технической базы АПК, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, выход на мировой рынок товаров и услуг.
Литература
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ №593Н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» от 02.08.2012 // Правовая система «Консультант».
2. Агропромышленный комплекс России в 2010 г. - М., 2010
3. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Продовольственная безопасность. - М.: Изд-во МГФ «Знание», 2001.
Е.В. Хованская
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ - ВЛАСТЬ - ЭЛИТА
Аннотация. Статья посвящена формированию политическими партиями политической элиты, а также участию политических партий в осуществлении законодательных властных полномочий.
Ключевые слова. Элиты, политическая партия, кокус, демократия.
В рамках этой темы имеет смысл остановиться на взглядах одного из мыслителей М.Я. Острогорского т.к. он признан одним из основателей современной политической социологии «прежде всего такой ее специфической области, как учение о политических партиях» [1, с.226].
Еще на рубеже XIX - XX вв. М.Я. Острогорский предсказал, что в развитии демократической формы правления наступает период «партийной демократии» и поэтому проблеме взаимосвязи политической партии, власти и элиты следует уделить особое внимание.
Политическая партия является добровольным самоуправляющимся объединением граждан, создаваемым по их собственной инициативе для совместной реализации целей и задач, отстаивания собственных представлений на развитие общества. Она также является одним из базисных институтов политической системы общества, способствующих воспроизводству и ротации политической элиты. Политические партии, не являясь самими носителями государственной власти, являются связующим звеном между государством и гражданами, обеспечивают устойчивость и целостность политической системы.
Политическая элита - высоко интегрированная группа (хотя внутри нее существует жесткая внутренняя конкуренция); это социальная группа, контролирующая основную часть политических, экономических, символических ресурсов общества, группа, определяющая государственную политику, влияющая на управление всеми сферами социальной жизни, принимающая важнейшие стратегические решения. Это группа сплоченная, связанная взаимными интересами по сохранению общественно-политической системы, которая обеспечивает ей привилегированное положение в обществе.
Но начать необходимо с ядра административной организации, которое Острогорский называет «кокус». Изначально он возник как специализированный орган, обеспечивающий связь парламентских партий массами избирателей. В последствии в его функции стала входить мобилизация масс в поддержку партийной программы,
© Хованская Е.В., 2013
координация всей партийно-массовой работы, подбор и расстановка кадров партийных функционеров, осуществление пропаганды партийной идеологии. «Кокус представляет собой механизм, позволяющий небольшому числу людей контролировать и направлять поведение масс» [1, с.223]. В самом общем смысле слова можно определить как собрание сторонников или членов политической партии или политического движения для решения организационных и/или стратегических вопросов. В США проводятся для выдвижения кандидатов от партии на политические посты.
Кокус постепенно становится тем коллективным неформальным лидером, который предопределяет исход собраний, дискуссий, выборных кампаний. Он руководит ходом политических кампаний в обществе, парламенте, оказывает определяющее влияние на формирование общественного мнения. Процесс концентрации власти и бюрократизации усиливается, образуется «кокус в кокусе»: «Обычно исполнительный комитет и сам чересчур многочисленен, чтобы действовать. Поэтому в его среде образуется «интимный кружок», который концентрирует всю власть. В кокусе есть два лица, которые являются столпами храма: генеральный секретарь и президент ассоциации» [2, с.144].
Но столпы эти при ближайшем рассмотрении оказываются далеко не равнозначными. Если президент - скорее декоративная фигура, то генсек - вполне реальная, вся власть партии скапливается у него и того «интимного кружка», о котором говорит Острогорский. Генсек направляет работу нижестоящих секретарей и контролирует их деятельность, организует демонстрации, регулирует работу партийных комитетов.
В составе партийной элиты начинают выделяться активисты из числа доверенных лиц секретаря и его ближайшего окружения. Этих людей Острогорский называет «кнутами». Они неотступно следят за исполнителями главных ролей в партии, чтобы каждый был на своем месте и играл именно свою роль.
Если партия находится у власти, то решение, теперь уже не только чисто внутрипартийных, но и парламентских вопросов, предопределяет кокус. Если вопрос одобрен кокусом, можно заранее сказать, что он будет одобрен парламентом.
По мере укрепления бюрократизации и централизации, на первое место выдвигается задача сохранения единства партии, борьба за чистоту ее идейных основ. Инакомыслие для членов партии запрещается. В итоге, «при наличии равного избирательного права основная масса населения вытесняется тем не менее из активной политической жизни, становится объектом манипуляции со стороны кокуса» [2, с.144]. Особенно опасным в этой ситуации Острогорский считает «отчуждение общества от политической жизни, разрыв между политикой и моралью, формирование конформистского сознания и гражданской индифферентности» [2, с.249].
М.Я. Острогорский считает, что следует преодолеть сложившийся стереотип рассмотрения общества как расколотого на две конфликтующие стороны, когда вопрос ставится однозначно: «кто кого?», а борьба за власть превращается в самоцель. Политические партии старого типа и особенно их кокусы спекулируют именно этим. В реальном же обществе существует не две, а множество конфликтующих сторон, сталкиваются самые разнообразные интересы, возникают самые различные противоречия.
В связи с этим на место старых политических партий с их жестокой бюрократической организацией должны быть поставлены свободные общественные ассоциации, движения и т.д. , которые ставили бы перед собой задачи не глобальной перекройки всей сложившейся социальной системы, а конкретные, вполне выполнимые, жизненные задачи, понятные каждому рядовому гражданину. Участие в одном из таких движений не должно исключать участие в других, это не должно рассматриваться как измена партийным интересам. «Участие в таких подвижных политических организациях, заключает М.Я. Острогорский, - должно явиться мощным
стимулом для подъема общественного сознания и индивидуальной ответственности граждан, роста их моральной свободы» [2, с.238].
Также важно переосмысление теории об «общей идее» Руссо или суверенитете народа как простом большинстве. Следствием практической реализации этой теории стал страх отдельного человека перед магией большинства голосов, осознание невозможности противопоставить этому большинству свое индивидуальное мнение. Это прямая дорога к конформизму, стадности мышления, нивелировке личности, т.е. явлениям, противоречащим идеалам демократии. «Общая воля не должна рассматриваться как нечто единое и постоянное, существующее вне времени и пространства. Мнение народа есть живое воплощение реальных, меняющихся, высказываемых по разным поводам позиций» [2, с.238]. Из этого следует необходимость плюрализма мнений, уважительное отношение к мнению каждого, каким бы странным оно ни казалось под углом зрения сложившихся стереотипов.
Острогорский категорически возражает против выдвижения кандидатов в депутаты по принципу партийной принадлежности с последующими выборами «списком». Централизация власти и бюрократизация в партиях старого типа приводят к запрограммированности поведения депутатов определенной фракции в парламенте, которые выражают интересы партии, а точнее - интересы кокуса партии, но ни в коем случае не интересы избирателей, интересы народа. Эта проблема имеет и другой аспект: в случае потери партией своего ведущего положения отстраняются от работы те люди, которые вполне профессионально выполняли свои обязанности и единственной «виной» которых является принадлежность к потерявшей доверие партии. Это не государственный подход к кадровой политике. Нужно отказаться от коллективной партийной ответственности и заменить ее индивидуальной ответственностью министров и депутатов. Это очень важно, так как «личная компетентность, профессионализм, принципиальность и другие индивидуальные качества играют в сфере управления огромную роль» [2, с.239].
Острогорский считал, что Россия находится на низкой ступени политического прогресса, чем демократически развитые западноевропейские страны, поэтому перед ними стоят специфические задачи: «...вернуть гражданину власть над государством и восстановить действительные цели этого государства; уничтожить разделение между обществом и политической жизнью и аннулировать разрыв между политикой и моралью; нужно, чтобы гражданская неэффективность уступила место бодрому и бдительному общественному сознанию, нужно чтобы сознание гражданина было освобождено от формализма, который его поработил, чтобы избиратели и высшие обладатели власти подчинили свою политическую деятельность существу дела, а не условности фраз; нужно чтоб превосходство характера и ума, иначе говоря, истинное управление лидеров было восстановлено в своем праве возглавлять собою управление республики, в политическом обществе необходимо восстановить авторитет так же, как и свободу, узурпированную людьми, которые торгуют общественным благом под флагом партии и именем демократии» [3, с.274].
Литература
1. Медушевский А.Н. История русской социологии. - М., 1993.
2. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. Т.1. - М., 1927.
3. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. Т.2. - М., 1930.