УДК
Зейналов Гусейн Гардаш оглы
доктор философских наук, профессор кафедры философии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева [email protected]
Баранов Алексей Юрьевич
аспирант. Мордовский государственный педагогический институт им М.Е. Евсевьева [email protected]
Социокультурный
ФЕНОМЕН НАСИЛИЯ:
историко-философский
АНАЛИЗ
Gusein G. Zeinalov
doctor of philosophy, professor at the Department of philosophy,
Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev [email protected]
Aleksei Yu. Baranov
graduate student at the Department of philosophy, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev [email protected]
Sociocultural
PHENOMENON OF VIOLENCE: HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL analysis
Аннотация. Данная статья посвящена историко-философскому анализу фактов проявления насилия. Для исследования выбран период Древнего мира, так как в данное время феномен насилия начинает серьёзно рассматриваться в работах философов (Аристотель, Анаксимандр, пифагорейцы). В результате историкофилософского анализа было выяснено, что социокультурное явление насилия получает философское обоснование такими социальными ценностями, как справедливость, безопасность, экономическая целесообразность. Насилие-сложное социальное явление, возникает под влиянием нескольких факторов, основными из которых являются социально-экономический и биологический.
Ключевые слова: социальная система, насилие, справедливость, принцип талиона, социальные отношения, экономическая целесообразность.
Annotation. This article is devoted to historical and philosophical analysis of the facts of violence. For the study we chose the period of the Ancient world, as it was at that time the phenomenon of violence began to be seriously considered in the works of philosophers (Aristotle, Anaximander, and the Pythagoreans.) As a result of historical and philosophical analysis, it is found that socio-cultural phenomenon of violence gets philosophical justification of such social values as justice, security, economic feasibility. Violence is a complex social phenomenon, it is influenced by several factors, the main of which are socioeconomic and biological.
Keywords: social system, violence, justice, principle of Talion, social relations, economic feasibility.
Само насилие, как элемент социальных отношений, имеет глубокие исторические корни. Первый акт насилия был зафиксирован уже в Библии. Поэтому для всестороннего анализа проблемы насилия обратимся к религиозным текстам. «И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» [2, с. 28]. Таким образом, Каин совершил первое в истории человечества насилие, причинив смерть своему брату Авелю. Нарушение завета, запрещающего убивать, открыло новую эпоху в жизни людей - эпоху насилия.
Ряд исследователей социального насилия (В.И. Красиков, П.Н. Шихирев, Р. Жирар, А.П. Назаретян) считают, что оно появилось в первобытном обществе и является важнейшим элементом социальной системы, одним из регу-
ляторов человеческого поведения. Последовательно проследив возникновение феномена насилия на ранних этапах социогенеза, можно отметить, что оно было вызвано экономическими и биологическими факторами. Так, фильм «Легенда о Нараяме» описывает обычай в одной из японских деревушек. По нему старший сын должен отнести на своих плечах своих постаревших родителей, когда им исполняется 70 лет на вершину горы Нарояма и оставить их там умирать от холода и голода [4], так как пожилые люди уже не могут работать в полную силу, а большой семье становится трудно их прокормить. Очевидно, что этот обычай имеет экономический подтекст. Следовательно, на данном этапе насилие носило скорее характер естественной борьбы за выживание общества.
В период средневековья форма проявления наси-
58
лия складывалась из экономического воздействия и еще актуального физического аспекта. В современном мире всё большее проявляется психологическое насилие. Это тенденция актуализирует взгляд на данный социокультурный феномен в контексте его исторического развития, трансформации и методах возможной превенции.
Насилие играло мобилизующую роль в истории общества, и ориентировано было на «чужаков». Люди, группируясь в большие социальные организации, выступали против других с целью изгнания из определённой территории или отнятия запасов пищи. В основном это выражалось в виде «набегов». Частые набеги и стремление защиты от внешних сил с целью безопасности способствовали социальной организации и дифференциации этого социокультурного явления на основе распределении функций.
Следовательно, первые организованные формы насилия против «чужаков» содействовали инсти-тутализации насилия в ранних сообществах (например, дружины в Древней Руси и т.д.), направленной на защиту своих с гарантией выживания. В тоже время успешные набеги обеспечивали внутреннюю стабильность и развитие общества, так как гарантировали его безопасность и экономическое процветание.
Таким образом, применение принципа «свой-чужой» в раннем периоде истории позволял мобилизовать общество и выживать. Наиболее организованные социальные группы вели бесконечные войны за расширение своего жизненного пространства. Философское обоснование насилия против «чужих» служило одним из источников обогащения за счёт получения бесплатной рабочей силы. Исторические факты свидетельствуют, что победитель получал право распоряжаться жизнью и имуществом побеждённого. Побежденные теряли это право и подпадали в «рабство», включаясь в социально-экономическую жизнь хозяев, которые успешно использовали их в домашнем труде и на полях. Рабы обретали экономическую ценность, превращаясь в «орудие труда». Аристотель считал, что человек может быть рабом по своей природе и по своему назначению: кто по природе принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб. Человек же принадлежит другому в том случае, если он, оставаясь человеком, становится собственностью; последняя представляет собой орудие активное и отдельно существующее [1, с. 378].
Таким образом, насилие по отношению к чужакам было необходимым условием, обеспечивающим существование первых социальных групп в результате их мобилизации. В то же время нельзя говорить о том, что основаниями насилия являются только экономические предпосылки. Насилие также служило определённым способом самовыражения. Убивая или силой подчиняя чужого, человек желал выделиться, самоутвердиться и создать социальные условия для самореализации.
Насилие использовалось как инструмент для достижения определённого статуса в обществе.
В ходе набегов на соседей демонстрировалась сила, ловкость, храбрость против чужих. Это служило основанием для почета и уважения среди своих. Причем применение физического насилия по отношению к «врагу» сопрягалось с высоким престижем среди своих, обретение которого было главным мотивом в организации поведения представителей «примитивных» обществ. Нередко войны украшали себя различными частями тел убитых ими врагов, что наглядно демонстрировало доблесть. Демонстрация своей силы стала внешним атрибутом насилия. Так, в 972 году печенеги устроили засаду на днепровских порогах на русское войско и убили князя Святослава. Известно, что из его черепа печенежский хан Куря сделал себе чашу для питья [5, с. 38].
Важную роль в регулировании проявления форм насилия сыграл институт кровной мести, как выражение «справедливости». Смысл талиона - не стимулирование насилия, а его сдерживание, запрещающий принцип. Талион ставил предел вражде, требуя строго, по возможности буквально, соразмерять возмездие с полученным ущербом. Тем самым позволял сосуществовать все общество в определенном жизненном пространстве. Так, в законах XII таблиц, принятых в Древнем Риме в 450-451 г. до н. э., в таблице VIII статье 3 указано «Если причинит членовредительство и не помирится, то пусть и ему самому будет причинено то же самое» [6, с. 68].
Качественно новый этап в институализации насилия начинается с развитием публичной власти. По мере развития первых государств острее проявляется необходимость в стабильности социального строя и насилие на этом пути служит инструментом. В результате сложных социальных взаимосвязей и взаимодействий образовался институт власти, получивший право распоряжаться жизнью и смертью своих подданных. Государство последовательно монополизирует функции обеспечения справедливости и порядка путём монопольного выполнения как «внешнего», так и «внутреннего» насилия. Оно (государство) запрещает осуществление правосудия другими институтами внутри общества, объявляя вне закона данное явление в качестве самосуда. Таким образом, публичная власть узаконивает акты насилия, оставляя за собой исключительное право применения силы. В результате таких отношений власть со временем стала иметь еще больше оснований для насилия, используя, с одной стороны, «отеческий» статус, с другой -формирующийся статус божества.
Итак, в основе применения насилия лежал критерии «свой - чужой», основанный на определённых ценностных ориентирах, такие как справедливость, безопасность, экономическая независимость. Обобщая, можно выделить несколько факторов, заставлявших людей Древнего мира применять насилие. Первый - биологический, толкавший людей на насилие, прежде всего чтобы выжить. Сюда можно отнести набеги с целью грабежа на другие социальные сообщества, изгнание с территории обитания и другое. Второй, социальный - побуждающий людей причинять
59
насилие для восстановления социальной спра-Литература:
1. Аристотель. Сочинения : В 4 т. М., Мысль, 1983. Т. 4. 644 с.
2. Ветхий завет. Книга Бытие. М., Издательство Сретенского монастыря, 2014. 327 с.
3. Зейналов Г.Г. Поиски новой рациональности в науке. Учебный эксперемент в образовании. 2012 № 2. С. 5-12.
4. Легенда о Нарояме. Художественный фильм URL: http: //www.ivi.ru/watch/8269
5. Орлов А.С. История России с древнейших времен до наших дней. М., Проспект, 1997. 238 с.
6. Утченко С.Л. Хрестоматия по истории древнего Рима под ред. док. ист. наук. С.Л. Утченко. М. : Соцегиз, 1962. 672 с.
ведливости.
Literature:
1. Aristotle. Works : in 4 vols. Moscow, Mysl', 1983. Vol. 4. 644 p.
2. Old Testament. Book Of Genesis. M., Publishing house of the Sretensky monastery, 2014. 327 p.
3. Zeinalov G. The search for a new rationality in science. Learning experiment in education. 2012. № 2. Р. 5-12.
4. Legend of Narayama. Feature film. URL: http: //www.ivi .ru/watch/8269
5. Orlov A.S. History of Russia from ancient times to the present day. Moscow, Prospect, 1997. 238 p.
6. Utchenko S.L. Readings on the history of ancient Rome. M. : Sotsegiz, 1962. 672 p.
60