Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИГРА / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДОШКОЛЬНИК / SOCIAL ADAPTATION / GAME / FOLK ART / PRESCHOOLER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арчакова А.В.

В статье поднимается вопрос механизмов разностороннего многоуровневого образования дошкольников, сориентированного на общечеловеческие ценности и позволяющее с наименьшими трудностями войти в социум. Такие социализирующие механизмы потенциально содержатся и в музыкальном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ASPECT OF MUSICAL EDUCATION

The article raises the question of the mechanisms of multifaceted multilevel education of preschool children, focused on universal values and allowing entry into society with the least difficulties. Such socializing mechanisms are potentially contained in music education.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

УДК 378.02

Арчакова А.В. студент 4 курса филиала СГПИ РФ, г. Буденновск научный руководитель: Кожемякина Л.Н., к.п.н.

доцент филиала СГПИ г. Буденновск

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО

ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: В статье поднимается вопрос механизмов разностороннего многоуровневого образования дошкольников, сориентированного на общечеловеческие ценности и позволяющее с наименьшими трудностями войти в социум. Такие социализирующие механизмы потенциально содержатся и в музыкальном образовании.

Ключевые слова: социальная адаптация, игра, народное творчество, дошкольник.

Archakova A. V. 4th year student Russian Federation, Budennovsk scientific supervisor: Kozhemyakina L.N., Ph. D.

associate Professor Budennovsk

SOCIO-CULTURAL ASPECT OF MUSICAL EDUCATION

Annotation: The article raises the question of the mechanisms of multifaceted multilevel education of preschool children, focused on universal values and allowing entry into society with the least difficulties. Such socializing mechanisms are potentially contained in music education.

Keywords: social adaptation, game, folk art, preschooler.

Детский период характеризуется разнообразными проявлениями наклонностей и способностей. Детство - самое благоприятное и плодотворное время для реализации многогранных личностных возможностей. Говоря о сензитивном периоде, мы имеем в виду детство не в значении свободного познания окружающего мира, а в том, что, пропустив этот возраст, мы создаем дополнительные трудности в воспитании и

развитии, которые могут быть непополнимы. Это относится непосредственно к музыкальному образованию и воспитанию.

Музыкальное искусство, воспитание и образование приобретают социокультурный смысл, если они способствуют ознакомлению с музыкальной и художественной культурой, основанной на знании личности, возраста и психологических качеств ребенка. Восприятие и ощущение музыки способствует духовному общению [4].

Начиная с первого года жизни ребенок слышит самые простые мелодии и пытается ответить на них голосом, выражением лица или жестами. Основой для знакомства с музыкой является ощущение образно-выразительных музыкальных средств.

Музыкальное образование в дошкольном возрасте призвано, «открыть окно» в мир музыкального искусства, который может плодотворно влиять на чувства и мысли детей. Основной целью музыкального образования, как мы видим, является ознакомление детей с музыкой, которая помогает повысить их общую культуру, развить музыкальность, улучшить эстетические и духовно-нравственные качества. Благодаря своим художественным достоинствам и содержанию музыка оказывает благотворное влияние на формирование личности.

Музыкальные впечатления сложно описать, но глубина их воздействия очевидна. Музыкальный образ представляет собой целый комплекс выразительных средств, которые воздействуют на слушателя своим специфическим звучанием и особенно мелодией, которая наиболее четко передает основную идею и чувства. Этот художественный образ обогащается и другими средствами музыкальной выразительности -темпами и динамическими нюансами, методами изложения музыкальной мысли и структурой самого произведения. Совокупность этих средств в сочетании с поэтическим образом, сюжетом и действием делает образ доступным для восприятия и способным доставлять удовольствие от общения с прекрасным. Музыка, отражающая явления жизни, обогащает детей представлениями об обществе, жизни, традициях и обладает богатыми познавательными способностями. Размышляя о приоритетах музыкального образования, Г. Нейгауз предпочел сначала воспитание личности, затем музыканта, а затем пианиста [1].

В процессе музыкального воспитания ребенок учится культурным навыкам, вступает в определенное общество, осознает свое место в мире. Эффективность музыкального образования определяется как содержанием различных видов деятельности, так и их сочетанием, взаимоотношениями между ними, взаимопроникновением, их рациональными взаимоотношениями с учетом потребностей и интересов растущего человека. Именно такой подход позволяет нам определить основные направления содержания деятельности, его обогащения в работе с детьми,

наметить возможные связи, способы педагогического взаимодействия, как со взрослыми так и в самостоятельной деятельности детей.

Социокультурный фон музыки состоит из мифов, легенд, традиций, сказок, природы, поэзии, живописи, литературы, традиций, обычаев, ритуалов - то есть всего, что составляет историческую жизнь людей.

Дети дошкольного возраста способны на простые обобщения, такие как определение характера музыки, обозначение признаков, по которым играемая пьеса может считаться веселой, радостной, спокойной или грустной. Они также понимают требования: как петь песни разного характера, как двигаться в медленном или ритмичном танце. На этой познавательной основе они развивают музыкальные интересы, проявляют предпочтения к тому или иному виду деятельности, музыкальному жанру.

Начиная с раннего возраста (1-2 года), дети могут почувствовать характер произведения, ее эмоциональное наполнение. Это проявляется в их жестах, выражениях лица, эмоциях (удивление, удовольствие), подпрыгивании, хлопаниях и т. д. В возрасте 3-4 лет у произвольных форм внимания, умения слушать и проявлять интерес к музыке. В этом возрасте дети улавливают не только общее настроение и характер, но и их изменение на протяжении всей музыкальной пьесы. У них есть свои любимые произведения, желание слушать их много раз, каждый раз, замечая что-то новое. Достигнув определенного уровня музыкального развития, ребенок может сравнить отдельные явления реальности с впечатлениями, полученными от музыки. Исходя из эмоциональной отзывчивости и понимания детьми простейших черт художественного образа, возникают первоначальные проявления музыкального вкуса.

Воспитательно-воспитательный процесс, ориентированный на духовно-нравственные ценности и развитие индивидуальных творческих способностей, создает благоприятные условия для вступления в общество и осознания себя в качестве его полноправного члена.

Музыкальная активность, как наиболее эмоциональная, способствует развитию у ребенка таких важных личностных качеств, как активность, инициативность, стремление к самостоятельной творческой деятельности. Любовь и интерес к музыке, вызванные в детстве, оказывают огромное влияние как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности. Процесс его социализации, эмоциональных и волевых качеств, потребностей, суждений, поступков будет зависеть от того, какие знания будут получены в области музыки, какие навыки будут освоены под руководством учителя, какие решения они будут самостоятельно принимать.

Практика музыкального руководителя дошкольных учреждений показала, что в качестве репертуара для развития у детей не только музыкальных, но и социальнозначимых способностей, может оказать музыкальный фольклор, народная музыка, которая в игровой форме

занимательным образом знакомит детей с обычаями и бытом русского народа, уважению к природе, любови к жизни, чувству юмора.

В процессе создания собственных вариантов исполнения произведений народного творчества происходит формирование инициативы, самостоятельности и оригинальности мышления ребенка. Разнообразие жанров, богатое содержание и простота его выражения, доступность восприятия детей позволяют признать народное творчество эффективным средством содействия культурному развитию и социализации ребенка [2].

Обозначение социокультурных механизмов музыкального воздействия связано со знанием врожденных свойств и природных особенностей дошкольников. Дело в том, что у каждого ребенка есть разные природные наклонности, но превращение их в способности происходит только в результате внешних педагогических воздействий, но и в условиях активного ознакомления с музыкальным опытом. На основании этих знаний учитель определяет на целевую программу музыкального и социокультурного развития учащихся посредством различных форм музыкальной деятельности. Разнообразное разнообразие видов и форм музыкальных занятий в их совокупности позволяет целенаправленно влиять на художественную направленность детей, эмоциональное восприятие музыкальных произведений; самостоятельный творческий поиск. В одном случае необходимо развивать инициативу и самостоятельность, которые необходимы при выполнении любого вида деятельности, в другом - особые способности, связанные с музыкой, изобразительной, художественной и словесно-речевой практикой и т. д. [3].

В процессе музыкальных эмоциональных ощущений и переживаний познается социальный мир, приобретается жизненный опыт. Универсальность музыкального влияния проявляется в отражении идей, эмоций и реального мира. Именно эти компоненты духовной жизни ребенка и взрослого обеспечивают работу мысли, чувств и мышления.

Социокультурная направленность музыкального образования достаточно четко прослеживается в сохранении, передаче, развитии элементов музыкальной и художественной культуры; связи знаний, умений с социальными нормами и духовно-нравственными ценностями.

Из-за своей мощной привлекательной и мотивирующей силы музыкальное и художественное образование являются неотъемлемыми социальными и культурными компонентами всей жизни человека.

Использованные источники:

1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Зап. педагога / Генрих Нейгауз. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Классика-ХХ1, 1999. - 228 с.

2. Пиаже Ж. Избр. психол. труды. - М., 1969.

3. Савушкина П. Л. Эволюция детского творчества в условиях экспериментального совмещения вербальных и музыкальных компонентов познавательной деятельности дошкольников: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 48 с.

4. Семенов В.Е. Социальная психология искусства. - Л., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.