Научная статья на тему 'Социокультурный и образовательный контекст возникновения вопроса полового воспитания детей в дискурсе русской педагогики'

Социокультурный и образовательный контекст возникновения вопроса полового воспитания детей в дискурсе русской педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВОЙ ВОПРОС В ШКОЛЕ / ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕКСУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / SEX QUESTION IN SCHOOL / SEX EDUCATION / SEXUAL PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турутина Е. С.

В статье раскрывается социокультурный контекст возникновения полового вопроса для детей в русской педагогике. Автор выявляет образовательные и социальные тенденции, повлиявшие на происхождение сексуальной педагогики, и анализирует актуализацию полового вопроса в работах русских педагогов начала ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL AND EDUCATIONAL CONTEXT OF THE ORIGIN OF SEX EDUCATION FOR CHILDREN IN THE DISCOURSE OF RUSSIAN PEDAGOGICS

The sociocultural context of the origin of sex question for children in the Russian pedagogics is considered in the article. The author reveals educational and social tendencies which have influenced on the origin of sexual pedagogics and analyses the actualization of sex question in the pedagogues works of the beginning of the XX century.

Текст научной работы на тему «Социокультурный и образовательный контекст возникновения вопроса полового воспитания детей в дискурсе русской педагогики»

УДК 373 (091)

Е. С. Турутина

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОПРОСА ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДИСКУРСЕ РУССКОЙ ПЕДАГОГИКИ

В статье раскрывается социокультурный контекст возникновения полового вопроса для детей в русской педагогике. Автор выявляет образовательные и социальные тенденции, повлиявшие на происхождение сексуальной педагогики, и анализирует актуализацию полового вопроса в работах русских педагогов начала ХХ в.

Ключевые слова: половой вопрос в школе, половое воспитание, половое образование, сексуальная педагогика.

Вопросы и темы, связанные с половым воспитанием детей, возникли в педагогическом дискурсе во второй половине XIX в. Согласно периодизации, предложенной П. Ф. Каптеревым, это время приходится на третий период развития русской педагогической мысли, названный им «общественной педагогикой» [1, с. 70]. На этом этапе главным заказчиком в формировании идей, принципов и содержания педагогики выступало само общество. Социальные движения, настроения, течения и процессы, происходящие в нем, определяли направления развития педагогических взглядов. Именно для этого периода характерно разнообразие теорий воспитания, типов образовательных учреждений -гимназий, училищ, кадетских корпусов, высших учебных заведений, предпринимаются серьезные попытки создания народной школы.

Земская реформа, оказавшая немаловажную роль в становлении общественной педагогики, определила особенности становления и развития образовательных учреждений и самого педагогического дискурса. Такого расцвета педагогической мысли история российского государства еще не знала. Модернизация народного образования после отмены крепостного права в 1861 г. стала одним из приоритетных направлений в обновлении российского общества.

Именно на период развития общественной педагогики приходится эмансипация женщин в России, повлиявшая на общественные настроения, в том числе на возникновение женского среднего и высшего образования и становление проблемы полового воспитания детей. По мнению многих русских педагогов, именно с женщиной-воспитателем должно быть связано решение полового вопроса для детей по причине глубокой биологической и морально-психологической близости матери и ребенка.

На взгляд авторов, зарождение идей сексуальной педагогики стало возможным благодаря появлению не только первых женских учебных заведений, но и педагогического дискурса о совместном обучении и воспитании мальчиков и девочек. Его следствием стали первые попытки создания дет-

ских общеобразовательных учреждений совместного по полу обучения. Одним из подобных проектов была средняя школа совместного обучения Е. С. Левицкой, созданная в 1900 г. Уникальность этого учебного заведения заключалась в том, что в образовательной системе того времени совместное обучение мальчиков и девочек в средней школе не практиковалось, и потому педагогические идеи Е. С. Левицкой носили экспериментальный характер и не получили широкого распространения, хотя и повлияли на общий фон институционализации педагогики в России.

Также совместное обучение мальчиков и девочек практиковалось и в частной школе Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, однако здесь в отличие от школы Е. С. Левицкой вопрос совместного по полу обучения не являлся принципиальным, и такая ситуация сохранялась до 1917 г Стоит отметить, что в дореволюционной России не сложилась (или не успела сформироваться в связи с грядущими социально-политическими настроениями и изменениями) стройная система народного образования с присущей ему национальной концепцией, органично включающей в свою структуру основы и принципы сексуальной педагогики и полового воспитания.

Образование в рамках данной работы понимается в нескольких значениях: в широком - как феномен культуры и фактор развития личности [2], как социальный институт, определяющая роль которого - быть «важнейшим инструментом социализации индивида, средством сохранения, межпо-коленческой трансляции и умножения культурного опыта человечества» [3, с. 15], и в узком значении -как единство взаимосвязанных процессов обучения (трансляция знаний от педагога и овладение учебным материалом учащимся) и воспитания (целенаправленное формирование и развитие личности в соответствии с определенными целями и посредством конкретных методик). Отсюда половое образование - это, с одной стороны, социальный институт, отвечающий за социализацию индивидов общества в качестве мужчин и женщин, с другой - система знаний и воспитательных практик,

направленных на формирование сознания и поведения членов общества как мужчин и женщин посредством педагогической деятельности в учебных заведениях.

В первом значении половое образование существовало с глубокой древности, поскольку воспроизводство поколений и регулирование рождения потомства было значимой проблемой любого общества, различались только способы и формы реализации этой сферы человеческой деятельности. Механизмом полового образования было половое воспитание. Социализация индивидов в качестве мужчин и женщин осуществлялась в рамках института семьи.

Половое образование, понимаемое во втором значении, впервые в России начинает зарождаться в педагогическом дискурсе и социокультурном контексте во второй половине XIX в. Однако массовый и системный характер отечественное половое образование начинает приобретать только в советском государстве и осуществляться посредством других агентов социализации - школы и медицинских заведений. Именно по этой причине история полового образования в России в рамках данного исследования рассматривается с указанного периода. Однако реализации идей сексуальной педагогики (термин возник в России в 1900-е гг.) в учебных заведениях дореволюционной России не суждено было сбыться, несмотря на возникновение специального педагогического дискурса о половом воспитании российского юношества. Но то, что половой вопрос для детей возникает именно в указанный период развития русской педагогической мысли, не случайно, поскольку только свободный и рефлективный дух общественной педагогики могли этому способствовать.

Обобщая сексуальный педагогический дискурс, сложившийся в указанный период русской истории, можно выделить несколько проблемных узлов полового воспитания подростков, а именно: определение того, кем, когда и как должно было осуществляться половое воспитание детей [4, с. 5]. Первый круг вопросов был связан с обоснованием основных агентов полоролевой социализации и сексуального воспитания: семья или школа, родители или учителя; второй - с определением возраста, с которого должно было начинаться половое воспитание детей; третий круг проблем был связан с разработкой формы и содержания полового воспитания детей (принципов, подходов, методов и методик). Основные концепции полового воспитания детей, сложившиеся в русской педагогике, отличались по форме и содержанию в зависимости от выбора ответа на тот или иной вопрос.

Одним из первых, кто ввел в научный обиход дореволюционного отечественного педагогическо-

го дискурса понятие «сексуальная педагогика», был Е. Лозинский, опубликовавший в 1904 г. статью в «Вестнике воспитания» под названием «Проблемы сексуальной педагогии» [5, 6]. То, что тема полового воспитания обсуждалась на страницах «Вестника воспитания», свидетельствовало о серьезном отношении некоторой части педагогического сообщества к данной педагогической проблеме. Указанное издание представляло собой научно-популярный журнал, допущенный ученым комитетом Министерства народного просвещения для фундаментальных библиотек средних учебных заведений «как мужских, так и женских». Термин «сексуальная педагогика» использовался и во вступительной статье Л. Писаревой в книге «Происхождение человека: сборник статей по половому воспитанию» [4]. Таким образом, под сексуальной педагогикой понимался раздел педагогической науки, изучающей сущность и закономерности полового воспитания, его взаимосвязь с воспитанием личности в целом, а также вопрос о преподнесении детям сведений о рождении человека.

В русской педагогической мысли с понятием «сексуальная педагогика» соотносится и другой термин - «половой вопрос», отсюда и названия педагогических публикаций: «Объяснение полового вопроса (или как все на свете рождается)» (Жарин-цева Н., 1907); «Переутомление и сексуальный вопрос в школе» (Ильинский В., 1908); «Школа и половой вопрос» (Симонов И. С., 1909); «Дети и половой вопрос» (Сидорович К., 1909); «Половой вопрос в жизни детей» (Каннель В., 1909) и др. Таким образом, проблематика полового воспитания детей чаще всего была включена в контекст полового вопроса, признающегося актуальным в педагогической мысли многими педагогами, правда, не всеми знающими, как его разумно и эффективно разрешить. Понятие же «сексуальная педагогика», хотя и введенное в научный оборот, не было столь популярным среди ученых по разным причинам: во-первых, в начале XX в. все еще продолжалась институционализация педагогики как науки, а значит, и формирование ее предметной области и структуры; во-вторых, производные сочетания от слова «секс» в русском менталитете и общественном дискурсе имели негативные смысловые коннотации, а потому и не могли претендовать на общеупотребительность и легитимность, тем более в такой области, как воспитание детей. К тому же понятие «половой вопрос» шире по значению, чем термин «сексуальная педагогика», и указывает на неразрешенность проблемы полового воспитания детей, что таковым, по сути, и является. Следующим обоснованием тезиса о более широком смысловом контексте понятия «половой вопрос» в отношении понятия «сексуальная педагогика» является

то, что первое включает в себя не только решение трех фундаментальных вопросов сексуальной педагогики, но и объяснение половой сущности человека в целом, происхождение и предназначение мужчин и женщин, особенности их взаимодействия, включая такие аспекты, как семья и брак, сексуальные отношения (в том числе и отклонения в реализации полового инстинкта - венерические болезни, сексуальные извращения, проституция и др.), репродуктивное поведение.

Выделим основные социокультурные тенденции, вызванные усложнением структуры российского общества и активизирующие половой вопрос во второй половине XIX в. в русской общественной мысли, в том числе и педагогической. Все нижеописанные факторы, актуализирующие проблему полового воспитания детей в школе, так или иначе были связаны с социокультурными изменениями в реализации полового инстинкта.

1. Рост проституции и ее медико-социальных последствий. С возникновением капитализма уровень развития проституции возрастает до такой степени, что уже в конце XIX в. во многих европейских странах назревает необходимость в ограничении и упорядочении этого социального явления. В России подобная тенденция вылилась в такие формы, как создание врачебно-полицейского надзора за проститутками, научное изучение проституции как социального феномена, в том числе проведение социологических исследований и половых переписей населения. По мнению С. И. Го -лода, чем сложнее общество, тем многообразнее структура внебрачных отношений [7, с. 66].

Широкое распространение проституции обусловило появление следующего фактора, актуализирующего половой вопрос.

2. Рост венерических заболеваний. Поскольку в основном именно проститутки осуществляли «инициацию» мужчин, т. е. свой первый сексуальный опыт мужчины получали именно с женщинами из этой категории, то сексуальный дебют нередко был связан и с опытом приобретения и лечения половых инфекций. Так, в России в 1903 г. 42 % студентов-юношей начинали сексуальную жизнь с проститутками [7, с. 66], т. е. почти половина молодых мужчин, проживающих в крупных городах. По данным половой переписи московского студенчества, «25 % из всех опрошенных оказались страдающими венерическим болезнями» [8, с. 6]. Среди половых инфекций особое беспокойство среди врачей вызывали сифилис и гонорея (в старину - перела). По мнению Л. А. Золотарёва, часто издававшегося на рубеже XIX-XX вв. по вопросам пола, семьи и брака, «сифилис и пере-ла - самые распространенные половые заболевания мужчин от общения с проститутками» [9,

с. 15]. Автор приведенной цитаты убежден, что последствия от сифилиса гораздо значительнее и опаснее, чем от холеры (против последней была развернута масштабная в то время противоэпидемическая кампания), и прежде всего потому, что «сифилисом заражаются чаще всего молодые люди» [9, с. 16]. Таким образом, проституция признавалась одним из основных факторов распространения в обществе венерических заболеваний, особенно среди молодежи.

3. Раннее начало половой жизни, преждевременные половые отношения. По данным половой переписи московского студенчества, «внебрачную половую жизнь 69 % отвечавших начали в возрасте 14-17 лет» [8, с. 6]. Особую тревогу среди педагогов и врачей вызывало то, что юноши вступают в сексуальные отношения в том возрасте, когда это может быть вредно для здоровья взрослеющего организма. Специалисты того времени указывают на оптимальный возраст начала половой жизни -не ранее 20 лет у женщин и не ранее 25 лет у мужчин. Считалось, что только к этому времени женский и мужской организмы физически, психологически и морально созревают и готовы к выполнению своих репродуктивных функций и производству здорового поколения. Так полагали русские педагоги Л. А. Золотарёв и князь Н. В. Вяземский

[9, 10].

Данные же опросов указывали на более раннее от допустимого специалистами возраста начало половой жизни молодежи. Собственно говоря, главной целью полового воспитания, по мнению большинства его идеологов, должно было стать целомудрие до брака. Педагогов тревожило то, что половая распущенность и безнравственность попадали в детскую среду. По мнению К. Сидоровича, «в прежнее “доброе старое время”» юноши и девушки в 14-16-летнем возрасте были настоящими детьми, которых не касался «половой вопрос». «В настоящее время, - пишет он, - уже среди детей 9-летнего возраста трудно отыскать таких, которые верят в аистов, приносящих сестриц и братьев, в яблоки, арбузы, в которых приносят их в дом, а про детей возраста лет 11-12 и говорить нечего - они знают очень многое, а из нежелательных, грязных сторон полового вопроса - почти все!» [11, с. 5].

4. Эпидемия онанизма. Именно так, а не иначе, по мнению русских педагогов, можно было охарактеризовать масштабы распространения этой сексуальной девиации, описанию которой были посвящены сотни книг и брошюр на рубеже XIX-XX вв. У многих авторов онанизм описывается и как половой порок, и как опасная болезнь, негативно влияющая на физиологическое, репродуктивное и психическое здоровье детей. То, что данная про-

блема была осознана как социально значимая, доказывает большинство исследований, направленных на ее изучение. Так, в работе И. С. Симонова, впервые изданной в 1909 г. (но переизданной в 1920 г. с небольшими идеологическими вкраплениями), приводится следующая статистика: из 24 мальчиков, поступивших в 1-й класс учебного заведения (это возраст 10 лет), «23 признались в том, что они онанисты», «с 5-го класса онанисты были уже редким исключением», так как в возрасте 1516 лет «юноши начинают вступать в отношения с женщинами» - «это и возраст “первого падения”», официально установленный половой переписью московского студенчества [12, с. 13-14, 34].

Все указанные социокультурные тенденции можно считать и факторами, обусловившими развитие дискурса сексуальной педагогики и полового вопроса для детей. К числу таких же факторов относится и другой, на взгляд авторов, прямо или косвенно определяющий развитие всех предыдущих - это сам факт обучения детей в школах и других учебных заведениях. Происходит это по причине того, что дети, занятые в организованных педагогических коллективах, в свободное от уроков время предоставлены сами себе. Это, в свою очередь, способствует «разжиганию» половой тематики в неформальном и непосредственном общении детей между собой, пробуждению преждевременных интересов, чувств, эмоций и влечений, что в конечном итоге при наступлении определенного возраста физиологического созревания провоцирует и во вступление в сексуальные отношения.

Каким же образом развитие начального и профессионального образования в России обусловило актуализацию полового вопроса? Проблема разврата в среде детей и молодежи, особенно остро волновавшая некоторых русских педагогов, объяснялась ими тем, что дети стали обучаться в учебных заведениях, часто закрытого типа - пансионатах, гимназиях, кадетских корпусах, предполагающих их длительное пребывание вдали от семей, всё это создает условия для развращения младших детей старшими. А поскольку была распространена практика раздельного по полу обучения, то данное обстоятельство влияло и на появление в юношеской среде гомосексуальных и гомоэротических проявлений, неоднократно отмечаемых педагогами. В частности, И. С. Симонов пишет: «В интернатах надо обратить особое внимание на замеченную в “переходном возрасте” у наиболее чувственных юношей склонность к преследованию наиболее красивых товарищей (дают им прозвища “мазочек”, “помпонов”, “институток”, сажают их на колени, целуют)» [12, с. 34]. На это же явление указывает в своей работе немецкий ученый А. Молль, выступавший за совместное обучение в

школе мальчиков и девочек, так как раздельное образование, по его мнению, чревато «половыми эксцессами», встречающимися «в интернатах, на кораблях, в тюрьмах и во всех местах, где лицам другого пола вовсе нет доступа» [13, с. 208]. Таким образом, уже в начале ХХ в. русские и зарубежные педагоги обратили внимание на опасность (с точки зрения сексуально-педагогической) разъединения мальчиков и девочек в учебно-воспитательном процессе, аргументируя это приобретением гомосексуального и просто сексуального опыта из-за недифференцированного полового влечения, проявляющегося среди юношества, пребывающего в закрытых учебных заведениях с раздельным по полу обучением. Как отмечает русский педагог К. Сидорович в работе «Дети и половой вопрос», «нравственная чистота детей гибнет, исчезает, становится чрезвычайной редкостью. Всякий наивночистый ребенок, попадая в изолированную среду сверстников, становится другим в первые же годы, уходя из-под постоянного надзора родительского» [11, с. 6].

Но даже и там, где обучение детей не связано с постоянным или длительным отрывом от семьи, также создается угроза полового просвещения из грязных источников. Дело в том, что среди детей вопросы о происхождении людей и половых отношениях между мужчиной и женщиной очень распространенные в обсуждении. По мнению Сидоровича, внутренняя жизнь ребенка существенно изменяется с поступлением в учебное заведение: «Оказываясь в изолированной среде сверстников, ребенок начинает ощущать себя равноправным, где он может и слышать, и сам говорить без опасения... Жизнь ребенка раскалывается на две резко отличающиеся части: жизнь домашнюю, среди своих и старших, и жизнь вторую, в кругу детей, таких же, как он сам. К концу первого учебного года дети уже обладают сведениями по вопросу половому, такими, какими обладает весь класс» [11, с. 11, 14]. Просвещение в этой тематике осуществляется либо от более старших товарищей, наиболее информированных в этих вопросах, либо от подростков, уже имевших опыт полового общения: «и эти самые более осведомленные дети, сплошь и рядом, так или иначе уже узревшие разврат, - являются авторитетами и настоящими учителями в сфере знаний, на которые родителями и воспитателями так необдуманно наложен запрет» [11, с. 14].

До тех пор пока преобладала система домашнего образования, половой вопрос в педагогике не поднимался, по крайней мере, не был таким острым, или жгучим, каким его характеризовали впоследствии. Именно поэтому К. Сидорович настаивает на том, что, «пока ребенок еще не учится или

учится, но дома», половой вопрос не возникает [11, с. 8].

Таким образом, именно развитие народного и всеобщего образования (чему были посвящены лучшие творения общественно-педагогической мысли) способствовало постановке и трансформации полового вопроса для детей в педагогике. Школа не только поэтому не должна была, по мнению русских педагогов, стоять в стороне от его решения, но еще и потому, что половое созревание мальчиков и девочек приходится на период обучения в школе. Это означало, что подросток должен быть заранее подготовлен к важному в его жизни психофизиологическому процессу, чем и обусловливалась необходимость полового воспитания детей в семье и школе во избежание всех тех нега-

1.

2.

3.

4. б. б.

7.

B.

9.

1G.

11.

12.

13.

Турутина Е. С., кандидат философских наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 6G, г. Томск, Томская область, Россия, 634G41. E-mail: TurutinaES@tspu.edu.ru

тивных социальных последствий, вызванных развратом в обществе.

Анализ работ русских педагогов-мыслителей, творивших на рубеже XIX-XX вв., показывает, что актуальность полового вопроса для детей назрела в период модернизации российского общества, в том числе и образования. И то, что именно в конце ХХ в. - начале XXI в. в педагогическом дискурсе вновь активизируется проблематика полового воспитания детей в связи с сохранением и развитием репродуктивного здоровья молодежи, также свидетельствует о том, что реформирование системы современного отечественного образования не должно оставить без внимания важный аспект социализации подростков, связанный с формированием их гендерной, половой и сексуальной идентичности.

Материал поступил в редакцию 19.03.2010.

Список литературы

Каптерев П. Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды // Педагогика. 1992. № 3-4. С. 67-74.

Люрья Н. А. Образование и культура (социально-философский анализ образовательных проблем). Томск: Изд-во ТПУ, 2004. 252 с. Щелкунов М. Д., Николаева Е. М. Образование в ХХ1 веке: перед лицом новых вызовов. Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. 156 с. Писарева Л. Происхождение человека: сборник статей по половому воспитанию детей. М.: «Освобождение», 1909. 308 с.

Лозинский Е. Проблемы сексуальной педагогии // Вестник воспитания. 1904. № 1. С. 28-74.

Лозинский Е. Проблемы сексуальной педагогии // Вестник воспитания. 1904. № 2. С. 31-75.

Голод С. И. Проституция в контексте половой морали // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 65-70.

Ильинский В. Переутомление и сексуальный вопрос в школе. СПб., 1908. 25 с.

Золотарёв Л. А. Личная и общественная борьба с развратом. М., 1900.

Вяземский Н. В. О половой зрелости с педагогической точки зрения. СПб., 1906. 246 с.

Сидорович К. Дети и половой вопрос. СПб., 1909. 227 с.

Симонов И. С. Школа и половой вопрос. Петроград, 1920. 52 с.

Молль А. Половая жизнь ребенка / пер. с нем. Л. Рохальского; под ред. д-ра Б. И. Бентовского. СПб., 1909. 247 с.

Ye. S. Turutina

SOCIOCULTURAL AND EDUCATIONAL CONTEXT OF THE ORIGIN OF SEX EDUCATION FOR CHILDREN IN THE DISCOURSE OF RUSSIAN PEDAGOGICS

The sociocultural context of the origin of sex question for children in the Russian pedagogics is considered in the article. The author reveals educational and social tendencies which have influenced on the origin of sexual pedagogics and analyses the actualization of sex question in the pedagogues’ works of the beginning of the XX century.

Key words: sex question in school, sex education, sexual pedagogics.

Tomsk State Pedagogical University.

Kiyevskaya Street, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634041.

E-mail: TurutinaES@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.