Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ МАССОВОГО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ XX ВЕКА'

СИСТЕМЫ МАССОВОГО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕТОД РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / SYNTHETIC APPROACH / RHYTHMIC GYMNASTICS METHOD / IMPROVISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белобородова В.О.

Ретроспективный анализ систем музыкально-эстетического воспитания прошлого может оказать помощь в поиске оптимальных, креативных путей воспитания и образования современных детей, как одаренных, так и имеющих заболевания, которые как правило затрагивают и психоэмоциональную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMS OF MASS MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION OF THE XX CENTURY

A retrospective analysis of the systems of musical and aesthetic education of the past can help in finding optimal, creative ways of upbringing and education of modern children, both gifted and with diseases, which usually affect the psycho-emotional sphere.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ МАССОВОГО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ XX ВЕКА»

УДК 378.02

Белобородова В.О. студент 3 курса филиал СГПИ Научный руководитель: Коржевская Е.Н. ст. преподаватель филиала СГПИ РФ, г. Буденновск

СИСТЕМЫ МАССОВОГО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ XX ВЕКА

Аннотация:Ретроспективный анализ систем музыкально-эстетического воспитания прошлого может оказать помощь в поиске оптимальных, креативных путей воспитания и образования современных детей, как одаренных, так и имеющих заболевания, которые как правило затрагивают и психоэмоциональную сферу.

Ключевые слова: синтетический подход, метод ритмической гимнастики, импровизация.

Beloborodova V.O. 3rd year student of the branch of SSPI Scientific adviser: Korzhevskaya E.N. Art. Lecturer of the branch of SSPI Russian Federation, Budennovsk

SYSTEMS OF MASS MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION OF

THE XX CENTURY

Annotation. A retrospective analysis of the systems of musical and aesthetic education of the past can help in finding optimal, creative ways of upbringing and education of modern children, both gifted and with diseases, which usually affect the psycho-emotional sphere.

Key words: synthetic approach, rhythmic gymnastics method, improvisation.

В современных условиях, когда возрастают задачи музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения, широко становится применение музыкальной терапии во всех странах Западной Европы, направленной на широкий круг аномальных детей не только нервно-психических, а также и соматических заболеваний, поскольку в любой

нозологии (раздел патологии) заболевания так или иначе всегда затрагивается и страдает аффективная сфера.

Музыкальное воспитание, являясь особой областью эстетического воспитания, опирается на закономерности музыкального искусства, особенности музыкального языка и исторически сложившуюся логику музыкального мышления.

Формирование гармонически развитой личности путем освоения музыкальной культуры имеет особые классические традиции. Великая роль отводится приобщению к античному наследию. Живой классический опыт воплощения многостороннего и гармоничного содержания духовной культуры одухотворял высоким идеалом культуры личность в процессе воспитания и обучения. Следует отметить, что изучение античной музыкальной эстетики имеет актуальное значение для современности.

Среди систем массового музыкально-эстетического воспитания XX века наиболее известными стали такие направления, как система музыкально- ритмического воспитания, обучения и развития эмоциональной отзывчивости (эвритмика) швейцарского педагога, композитора Эмиля Жак- Далькроза, так и система на основе певческо-хоровых традиций венгерского педагога и композитора Золтана Кодая. Неоценим вклад знаменитых ведущих музыкантов-дидактов, как Э. Жак-Далькроз [1], З.Кодай, Б.Барток, К.Орф и других заслуживают особого внимания, а их системы музыкального воспитания могут быть широко использованы и в современной педагогической практике.

В начале XX века во многих странах Европы и в России большую популярность приобретает значение музыкального воспитания в специальной педагогике в коррекционно-развивающей работе со всеми категориями детей с нарушениями в развитии для лечения и профилактики широкого спектра дефектов, включая отклонения в развитии, эмоциональную нестабильность, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит, физические нарушения, спинно-мозговые травмы, психосоматические заболевания, внутренние болезни, психические отклонения, афазию, аутизм. Из этого следует выделить, что формирующаяся психика ребенка чутко реагирует на все возрастающие негативные воздействия среды, включая плохую экологию и напряженность в человеческом обществе; неблагоприятные факторы влияющие не только на психическое, но и на физическое здоровье детей.

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу. Музыка приходит к нам на помощь в минуты отчаяния и горя, помогает увидеть жизнь в новых тонах и красках, помогает найти в себе новые, неведомые нам прежде силы, вновь поверить в себя и обрести надежду. Она успокоит и расслабит либо, наоборот, взбодрит и наполнит энергией. В ней есть все. Надо лишь суметь услышать.

В современных условиях, когда возрастают задачи музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения, широко становится применение музыкальной терапии во всех странах Западной Европы, направленной на широкий круг аномальных детей не только нервно-психических, а также и соматических заболеваний, поскольку в любой нозологии (раздел патологии) заболевания так или иначе всегда затрагивается и страдает аффективная сфера.

Как отмечает В.И. Петрушин, в немецком методе (Швабе, Келер, Кениг) при построении стратегии и тактики лечения музыкальной психотерапией исходят из тезиса психофизического единства человека, и поэтому лечение проводится в целом комплексе воздействий, учитывающих физический, эмоциональный, коммуникативный и органически регулятивный аспекты [4].

3. Кодай считал музыку чудодейственным средством приобщения детей к добру, красоте, человечности, без которых невозможно существование человеческого социума. Основой его педагогической концепции было обязательное музыкальное просвещение и музыкальное воспитание подрастающего поколения. По его мнению, начинать музыкальное воспитание необходимо еще с дошкольного возраста, ибо там ребенок играючи осваивает то, чем заниматься в начальной школе уже будет поздно. В этом возрасте закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Следовательно, ребенок никогда не забудет того, чему он здесь научился [2].

В начале XX века во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания под названием «метод ритмической гимнастики».

Особого внимания заслуживает система синтетического подхода: единство слово - музыки движения (музыкально-сценическая игра, театр) немецкого педагога и композитора Карла Орфа (1895-1982), которая основана на развитии детского творчества, а также система на основе сензитивных периодов развития ребенка итальянского педагога, теоретика дошкольного воспитания Марии Монтессори.

В пятитомном учебном пособии «Шульверк» (в переводе означает «школа действия», «школа творения»), изданном в 1950-1954 годах, К.Орф подробно излагает свою методику, которая стимулирует детское коллективное элементарное музицирование, где импровизация является основным методом музыкального воспитания в коллективе детей [3].

В результате, ритмические и мелодические упражнения, их варианты, сочиненные детьми, связаны с простыми хороводными формами, со словом. Музыка «Шульверка» опирается на народные мелодии, широко представлены поговорки, пословицы, считалки.

К.Орф считал наиболее ярким средством воздействия на ребенка творческие музыкально-театрализованные игры, в которых объединяются

пение, речь, жест, танец, игра на музыкальных инструментах. Он создал музыкальные инструменты, удобные и наиболее применимые для игры: ударные (мелодические и немелодические), духовые, струнные (смычковые и щипковые). Безусловно, на его занятиях наиболее активно используются хлопки, притопы, удары, шаги. Следовательно, именно на раннем периоде, а в частности, и в младшем школьном возрасте необходимо начинать приобщение к музыкальной культуре, развивать детское творчество не только способных и одаренных учащихся, а прежде всего, следует уделять особое внимание детям с задержкой психического развития в целях музыкального воспитания и обучения в виде коррекционно- педагогической работы.

Использованные источники:

1. Жак-Далькроз 3. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства: 6 лекций. - СПб.: Театр и искусство, 1913. — С. 47.

2. Кодай 3. Избранные статьи. - М.: Сов. композитор, 1982.-288с.

3. Орф К. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности 6т./ К.Орф, - Екатеринбург, 2001. - 116 с.

4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-176с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.