Научная статья на тему 'Социологические аспекты содержания и исправления малолетних осужденных в идейном наследии Н. М. Ядринцева'

Социологические аспекты содержания и исправления малолетних осужденных в идейном наследии Н. М. Ядринцева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Society and Security Insights
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Н. М. Ядринцев / сибирское областничество / история социологической мысли / осужденные / тюрьма / малолетние преступники / детские колонии / пенитенциарная социология / N. M. Yadrintsev / Siberian regionalism / history of sociological thought / convicts / prison / juvenile off enders / children’s colonies / penitentiary sociology

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александр Викторович Головинов, Юлия Владимировна Головинова

Цель настоящей работы предполагает систематическую реконструкцию социологических воззрений лидера движения сибирских областников — Н. М. Ядринцева по поводу режима содержания и механизмов исправления малолетних преступников. Актуальность исследования продиктована научно-академическими и практическими задачами. Во-первых, данный фрагмент идейного наследия просветителя в литературе до сих пор не получил должного освещения, поэтому результаты нашей работы могут способствовать развитию предметной области истории социологической мысли в России. Во-вторых, исследование может быть полезно при разработке доктринальных основ современной государственной пенитенциарной политики. Работа базируется на методологии «новой социальной истории» и положениях «новой интеллектуальной истории», что позволяет рассматривать общественные явления сквозь призму индивида, а не государства. Был также широко использован текстологический анализ работ Н. М. Ядринцева по заявленной теме. В ходе исследования установлено, что сибирский мыслитель выступал за отделение несовершеннолетних арестантов от взрослых сидельцев и учреждение для данной категории подневольных специального режима содержания. В статье отмечается, что, рассматривая проблему содержания в изоляции от общества несовершеннолетних преступников, сибирский областник фиксировал последовательную гуманизацию самого уголовного наказания по отношению к детям. Авторами показано, что в деле перевоспитания малолетних осужденных публицист предлагал скорейшее введение воспитательного надзора в целях нравственного воздействия на детей-преступников. В целом делается вывод о том, что Н. М. Ядринцев разрабатывал механизмы исправления, основанные на положительных примерах из социальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Александр Викторович Головинов, Юлия Владимировна Головинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological Aspects of Content and Correction of Junior Convicted in the Ideal Heritage of N. M. Yadrintsev

Th e purpose of this work involves a systematic reconstruction of the sociological views of the leader of the movement of Siberian regionalists — N. M. Yadrintsev on the problem of the regime of detention and mechanisms for the correction of juvenile delinquents. Th e relevance of the study is dictated by scientifi c, academic and practical tasks. Firstly, this fragment of the enlightenment’s ideological heritage has not yet received adequate coverage in literature. Th erefore, the results of our work can contribute to the development of the subject area of the history of sociological thought in Russia. Secondly, the study can be useful in developing the doctrinal foundations of modern state penitentiary policy. Th e work is based on the methodology of the “new social history” and the provisions of the “new intellectual history”, which allows us to consider social phenomena through the prism of the individual, and not the state. Textual analysis of N. M. Yadrintsev’s works on the stated topic was also widely used. In the course of the study, it was established that the Siberian thinker advocated the separation of juvenile prisoners from adult inmates and the establishment of a special regime of detention for this category of forced prisoners. Th e article notes that when considering the problem of keeping juvenile criminals in isolation from society, the Siberian regionalist recorded the consistent humanization of the criminal punishment itself for children. Th e authors also show that in the matter of re-education of juvenile convicts, the publicist proposed the speedy introduction of educational supervision for the purpose of moral infl uence on child criminals. In general, it is concluded that N. M. Yadrintsev developed a rational method of correction, which should be based on examples from social life that give concepts about the mutual connection of people.

Текст научной работы на тему «Социологические аспекты содержания и исправления малолетних осужденных в идейном наследии Н. М. Ядринцева»

Научная статья / Research Article УДК 316.2

DOI: 10.14258/SSI(2024)1-10

Социологические аспекты содержания и исправления малолетних осужденных в идейном наследии Н. М. Ядринцева

Александр Викторович Головинов

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия, alex-golovinov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8493-2902

Юлия Владимировна Головинова

Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, yu.golovinova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6190-4511

Аннотация. Цель настоящей работы предполагает систематическую реконструкцию социологических воззрений лидера движения сибирских областников — Н. М. Ядринце-ва по поводу режима содержания и механизмов исправления малолетних преступников. Актуальность исследования продиктована научно-академическими и практическими задачами. Во-первых, данный фрагмент идейного наследия просветителя в литературе до сих пор не получил должного освещения, поэтому результаты нашей работы могут способствовать развитию предметной области истории социологической мысли в России. Во-вторых, исследование может быть полезно при разработке доктринальных основ современной государственной пенитенциарной политики. Работа базируется на методологии «новой социальной истории» и положениях «новой интеллектуальной истории», что позволяет рассматривать общественные явления сквозь призму индивида, а не государства. Был также широко использован текстологический анализ работ Н. М. Ядринцева по заявленной теме. В ходе исследования установлено, что сибирский мыслитель выступал за отделение несовершеннолетних арестантов от взрослых сидельцев и учреждение для данной категории подневольных специального режима содержания. В статье отмечается, что, рассматривая проблему содержания в изоляции от общества несовершеннолетних преступников, сибирский областник фиксировал последовательную гуманизацию самого уголовного наказания по отношению к детям. Авторами показано, что в деле перевоспитания малолетних осужденных публицист предлагал скорейшее введение воспитательного надзора в целях нравственного воздействия на детей-преступников. В целом делается вывод о том, что Н. М. Ядринцев разрабатывал механизмы исправления, основанные на положительных примерах из социальной жизни.

Ключевые слова: Н. М. Ядринцев, сибирское областничество, история социологической мысли, осужденные, тюрьма, малолетние преступники, детские колонии, пенитенциарная социология

Для цитирования: Головинов А.В., Головинова Ю.В. Социологические аспекты содержания и исправления малолетних осужденных в идейном наследии Н.М. Ядринцева // Society and Security Insights. 2024. Т. 7, № 1. С. 151-159. doi: 10.14258/ssi(2024)1-10.

Sociological Aspects of Content and Correction of Junior Convicted in the Ideal Heritage of N. M. Yadrintsev

Alexander V. Golovinov

Altai State University, Barnaul, Russia, alex-golovinov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8493-2902

Yulia.V. Golovinova

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, yu.golovinova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6190-4511

Abstract. The purpose of this work involves a systematic reconstruction of the sociological views of the leader of the movement of Siberian regionalists — N. M. Yadrintsev on the problem of the regime of detention and mechanisms for the correction of juvenile delinquents. The relevance of the study is dictated by scientific, academic and practical tasks. Firstly, this fragment of the enlightenment's ideological heritage has not yet received adequate coverage in literature. Therefore, the results of our work can contribute to the development of the subject area of the history of sociological thought in Russia. Secondly, the study can be useful in developing the doctrinal foundations of modern state penitentiary policy. The work is based on the methodology of the "new social history" and the provisions of the "new intellectual history", which allows us to consider social phenomena through the prism of the individual, and not the state. Textual analysis of N. M. Yadrintsev's works on the stated topic was also widely used. In the course of the study, it was established that the Siberian thinker advocated the separation of juvenile prisoners from adult inmates and the establishment of a special regime of detention for this category of forced prisoners. The article notes that when considering the problem of keeping juvenile criminals in isolation from society, the Siberian regionalist recorded the consistent humanization of the criminal punishment itself for children. The authors also show that in the matter of re-education of juvenile convicts, the publicist proposed the speedy introduction of educational supervision for the purpose of moral influence on child criminals. In general, it is concluded that N. M. Yadrintsev developed a rational method of correction, which should be based on examples from social life that give concepts about the mutual connection of people.

Keywords: N. M. Yadrintsev, Siberian regionalism, history of sociological thought, convicts, prison, juvenile offenders, children's colonies, penitentiary sociology

For citation: Golovinov, A.V., Golovinova, Yu.V. (2024). Sociological Aspects of Content and Correction of Junior Convicted in the Ideal Heritage of N.M. Yadrintsev. Society and Security Insights, 7(1), 151-159. (In Russ.). doi: 10.14258/ssi(2024)1-10.

Введение

Учреждения системы исполнения наказания выступают неотъемлемой частью государственной машины по борьбе с девиациями. Между тем мир тюремных застенков создает собственные социальные практики, что часто приводит к ресоциализации осужденных и росту рецидивов среди бывших арестантов. Потому механизмы исправления преступников, к сожалению, далеко не всегда достигают поставленных целей. Особую остроту проблема приобретает в среде несовершеннолетних лиц, отбывающих наказание. В историю уголовно-исполнительной политики как важной части социальной политики отечественного государства относительно недавно вошла практика отдельного содержания малолетних злоумышленников и особого отношения к ним. Только во второй половине XIX в. в судебных уставах Российской Империи впервые была узаконена необходимость отдельных исправительных приютов для детей-преступников. Этот период социальной истории в гуманитарных науках принято квалифицировать как эпоху больших либеральных преобразований и эмансипации. Именно в период «великих реформ» русская общественность обратила свой взор на проблемы пенитенциарной политики по отношению к малолетним арестантам. Одним из первых в истории русской социологической мысли проблематику содержания и исправления малолетних осужденных принялся рассматривать Н. М. Ядрин-цев. Идеолог сибирского областничества не был профессиональным ученым-криминалистом, однако внес определенный вклад в изучение этого деликатного вопроса. В своей актуальной социальной и политической публицистике просветитель обращался к теме тюрьмы неоднократно. Жизненные обстоятельства в свое время привели известного сибиряка в казематы Омского тюремного замка. Личный опыт заключенного создавал почву для социологических наблюдений за миром мест лишения свободы. К тому же интерес Н. М. Ядринцева к тюрь-моведению был продиктован поиском решения насущных проблем родной Сибири, которая была центром ссылки, тюрьмы и каторги. Данное обстоятельство негативно влияло на социальную стратификацию сибирского общества. Желая отчему краю процветания и благополучия, просветитель серьезно погружался в пенитенциаристику. Всестороння рефлексия вывела мыслителя на проблему затруднительного положения детей-преступников. Однако в современной научно-исследовательской литературе этот фрагмент социологических воззрений лидера движения сибирских областников не получил должного освещения.

Общие вопросы социально-философского и публицистического наследия представлены в работах таких ученых как, А. О. Бороноев (2004), В. П. Зиновьев (2022), И. Л. Дамешек (2019), В. А. Гордиенко, Н. В. Жилякова (2020), Ю. А. Зуляр (2022), В. А. Должиков (2018), М. К. Чуркин (2021), А. В. Малинов (2013), Е. П. Ко-валяшкина (2005), Е. А. Масяйкина (2022), О. П. Дорошенко (2020). Современные исследователи раскрывают самые разные стороны областнического учения. Между тем актуальным видится выявление и реконструкция социологических аспектов содержания и исправления малолетних осужденных в идейном мире Н. М. Ядринцева, чему и посвящена данная статья.

Методология исследования

Настоящее исследование базируется на междисциплинарном инструментарии. Использовались теоретические положения «новой социальной истории», что позволяет рассматривать общественные процессы в фокусе обращения к индивиду и отдельным социальным группам, а не к государству и органам публичной власти. Широко применялся текстологический контент-анализ произведений Н. М. Ядрин-цева. Данный метод направлен на выявление коренного и истинного смысла в письменном выражении взглядов просветителя. Методология «новой культурно-интеллектуальной истории» способствовала пониманию социологических текстов Н. М. Ядринцева в контексте культурного и идеологического пространства эпохи.

Результаты и их обсуждение

Итак, рассматривая проблему содержания несовершеннолетних преступников в изоляции от общества, сибирский областник фиксировал последовательную гуманизацию самого уголовного наказания к детям. Но тут-то и возникал определенный диссонанс. С одной стороны, положительным моментом считал Н. М. Ядринцев, что к детям не применяли суровые формы наказания, такие как каторжные работы или труд на рудниках. Плюс к этому необходимо добавить, что по уголовному закону дореволюционной России малолетних преступников не подвергали ссылке. С другой же стороны, в вопросе тюремного заключения такого мягкого подхода как раз недоставало. «Что касается тюремного заключения, — отмечал просветитель, — то в тех условиях, в каких оно выполняется над взрослыми, по отношению к ребенку, вступившему на путь порока, очевидно, оно имело бы последствием его окончательное огрубление и извращение. Содержание детей среди общества взрослых преступников должно было, конечно, производить самое невыгодное влияние на них. Все эти обстоятельства должны были изменить как воззрения криминалистов, так и уголовной практики на малолетних преступников, а рядом с этим вызвать в среде общественных и государственных деятелей вопрос об организации специальных заведений для исправления и призрения детей, впадающих в преступления вследствие отсутствия заботы о них, правильного воспитания и тяжких условий жизни» (Ядринцев, 1874: 79).

Отделение несовершеннолетних арестантов от взрослых сидельцев и учреждение для данной категории подневольных специального режима содержания просветитель считал лишь робким и несмелым шагом отечественного законодателя. В этом смысле просветитель призывал использовать зарубежный опыт с осторожностью. Публицист положительно оценивал, что юристы и педагоги, заинтересованные этим вопросом, пытались использовать опыт исправительных учреждений Запада. Однако такой опыт подвергал критике. «Во французских колониях малолетних преступников, — замечал Н. М. Ядринцев, — применялась маршировка, было употребляемо бритье детских голов за побеги и т.п.; мы не говорим уже о строгости дисциплинарных наказаний, особых куртках для связывания детей и т.п. Поэтому заимствование образцов из этих колоний подлежит строгому разбору» (Ядринцев, 1874: 80).

Стоит отметить, что юридическая сторона обозначенного вопроса мало интересовала просветителя. В центре внимания оказалась проблематика социального воздействия тюремного быта и арестантской субкультуры на преступников, в особенности детей-правонарушителей. В целом, проводя свои социологические наблюдения, «достойный сын Сибири» констатировал крайне слабое исправительное воздействие системы исполнения наказания на арестантов. По мнению публициста, русская тюрьма никого еще не исправила, но всегда превращала и продолжает превращать своих подневольных обитателей в людей раздражительных, желчных, больных физически и морально. «Какое же ужасное разрушающее влияние должна иметь тюрьма на малолетних преступников, тем разрушительнее и резче должно быть это влияние, чем моложе субъект», — вот к какому умозаключению пришел Н. М. Ядринцев (Ядринцев, 1875: 1). Социальные практики в «мертвых домах», мягко говоря, противоречили высоконравственным целям перевоспитания юных преступников, закрепленных в законодательстве. Препарируя «Положение об отделении малолетних арестантов при петербургском тюремном замке», просветитель отмечал, что главное внимание должно быть обращено на организацию нравственно-исправительной части. Именно так и было сформулировано в нормативном акте. Вполне понятно, что во все времена отечественный правотворец создает очень неплохие юридические конструкции, однако в правоприменении, увы, далеко не всегда достигаются обозначенные правовые принципы.

В деле перевоспитания малолетних осужденных публицист предлагал скорейшее введение воспитательного надзора в целях нравственного воздействия на детей-преступников. На полосах центральной периодики — в столичной газете «Голос» в 1875 г. писатель-сибиряк крепко взялся за анализ «Тюремного Устава» и «Положения об отделении малолетних арестантов при петербургском тюремном замке». Герменевтическая аналитика буквы данных нормативных актов и гносеологические рассуждения отчетливо позволили установить, что роль воспитателя ставится в полную зависимость от тюремного смотрителя. Н. М. Ядрин-цев обнаружил, что воспитатель состоит только на правах помощника надзирателя тюремного замка.

Сибирский областник был убежден в том, что социологические и статистические данные о малолетних в колониях чрезвычайно назидательны для общества, столь холодного и мало заинтересованного судьбой приютов и детских колоний. «Не менее важны сведения о детских тюрьмах, — констатировал публицист, — и для указания тех задач и осмотрительности, какой требует постановка рационального воспитания и обхождения с этими детьми в приютах для достижения результатов исправления. Мы далеки, чтобы считать петербургскую колонию идеалом совершенства и расточать ей похвалы. Напротив, ей предстоит еще много совершить, много поработать, чтобы достигнуть настоящих результатов...» (Ядринцев, 1874: 79).

В целом Н. М. Ядринцев разделял положения социологической концепции Г. Спенсера. Вслед за создателем эволюционной теории он понимал преступле-

ние как антисоциальное явление. Прямо ссылаясь на известного социолога, Н. М. Ядринцев отмечал: «Преступление антисоциально, как говорит Спенсер. Побуждением к нему служат своекорыстные чувства, а сдерживают его чувства социальные. Единственным возбудителем к хорошему образу действий с другими и естественным противником дурного образа действий служит сочувствие» (Ядринцев, 1872: 700). Потому в деле перевоспитания детей-преступников сочувствие и мягкий нравственный подход крайне важны.

Таким образом, рациональный метод исправления, в особенности применимый к детям, как полагал Н. М. Ядринцев, должен быть основан на примерах из социальной жизни, дающих понятия о взаимной связи людей и законах, управляющих человеческими сношениями. Пенитенциарное воспитание должно начаться вследствие этого с наглядного убеждения в выгоде соединения человеческих сил и взаимных обязательств. Потому общинные начала как нельзя лучше подходили для реализации этой задачи. «Острожная община, — замечал публицист, — всегда выказывала свое коллективное могущество, весь свой ум, всю энергию и настойчивость. Менялась ее обстановка, изменялись десятки начальников, применялись самые суровые и разнообразные меры, но арестантство стояло крепко и сумело сохранить права своей общины» (Ядринцев, 1872: 163).

Заключение

Итак, подводя итоги, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, Н. М. Ядринцев в своих социологических разработках в сфере содержания и исправления малолетних осужденных делал акцент на необходимости создания специализированных колоний для несовершеннолетних. В дореволюционной России такие учреждения не были распространены, только несколько пенитенциариев в Москве и Петербурге имели специальные отделения для малолетних арестантов. Чаще всего детей-преступников содержали вместе со взрослыми сидельцами. Сибирский областник выступил ярым противником такого положения дел. Во-вторых, просветитель настаивал на очень осторожном применении зарубежного опыта по содержанию малолетних арестантов, который часто также был далек от гуманных методов перевоспитания. В-третьих, публицист придерживался принципа использования воспитательного надзора в целях нравственного воздействия на детей-преступников. В-четвертых, Н. М. Ядринцев выступал за рациональный метод исправления, основанный на примерах из социальной жизни, в частности на общинной самоорганизации осужденных.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Бороноев А. О. Сибирская идентичность: становление и содержание // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2004. № 3(36). С. 152-159

Гордиенко В. А., Жилякова Н. В. Публицистика А. В. Адрианова и Г. Н. Потанина в газете «Сибирская жизнь», 1917 г. // Вопросы журналистики. 2020. № 8. С. 101-116. DOI 10.17223/26188422/8/7

Дамешек И. Л. Областническая концепция как выражение сибирского самосо-

знания. Иркутское общество и «сибирские вопросы» // Государственная власть и общество: на материалах городов Иркутской губернии XIX — начала ХХ веков : коллективная монография. Иркутск : Оттиск, 2019. С. 98-120.

Должиков В. А. Н. М. Ядринцев об этнокультурном взаимодействии крестьян-старообрядцев Русского Алтая с аборигенным населением // Народы и религии Евразии. 2018. № 15(2). С. 78-85.

Дорошенко О. П. Просветительско-педагогическая деятельность Г. Е. Ката-наева в контексте развития идей сибирского областничества // Вестник Томского государственного университета. История. 2020. № 63. С. 117-122. DOI 10.17223/19988613/63/16

Зуляр Ю. А. Некоторые аспекты политической культуры современных жителей мегарегиона Сибирь // Иркутский историко-экономический ежегодник : сборник статей. Иркутск : Байкальский государственный университет, 2022. С. 56-70. DOI 10.17150/978-5-7253-3085-4.04

Зиновьев В. П., Филонов И. Д. «Сибирский вестник» и сибирское областничество: эволюция отношений в 1885-1905 гг. // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 484. С. 121-126.

Коваляшкина Е. П. «Инородческий вопрос» в Сибири: концепции государственной политики и областническая мысль Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. 323 с.

Малинов А. В. Областничество в истории русской мысли // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16, № 1. С. 41-52.

Масяйкина Е., Владимирова С. Идеология областничества в зеркале русской культуры: на материале лексико-языковых практик повести Георгия Гребенщикова «Ханство Батырбека» // Юрислингвистика. 2022. № 26(37). С. 90-95. DOI 10.14258/ leglin(2022)2615

Чуркин М. К. «Субалтерны» колонизации в научно-публицистическом и литературном наследии Н.М. Ядринцева // Имагология и компаративистика. 2021. № 15. С. 236-247. DOI 10.17223/24099554/15/14

Шиловский М. В. Вопросы истории региона в книге Н. М. Ядринцева «Сибирь как колония» // Ядринцевские чтения. Вып. 6. Барнаул, 2019. С. 72-77.

Ядринцев Н. М. Колонии для малолетних преступников // Дело. 1874. № 7-8. С. 75-96.

Ядринцев Н. М. Малолетние преступники и тюрьма // Голос. 1875. № 194. С. 1.

Ядринцев Н. М. Русская община в тюрьме и ссылке. Исследования и наблюдения за жизнью тюремных, ссыльных и бродяжеских общин. Сравнение различных систем наказания у нас и в Западной Европе. Основа новой рациональной системы исправления согласно выводам пенитенциарной науки и опыту русской тюремной общины. СПб., 1872. 768 с.

REFERENCES

Boronoev, A. O. (2004). Siberian identity: formation and content. Vestnik Rossijskogo gu-manitarnogo nauchnogo fonda, 3, 152-159. (In Russ.)

Gordienko V. A., Zhilyakova N. V. (2020). Journalism of A. V. Adrianov and G. N. Pota-nin in the newspaper "Siberian Life", 1917. Voprosy zhurnalistiki, 8, 101-116. DOI 10.17223/26188422/8/7 (In Russ.)

Dameshek, I. L. (2019).Regional concept as an expression of Siberian self-awareness. Irkutsk society and "Siberian issues". In: State power and society: based on materials from the cities of the Irkutsk province of the 19th — early 20th centuries: collective monograph. Irkutsk : Ottisk, pp. 98-120. (In Russ.)

Dolzhikov, V. A. (2018). N. M. Yadrintsev about the ethno-cultural interaction of the Old Believer peasants of the Russian Altai with the aboriginal population. Narody i religii Evrazii, 15(2), 78-85. (In Russ.)

Doroshenko, O. P. (2020). Educational and pedagogical activities of G.E. Katanaev in the context of the development of ideas of Siberian regionalism. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta. Istoriya, 63, 117-122. DOI 10.17223/19988613/63/16 (In Russ.)

Zulyar, Yu. A. (2022). Some aspects of the political culture of modern residents of the Siberia megaregion. In: Irkutsk Historical and Economic Yearbook: Collection of articles. Irkutsk: Bajkal'skij gosudarstvennyj universitet (pp. 56-70). DOI 10.17150/978-5-72533085-4.04 (In Russ.)

Zinoviev, V. P. Filonov, I.D. (2022). «Sibirsky Vestnik» and Siberian regionalism: the evolution of relations in 1885-1905. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 484, 121-126 (In Russ.)

Kovalyashkina, E. P. (2005). "The foreign question" in Siberia: concepts of state policy and regional thought. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta (In Russ.)

Malinov, A. V. (2013). Regionalism in the history of Russian thought. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii, 16(1) 41-45. (In Russ.).

Masyakina, E., Vladimirova, S. (2022). The ideology of regionalism in the mirror of Russian culture: based on the lexical and linguistic practices of Georgy Grebenshchikov's story "The Khanate of Batyrbek". Yurislingvistika, 26(37), 90-95. DOI 10.14258/leg-lin(2022)2615 (In Russ.).

Churkin, M. K. (2021). "Subalterns" of colonization in the scientific, journalistic and literary heritage of N.M. Yadrintsev. Imagologiya i komparativistika, 15, 236-247. DOI 10.17223/24099554/15/14 (In Russ.)

Shilovsky, M. V. (2019). Questions of the history of the region in the book of N. M. Yadrintsev "Siberia as a colony". In: Yadrintsev readings. Issue 6. (pp. 72-77). Barnaul/ (In Russ.).

Yadrintsev, N. M. (1874). Colonies for juvenile delinquents. Delo, 7-8, 75-96. (In Russ.)

Yadrintsev N. M. (1875). Juvenile delinquents and prison. Golos, 194, 1. (In Russ.)

Yadrintsev, N. M. (1872). Russian community in prison and exile. Research and observation of the life of prison, exile and vagrant communities. Comparison of different punishment systems in our country and in Western Europe. The basis of a new rational system of correction according to the conclusions of penitentiary science and the experience of the Russian prison community. St. Petersburg. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Александр Викторович Головинов — канд. филос. наук, доцент кафедры конституционного и международного права Алтайского государственного университета, г. Барнаул, Россия.

Alexander V. Golovinov — Cand. Sci. (Philosophy), Associate Professor at the Department of Constitutional and International Law, Institute of Law, Altai State University, Barnaul, Russia.

Юлия Владимировна Головинова — канд. ист. наук, доцент кафедры правоведения и методики преподавания социально-экономических дисциплин Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, Россия.

Yulia.V. Golovinova — Cand. Sci. (History), Associate Professor at the Department of Law and Methods of Teaching of Socio-Economic Disciplines, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia.

Статья поступила в редакцию 16.01.2024; одобрена после рецензирования 10.02.2024;

принята к публикации 20.02.2024.

The article was submitted 16.01.2024; approved after reviewing 10.02.2024; accepted for publication 20.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.