Научная статья на тему 'Социологическая концепция партогенеза М. Я. Острогорского'

Социологическая концепция партогенеза М. Я. Острогорского Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2484
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / ПАРТОГЕНЕЗ / ВЛАСТЬ / POLITICAL PARTY / DEMOCRACY / PARTOGENESIS / THE POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яушев Алексей Васильевич

В статье рассматривается концепция известного русского социолога М. Я. Острогорского. Выявлена взаимосвязь между процессом демократизации и становлением политических партий. Особое внимание уделяется процессу образования партий, функционированию партийной машины и становлению внутрипартийной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Sociological Conception of Partogenesis of M. Ya. Ostrogorsky

In the article the conception of the well-known Russian sociologist M.Ya. Ostrogorsky is considered. The interrelation between process of democratization and formation of political parties is revealed. Special attention is given to the process of formation of parties, functioning of the party mechanism and formation of the inner-party power.

Текст научной работы на тему «Социологическая концепция партогенеза М. Я. Острогорского»

УДК 316.258 ББК 60.5

А. В. Яушев г. Санкт-Петербург, Россия Социологическая концепция партогенеза М. Я. Острогорского

В статье рассматривается концепция известного русского социолога М. Я. Острогорского. Выявлена взаимосвязь между процессом демократизации и становлением политических партий. Особое внимание уделяется процессу образования партий, функционированию партийной машины и становлению внутрипартийной власти.

Ключевые слова: политическая партия, демократия, партогенез, власть.

A. V. Yaushev St. Petersburg, Russia The Sociological Conception of Partogenesis of M. Ya. Ostrogorsky

In the article the conception of the well-known Russian sociologist M.Ya. Ostrogorsky is considered. The interrelation between process of democratization and formation of political parties is revealed. Special attention is given to the process of formation of parties, functioning of the party mechanism and formation of the inner-party power.

Keywords: political party, democracy, partogenesis, the power.

Конец XIX - начало XX вв. представляют собой важный качественно новый этап в истории человечества. Его отличительными признаками стали: возросшее участие масс в политической жизни, наличие правил создания политических институтов, ориентированных на представительство интересов различных групп, и конструирование политического пространства на основе конкуренции и плюрализма. Это привело к возникновению новых способов легитимации политической власти. Прежде всего, политическая власть стала апеллировать не к божественному истоку или наследственным привилегиям, а к воле масс. Кроме того, появляются специфические организационные приемы завоевания и удержания политической власти, следствием чего становится создание партий, ориентированных на поддержку как можно большего числа сторонников. И наконец, образуются каналы эффективного воздействия на групповое поведение и общественное сознание.

Многие социологи констатировали наличие новых политических реалий. Автором одной из наиболее интересных концепций, раскрывающей социальную природу политики, является русский ученый М. Я. Острогорский.

Моисей Яковлевич Острогорский (1854-1919) учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Сначала он работал в Российском министерстве юстиции, затем окончил Свободную школу политических наук во Франции. В 1898 г. вышел из печати фундаментальный труд «Демократия и политические партии». Книга была издана в Париже и Нью-Йорке. В 1906 г. М. Я. Острогорский был избран депутатом Первой Государственной думы. «Таким образом, - отмечает А. Н. Медушевский, - теоретический интерес к западной демократии сочетался с практической деятельностью по её созданию в России» [4, с. 9]. Далее А. Н. Медушевский продолжает: «В отличие от других крупных русских

© Яушев А. В., 2011

социологов, как М. М. Ковалевский, он не был создателем особой научной школы, не был он и крупным политическим деятелем, как П. Н. Милюков. Его вклад в науку носит, главным образом, теоретический характер. Сам Острогорский, по-видимому, не предполагал, что совершил крупнейшее научное открытие, значение которого станет ясно лишь значительно позднее» [3, с. 95].

В Западной Европе и в США новизна теории М. Я. Острогорского была отмечена сразу же. Наряду с М. Вебером и Р Михельсом он признан одним из основателей политической социологии, прежде всего, такой её специфической области, как учение о политических партиях. На наш взгляд, причина такого успеха М. Я. Острогорского заключается в том, что он показал, что демократия и её политические институты являяется проблемой для жизни общества, он увидел проблему там, где другие считали всё решённым.

Для М. Я. Острогорского демократия выражается в постоянном столкновении противоположных интересов, социальных слоев, групп, партий. Партии - это особый тип организаций, которые развиваются по особым законам. Понять демократию можно только в том случае, если анализировать политическое поведение индивидов, которые находятся за пределами правительственной сферы. Иными словами, необходимо изучать деятельность общественных организаций, сообществ и политических партий, которые ведут борьбу за власть.

Концепция М. Я. Острогорского, раскрывающая природу парогенеза, включает несколько аспектов.

Первый аспект - процесс образования партий - рассмотрен на примере политической истории Великобритании. Партии возникли и длительное время существовали только в парламенте. Это произошло независимо от избирателей, которые были скорее вассалами партийных лидеров. М. Я. Острогорский отмечает: «В

стране они едва ли существовали помимо лиц и фамилий, их воплощавших. Избиратели являлись только личной свитой соперников, объявивших друг другу дуэль [2, с. 81].

Следующим этапом стал выход партий за пределы парламента с целью мобилизации и активизации деятельности своих сторонников. Борьба за потенциальных избирателей приобрела для партий особенно большое значение, став решающим условием их представительства и влияния в парламенте. Процесс регистрации избирателей, наблюдение и контроль за ними оказались в этих новых условиях важным средством распространения влияния партий в широких слоях населения. С этой целью создается специфический тип внепарламентских политических ассоциаций - обществ по регистрации, основная цель которых состояла в проверке избирательных списков и записи избирателей. Однако фактически задача этих новых институтов состояла в стимулировании инертной массы избирателей и вербовке новых приверженцев партийной программы. М. Я. Острогорский пишет: «Заброшенная публичной властью, регистрация стала как бы брешью, через которую организованные партии, до того ограниченные пределами парламента, проникли в округа и распространили постепенно на всю страну сеть своей организации» [2, с. 84]. Этот механизм оказался выгодным, главным образом, либералам, поскольку в условиях расширения равенства избирателей позволял им потеснить традиционную консервативную аристократию и увеличить влияние новых элит на политическую жизнь. Первая группировка этих регистрационных обществ имела либеральный характер. Либеральная ассоциация по регистрации избирателей составила ядро современной политической партии.

Третий этап формирования партии связан со значительным увеличением числа избирателей. Предвыборная агитация

предполагает регулярную организацию. В таких условиях появляются местные избирательные комитеты, предназначенные для организации избирателей.

Второй аспект - партия как действующая политическая машина. Партия, представляя собой сложный механизм, предназначенный для трансформации рассредоточенной политической энергии выборов в организованную парламентскую работу, может функционировать лишь при условии определенного постоянства состава и профессионализма политиков. М. Я. Острогорский сравнивает партию с машиной. Он «видит в партиях формальную «машинную» силу, которая противопоставляет себя силам реальным и живым, действующим в политической жизни. Он указывает на угрозу господства «машины», которая, создавая иллюзию закономерности политических сил, воздействует также реально на сознание и волю масс», - замечает Т. К. Дандаро-ва [1, с. 13].

Чем более чётко, бесперебойно функционирует данная машина, тем более ясно проявляются негативные явления. Прежде всего, это эффект унификации мышления, превращения его в стереотипное, когда в обращение идут обобщенные категории, в которых растворяется конкретное содержание, индивидуальные черты. «Логика партийной борьбы, - пишет А. Н. Медушевский, - ведёт к упрощению, схематизации общественного мнения, поглощая или маскируя разнообразие, нивелируя различные мнения в рамках общей партийной идеологии. Данный феномен создания особой «партийной религии», выражающейся в схоластических дискуссиях и постоянной борьбе за чистоту линии, особенно заметен в тоталитарных партиях XX века» [3, с. 103-104].

Третий аспект - функционирование внутрипартийного механизма власти. М. Я. Острогорский акцентировал внимание на административной составляющей партии, её ядра - кокуса.

«Кокус» - английское слово, вошедшее в лексикон в середине XVIII в. Оно означает: «тот, кто советует, наставляет, поощряет».

Термин «кокус» прочно вошёл в политический лексикон. Одна часть исследователей считает, что этот термин восходит слову «kaw- kaw-was», что на языке северо-амеркинских индейцев означает «обсуждать», «совещаться». Другие придерживаются мнения о том, что термин произошел от английского слова «caulker» (конопатчик) и выражения «caulker meeting» - собрание конопатчиков. Ироничное выражение было применено к политическим деятелям города Бостона. Они образовали «Caucus clab» (Кокус клуб). Местом встреч была мастерская конопатчиков.

Если в истории американских партий «кокус» связывается с представлением о маневрах и ухищрениях беззастенчивых избирательных дельцов и о политической коррупции, то в Англии он обозначает название новой либеральной организации» [2, с. 99]. Центральным органом Кокуса являлась Национальная либеральная ассоциация. Местные избирательные комитеты либералов из чисто вспомогательных технических органов партии стали превращаться в политические институты, а их лидеры стали претендовать на самостоятельную роль. С помощью апелляции к воле народа и использования популистских лозунгов они атаковали традиционных лидеров партии, представлявших партию в парламенте. В результате произошел переход от аристократических правящих групп к новым группам, которые имели более тесную связь с массами и были лучше организованы. Одним из первых и наиболее известным среди них был либеральный Кокус в Бирмингеме во главе с Дж. Чемберленом.

Фактический смысл термина «ко-кус» - приватная или предварительная встреча членов политической партии для выдвижения кандидата на занятие должности или объединения усилий в партий-

ных интересах; в современном политическом языке под «кокусом» понимается встреча лиц, формирующих и управляющих мнением сторонников.

В понимании М. Я. Острогорского ко-кус не только не стремится афишировать своё влияние в обществе и в партии, а напротив, тщательно маскирует его. Возникнув первоначально как специализированный орган, обеспечивающий связь парламентских партий с массами избирателей, кокус со временем становится институтом, владеющим инструментом мобилизации масс, способным организовать поддержку той или иной программы, а также обеспечить координацию партийной работы в массах, подбором и назначением функционеров на руководящие посты в местном и центральном аппарате управления.

Кокус представляет собой механизм, позволяющий небольшому числу людей контролировать и направлять поведение масс. М. Я. Острогорский отмечает, что «достаточно горсточки людей, чтобы создать могучую организацию, охватывающую тысячи избирателей» [2, с. 168].

С появлением кокуса в партии скрытые силы берут верх над силами реальными, живыми. Создавая иллюзию реальности, условные силы воздействуют на сознание и волю людей. «За ними, - пишет исследователь, - соглашаются признать самостоятельное существование, их учитывают, с ними считаются, сообразуют своё поведение; таковы на финансовом рынке бумаги без реальной ценности, которые, будучи пущены в оборот, переходя из рук в руки и подвергаясь учету, осуществляют все функции орудий обмена, по крайне мере до ближайшей несостоятельности или первого краха» [2, с. 107-108]. Скрытый (латентный) центр - кокус руководит организацией различных политических кампаний в обществе.

М. Я. Острогорский, прослеживая структуру политических партий, обращает внимание на то, что с образованием кокуса процесс концентрации власти

и бюрократизации не останавливается, но идёт значительно дальше - появляется своего рода кокус в кокусе. «Обычно исполнительный комитет и сам слишком многочислен, чтобы действовать. Поэтому в его среде образуется «интимный кружок», который концентрирует всю власть», - пишет учёный [2, с. 170].

Четвёртый аспект - парламентская демократия и партийная дисциплина. В условиях парламентской демократии ко-кус контролирует поведение депутата на всем протяжении его деятельности, от подготовки и проведения избирательной кампании до участия в деятельности парламента. Депутат должен доказать свою преданность интересам партии, что фактически означает отказ от собственного мнения. Средствами давления на депутата является финансирование его избирательной кампании, организационная помощь, наконец прямой нажим со стороны партийных лидеров в случае неповиновения или проведения независимой политики. В результате член парламента от какой-либо партии, по словам М. Я. Острогорского, всё более и более превращается из представителя в простого делегата, агента для поручений.

Механизм воздействия на депутатскую деятельность в парламенте стал предметом специального рассмотрения. В составе любой партийной элиты выделяется лицо, имеющее специфическую роль, так называемый «кнут». «Эти лица представляли собой подлинных режиссеров парламентской комедии, обосновывая проведение воли вождей в партийной организации», - отмечает А. Н. Медушевский [3, с. 235]. Кнуты назначаются лидерами, работают в тени и неизвестны широкой публике. Посвящённые лидерами во все тайные планы намеченной деятельности, они обеспечивают её выполнение и неотступно следят за исполнителями главных ролей, чтобы каждый был на своем месте и своевременно выполнял свою роль. В круг обязанностей кнута входит также наблюдение за настроениями умов

и информирование об этом лидеров для принятия соответствующих мер. Роль подобных доверенных лиц велика, через них регламентируются многие стороны политической жизни, вплоть до санкционированных аплодисментов на митингах. В результате лидеры превращаются «в значительной мере в людей, одураченных иллюзией, которую они же помогли создать. Им уже слышится... биение сердец, которые свободно, непосредственно вибрируют в унисон с их сердцами» [2, с. 239].

Для М. Я. Острогорского партии, профсоюзы и другие ассоциации граждан - это, прежде всего, инструменты формирования и выражения мнений и интересов граждан, а значит, и демократия зависит от существования многообразных и противостоящих сил, использующих своё право на такое объединение.

Поэтому учёный предлагает заменить закрытые партии тоталитарного типа, бюрократизированные партии широкими общественными движениями, объединёнными конкретными целями. Важнейшей предпосылкой этого должен стать рост гражданского общества, отличающегося богатым спектром социальных отношений, противоречий и интересов.

Теория политических партий М. Я. Острогорского легла в основу исследования партий Р. Михельса. Он прошёл сложный путь в своей эволюции - от социализма через синдикализм к фашизму, в котором видел режим национальной солидарности, выражающий единство харизматического вождя и народа. В отличие от М. Я. Острогорского Р. Михельс полагал, что в основе политической и социальной жизни лежат не гуманистические и реформистские идеи, а сила.

Список литературы

1. Дандарова Т. К. Теория демократии М. Я. Острогорского : автореф. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 1995. 21 с.

2. Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. М. : РОССПЭН, 1997. 640 с.

3. Медушевский А. Н. Демократия и авторитаризм : российский конституционализм в сравнительной перспективе. М. : РОССПЭН, 1997. 650 с.

4. Медушевский А. Н. Проблемы современной демократии // Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. М. : РОССПЭН, 1997. С. 5-42.

Рукопись поступила в редакцию 20.03.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.