Научная статья на тему 'Социокультурный облик современного Улан-Батора'

Социокультурный облик современного Улан-Батора Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
187
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЛАН-БАТОР / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / CITY SPACE / ГОРОДСКАЯ МОРФОЛОГИЯ / CITY MORPHOLOGY / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ГОРОДА / SOCIAL AND CULTURAL IMAGE OF A CITY / ULAN-BATOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бороноева Д.Ц.

В настоящей работе на примере постсоциалистического УланБатора показана эволюция знакового пространства через анализ некоторых элементов городской морфологии. В работе использованы результаты полевых исследований, включающие фотофиксацию объектов физического и социокультурного облика города, а также материалы экспресс-опросов жителей города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the evolution of the sign space exemplified by the postsocialist Ulan-Bator through the analysis of some significant elements of urban morphology. The author uses the results of field research, including photographs of the physocal and social and cultural image of the city, as well as express interviews of the city residents.

Текст научной работы на тему «Социокультурный облик современного Улан-Батора»

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО УЛАН-БАТОРА

Д. Ц. Бороноева

Аннотация. В настоящей работе на примере постсоциалистического Улан-Батора показана эволюция знакового пространства через анализ некоторых элементов городской морфологии. В работе использованы результаты полевых исследований, включающие фотофиксацию объектов физического и социокультурного облика города, а также материалы экспресс-опросов жителей города.

Ключевые слова: Улан-Батор, городское пространство, городская морфология, социокультурный облик города.

Summary. The article is devoted to the evolution of the sign space exemplified by the post-socialist Ulan-Bator through the analysis ofsome significant elements of urban morphology. The author uses the results of field research, including photographs of the physocal and social and cultural image of the city, as well as express interviews of the city residents.

Keywords: Ulan-Bator, city space, city morphology, social and cultural image of a city.

368

Одну из форм пространственно-структурной организации расселения населения представляет город, который с точки зрения социальной динамики общества может выступать своеобразной социально-исторической моделью, формирующей облик человека и общества в целом. Исследования города позволяют, во-первых, получить адекватное представление о многих социальных процессах и явлениях, характерных для современного общества в целом, таких как глобализация, глокализация, транснационализм и др.; во-вторых, проанализировать социально-стратификационное расслоение общества, социально-этнические процессы; в-третьих, описать город как физико-географическое пространство, как социально-исторический и цивилизационный

объект, и, наконец, через герменевтический и семиотический анализ символического пространства города осмыслить его как феномен культуры.

Город как объект исследования представляет интерес для многих социогума-нитарных наук, что обусловлено сложным взаимодействием города, как функционального комплекса, и человека. В современных исследованиях проблем городов и городских систем все более актуальным становится рассмотрение человека не только как составной части, элемента городского сообщества, но и как активного субъекта, воздействующего на среду своего обитания, конструирующего ее в соответствии со своими потребностями, создающего ее и одновременно под влиянием как этой среды, так и своей деятельности изменяющего самого себя [1, с. 6].

Как отметил Э. Кассирер, человек -существо символическое [2, с. 30], сумевшее «найти новый способ адаптации к окружающей среде. У него между системой рецепторов и эффекторов есть еще третье звено, которое можно назвать символической системой». Знаково-символическая деятельность одна из характерных черт культурной жизни человека, особенно ярко проявляющаяся в городских условиях. Городская морфология или городская форма - физический образ архитектурного пространства (городской ландшафт), включая улицы, парки, дворы, образующий внешний облик города, может трактоваться как знак и текст, в которых зашифрована социальная информация. В контексте настоящей работы важно отметить, что наиболее авторитетные представители герменевтики, касаясь вопроса понимания городских пространственных знаков и их интерпретации горожанами, акцентировали внимание на архитектуре. Так, У. Эко1 в работе «Отсутствующая структура. Введение в семиологию» пишет, что «именно в архитектурных сооружениях с наибольшей, возможно, силой воплощается противоречивость семиотики как организации жизненного пространства человека, культуры, и цивилизационно-го развития общества в целом».

Функционирование города предполагает изменение его внешнего вида, эволюцию его знакового пространства - смену архитектурных стилей с сохранением или перестройками имеющихся сооружений; замещение одних объектов другими, при котором новые предметы и явления могут сохранять старые названия и обозначения, наполняясь при этом новым содержани-

ем; возрождение старых знаков и символов и наполнение их новым смыслом; исчезновение невостребованных временем знаков и символов и т.д. Символизм городской морфологии начинает глубоко осознаваться на уровне повседневных практик в период социальных сломов, катастрофических переходов общества от одного состояния к другому. Таким периодом, безусловно, являются времена постсоциалистических трансформаций.

В настоящей работе предпринята попытка показать на примере постсоциалистического Улан-Батора эволюцию его знакового пространства через анализ городской морфологии. В качестве эмпирического материала использованы результаты полевых исследований, включающие фотофиксацию объектов физического и социокультурного облика города, а также материалы экспресс-опросов жителей города.

Ключевые маркеры городского пространства. Город представляет собой соединение двух сторон пространства - внешней, объективной, географической, природной, независящей от человека, и внутренней, рукотворной, созданной человеком, архитектурной, организованной по законам не только целесообразности, но и красоты. Внутреннее пространство современного Улан-Батора несет в себе как органичную часть историческое прошлое столицы. Как известно, он был основан в 1639 г. как буддийский монастырь и в течение более 100 лет существовал как кочевой город. В последовательности исторических названий города - вргее/ Урга («Дворец», «Ставка»), Их Хурээ («Великий монастырь»), Нийслэл Хурээ («Сто-

369

1 Взгляды У. Эко в данном случае близки представлениям Гадамера о роли и месте архитектуры при рассмотрении проблем понимания и интерпретации.

370

личный монастырь»), Улан-Батор («Красный богатырь») можно обнаружить присутствие персоналистских сюжетов, определивших организацию пространства города. Так, создание кочевой ставки Урга связано с провозглашением Занабазара (пятилетнего сына Тушет Хана Гомбодоржа) первым Богдо-ханом - главой монгольской буддийской церкви, а современное название - Улан-Батор - с именем героя революции 1921 г. Д. Сухэ-Батором.

Два центра (своеобразные маркеры городского пространства) определяют общий ментальный рисунок внутреннего физического мира современного города: самый главный в стране буддийский монастырь (резиденция Хамбо-ламы - главы буддийской церкви) - Ган-дантекчинлинг, возвышающийся над городом, и одна из крупнейших площадей среди городов мира - Центральная площадь им. Д. Сухэ-Батора с Дворцом государственного церемониала и почета. Облик последнего претерпел радикальные преобразования, вызванные новой трактовкой значения Монгольской империи и возрождением культа Чингисхана в постсоциалистический период. Символом возвращения исторической памяти и утверждения нового социально-политического курса страны стало новое оформление фасада Дворца государственного церемониала и почета - возведение галереи национальной истории с памятником Чингисхану. Монумент Чингисхану был возведен в 2006 г. к 800-летию создания монгольского государства и сразу же стал претендовать на высокую миссию главного национального символа. Построен он на месте снесенного в 2004 г. мавзолея основателя коммунистической Монголии Сухэ-Батора (тело Сухэ-Батора было перезахоронено на улан-

баторском кладбище Алтан-влгий). Несмотря на исчезновение мавзолея, память о Сухэ-Баторе присутствует на площади не только в ее названии, но и в виде конного памятника в ее центре. Настоящий вид Центральной площади дополняют высотные здания из стекла и бетона урбанистических конструкций, вписывающие столицу в динамичный поток современности. История и современность, «сценарии» разных эпох тесно переплетаясь между собой, формируют неповторимый облик и семиотическое значение этой площади, отражают восприятие и понимание монгольским сообществом прошлого, настоящего и будущего. Являясь центром событийной жизни города и страны, где происходят торжественные и игровые, «высокие» и «низкие», официальные и неофициальные (массовые, народные) действия, площадь выполняет как государственно-политические, так и синтетические социально-культурные функции.

Таким образом, внутреннее пространство города организуют архитектурные сооружения, диктующие «знаковый вес» религиозного и светского. Выделенные центры столицы имеют стратегическое культурное значение не только для города, но и для страны в целом, поскольку являются монументальным выражением ценностей монгольской культуры, а именно подчеркивают цивилизационную роль буддийской религиозной традиции в жизни монгольского социума, являются выражением признания наследия социалистического этапа развития в истории страны, и, конечно же, символизируют значимость исторического прошлого в образе Чингисхана в конструировании национальной идеологии и идентичности.

Внешнее/географическое пространство города (ландшафтное местоположение Улан-Батора, пространственные особенности) за счет наделения смысловым значением становится элементом социального бытия. На современном месте, в долине реки Тола, город обосновался в 1779 г. Как и любой другой город мира, Улан-Батор выступает формой упорядочивания мира, выражением соотношения человека и мира, соотнесением обжитого человеком пространства с чужим. Улан-Батор окружен со всех сторон высокими горами: Богд Хан Уул, Баян Зурх, Сонгинохайрхан, Чин-гэлтэй, которые, выполняя социальные функции маркировки территории, вплоть до начала XXI в. воспринимались как природные знаки, определявшие границы города. Городская территория, обозначенная этими границами, образует форму круга. И потому, представляется возможным трактовать эти горы как один из важных показателей города - как условную городскую крепость/природную стену, кругом охватывающую городскую территорию, защищающую не только от географического земного пространства, как чужого, но и от сверхъестественного, неосвоенного, неокультуренного.

Глубокий сакральный смысл придают горожане горе Богдо Хан Уул: начиная с XVIII в. эта гора считается священной, запрещены рубка леса и охота. С установлением культа этой горы буддийские священнослужители регулярно проводили религиозные обряды. По преданию при создании столицы вершины горы Богдо Хан Уул были названы шестью молитвенными буквами.

Вершина одной из них совпала с первым словом молитвы «Ум» и получила название Ум Толгой. Именно на этой горе, возвышающейся над Улан-Батором, к 800-летию образования Великого Монгольского государства появился еще один знаковый символ героизации Чингисхана. По инициативе заслуженного работника промышленности С. Жамъянсурэна, художника-дизайнера Б. Мунхтувшина, Заслуженного деятеля культуры Г Явгаана был создан образ Чингисхана из камней, высотой 240 метров, шириной 320 метров, общей площадью 4,6 гектаров. Портретное изображение на горе появилось вместо надписи «Да здравствует МНРП»2, которая была сделана во время 25-ой годовщины Народной революции. В интервью, опубликованном в газете «Монголия сегодня», С. Жамъ-янсурэн по поводу смены идеологических знаков сказал следующее: «В связи с существующей многопартийной системой лозунг не считается актуальным. Я обратился к Президенту страны с просьбой оказать поддержку моей инициативе в создании образа Чингис хаана вместо надписи "Да здравствует МНРП". Президент одобрил эту идею и поручил оказать мне поддержку министру обороны М. Сономпил, министру охраны природы И. Эрдэнэбаатар и начальнику Управления делами правительства С. Батболд».

На примере этих внешних природных объектов можно наблюдать процесс символизации географического пространства и превращения его в социальное: обретая культурные координаты, они находят отражение в архитектуре города, в его планировании, административном устройстве,

371

2 МНРП - Монгольская народно-революционная партия.

372

учитываются в сфере обыденной деятельности. Так, например, современный Улан-Батор, как самостоятельная административная единица, разделен на девять районов, четыре из которых именуются по названиям окружающих гор - Хан Уул, Баян Зурх, Сонгино-хайрхан, Чингэлтэй.

Количественные параметры города и структурирование городского пространства. Главная характеристика любого города - это количественные параметры (численность населения, размеры поселения, плотность населения на единицу городской площади - то, что исследователи называют «теснотой»), обуславливающие структурирование городского пространства. С этой точки зрения, Улан-Батор является уникальным городом, поскольку, во-первых, его численность составляет почти половину населения страны в целом, во-вторых, специфика возрастного состава населения позволяет говорить о современном Улан-Баторе как о городе с высоким процентом проживания молодежи. По данным Министерства образования, науки и культуры Монголии в 2010 г. только в высших учебных заведениях столицы обучается более 160 тыс. студентов. И потому в данном случае справедливо утверждение о том, что перспективы и контуры будущего монгольского общества вырисовываются именно в Улан-Баторе.

Кардинальное увеличение численности города произошло в постсоциалистический период, что привело к глубоким изменениям пространственно-географической структуры расселения людей в Монголии в целом, обусловило формирование новых форм организации социальной жизни горожан, складывание индустрии молодеж-

ного досуга в частности. Так, заметно появление новых и изменение существовавших ранее видов досуговой деятельности в городском пространстве. В институциональном аспекте культура досуга представлена разветвленной сетью специализированных досуговых учреждений (ночных клубов, фитнес-клубов, мест отдыха, кафе, и т.д.), а в ценностном - плюрализмом видов досуга и видов престижного поведения. По мнению наших информантов, долгое время проживших за границей, одним из знаковых явлений последнего десятилетия является именно появление множества ночных клубов, пабов и кафе как мест времяпровождения и общения молодежи.

Современный Улан-Батор, как и любой другой город, обладает своей исторически сложившейся структурой городского пространства, которая выражена организацией различения и противопоставления пространств видов деятельности - производственной, потребительской, финансово-экономической, идеологической, культурно-до-суговой, образовательной и др. К числу новых явлений постсоциалистического Улан-Батора можно отнести достаточно четкое выделение зон оказания автомобильных услуг - ремонта автомашин, продажи запасных частей, шин, колес (районы Их Тойруу, Баян Зурх, Наран Туул), ярмарок-продаж новых и поддержанных автомобилей (и это все при отсутствии своего автопро-ма), что косвенным образом говорит о специфике менталитета кочевника. Первенство в ряду материальных ценностей большинства столичных жителей принадлежит именно «железному коню», поэтому с увеличением численности населения города «катастрофически» увеличивается и численность

автомашин, что ведет к необходимости развития города как сети автомобильных дорог.

Как известно, город является местом, где люди не только живут и занимаются разнообразной деятельностью, но создают новые отношения, которые выражаются в системе расселения внутри города и создают его новую топографию. Последнее отражает разнообразные социальные различия и противостояния между отдельными людьми и между сообществами, а также их сотрудничество в рамках единого городского пространства.

Постсоциалистическая эпоха для Улан-Батора, как отмечено выше, знаменовалась увеличением потока мигрантов из сельской местности, а также утратой социалистической уравниловки и появлением явного неравенства в доходах, доступах к власти, образованию, что обусловило трансформацию социальной структуры населения, появление социальных групп, различающихся по уровню экономического и социального «веса», потребления, круга общения, районам расселения. В современном Улан-Баторе можно выделить отдельные части города, которые можно ранжировать как места лучшие или худшие, «хорошие» или «плохие», «богатые» или «бедные», «нижние» или «верхние», «чистые» или «грязные»/«дымные».

Проблема жилья, которая неизбежно возникает с ростом городского населения, не получила в Улан-Баторе болезненного звучания в силу сохранения своеобразной кочевой философии «строительства» дома. Специфика традиционного жилища монгольских народов - юрта позволяет мигрантам из сельской местности быстро «построить/собрать» свой дом в

любом удобном месте, обеспечив необходимый уровень комфорта и безопасности. Современная столица Монголии застроена тысячами юрт, которые организуются в целые юрточные города и поселения. Эти жилища, создавая необычный для европейца архитектурный материальный облик города, являются важными составляющими внутреннего городского пространства и говорящими характеристиками социального положения жителей. Будущее города немыслимо без решения злободневных проблем юрточных поселений, связанных с высоким уровнем задымленности, обеспечением чистой питьевой водой, загрязненностью этих территорий мусором и отходами, необходимостью развития сети оказания социальных услуг.

К числу же наиболее престижных мест проживания относятся жилые комплексы «Баян Монгол», «Зайсан цогцолбор», «Green House Hothon», «Royal Green Villa», «Japan Town» и др., которые отличаются благоприятным местом расположения, современным дизайном, развитой инфраструктурой, надежной системой безопасности.

Таким образом, место жительства и район проживания или отдыха, тип жилища определяется социальным статусом, представлениями о престижности, экологической чистоте, модой на архитектурные стили, уровнем и качеством предоставления услуг. Улан-Батор как городская форма поселения эволюционирует, что выражается в новой пространственной организации расселения населения, изменении как количественного, так и качественного его состава.

Мультикультурное пространство Улан-Батора. Дух перемен в постсоциалистической Монголии, как и во

373

374

многих других странах бывшего социалистического лагеря, отразился не только в отказе от прежнего названия Монгольская Народная Республика, которым она пользовалась с 1924 г., но и в переименовании улиц, переназначении праздников, становлении «общества массового потребления», развитии индустрии рекламы и т.д.

Современное внутреннее пространство Улан-Батора, обозначенное улицами, площадями, торговыми центрами, рекламными щитами, баннера-ми и электронными табло, является результатом изменений в архитектуре города под воздействием смены ценностных ориентаций, модернизации экономики и развития торговли, которая кроме своей основной функции выполняет и коммуникативную функцию. При помощи архитектурных знаков можно прочитать/выявить приоритетные направления торгово-экономического, культурно-образовательного сотрудничества Монголии.

Улан-Батор претендует на мировой город, где бы были представлены культуры мира, соединяя горожан со странами и городами мира. Активная застройка города, на первый взгляд, кажется хаотичной и неорганизованной, но если попытаться понять назначение, смысловое значение как отдельных объектов, сооружений, зданий, их взаимное расположение, так и их общую совокупность, то можно сказать, что современный Улан-Батор создает особую городскую мультикультурную атмосферу, способствующую диалогу культур. Приведем некоторые названия улиц, жилых комплексов, организаций, торговых комплексов и магазинов, конкретных объектов, несущих в себе страноведческий контекст: Сеул гудамж/улица Сеульская, Токио гудамж/

улица Токийская, Япон хороолол/японский квартал, Жуков хороолол/квартал Жукова, Москва хороолол/квартал Москва, Иркутск гудамж/Иркутская улица, Америк дэнж/американская площадь, Хитад хоро-олол/китайский квартал, Хитад гуур/ китайский мост Въетнам автозасвар/въет-намский ремонт машин,, Солонгос плаза/ Южнокорейская плаза, Солонгос бараа/ Южнокорейские товары, Солонгос авто сэлбэг/ Южнокорейкие автозапчасти, Япон авто сэлбэг/японские автозапчасти, Berlin center/Центр Берлин и др. По представленной же в Улан-Баторе кухне народов и названиям ресторанов можно составить схематичную визуальную карту мира: Broadway, California, Le Bistro Francais Restaurant, London Pop, Marco Polo Italian Restaurant, Sericon/Greek restaurant, Beijin Duck restaurant, Nara Japanese restaurant, Fuji Sanshiro restaurant, Taj Mahal, Deli Darbar, Los Banditos, El Latino, Seoul restaurant, Koreana restaurant, Bangkong Thai restaurant, Славянский базар и др.

Если судить по частоте использования названий стран, например, на торговых вывесках в центральной части города, то это однозначно Южная Корея/ Солонгос, что свидетельствует об укреплении позиций южнокорейского вектора на потребительском рынке страны.

В Улан-Баторе заметен интерес к изучению иностранных языков. Много языковых школ предлагают курсы китайского, корейского, японского, английского, русского языков. В наибольшей степени молодежь заинтересована в изучении английского языка, который, судя опять же по названиям торговых центров (Grand Plaza, UB mart, Metromall, Sunday, Tedy Center, Sky depart-mentи др.), гостиниц (Continental, Marco Polo,Voyage, Guide, White House и др.), ресторанов и ночных клубов (Dolce vita,

Royal, Detroit, Strings, Ferrari royal club, New Tornado disco club, Metropolice и др.), а также частоте присутствия в пространстве городского дискурса претендует на роль второго языка, что вызывает определенное беспокойство в среде общественных деятелей и недовольство жителей сельских районов. Так, в одной из местных телевизионных передач был сюжет, повествующий о положении женщины из худона, оказавшейся в Улан-Баторе после длительного перерыва: она признавалась, что сложно ориентироваться в центре и найти необходимый товар, потому что названия большинства магазинов написаны только на английском языке. Представляется уместным отметить, что в названиях брендовых ресторанов с монгольской кухней, как правило, присутствуют два мотива - кочевая культура и имперский период монгольской истории, причем первый мотив в большинстве своем оформляется и звучит на английском языке (Modern nomads, Nomad legends, City nomiads), что свидетельствует, на наш взгляд, как об учете познавательных интересов многочисленных иностранцев-туристов, так и о языковых предпочтениях, о престиже английского языка. По результатам исследований профессора Монгольского госуниверситета Ц. Саран-цацрал в молодежной студенческой среде первое место по степени востребованности занимает английский язык, а «самыми распространенными языками являются: на 7 месте - французский, на 6 - немецкий, на 5 - корейский, на 4 - китайский, на 3 - японский, на 2 - английский, на 1 - русский язык».

Одним из ярких примеров включенности локального монгольского мира в глобальные процессы, приобщенности к «обществу массового по-

требления» является единственное на Центральной площади им. Д. Сухэ-Батора анимированное неоновое изображение гигантской бутылки «Кока-Колы» на стене Главного Почтамта.

Таким образом, современный Улан-Батор как и любой другой город есть целостная система, обладающая свойствами динамичности, адаптивности. Улан-Батор занимает особое место в символическом пространстве монгольской культуры. В его социокультурном облике присутствуют знаки и символы, репрезентирующие события дореволюционной истории, социалистического периода развития и современного этапа модернизации. Пронизывающие все эпохи константные наборы элементов традиционной культуры осуществляют функцию исторической памяти, позволяют очертить и обозначить границы самобытной национальной культуры, дают представление о вариативности развития межцивилизационного и межкультурного диалогов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тыхеева Ю. Ц. Человек в городском пространстве (Философско-антропологиче-ские основания урбанологии): Дисс. ... д-ра филос. наук. - Санкт-Петербург, 2003.

2. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры. Что такое человек? // Проблема человека в западной философии. - М., 1998. ■

375

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.