Оригинальная статья / Original article УДК 711.4
http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2017-4-213-224
АРХИТЕКТУРА ХРАМОВОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА ЧОЙЖИН-ЛАМА
© Нямдорж Нарантуяа9
Монгольский университет науки и технологии,
Монголия, 14191, г. Улан-Батор, подрайон 8, ул. Бага Тойру, 34.
Резюме. Цель. Эволюционные процессы архитектурно-градостроительного пространства на территории храмовых комплексов (храм-музей Чойжин-Лама) города Улан-Батора связаны с его социально-экономическим и историческим развитием. Цель исследования заключается в изучении исторического развития древнейших архитектурно-исторических памятников и сооружений города Улан-Батора в разные временные периоды. Методы. В работе применены методы сбора исторических и архивных материалов, использованы компьютерные программы для создания графических схем (AutoCAD, Photoshop, CorelDRAW и т.д.), велись полевые наблюдения на территории храма-музея Чойжин-Лама. Результаты. Предложены рекомендации по совершенствованию градостроительных основ храмового комплекса - обработка фасадных решений окружающих построек, подготовка специалистов по реставрации и реконструкции исторических зданий и сооружений Монголии. Выводы. Исследование особенностей композиции и стиля архитектурных сооружений столицы Монголии может быть интересной задачей по изучению древнего города для сохранения преемственности творчества поколений и лучших архитектурных решений в градостроительстве страны.
Ключевые слова: храм Чойжин-Лама, монастырь, исторические памятники, архитектурно-исторические комплекс.
Формат цитирования: Нямдорж Нарантуяа. Архитектура храмового музейного комплекса Чойжин-Лама // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7, № 4. С. 213-224. DOI: 10.21285/2227-2917-2017-4-213-224
ARCHITECTURE OF TEMPLE MUSEUM COMPLEX OF CHOIZHIN-LAMA
© Niamdorzh Narantuia
Mongolian University of Science and Technology,
34 Baga toiruu, 8th khoroo, Sukhbaatar district, Ulaanbaatar 14191, Mongolia
Abstract. Purpose. Evolutional processes of architectural and town-planning space at the territory of temple complexes (temple-museum Choizhin-Lama) of the city of Ulan-Bator are connected with its social and economical and historical development. The aim of the research is to investigate historical development of ancient architectural and historical monuments and constructions of the city of Ulan-Bator in different time periods. Methods. In this work we used methods of accumulation of historic and archive materials, used computer programs to create geographic schemes (AutoCAD, Photoshop, CorelDRAW, etc.), performed site observations at the territory of temple-museum of Choizhin-Lama. Results. We offered recommendations to improve town-planning basis for temple complex - development of façade solutions of the surrounding constructions, preparation of specialists to restore and reconstruct historical buildings and constructions in Mongolia. Conclusions. Investigation of composition peculiarities and style of architectural constructions of the capital of Mongolia can be an interesting task to investigate an ancient city to preserve concession of art of generations and best architectural solutions in town-planning countries.
Keywords: temple of Choizhin-Lama, monastery, historical monuments, architectural and historical complex
For citation: Niamdorzh Narantuia. Architecture of temple museum complex of Choizhin-Lama. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate], 2017, vol. 7, no. 4, pp. 213-224. (In Russian) DOI: 10.21285/2227-2917-2017-4-213-224
аНямдорж Нарантуяа, преподаватель-исследователь кафедры архитектуры, e-mail: [email protected]
Narantuia Niamdorzh, research fellow of Department of architecture, e-mail: [email protected]
Введение
Эволюция архитектурного пространства и эффективные решения, связанные с влиянием храмовых комплексов (например, храма-музея Чойжин-Лама) на градостроительство города Улан-Батора, определяют его социально-экономическое и историческое развитие.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить историческое развитие древнейших архитектурно-исторических памятников и сооружений на разных временных этапах, в том числе в периоды их реставрации. Общество и государство стремятся уважительно и бережно относиться к таким памятникам, отражающим исторические и культурные события страны, необходимым для сохранения уникального наследия для будущих поколений, передачи молодежи опыта предшественников и ее полноценного воспитания. Актуальность исследования
определяется созданием
генерального плана Улан-Батора на научной основе, глубоким изучением отличий древних сооружений от современных, исследованием их особенностей, анализом архитектурной композиции, созданием более благоприятных условий для богослужений.
В рамках исследования выявлены 3 проблемы градостроительства:
- изучение истории храма-музея Чойжин-Лама, вопроса влияния таких сооружений на градостроительную деятельность Улан-Батора;
- архитектурная планировка храма-музея Чойжин-Лама, архитектурные особенности застройки окружающей среды, проблема организации пространства, окружающего храм;
- проблема обесценивания и разрушения основного сооружения храма в границах комплекса.
Методы исследования
В процессе исследования использованы методы сбора исторических материалов, компьютерные программы для создания графических схем (AutoCAD, Photoshop, CorelDRAW и т.д). Также применены полевые методы исследования на территории храма-музея Чойжин-Лама.
Результаты исследования и их обсуждение
История и архитектурные особенности храма-музея Чойжин-Лама. Храм-музей Чойжин-Лама находится в центре города Улан-Батора, в его южной части [1-5]. Строительство музея началось в 1904 году, в 1908 году он был сдан в эксплуатацию [6]. Данный объект является уникальным, неповторимым комплексным памятником культурно-архитектурного наследия конца XIX -начала XX века. Из 700 монастырей и храмов Монголии музей Чойжин-Лама выделяется своеобразием архитектурной композиции, особенностями конструкций, наружной отделкой [7, 8]. Этот храм строился под руководством знаменитого зодчего Омба при помощи многих народных умельцев. В период гонений и репрессий 1939 года храм Чойжин-Лама удалось сохранить. В 1942 году он стал храмом-музеем [9, 10] (рис. 1). Храм-музей Чойжин-Лама был построен с целью распространения культуры буддизма, духовной защиты и благословения населения буддийскими священнослужителями. До периода репрессий было задействовано 5 монастырских комплексов с 55 помещениями [11]. В архитектурной планировке сооружений храма Чойжин прослеживается влияние форм, образов и декоративных особенностей Китая (стиль китайского зодчества).
Рис. 1. Общий вид храма-музея Чойжин-Лама Fig. 1. General view of church-museum Choizhin-Lama
В дореволюционное время на территории Монголии было построено множество архитектурных сооружений. Так, в городе Улан-Баторе были возведены
великолепные ансамбли монастырских зданий. Большая часть исторических памятников имела в основе прочные высококачественные деревянные и каменные конструкции, благодаря чему посетители могут и сегодня созерцать уникальные образцы творчества древних мастеров.
На данное время под защитой города находятся многие
исторические памятники архитектуры. Из них стоит отметить следующие (приказ Правительства Монголии «Об установлении защитной зоны» № 96 от 25 апреля 2001 года, г. Улан-Батор) [12]:
- монастырь Гандантэгчелин, защитная зона - 54,0 га;
- монастырь
Чойжин-Лама,
защитная зона - 2,0 га (рис. 2).
Архитектурное наследие храма-музея хранит в себе целую историю города начала XX в. и является исходным материалом для планирования Улан-Батора. В старинных сооружениях комплекса прослеживаются яркие национальные
особенности, а его фасады, цветовые и архитектурные композиции до сих пор выполняют в планировке города свои особенные назидательные функции и наполнены особым духом древности. Архитектурные комплексы Чойжин-Лама и Дворец Богдо-Хана могли бы оказаться под защитой ЮНЕСКО, однако этому препятствует то, что на их территории располагаются нелегальные стройки. Музей Чойжин-Лама, который считается уникальным историческим памятником монгольской архитектуры, в 1941 году был взят одним из первых под защиту государства. В 2011 г. вышло постановление Правительства Монгольской Республики, в котором указано: «В защитной зоне, с целью охраны и сохранения культурно-исторических ценных памятников и недвижимого имущества в целостном состоянии, не рекомендуется деятельность, оказывающая вредное воздействие, и любое строительство категорически запрещается». В законе о сохранении культурного наследия установлены территориальные границы: на расстоянии 200300 метров от охраняемого объекта запрещается строительство любых зданий и сооружений [9] (рис. 3).
Рис. 2. Генплан храма-музея Чойжин-Лама Fig. 2. General plan of church-museum Choizhin-Lama
Рис. 3. Пространственный анализ границ охраняемой зоны, в пределах которой запрещено строительство. Анализ генплана храма Чойжин-Лама Fig. 3. Space analyses of boarders of a protected zone within of which building is banned. Analysis of the general plan of church-museum Choizhin-Lama
В настоящее время храм-музей Чойжин-Лама удачно расположен в центре города, отличается красивой
декоративной отделкой и сразу привлекает внимание жителей и туристов, отмечающих также его правиль-
ную планировку. В архитектурном комплексе храма-музея нашли отражение богатые знания и умения архитекторов прошлого столетия, он также является воплощением и примером культуры и обычаев монгольского народа.
Недостатки современной планировки пространства,
окружающего храм-музей Чойжин-Лама. Очевидно, музей не виден со всех сторон из-за современных высотных зданий и сооружений. Первая и наиболее важная задача городского строительства,
планировка наружного пространства, в данном случае была решена неправильно. Такие нарушения планировки характерны и для архитектурных решений окружающих сооружений, их расположения, расстояния между зданиями.
Например, вблизи от забора храма организована стоянка автомобилей. Кроме того, разрушенные части стен древнего ограждения восстановлены с использованием современного кирпича красного цвета вместо синего. Таким образом, люди, не задумываясь, заменяют древние элементы, не заботясь о защите памятников культуры и
уважительном к ним отношении. По закону о защите архитектурно-исторических памятников и комплексных сооружений, в зоне 200-300 метров от памятника строительство запрещается. Но в случае с храмом-музеем Чойжин-Лама этот закон грубо нарушается, вокруг данного комплекса на сегодняшний день построено множество многоэтажных зданий (рис. 4).
Рис. 4. Высотные здания рядом с храмом-музеем Чойжин-Лама, 2017 г. Fig. 4. High-rise buildings close to the church-museum Choizhin-Lama, 2017
Храм-музей Чойжин-Лама как комплексное сооружение отличается от других зданий тем, что является ансамблем с высокой архитектурной
планировкой и создан как единая творческая композиция.
Храм образует основу комплекса на единой главной оси, и на ней планировка совмещается со средой в
поперечном разрезе. Изучение планировки и местоположения музея-храма Чойжин-Лама показало, что соблюдены основные геометрические пропорции.
Самым главным храмом комплексного сооружения Чойжин-Лама является храм Ядам, то есть Секретный храм. Он находится за основным сооружением в центре и отгорожен от остальных храмов закругленным забором (двойной защитой). Данное здание служит жи-
телям для исполнения религиозных молитв и обычаев. Его ценность последовательно выражается и в архитектурно-пространственной планировке. Особенностью храма-музея Чойжин-Лама является расположение главных ворот по направлению к горе Богд-Хан Уул, по национальному обычаю традиционное расположение ворот повторяется в планировке храма. Главная ось комплекса Чойжин-Лама направлена на юг (рис. 5).
Рис. 5. Состав комплекса Чойжин-Лама: 1 - монастырь Махаранза; 2 - главный храм; 3 - храм Занхана (главный); 4 - храм Зуу; 5 - храм Ядама; 6 - храм Мир спокойства;7 - юрточные храмы; 8 - два хозяйственных храма; 9 - сакральная дверь; 10 - щит Ямпай (триумфальные ворота);
11 - западные ворота; 12 - восточные ворота Fig. 5. Content of a complex of Choizhin-Lama: 1 - monastery of Makharanza; 2 - the main temple; 3 - church of Zankhana (the main); 4 - church of Zuu; 5 - church of ladama; 6 -church World of tranquility; 7 - yourt churches; 8 - two household churches; 9 - sacred door; 10 - shield lampai (triumphal gates);11 - western gates;12 - eastern gates
Архитектурные особенности храма-музея Чойжин-Лама.
Комплекс храма-музея Чойжин-Лама рассматривается в двух разных пространствах (частях):
1 ) пространство, раскрытое на
юг;
2) закрытые с юга ворота Ямпай (символ жизни, добра и зла).
Во внутреннем пространстве архитектурного комплекса Чойжин-Лама расположены 6 храмов в китайском стиле, 1 юрточный храм, 2 хозяйственных храма, имеющих форму юрт, и 4 почетных ворот.
Внутреннее пространство разделено на несколько зон, связанных между собой двумя парами ворот (главных и двух вспомогательных) (рис. 6). В фасадной и промежуточной стенах имеются третьи ворота, в за-
падной и восточной стенах по одному почетному входу.
Вход по архитектурному решению ориентирован на юг, что характерно для композиции национальной традиционной градостроительной планировки.
Рассмотрим структуру
пространства [13] (функциональные зоны разделены на четыре части).
В первой части (А) находится секретная зона с задним забором и храмом Ядама. Здесь сидят ламы без посетителей, чтобы поклонение главному ламе проходило в спокойной обстановке.
Во второй части (Б) расположена основная зона. В ней находятся 4 храма: Махаранза, Занхана (главный), Зуу, Мир спокойствия. Кроме того, здесь рас-
положены 2 храма, имеющие форму юрты.
В третьей части (В) находятся административные и хозяйственные вспомогательные юрточные храмы.
В четвертой части (Г) расположена зона главного входа. Главные ворота и ворота храма Ямпай отделяет ландшафтная зона с зеленью и площадками (рис. 6).
Рис. 6. Структура пространства комплекса Чойжин-Лама: 1 - главные ворота; 2, 3 - вспомогательные ворота; А - закрытая зона; Б - главная функциональная зона; В - главная бытовая зона; Г - рекреация и внешняя зона Fig. 6. Space structure of a complex Choizhin-Lama: 1 - main gates; 2, 3 - help gates; А - close territory; Б - main functional area; В - main household area; Г - recreation and external area
Архитектурные особенности и решения храма-музея Чойжин-Лама:
1. Поскольку ворота комплекса Чойжин-Лама обращены на юг по основным принципам градостроительства Монгольского государства, и на противоположной стороне расположена площадь Сухэ-Батора (центр города), запроектированы еще 2 ворот - правые и левые, соединяющие музейный комплекс с главными частями города [14-19].
2. В основе архитектурной композиции лежат два вида сооружений: храмы с крышей, как у пагоды, и в форме юрты в одном месте (пространстве) и в одном ансамбле (т.е. кроме того, что проектирование деревянных конструкций храмов с крышами, как у пагоды, и с юртообразной формой скомбинировано, сооружения строили на одной территории).
3. Храм находится рядом с площадью Сухэ-Батора, на которой выделяются такие объекты, как
памятник Сухэ-Батору и монгольский флаг Дома Правительства (расположены на одной оси).
4. Дом Правительства и главный храм Махаранза также находятся на одной оси, а именно фундамент Дома Правительства лежит на одной оси с вершиной храма-музея Чойжин-Лама.
5. Горизонтальная ось города Улан-Батора проходит по проспекту Мира, вертикальная ось была описана ранее. На центральной вертикальной главной оси находятся главные общественные организации и сооружения, на ней же ранее выделялся храм-музей Чойжин-Лама, однако сейчас обзор данного исторического памятника закрывает современная высотная застройка.
6. Главная ось от храма-музея Чойжин-Лама направлена на юг и перпендикулярна оси проспекта Мира.
7. Расположение храмового комплекса, являющегося исторической зоной, в центре Улан-Батора.
8. В окружении храма-музея Чойжин-Лама расположено большое количество современных зданий, построенных без учета архитектурных особенностей исторической местности, с нарушением градостроительных нормативных требований и исто-рико-правовых документов.
9. Одной из особенностей внутренней организации территории храмового комплекса является то, что дорога проходит через арочное пространство до главного и двух других храмов.
10. В общей планировке архитектурного пространства храм-музей Чойжин-Лама являлся местом, которое было видно с любой точки города. Сейчас его закрывают высо-
кие строения, поэтому заметны только крыши пагод над забором.
11. Стены ограждения построены качественно, надежно защищая от шума городского пространства и создавая спокойную атмосферу внутри храмового комплекса.
12. Самой важной особенностью храма-музея Чойжин-Лама является архитектурная компоновка 6 храмовых построек в двухэтажном решении и четырех ворот (рис. 7).
Ограждающие ворота Ямпай (в зоне «Г») расположены перед ограждением храма-музея Чойжин-Лама [20] (рис. 8). Дверь Ямпай как символ имеет много значений, у ханов древности она была символом храмовой жизни. Дверь Ямпай имеет высоту 7 метров, длину 16 метров. Ворота были построены в конце XIX -начале XX вв. в честь Хана и имеют внушительные габариты. В Монголии существует только 3 подобных ворот. В храмах Ямпай и Чойжин-Лама ворота отличаются уникальными решениями и художественной обработкой. На воротах Ямпай рядом с храмом можно увидеть 5 драконов (рис. 9). Ограждающие ворота Ямпай построены из сине-серого кирпича, верхний и нижний ярусы декорированы узорами и орнаментами, и на всех 6 стенах представлены разные события. Главная стена ворот Ямпай украшена птицей Хангарьд (сейчас она является символом города Улан-Батора), двумя львами, драконами на фоне неба, и все эти декоративные элементы имеют особую символику. Основная часть ворот Ямпай расположена перед храмами, в которых богослужения начались по приказу Манжа Хана. Заметим, что планировка ворот Ямпай показывает высокий духовный уровень монастыря.
Рис. 7. Сравнительная схема функциональных зон территории в генплане древнего монастыря Монголии (по схеме А.М. Позднеева, 1960): А - главный двор; Б - второй двор (хозяйственная зона); В - третий двор (жилая зона); 1 - главный храм; 2 - боковой храм, или жилище хутухты; 3 - часовня и императорский памятник; 4 - высокий путь; 5 - внутренние ворота; 6 - кладовая монастыря; 7 - дом ламы; 8 - юрты почетных лам, живущих в монастыре, жертвенник; 9 - юрты молодых лам; 10 - дверь Богдойн; 11 - калитки Fig. 7. Comparative scheme of areas of the territory in the masterplan of the ancient monastery of
Mongolia (according to the scheme of A.M.Pozdneev, 1960): А - main yard; Б - second yard (housing area); В - third yard (housing area); 1 - main temple; 2 - side temple, or residential khutukhts;
3 - chapel and emperor monument; 4 - high way; 5 - internal gates; 6 - pantry of the monastery; 7 - lama's house; 8 - yourts of honourable lams who live in monasteries, credence; 9 - yourts of young
lamas; 10 - the door to Bogdoin; 11 - gates
Рис. 8. Ворота Халхавч Ямпай: 1 - Чойжин-Лама, 2 - Дворец-музей Богдо-Хана,
3 - Амарбаясгалант Fig. 8. Gates Khalvach Iampai: 1 - Choizhin-Lama, 2 - Palace-Museum Bogdo-Khana,
3 - Ambarbaiasgalant
Рис. 9. На двери Халхавч Ямпай храма-музея Чойжин-Лама пять драконов - признак
высокого статуса храма Fig. 9. There are five dragons on Khalvach lampai door of church-museum Choizhin-Lama
Знания
монахов
и
художественные и архитектурные решения зданий, по оценке императора Манжа, очень ценны и служат на благо большому количеству людей.
Ограждающие ворота Ямпай можно также рассматривать как ворота покровительства, прикрытия, защиты [8, 21, 22].
Выводы
Храм-музей Чойжин-Лама является одним из комплексных сооружений, требующих пристального внимания государства для сохранения традиций, изучения уникальной древней архитектуры и исторического развития Монголии. Город Улан-Батор имеет свои особенности градостроительных решений в области планировки города и современного строительства в центре города (не всегда положительные). Для гармоничного изменения планировки города, в частности его центра, с учетом пространства
экзотической композиции храма-музея Чойжин-Лама, необходимо скорейшее проведение профессиональных исследований. На основании результатов, полученных в процессе работы, сформулированы следующие выводы:
• для обновления планировки необходима обработка фасадов построек, по композиции и стилю сочетающихся с сооружениями древнего комплекса (теми, что находятся на сегодняшний день в официальной защитной зоне архитектурных памятников), вплетение их в истори-ко-архитектурную среду комплекса;
• как и любая культура, в которую заложены определенные представления о природе, находящие воплощение в архитектуре, духовная культура азиатского буддизма оказала большое влияние на градостроительство;
• исследование особенностей столицы Монголии может быть интересной задачей по изучению древнего
города для сохранения преемственности творчества поколений и лучших архитектурных решений в градостроительстве страны;
• все культуры имеют свои характерные идеалы, лучшие из которых должны учитываться в исследо-
вательских и практических работах, относящихся к градостроительной деятельности;
• необходима подготовка специалистов по реставрации и реконструкции исторических зданий и сооружений Монголии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Альбоме Улан-Батор / Шархуу Я. [и др.]. Улан-Батор: АДМОН, 2006. 229 с.
2. Гомбо Ж. Хотжихуйн онол ба амьдрах орчин. Улан-Батор: Битпресс, 2014. 393 с.
3. Гомбо Ж. Орон сууцны цогцолборын рекреаци, ногоон байгууламж. Улан-Батор: Битпресс, 2011. 68 с.
4. Гомбо Ж. Хорооллын гудамж, замын хеделгеен. Улан-Батор: Битпресс, 2011. 32 с.
5. Гомбо Ж. Хотын суурьшлын телевлелт барилгажуулалт. Улан-
Батор, 2011. 128 с.
6. Официальный сайт компании Legendtour [Электронный ресурс]. URL: legendtour.ru (22.08.2016).
7. Всеобщая история архитектуры: в 12 т. Л.-М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1971. Т. 9. Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии до середины XIX вв. С.591-627.
8. Хайсамбуу Д. [Электронный ресурс]. URL: http://vip76.mn/u/4213 (22.08.2016).
9. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.wikipedia.org/ (22.08.2016).
10. Ulaanbaatar [Электронный ресурс]. URL: www.Ulaanbaatar.mn (22.08.2016).
11. Их хотын тYYхэн товчоон [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnb.mn/i/10338 (22.08.2016).
12. Хуулийн нэгдсэн портал сайт [Electronic resource]. URL: http://www.legalinfo.mn (22.01.2017).
13. Большаков А.Г., Лоншаков Д.А., Бондарева В.Ю., Щербакова Т.П. Оценка взаимосвязи социальных и пространственных факторов в планировке города Белгорода // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 1. С. 88-102.
14. Ткачев В.Н. История монгольской архитектуры: монография: М: Изд-во АСВ, 2009. 288 с.
15. Щепетильников Н.М. Архитектура Монголии. М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. 245 с.
16. Майдар Д. Монголын архитектур ба хот байгуулалт. Улан-Батор: Хэвлэх комбинат, 1972. 129 с.
17. Цултэм Н. Архитектура Монголии. М.: Изобразительное искусство, 1982. 231 с.
18. Даажав Б. Юрта - основа монгольского зодчества // Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии. Улан-Батор, 1977. 223 с.
19. Майдар Д. Архитектура и градостроительство Монгольской Народной Республики // Архитектура СССР. 1979. № 9. С. 2-8.
20. Google Earth [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.com/earth/ (22.08.2016).
21. Лувсандэндэв А. Монгол-Орос толь. М., 1957. 715 с.
22. Цэрэн Ц., СYхбаатар. Ц. Русско-монгольский словарь. NEPKO, 2012.
REFERENCES
1. Sharkhuu Ya. Al'bome Ulan-Bator. Ulan-Bator: ADMON Publ., 2006. 229 p.
2. Gombo Zh. Khotzhikhuin onol ba am'drakh orchin. Ulan-Bator: Bitpress Publ., 2014. 393 p.
3. Gombo Zh. Oron suutsny tsogtsol-boryn rekreatsi, nogoon baiguulamzh. Ulan-Bator: Bitpress Publ., 2011. 68 p.
4. Gombo Zh. Khoroollyn gudamzh, zamyn khеdеlgееn. Ulan-Bator: Bitpress Publ., 2011. 32 p.
5. Gombo Zh. Khotyn suur'shlyn bYSi-in televlelt barilgazhuulalt. Ulan-Bator, 2011. 128 p.
6. Ofitsial'nyi sait kompanii Legendtour [Official site of Legendtour company]. Available at: legendtour.ru (accessed 22.08.2016).
7. Vseobshchaya istoriya arkhitektury: v 12 t. [General history of architecture: in 12 vol.]. Leningrad-Moscow: Izd-vo Akademii arkhitektury SSSR Publ., 1971. Vol. 9. Arkhitek-tura Vostochnoi i Yugo-Vostochnoi Azii do
serediny XIX vv. [Architecture of Eastern and South-Eastern Asia up to the middle of XIX century]. P.591-627.
8. Khaisambuu D. Available at: http://vip76.mn/u/4213 (accessed 22.08.2016).
9. Vikipediya: svobodnaya entsik-lopediya [Wikipedia: The Free Encyclopedia]. Available at: http://www.wikipedia.org/ (accessed 22.08.2016).
10. Ulaanbaatar. Available at: www.Ulaanbaatar.mn (accessed 22.08.2016).
11. Ikh khotyn tYYkhen tovchoon. Available at: http://www.mnb.mn/i/10338 (accessed 22.08.2016).
12. Khuuliin negdsen portal sait. Available at: http://www.legalinfo.mn (accessed 22.01.2017).
13. Bolshakov A.G., Lonshakov D.A., Bondareva V.Yu., Shcherbakova T.P. Evaluation of social and spatial factor correlation in Belgorod planning. Vestnik Irkutskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Proceedings of Irkutsk State Technical University], 2015, no. 1, pp. 88-102. (In Russian)
14. Tkachev V.N. Istoriya mongolskoi arkhitektury [History of Mongolia architecture]. Moscow: ASV Publ., 2009. 288 p.
15. Shchepetil'nikov N.M. Arkhitektura Mongolii [Architecture of Mongolia]. Moscow:
Gosudarstvennoe izdatel'stvo literatury po stroitel'stvu, arkhitekture i stroitel'nym materia-lam Publ., 1960. 245 p.
16. Maidar D. Mongolyn arkhitektur ba khot baiguulalt. Ulan-Bator: Khevlekh kombinat Publ., 1972. 129 p.
17. Tsultem N. Arkhitektura Mongolii [Architecture of Mongolia]. Moscow: Izo-brazitel'noe iskusstvo Publ., 1982. 231 p.
18. Daazhav B. Yurta - osnova mon-gol'skogo zodchestva [Yourt - the basis of Mongolia architecture]. Rol' kochevykh narodov v tsivilizatsii Tsentral'noi Azii [Role of nomad people in the civilization of Central Asia]. Ulan-Bator, 1977. 223 p.
19. Maidar D. Architecture and town-planning of Mongolia National republic. Arkhitektura SSSR [Architecture of the USSR], 1979, no. 9, pp. 2-8.
20. Google Earth. Available at: https://www.google.com/earth/ (accessed 22.08.2016).
21. Luvsandendev A. Mongol-Oros tol'. Moscow, 1957. 715 p.
22. Tseren Ts., SYkhbaatar. Ts. Russko-mongol'skii slovar' [Russian-Mongolian dictionary]. NEPKO Publ., 2012.
Критерии авторства
Нямдорж Нарантуяа провела исследования, подготовила статью к публикации и несет ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила 22.09.2017 г.
Contribution
Nyamdorj Narantuya has conducted the studies, prepared the article for publication and bears the responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The author declare no conflict of interests regarding the publication of this article.
The article was received 22 September 2017