ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТАНДАРТНЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР
Обосновывается актуальность разработки методических принципов формирования стандартных операционных процедур (СОП) медицинской деятельности. Представлены результаты их внедрения. Делается вывод о необходимости системной разработки и внедрения СОП для обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности.
Ключееые слова: стандартная операционная процедура, качество медицинской помощи, безопасность медицинской помощи, мониторинг показателей медицинской деятельности, медицинская деятельность
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Б01: 10.26347/1607-2502201809-10003-008
Т.В. Гололобова1'3, Т.Н. Шестопалова1, М.П. Харлампиди2, Л.С. Фатхуллина4, Р.Н. Хайруллин4
1 ФБУН «Научно-исследовательский институт дезинфектологии» Роспотребнадзора, Москва, Россия
2 ФГБУ «Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гельмгольца» Минздрава России, Москва, Россия
3 ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России, Москва, Россия 4ГАУЗ Межрегиональный клинико-диагностический центр, Казань, Россия
METHODOLOGICAL PRINCIPLES TO FORMATION OF STANDARD OPERATING PROCEDURES
The urgency of development of methodical principles of formation of standard operating procedures (SOP) of medical activity is proved. The results of their implementation are presented. The conclusion is made about the need for systematic development and implementation of SOP to ensure the quality and safety of medical activities.
Keywords: standard operating procedure, medical care quality, medical care safety, monitoring of medical care, medical activity
Authors declare lack of the possible conflicts of interests.
T.N. Shestopalova1, T.V Gololobova1'3, M.P Kharlampidi2, L.S. Fathullina4, R.N. Khairullin4
1 S^ntif^ Rеsеarсh Disinfесtology Institutе, Moscow, Russia
2 The Helmholtz Moscow Rеsеarсh Institutе of Eye Diseases, Moscow, Russia
3 Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, Moscow, Russia
4 Interregional Clinic and Diagnostic Center, Kazan, Russia
В современных условиях качество и безопасность медицинской деятельности обеспечиваются с помощью реализации комплекса мероприятий — организационных, технических, технологических, профилактических, информационных [1—6]. Тем не менее анализ деятельности меди-
цинских организаций свидетельствует, что для пациентов пребывание в медицинской организации по-прежнему сопряжено с риском нанесения дополнительного вреда здоровью [7—10]. Одной из ведущих причин такого положения является отсутствие надлежащей регламентации деятель-
ности персонала медицинской организации, работа которого связана с оказанием медицинской помощи.
В настоящее время в здравоохранении активно ведется работа по подготовке и внедрению стандартов оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) при определенных заболеваниях. Более 600 действующих стандартов и клинических рекомендаций (протоколов лечения) содержат требования к перечням диагностических и лечебных услуг, лекарственных средств и медицинских изделий, препаратов крови, другим компонентам, необходимым для качественного оказания медицинской помощи [11—14].
Вместе с тем эти документы не включают требования к проведению мероприятий, обеспечивающих безопасное пребывание пациентов в медицинской организации и не могут быть напрямую применены к конкретному медицинскому работнику. Регламентация деятельности персонала с целью повышения качества медицинской помощи и уровня безопасности пациентов требует разработки отдельных специальных документов — стандартных операционных процедур (СОП).
Стандартная операционная процедура, это документ, предназначенный для конкретного исполнителя и содержащий описание последовательности действий, необходимых для выполнения конкретной задачи. Обычно СОП составляется в тех случаях, когда рутинная (повторяющаяся) процедура должна закончиться определенным результатом, важным для функционирования организации.
Преимуществами СОП являются минимизация вероятности недопонимания исполнителями своих обязанностей, обеспечение сопоставимости и соблюдения нормативных требований.
В отечественной клинической практике СОПы пока необходимого широкого распространения не получили.
В зарубежной литературе приводятся отдельные примеры разработки и использования СОПов в клинике. Показано, что их использование позволяет снизить количество врачебных ошибок [20—22] при постановке диагноза, выявить факторы риска у пациентов, помогать в выявлении пациентов, склонных к суицидам и т.д. [15]. Однако, как отмечается, широкого распространения
СОПы в клинической практике за рубежом также еще не получили.
В настоящее время определены методические подходы к формированию и оценке показателей в системе внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности [16, 17].
Наряду с этим научно не обоснованы и не разработаны процедуры, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень качества оказываемой медицинской помощи, безопасности пациентов и персонала медицинских организаций, не формализованы и не стандартизованы функции персонала медицинских организаций и конкретные методические приемы, связанные с обеспечением качества и безопасности при выполнении медицинских процедур.
Существующие нормативные правовые акты достаточно широко отражают вопросы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности. Однако для процедур, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень качества и безопасности в медицинских организациях, в регламентирующих документах не могут быть отражены конкретные методические приемы для их обеспечения. Данная информация должна быть изложена в документах иного уровня — СОПах. Разработка СОП может проводиться как на уровне федеральных и региональных органов управления здравоохранением, так и на уровне конкретных медицинских организаций, подразделений [18, 19].
Таким образом, формирование и применение отвечающих современным требованиям медицинской науки и практики СОП может стать одним из действенных элементов управления как внутри медицинской организации, так и других субъектов управления здравоохранением.
Задачами внедрения СОП в медицинской организации, на наш взгляд, являются:
— стандартизация деятельности;
—упрощение ввода в работу новых сотрудников, поскольку обучение новых сотрудников проводится в соответствии со СОП, в которой в виде обязательной для заполнения формы имеется протокол обучения;
— облегчение контроля и аудитов — в соответствующем разделе СОП определяются лица, ответственные за организацию работы в соответствии с СОП, за выполнение изложенных в нем
требований, за обучение сотрудников правилам работы в соответствии с СОП;
— повышение качества и безопасности медицинской помощи;
— проведение аттестации сотрудников по владению профессиональными навыками.
В медицинских организациях актуальность разработки и внедрения СОП обусловлена необходимостью минимизировать риски, в том числе возможные ошибки, нанесение ущерба здоровью и жизни пациентов, а значит, необходимостью выбора наиболее безопасных, рациональных и адекватных технологий. Наряду с этим СОП, в которых представлены элементы контроля (чек-листы и др.) позволяют осуществлять мониторинг качества и безопасности медицинской помощи в медицинской организации, в том числе в случае возникновения конфликтов разного уровня и характера.
СОПы в медицинской организации должны разрабатываться с учетом их конкретных особенностей (типа, структуры, кадрового состава и т.д.), регулярно актуализироваться с учетом изменяющихся требований, технических возможностей и достижений научно-технического прогресса. При этом создание первоочередных СОПов должно соотноситься с наиболее проблемными областями функционирования медицинской организации. Так называемые «проблемные зоны» могут быть определены с помощью различных инструментов социологических исследований, включая анкетирование персонала и пациентов, а также метод экспертной оценки, включая аудит.
Нами разработана структура стандартных операционных процедур по обеспечению качества и безопасности при оказании медицинской помощи. Так, в СОП должны быть отражены:
— цель—указывается, к каким конкретно мероприятиям (процедурам, манипуляциям) устанавливаются требования данной СОП;
— область применения — указывается, на какие предприятия (организации) распространяется СОП;
— нормативные ссылки — указываются регламентирующие документы, использованные при разработке СОП;
— термины и обозначения — понятийный аппарат и расшифровка аббревиатур, использованных в СОП;
— распределение ответственности — указываются конкретные лица, ответственные за организацию контроля за выполнением требований данной СОП, за обучением медицинского персонала правилам, регламентируемым СОП;
— материально-техническое обеспечение — указываются оборудование и материалы, необходимые для выполнения требований СОП;
— описание процедуры — указываются предназначения регламентируемых процедур и условия соблюдения определенных требований для их успешной реализации и достижения запланированного результата;
— обучение персонала — регламентируется порядок повышения знаний и практических навыков по соответствующим вопросам, указывается лицо, ответственное за обучение, указывается порядок прохождения аттестации;
— оценка результативности — определяется порядок проведения мониторинга показателей, характеризующих те аспекты, на которые направлена данная СОП;
— наглядная информация — регламентируется обязательность размещения соответствующих инструкций, плакатов, методических пособий;
— статистические формы, приложения — регламентируется список обязательных для заполнения и включения в СОП соответствующих статистических форм для проведения мониторинга, протоколов для проведения аттестации, приложений для пояснения последовательности проведения соответствующих манипуляций.
Таким образом, разработанная структура СОП включает все необходимые аспекты, детально описывающие выполняемую процедуру, и позволяет обеспечить необходимый уровень безопасности пациентов и персонала при ее выполнении.
Для повышения качества и совершенствования системы безопасности медицинской деятельности целесообразно использовать системный подход и по каждому из направлений медицинской деятельности разрабатывать не отдельные СОПы, а систему СОП управленческого, обеспечивающего и исполнительского уровней. Нами разработан и внедрен в деятельность ряда медицинских организаций Москвы комплекс стандартных операционных процедур управленческого уровня — «Обучение медицинского персонала»; обеспечивающего уровня — «Учет приема, вы-
дачи и использования дезинфекционных средств в медицинской организации», «Бельевой режим в медицинской организации»; исполнительского уровня — «Порядок проведения гигиенической обработки рук и использования перчаток в медицинской организации», «Внутривенное введение лекарственных средств», «Внутримышечное введение лекарственных средств», «Уход за сосудистым катетером», «Уборка стационарных отделений», «Генеральная уборка процедурного кабинета», «Обработка медицинских изделий». На основании анализа данных о внедрении вышеуказанных СОП сделан вывод об эффективности использования перечисленных стандартных операционных процедур.
Представленные стандартные операционные процедуры являются базовыми и могут быть легко адаптированы к нуждам любой медицинской организации. Внедрение указанного комплекса СОП позволяет решить проблему обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации на разных уровнях.
Представленный подход к формированию стандартных операционных процедур позволяет разработать необходимые СОПы в отношении тех процедур, которые являются наиболее значимыми с точки зрения обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности в конкретных медицинских организациях и их структурных подразделениях.
Таким образом, определение методических принципов формирования стандартных операционных процедур медицинской деятельности позволяет обеспечить:
— единый подход к проведению ряда значимых, с точки зрения обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, процедур в медицинских организациях;
— одинаковый подход к оценке правильности выполнения процедур всеми сотрудниками;
— эффективный и легко выполнимый мониторинг соблюдения процедуры;
— облегчение процесса обучения и ввода в работу новых сотрудников;
— повышение качества и безопасности оказываемой медицинской помощи.
Итак, по нашему мнению, разработка и внедрение СОП для обеспечения качества и безопас-
ности медицинской деятельности должна осуществляться на системной основе, чтобы на всех уровнях управления обеспечить достижение запланированного результата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова О.Ю., Шаталов О.А., Маслова Е.А., Маркеева Ю.А. Платные медицинские услуги в свете нового законодательства. Менеджер здравоохранения. 2011; 9: 13—21.
2. Лиам Дональдсон Всемирный Альянс за безопасность пациентов: глобальный вызов. Менеджер здравоохранения. 2005; 12: 23—15.
3. Линденбратен А.Л. Качество организации медицинской помощи и критерии его оценки. Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья. 2013; 2: 20—23.
4. Линденбратен А.Л. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и проблемы управления качеством медицинской помощи. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2012; 4: 3—6.
5. Линденбратен А.Л., Кондратова Н.В., Дубинин Н.Д. Возможности применения различных моделей стандартизации для улучшения качества медицинской деятельности. Здравоохранение. 2015; 11: 74—81.
6. Линденбратен А.Л., Улумбекова Г.Э. Стандартизация и управление качеством медицинской помощи. Общественное здоровье и здравоохранение: Национальное руководство. 2013; 451—467.
7. Онищенко Г.Г. Оценка и управление рисками для здоровья как эффективный инструмент решения задач обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. Анализ риска здоровью. 2013; 1: 4—14.
8. Онищенко Г.Г., Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В., Шур П.З. Анализ риска здоровью в задачах совершенствования санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации. Анализ риска здоровью. 2014; 2: 4—13.
9. Перхов В.И., Янкевич Д.С. Послеоперационная летальность как критерий качества и безопасности медицинской деятельности. Вестник Росздравнадзора. 2017; 6: 44—51.
10. Шестопалов Н.В. Актуальные проблемы дезинфекто-логии и задачи по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Дезинфекционное дело. 2015; 4: 10—15.
11. Бойцов С.А., Марцевич С.Ю., Кутишенко Н.Д. и др. Регистры в кардиологии. Основные правила проведения и реальные возможности. Национальное общество доказательной фармакотерапии. 2013; 178 с.
12. Вялков А.И., Воробьев П.А., Сура М.В., Авксентьева М.В. Стандартные операционные процедуры (СОП) как один из элементов управления качеством медицинской помощи. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2005; 7: 1—6.
13. Иванов И.В., Астапенко Е.М. Обеспечение безопасности медицинских изделий в медицинской организации. Вестник Росздравнадзора. 2016; 5: 28—31.
14. Карсанов А.М. Система менеджмента качества и безопасность пациента в хирургии. Вестник Росздравнад-зора. 2017; 6: 52—56.
15. Кондратова Н.В. Международные цели безопасности пациентов: соблюдение требований стандартов JCI в многопрофильном стационаре. Заместитель главного врача. 2015; 10: 24—32.
16. Кубышкин В.А. Безопасная хирургия и клинические рекомендации. Хирургия. 2014; 5: 4—5.
17. Мурашко М.А. Качество медицинской помощи: пора меняться. Вестник Росздравнадзора. 2017; 1: 10—21.
18. Мурашко М.А., Серегина И.Ф., Матыцин Н.О. Методические основы применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля в сфере здравоохранения. Вестник Росздравнадзора. 2017; 3: 9—13.
19. Lawton R., Parker D. Barriers to incident reporting in a health care system. QualSaf Health Care. 2002; 11: 15—18.
20. Maillard N., Stirling S., Lilford R. et al. Patient Safety: An unsystematic review. 2006; 124 p.
21. Zhan C, Miller M.R. Administrative data based patient safety research: a critical review. QualSaf Health Care. 2003; 12 (2): 58—63.
22. Zhan C., Miller M.R. Excess length of stay, charges, and mortality attributable to medical injuries during hospitalization. JAMA. 2003; 290 (14): 1868—74.
Поступила 03.07.2018 Принята к опубликованию 09.07.2018
REFERENCES
1. Aleksandrova O.Yu., Shatalov O.A., Maslova E.A., Markeeva Yu.A. Platnye medicinskie uslugi v svete novogo za-konodatel'stva [Paid medical services within the meaning of the new legislation]. Menedzher zdravoohraneniya. [Health manager]. 2011; 9: 13—21. (In Russian).
2. Liam Donaldson. Vsemirnyj Al'yans za bezopasnost' pa-cientov: global'nyj vyzov [World Alliance for patient safety: a global challenge]. Menedzher zdravoohraneniya [Health manager]. 2005; 12: 23—15. (In Russian).
3. Lindenbraten A.L. Kachestvo organizacii medicinskoj po-moshchi i kriterii ego ocenki. [Quality of medical care organization and criteria of its evaluation]. Byull. Nacion-al'nogo NII obshchestvennogo zdorov'ya [Bull. National research Institute of public health]. 2013; 2: 20—23. (In Russian).
4. Lindenbraten A.L. Federal'nyj zakon «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» i problemy up-ravleniya kachestvom medicinskoj pomoshchi [Federal law «On the basics of health protection of citizens in the Russian Federation» and problems of quality management of medical care]. Problemy social'noj gigieny, zdra-voohraneniya i istorii mediciny [Problems of social hygiene, health care and medical history]. 2012; 4: 3—6. (In Russian).
5. Lindenbraten A.L., Kondratova N.V., Dubinin N.D. Voz-mozhnosti primeneniya razlichnyh modelej standartizacii dlya uluchsheniya kachestva medicinskoj deyatel'nosti [The possibility of applying different models of standardization for improving the quality of medical activities]. Zdravoohranenie [Health]. 2015; 11: 74—81. (In Russian).
6. Lindenbraten A.L., Ulumbekova G.E. Standartizaciya i up-ravlenie kachestvom medicinskoj pomoshchi [Standardization and quality management of medical care]. Obshchest-vennoe zdorov'e i zdravoohranenie: Nacional'noe rukovod-stvo [Public health and health: National leadership]. 2013; 451—467. (In Russian).
7. Onishchenko G.G. Ocenka i upravlenie riskami dlya zdor-ov'ya kak ehffektivnyj instrument resheniya zadach obespecheniya sanitarno-ehpidemiologicheskogo blago-poluchiya naseleniya Rossijskoj Federacii [Assessment and management of health risks as an effective tool for solving the problems of sanitary and epidemiological welfare of the population of the Russian Federation]. Analiz riska zdorov'yu [Health risk analysis]. 2013; 1: 4—14. (In Russian).
8. Onishchenko G.G., Popova A.Yu., Zajtseva N.V., May I.V., Shur P.Z. Analiz riska zdorov'yu v zadachah sovershen-stvovaniya sanitarno-ehpidemiologicheskogo nadzora v Rossijskoj Federacii [Analysis of health risk in tasks of improvement of sanitary and epidemiological surveillance in the Russian Federation]. Analiz riska zdorov'yu [Health risk analysis]. 2014; 2: 4—13. (In Russian).
9. Perhov V.I., Yankevich D.S. Posleoperacionnaya letal'nost' kak kriterij kachestva i bezopasnosti medicinskoj deyat-el'nosti [Postoperative mortality as a criterion of quality and safety of medical activity]. Vestnik Roszdravnadzora [Gazette Of Roszdravnadzor]. 2017; 6: 44—51. (In Russian).
10. Shestopalov N.V. Aktual'nye problemy dezinfektologii i zadachi po obespecheniyu sanitarno-ehpidemiologichesko-go blagopoluchiya naseleniya [Actual problems of Disin-fectology and tasks on ensuring sanitary and epidemiologi-cal welfare of the population]. Dezinfekcionnoe delo [Disinfection business]. 2015; 4: 10—15. (In Russian).
11. Bojcov S.A., Marcevich S.Yu., Kutishenko N.D. i dr. Registry v kardiologii. Osnovnye pravila provedeniya i re-al'nye vozmozhnosti [Registers in cardiology. The basic rules and real opportunities]. Nacional'noe obshchestvo dokazatel'noj farmakoterapii [National society of evidence-based pharmacotherapy]. 2013; 178 s. (In Russian).
12. Vyalkov A.I., Vorob'ev P.A. i dr. Standartnye operacionnye procedury kak odin iz ehlementov upravleniya kachestvom medicinskoj pomoshchi [Standard operating procedures as one of the elements of quality management of medical care]. Problemy standartizacii v zdravoohranenii [Problems of standardization in health care]. 2005; 7: 1—7. (In Russian).
13. Ivanov I.V., Astapenko E.M. Obespechenie bezopasnosti medicinskih izdelij v medicinskoj organizacii [Ensuring the safety of medical devices in the medical organization]. Vestnik Roszdravnadzora [Gazette of Roszdravnadzor]. 2016; 5: 28—31. (In Russian).
14. Karsanov A.M. Sistema menedzhmenta kachestva i bezo-pasnost' pacienta v hirurgii [Quality management system and patient safety in surgery]. Vestnik Roszdravnadzora [Gazette of Roszdravnadzor]. 2017; 6: 52—56. (In Russian).
15. Kondratova N.V. Mezhdunarodnye celi bezopasnosti pa-cientov: soblyudenie trebovanij standartov JCI v mnogo-profil'nom stacionare [International patient safety objectives: compliance with JCI standards in a multi-disciplinary hospital]. Zamestitel' glavnogo vracha [Deputy chief physician]. 2015; 10: 24—32. (In Russian).
16. Kubyshkin V.A. Bezopasnaya hirurgiya i klinicheskie re-komendacii [Safe surgery and clinical guidelines]. Hirurgiya [Surgery]. 2014; 5: 4—5. (In Russian).
17. Murashko M.A. Kachestvo medicinskoj pomoshchi: pora menyat'sya [Quality of medical care: it's time to change]. Vestnik Roszravnadzora [Gazette Of Roszdravnadzor]. 2017; 1: 10—21. (In Russian).
18. Murashko M.A., Seregina I.F., Matytsin N.O. Metodichesk-ie osnovy primeneniya risk-orientirovannogo podhoda pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya v sfere zdra-voohraneniya [Methodical bases of application of the risk-oriented approach at implementation of the state control in the sphere of health care]. Vestnik Roszdravnadzora [Gazette of Roszdravnadzor]. 2017; 3: 9—13. (In Russian).
19. Lawton R., Parker D. Barriers to incident reporting in a health care system. QualSaf Health Care. 2002; 11: 15—18.
20. Maillard N., Stirling S., Lilford R. et al. Patient Safety: An unsystematic review. 2006; 124 p.
21. Zhan Cro, Miller M.R. Administrative data based patient safety research: a critical review. QualSaf Health Care. 2003; 12 (2): 58—63.
22. Zhan C., Miller M.R. Excess length of stay, charges, and mortality attributable to medical injuries during hospitalization. JAMA. 2003; 290 (14): 1868—74.
Received on 03.07.2018 Accepted for publication on 09.07.2018
Сведения об авторах:
Гололобова Татьяна Викторовна — д-р мед. наук, заместитель директора ФБУН НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора. 117246, Москва, Научный пр., 18. Тел. (495) 332-01-01. E-mail: [email protected].
Шестопалова Татьяна Николаевна — старший научный сотрудник ФБУН НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора. 117246, Москва, Научный пр., 18. Тел. (495) 332-01-37. E-mail: [email protected].
Харлампиди Марина Панаетовна — канд. мед. наук, главный врач ФГБУ «МНИИ ГБ им. Гельмгольца» Минздрава России. 105062, Москва, ул. Садовая-Черногрязская, 14/19. Тел. (495) 917-58-78. E-mail: [email protected].
Фатхуллина Люция Сулеймановна — главный внештатный специалист трансфузиолог МЗ Республики Татарстан, заведующая отделением заготовки крови и ее компонентов ГАУЗ «Межрегиональный клинико-диагностический центр». 420101, г. Казань, ул. Карбышева 12А. Тел. (905) 37-745-08. E-mail: [email protected].
Хайруллин Рустем Наилевич, кардиохирург, генеральный директор, ГАУЗ «Межрегиональный клинико-диагностический центр», доктор медицинских наук, 420101, г. Казань, ул. Карбышева 12А. тел (843) 291-11-77, E-mail: [email protected].
About the authors:
Gololobova Tatyana V. — Doctor of Medical Sciences, Deputy Director of the Federal Budget Institution of Science Research Institute of Disinfectology of Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing. 117246, Moscow, Nauchnyj pr., 18. Tel. (495) 332-01-01. E-mail: [email protected].
Shestopalova Tatiana N. — Senior Researcher of the Federal Budget Institution of Science Research Institute of Disinfectology of Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing. 117246, Moscow, Nauchnyj pr., 18. Tel. (495) 332-01-37. E-mail: [email protected].
Kharlampidi Marina P. — Candidate of Medical Sciences, Chief Physician of the Helmholtz Moscow Research Institute of Eye Diseases. 105062, Moscow, Sadovaya-Chernogryazskaya ul., 14/19. Tel. (495) 917-58-78. E-mail: [email protected].
Fatkhullina Luciya S. — Chief freelance specialist transfusiologist of the Ministry of Healthcare of the Republic of Tatarstan, Head of the Department of blood and its components of the Interregional clinic and diagnostic center. 420101, Kazan, Karbysheva ul., 12A. Tel. (905) 37-745-08. E-mail: [email protected].
Khairullin Rustem N. — Cardiac surgeon, General Director, Interregional clinic and diagnostic center, Doctor of Medical Sciences, 420101, Kazan, 12A Karbysheva ulitsa. Tel. (843) 291-11-77, E-mail: [email protected].