверху 4,12 2

2. СОП в вашей организации для вас ясны и понятны 3,35 3

3. Без СОП работать проще 3,17 5

4. У нас есть бесполезные СОП 4,15 1

5. У нас не хватает нужных СОП 3,25 4

Среднее по разделу 3,8

Раздел: Разработка, внедрение и использование СОП

6. Мой опыт и знания учитываются при разработке СОП 2,5 3

7. Обучение персонала и управление изменениями при внедрении СОП в нашей организации происходит на регулярной основе 2,3 4

8. Пересмотр и обновление СОП в нашей МО происходит регулярно 2,1 5

9. СОП для вас доступны и хранятся в отделении 4,5 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. СОП, с которыми мы работаем, актуальны и обновлены 3,7 2

Среднее по разделу 3,02

Раздел: СОП и их влияние на качество и безопасность медицинской деятельности

11. По моему мнению, СОП играют значительную роль в обеспечении качества и безопасности медицинского обслуживания 4,1 1

12. СОП помогают нам не ошибаться при процедурах 3,96 2

13. СОП улучшили качество ухода за пациентами на вашем рабочем месте 3,11 4

14. Внедрение СОП повысило эффективность работы вашей МО, появилось больше довольных пациентов 3,13 3

15. Благодаря использованию СОП в вашей практике прочно укоренилась культура стандартизации и непрерывного улучшения качества 2,45 5

Среднее по разделу 3,55

3,95 3,97

Раздел: Восприятие Раздел: Разработка, Раздел: СОП и их влияние

СОП внедрение на качество и безопасность

и использование СОП медицинской деятельности

| Частная система Ц Государственная система

Среднее значение по трем разделам анкеты для частной и государственной систем здравоохранения в сравнении

более высококвалифицированные специалисты, которые имеют более глубокие профессиональные знания и навыки, а также понимание важности стандартизации и применения СОП. Кроме того, частные клиники обычно предлагают лучшие условия труда и возможности для профессионального развития, что способствует повышению мотивации и отношения к работе. Среднее всех экспертов - 4,1-5 баллов.

2. Психологический аспект. Работники частной системы здравоохранения могут быть более мотивированы к выполнению СОП, так как они осознают их важность для обеспечения качества и безопасности медицинской помощи. Также в частных клиниках часто применяются системы стимулирования и поощрения за соблюдение стандартов и протоколов. Среднее - 3,8-5 баллов.

3. Организационный аспект. Частные медицинские учреждения обычно имеют более гибкую структуру и эффективную систему управления, что позволяет быстрее и эффективнее внедрять новые стандарты и протоколы. Кроме того, в частных клиниках обычно есть больше ресурсов для обучения

персонала и проведения тренингов по СОП. Среднее - 3,3-5 баллов.

4. Когнитивный аспект. Работники частной системы здравоохранения, как правило, имеют больше возможностей для обучения и профессионального развития, что позволяет им лучше понимать и применять СОП. Также они могут быть более открыты к нововведениям и изменениям, что также способствует более активному применению стандартных операционных процедур. Среднее - 3,1-5 баллов.

В табл. 5 представлены предложенные экспертами и ранжированные нами причины недостаточного внедрения, исполнения и совершенствования СОП в сестринской практике, дополненные аналитической информацией о возможностях исправления ситуации.

Как видно из табл. 5, эксперты считают, что слабое обучение персонала является главной причиной недостаточного внедрения и исполнения СОП в МО. Наиболее частые причины этого следующие.

1. Отсутствие времени и ресурсов. МО могут столкнуться с ограниченными кадрами

Таблица 5. Ранжированные причины недостаточного внедрения, исполнения и совершенствования стандартных операционных процедур в сестринской практике с предложениями по улучшению ситуации в медицинских организациях

Ранг Среднее значение оценки 11 экспертов (по 10-балльной шкале) Причины того, что СОП плохо внедряются и не исполняются в МО Расшифровка причины Как улучшить ситуацию

1 4,4 Недостаток обучения персонала Персонал может быть не полностью осведомлен о новых процедурах и технологиях, что приводит к их неправильному выполнению Создать программу обучения для персонала, чтобы убедиться, что все знают и понимают новые процедуры, контролировать уровень знаний

Руководство не Обучающие программы поддерживает внедрение ^ г^Агл для руководителей Отсутствие СОП из-за непонимания сути „^п . _ ' ,, 'о важности СОП 2 4,3 вовлеченности проблемы или отсутствия ,, для безопасности руководства навыков лидерства, что г и эффективности работы может отразиться на г МО, курсы лидерства отношении персонала г

3 3,6 Сложность процедур Если процедура слишком сложна, персонал может испытывать трудности в ее выполнении Сделать процедуру более простой и понятной, разбить ее на меньшие шаги. Обучить составителей СОП правильному подходу к их составлению

_ „ Установить регулярный Отсутствие Процедуры могут стать график пересмотра регулярного устаревшими или 4 3,1 г ' г ' г процедур и их обновления пересмотра неактуальными, если их не при необходимости, СОП пересматривают регулярно г назначить ответственных

5 3,1 Недостаток ресурсов Недостаток необходимого оборудования или инструментов может мешать выполнению стандартных операционных процедур даже при их правильном содержании Обеспечить достаточное количество ресурсов для выполнения процедур, пересмотреть логистику и обеспечение

Персонал может не видеть преимуществ в выполнении Создать систему Недостаток г ' ' процедур, если они не вознаграждения или 6 2,7 мотивации г , г связаны с вознаграждением финансового поощрения у персонала или улучшением положения для мотивации персонала в МО

7 2,5 Недостаток коммуникации Если информация о новых процедурах не передается всему персоналу, это может привести к неправильному выполнению Улучшить коммуникацию и наладить систему обучения и наставничества внутри организации, чтобы все были в курсе новых процедур

и временными ресурсами на фоне высокой загруженности персонала, что делает трудным проведение регулярного обучения, так как оно требует времени и усилий для разработки программ обучения, подготовки материалов и проведения самого обучения. Важным фактором является то, что большинство людей, находящихся на административных должностях, не привыкли включать обучение персонала в свой трудовой процесс, считая, что им «за это не платят». Такая проблема требует индивидуального подхода к решению в каждой конкретной МО.

2. Недостаточное понимание важности обучения. Некоторые МО могут недооценивать важность обучения персонала по СОП. Они могут считать, что уже имеющиеся знания и опыт персонала достаточны для выполнения процедур. Однако без регулярного обновления знаний и навыков персонал может быть не в курсе последних изменений и лучших практик.

3. Отсутствие системы обратной связи и оценки знаний персонала. МО могут не иметь системы обратной связи и оценки, чтобы определить слабые места в трудовом процессе, акцент делается только на совершенных ошибках, игнорируя технологии менеджмента рисков [7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стандарты организации и проведения процедур играют ключевую роль в обеспечении безопасности пациентов в МО. ВОЗ активно подчеркивает важность внедрения и соблюдения СОП в медицинской практике. Согласно ВОЗ,стандартизированные процедуры помогают уменьшить вероятность ошибок, улучшают качество медицинских услуг и повышают уровень удовлетворенности пациентов. Они обеспечивают последо-

вательность и предсказуемость в оказании медицинской помощи, что, в свою очередь, способствует безопасности пациентов.

ВОЗ также подчеркивает, что СОП способствуют повышению эффективности работы персонала, так как они предоставляют четкие инструкции по выполнению различных процедур, снижая их вариативность и уменьшая инциденты при их совершении. Это помогает сотрудникам лучше понимать свои обязанности и ответственность, что также служит защите интересов пациентов. Кроме того, ВОЗ отмечает, что СОП являются важным инструментом для обучения и оценки персонала. Они могут быть использованы для обучения новых сотрудников, а также для проведения периодической проверки компетенции действующего персонала.

Для успешного внедрения стандартов организации и проведения СОП в МО необходим комплексный подход, который включает в себя обучение персонала, поддержку руководства, регулярное обновление процедур и учет отзывов и предложений персонала. Обучающие программы должны быть организованы для всех уровней персонала, включая руководителей, чтобы гарантировать полное понимание и принятие СОП. Процедуры должны быть понятными и легко применимыми. Регулярный пересмотр и обновление процедур также являются важными, как и предоставление достаточных ресурсов для их выполнения. Мотивация персонала может быть усилена через систему вознаграждений или финансового поощрения. Данные исследования показывают, что одной из основных причин, почему СОП плохо внедряются и не исполняются в МО, являются отсутствие обучения персонала и недостаток вовлеченности руководства. Это подчеркивает важность обучения и поддержки со стороны руководства

для успешного внедрения и выполнения СОП. Другая важная причина - отсутствие регулярного пересмотра процедур и недостаток ресурсов. Это указывает на необходимость регулярного обновления процедур и обеспечения достаточного количества ресурсов для их выполнения.

Регулярное обучение персонала по специальным программам - ключевой элемент внедрения СОП. Оно помогает убедиться,

что все сотрудники знают и понимают новые процедуры, а также способствует их приверженности изменениям. Обучение также может помочь сотрудникам развить необходимые навыки и знания для выполнения процедур эффективно и безопасно. Кроме того, регулярное обучение может помочь в обнаружении и исправлении любых проблем или сложностей, которые могут возникнуть в процессе выполнения процедур.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Калугина Мария Геннадьевна (Maria G. Kalugina)* - аспирант направления подготовки 32.06.01 «Медико-профилактическое дело» профиль 3.2.3 «Общественное здоровье и здравоохранение», старший преподаватель кафедры общего ухода и организации сестринского дела медицинского института ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», Тамбов, Российская Федерация E-mail: kaluginamg0yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-0764-4269

Чернышева Марта Леонидовна (Marta L. Chernysheva) - кандидат медицинских наук, доцент, директор Аккредитационно-симуляционного центра ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», Тамбов, Российская Федерация E-mail: pk.tgu0yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-3015-269X

ЛИТЕРАТУРА

1. Зырянов С.К., Фитилев С.Б., Возжаев А.В., Шкребнева И.И., Тяжельников А.А., Шиндряева Н.Н. Внедрение концепции стандартных операционных процедур в практику первичного амбулаторного звена - утопия или назревшая необходимость? // Качественная клиническая практика. 2020. № 3. С. 75-84. DOI: https://www.doi.org/10.37489/2588-0519-2020-3-75-84 (дата обращения: 13.09.2023].

2. Фатхуллина Л.С., Гололобова Т.В., Александрова О.Ю., Матвеева Е.А., Шестопалова Т.Н., Рулева А.И. Разработка и применение системы стандартных операционных процедур в медицинской организации как инструмента обеспечения безопасности медицинской деятельности // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020. № 1-2. С. 43-51. DOI: https://www.doi.org/10.26347/1607-2502202001-02043-051 (дата обращения: 14.09.2023]

3. Бернатович О.А, Борзунов И.В., Попов А.А, Шкиндер Н.Л. Стандартные операционные процедуры как компонент системы обеспечения качества и безопасности сестринской деятельности // Менеджер здравоохранения. 2020. № 3. С 31-36. UDC 616-082.6 (дата обращения: 14.09.2023]

4. Lightner N., Bagian T. The benefits of standardization in healthcare systems. Advances in Human Factors and Ergonomics in Healthcare and Medical Devices: Proceedings of the AHFE 2021 Virtual Conference on Human Factors and Ergonomics in Healthcare and Medical Devices, July 25-29, 2021, USA. Springer International Publishing, 2021. P. 51-57. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-80744-3_7

5. Квон Г.М., Вакс В.Б. Использование шкалы Лайкерта при исследовании мотивационных факторов обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 11 (ноябрь]. С. 1039-1051. DOI: https://www.doi. org/10.2441 1/2304-120X-2018-1 1086

*Автор для корреспонденции.

6. Chen C., Kan T., Li Sh., Qiu C., Gui L. Use and implementation of standard operating procedures and checklists in prehospital emergency medicine: a literature review. The American Journal of Emergency Medicine. 2016. Vol. 34, N 12. P. 2432-2439. PMID: 27742522. DOI: https://www.doi.org/10.10167j.ajem.2016.09.057

7. Николаева Н.Г., Приймак Е.В., Разина И.С., Казанцева М.А. Менеджмент рисков применительно к организациям здравоохранения // Вестник РАМН. 2021. № 2. С. 187-195. DOI: https://doi.org/10.15690/vramn1490 (дата обращения: 19.09.2023].

REFERENCES

1. Zyryanov S.K., Fitilev S.B., Vozzhaev A.V., Shkrebniova I.I., Tyazhelnikov A.A., Shindryaeva N.N. implementation of the concept of standard operating procedures into primary care practice: utopia or urgent need? Kachestvennaya Klinicheskaya Praktika [Good Clinical Practice]. 2020; (3): 75-84. DOI: https://doi.org/10.37489/2588-0519-2020-3-75-84 (date of access: 13.09.2023] (in Russian)

2. Fatkhullina L.S., Gololobova T.V., Aleksandrova O. Yu., Matveeva E.A., Shestopalova T.N., Ruleva A.I. Development and application of a standard operating procedure system in a medical organization as a tool for ensuring the safety of medical activities. Problemy standartizacii v zdravoohranenii [Problems of standardization in healthcare]. 2020; (1-2): 43-51. DOI: https://doi.org/10.26347/1607-2502202001-02043-051 (date of access: 14.09.2023] (in Russian]

3. Bernatovich O.A., Borzunov I.V., Popov A.A., Shkinder N.L. Standard operating procedures as the nursing acitivies quality and safety assurance system component. Menedzher zdravoohraneniya [Health Care Manager]. 2020; (3): 31-6. UDC 616-082.6 (date of access: 14.09.2023) (in Russian)

4. Lightner N., Bagian T. The benefits of standardization in healthcare systems. Advances in Human Factors and Ergonomics in Healthcare and Medical Devices: Proceedings of the AHFE 2021 Virtual Conference on Human Factors and Ergonomics in Healthcare and Medical Devices, July 25-29, 2021, USA. Springer International Publishing, 2021; 51-7. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-80744-3_7

5. Kvon G.M., Vaks V.B. Using the Likert scale in the study of students' motivational factors. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific and methodological electronic journal «Concept»]. 2018; (11) (November): 1039-51. DOI: https://doi.org/10.2441 1/2304-120X-2018-1 1086 (in Russian)

6. Chen C., Kan T., Li Sh., Qiu C., Gui L. Use and implementation of standard operating procedures and checklists in prehospital emergency medicine: a literature review. The American Journal of Emergency Medicine. 2016; 34 (12): 2432-9. PMID: 27742522. DOI: https://www.doi.org/10.1016/j.ajem.2016.09.057

7. Nikolaeva N.G., Priymak E.V., Razina I.S., Kazantseva M.A. Risk management in relation to healthcare organizations. Vestnik RAMN [Bulletin of the Russian Academy of Medical Sciences]. 2021; (2): 187-95. DOI: https://doi.org/10.15690/ vramn1490 (date of access: 09.19.2023). (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.