особенности выражаются как в глубине содержания чувства, так и в форме их проявления, а именно в степени осознанности, глубины, силы, динамичности, гармоничности сочетания различных чувств. Эти индивидуальные особенности определяются своеобразными условиями жизни и воспитания конкретного человека, а также зависят от типологических особенностей индивида (подвижность процессов, характер их смены, интенсивность). Учет всех этих особенностей имеет существенное значение при распознавании чувств в каждом конкретном случае образовательной и воспитательной работы.
Таким образом, нравственные чувства разнообразны по своему содержанию и направленности. Однако основным объектом этих чувств являются общественные взаимоотношения людей, их помыслы и поведение. Нравственные чувства зарождаются и развиваются в процессе общения. Нравственное воспитание мы понимаем как сложный многогранный процесс формирования нравственных идеалов, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения, су-
тью которого является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в ее поведении.
1. Геворкян А.К. // Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом. 1998. № 1-2. С. 15-21.
2. Силуянова И.В. // Философские науки. 1990. № 12. С. 100-104.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1980.
4. Русанова В.С. Воспитательный потенциал центров детского досуга. Челябинск, 2003.
5. Степанов Е.Н. // Воспитание школьников. 2002. № 6. С. 2-5.
6. Новикова Л.И. Педагогическая деятельность коллектива: вопросы теории. М., 1978.
7. Дробницкий О.Г. // БСЭ. 3-е изд. М., 1974. Т. 16. С. 559-561.
8. Педагогическая психология / под ред. Н.В. Клюевой. М., 2003. С. 25.
Поступила в редакцию 2.G2.2GG7 г.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНО-ДОСУГОВЫХ ОРИЕНТИРОВ ЖИТЕЛЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ
А.Н. Четвертков
Chetvertkov A.N. Socio-cultural analysis of value-leisure landmarks of inhabitants of the Central Russia. The article is dedicated to examination of social and cultural interests of inhabitants of the Central Region of Russia. On the basis of the specifically-social investigation the author analyses the specificity of the respondents’ attitude towards traditional kinds of leisure, to home leisure and holiday out of the town. In the article there is a gender and social-demographic analysis of preferences in free time spending. The researcher exposes the main factors of tendency of development of modern leisure values and interests of Russian people.
Для анализа актуальной ситуации в системе социально-культурной деятельности нами было проведено социологическое исследование, основной целью которого являлось изучение актуальных ценностно-досуговых ориентиров респондентов в сфере социально-культурной деятельности. Нами была проведена стратифицированная квотная случайная выборка (квота составляла 30 опрошенных) объемом в 600 респондентов (реальное число опрошенных составило 626 че-
ловек, из них мужчин - 226 человек, женщин -400).
Для достижения цели предполагалось решить следующие задачи:
1) выяснить досуговые предпочтения опрашиваемых;
2) определить ценностные ориентиры социально-культурной среды респондентов, социально-демографические условия жизни;
3) проанализировать причины досуговых предпочтений;
2б2
4) сделать выводы об актуальном состоянии системы социально-культурной деятельности.
В качестве первичных единиц сбора использовался следующий критерий: респондент является активным участником сферы социально-культурной деятельности - либо работает в данной сфере, таким образом прямо или опосредованно формируя рынок социально-культурных услуг, либо является членом каких-либо досуговых учреждений в различных регионах Центральной России (Тамбов, Волгоград, Липецк, Москва, Воронеж).
Разработанная анкета полузакрытого типа была составлена из трех блоков: социально-демографического, призванного обеспечить необходимой для анализа информацией о респонденте (его пол, возраст, образование, семейное положение, количество членов семьи, уровень дохода - личный и семейный, место проживания, род профессиональной деятельности); блока, состоящего из вопросов о досуговой составляющей личной жизни респондента (количество свободного времени, досуговые предпочтения); блока, ориентированного на выяснение социально-психологических качеств личности (ценностных ориентиров, религиозности, социальной активности, степени поддержки традиционных семейных и национальных традиций).
При выяснении ценностных ориентиров в жизни респондентов нами было выявлено следующее. Большая часть респондентов отмечает чрезвычайную важность инструментальных ценностей (что, в принципе, характеризует наше общество как социально-культурную систему «смешанного типа» [1]:
вольности (10,8 %), традиционности (10,2 %); самопожертвования (10,2 %); авторитетности (9,6 %); инициативности (9,2 %); законности (8,9 %); независимость (7,5 %); вслед за этим показателями идут ценности терминальные: общение (6,2 %); работа (5,9 %); нравственность (5,6 %); благополучие (5,4 %); свобода (4,6 %); семья (3,4 %); жизнь человека (2,2 %).
При анализе основных вопросов нашей анкеты, касающихся досуговых предпочтений и специфики организации досугового времени, нами были получены следующие данные. Как оказалось, на сегодняшний день для большей части респондентов и досуг, и работа одинаково важны - 42,2 %; значительно меньше число тех, кто настолько за-
нят работой, что досуга практически нет -17,3 %; а также тех, кто своей работой в целом доволен, но истинное удовлетворение доставляют досуговые занятия - 16,6 %.
7,7 % опрошенных отметили, что работа не удовлетворяет их полностью, но то же самое они могут сказать и о досуге; 7,0 % утверждают, что без своей работы себя не мыслят, а досуг рассматривают как второстепенную область; 5,1 % - что работа нужна только для того, чтобы иметь возможность более интересно проводить свой досуг; и 4,2 % опрошенных считают, что их жизнь только и начинается на досуге. Нами не было выявлено наличия противоречий между суждениями о наличии свободного времени и тем, сколько времени респонденты отмечают в качестве свободного. Например, отмечая недостаток свободного времени, респонденты отмечают, что либо не имеют свободного досугового времени, либо его меньше 1 часа. В целом 39,2 % опрошенных располагают до 3 свободных от работы и домашних обязанностей часов в день; до 5 часов в день - 22,2 %; меньше 1 часа в день - 16,1 %; 14,6 % ответили, что имеют более 5 свободных часов в день; а не располагают свободным временем -7,9 %.
Традиционно для российской действительности мужчины имеют больше свободного времени, нежели женщины: в основном за счет возлагаемых на женщину обязанностей по занятиям с детьми, работе по дому, домашнему хозяйству, дачному участку и огороду.
Среди возрастных когорт распределение досугового времени происходит равномерно, выделяется лишь 2 показателя: в группе до 25 лет 69,6 % молодых людей имеет в своем распоряжении более 5 часов в день; в группе от 35 до 45 лет 48,0 % респондентов отмечают, что не имеют совсем свободного времени:
Кроме того, ярко выражено наличие свободного времени от образования: чем выше образовательный ценз, тем больше становится дефицит свободного времени - в группе респондентов, обучающихся в аспирантуре (докторантуре) или имеющих ученую степень 60,0 % отметили, что свободного времени не имеют совсем. В то же время респонденты, имеющие среднее образование, в основном имеют либо до трех (40,4 %), либо до пяти часов свободного времени (41,7 %).
Таблица 1
Чтение, самообразование Посещение театра, кино, концертов Просмотр телепередач Учеба Отдых на природе Спорт Музыка Диско- тека Вечеринки Кружки Иное
По гендерному составу, %
мужчины 11,5 14,4 19,9 3,3 16,8 11,7 14,8 4,0 5,1 2,2 0,5
женщины 18,8 14,6 19,8 0,0 23,3 7,4 5,9 3,0 7,6 0,0 0,0
По возрасту, %
до 25 13,5 14,5 10,6 0,0 15,2 12,1 15,1 7,4 12,1 2,1 0,0
25-35 20,8 12,3 20,8 3,8 21,7 7,5 10,4 1,9 3,8 0,9 2,8
35-45 16,2 10,4 24,7 1,9 23,4 6,5 7,1 2,6 1,9 0,0 3,2
свыше 45 18,8 10,1 25,9 0,0 20,5 4,6 0,8 0,0 7,8 6,9 4,2
По образованию, %
среднее 10,9 20,1 19,8 1,0 8,5 4,7 15,7 10,9 7,7 2,2 0,0
среднее профессиональное 11,0 17,7 18,9 3,0 22,0 8,5 9,8 4,3 5,5 0,0 0,0
неполное высшее 12,7 11,8 15,5 0,0 16,4 9,0 13,7 8,1 9,0 1,7 0,0
высшее 18,4 10,7 21,3 2,5 21,3 6,1 7,4 2,0 3,3 0,8 4,1
ученая степень 26,7 16,7 16,7 0,0 16,7 6,7 10,0 0,0 0,0 0,0 0,0
По роду деятельности, %
преподаватели 19,6 18,5 2,7 3,8 21,4 8,2 8,7 4,3 4,3 1,6 6,5
студенты 10,1 13,4 10,5 2,5 15,1 8,8 13,4 10,1 8,4 2,1 5,5
работники учреждений культуры 16,4 11,5 21,2 2,4 17,0 7,3 10,3 4,9 5,5 0,6 3,0
остальные 12,6 7,8 23,7 6,6 18,1 6,9 9,2 5,8 6,1 1,6 1,6
По месту> проживания, %
сельская местность 11,7 5,3 22,0 3,6 18,5 9,7 12,6 7,4 4,6 0,6 4,7
город до 0,1 млн. 12,2 5,7 14,4 2,2 27,6 8,7 6,5 8,7 10,9 0,0 1,5
город 0,1-0,5 млн. 17,2 13,5 18,5 2,5 21,0 3,0 11,3 5,9 3,0 1,9 1,5
город 0,5-1,0 млн. 14,5 12,3 21,6 4,4 18,2 8,8 10,5 2,6 4,4 0,9 0,0
город свыше 1 млн. 15,1 22,1 17,0 1,5 18,6 10,6 10,7 2,0 1,3 0,0 1,2
В целом 18,1 и 17,2 % опрошенных в качестве предпочтительного времяпрепровождения отметили отдых на природе и просмотр телепередач; затем по степени значительности идут чтение, самообразование -14,0 %; посещение театра, кино, концертов -
12.6 %; и музыка - 10,7 %. Только 7,8 % опрошенных отметили в качестве предпочтения спорт, 5,8 % - вечеринки, 5,7 % - дискотеки;
2.6 % - учебу; 1,3 % - различные кружки. Свои варианты ответов на данный вопрос предложили 4,3 % респондентов. Весьма значительно данные предпочтения зависят от пола, возраста, образования, рода деятельности, места проживания (табл. 1).
Таким образом, и мужчины, и женщины преимущественно рассматривают досуговое время как время, предназначенное для восстановления сил; более всего ценится отдых
со сменой обстановки (на природе или посещение концертов, кино и театра) или пассивный, во время которого респондент практически не тратит своих сил. Из развивающих и организующих творческое начало мужчины предпочитают спорт, а женщины чтение и самообразование.
Практически для каждого возраста актуальным остается отдых на природе, в основе этого предпочтения остается смена обстановки и возможность легкого свободного общения. Респонденты возрастной когорты до 25 лет в отличие от других не отметили важным просмотр телепередач; характерно, что для других возрастов просмотр телепередач постепенно вытесняет с первого места отдых на природе. Не важным оказывается в жизни респондентов старше 35 лет спорт -
это место занимает общение, прослушивание музыки.
По образовательному уровню от других групп отличаются респонденты с высшим образованием и имеющие ученую степень: для этой группы по сравнению с другими более важны активные виды досуга - спорт, самообразование, чтение. В то же время, как и в других группах, коммуникативная и реабилитационная функция досуга является очень важной - практически в каждой образовательной группе много внимания уделяется отдыху на природе, посещению кино, концертов и театров, просмотру телепередач.
По роду деятельности практически для всех групп важным является отдых на природе; в группе преподавателей различных образовательных учреждений практически не котируется просмотр телепередач (связано это прежде всего с дефицитом свободного времени); в группах работников учреждений культуры и остальных респондентов третье место занимает чтение и самообразование, что подтверждает сегодня прежде всего актуальность саморазвития личности. В целом же группы преподавателей и студентов проявляют гораздо большую активность в сфере досуга, выбирая преимущественно (помимо отдыха на природе) относительно активные формы проведения досуга. Особенно широк разброс мнений в группе студентов - второе и четвертое места разделили соответственно посещение кино, театра, концертов с прослушиванием музыки и чтение, самообразование и дискотеки.
Независимо от места проживания наиболее важными формами досугового времяпрепровождения является отдых на природе, просмотр телепередач, чтение и самообразование. Для сельской местности и малых городов с населением до 100 тыс. человек практически не актуальным оказалось посещение театра, кино и концертов - мы считаем, что прежде всего это связано с неразвитостью необходимой инфраструктуры. Вместо данного пункта респонденты отмечают спорт. Практически независимым от места проживания оказалось чтение и самообразование; это говорит о том, что информационное обеспечение на сегодняшний день, являясь актуальной потребностью, находится в достаточно стабильной ситуации, стоит отметить лишь тот факт, что с каждым днем
происходит все большая замена книг электронными ресурсами.
Однако в целом в качестве основного мотива различного рода досуговых предпочтений выступает прежде всего отдых. Практически во всех группах отдается много внимания отдыху - как пассивному, так и активному. 34,7 % респондентов считают, что сегодня основную часть досугового времени следует тратить прежде всего на восстановление сил. Гораздо меньшее число опрошенных в качестве приоритетов отмечают общение с другими людьми (21,5 %); творческую самореализацию (17,2 %) или смену впечатлений (17,2 %). Лишь малое число респондентов проводит свой досуг таким образом по привычке (6,6 %).
Итак, подведем итоги. На сегодняшний день наиболее частыми посетителями различных досуговых учреждений (клубов, кружков, концертных организаций и т. п.) являются молодые люди в возрасте до 25 лет. В основном это либо студенты, либо закончившие учебу, но еще не проявляющие большой социальной активности молодые люди (прежде всего холостые). После 25 лет показатели досуговой активности снижаются -связано это с формированием собственных семей, большим количеством проблем по обустройству жизни, карьерой и т. п. То есть мы наблюдаем прежде всего обратную зависимость досугового времени от социальной активности. Как правило, в этом время респонденты оказываются весьма сильны загружены работой (порой и несколькими), поэтому в это время сфера досуга обычно играет несколько меньшую роль в жизни респондентов. В это время основное предназначение досуга - отдых, общение и самообразование (повышение профессиональной компетенции). Более широко возможностями системы социально-культурной деятельности респонденты начинают пользоваться после 35 лет - с этого времени у большинства появляется больше свободного от работы и семейных обязанностей времени. Практически не сказывается на досуговых предпочтениях уровень личных доходов. Гораздо важнее общий семейный доход, а также образовательный уровень. Кроме того, с повышением уровня образования наблюдается стабильное уменьшение досугового времени, что приво-
дит к желанию более целенаправленного его расходования.
Также мы наблюдаем несколько двойственную ситуацию с позиций зависимости досугового времени от гендерной принадлежности респондентов. Согласно данным, женщины проявляют гораздо меньшую социальную активность, что должно приводить к активности в сфере досуга, однако данное предположение оказывается неверным: разницу нивелируют домашние дела, дача, воспитание детей и т. п. - в целом женщины имеют гораздо меньше мужчин свободного времени.
С горечью стоит отметить и тот факт, что большое количество респондентов с недоверием относятся к инициативам государства и мало проявляют желания участвовать в каких-нибудь проектах (собственно говоря, этому немало способствует и само государство - как показывает практика, на сегодняшний день реализация, например, различных национальных проектов страдает огромным количеством недостатков - проблемы с обеспечением льготными лекарствами, весьма узкий спектр молодых семей, охваченных программой «Молодым семьям -доступное жилье», практически полное отсутствие последующего обеспечения деятельности открываемых или реставрируемых медицинских учреждений и т. п.); очень большое количество респондентов надеется прежде всего на свои силы, самостоятельно пытаясь решить различного уровня проблемы - именно в этой сфере наиболее активно реализуется выявленная нами иерархия инструментальных и терминальных ценностей, проявляя себя в большей степени в стремлении повысить уровень образования и квалификацию, а также улучшить материальное положение.
Стоит отметить также следующий факт. Так же как и более ранние исследования
Н.И. Лапина, наше исследование показало, что структура ценностных ориентиров, менталитет россиянина остается по-прежнему неизменным: все столь же важным является уважение к старшим, к матери, забота о маленьких, ответственное отношение к работе; совместные семейные праздники; традиционно важными для опрошенных остаются понятия Родины, родного края и родительского дома [2-4]. В целом духовная жизнь
опрошенных практически независима от религиозных воззрений; набирающая популярность религиозность населения на поверку оказывается формальной, и сегодня в большей степени означает определенную этническую, ценностную принадлежность человека.
Для большинства опрошенных сегодня и досуг, и работа являются одинаково важными понятиями. Это равенство основано прежде всего на том, что сегодня работа является прежде всего средством выживания, лишь малая часть людей может позволить себе заниматься чем-либо исходя из своих творческих предпочтений; основная часть вынуждена искать такую работу, где уровень оплаты позволяет обеспечить достойный уровень существования - личный и семьи.
В целом сегодня основными функциями досугового времени являются рекреативнооздоровительная, коммуникативная, далее культуротворческая и информационно-
просветительная. Естественно, для разных групп респондентов (по роду деятельности, гендерной принадлежности, возрасту, уровню доходов и т. д.) иерархия функций досуга разная, однако основа соподчинения остается одной и той же. Кроме того, не представляется возможным в ряде случаев отделить досуговое время, потраченное на отдых, от времени, проведенного в общении или перед телевизором. Наблюдается своеобразная интеграция функций досугового времени и системы социально-культурной деятельности в целом - сидя перед телевизором, респондент может и развлекаться и получать определенную информацию. В целом стоит отметить, что сегодня развитие досуга происходит в двух направлениях: во-первых, это более пассивные занятия (прежде всего просмотр телепередач, прослушивание музыки); во-вторых, это интегративный блок, связанный прежде всего с соединением нескольких возможных функций воедино - это отдых на природе, посещение театра, кино, концертов.
1. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / пер. с англ., ком-мент. и ст. В.В. Сапова. СПб., 2000.
2. Лапин Н.И. // Социс. 2003. № 6.
3. Лапин Н.И. // Социс. 1996. № 5. С. 3-24.