Научная статья на тему 'Социокультурный аспект ценностей образования'

Социокультурный аспект ценностей образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бай Татьяна Владимировна

В статье рассматривается проблема ориентации студентов на профессиональные ценности в контексте общей проблемы развития высшей школы. Ключевым моментом в статье актуализируется идея проектирования маркетинговой образовательной стратегии по орментации студентов на профессиональные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-cultural aspect of educational values

In the article the problem of orientation of students on professional values in the context of the general problem of high school formation is considered. The key moment in the article is actualization of the idea of designing of the marketing educational strategy, allowing forming valuable reference points of the future experts in conditions of the set welfare space.

Текст научной работы на тему «Социокультурный аспект ценностей образования»

З.Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов /

Э.Ф. Зеер. — 2-е изд., пер., доп. - М.: Академический проект. Екатеринбург, 2003. — 336 с.

4. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В. Давыдова // Вопросы психологии. -1998. - №5. - С. 59-68.

5Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. — Саратов: ИСГУ. 1990. - 168 с.

6.Лейбович А.Н. Структура и содержание Государственного стандарта профессионального образования. - М.: Высшая школа, 1994. — 280 с.

7.Современная философия: словарь и хрестоматия; авт.-сост. Л.В. Жаров, Е.В, Золотухина, В.П. Кохановский и др.: отв. ред

В.П. Кохановский - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

в.Фельдштейн Д.И. Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека. - М.: Изд-во МОДЭК, 2005 - 12 с.

9. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. — М.: МПСИ, 2005. — 560 с.

10. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН, серия Социология. - 2003. - №4-5. -С. 258 - 269.

П. Якунин В.А. Педагогическая иенхология. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. — 349 с.

КРИСА Владимир Борисович, старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства.

Статья поступила в редакцию 31.05.08 © В. Б. Криса

УДК 379.8 + 378.046 Т. В. БАЙ

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ЦЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема ориентации студентов на профессиональные ценности в контексте общей проблемы развития высшей школы. Ключевым моментом в статье актуализируется идея проектирования маркетинговой образовательной стратеги* по ориентации студентов на профессиональные ценности.

Исторический опьгг свидетельствует, что проблема ценностей, ценносгныхорнетаций в социокультурной среде всегда актуализировалась, ее постановка обострялась, приобретала широкое социальное, культурное и нравственное значение в сложные, переломные эпохи, когда культурные традиции обесценивались, прежние идеологические и этические устои общества подвергались дискриминации, начиналась поспешная их замена новыми идеалами и целями (9, с. 87), Подчеркивая историчность социокультурных аксиологических ориентиров, актуальных для системы подготовки специалистов в вузе, З.И.Равкин отмечает: «Они всегда принадлежат конкретной эпохе, но обладают способностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вс тупать в контакт с ценностями последующего периода» (9, с. 87). Ценностные ориен тации обусловливают избирательную активнос ть индивида как субъектную. Каждый выбор человека — это «внутреннее ценностное строительство» (3, с. 326 — 340). По мнению Э.Фромма, наиболее прекрасные и самые безобразные склонности человека представляют собой не компоненты фиксированной и биологически заданной человеческой природы, а результат социокультурного процесса, который творит людей. Убеждения и ценности не даны личности в готовом виде, не приняты ею от общества пассивно, а являются результатом усилий и интеллектуальных достижений в процессе бесконечного жизненного экспериментирования. Именно поэтому необходимо создание такой системы подготовки специалистов с высшим образованием, которая ориен* I тировала бы студентов на такие группы ценностей,

при наличии которых будущие специалисты могли бы отказаться от социальной маски и предъявить свои подлинные потребности.

Это особенно важно учи тывать в системе высшего образования, результаты деятельности которой будут определять социально-экономическое развитие страны и каждого человека в отдельности.

Отличительной особенностью социокультурных процессов, происходящих в общес тве, является переоценка и осмысление ценностей. То, что совсем недавно воспринималось в качестве незыблемых постулатов, сейчас либо полностью отвергается, либо вызывает сомнение в их «полезности», значимости. Д. А. Леонтьев целиком подтверждает наше убеждение втом, что в современном обществе «Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум и многие другие симптомы социальной патологии, возникающей на почве перелома ценностной основы, смысловою голодания и вывиха мировоззрения» (5, с. 24 — 28). Утрачивая перу в старые ценности, человек теряет объекты для своей проекции вовне. Это приводит к тому, что он замыкается в себе, а окружающий мир становится для нею чуждым и даже враждебным.

Кризис социокультурных, смыслообразующих жизненных и профессиональных ценностей ведет к кризису личности. В результате этого происходит деформация самосознания человека, отчуждение личности от собственной истории, утрата смысла бытия, интереса к профессиональной деятельности, т.е. перспектив будущею и ответственности. Это обуславливает отсутствие ориентиров в социокультурных

ценностях, которые приводят к растерянности, опустошению, нигилизму.

Современное состояние системы образования, в условиях вхождения в единое образовательное пространство, объективно актуализировало потребность в ценностном самоопределении у студентов вузов. Практика показывает, что в условиях диверсификации ценносгей многие студенты оказались в состоянии «аксиологической депрессии» (5, с.315 —320, 387-395), выход из которой возможен под влиянием образовательной среды на изменение жизненных и профессиональных ценносгей будущих специалистов с высшим образованием, так как эта ситуация порождает специфические условия в системе образования, требует подготовки специалиста другого типа, маневренного в принятии самостоятельных решений, способного эффективно работать в условиях рынка труда, конкурентно способного на региональном рынке. Проблема ценностей неразрывно связана с практикой жизни как отдельного человека, так и общества в целом, формируя определенные социокультурные ценности.

Категория ценности, ценностных ориентаций является одной из самых сложных в философии, социологии, культурологии и психологии. Ценности выступают основанием для осмысления, познания и конструирования целостного образа социального мира, для регуляции человеческого поведения во всех его проявлениях при принятии решений в ситуации выбора.

Смысл понятий «ценность», «ценностные ориентации», используемых в разных теориях, во многом определяется субъективной позицией исследователей, которые пересекаются, имеют разную смысловую нагрузку. Поэтому изучение проблемы ценностей должно быть связано с исследованием и уточнением специфики контекста, в котором употребляется понятие «ценности». В зависимости от смысловой нагрузки этих терминов возможно принципиально различное их осмысление.

В психологических исследованиях обнаруживается использование других понятий, сходных по содержанию с «ценностями», «ценностными ориентациями». Л. Н.Леонтьев трактует ценности как личностный смысл, Д. Н.Узнадзе как установку, В.Н.Мясищев — отношение, В. А. Ядов —диспозиция, Л. И. Божович как «внутреннююпозицию личности» или направленность, Б. Д. Парыгин — умонастроение, Б. С. Братусь как смысловые ценности, Д. А. Леонтьев — смысл, А. Маслоу—метамотивы, М. Рокич — как ценностные ориентации, «руководящие принципы жизни». Смысловое определение ценностей Д. А. Леонтьевым представляется как «структурный элемент процессов сознания и деятельности человека». Что, на наш взгляд наиболее полно раскрывает социокультурную сущность ценностей профессиональной подготовки.

Взаимосвязь этих понятий мы находим в работах многих исследователей. Для М. Вебера в его «понимающей социологии» «смысл» является ключевым понятием в понимании человеческих действий и человеческой культуры; но мнению Ю. Федорова, культура в широком плане есть совокупность ценностей.

А. Маслоу считал, что, хотя духовная (ценностная) жизнь «была исключена из реального мира классической бесценностной наукой, смоделированной но типу физики, она может быть возвращена в качестве предмета исследования наукой гуманистической». Это предопределило интерес к проблеме социокультурной духовности и ценностей, которые стали, по существу, объектом междисциплинарных исследова-

ний философов, психологов, социологов, педагогов и т.д Он подчеркивал, что «всеобъемлющее определение полностью развитого Я, или личности, включает систему ценносгей, которая метамотивирует человека, более того, ценностная жизнь, возможно, является видимой надкультурной особенностью, хотя она и должна быть актуализирована культурой для того, чтобы обрести существование» (6, с. 210, 370 — 375).

Таким образом, большинство психологов, занимающихся проблемами профессионального сознания, профессиональной) мировоззрения, профессионального менталитета, в качестве важных составных частей названных феноменов рассматривают ценности и ценностные ориентации, социальные установки, профессиональные мотивы, статусные предназначения, несмотря на то. чтолдя обозначения интегративного личностного образования используют разные (хотя и близкие) понятия («сознание», «мировоззрение», «менталитет»).

С другой стороны, ценности могут быть рассмсп-ре-ны и как элементы когнитивной структуры личности, и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы. Такое «двойственное» положение ценностей может быть объяснено их смысловой природой. Именно смысл является основанием для познания мира, задаетнаправлениеи активизирует деятельность человека. Ценности, будучи смысловыми образованиями, но мнению О. А.Тихамандрицкой, связывают «ког нитивную и мотивационную сферы, интегрируют их в единую смысловую сферу, придавая личности определенную целостност ь». Б. В. Зейгарник отмечает что «смена ведущих мо тивов означает и смену позиций, интересов, ценностей личности».

А. К. Маркова в мотивацию как многомерное образование включает в качестве компонента и ценностные ориентации (7, с. 15-27).

На наш взгляд, наиболее приемлемым является подход рассматривающий ценности как особую психологическую реальность, выполняющую «функцию высшего критерия для ориентации в мире и опоры д\я личностного самоопределения» (5, с. 4 — 36).

Ценностные ориентации также не имеют однозначной трактовки и рассматриваются исследователями как сознательные убеждения или представления субъекта о ценном для него, как форма существования ценностей. Соотношение между ценностями и ценностными ориентациями фиксируется как проблема расхождения между декларируемыми и реальными ценностями. Реальные же ценности соотносимы с понятием «ценностные ориентации» (5, с. 4 — 36).

Психологический аспект ценностных ориентаций личности тесно связан с исследованием ее внутреннего мира. Б. Г. Ананьев акцентирует внимание на том, что «имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов... Этим общим центром являются ценностные ориентации групп личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей» (1, с. 117 — 126).

Ценностные ориентации стимулируют предпочтение движения человека в определенном направлении, определяют вектор движения мысли и действия. Можно считать, что ценности реализуются в ценностных ориентациях и представляют собой элемент дис-позиционной структуры личности. Ценностные ориентации как форма функционирования ценностей разворачиваются в идеалах, принципах, установках, убеждениях, отношениях, целях, нормах, стратегии жизни, потребностях, проявляясь в реальном поведении людей.

Мы считаем, что подавляющее большинство будущих специалистов с высшим образованием еще не пришли к развитому ценностному сознанию, которое рассматривается учеными как новая форма мировоззрения. В современной жизни (и в сфере образования) существует ценностная полифония. В рамках разных образовательных учреждений свой тезаурус понятий, свое ценностно-ориентационное единство и т.п. Однако вместе с тем существуют определенные принципы корневых (терминальных) ценностей, помогающие взаимоприемлемому развитию в определенных образовательных структурах. В условиях смены ценностных ориентиров необходимо опираться на «принцип щадящей коррекции», который «направлен на максимальное облегчение всегда болезненных процессов переоценки ценностей» (10. с. 12-14).

Истоки ценностей находятся в культуре, в обществе, во всех его социальных институтах, в том числе в учебных заведениях призванных координировать и корректирован, процесс формирования социокультурных ценностей.

Таким образом, ценностные ориентации студентов являются, на наш взгляд, значимым фактором, определяемым социокультурным пространствоми координируемым в условиях образовательной деятельности на основе интересов личности. Ценностные ориентиры обусловливают поведение человека, а ценностное отношение к обучению составляетоснову обеспечения готовности студентов к личностному самоопределению.

Как подчеркивал М. С. Каган, «исторический переход от традиционной культуры к культуре инновационной, личностно-креативной резко изменил соотношение ценностного и нормативного механизмов управления от доминирования нормативного к безусловному преобладанию ценностного» (4, с. 36). При этом ценностное мы понимаем как ценностно-рефлексивное, ибо «взращивание» ценностей (при отсутствии «навязывания» извне) всегда есть смысло-творчесгво, невозможное без включения рефлексивных механизмов.

Если ранее социокультурная среда определяла цели, которые должны были реализовываться в учебном заведении, регламентировала все структурные преобразования, определяла способы, формы и средства достижения целей, то тонеры юредко наблюдается полное отсутствие ориентиров на основе неподготовленности к свободе. Эго способствует блокировке ответственности как важнейшей характеристики личности, «по обуславливает социальную пассивность. Отсутствие личностной заинтересованности в реализации идей. программ, связанных с реконструкцией образования, приводит к тому, что студенты более

готовы к дискредитации инноваций, чем к их конструктивной реализации. В этих условиях возможна имитация инновационной деятельности, что можно рассматривать как способ дискредитации образования в условиях социокультурного пространства.

Преобладающая консервативно-охранительная система ориентации обеспечивает исполнительность и послушание в практике работы образовательных учреждений, которые оцениваются выше стремления ктворческой самореализации, экспериментированию, проявлению инициативы.

Все это актуализирует идею проектирования маркетинговой образовательной стратегии, позволяющей формировать ценностные ориентиры будущих специалистов в условиях заданного социокультурного пространства.

Библиографический список

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания (Текст]. - М.: Наука. 2000. - 351 с.

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров |Текст). — М.: Институт практической психологии, 1996. — 768 с.

3. Ильенков Э. Б. Философия и культура. |Токст|. — М.: Издательство политической литературы, 1991. — 415 с..

4. Каган М.С. Философская теория ценностей. (Текст). -СПб: Петрополис, 1997. - 205с.

5. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. — 1996. - №4. - С. 4-36.

6.Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. (Текст) / Маслоу А.; переводе англ. Г.АБалл; (примеч. АП.Погребского). -СПб.: Научно-производственная фирма «Смысл». 1999. - 425с.

7. Маркова А. К. Психологии труда учителя (Текст] / Маркова Л. К. — М.: Наука, 1993. - 178 с.

8. Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. - 1999. - N? 8. -

С. 92-118.

9. Равкнн 3. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Пелэгогнка. -1995. - №5. - С. 87.

10. Розов Н. С. Ценностное обоснование гуманитарного образовании н современном мире: автореф. дисс... докт. филос. наук. (Текст) — М.. 1993. — 31 с.

11.Тоффлер А. Футурошок: [Текст] / Тоффлер А.: перевод с англ. — СПб.: Лань, 1997. — 116 с.

БАЙТатьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры туризма и социально-культурного сервиса.

Статья поступила в редакцию 19.02.08 © Т. В. Бай

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.