Научная статья на тему 'ОСВЕЩЕНИЕ ВОПРОСОВ ПОДГОТОВКИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ РУБЕЖА XIX-XX вв'

ОСВЕЩЕНИЕ ВОПРОСОВ ПОДГОТОВКИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ РУБЕЖА XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девятых С. Ю.

В статье рассматриваются исторические тенденции становления российской психолого-педагогической науки на рубеже XIX-XX веков в ее отношении к вопросу полового воспитания и подготовки подростков и молодых людей к созданию семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСВЕЩЕНИЕ ВОПРОСОВ ПОДГОТОВКИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ РУБЕЖА XIX-XX вв»

УДК 159.9

ОСВЕЩЕНИЕ ВОПРОСОВ ПОДГОТОВКИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В РОССИЙСКОЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ РУБЕЖА XIX-XX вв

С.Ю. Девятых

В статье рассматриваются исторические тенденции становления российской психолого-педагогической науки на рубеже XIX-XX веков в ее отношении к вопросу полового воспитания и подготовки подростков и молодых людей к созданию семьи.

Ключевые слова: история российской школы, педагогическая психология; половое воспитание; семейное воспитание.

Педагогическая практика всегда ощущала необходимость согласовывать предпринимаемые воспитательные воздействия с психическими особенностями воспитуемого. Однако потребовалось время для построения нового направления в психологии - педагогической психологии.

Возникновение отечественной психолого-педагогической науки приходится на 60-е - 70-е годы XIX века и связано с именами таких ученых и практиков, как Н.Х. Вессель, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский. Примечательно, что проблемы семьи и семейного воспитания неизменно были в центре внимания российской педагогической психологии с самых первых ее шагов. Уже в те годы российские педагоги-теоретики и практики образования предприняли анализ таких актуальных тем, как психологическая роль родителей (М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский), психология готовности к рождению и воспитанию ребенка (М.М. Манасеина, К.Д. Ушинский), способность родителей выстраивать отношения как со своими собственными родителями, так и со взрослыми детьми (В.Я. Стоюнин, В.Н. Шелгунов), ценность опыта, полученного ребенком в семье (К.В. Ельницкий, Е.А. Покровский).

На рубеже XIX-XX вв. в Российской Империи складывалась ситуация, которую многие прогрессивные общественные деятели рассматривали как «кризис российской семьи» [1].

В это время российскими врачами были проведены первые эмпирические исследования полового поведения, результаты которых свидетельствовали не только об изменении добрачного поведе -ния молодежи в сторону половой невоздержанности, но и показали небывалый прежде рост числа заболеваний, связанных с половой распущенностью, криминальных абортов и отказов от новорожден -ных [2].

В этой связи раздавались голоса о том, что российская семья не может уже обеспечить процесс воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Так Н.В. Казмин в своей книге «Современное семейное воспитание в России» (1908) среди проблем семейного воспитания выделял не только полную педагогическую безграмотность родителей, но и низкий уровень их общей культуры, который и проявлялся в «хаосе» семейного воспитания [3, с. 4].

Все это только обострило проблему подготовки молодых людей к будущему супружеству и родительству.

Пытаясь содействовать решению проблем семьи, в это время «усиленно пишут» (выражение E.H. Водовозовой) о сексуальном обучении детей и подростков, предпринимают переводы книг западноевропейских авторов, посвященных этой проблеме, причем некоторые из них выходили не только большими тиражами, но и выдержали несколько изданий (И. Блох, А. Моль, А. Форель, 3. Фрейд).

Оценивая эти тенденции, E.H. Водовозова отмечала, что «громадное большинство из этих изданий не достигает своей цели» [4, с. 132].

Рассматривая половое воспитание как целостную педагогическую проблему, E.H. Водовозова подчеркивала, что не следует ограничиваться только половым информированием, поскольку знания основ гигиены пола сами по себе не обеспечивают социальное восприятие полового поведения. Она была настаивала на том, что важнейшая задача полового воспитания - воспитание воли, развитие добропорядочных привычек и чувства долга. При этом она подчеркивала, что нравственная основа жизни ребенка закладывается в его совместной деятельности со взрослыми: «если рука об руку с работой и игрой воспитатель при -охочивает его к совместному исполнению какой-нибудь общечеловеческой обязанности» [4, с. 134].

Рассматривая возрастные особенности детского общения, она обращала внимание на феномен сегрегации полов, и полагала, что совместное воспитание мальчиков и девочек будет спо-

собствовать их личностному росту, поскольку «лишает мальчиков грубости и резкости, а девочки приобретают более смелости и отваги» [4, с. 119].

Вместе с тем, в российской психолого-педагогической мысли (проблему полоролевого воспитания обсуждали в своих трудах П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Осгроградский, И.А. Сикорский) все же доминировала идея необходимости сохранения традиционного воспитания мальчиков и девочек. К примеру, О.В. Поворинская [5], в качестве основной воспитательной цели девочек видела приучение их к домашнему хозяйству, полагая, что это может способствовать освоению ими семейных ролей жены и матери.

Уже в 1893 г. в Санкт-Петербурге открывается училище по подготовке нянь. П.Ф. Каптерев [6] комментируя это событие, писал, что только родители являются первыми и наиболее важными воспитателями детей, и призывал в первую очередь сосредоточить усилия не на устройстве образцовых училищ для нянь, а для организации педагогических курсов для матерей.

Курс, разработанный им для родителей, включал в себя два раздела, из которых первый был посвящен анатомии, физиологии и гигиене ребенка с основами элементарных медицинских знаний, а второй предполагал изучение психологии детей, педагогики семейного воспитания, детские игры и детскую литературу.

В эти годы создаются первые отечественные пособия и руководства по гигиене пола и половому воспитанию для родителей и педагогов.

Одним из первых (1881) отечественных опытов в этой области стала работа В.Н. Жука «Мать и дитя. Гигиена в общедоступном изложении» [7]. Обобщая собственный опыт работы с молодыми матерями, автор выражал уверенность в том, что добрачная жизнь родителей во многом определяет здоровье новорожденного. Здесь В.Н. Жук акцентировал внимание своих читателей на двух моментах: во-первых, болезни, приобретенные в результате неупорядоченной сексуальной активности до брака, могут передаться и ребенку, и, во-вторых, половая невоздержанность до брака разрушает как нравственные основа -ния будущей семьи, так и саму личность будущих супругов. В этой связи он рекомендовал организовать воспитательные воздействия на молодежь с целью поддержания в ней духа добрачного целомудрия.

В 1909 году вышло из печати пособие К.В. Сидоровича «Дети и половой вопрос» [8], в котором представлен разработанный им в помощь родителям курс целомудренно-разумного полово -го воспитания детей в возрасте от восьми до четырнадцати лет. Автор предлагал раскрывать перед детьми «тайны» пола постепенно, по мере их взросления, опираясь на аналогии из растительного и животного мира. Примечательно, что первые уроки, которые К.В. Сидорович предлагал родителям провести с их детьми, были уроки любви к Родине и к природе (лекция «Мир Божий»).

В 1916 году вторым изданием вышла работа О.Б. Фельцмана «Нервные дети. Очерк психологии детского возраста для воспитателей» [9], в которой автор, используя как зарубежный (3. Фрейд), так и отечественный (В.М. Бехтерев) опыт, предпринял попытку развития психиатрического подхода в детской сексологии. В своей книге он описывал сексуальное поведение детей при ряде нервно-психических заболеваний: истерии, неврозах, тиках, эпилепсии и патологическом формировании характера и предлагал методики воспитательного воздействия на них. Однако автор все же отмечал, что половое воспитание не исчерпывается только гигиеническими и медицинскими мерами, что оно, прежде всего, воспитание духа, а поэтому его нелегко разрабатывать и проводить в жизнь.

Подводя итоги в своей книге, О.Б. Фельцман убеждает читателей в том, что в основе полового воспитания должны лежать этические принципы, среди которых он называет любовь к добру, справедливость, сдержанность в поведении и потребностях. Но, что самое главное, важным в таком воспитании должен стать пример самих воспитателей - родителей - и, в этой связи, рассматривает воспитание родителей как первейшую и наиболее радикальную меру воспитания детей.

Особенно широко проблемы полового воспитания обсуждались в докладах и выступлениях участников Первого всероссийского съезда по семейному воспитанию (30 декабря 1912 г. - 6 января 1913; г. Санкт-Петербург) [10], [11]. Так на третьем заседании М.Т. Алексеев в докладе «О половом вопросе» представил исторический обзор проблемы полового воспитания в российской социальной и педагогической мысли, начиная с XVII века. Оценивая современное состояние исследований, автор указывал на необходимость статистического изучения полового поведения молодежи как важной предпосылки и условия принятия адекватных времени решений этой проблемы. На четвертом заседании, при обсуждении полового воспитания как элемента воспитания нравственного, А.Г. Трахтенберг в своем сообщении «Половой вопрос в семье и школе» обратил внимание слушателей на то, что школа не готова к его организации и проведению, поскольку школьные педагоги воспринимают эту работу как неудобную и неприличную. Острые споры вы-

звал доклад «К вопросу о воспитании впавших в порок несовершеннолетних девиц», прочитанный Н. Ден на шестом заседании съезда. Докладчик отметил, что, помимо дурной наследственности, все девушки, обследованные им, оказались в затрудненных социальных обстоятельствах [11, с. 613].

Весьма содержательным был и доклад Н.Е. Румянцева «О половом воспитании», в котором автор исходил из положения о том, что половое развитие идет рука об руку с развитием личности ребенка. Специально отмечая, что половая жизнь влияет на душевные переживания растущего человека, на саму способность любить, докладчик подчеркивал, что дефекты воспитания в области пола и сексуальности не только портят и осложняют личную и семейную жизнь отдельных людей, но являются громадным социальным бедствием [10, с. 80].

По мнению Н.Е. Румянцева, половое воспитание должно начинаться с самых ранних лет, поскольку этот возраст наиболее благоприятен для воспитательного воздействия с педагогической точки зрения. Однако наиболее интенсивно следует проводить половое воспитание в период полового созревания, когда в глазах подростка снижается авторитет взрослого и усиливается влияние внесемейного и внешкольного окружения. Н.Е. Румянцев предостерегал слушателей от сведения полового воспитания только к просвещению ребенка по вопросам биологии пола, особо отмечая, что оно - долговременная психологическая проблема, а решение полового вопроса он видел в гармонизации душевных переживаний ребенка.

Несмотря на то, что в работе съезда было уделено большое внимание означенным выше проблемам, в итоговом постановлении делегаты «оставили половой вопрос без резолюции, как не получивший единогласного решения» [11, с. 701].

Своеобразным итогом российских дискуссий о самой необходимости, методологии и методике школьной педагогики пола стала книга П.П. Блонского «Введение в дошкольное воспитание», первое издание которой вышло в 1915 году. Автор выделяет полюса российских дискуссий по этому вопросу.

Во-первых, о самой необходимости полового воспитания в стенах школы. Он указывает, что одни авторы, предостерегая от неблагоприятных последствий раннего полового просвещения, которое, по их мнению, только распалит воображение ребенка, выступают против его введения в стенах учебных заведений, а всю его тяжесть предполагают перенести в семью. Другие, напротив, подчеркивают неспособность семьи в полноценном обеспечении ребенка информацией по вопросам пола, которая будет восполнена улицей. Совершенно понятно, что эта уличная информация будет недостоверна, поэтому лучше, если первыми его информаторами станут компетентные педагоги. Во-вторых, П.П. Блонский отмечает, что в обществе нет единства относительно того, кто должен осуществлять половое просвещение - врачи или педагоги? В-третьих, нет единства и относительно того, что, в каком объеме и с какого возраста следует сообщать детям и подросткам. Он обращает внимание на два подхода, которые сложились в рамках российских дискуссий о половом просвещении, и отмечает, что первый подход (медицинский) предлагает ограничиваться сообщением сведений биологического и гигиенического характера, тогда как другой, педагогический, пытается «придать ей [сексуальности] идеальный характер» [12, с. 119].

В свою очередь, П.П. Блонский полагал, что сексуальное просвещение в лучшем случае, -бессознательное развращение ребенка, а в худшем - своеобразный сексуальный компонент самого воспитателя, особенно если у него не устроена нормальная половая жизнь. Ребенок, согласно П.П. Блонскому, нуждается не в половом просвещении, а в половом воспитании, целью которого есть сохранение и укрепление целомудрия. П.П. Блонский отмечает, что достижение этой цели возможно двоякими мерами - гигиеническими и психологическими, из которых гигиенические заключаются в предупреждении онанизма (одежда, питание, режим дня) и половой распущенности, а психологические - в устранении душевного напряжения и интенсивных аффектов, в формировании у ребенка познавательных интересов, пробуждении в нем чувства стыдливости. При этом П.П. Блонский полагал, что главное в деле полового воспитания - правильная организация учебной и внешкольной дея -тельности ребенка.

Как видим, на рубеже XIX-XX вв. в России проблема полового воспитания получила свое раскрытие в многочисленных работах врачей, педагогов и психологов и была достаточно детально проработана как с теоретической, так и практической точки зрения. Несмотря на это, единый подход к проблеме выработать все же не удалось, поскольку различные авторы отражали не только направ-ленность своего профессионально-группового мышления (врачи и педагоги), но и особенности своих политических предпочтений (либералы или консерваторы).

Несмотря на это, к несомненным успехам российской психолого-педагогической мысли в ее теоретических разработках проблем полового воспитания детей и подростков следует отнести ряд положений, которые, даже за давностью лет, продолжают оставаться актуальными и в наше время. Назовем наиболее важные из них: 1) половое воспитание не может быть прерогативой только или семьи, ни

школы, оно требует не индивидуальных частных мероприятий, но слаженной и систематической работы всех заинтересованных агентов воспитательного процесса, включая государственную власть; 2) половое воспитание не может быть сведено только к передаче сведений по гигиене пола, не может ограничиваться только воспитанием целомудрия и половой сдержанности, но быть ориентировано на цели подготовки молодежи к их будущим обязанностям супругов и родителей; 3) половое воспитание не может быть отделено от воспитания нравственного, даже напротив, оно с необходимостью должно составлять его неотъемлемую часть, при этом основным средством его должно стать не нравоучение, а добрый пример взрослых и разумная организация учебной и внеучебной деятельности воспитуемых.

Примечательно, что даже события Октябрьской революции 1917 года не смогли прервать изысканий в этой важной области человеческого бытия (в год Революции было издано несколько книг по проблеме полового воспитания), однако Октябрь открыл новую страницу в истории российской педагогической психологии.

Article presents historical tendency of formation of Russian psycho educational science of XIX-XX century in its attitude to matters of sex education and preparation of teenagers and young people to the creation of family. The key words: History of Russian; school pedagogical psychology; sex education; family education.

Список литературы

1. Девятых С.Ю. Феномен родительства: социально-психологический аспект. Витебск: ВГУ, 2005. 104 с.

2. Даведъянова И.С., Завражнин С.А. Изучение отклоняющегося полового поведения несовер -шеннолетних (конец XIX - первая треть XX в.) // Педагогика. 1998. № 6. С. 84-91.

3. Казмин Н.В. Семейное воспитание в России. СПб.: [СПб. Родит. кружок], 1908. 68 с.

4. Водоеозоеа Умственное и нравственное развитие детей от перваго проявления сознания до школьнаго возраста. Книга для воспитателей. Изд. 4-е. СПб.: [скл. книг у автора], 1891. 392 с.

5. Поворинская О.В. О приучении девочек к домашнему хозяйству. [СПб.]: тип. М.М. Ста-сюлевича, 1902. 36 с.

6. Каптерев П.Ф. Педагогические курсыдля нянь // Воспитание и обучение. 1893. № 1. С. 13-17.

7ЖукВ.Н. Матьидитя. Гигиенавобщедоступномизложении. СПб.: В.Ф. Демакова, 1881. 754 с.

8. Сидорович К.В. Дети и половой вопрос. Систематическое указание родителям, как охранять нравственную чистоту детей от развращающих влияний нашего времени, современной литературы и окружающей среды. СПб.: Свет разума, 1909. 227 с.

9. Фельцман О.Б. Нервные дети. Очерк психопатологии детского возраста для воспитателей. М.: Практические знания, 1916. 92 с.

10. Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию.Том 1. СПб.: Изд-во исполнит. Комиссии съезда, 1914. 672 с.

11. Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Том 2. СПб.: Изд-во исполнит. Комиссии съезда, 1914. 711 с.

12. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПНРСФСР, 1961. 695с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.